Что означает сопоставительная характеристика
Значение слова «сопоставительный»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: всенародный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «сопоставительный»
Предложения со словом «сопоставительный»
Понятия, связанные со словом «сопоставительный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «сопоставительный»
Автор проводит тщательный сопоставительный анализ имеющихся объяснений процесса роста государства и способов его описания.
Вторым определяющим моментом при изучении русского мира является сопоставительный характер исследования.
Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых характеристик, например, двух лидеров.
Синонимы к слову «сопоставительный»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Статья на тему «Сочинения сопоставительного характера»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сочинения сопоставительного характера
Сочинения сопоставительного характера бывают очень разнообразны по степени сложности. Как правило, они предлагаются обучающимся, начиная с 8-го класса, когда проводится сопоставительный анализ образов повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: Гринева и Швабрина, Пугачёва и Екатерины и др. Чаще всего педагог предлагает школьникам готовый план сочинения, в котором перечислены основные признаки, по которым сопоставляются эти герои, например: наличие и отсутствие чувства собственного достоинства, смелость и трусость, прямота и хитрость Гринёва и Швабрнна. Обучающиеся пишут сочинение по предложенному им плану, но составлять свой, находить эти признаки по-прежнему не умеют. Если они не научатся сопоставлять разных героев одного произведения, то не смогут в дальнейшем писать более сложные сочинения, требующие сравнительного анализа. В дальнейшем темы таких сочинений усложняются.
Чтобы написать сочинение, школьник должен обладать навыками проведения сравнительного анализа. Переходом к обучению написаний сочинений, требующих сравнительного анализа, может служить обращение к знакомым по урокам развития речи понятиям описания, повествования и рассуждения. Ведь сочинения на литературную тему тоже относятся к этим трём типам речи.
Сочинение-описание построено как упорядоченное всестороннее перечисление наиболее существенных признаков предмета, явления, образа.
Сочинение-повествование рассказывает о событиях, сохраняя последовательность их развития, опирается на пересказ литературного текста.
Сочинение-рассуждение содержит утверждение или отрицание определенной мысли, её развитие, суждение и подтверждение.
Для этого школьникам можно предложить различные типы заданий, например:
Выделите из общего перечня героев различных произведений пары (или больше), которые могли бы быть сопоставлены, н сформулируйте, почему, по вашему мнению, такое
Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание»: Сонечка Мармеладова, Раскольников, Лужин, Свидригайлов, Дунечка Раскольникова;
А.П. Чехов « Вишнёвый сад»: Раневская, Гаев, Лопахин, Яша, Фирс, Варя, Аня, Петя Трофимов.
Далее перечислены признаки, которые ученик выделил как основу для сопоставительного анализа Базарова и Павла Петровича (И.С. Тургенев, «Отцы и дети») при раскрытии темы сочинения «Базаров и Павел Петрович как герои-антагонисты». Какие из них, на ваш взгляд, являются излишними, не помогающими раскрыть тему и произвести сравнительный анализ?
Отношение их к любви.
Отношение обоих к Феничке.
Если ученик овладеет навыком выделения черт сходства и различия, могущих служить основой сравнительного анализа, то он сумеет выделить такие черты и в различных произведениях. Сопоставление произведений, объединённых тематикой или проблематикой, ведётся чаще всего по единой схеме:
характеристика периода (периодов), в который(ые) были написаны данные произведения, с целью выявления причин различия или сходства,
сопоставление авторских позиций по данной проблеме;
выявление черт сходства в данных произведениях;
выявление черт различия.
Логика построения сочинения может быть различной: от частного к общему или от общего к частному. Многим проще начинать анализ с выявления черт сходства и различия, а уж затем сопоставлять, делать выводы. Если же автору сочинения проще сначала выявить проблему, а затем найти подтверждение своей мысли в конкретных примерах, порядок будет иным.
Прежде, чем составлять план сочинения, его автор должен решить для себя несколько вопросов:
Логика построения работы (от общего к частному или от
Принцип, на котором базируется сопоставление раскрытия темы разными авторами (общее или различное время создания; единство или различие авторских позиций; различное художественное решение и т.д.).
Возможный эпиграф, отражающий основную мысль работы (эпиграф на обязателен, а вот чёткая формулировка основной мысли очень важна).
Примерная тематика сочинений сопоставительного характера:
«Татьяна Ларина н Катерина Кабанова: проблема женского достоинства»; «Трагедия чистой души: сравнительная характеристика Ларисы («Бесприданница») и Катерины («Гроза»)»; «Обломов и Штольц»; «Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова»; «Правда Раскольникова и правда Сони»; «Духовные искания Андрея Болконского н Пьера Безухова»; «Давно я ждала тебя» (Наташа Ростова и Андрей Болконский)»; «Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона»; «Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы»; «Отношение к вишнёвому саду Раневской и Лопахина».
Формулировки тем показывают, что существуют сравнения по сходству н по противоположности (контрасту).
Обучающиеся часто дают упрощённый разбор образов: сначала характеризуют одного героя, а потом другого. Получаются два маленьких сочинения о двух героях. А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причём вначале целесообразно рассмотреть общие черты, свойственные героям, а затем противоположное в них. Так как у каждого персонажа есть своё, особенное, то сопоставительный принцип даёт возможность пишущему заметить это особенное, индивидуальное и отразить его в сочинении. Сопоставление второстепенных персонажей с главными даёт возможность лучше увидеть преобладающие черты тех и других, особенности их характеров, подчеркнуть определённые качества главных героев.
Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же. Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только различие, можно прийти к неполному, искажённому пониманию предметов, явлений, событий, героев.
Следует иметь в виду, что в одних случаях в сравнительной характеристике основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Иешуа н Понтий Пилат). И соответственно в той или иной степени используются приёмы сопоставления и противопоставления. Причины, объясняющие черты сходства или различия, связанны с индивидуальными качествами сравниваемых персонажей, с разными условиями формирования их характеров.
Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское отношение к сравниваемым персонажам, к изображаемому.
Итак, анализ сходства и контраста между героями даёт возможность увидеть в них общее, важное в историческом, социальном или нравственном плане и вместе с тем индивидуальную неповторимость каждого.
Очень точно характеризует этих героев и их речь. Динамичная речь Щербатого отличается грубоватой шуткой, юмором. Тихона отличали неистребимое чувство юмора, способность шутить при всех обстоятельствах. Мужики-партизаны, казаки, гусары относятся к нему с восхищением н уважением, даже со своеобразной лаской. В певучей речи Каратаева, в его беседах с Пьером и другими пленными встречаются пословицы, проникнутые рабской философией, покорностью к судьбе: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся» и т.д. Пьер испытывая неприязнь к Каратаеву, всячески сторонился его, хотя тот и возродил в Безухове веру в жизнь, в бога.
Наташа Ростова и Элен Безухова.
Не сразу получается у Наташи приносить пользу людям, но, став женой Пьера и матерью, она находит счастье жизни в том, чтобы поддерживать мужа в его общественной деятельности,
понимать и разделять ею чувства, мысли, желания. Таков идеал женщины в представлении Толстого.
Велика удача писателя в создании женских типов. Они обогащают нас нравственно, эстетически. С большим художественным мастерством Л.Н. Толстой поэтизирует одних женщин и выносит приговор другим.
Образец плана, связанного с характеристикой двух сопоставляемых героев:
б) развитое воображение у Обломова, склонность его к философическим раздумьям о высоком назначении человека; трезвый, практический ум Штольца;
в) отсутствие у Обломова интереса к науке, к окружающему, скептическое отношение к жизни деловых людей, к их мелочных запросам, муравьиной суете; стремление Штольца к постоянному пополнению знаний, к деловым связям.
Образ жизни, идеалы:
а) праздность, пассивность Обломова, активность, кипучая коммерческая деятельность Штольца;
б) культ покоя, абсолютного безделья у Обломова; культ труда у Штольца.
Обстоятельства, влиявшие на формирование характеров героев:
а) крепостническая среда, взрастившая лень Обломова; деятельная атмосфера в семье Штольца;
б) отсутствие у Обломова связи с внешним миром; связи Штольца с деловыми людьми.
Несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой Ильинской.
Способы художественной типизации образов:
б) внутренние монологи;
в) своеобразие языка героев;
г) ретроспекция (отступление в прошлое героев);
е) роль пейзажа в раскрытии характеров;
Данная работа может быть выполнена как в форме сочинения, так и в форме таблицы-сопоставления. Рассмотрим основные приемы составления характеристики литературных героев, а также приведем примеры наиболее удачных работ учащихся.
План сравнительной характеристики (примерный шаблон сравнительной таблицы)
•внешние черты (портрет);
•общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живет герой
•поступки героя, особенности поведения, деятельности
•отношение к другим людям, его чувства;
•речь героя;
•характеристика героя другими действующими лицами, Отношение других лиц к герою
Сопоставительная характеристика героев (сочинение)
1.Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они. Место героев в произведении.
2.Общественное, семейное положение героев, обстановка, в которой они живут
3.Что общего между героями:
• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
• в социальном плане;
• в отношении с окружающими людьми.
4.Что отличает двух героев.
5.Для чего автор сопоставляет этих героев, значение героя в раскрытии идеи произведения.
6.Отношение автора к героям.
7.Ваше отношение к данным персонажам.
Примеры сравнительной характеристики героев (на примере повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя)