Что означает сопоставительная характеристика

Значение слова «сопоставительный»

Что означает сопоставительная характеристика

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает сопоставительная характеристикаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: всенародный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «сопоставительный&raquo

Предложения со словом «сопоставительный&raquo

Понятия, связанные со словом «сопоставительный»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «сопоставительный&raquo

Автор проводит тщательный сопоставительный анализ имеющихся объяснений процесса роста государства и способов его описания.

Вторым определяющим моментом при изучении русского мира является сопоставительный характер исследования.

Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых характеристик, например, двух лидеров.

Синонимы к слову «сопоставительный&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Статья на тему «Сочинения сопоставительного характера»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сочинения сопоставительного характера

Сочинения сопоставительного характера бывают очень разнообразны по степени сложности. Как правило, они предлагаются обучающимся, начиная с 8-го класса, когда проводится сопоставительный анализ образов повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: Гринева и Швабрина, Пугачёва и Екатерины и др. Чаще всего педагог предлагает школьникам готовый план сочинения, в котором перечислены основные признаки, по которым сопоставляются эти герои, например: наличие и отсутствие чувства собственного достоинства, смелость и трусость, прямота и хитрость Гринёва и Швабрнна. Обучающиеся пишут сочинение по предложенному им плану, но составлять свой, находить эти признаки по-прежнему не умеют. Если они не научатся сопоставлять разных героев одного произведения, то не смогут в дальнейшем писать более сложные сочинения, требующие сравнительного анализа. В дальнейшем темы таких сочинений усложняются.

Чтобы написать сочинение, школьник должен обладать навыками проведения сравнительного анализа. Переходом к обучению написаний сочинений, требующих сравнительного анализа, может служить обращение к знакомым по урокам развития речи понятиям описания, повествования и рассуждения. Ведь сочинения на литературную тему тоже относятся к этим трём типам речи.

Сочинение-описание построено как упорядоченное всестороннее перечисление наиболее существенных признаков предмета, явления, образа.

Сочинение-повествование рассказывает о событиях, сохраняя последовательность их развития, опирается на пересказ литературного текста.

Сочинение-рассуждение содержит утверждение или отрицание определенной мысли, её развитие, суждение и подтверждение.

Для этого школьникам можно предложить различные типы заданий, например:

Выделите из общего перечня героев различных произведений пары (или больше), которые могли бы быть сопоставлены, н сформулируйте, почему, по вашему мнению, такое

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание»: Сонечка Мармеладова, Раскольников, Лужин, Свидригайлов, Дунечка Раскольникова;

А.П. Чехов « Вишнёвый сад»: Раневская, Гаев, Лопахин, Яша, Фирс, Варя, Аня, Петя Трофимов.

Далее перечислены признаки, которые ученик выделил как основу для сопоставительного анализа Базарова и Павла Петровича (И.С. Тургенев, «Отцы и дети») при раскрытии темы сочинения «Базаров и Павел Петрович как герои-антагонисты». Какие из них, на ваш взгляд, являются излишними, не помогающими раскрыть тему и произвести сравнительный анализ?

Отношение их к любви.

Отношение обоих к Феничке.

Если ученик овладеет навыком выделения черт сходства и различия, могущих служить основой сравнительного анализа, то он сумеет выделить такие черты и в различных произведениях. Сопоставление произведений, объединённых тематикой или проблематикой, ведётся чаще всего по единой схеме:

характеристика периода (периодов), в который(ые) были написаны данные произведения, с целью выявления причин различия или сходства,

сопоставление авторских позиций по данной проблеме;

выявление черт сходства в данных произведениях;

выявление черт различия.

Логика построения сочинения может быть различной: от частного к общему или от общего к частному. Многим проще начинать анализ с выявления черт сходства и различия, а уж затем сопоставлять, делать выводы. Если же автору сочинения проще сначала выявить проблему, а затем найти подтверждение своей мысли в конкретных примерах, порядок будет иным.

Прежде, чем составлять план сочинения, его автор должен решить для себя несколько вопросов:

Логика построения работы (от общего к частному или от

Принцип, на котором базируется сопоставление раскрытия темы разными авторами (общее или различное время создания; единство или различие авторских позиций; различное художественное решение и т.д.).

Возможный эпиграф, отражающий основную мысль работы (эпиграф на обязателен, а вот чёткая формулировка основной мысли очень важна).

Примерная тематика сочинений сопоставительного характера:

«Татьяна Ларина н Катерина Кабанова: проблема женского достоинства»; «Трагедия чистой души: сравнительная характеристика Ларисы («Бесприданница») и Катерины («Гроза»)»; «Обломов и Штольц»; «Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова»; «Правда Раскольникова и правда Сони»; «Духовные искания Андрея Болконского н Пьера Безухова»; «Давно я ждала тебя» (Наташа Ростова и Андрей Болконский)»; «Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона»; «Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы»; «Отношение к вишнёвому саду Раневской и Лопахина».

Формулировки тем показывают, что существуют сравнения по сходству н по противоположности (контрасту).

Обучающиеся часто дают упрощённый разбор образов: сначала характеризуют одного героя, а потом другого. Получаются два маленьких сочинения о двух героях. А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причём вначале целесообразно рассмотреть общие черты, свойственные героям, а затем противоположное в них. Так как у каждого персонажа есть своё, особенное, то сопоставительный принцип даёт возможность пишущему заметить это особенное, индивидуальное и отразить его в сочинении. Сопоставление второстепенных персонажей с главными даёт возможность лучше увидеть преобладающие черты тех и других, особенности их характеров, подчеркнуть определённые качества главных героев.

Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же. Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только различие, можно прийти к неполному, искажённому пониманию предметов, явлений, событий, героев.

Следует иметь в виду, что в одних случаях в сравнительной характеристике основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Иешуа н Понтий Пилат). И соответственно в той или иной степени используются приёмы сопоставления и противопоставления. Причины, объясняющие черты сходства или различия, связанны с индивидуальными качествами сравниваемых персонажей, с разными условиями формирования их характеров.

Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское отношение к сравниваемым персонажам, к изображаемому.

Итак, анализ сходства и контраста между героями даёт возможность увидеть в них общее, важное в историческом, социальном или нравственном плане и вместе с тем индивидуальную неповторимость каждого.

Очень точно характеризует этих героев и их речь. Динамичная речь Щербатого отличается грубоватой шуткой, юмором. Тихона отличали неистребимое чувство юмора, способность шутить при всех обстоятельствах. Мужики-партизаны, казаки, гусары относятся к нему с восхищением н уважением, даже со своеобразной лаской. В певучей речи Каратаева, в его беседах с Пьером и другими пленными встречаются пословицы, проникнутые рабской философией, покорностью к судьбе: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся» и т.д. Пьер испытывая неприязнь к Каратаеву, всячески сторонился его, хотя тот и возродил в Безухове веру в жизнь, в бога.

Наташа Ростова и Элен Безухова.

Не сразу получается у Наташи приносить пользу людям, но, став женой Пьера и матерью, она находит счастье жизни в том, чтобы поддерживать мужа в его общественной деятельности,

понимать и разделять ею чувства, мысли, желания. Таков идеал женщины в представлении Толстого.

Велика удача писателя в создании женских типов. Они обогащают нас нравственно, эстетически. С большим художественным мастерством Л.Н. Толстой поэтизирует одних женщин и выносит приговор другим.

Образец плана, связанного с характеристикой двух сопоставляемых героев:

б) развитое воображение у Обломова, склонность его к философическим раздумьям о высоком назначении человека; трезвый, практический ум Штольца;

в) отсутствие у Обломова интереса к науке, к окружающему, скептическое отношение к жизни деловых людей, к их мелочных запросам, муравьиной суете; стремление Штольца к постоянному пополнению знаний, к деловым связям.

Образ жизни, идеалы:

а) праздность, пассивность Обломова, активность, кипучая коммерческая деятельность Штольца;

б) культ покоя, абсолютного безделья у Обломова; культ труда у Штольца.

Обстоятельства, влиявшие на формирование характеров героев:

а) крепостническая среда, взрастившая лень Обломова; деятельная атмосфера в семье Штольца;

б) отсутствие у Обломова связи с внешним миром; связи Штольца с деловыми людьми.

Несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой Ильинской.

Способы художественной типизации образов:

б) внутренние монологи;

в) своеобразие языка героев;

г) ретроспекция (отступление в прошлое героев);

е) роль пейзажа в раскрытии характеров;

Источник

Данная работа может быть выполнена как в форме сочинения, так и в форме таблицы-сопоставления. Рассмотрим основные приемы составления характеристики литературных героев, а также приведем примеры наиболее удачных работ учащихся.

План сравнительной характеристики (примерный шаблон сравнительной таблицы)
•внешние черты (портрет);
•общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живет герой
•поступки героя, особенности поведения, деятельности
•отношение к другим людям, его чувства;
•речь героя;
•характеристика героя другими действующими лицами, Отношение других лиц к герою

Сопоставительная характеристика героев (сочинение)
1.Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они. Место героев в произведении.
2.Общественное, семейное положение героев, обстановка, в которой они живут
3.Что общего между героями:
• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
• в социальном плане;
• в отношении с окружающими людьми.
4.Что отличает двух героев.
5.Для чего автор сопоставляет этих героев, значение героя в раскрытии идеи произведения.
6.Отношение автора к героям.
7.Ваше отношение к данным персонажам.

Примеры сравнительной характеристики героев (на примере повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя)

Всегда был хладнокровен и никогда не терялся.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». (Зуев Виктор, ученик 7В класса)

Мы знакомимся с сыновьями Тараса Бульбы сразу же в I главе, когда братья Остап и Андрий приезжают в родительский дом. Остап был старшим сыном, Андрий- младшим. Н.В.Гоголь сразу дает братьям характеристику: «Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю». Остап и Андрий- братья, но какие у них разные характеры. С самого начала Н.В.Гоголь показывает нам эту разницу. Остап, оскорбленный словами отца, принимается бороться с ним, а Андрий не принимает отцовского вызова.

Провинившись, Остап сам ложился на пол под розги и не просил пощады. Андрий же, наоборот, старался отвертеться от порки, как мог. «Он был более изобретателен, нежели его брат, умел увертываться от наказания в отличие от своего брата» Учился он «охотно и без напряжения».

Недолго Тарас Бульба с женой радовались приезду детей домой из бурсы. На второй день Тарас начинает собираться с детьми в Запорожскую Сечь. Братья очень обрадовались, узнав, куда они едут с отцом. По дороге каждого занимали свои мысли. Остап думал о сражениях, он мечтал о подвигах. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал». «Меньшой его брат, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые».

По дороге в Сечь Андрий вспоминал о встрече с полячкой. Он полюбил её и все мысли его были о ней.

В Сечи братьев приняли хорошо. Казаки оценили ловкость и отвагу Остапа и Андрия. Но и здесь братья вели себя неодинаково. В походе на Польшу Н.В.Гоголь так описывает Остапа: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела…Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва». Даже придирчивый Тарас Бульба поговаривал: «О, да этот будет со временем добрый полковник!»

Андрий же проявил свою вспыльчивость и безрассудную храбрость: «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужые силы… И не раз дивился старый Тарас Бульба, видя, как Андрий, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный…»

В боях под городом Дубно Остап был выбран атаманом, показав себя храбрым и опытным воином. Остап вел за собой казаков и Тараса охватила гордость за такого сына.

Андрий же пошел другим путем. Он узнал, что его любимая находится в осажденном городе. Он ночью покидает лагерь и пробирается в город. Он переходит на сторону врага. Любовь к полячке затмевает все, он отрекается от Родины, от родителей, от товарищей. Он был более мягкий, чем его товарищи. Андрий поклялся в любви к полячке: «Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна мол-ты… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую Отчизну…»

Тарас страшно разгневался, увидев сына впереди польского полка. Это был позор и для него, и для Остапа, и для всего казацкого войска. С этой минуты Тарас ни о чем уже думать не мог и только требовал, чтобы казаки заманили Андрия в лес. Казаки заманили Андрия к лесу, и там повод его коня схватила чья-то сильная рука: «Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…» «Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом». Тарас убивает своего сына и долго смотрит «на бездыханный труп» Андрия, который «был и мертвый прекрасен».

Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один – от рук врагов, другой – от руки отца. Я не могу назвать одного хорошим, другого – плохим. Но все же мне ближе образ Остапа. Н.В.Гоголь показал нам людей, по натуре принадлежащих к разным эпохам. Сравнивая двух братьев, мы видим противоречивый характер эпохи, о которой ведется рассказ в повести «Тарас Бульба».

Источник

Как писать сопоставительную характеристику героев?

Что означает сопоставительная характеристика

Что означает сопоставительная характеристика

Джанзала Бунятовна Абдуллаева

Один из возможных вариантов сочинения – сопоставительная характеристика героев. Таких «пар» в литературе 19 века несколько, и все они хорошо известны. Как правило, основной прием изображения таких персонажей в произведении – антитеза, так как в них больше различия, чем сходства.

Однако всегда есть те аспекты, которые позволяют сравнивать героев: происхождение, воспитание, «испытание любовью», гибель. Это и должно стать основой для сочинения, в котором не рекомендуется писать сначала про одного героя, а затем про другого. Необходимо их постоянно «сталкивать», демонстрируя индивидуальные особенности каждого из персонажей и объясняя вместе с тем, как в этом столкновении раскрывается характер главного героя.

Пример подобного сочинения и предлагается вашему вниманию.

В литературе 19 века стало традицией изображать «парных» героев: Чацкий – Молчалин, Онегин – Ленский, Печорин – Грушницкий. Рассказывая о главном герое, автор обращает наше внимание на его портрет, в котором угадываются важнейшие черты характера, рассказывает о его прошлом, о тех условиях, в которых формировалась его личность. Многое мы узнаем о герое по его мыслям и поступкам. Так перед нами постепенно раскрывается литературный персонаж. Но многое становится еще более очевидным благодаря сопоставлению. Потому-то рядом с Гриневым появляется Швабрин, с Чацким – Молчалин. Образ Ленского в романе помогает лучше разобраться в характере главного пушкинского героя. (читать полностью)

Источник

Как составляется сравнительная краткая характеристика? Примеры

Примерный план сочинения

Итак, по каким пунктам можно составлять сочинение «Сравнительная характеристика двух героев»?

Что означает сопоставительная характеристика
Смотреть галерею

Поэтому, сопоставляя образы, следует учитывать:

а) Их сходство и различие (социальное положение, образование и культурный уровень в сравнении, взгляды

и психология, характеры и душевные качества (в т. ч., например, один любит и чувствует природу, другой глух к ней и т. д.), поступки). Некоторые из этих критериев вы отнесете к разделу «сходство», другие — к разделу «различие». На основе этих фактов уже можно вывести какие-то соображения в виде тезиса.

б) Какая проблематика, какие конфликты объединяют героев (в случае, подобном «Онегину и Печорину») или сталкивают друг с другом (в случае типа «Чацкого и Фамусова»), А может быть так, что они и противостоят друг другу идеологически, и похожи по характеру, представляют собой сходные человеческие типы (как Базаров и Павел Петрович), т. е. есть основания для их объединения, признаки сходства, и в то же время велика разница между ними. Чем объясняется эта разница (изменилось время, другая социальная среда и т. д.)?

в) Можно ли увидеть за столкновением героев более общий конфликт, значимый для писателя: не просто два человека, а две эпохи, две социальные силы, «век нынешний и век минувший», дворяне и разночинцы, дворяне и капиталист или два типа романтизма, как в случае Онегина и Ленского, истинный романтический герой и пародия на него, как у Печорина с Грушницким, истинный патриотизм Кутузова и индивидуалистическое честолюбие Наполеона или Александра I и т. д.

Раскрытие последнего пункта и означает переход на уровень обобщения. На этом могут основываться выводы сочинения. В выводах можно также проследить традицию (предшествующую или последующую): у кого еще встречается подобный герой, подобный конфликт.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (обзорно)

1. Говоря об этих двух персонажах, стоит отметить, что оба часто были задумчивы, замкнуты. И тот, и другой весьма высокого мнения о собственной персоне, заносчивы, не считаются с другими людьми.

2. Оба состоятельны, в деньгах нужды не испытывают. Грамотны, образованы.

3. Онегин ведет светскую жизнь, от которой устал. Печорина тоже принимают в обществе, но, в отличие от Онегина, он военный, служит.

4-5. Онегин высокомерен, но нельзя сказать, что он лицемер. В объяснении с Татьяной он ей отказывает довольно холодно, но и аргументирует свой отказ. Ни тот, ни другой не умеют дружить. Ленский был для Онегина лишь мечтательным юнцом, над которым можно было посмеиваться. Печорин мог бы обзавестись отличным товарищем в лице Максима Максимыча, но он не нуждался в друзьях и не умел поддерживать дружбу. Печорин строит козни ради смеха и развлечения, например, уводит княжну Мери у своего приятеля. Даже Бэлу он украл, чтобы потешить свое самолюбие. Он относится к людям, как к средству для достижения своих целей.

6. Онегин, много лет спустя, понимает, что лишился Татьяниной любви, и горько сожалеет об этом. Печорин, как мы узнаем от Максима Максимыча, погибает где-то в Персии.

Что означает сопоставительная характеристика
Смотреть галерею

Как написать сравнительную характеристику двух героев?

Что означает сопоставительная характеристика
Вам может быть предложено написать сочинение, в котором вы сравниваете двух героев одного произведения (Наташа Ростова и Мари Болконская, Пьер Безухов и Андрей Болконский) или героев разных произведений (Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин).

Сначала сравните самые простые, «очевидные», характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.

Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один — «устал от жизни» (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой — думает только о себе (Раскольников).

Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.

Пример. Татьяне Лариной 18 лет, она родилась в помещичьей семье, выросла в деревне. Татьяна воспитана няней, которая ее очень любила. Татьяна красива, романтична, задумчива, наивна, так как мало знает жизнь, но много читает французских романов. Княжна Мери — молодая девушка аристократического происхождения. Ей доводилось бывать в свете, встречаться с разными людьми, но она также наивна и доверчива. Обе девушки быстро влюбляются, стоит им только встретить человека, непохожего на тех, что они привыкли видеть в своем окружении. Обе не скрывают своей любви и готовы идти за своим избранником.

Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное — труд.

Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.

Исследуйте, как автор произведения относится к героям, описывает их с любовью, с удивлением, с пренебрежением? Какие чувства он хочет вызвать у читателя этими описаниями?

Наконец определите, как к этим героям относитесь вы.

Сопоставление двух произведений

Иногда попадаются задания, где вам необходимо будет сравнить два романа. Вашей первой задачей будет разработать хороший план анализа обоих романов. Вы можете сделать это, создав несколько простых списков тех признаков, которые могут быть сопоставимы. Для каждого романа нужно определить перечень персонажей и их роли в рассказе, важные характеристики и все ключевые моменты, временные отрезки и время, в котором живут герои, основные символы. Вы можете также попытаться придумать темы, которые могли бы быть сопоставимы.

Это герои одного произведения:

а) они встречаются как противники и идеологи противоположных сторон в одном произведении, как Чацкий и Фамусов; Базаров и Павел Петрович;

б) один из них — герой, другой — его «двойник», пародийный образ, профанирующий идеи героя или показывающий его недостатки в смешном, сниженном виде: Чацкий и Репетилов, Печорин и Грушницкий, Базаров и Ситников;

в) они не противники, а скорее друзья, и до определенной степени близкие друг другу люди, но между ними несомненно должно обнаружиться различие (в чем оно состоит и чем объясняется?): Базаров и Аркадий Кирсанов, Онегин и Ленский, Онегин и автор.

Бывают и более сложные случаи

— Обломов и Штольц одновременно могут рассматриваться как случаи (а) и (в);

— Базаров и Павел Петрович, при всей их идеологической противоположности, показаны как люди, психологически близкие (именно поэтому, возможно, они так ожесточенно спорят друг с другом).

Приблизительные темы для сопоставления персонажей

В задании обычно сразу дается направление, каких персонажей нужно взять для сравнения, какие точки соприкосновения между ними найти. Но если конкретного плана нет, не волнуйтесь: у вас больше свободы для творческого поиска! Давая задание сравнить два романа, учитель ставит цель — заставить вас читать не поверхностно, а более вдумчиво. Вникая в написанное, вы начнете понимать глубинный смысл романа.

Что означает сопоставительная характеристика
Смотреть галерею

Это герои разных произведений:

а) принадлежат к одному социально-психологическому типу, как Онегин и Печорин. В то же время различия между ними могут быть вызваны разницей во времени (ср. высказывание о Лермонтове: «поэт совсем другой эпохи», чем Пушкин);

б) на первый взгляд сильно различаются между собой, принадлежат к разным эпохам, возможно, различным социальным группам, имеют непохожие идеологические установки, верования, поступки и т. д., но оказывается, что есть определенное типологическое сходство между ними; например, один образ оказывается развитием другого — более раннего типа — в другой исторической обстановке (это такие темы, как «Печорин и Базаров», «Базаров и «лишние люди», «Обломов и «лишние люди»).

Как можно заметить, в основе сопоставления всегда лежит нехитрая логическая структура: есть общее, но есть и различия, которые объясняются тем-то и тем-то.

Главное — не подать эту мысль прямолинейно, в качестве вступления или вывода. К сожалению, типичен случай, когда абитуриент пишет: «Онегин и Печорин имеют много общего, но есть у них и различия», — и думает, что это «потянет» на тезис сочинения. Такая работа производит впечатление пустой, бессодержательной «отписки». Мы говорим об этой логической структуре как о схеме, «скелете» сочинения, но на него должна быть нанизана живая плоть: ваши рассуждения, аргументация, подкрепленная примерами из текста.

У нас очень дружный и хороший класс. Конечно, бывают и ссоры между учениками, но редко. Каждый из учеников чем-то выделяется среди других — примечательной внешностью, умением что-то делать лучше других, поведением и характером. Хочется написать о многих учениках, но я напишу только о двух настоящих друзьях, совершенно непохожих друг на друга — это Данила и Тимофей.

Они неразлучны с первого класса — в школе сидят за одной партой, вместе делают уроки после школы и занятий в кружках. Вместе идут в школу или домой, потому что живут в одном доме.

Данила — круглый отличник. Он очень тихий и скромный. Не участвует в шумных играх на перемене, а сидит и читает книгу о шахматных партиях. Увлекается шахматами он очень давно, имеет первый юношеский разряд и всегда участвует в школьных и районных олимпиадах по шахматам и математике. Математику он тоже любит. Любая, даже очень сложная задача, у него решается сразу. Пока весь класс еще только читает условие задачи, у Данилы уже есть готовое решение. Данила очень много читает и с ним интересно разговаривать обо всем на свете. И еще он не жадный, как некоторые отличники. Всегда дает списать домашнее задание, если не успеешь подготовиться к уроку. Но он не просто дает списывать, а объясняет задачу или упражнение. Поэтому одноклассники его не просто любят, а уважают. В будущем Данила хочет стать профессором математики и совершить какое-нибудь научное открытие.

Тимофей — хорошист. Он немного не дотягивает до отличника, потому что очень подвижный и неусидчивый. Тимофей — первый заводила в классе во всем. Без него не обходится ни одно происшествие — то вмешается в драку между ребятами из соседнего класса, то притащит в школу котенка в сумке, то окно разобьет, то начинает смешить всех на уроке. За это его часто вызывают к директору и снижают отметку за поведение. Но учится он все равно хорошо, потому что занимается спортом — у него черный пояс по айкидо. Спорт его дисциплинирует в учебе, но не в поведении. Несмотря на то, что Тимофей очень добродушный, он всегда может постоять за себя и защитить других. Тимофей еще не знает, что будет делать после школы. У него много планов и каждый день они разные.

Внешне друзья дополняют друг друга своей непохожестью. Данила — маленький, худой и темноволосый, выглядит даже младше своего возраста. Тимофей — высокий, крепкий парень спортивного телосложения и с волосами пшеничного цвета.

Общее у них обоих — это увлечение компьютерными играми в свободное время. Правда и здесь они предпочитают разные игры. Данила отлично разгадывает квесты, а Тимофей почти всегда выигрывает в шутере. Но друг на друга они не обижаются, ведь это всего-навсего игра.

Вот такие непохожие, но тем не менее лучшие друзья учатся в нашем классе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОстапАндрий
1. «…начал сидеть с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими.»1.«…учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер.»
2. «…кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам».2. «… чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания».