Что означает социально коммуникативная адаптивность
Социальная адаптация: понятие, примеры, виды, цели, этапы
Адаптация – это процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым для себя условиям. В этой статье мы сосредоточимся социальной адаптации, которая очень важна в процессе социализации. Узнаем, что такое социальная адаптация, разбёрем её основные виды, примеры и как проходит процесс.
Что такое социальная адаптация?
Социальной адаптацией («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.
Результат социальной адаптации – развитие самосознания личности, формирование поведенческих паттернов, способность самореализоваться. В ходе данного процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам социума.
От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Данный процесс подразумевает создание совершенно новых социальных связей. Если они будут крепкими в достаточной мере, то и поставленные цели будут достигнуты. Но под адаптацией следует понимать не только общение и привыкание, данный процесс намного глубже. Приспосабливаясь к новым условиям, индивид будет оценивать свои способности, соотносить возможности для удовлетворения своих потребностей с ресурсами общества.
Пример социальной адаптации
Социальная среда – семья, коллектив на работе, соседи в доме и другие социальные группы. Социальная адаптация нужна для того, чтобы личность могла включиться в процессы в социальной среде. Кроме этого, социальная адаптация – это один из важных инструментов, изменяющий как личность, так и саму среду.
Для лучшего понимания того, что такое социальная адаптация, можно рассмотреть пример, когда на предприятие приходят новые сотрудники. В современной прикладной социологии и социальной психологии такую адаптацию исследуют наиболее широко. Это объясняется тем, что данная проблема имеет практическое значение, потому что от ее эффективного решения зависит экономическая составляющая работы компании.
Две сложные системы (личность и компания) начинают взаимодействовать. Успешная адаптация новых сотрудников компании во многом зависит от таких факторов: материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, особенности отношений внутри коллектива, уровень корпоративной культуры и оплаты труда. Требования компании заключаются в этих характеристиках, одновременно они показывают преимущества, которые выгодно выделяют компанию среди других участников на рынке труда.
Уровни социальной адаптации
Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм, «врастание» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.
Так, если под «социализацией» следует понимать постепенный процесс, в ходе которого при определенных социальных условиях формируется личность, то социальная адаптация – это относительно короткий временной промежуток, когда происходит активное освоение личностью новой социальной среды.
Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:
Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.
Виды социальной адаптации
Социальная адаптация бывает нескольких видов, для классификации которых используются определенные признаки. К их числу относится:
Цели и задачи социальной адаптации
Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.
Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.
Чтобы достичь этого, нужно:
Этапы социальной адаптации
Процесс социальной адаптации характеризуется постоянным течением и высокой динамикой. На протяжении всей жизни человек находится в этом процессе. Исследователями было выделено основные этапы процесса адаптации индивидов детского и подросткового возраста:
Если воспитание будет неправильным, последствия в будущем могут быть негативными. Детский и подростковый возраст – период приобретения индивидом навыков, которые нужны ему, чтобы развивать свою личность, успешно адаптироваться в социуме.
Как проходит социальная адаптация: основные стадии
Польским социологом Я. Щепаньским были определены такие стадии процесса адаптации:
Заключение
Адаптируясь, происходит развитие индивида, он процветает, воспроизводятся новые ценности, он вступает в такую стадию социальной среды, которая для него является совершенно новой. По мнению исследователей, целью адаптации является развитие личности в новых условиях (социальных, политических, экономических, культурных). В связи с этим растут потребности, они становятся не «базовыми», а «возвышенными». Как следствие, повышается уровень культуры и образование. Именно по этой причине исследователи считают социальную адаптацию преимущественно положительным процессом.
Но нужно отметить, что успешной адаптация будет только тогда, когда будет совпадение внешних требований общества и внутренних возможностей личности. Также важно, чтобы личность отказалась от ряда своих базовых установок, чтобы обеспечить собственное и общественное процветание.
Теория коммуникативной адаптации
Теория коммуникативной адаптации, связанная с теорией социальной идентичности, предполагает, что люди приспосабливаются к взаимодействию, минимизируя социальные различия. Эта теория была разработана в 1971 году Говардом Джайлзом, профессором, читающим курсы по коммуникациям в Калифорнийском университете. Эта теория представляет собой ветвь теории социальной идентичности, объясняющей психологические концепции динамики речи. Теория коммуникативной адаптации связана с социальной психологией. Она была известна как теория речевой аккомодации, когда не включала невербальные аспекты коммуникации, впоследствии она стала называться теорией «коммуникативной адаптации». Эта теория связана с теорией социальной идентичности.
Теория говорит о том, что люди стремятся создать позитивную тождественность с собеседником. Как правило, они корректируют свою лексику, произношение и интонацию в соответствии с участником коммуникативного процесса. Например, люди адаптируют свой сленг, чтобы вписаться в круг своих друзей. Люди говорят по-разному, используя различные слова и жесты, в зависимости от различных групп людей, с которыми общаются – пожилые люди, дети, женщины, мужчины, подростки, богатые, бедные, сильные, слабые, и т.д.
Принципы теории коммуникативной адаптации
Теория коммуникативной адаптации описывает склонность людей к корректировке взаимодействия в соответствии с ситуациями и людьми, задействованными в коммуникации. Люди обладают способностью формировать себя в любой ситуации для контроля социальных различий.
Люди стремятся получить одобрение на все, что говорят и делают, чтобы создать позитивное представление о себе в глазах собеседника. Факторами адаптационной деятельности являются слова и жесты.
Согласно теории, процесс адаптации дополнительно подразделяется на две категории. Первая категория – это конвергенция, представляющая собой процесс, в котором люди естественным образом стремятся адаптировать способ общения других участников коммуникации для обеспечения взаимосвязи, а также для сокращения социальных различий. Другая категория – это дивергенция, представляющая собой процесс исключения адаптационных особенностей коммуникации и подчеркивания социальных и невербальных коммуникативных различий.
Вовлеченные в коммуникативный процесс люди и коммуникативная ситуация оказывают влияние на то, какой адаптационный процесс будет использоваться. Если человек взаимодействует с человеком с повышенными требованиями, лучше разбирающимся в вопросах и производящим впечатление сильного человека, в процессе общения будут использоваться дивергентные характеристики, подчеркивающие различия. Аналогично этому, если другая сторона коммуникации воспринимается как собеседник того же уровня, человек будет стремиться казаться похожим, создавая комфортную зону для общения.
Адаптационный процесс определяется культурой и стандартами. Основной тезис теории коммуникативной адаптации заключается в том, что участники коммуникативного процесса имеют сходства и различия, которые можно найти в их речи, жестах и поведении, основанном на опыте и традициях. Коммуникативный процесс оценивается, и адаптация выполняется в соответствии с этой оценкой. Коммуникация также устанавливает социальный статус, так как люди склонны перенимать коммуникативное поведение людей с более высоким социальным статусом.
Теория коммуникативной адаптации связана с четырьмя социально-психологическими теориями: теория подобия/привлекательности, теория социального обмена, теория каузальной атрибуции и теория межгрупповой дифференциации. Она используется в общении представителей разных поколений, при взаимодействии молодых с пожилыми, в межкультурной коммуникации и пр.
Особенности теории коммуникативной адаптации
Примеры теории коммуникативной адаптации
Когда младший сотрудник в организации разговаривает с сотрудником более высокого уровня, оба собеседника стремятся приспособиться друг к другу, осознавая свои различия в социальном статусе и уровне или должностях. Подчиненный стремится говорить в уважительной манере и создавать впечатление, что знает многое, чтобы адаптироваться к общению с руководством, при этом руководитель стремится сделать общение комфортным для подчиненного, принимая его уважительную манеру. Подчиненный использует процесс конвергенции, тогда как руководитель использует процесс дивергенции.
Например, Юлия – новый сотрудник начального уровня в организации. За обедом все сотрудники говорят о дорогих роскошных автомобилях. Хотя Юлия имеет меньшее представление об этой теме, она пытается говорить об автомобилях, используя все свои знания, чтобы вписаться в коллектив или относиться к этой группе. Она стремится делать это, чтобы адаптироваться и быть членом этой группы.
Аналогично этому, люди, пытающиеся использовать сленг только для того, чтобы вписаться в круг своих друзей, являются примером процесса дивергенции между людьми одинакового социального статуса.
Теория коммуникативной адаптации — презентация в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
Премиальный контент
Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к 13 готовым тренингам, 256 слайдам, 112 минилекциям, 619 упражнениям, 41 видео и т.д. Это совсем не дорого.
Социально-коммуникативная адаптивность
С другой стороны /высокие баллы/ – стеснительность, замкнутость и скромность, неуверенность в себе как в собеседнике, неумение поддержать разговор, чувство «лишнего», скованность в общении.
Низкая выраженность социально-коммуникативной адаптивности /высокие баллы/ может быть связана с индивидуально-психологическими особенностями личности, в частности, с интровертированностью, для которой характерна затрудненность внешней коммуникации; – низкой или заниженной самооценкой, неуверенностью в себе; – низким уровнем эрудиции, узким кругом интересов; – недостатком знаний и умений в области психологических техник общения.
Стремление к согласию
(несогласие, склонность противоречить – согласие, миролюбие)
Полярная характеристика: с одной стороны /низкие баллы/ – отсутствие боязни к несовпадению мнений, расхождение во взглядах; стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать ее, принципиальность, несговорчивость.;
С другой стороны /высокие балы/ – стремление все проблемы решить «мирным путем», уступить, договориться; эта особенность может быть основана на доброжелательности, миролюбии; избегании конфликтов, как слишком сильных эмоциональных переживаний; слабостью воли, нерешительностью; ориентацией на других; нежеланием брать ответственность на себя, безразличием, индифферентностью.
3. Нетерпимость к неопределенности –
Стремление следовать четким, устоявшимся взглядам на вещи, дела, поступки, отсутствие сомнений, ортодоксальность мышления, однозначность восприятия: положительный – отрицательный, плохой – хороший, добрый – злой, «черное – белое», или – или, без полутонов; боязнь неопределенности, неожиданностей; неумение ждать, которое приводит к необдуманным и преждевременным действиям.
Терпимый – умеющий без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, характеру и т.п.
Ориентация на избегание неудач
(оптимизм, вера в себя – пессимизм, подозрительность)
Полярная характеристика: с одной стороны /низкие баллы/ – жизнелюбие, вера в себя, свои возможности, жизнерадостность и увлеченность, это черты творческих, достигающих личностей, но при этом может отсутствовать чувство самосохранения, превышается разумный уровень риска;
с другой стороны /высокие баллы/ – пессимизм, недоверчивость, боязнь трудностей, отсутствие самостоятельности, «как бы чего не вышло», скептицизм, разочарованность, мрачность, стремление во всем и во всех видеть прежде всего негативное, отрицательное.
5. Фрустрационная толерантность –
Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор, устойчивость в проявлении чувств; формируется в процессе становления личности и присвоении ею устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности; способность к предвидению благоприятного выхода из фрустрационной ситуации. Внешне выражается в выдержке, самообладании, способности длительно переносить неблагоприятные воздействия.
Низкие баллы отражают эмоциональную стабильность, высокий уровень самообладания и саморегуляции эмоциональных состояний, умение владеть собой в эмоциогенных ситуациях; хладнокровие, ясный ум.
Средние баллы – средний уровень раздражения, неудовольствия, когда встречаешься с преградой, блокированием того, что хочется сделать или получить, умение снимать эмоциональное возбуждение физическими нагрузками, переоценкой ценностей, средние навыки самоконтроля.
Высокие баллы – низкое самообладание, несдержанность, возбудимость, нежелание «держать себя в руках», вербальная, речевая несдержанность.
ДИАГНОСТИКА СКК
Варианты ответов и их условное обозначение:
Если в разговоре возникает большая пауза, мне часто ничего не приходит на ум, чтобы спасти ситуацию.
Я придаю большое значение тому, что другие думают обо мне.
Человек с неясным и гнусавым произношением раздражает меня.
Часто пасую перед трудностями прежде, чем возьмусь за дело.
Легко теряю хладнокровие, когда на меня нападают с обвинениями.
Мне трудно подружиться с кем-нибудь.
Прежде, чем занять позицию в каком-то вопросе, стараюсь узнать мнение других людей.
В трудных ситуациях внутреннее беспокойство заставляет меня принимать преждевременные решения.
9. Я – оптимист.
Время от времени я теряю терпение и свирепею.
В обществе могу непринужденно беседовать с людьми, с которыми раньше никогда не встречался.
Если в моем трудовом коллективе возникают разногласия, я стараюсь держаться в стороне.
Избегаю общения с противоречивыми, непредсказуемыми людьми.
У меня довольно часто бывает плохое настроение.
Мои чувства легко оскорбить.
В поездках я почти никогда не беседую со случайными попутчиками.
В спорных вопросах я всегда высказываю свое мнение.
Не люблю, когда в конце фильма или книги действие остается незавершенным.
Если что-то не удается, думаю: в следующий раз получится лучше.
Я склонен во время спора говорить громче, чем обычно.
Могу втянуть в разговор совершенно незнакомых людей.
Я лучше примирюсь с чем-то, чем дам дойти делу до конфликта.
Меня угнетает, если я должен откладывать принятые решения.
Часто сам себе отказываю в исполнении желания, чтобы избежать разочарования.
Бывает, высказываю угрозы, которые сам не принимаю всерьез.
Мне легко внести оживление в общество.
Избегаю критиковать своего начальника, хотя иногда это необходимо.
Я охотно предоставляю что-то случаю.
Могу в любой ситуации найти что-то хорошее.
Часто чувствую себя как пороховая бочка перед взрывом.
31. Мне не нравится, когда мой супруг (супруга) приглашает гостей без моего ведома.
32. Легко могу отказаться от своих планов, намерений, если другие о них невысокого мнения.
Как правило, придерживаюсь пословицы: семь раз отмерь, один раз отрежь.
Когда мне что-нибудь пообещают, я опасаюсь, что не выполнят.
Если прихожу в ярость, разряжаюсь, выполняя физическую работу.
Я везде быстро завязываю новые знакомства.
Когда меня несправедливо обвиняют, скорее промолчу, соглашусь, чем начну защищаться.
Чаще всего мне трудно выбрать что-то одно из нескольких вещей или возможностей.
Редко бываю в подавленном, плохом настроении.
Бывает, что сержусь на других из-за какого-нибудь пустяка.
У меня редко бывают гости.
Мне легче, когда я могу присоединиться к мнению общества.
Мне нравится, когда мой распорядок дня нарушают непредвиденные события.
В делах я придерживаюсь пословицы: смелость – города берет.
Когда мне долго противоречат, теряю самообладание.
Меня редко приглашают в гости.
В детстве я часто признавал правоту других, хотя и не разделял их мнения.
Люблю знать заранее, кто будет на званом вечере, на который я приглашен, и как он будет проходить.
Я быстро капитулирую, если мне что-то не удается.
Часто не могу совладать со своим раздражением.
Со знакомыми людьми, которых долго не видел, я неохотно заговариваю первым.
На производственных совещаниях я охотнее присоединяюсь к мнению начальства.
Непредвиденные события часто приводят меня в замешательство.
Бывает, скучаю или грущу, когда другие веселятся.
В целом я спокоен и меня нелегко вывести из себя.
Мне неприятно, когда у друзей, к которым я приглашен, встречаю незнакомых людей.
Если хорошо подумаю, то скорее склонен что-то критиковать, чем принимать.
Я охотно берусь за что-нибудь, хотя с самого начала известно, каким будет исход.
Мои будни в целом интересны и занимательны.
Адаптивность
Адаптивность – это способность человека адаптироваться к изменчивым обстоятельствам. Адаптивность выражает интеллектуальные качества человека, благодаря которым индивид способен менять направление своих мыслей и всю свою интеллектуальную деятельность согласно поставленным умственным заданиям и условиям их решения.
Высокая адаптивность это в психологии личности свойство, благодаря которому индивид имеет больше возможностей, чем люди с низкой степенью адаптивности.
Высокая адаптивность проявляет интеллектуальную способность варьироваться между общим уровнем развития и конвергентностью.
Адаптивность по своему значению очень близка к мобильности интеллектуальной деятельности. Как личностное качество психологическая адаптивность способствует духовному развитию, динамике мировоззрения и смене миропонимания.
Высокая адаптивность является очень полезным качеством, поскольку человек может не бояться попадать в незнакомые ситуации или места, потому что быстро начнет в них ориентироваться и принимать имеющиеся условия.
Гибкость и адаптивность человеческих действий, реакций часто помогают индивиду выжить даже в экстремальных потенциально опасных ситуациях.
Адаптивность осуществляется на трех уровнях – биологическом, социальном и психологическом.
На биологическом уровне адаптивность – это способность человека поддерживать свою форму в необходимых пределах для нормальной жизнедеятельности организма при изменении условий мира.
Психологическая адаптивность обеспечивает стабильную функциональность всех мозговых структур при влиянии внешних психологических факторов.
Гибкость и адаптивность психических процессов демонстрируют меру развития природных способностей личности, помогающих ей в выживании при любых условиях.
Адаптивность на социальном уровне выражает приспособление к окружающей среде посредством умения анализировать социальную обстановку, возникающие социальные ситуации, осознания собственных возможностей в сложившихся обстоятельствах, а также умении приспосабливаться к основным целям и задачам деятельности.
Социальная адаптивность
Под социальной адаптивностью понимается интеграция личности в социуме, в результате которой формируется самосознание и роли, самоконтроль и способность к самообслуживанию, адекватные связи с окружающими.
Адаптивная система человека включает социальные механизмы, используя которые личность либо изолируется от воздействий среды или старается преобразовать эту среду под себя так, чтобы она соответствовала его полноценному социальному, биологическому и личностному развитию.
Адаптивность проявляется в социальной жизни человека, в ее повседневных действиях. Когда человек изменяет место работы, он должен приспособиться к новому коллективу, условиям, корпоративным правилам, стилю руководителя и индивидуальным особенностям коллег.
Низкая адаптивность существенно влияет на эффективность работы, соответственно может снизиться работоспособность и человек может закрыться в себе и не иметь возможности проявлять свои положительные качества. Если проанализировать ситуацию, можно выбрать соответствующий стиль поведения, и стараться адаптироваться под новые обстоятельства.
Когда человек меняет свое место жительства, не только квартиру, а даже город или страну, то это всегда стресс. И только от способности адаптироваться зависит благополучие, спокойствие и психологическая стабильность человека.
Если случается так, что под влиянием неожиданных и неотвратимых обстоятельств, изменяются условия жизни индивида, он может выбиться из колеи. Именно в таких экстремальных ситуациях, как война, эпидемия, природные катаклизм, проверяются способности человека к адаптированию.
Высокая адаптивность людей способствует тому, что они быстрее справляются со стрессом и принимают состоявшуюся ситуацию, как неотвратимую. Также люди с хорошей адаптированностью могут помогать людям справляться со своими переживаниями и адаптироваться к ситуации.
Когда у человека изменяется семейный статус, то это влияет на изменение его социального положения. Особо стрессовыми являются следующие ситуации: вступление в брак и развод. В обеих ситуациях человек должен уметь приспособиться к тому, что изменится ранее привычный уклад жизни.
Социальная адаптивность личности выражает ее активное приспособление к социальной среде. Специфическая социальная адаптивность личности бывает двух видов. Девиантный вид – это способ приспособления человека к социальным обстоятельствам, нарушая принятые в обществе ценности и правила поведения. Патологическая адаптивность – это приспособление индивида к социальным условиям, используя патологические формы поведения, возникшие расстройствами психики.
Адаптивность – это свойство, благодаря которому происходит функционирование регулятивных механизмов в социуме. Чем более сложная система цивилизации в ее функциональном значении, чем больше развиты ее элементы и подсистемы, тем более сильной будет надобность эффективных средств для сглаживания противоречий, возникающих при столкновениях интересов целого и его элементов. В таких ситуациях возникают некоторые процессы. Социум требует от своих подсистем, чтобы они адаптировались к обстоятельствам необходимым для развития цивилизации. Индивиды, их группы и различные общности являются адаптантами и от них требуется приспособление поведения к потребностям и интересам цивилизационой системы.
Право выступает нормативным механизмом и осуществляет адаптацию социума и социальных объектов (индивидов, групп) друг к другу. Его задача в том, чтобы уравновесить и привести в функциональное соответствие антагонистичные силы внутри единой цивилизационной системы. Целью права есть поиск компромиссов, взаимоприемлемых решений, которыми обеспечивается динамическое равновесие и эти решения должны позволять системе быть единым кооперированным целым, решающим важные общие социальные задачи.
Право определяет, что социальные субъекты должны вести себя законопослушно, нормативно и приспособлено к общему цивилизационному контексту. Право является разновидностью адаптивного механизма благодаря тому, что оно располагает нормами и законами, как эффективными средствами по адаптированию поведения к социальным условиям.
Принцип адаптивности
Во время анализа адаптивных качеств деятельности личности желательно учитывать, что адаптивность это в психологии долгое время рассматривалась, как ключевая характеристика, выражающая индивида, как исключительно приспосабливающим существом.
Принцип адаптивности в психологии предполагает три варианта, которые являются наиболее распространенными в различных теориях и подходах изучения человеческого поведения.
Первый вариант – гомеостатический. В его основе лежит идея о гомеостазе, пришедшая из биологических теорий. Согласно этой идее, все реакции человеческого организма, пассивно приспосабливающегося к влияниям окружающей среды, обязаны выполнять только одну адаптивную функцию – возвращение функций организма в равновесие. Такой вариант принципа адаптивности особенно активно использовался в рефлексологии, поскольку ее идея состоит в том, что активность личности направлена на поддержание равновесия своего организма и среды.
Гомеостатический вариант адаптивности лежит в основе многих, на первый взгляд, непохожих психологических концепциях: теория личности К. Левина; психоанализ З. Фрейда; теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера; в необихевиористских концепциях.
В гуманистической психологии гомеостатическая идея противопоставляется идеи стремления к напряжению, тяготению к нарушению равновесия.
Во всех представленных концепциях личность противопоставляется социальной среде, поведение человека подчиняется заранее обусловленной конечной цели – обретение равновесия с обществом, посредством достижения равновесия и душевной гармонии с самим собой с помощью процесса самоактуализации, то есть принятия себя таким, каким сделала природа, невзирая на помощь или помехи общества.
Второй вариант – гедонистический принцип адаптивности предполагает, что любые поведенческие акты человека ориентированы на увеличение удовольствия и уменьшение страданий, особенно отрицательных эмоций. В повседневной жизни часто встречается гедонистический принцип адаптивности примеры его проявления можно наблюдать, когда человек пытается так приспособиться к ситуации, чтобы извлечь из нее пользу и удовольствие. Вместе с тем существуют факты, которые иллюстрируют наличие действий личности, абсолютно противоположных к влечению достичь наслаждения и избежать страданий.
Гедонистический принцип адаптивности примеры его можно наблюдать не только в ситуации самопожертвования или героизма, но и в повседневной работе человека, где большая часть действий направляется не на получение удовольствия, а на рабочую цель.
Третий вариант – прагматический вариант чаще всего встречается в когнитивной и в функциональной психологии, где он выступает в качестве суждения о том, что любые оптимальные действия человека направляются на максимизацию получения пользы и эффекта, используя минимальные затраты.
Прагматический принцип адаптивности предполагает, что даже если принятое человеком решение кажется ему неразумным, он одинаково допускает, что такое решение вполне логично и обоснованно. Любое решение способствует оптимизации психологической пользы, даже если сам человек будет потом приходить в искреннее удивление собственному выбору.
Прагматический вариант исходит из определения личности, как разумного и логичного человека, и тем же самым всякого действия человека, как разумного и рационального. Из этого выходит, что при анализе развития и формирования человека в его индивидуальных жизненных обстоятельствах, различные проявления, которые не вписываются в рамки логичного действия, отбрасываются, также не принимаются немотивированные поступки личности.
Психологи, антропологи, археологи пытаются найти объяснения выражениям сущности личности на ее индивидуальном жизненном пути, в истории общества в рациональных приспособительных образованиях – утилитарной эффективной деятельности и ее продуктах. При всем этом подходящий прагматическому варианту принципа адаптивности образ «рационального человека» дополняется, подтверждается, а большинство из неутилитарных проявлений из жизни личности и общества воспринимаются, как недостойные внимания, бесполезные и странные.
Все три варианта принципа адаптивности имеют в своей основе то, что во всех их троих поведение человека направлено на изначально предусмотренную цель. Подчинение активности прежде данной норме или предусмотренной цели составляет особенность поведения человека, которое характеризуется, как адаптивное.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»