Что означает современная образовательная среда
Статья «Образовательная среда современной школы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель русского языка и литературы Ю.Г.Корнеева.
МАОУ «Центр образования» г.Златоуст
Образовательная среда современной школы.
В федеральном государственном стандарте обращается внимание на создание комфортной развивающей образовательной среды учебного заведения. В контексте стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как доступность, открытость и привлекательность. В стандарте говорится о комфортности образования не только для обучающихся, но и для педагогических работников.
Понятие «комфортная образовательная среда» специалистами обозначается как совокупность условий, определяющих благоприятный климат для актуализации потенциала всех участников образовательного процесса. Комфортную образовательную среду можно трактовать как педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для благоприятного формирования творческого обучения и преподавания. Компонентом педагогически комфортной среды, обеспечивающим эффективность и результативность процесса формирования образовательной самостоятельности учащихся, является создание творческой, благожелательной атмосферы. Сюда необходимо отнести организацию индивидуальной ситуации успеха, содействие самореализации всех участников образовательного процесса.
Только творческая (идейная) образовательная среда может функционировать как среда развития одаренности личности. Поэтому главной задачей школы является выстраивание на уровне образовательного учреждения системы целенаправленной деятельности по выявлению комплекса условий для максимального проявления и развития разносторонних таланов детей и подростков.
В эпоху стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности людей вопросы обновления воспитательного компонента содержания образования как способности системы образования обеспечить достижение целей личности, общества и государства заслуживают особого внимания.
Ее суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны.
Необходимость модернизации школы была неоднократно признана научной и педагогической общественностью.
Выделим ее основные моменты:
Умение работать и ориентироваться в разнообразных потоках информации, овладение новой техникой и технологиями требуют развитой, динамичной, гибкой, безопасной среды, оснащенной современным материально-техническим инструментарием, приспособленным к особенностям деятельности учащихся и педагогов.
• отсутствие помещений для организации профориентационной работы
• неприспособленность структуры школы к проведению коллективных обучающих, воспитательных и спортивных мероприятий;
• дефицит необходимых площадей для организации досуга, отдыха, индивидуальных внеурочных занятий по выбору и интересам, самообразования;
• неразвитость зональной инфраструктуры школы, сдерживающая размещение разновозрастных групп учащихся согласно особенностям социальной инициации школьников.
Э ти факторы указывают на острое несоответствие существующих реалий потребностям современного образования и на необходимость поиска путей преодоления указанных негативных факторов.
Эффективно разрешить эту и другие подобные ей проблемы может средовый подход, указывающий на четыре главных вектора: природа, ноосфера, социум, цивилизация; наука, техника, экономика, экология. Указанные феномены через информационную сферу формируют непосредственно сферу культуротворческой среды, включающую духовную, интеллектуальную, социальную и материальную культуру.
Все они непосредственно или опосредованно являются неотъемлемыми конструктами образовательной среды, ее отдельных компонентов и источником формирования содержания базового знания.
С реда жизнедеятельности школы является мощным социальным и здоровье сберегающим фактором. Школа становится вторым домом, в котором учащийся проводит более половины своего времени.
Среда жизнедеятельности может быть построена лишь на основе системного исследования педагогических и социальных потребностей школы.
Проектирование инфраструктуры школы нового поколения должно осуществляться системно, на основе принятой педагогической технологии. Это означает, что учебные предметные среды должны формироваться не изолированно, а в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с основными группами школьного оборудования: мебелью и оргтехникой, собственно системами средств обучения по каждому предмету, техническими средствами с учетом педагогической необходимости и достаточности, архитектурно-строительной приспособленности и экономической
В большинстве зарубежных исследований образовательная среда описывается в терминах «эффективности школы» как социальной системы эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно- образовательного процесса.
Что такое современная образовательная среда?
Светлана Лаврентьева
01 октября 2018 • 18:10
Современная образовательная среда может играть роль «третьего учителя» (после родителей и педагогов), позволяя значительно улучшать образовательные результаты. А развитие лучших практик в этом направлении возможно только при наличии большого количества участников в общей дискуссии.
Об этом говорится в исследовании, подготовленном корпорацией «Российский учебник» и Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) при аналитической поддержке Всемирного банка. Исследователи поставили перед собой задачу определить понятие «современной образовательной среды» в международном и российском контексте, описать критерии ее оценки и зафиксировать лучшие практики, существующие в этой сфере.
Эксперты выделяют основные компоненты современной образовательной среды: физическое пространство, взаимодействие участников, цифровая среда и структура образовательной программы. Современная образовательная среда объединяет все элементы системы образования и позволяет комбинировать различные механизмы и инструменты процесса обучения. Таким образом, она становится «третьим учителем» после родителей и собственно педагогов.
Участники исследования дали различные определения понятию «современная образовательная среда», выделив среди критериев трансформируемость, полифункциональность, осмысленность, системность, доступность, открытость, мобильность и пр. А среди характеристик – архитектуру здания (не только для учебных помещений), предметно-пространственную организацию, цифровые технологии, оборудование, навигацию, методическую оснащенность, подготовку педагогов и социокультурные ресурсы района, города, страны, мира. Среди барьеров – нормативные положения, консерватизм и закрытость участников сообщества.
По словам вице-президента корпорации «Российский учебник» Максима Лозовского, необходимо обучать педагогов работать в новой среде, так как инфраструктура становится образовательной средой только при условии наличия субъектов образовательного процесса. Аналитик Всемирного банка Мария Устинова добавила, что, достигнув 15-летнего возраста, среднестатистический ученик из стран ОЭСР проводит 7,538 часов внутри школьных знаний; а подобного рода исследования необходимы для обеспечения долгосрочного эффекта от всех инвестиций в образование.
Презентация исследования состоялась в рамках международной конференции EDCrunch, которая проходит в Москве 1-2 октября.
Статья «Современные образовательные среды»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Современные образовательные среды»
«Modern educational environments»
Андрющенко Марина Алексеевна
ГБПОУ РХ Черногорский техникум торговли и сервиса
Marina Andryushchenko A.
College of trade and service
Teacher of history
В статье говорится о необходимости создания в образовательном учреждении современной образовательной среды, в которой бы комфортно было бы не только обучающимся, но и преподавателям. Раскрываются критерии, которые нужно применять для оценивания современной образовательной среды. Требования, предъявляемые к современной образовательной среде. Каковы функции образовательной среды.
The article speaks about the need to create a modern educational environment in an educational institution, in which not only pupils, but also teachers would be comfortable. The criteria that need to be applied to the assessment of the modern educational environment are disclosed. The requirements imposed on the modern educational environment. What are the functions of the educational environment.
• современная образовательная среда,
• м odern educational environment,
3. И.А. Дендебер. Развивающая образовательная среда школы, и адаптация к ней учащихся подросткового возраста. «Компетентностный подход в образовании как основа реализации стандартов второго поколения: от теории к практике: материалы второй межрегиональной научно-практической конференции. Ч.2 \ отв. Ред. И.А. Дендебер, А.В. Калагастова, О.Ю. Мязина. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – с.3-12.
4. Воспитание в современной образовательной среде: Материалы
региональной научно-практической конференции / отв.ред. И.В.Васютенкова. – СПб.: ЛОИРО. – 2011. – 567с.
«Если мы будем сегодня учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»
Любое образовательное учреждение-это второй дом, о котором мы вспоминаем всю дальнейшую жизнь. Вот только как живется в этом доме, зависит от многих факторов. И дай Бог, чтобы наши обучающиеся, пришедшие к нам из школы, тоже начали считать техникум своим домом, получали бы там не только знания, но и учились жизни. И мы, как педагогические работники, главным направлением своей деятельности должны считать создание развивающей, комфортной, образовательной среды и для обучающегося, и для педагога. Ведь основной функцией современного образовательного учреждения является не только формирование учебных знаний, но и общей культуры личности, ее социальной ориентированности.
Какие же критерии нужно применять для оценивания современной образовательной среды. Какую образовательную среду можно назвать современной и комфортной для всех участников образовательного процесса?
Во-первых, учебно-воспитательный процесс должен быть эффективным, конечные результаты обучения должны соответствовать запланированным. Здесь так же принимается во внимание не только глубокое знание изучаемых предметов, но и социализация обучающихся (отношение к трудовым обязанностям, поведение, отношение к общественным нормам и правилам, соблюдение их, взаимоотношение с преподавателями, одногруппниками).
Во-вторых, образовательное учреждение должно оперативно и грамотно реагировать на любые изменения программ обучения, нормативных актов и т.д. Применять новые формы и методы работы (в приоритете индивидуальные и групповые формы организации познавательной деятельности). Предоставление обучающемуся возможности самому выбирать учебные задания и способы их выполнения.
Как преподаватель истории, я в своей работе уделяю большое внимание такому методу работы как метод проектов, который позволяет успешно решать самые разнообразные задачи как учебные, так и воспитательные. Он формирует у обучающихся навыки общественных отношений, навыки работы в команде, учит планированию, реализует творческие способности. Обучающиеся нашего техникума, проведя огромную поисковую работу, защитили проект «Черногорская средняя школа №7 во время Великой Отечественной войны» на Всероссийской студенческой научно-практической конференции «От поиска-к решению. От опыта-к мастерству» и заняли III место.
За счет использования ИКТ обучающиеся должны учиться принимать решения, исследовать, экспериментировать, создавать, самостоятельно работать с информацией, взаимодействовать с другими. Необходимо создать атмосферу творчества, использовать любую возможность для его проявления: организация видов деятельности, которые предполагают применение заданий, требующих творческого подхода, Создание условий приобретения обучающимся опыта в различных видах деятельности – учебной, творческой, спортивной, художественной, общественной.
В-третьих, равноправное партнерство преподавателей, обучающихся и родителей как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Большую помощь для родителей оказывают электронные журналы и дневники, которые сейчас применяются и в нашем техникуме.
Очень важны новые подходы к управлению образовательным учреждением, которые позволили бы преобразовать деятельность из функционирующей в развивающуюся. Обязательно нужно мотивировать как педагогов, так и обучающихся за инновационную деятельность, поощрять не только морально, но и материально (стимулирующие доплаты преподавателям, премии обучающимся).
И, конечно же, нужно помнить о том, что без создания самой современной учебно-материальной базы функционирование современной образовательной среды не будет полным и эффективным. В ГБПОУ РХ ЧТТиС внедряется система высоких технологий, так как высокотехнологичной образовательной средой считается среда, которая реализует новейшие технические и программные средства, такие как мультимедиапроекторы, пульты для дистанционного тестирования, планшеты, лингафонный кабинет, интерактивные доски, автоматизированные рабочие места преподавателей, дистанционные образовательные технологии; цифровые образовательные ресурсы, электронные дневники и журналы и др. Это делает доступным современное качество образования и создание комфортной образовательной среды.
Нельзя сбрасывать со счетов и такой образовательный ресурс как система дистанционного обучения, включающий в себя элективные, учебные курсы и факультативы по различным предметам. Дистанционное обучение также входит в систему образовательной среды нашего техникума, так как подразумевает взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, которому присущи все компоненты учебного процесса, интернет-технологии и различные средства, предусматривающие интерактивность (видео-технологии, кейс-технологии).
Таким образом, функциями образовательной среды являются:
Обучающая – достижение предметных и метапредметных результатов через образовательную среду, ЭОР освоение УУД через практическое взаимодействие с технологиями среды.
Воспитательная – воспитание патриота, гражданина, психологически устойчивой личности, толерантной к членам общества и устанавливающей отношения со средой на основании развития межличностных и психологических и аспектов образовательной среды.
Социально-правовая – формирования правосознания, социализация обучающихся, развитие их информационно-правовой культуры посредством самостоятельного погружения в образовательную среду.
Развивающая – духовное и интеллектуальное развитие обучающихся на основании образовательного взаимодействия, формировании личной образовательной среды, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений с образовательной средой.
Управленческая – прямое воздействие на управление образованием на основании требований и условий образовательной среды.
Конечно, далеко не в каждом образовательном учреждении присутствуют все необходимые компоненты для создания современной образовательной среды. Воспитание и обучение не отвечают в полной мере на вызовы современного мира (вопросы информационной безопасности, процессы глобализации, национальные (межцивилизационные) отношения и многое другое. Далеко не всегда педагоги в своей повседневной профессиональной деятельности учитывают особенности современных детей и молодежи. Преподаватели не всегда применяют эффективные методы и приемы работы, что приводит к формальному подходу в воспитании и обучении. Нет средств на оснащение образовательного учреждения современными информационными системами. Но нужно делать все возможное для полноценного развития образовательной среды.
Можно сделать вывод, что под образовательной средой подразумевается целый комплекс условий, организуемых администрацией техникума, всеми преподавателями, при участии самих обучающихся и их родителей, для того, чтобы создать самые оптимальные условия для всестороннего развития личности обучающихся и преподавателей. То образовательное учреждение, в котором удаётся создать такие условия, становится территорией неустанной, комплексной заботы о физическом и нравственном здоровье обучающихся и преподавателей.
Цифровая образовательная среда
Попробуем собрать вместе представления о том, что такое цифровая образовательная среда, какими свойствами она обладает, каковы цели и задачи её создания и поддержания, на каких принципах она может быть построена.
Основные термины и определения:
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Слово « открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.
Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.
Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.
Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.
Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.
Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.
Экосистема– такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.
Организационные принципы построения ЦОС:
(формулировки приведены с учетом предложений-поправок коллег —экспертов ИРИ)
Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?
Прежде всего, запретить насильственное внедрение централизованных региональных инструментов, кроме государственных систем, как нарушающих ряд законов и разъяснения Минобрнауки России,– взять курс на построение открытой экосистемы, настоящей ЦОС, на основе минималистичных центральных государственных систем. Предложение о переформатировании в этом контексте федеральной системы учета обучающихся Контингент описано ранее.
Ключевой принцип информатизации образования– снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса.
Ключевой инструмент формирования экосистемы– стандарты на протоколы обмена данными между различными информационными системами.
Цели ЦОС:
Задачи:
Описание и оценка эффективности
Речь идет о создании условий для формирования ЦОС на всех уровнях организации образовательного процесса и его управления. Это не требует существенных финансовых вложений. Это невыгодный для подрядчиков проект– в нем нет «железа» и монстроидальной программной разработки, на которые можно запросить космические суммы типа Контингента или РЭШ/МЭШ. Это будничная чиновная работа по подготовке новой нормативной базы. Оценить ее эффективность можно только позже– по происходящим изменениям и повышению активности использования ЦОС, потому что эти нормы должны создать условия для свободного и бурного развития ЦОС всех уровней.
Важнейшим критерием успеха по созданию таких условий считаю последующее
Образование в поисках «третьего учителя»
Что значит «образовательная среда»?
«Третьим учителем» (третьим после родителей и самих педагогов) образовательную среду назвал известный итальянский педагог Лорис Малагуцци. До недавнего времени четкого определения образовательной среды не существовало. Участники образовательного процесса — учителя, родители, дети, государственные инстанции — все понимают это явление по-разному. Поэтому одной из главных задач проекта стала формулировка определения понятия «современная образовательная среда». Также в процессе исследования были выявлены критерии современной образовательной среды, состоялся поиск лучших мировых примеров ее организации. На основе примеров — разработка рекомендаций для массовой школы, поиск механизмов внедрения и применения лучших практик на территории РФ.
Были даны следующие определения:
Образовательная среда — это количество содержательных коммуникаций, в которые вовлечен ребенок в течение дня. Качество определяется плотностью взаимодействия с разными держателями образовательного контента. Повысить качество среды – означает увеличить количество возможностей для разных образовательных коммуникаций.
Образовательная среда — это все, что окружает ребенка и способно мотивировать на получение образовательных результатов (школа, интернет, город, поселок и прочее).
Современная среда — та, которая формирует человека будущего (через 10 лет). Она должна предлагать возможности взаимодействия с самыми передовыми технологиями, достижениями архитектуры, философии, образа жизни.
В экспертном понимании современная образовательная среда включает архитектуру здания, предметно-пространственную организацию, цифровые технологии, оборудование, навигацию, методическую оснащенность, подготовку педагогов и социокультурные ресурсы (района, города, страны, мира). Переход от модели «учитель-ученик» к развитию компетенций требует новых внешних решений, и обучающее воздействие на ребенка становится распределенным.
Требования к современной образовательной среде
Физическое пространство: доступность, трансформируемость, насыщенность оборудованием, персонализация, безопасность, возрастосообразность.
Взаимодействие участников: партиципативность, коллаборативность, безопасность.
Цифровая среда: доступность (повсеместность), информационная насыщенность, безопасность.
Структура образовательной программы: гибкость, интегративность (кластерность), индивидуализация.
Согласно новому курсу реформ в российском образовании, каждый из этих компонентов должен быть конкурентоспособен на международном уровне. Эксперты обозначили барьеры, препятствующие созданию образовательной среды в инновационном виде: нормативные барьеры (в первую очередь, СанПиНы и пожарные нормы), культурные (традиции классно-урочной системы) и личностные (консерватизм и закрытость педагогов). Результат формирования новой образовательной среды будет зависеть от того, как выстроятся отношения между участниками процесса.
Перспективы развития образовательной среды в наших реалиях
Результаты исследования корпорации «Российский учебник», Московского городского педагогического университета и Всемирного банка были опубликованы в издании «Коммерсант. Наука». Работа будет продолжена в контексте связи среды и образовательных результатов. Уже сейчас благодаря британскому исследованию известно, что образовательная среда способна повысить успешность школьника на 15%.
Стало очевидно, что есть необходимость в популяризации понятия «современная образовательная среда» и в общественном обсуждении предложенных критериев и показателей. Кроме того, нужно просвещать педагогические коллективы в вопросах создания современной образовательной среды и работы в ней. Немаловажно учитывать разные исходные условия при разработке комплексной модели среды.
Существует мнение, что школьное обучение в привычной форме может стать невостребованным, поскольку его основные функции передачи знаний и коммуникации уже восполняют интернет-ресурсы. Школа должна быть для ученика местом, куда он действительно хочет приходить, а для этого необходимо создать такую атмосферу, в которой будет комфортно, ярко и интересно. Чтобы трансформация была проведена должным образом, нужны новые исследования и составление четкой картины того, что собой представляет среда в современных российских школах: городских, сельских, авторских.