Что означает социальное обеспечение
Кто имеет право на социальное обеспечение? Понятие права социального обеспечения
Среди социальных работников есть такое понятие как «молчаливая бедность». Так называют людей, которые не могут обеспечить себе достойное существование, но ни у кого не просят помощи. И зачастую этими людьми являются те, кто имеет право на социальное обеспечение, но не пользуется им. Чтобы выжить в этом мире, человек обязан знать свои права, поэтому в статье и поднимается вопрос о социальном обеспечении.
Что такое право на социальное обеспечение?
Социальное обеспечение – это государственная помощь, которая проявляется в виде выплат пенсий и пособий. Право на социальное обеспечение имеют граждане, достигшие пенсионного возраста, безработные, временно нетрудоспособные, потерявшие кормильца (сироты или полусироты до 18 лет, а также инвалиды 1-й и 2-й группы без обеих или одного из родителей), а также люди, чей ежемесячный доход ниже минимальной суммы, необходимой для проживания.
Перечень тех, кто имеет право на социальное обеспечение, можно найти в нормативных документах, таких как Европейская социальна хартия (статья 12), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 9) или в Конституции Российской Федерации (статья 39). Стоит отметить, что законы, касающиеся социального обеспечения граждан, закреплены в федеральном законодательстве, указах Президента и постановлениях правительства.
Согласно закону
Статья 39 Конституции Российской Федерации гласит, что получить защиту и помощь государства может:
Помощь семьям
В статье 7 и 38 Конституции указано, что государство должно обеспечивать поддержку семей, детства, материнства и отцовства. В законодательном акте, вступившем в силу 19 мая 1995 года, защищено право на социальное обеспечение для семей, имеющих детей. Предусмотрены такие разновидности пособий:
Защита детей-сирот
С 21 декабря 1996 года вступил в силу закон о защите и поддержке детей, оставшихся без родителей. Согласно действующему законодательству, эта категория граждан может получить:
Все эти привилегии заканчиваются после достижения гражданами 23 лет, кроме получения жилья вне очереди.
Защита прав пенсионеров
Кто имеет право на социальное обеспечение? Конечно же, пенсионеры. Государство предоставляет людям пенсионного возраста скидки на оплату коммунальных услуг. Но только при условии, что оплата ЖКХ превышает 22% личного дохода. Пенсионеры не обязаны платить налоги на движимое и недвижимое имущество, вне зависимости от количества объектов собственности. Также гражданам пенсионного возраста положены льготы на землю и проезд в общественном транспорте. Пенсионеры обладают правом на налоговый вычет при покупке недвижимости, несмотря на то что они не уплачивают налоги.
Безработные и малоимущие
Право на социальное обеспечение в РФ имеют безработные, малоимущие и нетрудоспособные граждане. Как гласят строки закона «О занятости населения», пособие по безработице могут получить резиденты страны, обратившиеся в районные центры занятости, которые были официально признаны безработными. Им начисляются выплаты по безработице, стипендии на время переквалификации по направлению службы занятости. Также безработным полагается разовая материальная поддержка после окончания периода выплаты пособия.
Рассчитывать на государственную помощь могут семьи, чей суммарный ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. В законодательном акте «О государственной социальной помощи» указано, что эти семьи должны получать денежные пособия, гуманитарную помощь и льготы для поддержания нормальной жизнедеятельности всех членов семьи в обществе.
Нетрудоспособные граждане
Теми, кто имеет право на социальное обеспечение, являются также нетрудоспособные граждане. К ним относятся те люди, которые не могут получить трудовую пенсию, то есть ту, которую определяет стаж работы. К таким людям можно отнести инвалидов 1-й 2-й и 3-й группы, инвалидов детства, тех, кто достиг пенсионного возраста, но так и не заработал на трудовую пенсию. Кроме того, такое право имеют дети, которые стали инвалидами, не достигнув совершеннолетия, и потеряли одного или двух родителей, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.
После предоставления соответствующего пакета документов нетрудоспособные граждане (инвалиды) получают ежемесячные фиксированные выплаты, а также могут пользоваться льготами.
Военнослужащие
Особым сегментом военного права считается социальное обеспечение военнослужащих. Согласно действующему законодательству, в частности законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», лицами, имеющими право на социальное обеспечение, являются все военнослужащие. Все лица, которые задействованы или были задействованы в военной деятельности, должны получать социальное обеспечение, независимо от того, пребывают они в отставке, увольнении или на службе.
Служащие, которые находятся в отставке, имеют право на особый размер пенсионных выплат и другие льготы, предусмотренные законодательством. Таких людей можно считать гражданами с особым социальным статусом, ведь военнослужащие со своими семьями принадлежат к отдельной группе социального обеспечения.
Ветераны Великой Отечественной войны
Среди всех военнослужащих и участников боевых действий особое право на социальное обеспечение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Социальная поддержка участников боевых действий началась еще во время ВОВ. Семьи тех, кто воевал на фронте, получали за них зарплату. Это позволило многим выжить во время голода. После завершения боевых действий солдатам, которые получили травму и стали инвалидами, начислялась пенсия.
Согласно нормативным документам, в ряды ветеранов Великой Отечественной войны входят:
Те, кого можно отнести к участникам ВОВ, делятся на 9 подгрупп, что значительно влияет на формы социальной помощь и ее объемы. Чтобы все было честно и справедливо, в первую очередь защищают инвалидов ВОВ, которым оказывают самую большую социальную поддержку. Такую же поддержку могут получить приравненные к инвалидам ВОВ лица. Например, те, кто был в плену, в концлагере или члены семей умерших ветеранов.
Сдавать кровь выгодно
Сегодня в России поощряется донорство крови и ее компонентов. Люди, которые готовы пожертвовать частью себя во имя блага больных, тоже имеют право на социальное обеспечение. Так, в день сдачи крови граждане получают бесплатное питание. В случае если в течение года человек безвозмездно сдал 2 допустимые нормы, он получает право на льготные путевки в санаторий.
Тот, кто сдавал кровь безвозмездно около 40 раз за год, получает награду «Почетного Донора России». Это позволяет получать оплачиваемый отпуск в любое время года, льготные путевки и первоочередную медицинскую помощь, а также ежегодную денежную выплату. В свою очередь, местное самоуправление может поддержать почетных доноров средствами, которые не указаны в законодательстве. Например, предоставить льготы на ЖКХ и т.д.
Кому полагается дополнительная премия
Помимо основных категорий лиц, нуждающихся в поддержке, существует и категория граждан, имеющих право на дополнительное социальное обеспечение. Помимо пенсионных льгот, эти люди имеют полное право на дополнительную ежемесячную выплату:
Имеют право
Право на социальное обеспечение имеет каждый. И право это означает, что государство будет принимать непосредственное участие в жизни тех людей, которые не могут сами справиться с условиями жестокой реальности. Социальное обеспечение – самая важная конституционная форма защиты населения.
Но сегодня в законодательстве РФ все еще нет конкретных требований и нормативов по минимальному размеру обеспечения, это и снижает ценность права на социальное обеспечение. Проще говоря, граждане уверены: начисленная материальная помощь будет настолько мизерной, что не стоит тратить время и силы на ее оформление. Однако в стране поощряется добровольное социальное страхование, благотворительные фонды и другие негосударственные формы материального обеспечения людей. К тому же при начислении социальной помощи ее пытаются «подогнать» под минимальный прожиточный минимум.
Поэтому не стоит молчать о своей бедности и нужде. Нужно не только знать свои права, но и уметь пользоваться ими. Жизнь у человека всего одна и не стоит тратить все силы на то, чтобы поддерживать кое-как свое существование. Нужно отстаивать свои права, используя их в полной мере.
Особенности, виды и формы социального обеспечения в России
Социальное обеспечение — это важная отрасль права, где нормы являются регуляторами общественных отношений, которые складываются между населением страны и органами соцобеспечения.
В этих структурах происходит распределение материальных благ между нетрудоспособными гражданами, всеми нуждающимися, если они обратились за государственной помощью, к другим институтам, обладающими правомочиями в реализации социальной поддержки.
Что это такое
В понятие социального обеспечения входить потребность в сторонней материальной помощи, которая возникла в человеческом обществе со времен его организованного становления. В любых государствах вне зависимости от финансового благополучия, экономических и политических устройств, существуют категории людей, которые сами, по ряду причин, не в состоянии зарабатывать на свое существование.
В число таких граждан входят:
Вместе с развитием общества социальные связи усложняются, возрастают причины, которые влияют на материальное положение людей:
Институт социального обеспечения граждан, принадлежит к конкретному историческому типу, так как его развитие находится в рамках общественно-экономических формаций.
А по-простому Собес – это помощь, оказанная властными структурами страны, чтобы выровнять социальное положение между различными слоями населения. При этом государством:
Как регулируется законом
Самым главным регулятором соцобеспечения, нуждающихся граждан в России, является Конституция РФ. В статье 39.1 предусмотрены все ситуации, которые могут возникнуть с человеком, когда он может просить помощи и правомочные структуры обязаны ему помочь.
А статьей 7 признано, что РФ принадлежит к социальному государству, с политикой, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Только на основании основного закона страны создаются и корректируются под влиянием времени федеральные законы, указы, различные распоряжения от высокопоставленных должностных лиц министерств и ведомств.
К примеру:
Всего в стране законодателями разработано и принято около 37 федеральных норм и правовых положений, на основании этих законодательных документов:
Объекты населения, нуждающиеся в помощи
Все граждане, которые нуждаются в материальной поддержке являются объектами для государственной системы, обеспечивающей права человека в удовлетворении его социальных потребностей.
Социальную защиту в РФ оказывают:
Объектом соцобеспечения становятся семьи, доход в которых на каждого члена ниже ПМ, установленного в субъекте Федерации, где они проживают.
Формы
Материальная защита граждан населения состоит из 3-х основных форм, социального:
А соц. обеспечение всего лишь одна из форм государственной поддержки, организованной государством для выравнивания финансового неравенства среди разных категорий граждан.
Но для назначения помощи должен наступить определенный юридический факт, утвержденный законом:
Когда нетрудоспособность или другая ситуация доказана документально, что человек не способен себя содержать ему предоставляют:
Социальные услуги могут быть предоставлены вместо денег или как дополнение к выплатам.
Государственная помощь
В государственном бюджете каждый год устанавливаются нормы расходов на соц. обеспечение в виде:
Государственная помощь может относиться к социально обеспечительной поддержке. Сюда относится:
Социальное страхование
Компенсацией последствий, нанесенных социальными рисками, связанных с утратой способности трудиться и как следствие доходов, этим занимается социальное страхование. Основой ФСС служат страховые перечисления от работодателей на наемный персонал.
Поэтому страхование распространяется только на работников, которые платят страховые взносы. Существует разделение в системе. Это обязательный соцстрах, который поддерживается бюджетом государства и как дополнение к нему – добровольный, созданный за счет коллективных фондов.
Социальная помощь
Гражданам, которые не имеют или не могут иметь источника средств к существованию, оказывается соц. помощь адресного характера. Для получения материальной поддержки нужно предоставить документальные доказательства, что деньги действительно нужны.
Факты проверяют и назначают:
Для получения соц. помощи людям не нужно платить предварительных взносов. Подобную поддержку обеспечивают специальные программы, финансируемые правительственным бюджетом. Предоставление обязательного благодеяния осуществляют, чтобы устранить последствия от различных рисков.
Дополнительное участие оказывают:
Материальное содействие может быть выражено социальными льготами:
Виды соцобеспечения
Правовая литература делит социальное обеспечение на 4 функции:
Социальное обеспечение имеет 2 вида – это помощь и содержание. При этом помощь имеет временной статус, когда переданные деньги не являются основным источником дохода в отличие от пенсионного содержания.
Система гособеспечения в Российской Федерации
Федеральные, региональные, местные бюджетные и внебюджетные фонды составляют основу социальной защиты российских граждан.
К государственным внебюджетным фондам, которые защищают население страны от разорения, бедности, относятся:
Экономисты высказали свое мнение, дав определение соц. обеспечению, что это способ распределения внутренних валовых продуктов. Когда предоставляют населению материальные блага, выравнивают личные доходы при наступлении риска их потери.
На это тратят средства целевого финансового источника по объему и условиям законодательных норм. Таким способом государство поддерживает полноценный общественный статус населения.
Основные принципы
Систему соц. защиты создавали в России, чтобы в ее основу легли основные принципы:
Средства защиты
Государственные структуры используют целый ряд средств, которые способны защитить граждан от бедности:
Большой вклад в поддержку системы соцзащиты в России внесли благотворительные фонды.
Выводы
В РФ общественное обеспечение состоит из многоуровневой системы, куда входят меры для достижения результата:
Все эти функции направлены защищать права и свободы граждан, гарантировать им хотя бы выживание в предоставленном уровне жизни. Соцзащитой предоставляется помощь нуждающимся людям, которые принадлежат к незащищенным слоям населения, это:
Причин много, когда человек остается без средств к существованию, но только в социальном государстве он защищен пособиями по безработице, на которое можно прожить.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ» в других словарях:
Социальное обеспечение — Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. Кроме того, система охватывает также инвалидов и семьи с одним родителем. С 1988 г. ответственность за… … Финансовый словарь
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения гос. или общественными организациями лиц, нуждающихся в помощи в связи с нетрудоспособностью стойкой или временной, а также случайно впавших в нужду. Единственная страна в мире, где С. о. существует как … Большая медицинская энциклопедия
Социальное Обеспечение — (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. С 1988 г. ответственность за социальное обеспечение в Великобритании возложена на отдельное Министерство… … Словарь бизнес-терминов
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — см. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Социальное обеспечение — (social security), помощь гос ва лицам, лишенным необходимых ср в существования. Первая в Европе всеобъемлющая система С.о. была введена в Германии Бисмарком (1881 89). Она предусматривала выплату гос вом социальных пособий (в рез те несчастного… … Всемирная история
Социальное обеспечение — (англ social welfare) в РФ предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери … Энциклопедия права
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, в СССР гос. система материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в к рых имеются дети; осуществляется за счёт общественных фондов потребления. Право сов. граждан на С. о.… … Демографический энциклопедический словарь
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В РФ С.о. включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.), многодетным и одиноким… … Юридический словарь
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В Российской Федерации система социального обеспечения включает: пенсии, пособия работающим (по временной… … Современная энциклопедия
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В России система социального обеспечения включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.… … Большой Энциклопедический словарь
Право социального обеспечения. Введение в общую часть
Понятие социального обеспечения. Изучение понятия социального обеспечения, понимание его сущности базируются на ключевом для данной отрасли понятии «социальное обеспечение». Статья 39 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае: болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Таким образом, на самом высоком – конституционном уровне – закрепляются положения о социальном обеспечении. И не просто закрепляются, – государство гарантирует социальное обеспечение. Это свидетельствует об особой важности данной системы в обществе.
Социальное обеспечение сложное, многогранное общественное явление. Оно представляет интерес для самых разных областей научного знания. Право, экономика, социология, философия, демография, статистика и другие науки изучают различные аспекты этого явления. Возникают вопросы: почему социальное обеспечение необходимо человеку?
Почему общество и государство поддерживают функционирование этой системы?
Основой его создания служит труд человека, позволяющий получать необходимые для жизни средства. Но эта форма самообеспечения имеет объективные ограничения, которые связаны с возрастом человека.
В течение жизни человек проходит ряд этапов своего развития, обусловленных возрастными критериями. Если соотнести каждый из этапов с возможностью материального самообеспечения человека, то вполне очевидным станет следующий факт. Только наличие достаточного имущества, соответствующим образом используемого, может обеспечивать необходимые жизненные блага человеку практически независимо от его возраста и трудоспособности. Большинству людей в течение жизни приходится трудиться, чтобы себя обеспечить. Трудовой деятельностью человек может заниматься в определенный период жизни, называемый периодом трудоспособности. До и после периода трудоспособности человек считается нетрудоспособным (по возрастным критериям).
Понятие нетрудоспособности, обусловленной не только возрастом, но и иными обстоятельствами, признаваемыми обществом и государством социально значимыми, определяет цели и задачи функционирования системы социального обеспечения:
Но не только нетрудоспособные лица или лица, не имеющие возможности трудиться по независящим от них обстоятельствам, не в состоянии материально себя обеспечить.
Возможна и такая ситуация, когда человек трудится и имеет определенный доход, но уровень этого дохода недостаточен для материального обеспечения работника и его семьи.
Такая ситуация может быть следствием экономических и иных не зависящих от человека причин и обстоятельств (экономические спады, кризисы, банкротство организации и т. п.).
Таким образом, можно сделать следующий вывод: проблема обеспечения дохода (средств к существованию) и его уровня через систему социального обеспечения затрагивает не только нетрудоспособных, но и к трудоспособных граждан.
Существуют жесткие, запрограммированные природой человека и самой жизнью обстоятельства, вследствие которых в обществе постоянно есть слои и группы населения, нуждающиеся в поддержке или помощи общества. Формирование источников материального обеспечения указанных лиц является залогом обеспечения их права на жизнь. Именно поэтому система социального обеспечения очень важна для каждого человека.
Вместе с тем следует говорить о том, что предоставляемые обществом права предполагают и определенные обязанности человека, даже если их исполнение отдалено во времени. В их числе уплата налогов, участие в системе обязательного социального страхования, принятие не противоречащих закону мер к самообеспечению и др.
А почему общество и государство заинтересованы в существовании этой системы? Если отвечать с гуманистических позиций, то необходимо подчеркнуть, что эта заинтересованность связана с высокой значимостью и ценностью всех прав человека, и прежде всего права на жизнь. В то же время существование системы социального обеспечения имеет и другое немаловажное значение. Она позволяет смягчать последствия социального неравенства, снимать социальную напряженность в обществе, поскольку все это может приводить к серьезным последствиям для общества и для государства.
«Социальное обеспечение» – понятие многогранное, поэтому не существует единого его определения. В любом определении социальное обеспечение предстает как объемное образование, целый комплекс общественных отношений.
Социальное обеспечение определяется: 1) как форма выражения социальной политики государства; 2) совокупность всех видов и форм материального обеспечения нетрудоспособных членов общества; 3) совокупность правовых актов, мероприятий, учреждений, целевая направленность которых заключается в удовлетворении потребностей граждан в связи с наступлением определенных обстоятельств (случаев) (ст. 39 Конституции РФ). Но ни одно из определений не может быть всеобъемлющим. В нем можно указать лишь наиболее важные признаки или грани данного понятия.
В самом общем виде определение социального обеспечения можно сформулировать следующим образом:
«Социальное обеспечение – это совокупность мер экономического, правового, организационного характера, которые предусматривают предоставление гражданам особого рода материальных благ (различных видов социального обеспечения), назначаемых:
В современном обществе существование системы социального обеспечения является объективной необходимостью. Состояние и функционирование этой системы зависит от экономических возможностей общества и государства. Наиболее развитые системы социального обеспечения существуют в экономически развитых странах.
Виды социального обеспечения. Все основные теоретические понятия и акты законодательства связаны с конкретными видами материальных благ, т. е. видами социального обеспечения.
Термин «социальное обеспечение» не обозначает конкретное материальное благо.
Социальное обеспечение, являясь понятием многозначным, может употребляться как обобщающее, собирательное понятие, которое объединяет все виды материальных благ, предоставляемых гражданам в рамках системы социального обеспечения.
Все виды социального обеспечения разделяются на две группы.
1. Виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме): пенсии, пособия, компенсационные выплаты, жилищные субсидии, страховые выплаты. Это традиционные виды денежных выплат. В последние годы появились новые виды выплат: ежемесячные денежные выплаты, материнский (семейный) капитал, доплаты к пенсиям.
По отношению друг к другу денежные выплаты можно классифицировать следующим образом:
2. Виды социального обеспечения, предоставляемые гражданам бесплатно или с частичной оплатой в натуральном выражении (натуральной форме):
Приведенный перечень дает лишь самое общее представление о видах социального обеспечения, поскольку человеку назначается конкретный вид пенсии, пособия и т. д. Следует учитывать внутривидовое многообразие.
Например, пенсии как вид социального обеспечения подразделяются на пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет, социальные пенсии. В основе каждого вида пенсии лежит конкретное обстоятельство, которое признается обществом как социально уважительное (старость, инвалидность, потеря кормильца, длительная профессиональная деятельность), с которым связывается назначение пенсии.
Пособия также классифицируются в зависимости от конкретных социально значимых обстоятельств, в связи с которыми они назначаются: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, пособие по безработице и т. д. В качестве обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными, здесь выступают: временная нетрудоспособность, беременность и роды, уход за малолетними детьми, безработица.
Основные формы социального обеспечения. Формы социального обеспечения – организационные и правовые способы осуществления социального обеспечения.
В праве социального обеспечения существуют разные подходы к классификации и выявлению сущности организационно-правовых форм. Наиболее приемлемым представляется подход, согласно которому необходимо определить содержание четырех важнейших признаков, характерных для конкретной формы социального обеспечения:
В качестве основных организационно-правовых форм выделяются две централизованные формы – обязательное социальное страхование и государственное социальное обеспечение за счет бюджетных средств.
Организационно-правовая форма «обязательное социальное страхование»:
Важнейшие принципиальные положения, касающиеся данной организационно-правовой формы, определены Законом об основах обязательного социального страхования. Этот Закон называют рамочным, поскольку он предусматривает необходимость принятия законов по конкретным видам обязательного социального страхования. В нем закреплены:
Организационно-правовая форма «государственное социальное обеспечение за счет бюджетных ассигнований»:
Понятие права социального обеспечения. Согласно положениям общей теории права, отрасль права – обособившаяся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих специфическим методом определенную сферу родовых общественных отношений.
В правовой науке в числе признаков, присущих отрасли права, в частности, выделяются:
В реальной жизни устоявшийся, взаимосвязанный комплекс общественных отношений в какой-либо конкретной сфере регулируется совокупностью правовых норм разной отраслевой принадлежности. В связи с этим наряду с понятием отрасли права существует понятие «межотраслевое правовое образование». Данный термин применим к сфере правового регулирования в системе социального обеспечения.
Чрезвычайно важное значение в системе социального обеспечения имеют отношения, связанные с формированием финансового источника и установлением порядка расходования поступивших средств на нужды обеспечиваемых граждан. В связи с этим в указанное выше межотраслевое правовое образование включаются соответствующие нормы финансового права.
Функционирующая в государстве обширная система социального обеспечения, которая действует на разных уровнях, нуждается в управлении в целях достижения слаженности и бесперебойности ее работы. Регулирование общественных отношений, связанных с управлением этой системой, осуществляется на основе норм административного права.
Правовые нормы регламентируют отношения между гражданином, реализующим свое право на социальное обеспечение, и государственным органом, уполномоченным предоставлять соответствующий вид обеспечения. Основная цель системы социального обеспечения – материальное обеспечение граждан при наступлении обстоятельств, признаваемых государством социально уважительными (социальных рисков). Следовательно, в комплекс правовых норм, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения, должны включаться нормы, регулирующие общественные отношения в связи с предоставлением гражданам соответствующих видов социального обеспечения.
Таким образом, правовое регулирование общественных отношений в сфере социального обеспечения базируется на нормах разной отраслевой принадлежности. Комплекс правовых норм, которые регулируют отношения по предоставлению гражданам особого рода материальных благ (именуемых видами социального обеспечения), составляет единую самостоятельную отрасль – право социального обеспечения.
На основе общего понятия социального обеспечения можно сформулировать следующее определение отрасли права.
«Право социального обеспечения – совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по предоставлению гражданам особого рода материальных благ, которые назначаются:
Раскрыть понятие отрасли – значит раскрыть ее предмет и метод.
Отраслевой предмет правового регулирования. Предмет отрасли представляет собой комплекс общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли, а метод – приемы, способы и средства, с помощью которых регулируется однородный комплекс общественных отношений.
«Предмет права социального обеспечения составляют общественные отношения по предоставлению гражданам особого рода материальных благ, которые назначаются:
Предмет у данной отрасли сложный – комплекс различных видов отношений.
По объекту регулирования выделяются две группы отношений:
б) процедурно-процессуальные отношения (вспомогательные), которые необходимы для функционирования материальных отношений. Их предметом является не материальное благо, а совершение компетентным органом определенного юридического действия, без которого не может возникнуть материальное отношение.
По аналогии с группировкой видов социального обеспечения материальные отношения в предмете права социального обеспечения можно также разделить на две группы:
Дальнейшая классификация материальных отношений основывается на внутривидовом делении основных видов обеспечения (например, существует столько видов пенсионных отношений, сколько видов пенсий; следовательно, выделяются отношения по поводу пенсии по старости, по поводу пенсии по инвалидности и т. д.). То же относится к отношениям по поводу всех остальных видов обеспечения.
Группа процедурно-процессуальных отношений имеет важное значение для функционирования материальных отношений. В число процедурных отношений традиционно включают:
Процессуальные отношения возникают по поводу защиты нарушенного права.
Основным критерием для обоснования распределения правовых норм внутри системы отрасли является значение, которое имеет та или иная норма права в целом для предмета отрасли либо для отдельного вида (группы) общественных отношений, входящих в ее предмет.
Нормы Общей части закрепляют, как правило, основные принципиальные положения, имеющие существенное значение для всех или для большинства общественных отношений, регулируемых конкретной отраслью права. Нормы Особенной части регулируют конкретный вид отношений либо отдельные элементы отношения.
Специфика Общей части права социального обеспечения заключается в том, что она не закончила свое формирование. Об оформлении Общей части можно говорить в случае принятия кодификационного акта отрасли, в котором нашли бы закрепление определение предмета отрасли, ее задачи, принципы правового регулирования данной отрасли, право субъекта на социальное обеспечение, виды обеспечения, гарантии права на социальное обеспечение и некоторые другие общие положения, которые являются фундаментальными для отрасли.
Основные институты особенной части права социального обеспечения. Особенная часть права социального обеспечения также продолжает еще формироваться, однако уже в настоящее время в ее структуре выделяется комплекс устоявшихся институтов, нормы которых имеют собственный предмет регулирования.
Особенная часть имеет более четкую структуру, поскольку в ней все нормы о социальном обеспечении сгруппированы в правовые институты. В Особенной части выделяется шесть правовых институтов:
1) институт трудового стажа, нормы которого закрепляют понятие стажа; виды трудовой, иной общественно полезной деятельности, других периодов, включаемых в страховой и трудовой стаж; правила исчисления и подтверждения всех видов стажа;
2) институт пенсионного обеспечения, который является комплексным институтом, состоит из подинститутов по видам пенсий (пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия за выслугу лет), а также объединенных в самостоятельный институт норм, определяющих правила назначения и выплаты пенсий, порядок перерасчета ее размеров;
3) институт пособий и иных денежных выплат, который является комплексным институтом, состоит из подинститутов по видам пособий (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, пособие по безработице); в этот же институт включаются нормы в виде подинститутов, регулирующих отношения по поводу компенсационных выплат, субсидий и т. п.;
4) институт возмещения вреда от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – простой институт (в его структуре нет подинститутов); он включает нормы, которые устанавливают: круг лиц, подлежащих данному виду обязательного социального страхования, виды страхового обеспечения, размер страховых выплат, порядок назначения и выплаты страхового обеспечения;
5) институт медицинской помощи – комплексный институт, в котором подинституты объединяют нормы в зависимости от вида обеспечения, предоставляемого бесплатно или с частичной оплатой: оказание медицинской помощи, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение;
6) институт социального обслуживания, который считается сложным комплексным институтом ввиду того, что его нормы регулируют отношения по предоставлению в натуральной форме разнообразных видов обеспечения. Данный институт состоит из множества подинститутов, подразделяемых по видам социальных услуг: полного и полустационарного социального обслуживания; социальной помощи на дому; срочной социальной и консультативной помощи; профессионального обучения и трудоустройства инвалидов; обеспечения инвалидов средствами передвижения и транспортными средствами; протезно-ортопедической помощи; содержания детей в детских учреждениях; льгот по системе социального обеспечения.
От системы отрасли следует отличать систему законодательства о социальном обеспечении. Законодательство – это совокупность находящихся в соответствующей взаимосвязи нормативных правовых актов.
Понятие законодательства тесно связано с понятием «источник права» (в формальном смысле слова). Источник права представляет собой внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Источником права социального обеспечения являются различные нормативные правовые акты, которые регулируют комплекс общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Сложная система источников в совокупности образует законодательство о социальном обеспечении.
В сфере регулирования социального обеспечения действует большое количество законов, поскольку отсутствует единый кодекс, который объединял бы комплекс отраслевых норм.
Отсутствие кодификационного акта – наиболее сложная и острая проблема права социального обеспечения. Наличие большого числа законов, которые часто не увязаны друг с другом, осложняет правовое регулирование. А принятие во исполнение законов огромного числа нормативных правовых актов делает систему отраслевых источников весьма объемной, многослойной и противоречивой.
Социальное обеспечение в соответствии со ст. 72 Конституции РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, поэтому постепенно возрастает значение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, в соответствии с которыми устанавливаются региональные доплаты к федеральным пенсиям и социальным пособиям, осуществляются различные меры государственной социальной помощи и социальной поддержки. Это позволяет повышать уровень социального обеспечения граждан.
Большинство законов федерального уровня, которые содержат нормы, регулирующие отношения по социальному обеспечению, можно разделить на три большие группы в зависимости от вида социального обеспечения:
В рамках конкретных институтов Особенной части права социального обеспечения будут подробно рассмотрены основные законы, относящиеся к каждой из этих групп, и содержащиеся в них правовые нормы.