Что означает составить план текста
Письмовник
Как составить план к тексту?
Стили и жанры
Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как. Сколько. Когда. Почему. и т. д., но не Есть ли. Пришел ли. и т. п.).
Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Что такое развернутый и сжатый план научного текста?
План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.
Как составить план текста
Прежде чем приступать к написанию статьи, автору необходимо понять, что именно и в каком порядке он собирается описывать. В этом помогает план текста – изложенные в виде списка и логически структурированные основные мысли статьи.
Давайте разберемся, как составить план текста, поговорим о видах планов и требованиях, которые необходимо соблюдать при их написании.
Зачем нужен план текста?
Особенности написания плана
Прежде чем приступить к написанию плана текста, внимательно изучите всю найденную информацию по теме, а затем выделите основную идею. Задумайтесь о том, какую задачу должна решать статья, на какой вопрос читателя отвечать. Информация, которая содержит ответ на вопрос, и определит структуру текста.
Собранные для написания текста сведения необходимо разделить на несколько частей, разбить на смысловые блоки, выделить логические категории для удобства восприятия информации.
Поставьте себя на место читателя, обратившегося к вашей статье для решения своей проблемы. Подумайте, какие именно данные будут наиболее важны для него и какие советы могут быть максимально полезны. Теперь опишите все это в виде последовательности пунктов, и ваш план будет готов, а дальше можно приступать к написанию и редактированию материала.
При составлении плана нужно учитывать характер текста. Например, при написании новостей и обзоров в первых пунктах плана нужно отразить самые важные, привлекающие внимание данные, в середине статьи подробно раскрыть изложенные в начале сведения, а в конце расположить обобщение или дополнительную информацию. Тогда как при написании научных статей автор, наоборот, сначала излагает аргументы, ссылается на авторитетные источники и только в конце текста озвучивает основную идею материала.
Виды планов текста
Статья состоит из заголовка, введения, основной части и заключения. Рассмотрим, какие виды планов позволяют структурировать информацию основной части текста.
Назывной план
Назывной план состоит из небольших заголовков, включающих обычно от 2 до 4 слов. Глаголы в таком типе плана не используются, содержание пунктов выражается существительными в именительном падеже и прилагательными. Каждый пункт такого плана состоит из опорных слов и словосочетаний, которые отражают какой-то процесс, явление либо состояние.
Пример назывного плана для данной статьи:
Вопросный план
Структура плана этого типа основана на вопросах, которые автор задает к каждому смысловому блоку текста. На мой взгляд, это самый простой вариант плана, так как уже в процессе обдумывания темы и сбора материала для статьи вопросы возникают сами собой. Этот вариант идеально подойдет, если вы пишете руководство, инструкцию или обучающую статью. Начинайте вопросительные предложения со слов: как, когда, почему, какой, сколько, кто, каким образом и т. п.
Например, к текущей статье вопросный план может быть таким:
Тезисный план
Тезисный план – это план, состоящий из тезисов, как и назывной, однако здесь обязательно используются глаголы, из-за чего пункты получаются длиннее. Тезис представляет собой основную мысль нескольких абзацев, которая сформулирована в одном предложении. Подлежащее в каждом пункте обозначает тему, а сказуемое раскрывает ее.
На каждую тысячу знаков рекомендует отводить один пункт в тезисном плане. Соответственно, если в статье 5000 знаков, пунктов-тезисов должно быть 5.
Рассмотрим, что такое тезисный план на примере этой статьи:
Опорный план
Опорный план-схема характерен тем, что в качестве его пунктов используются только ключевые мысли, самые значимые слова или отрывки предложений, на которые автор будет опираться при написании текста. План этого типа хорошо подходит для составления текста устного выступления, презентации, а также при написании различных небольших по объему текстов, таких как новости, анонсы, краткие обзоры и т.п.
В опорную схему уместно включить главные факты, цифры, названия предметов, а также имена действующих лиц и цитаты. Каждый пункт данного плана является опорой, вызывающей яркие, детальные картины, которые передают содержание текста. Назначение этого вида плана – систематизация собранного материала и облегчение последующего воспроизведения информации. Пункты в таком плане могут существенно отличаться друг от друга как по структуре, так и по длине.
Пример опорного плана:
Смешанный план
Совсем необязательно стремиться к тому, чтобы все пункты плана представляли собой вопросы или являлись тезисами статьи, можно составить план смешанного типа. Например:
Простые и сложные планы текста
Планы текста по своему типу также можно разделить на простые и сложные. Сложный план отличается большей развернутостью и содержит подпункты. Это необходимо, если статья содержит мысли разного уровня, когда определенная мысль раскрывается посредством нескольких других. Используйте сложные планы с пронумерованными пунктами и подпунктами, оформленными как маркированный список, для длинных серьезных статей со множеством подзаголовков – в этом случае вы не упустите из вида ни одну даже самую мелкую деталь.
В других случаях можно ограничиться составлением простого плана, в котором пункты располагаются последовательно.
Сложный план для данной статьи может выглядеть так:
Требования к плану текста
Правильно составленный план текста должен соответствовать ряду требований:
Заключение
Итак, мы рассмотрели, что такое план текста, и убедились, что его использование делает работу над статьей намного продуктивнее. При наличии грамотно составленного плана вы напишете текст быстрее и качественнее. План позволяет легко сфокусироваться на теме, в процессе его составления в голове автора вырисовывается четкая картина того, как должен выглядеть готовый текст и на какие вопросы читателя он будет отвечать.
Выбирайте тот тип плана, что наилучшим образом соответствует виду текста, который вам предстоит написать. И помните, что при составлении плана информационной статьи вы не обязаны неукоснительно придерживаться какого-то одного из типов и видов.
Развернутый план и тезисный план: как это писать
Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?
Виды планов
Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.
Различают два вида планов:
По типу языкового оформления:
Вопросный от назывного отличается построением.
Назывной | Вопросный |
1. Птицы, зимующие у нас. | 1. Какие птицы зимуют у нас? |
2. Перелетные птицы. | 2. Какие птицы улетают на юг? |
3. Поможем птицам перезимовать. | 3. Как помочь птицам перезимовать? |
Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:
Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.
Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:
При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.
Пример — роман «Евгений Онегин»:
Какие существуют требования
Алгоритм составления тезисного плана
Составление ведется по одному алгоритму:
Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:
Как составить развернутый план
Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.
В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:
Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.
Чем различаются тезисный и развернутый планы
По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.
Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.
Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.
Примеры
На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.
Развернутый
Тезисный
Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:
Как составить план текста: цели, виды, алгоритм создания, структура, примеры и рекомендации для новичков
Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Сегодня мы поговорим о том, как составить план текста, который впоследствии поможет в написании статьи. Эта импровизированная памятка будет полезна преимущественно тем, кто видит свое будущее в написании текстов или только ищет подходящий для себя вариант заработка в интернете.
Мы научимся приводить в порядок и систематизировать собственные мысли, чтобы впоследствии упорядоченно и правильно излагать их в устном или письменном виде. Так что эта информация будет полезна и для общего развития, ведь красивая, логичная и аргументированная речь – это один из маркеров образованного и интересного человека. В конце концов, разве вам не хочется красиво и связно писать и говорить?
Зачем нужен план текста?
Логично предположить, что если вы ищете инструкцию по составлению плана текста, то вы уже знаете, что это такое. Но для тех, кто немного запамятовал, напомню: план текста – это его скелет и опора. Автор составляет схему из слов, фраз и даже целых предложений, которые в краткой форме «рассказывают» читателю о содержании текста. Каждый элемент плана должен идти в логичном и хронологическом порядке, чтобы в результате получился связный текст без повторений и неуместной информации.
Вспомните школьные годы и задания по составлению планов. Большинство из нас думало: а зачем они вообще нужны? В результате структурированные и грамотные сочинения получались далеко не у всех: многочисленные повторы, логические нестыковки и прочие огрехи убивали все впечатление от, в общем-то, неплохих и, главное, самостоятельно написанных работ.
Конечно, во время учебы можно «содрать» из Интернета что угодно: хоть план, хоть сочинение целиком. Но во взрослой жизни это аукнется откровенной беспомощностью перед необходимостью ясно и аргументированно выразить мысли не только в публичном выступлении или статье на заказ, но и в обычной бытовой беседе.
В веб-райтинге без умения последовательно и без повторов излагать информацию делать нечего. Благо, этот навык развивается в любом возрасте, правда, с индивидуальной скоростью. Но со временем вам достаточно будет беглого прочтения материала – и канва плана будущего текста уже прорисуется в вашем сознании.
Этот навык необходим для выхода на качественно новый уровень оплаты: не секрет, что не желающие развиваться райтеры всю дорогу сидят на 20-50-рублевых заказах, а их опусы напоминают этакий винегрет из слов и мыслей. Неумение работать с информацией (искать, анализировать, логично преподносить) – это первый признак случайного человека в копирайтинге. Или совершенствуйтесь, или ищите другую дорогу – третьего не дано, если не хотите считать себя аутсайдером.
Заработок топовых копирайтеров исчисляется тысячами, а иногда – и десятками тысяч рублей за один текст. И они тоже не родились с умением писать эффективные коммерческие и полезные информационные тексты. Да, от способностей зависит многое, но основная составляющая успеха – это ежедневный труд и самосовершенствование.
Основные формы и цели
Работа над планом начинается с внимательного прочтения информации: ее нужно как следует осознать, выделить основную тему и идею. Поработаем для начала над готовым и всем известным текстом – сказкой «Курочка Ряба». Итак, тема: как разбилось золотое яичко. Идея: не нужно печалиться – что ни делается, все к лучшему.
Далее следует сделать разбивку текста на основные части и каким-то образом маркировать каждую из них. Главное, чтобы вы, имея перед глазами этот план, могли пересказать основную информацию в устном или письменном виде (ну чем не подготовка к рерайтингу?).
А вот каким образом вы будете маркировать части текста – дело ваше, но от этого зависит форма плана, который получится в итоге.
Тезисный
Если вы хотите создать достаточно подробный план, остановитесь на тезисном варианте. Каждый пункт представляет собой фразу, содержащую законченную мысль, характеризующую отрывок текста. Берем наш пример:
Перед нами известная сказочка, представленная в виде основных тезисов. Обратите внимание – каждый пункт – это самостоятельное повествовательное предложение. По такому плану легко рерайтить (пересказывать основное содержание) логично, полно, с сохранением структуры.
План-конспект
Тут мы на минуточку отойдем от курочки Рябы, ибо план-конспект составляется только для большеформатных текстов, так что короткая сказочка для малышей в качестве примера ну никак не подходит.
План-конспект – это эволюция тезисного, более подробная и развернутая. Пункты плана могут представлять собой целые блоки информации в виде абзацев. В копирайтинге этот вариант используется крайне редко, разве что, чтобы привести в порядок и осознать незнакомую тему или адаптировать ее к нуждам целевой аудитории.
Например, мы имеем подробную статью о выделении доли наследства, написанную практикующим адвокатом для коллег. Понятно, что в специальной лексике и терминологии без юридического образования разобраться, мягко говоря, затруднительно. Наша задача – понять, о чем пишет юрист, несколько сократить материал и привести его в понятный целевой аудитории вид. Для этого идеально подойдет составление плана-конспекта с разумной заменой специальных терминов на общеупотребительные. Словом, из сугубо специальной статья превращается в популярную, предназначенную для широкого круга читателей.
Кстати говоря, умение создавать план-конспект пригодится и студентам, которые действительно записывают лекции. Искусство стенографии угасло за невостребованностью (голос преподавателя можно записать на диктофон), но многим проще усваивать и запоминать информацию, записывая ее старым дедовским способом, ручкой в конспект.
Вопросительный
План, сформированный из тематических вопросов к частям текста, называется вопросительным. Впрочем, специалисты чаще именуют его вопросным, что логически вернее. Итак, просто формулируем вопросы и записываем их по порядку.
Вернемся к многострадальной курочке Рябе. Итак:
В ходе написания текста придется отвечать на вопросы, поэтому формулировать их нужно максимально конкретно, чтобы в голове автоматически возникал развернутый ответ.
План такого типа идеален для подготовки развернутого устного ответа или написания изложения. Применим этот вариант и в веб-райтинге: вы анализируете пласты информации, формулируете пункты плана в виде вопросов, пишете текст в виде ответов на них. Кстати говоря, этот вариант очень удобен для написания статей большого объема: всегда можно максимально развернуть ответ, добавить собственных мыслей или занимательной полезной информации. И наоборот, можно сократить ответ, если вы видите, что катастрофически заходите за установленные рамки объема.
Цитатный
Содержание плана этого типа определяется его названием: он состоит из цитат, то есть, дословных выдержек из первоисточника. Приводить его пример я не буду из соображений уникальности: любая цитата снижает этот показатель, что не слишком хорошо для продвижения. А вот при написании школьного сочинения это, наоборот, приветствуется: демонстрирует умение ориентироваться в тексте.
Составление «цитатника» – одно из наиболее распространенных заданий по русской литературе, начиная с младшей школы. Ничего здесь выдумывать не нужно: найди подходящую фразу, выражающую мысль части текста, запиши без изменений – и молодец.
Цитатники уже написанных текстов зачастую используются при подготовке докладов, защите дипломных работ и рефератов, а также при других видах устных выступлений. Там дословные цитаты уместны и только повышают доверие к докладчику.
Назывной
Этот вид плана предусматривает необходимость придумывать названия к каждой логической части, то есть, именовать ее. Назывной план минимально информативен по сравнению с предыдущими вариантами и служит, скорее, для «представительских» целей. Пересказывать текст по нему проблематично, но зато из него можно сформировать названия разделов и пунктов повествования.
Обратите внимание на начало этой публикации: там представлен назывной план текущей статьи. По нему удобно ориентироваться в приличном массиве информации, правда? Я составляла план этого текста перед началом работы, но по ходу написания несколько подкорректировала и добавила новые пункты. Бывает, что стоящие мысли приходят в ходе работы – не отказываться же от них, если они будут полезны читателям?
И последнее упоминание о курочке Рябе в назывном плане:
Само собой, в приложении к сказочке для малышей такие названия звучат несколько пафосно и комично, зато, надеюсь, пример будет понятен каждому. Да и хорошее настроение еще никому никогда не мешало!
Опорный
Перед нами последний тип плана – опорный. Каких-либо требований к нему не предъявляется, ибо он служит исключительно для систематизации материала и облегчения последующего воспроизведения информации. Главный критерий – удобство пользования. Пункты могут существенно отличаться друг от друга по структуре и длине. Они могут представлять собой отдельные слова, цитаты, фразы и так далее.
Опорными планами зачастую пользуются при подготовке устных выступлений. Например, в большинстве случаев их составляют студенты, сдающие экзамены по устным дисциплинам: вытянул билет, во время подготовки набросал опорный план – и используй его во время ответа.
Многие райтеры также используют опорные планы, набрасывая пришедшие в голову мысли в блокнот или смартфон. Никогда не знаешь, когда тебя озарит: во время утренней пробежки или приготовления/поглощения обеда.
Структура плана статьи
Если текст невелик и последователен, достаточно будет простого плана. Выше во всех случаях мы «препарировали» сказочку с помощью этого варианта: четкие пронумерованные пункты, никаких дополнений и изысков.
Однако если вы пишете, например, реферат или дипломную работу, таким примитивом не обойтись: потребуется сложный (или развернутый) план: двух-трех-и более уровневый. Это значит, что в плане будут не только пункты, но и подпункты, иногда разных уровней. Обычно названия частей нумеруются римскими цифрами, разделов – арабскими, а при необходимости идут в ход и русские, и латинские буквы.
В большинстве случаев сложные планы бывают двухуровневыми, то есть, состоящими из пунктов и подпунктов первого уровня.
Ценность плана для веб-райтера
Как говорилось выше, без умения обрабатывать и структурировать информацию в копирайтинге делать нечего. Любой материал должен быть проанализирован, усвоен, систематизирован и приведен в годный для подачи читателю вид.
Статьи, содержащие повторы, логические противоречия, «подвешенные» мысли, не имеющие завершения, напоминают поток сознания. Естественно, ни о какой полезности для читателя речь не идет. Даже если каким-то образом пользователь попадет на страницу с подобным опусом, он быстренько, после прочтения пары фраз, сбежит на другой ресурс, где информация подана более удобоваримо. Благо, на любую тему можно найти сотни статей, удовлетворяющих интересы читателей и нравящихся поисковым системам.
Малоинформативные и плохо структурированные статьи ухудшают поведенческие факторы, постепенно загоняя ресурс все ниже в выдаче. Естественно, никакому владельцу сайта сие не понравится, и он откажется от услуг горе-автора. Конечно, если он разумен и понимает, что если автор сидит на 20-30 рублях за тысячу знаков годами, то чудес от него ждать не приходится. И если хочешь получить контент приличного качества, платить придется раз этак в 10 больше (как минимум).
Даже топовые копирайтеры всегда составляют планы текстов, особенно если речь идет о достаточно объемных массивах информации. Пункты плана обычно представляют собой заголовки разных уровней, которые выделяются средствами Ворда и используются в дальнейшей работе.
Составление плана в зависимости от целей
Каждый вид статей требует особого подхода к созданию плана, хотя принципы остаются идентичными: строгая логика, последовательность и понятность для пользователя. Рассмотрим типы статей, которые наиболее часто заказывают для сайтов:
Советы начинающим
В заключении я хочу дать несколько рекомендаций по составлению планов:
Я надеюсь, что вы разобрались в основных принципах создания плана и теперь структурирование материала станет для вас неотъемлемой частью рабочего процесса. Это поможет вам выйти на принципиально иной уровень мастерства и, соответственно, оплаты.
Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинаем зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!