Что означает солнечное затмение в слове о полку игореве
Солнечная композиция Слова о полку Игореве
(Выше приведены страницы из замечательной рукописной книги И.Г.Блинова «Слово о полку Игореве» (1912 г.). В символичных миниатюрах этой книги многое оказывается верно структурно проанализированным. Например, в плаче Ярославны центральное обращение к Днепру Славутичу, которого она просит, диаметрально обратно обращению её к ветру и солнцу, которых она корит. Вообще говоря художественный анализ И.Г.Блинова оказывается много точнее чисто словесного анализа большинства «исследователей», которые разбивают текст на части совершенно произвольно и при этом постоянно норовят переставить местами листы. Конечно же, художнику в его работе помогали его крестьянские корни и доставшаяся ему в наследство от предков-старообрядцев иконография.)
1. ЗАЧИН
В начале мы видим грандиозный образ – это Мысленное Древо Бояна. Представляя собой бинарный принцип «Небо – Земля», оно по сути является Древом Познания Добра и Зла. Это структурообразующий образ всего произведения и ключ ко многим частностям. Далее показывается как «работает» это Древо. Скитания по мысленному Древу соловья-Бояна получат дальнейшее развитие в «полёте» зигзицы-Ярославны над Дунаем и в мысленном беге Игоря домой.
Воспоминание о воспеваемых Бояном трёх «старых» князьях (заметим, что они берутся из соображений зеркальности трём «молодым» князьям, воспеваемым автором в финальной здравице: первый князь – старший, второй – храбрец, третий – красивый. Другой фактор при выборе «старых» князей: старший князь – Ярослав Мудрый: при его правлении Русь была едина и сильна как никогда. Что же касается двух других князнй, брата и внука, то они в разное время были князьями Тьмутораканскими. Так на карте нажимается красная кнопка «Тьмуторокань, столица Лукоморья», овладение которым является высшим устремлением Игоря.).
Обещание автора рассказать повесть от «старого Владимира», т.е. Владимира I, крестившего Русь, до «нынешнего Игоря». Так Игорь ставится в один ряд с Владимиром I!(как видим, чтобы не говорили современные историки о политической незначительности удельного Новгород-Северского князя Игоря да и его дяди Великого Святослава, автор «Слова» придерживается другого мнения).
2. ВЕЧЕР
Поход. Сбор русских князей. Их четверо и в тексте они поэтично названы 4 солнцами.
Похвальба Всеволода своими курянами. Затмение солнца на пути. Дерзкая речь Игоря перед покрытым тьмой русским войском и пересечение половецкой границы. Малая победа русских. Тревожные знаки на пути. Воспоминания о прошлых бедах Русской земли предвещают ей будущие страдания. Битва и поражение русичей. Храбрость Всеволода. Пленение Игоря. Сам раненый, он оборачивается и видит как окружённый врагами всё ещё бьётся, но вот-вот падёт, буй тур Всеволод и он закрывает глаза, чтобы не видеть как убьют милого брата.
Всё это происходит в свете закатного солнца или во тьме. И хотя в действительности поход начался весной (23 апреля 1185 года в день св. Георгия, небесного патрона Игоря), но все образы «Слова» – вечерние и потому скорее осенние. Срываются с деревца порывом ветра листья и падают на землю: каждый опавший лист – это чья-то оброненная жизнь.
Окончание этой части автор выражает бранно-свадебным образом «сваты попоиша, да и сами полегоша за землю Русскую».
Пауза. Тьма. Минута тишины в честь павшей дружины.
4. УТРО
Мы возвращаемся к нашей истории.
Раннее утро. Ярославна «рано плачет» («раны утру» – раннее утро), обращаясь с укорами к ветру и солнцу за то, что они были не благосклонны к войскам её лады, а к Днепру Славутичу с просьбой принести к ней её милого. Ярославна также напоминает Днепру Славутичу как совсем недавно он нёс на себе победные ладьи Великого Святослава к половцам. В Киеве поверженный хан Кобяк.
Небо внимает плачу и вот мы оказываемся в стане половцев. Мы видим, как в шатре Игорь чутко спит – при этом он мысленно бежит на родину. А затем он и в самом деле бежит, он переправляется через реку, где его ждёт Овлур с конями. Скачка. Скитания уже без коней по степи. Охота на гусей-лебедей. Пересечение пограничного с Русью Донца и разговор с ним. Великая радость и ликование плывущего через реку Игоря омрачаются воспоминаниями о юноше Ростиславе, который утонул в другой реке – Стугне. На берегу той реки над телом утонувшего юноши плачет его мать.
Всё это весна и утро.
Далее мы опять переносимся в половецкий стан и присутствуем при диалоге двух ханов (хотя они говорят на птичьем языке, но мы читаем титры на древнерусском). Из диалога ханов мы узнаём о намеченной свадьбе Владимира, сына Игоря, на половецкой княжне, дочери хана Кончака.
5. ЭПИЛОГ, или ДЕНЬ (то, что сейчас)
Солнечный день. Игорь едет к Киевскому золотому столу. Он едет на белом коне и сверкает на солнце золотой шлем. Солнце в зените. Всеобщее ликование и радость. «Солнце светится на небеси – Игорь князь въ Руской земли!»
Князья вернулись на русскую землю и теперь в конце будет пир на весь мир и настоящая свадьба. Фильм, как и текст, заканчивается здравицей трём «молодым» князьям – Игорю, буй туру Всеволоду и Владимиру, которая произносится четвёртым участником похода Святославом Рыльским, племянником Игоря. Такова наша гипотеза об авторстве этого произведения.
Что означает солнечное затмение в слове о полку игореве
Солнце играло большую роль в жизни людей. Оно всегда было образом светлых, добрых сил, знаком тепла.
По своей природе солнечное затмение – это астрономическое явление. Когда происходит солнечное затмение, Луна, частично или полностью, закрывает солнце от людей на Земле. Это явление возможно только в новолуние, потому что тогда сторона Луны, которая обращена к земле, не освещена – благодаря этому, Луну не видно. Солнечное затмение происходит тогда, когда точки пересечения видимых орбит Солнца и Луны находятся не более чем в двенадцати градусах друг от друга.
В «Слове о полку Игореве» описано солнечное затмение, которое произошло 1 мая 1185 года – в то время, когда князь Игорь повел войска на половцев.
Словно тьмой полки его прикрыты,
А в рогах был словно угль горящий;
В темном небе звезды просияли;
У людей в глазах позеленело.
Старики поникли головами:
«Быть убитым нам или плененным!»
К такому явлению, как солнечное затмение, люди с древних времен проявляли большой интерес. Людей всех стран восхищало и пугало наступление ночи среди дня. Первое упоминание о солнечном затмении дошло до нас из китайских летописей от 2697 года до нашей эры. Среди русских летописей до нас дошло примерно сорок девять упоминаний об этих явлениях, которые наблюдались в период с 1064 по 1725 годы.
Солнце на Руси было символом жизни. Его почитали, называли Царь-Солнцем. Небесному светилу посвящали праздники. Древние славяне верили, что солнце всегда помогает человеку, а года нужно, то и предупреждает о беде. Солнце считалось властителем звезд, ветров, урожая и погоды, а так же защитником людей, попавших в беду. Люди часто обращались к солнцу за помощью и советами. Поэтому не удивительно, что солнечное затмение славяне толковали как предупреждение о несчастье.
В «житиях Аввакума» солнечное затмение обозначает божий гнев.
Таким образом, можно сделать вывод, что толкование солнечного затмения на Руси носило отрицательный характер и было отражено не только в «Слове…», но и в других произведениях древнерусской литературы, в том числе и более поздних произведениях российских авторов.
В славянской мифологии солнечное затмение чаще всего знаменовало то, что быть беде. Люди считали, что солнце как бы отворачивается от них, оставляет людей без своей защиты. Бог солнца – Хорс (так же солнце у славян было связано с Даждьбогом) отворачивался от людей, был недоволен их поступком, предупреждал об опасности.
У славян само явление затмения солнца (в том числе и лунного затмения) объяснялось тем, что волкодлак (злой оборотень) съедает солнце (или луну).
Поэтому солнечное затмение было у славян не добрым знаком, посланным им богами.
В «Слове…» именно пожилые люди толкуют Игорю это знамение, как знак того, что поход будет не удачным – быть им убитыми или пленными.
Но Игорь, будучи христианином, предпочитает не слушать «языческие традиции» и ведет войско в бой.
Князь же Игорь: «Братья и дружина,
Лучше быть убиту, чем пленену!
Кто узнает, нам или поганым?
А посядем на коней на борзых
Да посмотрим синего-то Дону!»
Не послушал знаменья он Солнца,
Распалясь взглянуть на Дон великий!
Вместе с вами, русичи, хочу я
На конце неведомого поля!
Или с вами голову сложити,
Иль испить златым шеломом Дону!»
Чем закончилось такое неповиновение Игоря воле природы, нам хорошо известно – войско Игоря терпит поражение в бою, а сам Игорь попадает в плен.
Этот эпизод нам показывает, что, не смотря на то, что магия на Руси еще широко практиковалась, ее первичные истоки стали забываться и исчезать из сознания людей.
К тому же, мы можем судить какое важное значение солнце играло в жизни древних славян и какую роль в их жизни играло солнечное затмение. Оно являлось народной приметой, своеобразным знамением Богов, которое следовало принять во внимание. Этот эпизод показывает нам, как важно уметь видеть знамения, и в то же время, верно толковать их.
Что означает солнечное затмение в слове о полку игореве
А. Л. Никитин, развивая свою гипотезу, согласно которой в С. отразилось соч. Бояна о князе Романе Святославиче, отмечает, что в июле 1079 «по широте Киева проходила тень частичного солнечного затмения». Тот факт, что гибели Романа и поражению Игоря предшествовало солнечное затмение, по мнению Никитина, был поводом для сопоставления их судеб и для обращения автора С. к произведению Бояна о Романе (Точка зрения. С. 226—228).
со смертью (естественной или насильственной) 13 представителей изучаемой ветви княжеского рода Рюриковичей» (Солнечная символика. С. 16). Это не могло пройти незамеченным и не возбудить особый интерес к солнечной символике. Игорь избрал для выступления в поход день памяти своего патрона — Георгия Победоносца, «а пренебрег знамением, может быть, потому, что его отец Святослав Олегович был единственным из крупных представителей рода, который умер (1165 г.) без солнечного знамения». Но вскоре князья «убедились в том, что старая солнечная „судьба“ Ольговичей возобладала над их христианскими надеждами» (С. 19).
Фрагмент «Чръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыти д̃ солнца» (С. 12) попытался по-иному осмыслить Г. И. Имедашвили. Он считал, что «четыре солнца и два солнца с лунами-месяцами не есть вымышленная аллегория, символ, метафора, а реальное событие, имевшее место в 1185 г. перед битвой на Каяле. Автор передает, как очевидец, это чудо природы, которое, в его понимании, имело столь роковое влияние на исход битвы» («Четыре солнца». С. 221). Все эти явления, по мнению Имедашвили, «разъясняются теорией гало и парелии». Это явление «вызывает появление нескольких солнц и лун, или же огненных столпов» (С. 223). Однако ссылка автора на то, что и «русскими летописями в 1185 г. отмечено появление четырех солнц, а затем и двух солнц с луной» (С. 221), — недоразумение, которое можно объяснить невнимательным прочтением статьи Д. В. Айналова «К истории древнерусской литературы», где действительно говорится об упоминании в летописи подобного явления. Но, во-первых, это явление произошло не в 1185, а в 1141 и соотносится летописцем с погребением князя Андрея Владимировича. Во-вторых, Айналовым неверно прочтен текст: там говорится не о четырех, а о трех солнцах: «дивьно знаменье бысть на небеси и страшно: быша 3 солнца сияюща межи собою, а столпи 3 от земля до небесе, надо всеми горе бяше акы дуга месяць особе
стояче» (Лавр. лет. С. 309). В Ипат. лет. (С. 309) также говорится: «быша три солнца», «столпи трие».
Лит.: Степанов Н. Таблицы для решения летописных «задач на время» // ИОРЯС. 1908. Т. 13, кн. 2. С. 127—128; Святский Д. О. Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения // Там же. 1915. Т. 20, кн. 1. С 108—113, 160; Айналов Д. В. К истории древнерусской литературы // ТОДРЛ. 1936 Т. 3. С. 21—24; Имедашвили Г. И. «Четыре солнца» в «Слове о полку Игореве» // Слово. Сб. — 1950. С. 218—225; Яценко Б. И. Солнечное затмение в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1976. Т. 31. С. 116—122; Робинсон А. Н. 1) Солнечная символика в «Слове о полку Игореве» // Слово. Сб. — 1978. С. 7—58; 2) Литература Киевской Руси в мировом контексте // Славянские лит-ры. IX Междунар. съезд славистов: Докл. сов. делегации. М., 1983. С. 16—21; Никитин А. Л. Точка зрения. М., 1985. С. 226—228; Медведев В. В. Сцена солнечного затмения в «Слове о полку Игореве» // Исследования «Слова». С. 75—80; Панина Л. А. Солнечное затмение 1 мая 1185 года: (Заметки астронома) // Слово — 19861. С. 232—241.
Затмение души
В истории русской словесности существует только один грандиозный памятник, целиком и полностью обыгрывающий по-настоящему космическую тему – тему затмения Солнца. Это «Слово о полку Игореве», прекрасная древнерусская песнь, которую автор начинает и заканчивает с оглядкой на небеса.
По сюжету, князь Игорь выдвигается в военный поход против половцев. Как только он переходит реку Донец и оказывается на вражеской территории, на предвечернее солнце находит тень. «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что оно тьмою воинов его прикрыло… Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование». Здесь целых два любопытных момента. Во-первых, как парадоксально выражается автор, солнце теперь светит тьмою (!), а во-вторых, так же, как на лучезарный диск светила находит черный саван, так и ум князя заслоняется страстью и порочным желанием стяжать себе славу, разгромив половцев. Однако Игорь игнорирует знамение: «И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон».
Надо сказать, что во времена князя Игоря затмение внушало вовсе не беспричинный страх даже с точки зрения современного рационального человека.
Примерно за сто лет до написания «Слова о полку Игореве», с 1076 по 1176 год, случается 12 солнечных затмений, которые так или иначе приходятся на моменты смерти или гибели 13-ти черниговских князей рода Святославичей или рода «солнечных князей».
В таком случае, как бы невероятно это ни звучало, Игорь Святославич в 1185 году становится свидетелем тринадцатого затмения, которое по логике вещей грозит ему гибелью.
Оно случается в среду, 1 мая 1185 года и задевает тенью территорию современного Санкт-Петербурга, но полностью покрывает земли Великого Новгорода и Ростова. Сначала солнце предупреждает Игоря, только «прикрыв тьмою» его войско. Однако князь неотступен. Тогда солнце преграждает путь («заступаше») ему самому. Исход битвы с этого момента предрешен: «Уже гибели его ожидают птицы по дубравам, волки беду будят по яругам, орлы клекотом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты». Вскоре Игорь Святославович попадает в плен к половцам, а его пятитысячный отряд воинов целиком разбивается вражескими полчищами. Такого унизительного поражения русские князья еще никогда не испытывали.
Отряды половцев сравниваются с черными тучами, которые идут заслонить «четыре солнца» – Игоря, Всеволода, Владимира Игоревича и Олега.
Автор продолжает традицию обращения к князьям как солнцам. Точно также к князю Владимиру обращались как к «красну солнышку». А когда в песне поется, что на реке Каяле тьма свет прикрыла, в этом видится ясный намек на то, что язычники одолели христиан.
Вообще языческая тема в «Слове» выступает своеобразным контрапунктом. Хотя и здесь повсюду разбросаны солнечные символы. Например, в «Слове» несколько раз упоминается языческое божество Даждьбог, бог солнечного света. В «Повести временных лет» он назван могучим мужем, царем Солнца.
А одним из героев «Слова» является князь Всеслав, запомнившийся потомкам как волхв и чародей. По легенде, Всеслав мог превращаться в волка и «перерыскивать» путь Хорсу, иными словами, вызывать солнечное затмение. Не даром в «Слове» Всеслав совершает свои деяния в ночное время под покровом тьмы. К тому же, до похода Игоря Всеслав захватывает Псков и Новгород через год после солнечного затмения 1064 года.
Но самое невероятное то, что затмение продолжается все время, пока Игорь находится в плену у половцев, то есть на языческой земле. По крайней мере, такое впечатление создается, когда читаешь песнь. Князь только-только успевает переправиться через реку Донец в половецкое царство, как его настигает небесная тьма. И только в самом конце песни, когда Игорю удается бежать из плена, автор радостно заявляет: «Солнце светится на небеси – Игорь-князь в Русской земли».
Важно заметить, что находясь в плену, Игорь сожалеет о случившемся и даже кается священнику, которого половцы пригласили из Русской земли и привели к шатрам Игоря (в плену ему приходилось жить в более чем комфортных условиях).
Благоприятному исходу содействует и жена Игоря, Ярославна, которая горько плачет в Путивле на забрале. Она обращается к светилу: «Светлое и тресветлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно, зачем же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов?»
Сразу же после этого обращения автор впервые упоминает имя Бога, как если бы этот самый владыко услышал плач Ярославны и сжалился над князем:
«Прыснуло море в полуночи, идут смерчи тучами. Игорю-князю бог путь указывает из земли Половецкой на землю Русскую».
Как мы помним, затмение все еще продолжается, поэтому пока князь не ступит на родную землю, ему надо показывать дорогу.
Как известно, символ не имеет однозначного толкования. Затмение можно воспринимать как природный феномен, а можно и как помутнение ума, ведь гордыня – это затмение души. Игорю могли указывать дорогу в географическом смысле, а могли и в духовном, не даром с иконой и крестом он из плена первым делом направляется к святому храму Богородицы Пирогощей. Солнце может быть символом языческим (в событиях похода трижды фигурируют солнечные боги), а может и христианским: князь исполняет божью волю, ведь власть ему дана от бога. Он должен быть светел и славен как источник праведной власти.
shnyrik_1
Уютная жежешечка Кириллова Юрия
Думаю, стоит в этом месте сделать очередное отступление и сказать немного о затмении.
Впрочем, я также на скорую руку сварганил из гугломапсов карту (источник, кстати, можно посмотреть вот тут), на которой изображены путь лунной тени и ряд центров княжеств XII века.
Сразу предупреждаю, что данную карту ни в коем разе не стоит рассматривать как историческую, потому что, к сожалению, Гугл не очень дружит с историческими границами княжеств и историческим рельефом. Совсем не удалось забороть также современные границы областей и автодороги. И ещё я малость погрешил против истории в пользу наглядности, оставив на карте современные столицы вроде Москвы, Минска и Варшавы, которые тогда уже, конечно же, существовали, но были вовсе не столицами, а мелкими городками вроде тех, из которых выезжали родственники Игоря (их города я, кстати, тоже на карту нанёс).
И даже по такой эрзац-карте сразу видно, что официальная наука нам опять всё врёт %)
Впрочем, конечно, поставить это в вину художнику тоже язык не поворачивается, потому что на картине как раз отлично передано ощущение апокалипсичности происходящего, которое мы сейчас в тексте «Слова» увидим. Кроме того, картина написана в 1942 году, что ещё лучше объясняет актуальность и злободневность именно вот такой трактовки.
Затмение было отмечено сразу несколькими летописями, поэтому очень интересно отследить, как по-разному его описывают.
В Новгороде, как видно по карте, затмение было полным. И именно об этом пишет Новгородская первая летопись:
Во владимирской Лаврентьевской летописи описывается, что был виден протуберанец:
Тут, кстати, интересно слово «зелено»: почему-то древнерусскому человеку полутьма представлялась зелёной, чему и кроме Лаврентьевской летописи есть целый ряд примеров в источниках: «тьма зелена бысть во очию моею»; «мраку зелену отъ запада приходящу» [СлРЯ XI-XVII вв., 5: 370].
Более южные черниговские и северские земли попадали в область полутени. Там с точки зрения наблюдателя Луна покрывала примерно три четверти солнечного диска.
Тут несколько моментов. Во-первых, мы уже говорили про трансформации значений слов «годъ» и «часъ» в славянских языках. Вот тут как раз отличный пример: в словосочетании «въ годъ вечернии» слово год употреблено в старом значении ‘время, пора, определённый промежуток времени’ [СлРЯ XI-XVII вв., 4: 54-55], отголосок которого слышен, например, в украинском година.
Во-вторых, нужно ещё раз (в очередной раз) подчеркнуть особенности средневекового восприятия знамений. Мы сейчас только что прочитали три версии затмения. В Новгороде, который и вправду попадал в полосу полной тени, оно полное («звезды быша»). В Ипатьевской летописи нам пишут, что князь Игорь видел частичное затмение («солнце стояще яко месяц»). Ну и, в общем, всё сходится с астрономическими данными. Но, тем не менее, всё равно ни в коем случае не стоит трактовать летописный текст как протоколы астрономических наблюдений.
Вот, например, картина затмения по Лаврентьевской летописи: там и «звезды видети человеком воочью» и «в Солнци учинися яко месяц». Если мы на карту посмотрим, то увидим, что Владимир и Суздаль хоть и относительно близко к полосе прохождения тени, но в неё не попадали. Вот что это было такое?
Непонятно. Может, это, в принципе, быть описанием последовательных фаз полного затмения? Может быть. А может это быть соединением данных свидетелей из разных мест? Тоже, в принципе, может, благо часть владимиро-суздальских земель в полосу полной тени всё-таки попадала. А может кусок описания со звёздами быть позаимствован из какого-то источника, описывающего другое небесное знамение? И такое тоже не невозможно, хотя требует отдельного текстологического иследования.
Вот очень характерный пример из той же Ипатьевской летописи про затмение 19 марта 1113 года, в котором летописец как раз сам прямым текстом расписывает, как весь этот механизм работает:
Поэтому совершенно не удивительно, что и в 1185 году дружина Игоря, мыслившая в тех же категорях, что и летописец, тоже сразу всё «поняла»:
Сейчас мы поговорим о том, что им князь Игорь ответил. И тут, я думаю, уместно в очередной раз напомнить, что мы говорим не о том, что сказал или сделал реальный князь Игорь в XII веке, а о том, как действует одноимённый персонаж текстов, написанных примерно его современниками по мотивам действий князя Игоря. Поэтому не удивительно, что в трёх разных текстах мы увидим три разных трактовки.
В Лаврентьевской летописи, напомню, затмение было описано отдельно от рассказа о походе Игоря, поэтому князь Игорь персонально знамения не получал и в ответ ничего не говорил.
В Ипатьевской летописи князь Игорь, и сам будучи таким же средневековым человеком, как и его дружинники, надо полагать, тоже понимал, что всё не к добру. Но он апеллирует к религиозному чувству:
В издании «Слова о полку Игореве» 1800 года затмение упоминается два раза в разные моменты похода: один раз до отъезда Игоря из Новгорода-Северского, второй раз уже в пути.
Эта странность немедленно породила гипотезу (впервые детально обоснованную академиком Алексеем Ивановичем Соболевским), что первые издатели перепутали листы рукописи и разорвали единый эпизод с затмением на два куска. [ 5 ] Соответственно, учёные предложили переставить кусок текста (от «О Бояне, соловию стараго времени! А бы ты сиа плъкы ущекоталъ!» до «звенить слава вь Кыевѣ»), примерно соответствующий по объёму листу рукописи, в самое начало.
Поэтому в современных изданиях текст обычно даётся с такой перестановкой и оба упоминания затмения идут одним эпизодом. Так приведём их и мы:
Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень и поѣха по
чистому полю. Солнце ему тъмою путь заступаше, нощь
стонущи ему грозою птичь убуди, свистъ звѣринъ въста, збися
Дивъ, кличетъ връху древа, велитъ послушати земли
незнаемѣ: Влъзѣ, и Поморию, и Посулию, и Сурожу,и
Корсуню, и тебѣ, Тьмутороканьскый блъванъ.
А половци неготовами дорогами побѣгоша къ Дону Великому:
крычатъ телѣгы полунощы, рци, лебеди роспущени.
Игорь къ Дону вои ведетъ. Уже бо бѣды его пасетъ птиць по
дубию, влъци грозу въсрожатъ по яругамъ, орли клектомъ на
кости звѣри зовутъ, лисици брешутъ на чръленыя щиты.
О Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!»
Здесь сразу несколько моментов.
Мы уже говорили про то, что что у книжных Ольговичей на страницах «Слова» есть особые связи с Солнцем. Вот и здесь Солнце выступает самостоятельным действующим лицом произведения: оно заступает Игорю путь и прикрывает тьмой его воинов. Как можно заметить, это сильно отличается от летописной трактовки тех же событий: здесь ни разу не говорится про знаки божественной воли, Солнце в наполненном языческими мотивами «Слове» действует «самочинно».
Раз уж мы заговорили о связях рода Ольговичей с Солнцем и даже уже упомянули Андрея Николаевича Робинсона, нельзя не сказать о его остроумном наблюдении.
Мы только что показали, что в Ипатьевской летописи летописец при помощи характерных для донаучного магического мышления умопостроений связывал «знамение» и разгром Игоря также, как до этого связывал два других знамения со смертью двух князей.
Так вот, это были не просто два князя. Это были два родственника Игоря, два представителя одного с ним княжеского рода. Как говорилось в старом анекдоте: «однако, тенденция». [ 6 ]
Как совершенно справедливо отмечают и другие исследователи, для иррационального донаучного сознания и меньшего количества совпадений достаточно, чтобы придумать между событиями магическую связь. [ 8 ]
И тут, конечно же, нельзя не провести параллель с «Песнью о Роланде»: герой и его дружина, движимые соображениями чести, выступают в очевидно обречённый поход.
Мотивировки, конечно же, разные: у Роланда есть приказ обманутого предателем Ганелоном Карла Великого, а наш Игорь сам себя в ловушку завёл. Но вот ему было знамение, и всем стало понятно, что они обречены. А повернуть назад не даёт «рыцарская честь». Ситуация схожая.
И в обоих случаях авторы нам рисуют похожую картину скорбящей по героям природы.
Возможно, этот Див представлялся в виде некоей птицы (потому что сначала он кричит с дерева вместе с птицами, а потом при втором упоминании он будет с этого дерева слетать). Но в литературе по нему единого мнения нет.
На фоне этой зловещей природы слышны половецкие приготовления, ну а окончательно апокалипсический вид происходящему (как на картине Рериха) придаёт небесное знамение: «Солнце тьмою путь заступает».
А вот так скорбь природы видел франкский автор:
Над Францией меж тем гремит гроза,
Бушует буря, свищет ураган,
Льет ливень, хлещет град крупней яйца,
И молнии сверкают в небесах,
Блестят одни зарницы в облаках.
Кто это видит, тех объемлет страх.
Все говорят: «Настал конец векам,
День Страшного господнего суда».
Ошиблись люди, не дано им знать,
Что это по Роланду скорбь и плач.
Так вот, дорогие товарищи, не надо вводить себя в заблуждение: бодрым ямбом написан русский стихотворный перевод Корнеева 🙂
А оригинал был написан силлабическим стихом.
У нас ударение подвижное, поэтому над нашими словами, чтобы запихать их в силлабические стихи, приходится производить противоестественные насильственные действия. У нас в народной традиции был тонический стих, который можно посмотреть в былинах. Это, в общем, тоже не всегда похоже на привычные нам стихи, но при определённой сноровке их можно пропеть и будет похоже на песню.
Можно погуглить вирши Антиоха Дмитриевича Кантемира и архиепископа Феофана (Прокоповича), чтобы посмотреть как силлабика выглядит на нашей почве. Ну вот для примера злободневное:
                 Кантемир А.Д. «На хулящих учение», 1729.
Триста лет прошло, а ничего, увы, особо не изменилось.
«Слово о полку Игореве» к тому же в лучших традициях своего времени было записано без разбиения не только на отдельные строфы и строки, но даже и без разбиения на слова. Можно, конечно, попытаться некие строфы восстановить, тем более что в отдельных местах явно виден ритм, а в отдельных явно появляется припев («О русская земля, ты уже за холмом!»). Но обычно таким не заморачиваются и читают его как прозу.
Поэтому не надо думать, что у франков были стихи, а у нас проза. И там, и там были очень специфические и для нас непривычные «стихи».
Ну а наш герой князь Игорь, между тем, выехал в половецкую степь навстречу судьбе. Продолжение тут.
[2] Эта особенность восприятия, на самом деле, свойственна, мягко говоря, не только Средним векам. Достаточно посмотреть репортажи, наверное, уже, к сожалению, любого современного телеканала о таких небесных «знамениях» как затмения или кометы, чтобы услышать про счастливые или несчастливые предзнаменования.
[5] Сталкивавшиеся с книгоиздательством поймут, что такое, к сожалению, не невозможно даже сегодня, несмотря на все новые технологии.
[8] Я тут для солидности сейчас, конечно, сошлюсь на соответствующую главу умной книги французского академика Люсьена Леви-Брюля «Первобытный менталитет», но, вообще-то, чтобы воочию увидеть, как работает первобытное мышление, достаточно включить телевизор на канале REN-ТВ. Авторы тамошних передач с лёгкостью строят магические связи и на гораздо более шатких «основаниях», чем 12 смертей более-менее после 12 солнечных затмений.