Что означает современное искусство
Что означает современное искусство
7 декабря в Дворце культуры «Тольяттиазот» в рамках интеллектуального клуба «Химия слова» состоялась лекция руководителя отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея – Александры Щербиной. Все присутствующие смогли узнать о том, как понимать современное искусство и надо ли вообще его понимать, о ведущих направлениях живописи и даже немного об истории искусства.
Лекция «Как понимать современное искусство» началась с интерактивного тематического квиза. Александра Щербина приготовила для слушателей 10 вопросов, связанных с живописью. Например, какое было отчество у Казимира Малевича или кто запатентовал синий цвет? Определились три лидера, которым достались билеты на ближайшую выставку в отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея (ТХМ).
Спикер рассказала, что для каждой эпохи искусства характерна определенная «картина мира», которая складывается из религиозных, философских, политических идей, научных представлений, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
– Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие из них существуют одновременно и поэтому «чистых стилей» не бывает, – поделилась Александра Щербина.
Когда началось современное искусство?
Искусство, которое было создано после 1960-70-х годов, явно отличается от классической реалистической живописи, которую мы привыкли видеть в музеях. Художественные поиски того времени можно охарактеризовать как поиск задач модернизму. Это выражалось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения. Главной целью было искажение понятия духовности.
Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов XX века можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В середине 70-х вверх в искусстве взял феминизм.
Конец 70-х и 80-е годы – возвратился интерес к изобразительности, цвету и фигуративности. На эту эпоху приходится время кэмпизма, искусства ист-виллиджа и нео-попа. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве.
На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х годах – видео и аудио, затем компьютеры и в 1990-х годах – интернет.
Как понимать современное искусство?
Невозможно правильно или неправильно понять работу автора. Каждое мнение дополняет произведение искусства. Зритель, можно сказать, выступает соавтором работы, ведь он имеет право на любую интерпретацию. Большинство произведений современного искусства являются однозначным заявлением. Нет одного посыла, есть информация, с которой можно ознакомиться. И зритель вправе ее принять, или отвергнуть. Но если есть желание понять, что автор хочет донести, можно, например, последовать следующим указаниям: прочитать о выставке, авторе и работе, приведенной на выставке; узнать информацию о художнике; посмотреть как можно больше работ; прочитать книги об искусстве таких авторов, как Эрнст Гомбрих, Валерий Турчин, Жан Бодрийяр, Казимир Малевич, Василий Кандинский и многих других.
Что такое «актуальное искусство»?
В России, в 90-х годах XX века использовался термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не одинаков по смыслу, с термином «современное искусство». Под актуальным участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство, но оно быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Участники художественного процесса в России наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в своё время приписывалось авангардизму.
Какие существуют направления в современном искусстве?
Если это цветные загогулины и пятна, как будто художник от души наляпал краской, то это абстрактный экспрессионизм. Мастерами абстрактного импрессионизма были – Джексон Полок, Марк Ротко, Уиллем де Кунинг, Франц Клайн, Ли Краснер.
Если это кирпич, экскаватор, мусор и другие вещи, но их поставили под стекло и дали умное название, то это концептуализм. Главными представителями были – Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский, Иоанн Дунс Скот.
Если это писуар, только, к примеру, перевернут, (как у художника Марселя Дюшана под названием «Фонтан») значит это точно реди-мейд. Представителями являлись – Марсель Дюшан, Альберто Джакометти, Хуан Миро.
Если увиденное на картине что-то расплывчатое или растекшееся, то это, скорее всего сюрреализм. Выдающимися сюрреалистами являлись – Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Джорджо де Кирико, Макс Эрнст.
Когда не можешь понять, что перед тобой картина, нарисованная художником или фотография, запечатлевшая фотографом, значит это гиперреализм. Представителями гиперреализма являлись: Чак Клоуз, Ричард Эстес, Чарлз Белл.
Кто-то вырезал картинку из глянцевого журнала или раскрасил картинку? Это точно поп-арт. Известность поп-арту принесли – Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист.
Если вы задаете себе вопрос: это проделки иллюзиониста или меня околдовали? Значит перед вами точно оп-арт – оптическое искусство. Представителями оп-арта являлись – Райли Бриджет, Яаков Агам, Ричард Аллен, Йозеф Альберс, Джетулио Альвиани.
Если вы видите четкие линии, квадраты, так, будто нарисовано циркулем – перед вами картина в стиле конструктивизма. Выдающиеся представители этого направления – Александр Родченко, Владимир Татлин.
Если художник танцует в непонятном костюме, лежит на полу в форме звезды, или играет на рояле вниз головой – это называется перфомансом. Известность данному направлению принесли – Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс, Марина Абрамович, Лори Андерсон.
Хэппенинг – почти то же самое, что и перфоманс, только с участием зрителей. Никто не знает, что может получиться, но все наблюдают за происходящим. Представителями этого направления являлись – Джон Кейдж, Джим Дайн, Жан-Жак Лебель.
Вы входите в зал, где стоят стулья с гвоздями или к потолку подвешены элементы бытовой техники, не пугайтесь, это инсталляция. Мастерами инсталляции являлись – Марсель Дюшан, Йозеф Бойс, Роберт Раушенберг.
Чем отличается современное искусство от других направлений?
Современное искусство – это не направление, не жанр и не стиль. Это то, что происходит сейчас, в настоящее время, и является объектом исследования. Временные границы размыты. Авторы современного искусства с помощью созданного ими «объекта», объясняют нам, каков наш мир сейчас, и делают это с помощью различных выразительных средств, будь это живопись или инсталляция.
Следующая лекция клуба «Химия слова» состоится во Дворце культуры «Тольяттиазот» 14 декабря в 19:00. О том, какая взаимосвязь у мозга и еды с точки зрения химических и физиологических процессов, расскажет доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга – Вячеслав Дубынин.
Современное искусство
Что такое современное искусство?
Нет точного определения для термина «Современное искусство» (Modern Art), оно остается достаточно обтекаемым и может подразумевать различные значения, что не удивительно, ведь художник и зритель находятся в постоянном движении. То, что считается современной живописью и скульптурой сегодня, через несколько лет или десятилетий утратит это свойство. Тем не менее, традиционно данным термином обозначают произведения, созданные в течение 1870–1970 годов. Эта «современная эпоха» последовала за длительным периодом господства академического искусства, вдохновленного Ренессансом. Многие искусствоведы и институты придерживаются хронологии, согласно которой конец современной эпохи (около 1970) стал отправной точной для искусства постмодерна. Однако, многие известные галереи и музеи не выделяют значимых отличий между «модернистскими» и «постмодернистскими» работами, описывая их общим термином.
Прекрасная Рафаэлла. Тамара Лемпицка.
При попытке понять историю искусства важно заметить, что оно не менялось одномоментно и отражало более глобальные изменения, происходящие в обществе и его мировоззрении. Таким образом, работа созданная в 1958 году, может быть «постмодернистской» (например, творчество Ива Клейна), в то время как консервативное произведение 1980-го года попадает в интервал «современной эпохи», но не является примером современного искусства. Кроме того, следует помнить, что многие термины в изобразительном искусстве создаются ретроспективно.
Истоки
Чтобы понять современное искусство, полезно владеть историческим фоном того времени. 19 век стал временем значительных и быстрых перемен. Изменения в производстве, транспорте и технологиях повлияли на образ жизни людей. Отраслевые улучшения привели к улучшению благосостояния городов и его жителей, вырос спрос на городскую архитектуру, прикладное искусство и дизайн. Многие музеи мира были основаны магнатами 19-го века. Успехи в области фотографии, новые технологии (например, прообраз современных тюбиков краски Джона Ренда) и другие факторы радикально повлияли на изобразительное искусство, вдохновляя художников на поиски и исследования новых тем и идей. Вместо слепого следования иерархии жанров и академическим традициям, живописцы и скульпторы начинают интересоваться обычными людьми, местами, своими мыслями. Очевидными темами становятся обновленные города, с железнодорожными станциями и стройками, пригородные деревни, места празднеств и т.д.
Стеклянные слезы. Фотография Мана Рэя.
19-й век принес ряд философских концепций, оказавших влияние на искусство. «Интерпретация сновидений» (1899) Зигмунда Фрейда, например, способствовала популяризации понятия «подсознание», предложив художникам исследовать символизм, а затем и сюрреализм.
Начало современного искусства
Датой, чаще всего называемой датой рождения нового направления, считается 1863 год — год, когда Эдуард Мане (1832–1883) представил публике шокирующую картину «Завтрак на траве». Несмотря на уважительное отношение Мане к французским академиям искусства и произведениям эпохи Возрождения, данная картина считается самой скандальной работой того периода. Но «Завтрак на траве» стал лишь предвестником новых тенденций. Новое поколение художников, которых уже не удовлетворяли традиционные формы искусства, приступило к использованию смелых методов и техник в реализации революционных идей.
Завтрак на траве. Мане.
Основные характеристики
Период «современного искусства», в классической интерпретации продолжавшийся около века, включал в себя множество различных художественных движений: от чистой абстракции — до гиперреализма, от флуксуса и дадаизма — до классической живописи, от ар-нуво — до баухауза и поп-арта. Такое разнообразие не позволяет выделить общие или объединяющие характеристики, определяющие эпоху. Но если есть что-то, отличающее современных художников от традиционалистов, — это отношение к искусству. Для последних искусство имело реальную ценность, что выливалось в строгое следование правилам (в общем случае). Модернисты и постмодернисты, в свою очередь, отвергали идею о внутренней ценности искусства.
Работа Бриджет Райли.
Хотя нет единого определяющего признака «современного искусства», можно отметить ряд важных характеристик:
Велосипедное колесо. Дюшан.
Важнейшие движения
Самыми влиятельными движениями «современного искусства» являются:
Современные художники
Некоторые известные представители популярных движений и стилей.
Современное искусство: история, характеристики, направления 549 слов читать
4 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки
Текст ещё не готов
Определение современного искусства, характеристики история, движения. ГЛАВНЫЙ А-Я ИНДЕКС
Плачущая женщина (1937) Пикассо, ныне считающегосявеличайшим художником ХХ века.
Содержание Что такое современное искусство? (Определение) • Каковы истоки современного искусства? • Когда зародилось современное искусство? • Что является главной характеристикой современного искусства? • Чем отличалось современное искусство? • Как развивалось современное искусство с 1870 по 1970 год? • Когда закончилось современное искусство? И что его заменило? • Каковы наиболее важные направления современного искусства? • Список школ и направлений современного искусства от Аризоны • Кто самые великие современные художники? • Какие 25 величайших современных картин? • Какие 25 величайших современных скульптур?
Движение на площадях (1961).Бриджит Райли, движение оп-арта.
ПРИМЕЧАНИЕ: 1960-е годы обычно рассматриваются как десятилетие, когда художественные ценности постепенно менялись с «модернистских» на «постмодернистские». Это означает, что в течение определенного периода времени оба набора ценностей сосуществовали друг с другом.
О важных датах см.: Хронология истории искусства (2, 5 миллиона до н.э.)
Каковы были истоки современного искусства? Чтобы понять, как зародилось «современное искусство», полезно немного исторической справки. XIX век был временем значительных и быстро растущих изменений. В результате промышленной революции (около 1760-1860 гг.) Огромные изменения в производстве, транспорте и технологиях начали влиять на то, как люди жили, работали и путешествовали по Европе и Америке. Города и города росли и процветали, когда люди покидали землю, чтобы заселить городские фабрики. Эти социальные изменения, вдохновленные индустрией, привели к большему процветанию, но также привели к стесненным и тесным условиям жизни для большинства рабочих. В свою очередь, это привело к увеличению спроса на городскую архитектуру; рост спроса на прикладное искусство и дизайн – см., например, школу Баухаус – и появление нового класса богатых предпринимателей, которые стали коллекционерами и меценатами. Эти магнаты XIX века основали многие из лучших художественных музеев мира.
Как понять современное искусство. 6 шагов от ненависти до любви
Вы любите Тициана, Рубенса и Моне. Но ведь пора и в 20 век, и в 21-ый заглядывать. А там столько пугающего и непонятного. Вы вроде и чувствуете, что позиция «я сам такое могу нарисовать» в корне не верна. Но вот почему.
Я поделюсь своим опытом, как я прошла путь от состояния «мне интересно, но НЕ понимаю» до «вот это да!» Пройдите 6 шагов, которые помогут Вам понять и полюбить современное искусство.
Шаг 1. Осознайте, чем «дышит» современное искусство
Этот шаг ни в коем случае пропускать нельзя. Пока Вы не осознаете, чем «дышит» современное искусство, все остальное бесполезно. Даже если Вы посетите 100 выставок, Вы каждый раз будете натыкаться на внутренний барьер «Какая ерунда/ужас/несусветица».
Итак, это важно: современное искусство – НЕ про копирование реальности. Оно про отклик на эту реальность и эмоции самого художника.
Эта тенценция началась ещё с импрессионизма (60-70-ые года 19 века). Именно тогда изобрели фотоаппарат. Роль копирования реального мира на себя взяла фотография. Живописи это было уже ни к чему. И понеслось…
Экспрессионизм, фовизм, кубизм, абстракционизм, поп-арт…
На полотнах этих направлений нет реального мира. А только мир, придуманный самими художниками. Это их эмоции, их послания.
А дальше следует еще одно правило.
Отодвиньте понятие эстетики на второй план.
Когда художник высказывается, это не всегда эстетично. Потому что высказывание не всегда о розах и красивых дамах.
Итак, в работах художников 20-21 века ищите:
А – отклик на происходящее в мире
Самый яркий пример – Банки супа «Кэмпбелл» Уорхола. Самый прямой отклик на общество потребителей
Энди Уорхол. Банки супа «Кэмпбелл». Полимер, ручная печать. 32 картины 50х40 каждая. 1962 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА). Most-beauty.ru.
Б – внутренний мир самого творца
Здесь Фрэнсис Бэкон – непревзойдённый мастер. Его внутренний мир ужасен и уникален. Все из детства, как говорят фрейдисты.
А ещё современные художники – это исследователи. Им важно изобрести что-то, чего не было до них. Если публика ошарашена, это хорошо.
Когда-то всех ошарашил Ван Гог, потом Матисс. Чуть позже всем досталось от Поллока и так далее.
В многомиллиардном мире уникальность – на вес золота. Если художник творит в точности, как Матисс или Поллок, он не станет известным и богатым. Поэтому полотна современных художников зачастую огромны – это снижает риск копирования.
Итак, в работах наших современников всегда есть уникальность, а главное – смысл. Причём этот смысл не лежит на поверхности, а закодирован. Иначе это было бы не искусство, а рекламные плакаты.
Поэтому важны шаги 3-6. Без них эти коды Вам не станут доступны запросто. А пока, чтобы ещё ближе подступиться к современному искусству, сделайте шаг 2.
Шаг 2. Начните с компромисса
Даже если Вы усвоили шаг 1, вряд ли Вы тут же полюбите того же Бэкона всей душой. Я сама до сих пор закрываю случайно открытую работу этого художника, зажмурив для надежности глаза.
Найдите компромисс. Есть современные художники, которые закладывают смысл в довольно эстетичной форме. Тот же Бэнкси делает это часто с изяществом. Ведь его девочка с шариком так хороша!
Бэнкси. Надежда всегда есть. 1991 г. Лондон
Таких современных художников довольно много в галерее Саатчи в Лондоне. Зайдите на ее сайт и наслаждайтесь canvas.saatchiart.com
Шаг 3. Узнайте художника
Биографии это хорошо, но лучше читать интервью художников. Так Вы сразу поймёте не только смысл работ, но и характер мастера. И тогда смотреть его произведения становится гораздо интереснее.
Возьмём, например, работы Recycle Group.
Recycle Group. Контейнер. Медитация. 2017 г. Фото из личного архива.
Их работы я поняла, лишь прочитав несколько интервью с художниками (о них я писала в соц. сетях).
И упражнение со звездочкой: Сходите на встречу с самим художником и задайте ему вопросы. Такие встречи часто организуют музеи, проводя персональные выставки. Как правило, художники охотно комментируют свои работы.
Шаг 4. Сходите на выставки
Наметьте для посещения 3 выставки современного искусства (если нет в вашем городе, просмотрите репродукции 3х художников)
И обязательно сходите в музей «Гараж». Там ещё и атмосфера прекрасная.
Шаг 5. Правильно организуйте посещение музеев
Не пытайтесь охватить все работы в музее. Если Вы идёте смотреть постоянную экспозицию, выберите заранее 5-7 работ, которые хотите увидеть. Если не выставку – ориентируетесь на свои ощущения. Постойте у тех работ, которые вызвали у Вас эмоции.
Кэрин Джурик. Сила воли. 2014 г. Частная коллекция. Pinterest.ru.
Читайте таблички у каждой выбранной работы. Очень часто название раскрывает замысел художника. Ещё важно, когда создана работа (и на какие события откликнулся художник) и из какой он страны.
В 2010 году Ай Вэй Вэй наполнил огромный зал Тэйт Модерн (Лондон) семечками. Каждая из них (100 млн) сделана вручную из глины! Когда Вы осознаете, что художник из Китая, работа читается особенно ясно, согласитесь.
Ай ВэйВэй. Семена подсолнечника. Инсталляция в Тейт Модерн в Лондоне, 2010 г. Pagetravel.ru.
Шаг 6. Найдите проводника в мир современного искусства
Подпишитесь на блогера, который рассказывает о современном искусстве легко и доступно. Он Вам поможет расшифровывать послания современных художников или будет подталкивать искать заложенный смысл.
Если Вы застряли на первом шаге, расслабьтесь. Продолжайте изучать старых мастеров. И однажды современное искусство Вас позовёт. Синим запатентованным цветом Кляйна или вызывающими слезы пятнами Ротко.
Ив Кляйн. Антропометрия: Принцесса Хелена. 1960 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк. Yandex.ru.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.