Что означает сопрано в музыке
Разновидности высоких женских голосов и лучшие его обладательницы
Существует много вокальных женских диапазонов в музыке, но в этом материале разберем особенности одного, самого высокого, – сопрано, и все виды женских высоких типов голоса. Типичный диапазон – от ноты A ниже среднего C (A3) до ноты F или G на 2 октавы выше (F6 или G6), что составляет диапазон от 2 плюс 3 октавы. Конечно, это приблизительное измерение. Сопрано имеет яркий тон, сильный головной голос, но относительно слабый средний.
Сопрано
Драматическое сопрано
Тип оперного голоса по системе Фаха, характеризующийся широким диапазоном. Это очень высокий женский голос, обладающий богатым качеством и выносливостью, сильным эмоциональным объемом, хотя и с ограниченной подвижностью.
Обычный диапазон – от E3 до D6. Тесситура, место, где голос певицы звучит наиболее качественно и удобно, находится ниже, чем у других вариаций сопрано.
Вершиной этого типа является «вагнеровское сопрано»: регистры исполнительницы идеально сбалансированы, а голос полный и плотный, слышимый в смешанном хоре из 80-100 человек.
Подтип голоса со временем меняется, и тембры голоса у женщин 40 лет будет отличаться от имеющегося у молодой девушки. Переход к драматическому сопрано обычно происходит после 30 лет. Певицы могут испытывать множество вокальных проблем: трудности с корректировкой техники, проблемы с дыханием и опорой, вибрато и выносливостью, потеря музыкальности.
Лирическое сопрано
Лирический и чистый голос представляет собой наиболее распространенное сопрано и один из самых ярких вокальных инструментов в опере. Обладает всеми характеристиками сопрано с дополнительными качествами. Имеет колоратуру, то есть способность достигать чрезвычайно высоких нот с силой и ясностью.
Диапазон колеблется от средней C4 до высокой C6. Но часто исполнителям доступны ноты, превышающие эти параметры. Например, легкие лирические сопрано могут петь последовательно в высокой тесситуре до нот, включая C#6, D6 и даже Eb6. Полное лирическое сопрано поет как на низком Bb3, так на высоком C6.
Однако стандартная тесситура остается глубоко укоренившейся в средней и нижней частях верхнего регистра.
Колоратурное сопрано
Певица с колоратурным сопрано поет на высшем уровне человеческого вокального диапазона. Колоратуры обладают большой гибкостью, что позволяет исполнять сложные отрывки ловкостью и легкостью. Эта классификация женских голосов используются для оперных певцов.
Хотя все колоратуры обладают вокальной подвижностью, существует спектр их диапазона и точных тональных характеристик. Таким образом, есть деление на лирические и драматические женские певческие голоса, а также на три подкатегории – спинто, леггеро и сфогато. Самый распространенный диапазон достигает – от C4 до B3. Верхний обычно составляет около F6.
Часто граница между типами колоратурного сопрано довольно размыта.
Некоторые исполнители, особенно леггеро и спинто, могут с легкостью переключаться с лирических ролей на драматические.
Лирико-драматическое сопрано
Спинто-сопрано – подтип, наиболее близкий к границам, отделяющим лирическое сопрано от драматического (спинто). Это гибридный голос, который источает как свежий лирический звук, так драматические кульминации с пульсирующим вибрато и сквилло, расширяясь с большим весом и силой. Может иметь темный тембр. Один из величайших примеров именно этой подкатегории – испанка Монсеррат Кабалье.
Спинто-сопрано имеет диапазон примерно от среднего C (C4) до высокого D (D6).
Лирико-колоратурное сопрано
Обычно номинальный диапазон любого сопрано составляет D4-A5, с крайними значениями A3-F6. Лирическое колоратурное сопрано будет способствовать более широкому распространению в этих диапазонах. Стандартно такой исполнитель может захватить ноты примерно от D4 до C6.
Наиболее сильно и широко голос раскроется в зоне G4-G5. Певцам может не хватать богатства и резонанса голоса, которые имеют драматические сопрано.
Женщины с высокими голосами
Анна Нетребко
Нетребко олицетворяет гибридный тип лирико-спинто, который немного менее драматичен, чем чистый спинто, но более темный, чем лирическое сопрано по текстуре и вокальной массе. Анна умеет разбавлять темные оттенки своего голоса и излучать кокетливое ликование легким и чистым лиризмом, подчеркнутым ярким високим B5. Обратной стороной этого является ее способность петь с более сильным звуком, плотным средним голосом и мощным верхним регистром.
Нетребко может проецировать полный звук, не теряя лирического блеска голоса, но все же его можно услышать при более крупной оркестровке.
Одной из слабых сторон певицы является отсутствие глубокого, полностью поддерживаемого грудного голоса, для чего требуется расширение контральто и металлический драматический верхний регистр сопрано. Хотя Анна Нетребко может петь на высокой тесситуре, ее ловкость не является первоклассной.
Светлана Феодулова
Светлана Феодулова – уникальное явление в современном оперном мире. Ее голос не имеет аналогов нигде – такое сильное и звучное колоратурное сопрано на планете есть только у одного человека. Сегодня Светлана – обладательница самого высокого женского голоса в мире, что сертифицировано Книгой рекордов России и Книгой рекордов Гиннеса.
Уникальная колоратура и великолепная техника в сочетании с особым стилем исполнения и личной харизмой сделали Светлану Феодулову одной из самых популярных русских певиц.
Има Сумак
Перуанская певица Има Сумак была известна своим экстремальным диапазоном – от D2, почти на две октавы ниже среднего C, до C7, на три октавы выше него. Большая часть ее репертуара из области экзотики, как и постоянный тяжелый грим с тщательно продуманными костюмами, а необычный вокальный стиль может не всем прийтись по вкусу.
Ядро голоса – настоящий альт, который мог охватывать глубины низких частот, что относительно редко встречается среди женщин. С помощью манипуляций и обучения Има смогла расширить свой и так высокий уровень до C7, чему не было аналогов в прошлом. Часть этого голоса не очень красива и даже не полезна для исполнителя, за исключением некоторых звуковых эффектов, таких как щебетание птиц.
Рене Флеминг
Из всех современных лирических сопрано Флеминг наиболее достойна стать преемницей великого лирического искусства Элизабет Шварцкопф. Один из самых великолепных голосов, когда-либо существовавших в опере, наделенный великолепным однородным тоном, который легко проникает во все три регистра, одинаково способный к эфирным высоким нотам и глубоким, чувственным низким нотам меццо. Ее огромный диапазон (от низкого F3 до высокого G6) позволил Рене интерпретировать некоторые из самых виртуозных ролей в лирическом репертуаре.
Ее врожденные вокальные данные также позволили продвинуться в сложном репертуаре – в среде бельканто. Флеминг проявляет освежающую многогранность и музыкальное восприятие, особенно в формировании мелодии и утонченности лирической вокальной линии, что позволяет ее искусству постоянно развиваться и открывать новые грани ее пения.
Однако главным наследием Флеминг всегда будет красота ее вокального инструмента, которая даже сейчас остается чудесным образом сохраненной.
Джорджия Браун
Вы задумывались, каким может быть голос, вокальный диапазон которого составляет восемь октав? У Джорджии Браун он ранжируется от G2 до G10, что было подтверждено в музыкальной школе Aqui Jazz Atelier в Сан-Паулу, Бразилия.
Самая высокая нота, которую взяла певица, G10, – это технически не музыкальная нота, а частота, которая, согласно «научной нотации высоты звука», составляет 25 088 Гц. Полный диапазон был проверен музыкальными экспертами с использованием фортепиано, скрипки и органа.
Исполнительница с легкостью может петь мужские и женские партии, хоть баритоном или басом, либо использовать контральто (самый низкий женский певческий голос) вместе с сопрано.
Полезное видео по теме:
Значение слова сопрано
Словарь Ушакова
сопр а но, нескл., ср. (итал. soprano) (муз.).
1. Наиболее высокий женский голос (в пении). Колоратурное сопрано. Лирическое сопрано. Драматическое сопрано. Партия для сопрано.
2. Певица с таким голосом. Сегодня выступает известное сопрано.
Словарь Ожегова
СОПРАНО, нескл.
1. ср. Наиболее высокий женский голос.
2. ж. Певица с таким голосом.
| прил. сопранный, ая, ое (к 1 знач.).
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь
Большая Советская Энциклопедия
(итал. soprano, от sopra ≈ над),
самый высокий певческий голос. Диапазон: до1 ≈ до (ре ≈ фа)3. Необходимое качество С. ≈ хорошо развитый т. н. головной регистр. С. обладают обычно женщины и дети. В хоре особенно красиво звучат голоса мальчиков (т. н. дискантистов). В 16≈18 вв. было широко распространено пение кастратов-певцов (называемых также сопранистами). Существует 3 основных разновидности женских С.: драматическое, лирическое и колоратурное. Бывает также лирико-драматическое и лирико-колоратурное С. Драматическое С. отличается силой звучания на всём диапазоне, плотным нижним регистром; лирическому С. свойственны мягкость тембра, гибкость и большая выразительность в кантилене; для колоратурного С. характерны подвижность в исполнении фиоритур, пассажей и т.п., прозрачность тембра, лёгкость и свобода звучания в верхнем регистре.
Самая высокая партия в хоре.
Высокие по регистру разновидности некоторых музыкальных инструментов.
Колоратурное сопрано: определение, разновидности, примеры
Все привыкли слышать термин «сопрано», который характеризует высокий женский голос. Чем же отливается колоратурное сопрано от обычного? Попробуем разобраться.
Колоратура
Органично исполнять колоратуры могли только легкие и подвижные высокие голоса, которые и стали называться «колоратурными». Нередко исполнение колоратурных партий доверяется такому голосу, как колоратурное меццо-сопрано. Реже музыкальные «орнаменты» встречаются в партиях для низкого голоса. В частности, в «Севильском цирюльнике» Россини одна из арий дона Базилио украшена множественными музыкальными «узорами».
Что такое «колоратурное сопрано»?
Например, классическое сопрано простирается от ноты «ля» малой октавы до ноты «фа» третьей октавы. Это гибкие легкие голоса, отличающиеся тем самым «блеском» и «переливами». Но существует также драматический высокий голос, который отличается более плотным насыщенным звуком. Можно даже сказать, что он звучит «тяжело», а наиболее красивым и богатым является средний регистр. Верхние ноты драматическое сопрано может брать только на форте.
Лирико-драматический высокий голос соединяет в себе особенности и лирического, и драматического сопрано. Лирическое сопрано звучит задушевно, исполнение верхних нот достаточно гибкое, может происходить с различной силой звука.
Колоратурное сопрано отличается большой виртуозностью в верхних регистрах. Обладатель такого голоса замечательно справляется с исполнением различных украшений, форшлагов и трелей.
Разновидности колоратурного сопрано
Существует также колоратурное сопранодо – самый высокий женский голос. Большой плюс для обладателя такого голоса – это возможность виртуозно исполнять скачки, а также арпеджио и пассажи, украшенные трелями и форшлагами. В целом этот голос может напоминать слушателю такие инструменты, как скрипка или флейта.
Помимо этого, к колоратурному сопрано также применяют классификацию «драматического» или «лирического» голоса.
Колоратурное сопрано: примеры
Колоратурные украшения часто используются для того, чтобы подчеркнуть холодность и колкость создаваемого образа. Так, например, поступил Моцарт, работая над образом Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта». Колоратурным сопрано обладали такие мировые оперные дивы, как Антонина Нежданова, Мария Каллас, Амелита Галли-Курчи, Рената Тебальди.
Сопрано
Таким образом, мы обозначаем сопрано как любой инструмент, амбиции которого превыше всего стремления его семейства.
Например, саксофон сопрано находится над саксофоном альт (самый известный).
Резюме
Описание
Диапазон
Мощность
В классической музыке голос работает так, чтобы излучать максимальную мощность не менее 80 дБ на одном метре (что в таком случае соответствует так называемому жилому или концертному голосу).
Однако будьте осторожны, потому что, если мы говорим о легком сопрано, мы указываем как голос низкой интенсивности, так и более высокий вокальный диапазон.
Размещение голоса
Соответствуя классической эстетике, голос сопрано был построен на эстетике однородности тембра (без ощущения перехода от низких частот к высоким) и развивал свою силу во все более сложных техниках (размер сцены). Специфика голоса сопрано заключается в том, что он часто работает с басом, чтобы не использовать ее грудной голос, или как можно легче.
Исторический
Этимология
Типология голоса
Голос развивается с возрастом, часто певица меняет работу и записывается в течение своей карьеры.
Легкое сопрано
Лирическое сопрано
В основном лирические сопрано делятся на три категории:
Драматическое сопрано
Женский голос меццо-сопрано. Как его выявить при обучении вокальному мастерству
Голос меццо-сопрано редко встречается в природе, но зато имеет очень красивое, сочное и бархатистое звучание. Найти певицу с таким голосом – большая удача для преподавателя, этот голос имеет широкое применение на оперной сцене, и в различных направлениях музыки.
Меццо-сопрано с красивым тембром проще поступить в музыкальные учебные заведения, а в дальнейшем найти работу в оперном театре, ведь певиц с меццо-сопрано всегда не хватает и их не так много, как женщин с высокими певческими голосами.
Из статьи вы узнаете, как формируется прекрасный женский голос и где можно найти ему достойное применение.
Чем отличается меццо-сопрано от других голосов
В итальянской школе так называют голос, который раскрывается на терцию ниже драматического сопрано. В переводе на русский язык «меццо-сопрано» означает «немного сопрано». Он имеет красивое бархатистое звучание и раскрывается не на верхних нотах, а на среднем участке диапазона, от ля малой октавы до ля второй.
При пении более высоких нот богатый, сочный тембр меццо-сопрано теряет характерную окраску, становится тусклым, резким и бесцветным, в отличие от сопрано, голос которых начинает раскрываться на верхних нотах, приобретая красивое головное звучание. Хотя в истории музыки известны примеры меццо, которые могли не терять своего красивого тембра даже на верхних нотах и легко пели сопрановые партии. В итальянской школе меццо может звучать как лирико-драматическое или драматическое сопрано, но по диапазону быть ниже этих голосов примерно на терцию.
В российской оперной школе этот голос отличается сочным и богатым тембром, иногда напоминая контральто – самый низкий голос у женщин, который может петь теноровые партии. Поэтому меццо-сопрано с недостаточно глубоким и выразительным тембром относят к сопрано, что часто составляем много трудностей для этого голоса. Поэтому многие девушки с такими голосами уходят в эстраду и джаз, где могут петь в удобной для себя тесситуре. Сформированное меццо-сопрано можно разделить на лирическое (близкое к сопрано) и драматическое.
В хоре лирические меццо-сопрано поют партию первых альтов, а драматические – вторых вместе с контральто. В народном хоре они исполняют партии альтов, а в эстрадном и джазовом направлении меццо-сопрано ценится за красивый тембр и за выразительные низкие ноты. Кстати, многие современные исполнительницы на зарубежной эстраде отличаются характерным меццо-сопрановым тембром несмотря на другую подачу звука.
Основными отличиями меццо-сопрано от других голосов являются следующие признаки:
Почему меццо-сопрано трудно определить
Этот голос больше других вызывает споры преподавателей, потому, что выявить у детей и подростков его очень трудно. Меццо-сопрано формируется позже других голосов, поэтому девушек с несформировавшимся голосом в хоре ставят во второе и даже в первое сопрано, что для них представляет большие трудности и может вообще отбить интерес к занятиям. Иногда высокие детские голоса после переходного возраста приобретают характерное меццо-сопрановое звучание, но чаще меццо-сопрано получаются из альтов. Точно определить меццо-сопрано можно к 18 или 19 годам. Но и тут преподаватели могут ошибиться.
Дело в том, что не все меццо-сопрано имеют яркий и выразительный бархатный тембр, как у оперных певиц. Часто они звучат красиво, но неярко в первой октаве и после неё только потому, что их тембр не такой сильный и выразительный, как у знаменитостей мирового масштаба. Оперные голоса с таким тембром нечасто встречаются в природе, поэтому девушек, не соответствующих оперных требованиями автоматически относят к сопрано. Но на самом деле у них просто недостаточно выразительный для оперы голос. В этом случае решающим будет диапазон, а не тембр. Вот почему меццо-сопрано трудно определить с первого раза.
У детей до 10 лет уже можно предположить дальнейшее развитие меццо-сопрано по грудному тембру и неразвитому верхнему регистру голоса. Иногда, ближе к переходному возрасту, высота и выразительность голоса начинает снижаться и при этом расширяться грудной регистр голоса. Но точный результат будет виден уже после 14 или 16 лет, а порой и позже.
Известные певицы – СПИСОК
Меццо-сопрано востребовано не только в опере. В народном пении, джазовом и эстрадном направлении есть много певиц с таким голосом, тембр и диапазон которого позволяют найти женщинам достойное применение. Конечно, у эстрадной певицы труднее определить размах голоса и доступные ему тональности, но по тембру можно выявить характер голоса.
Самые известные оперные певицы с таким голосом это Елена Образцова, Чечилия Бартоли, Эллина Гаранча, Кэтрин Дженкис, Магдалена Кожена, Юлия Лежнева, обладающая редким типом этого голоса – колоратурным меццо-сопрано, и многие другие.
Среди народных артисток нашей страны с голосом меццо-сопрано можно назвать Людмилу Зыкину и Надежду Бабкину (драматическое меццо-сопрано). Несмотря на пение в народной манере, меццо-сопрано выдаёт бархатистый тембр и окраска голоса.
Эстрадные певицы с меццо-сопрано отличаются глубоким грудным звучанием голоса. Окраска этого голоса хорошо слышна у таких певиц, как Слава, Наталья Орейро и Надежда Грановская.
Автор – Аристархова Мария