Что означает сокращение и п в гимнастической терминологии

Что означает сокращение и п в гимнастической терминологии

Справочник по гимнастической терминологии строевых и общеразвивающих упражнений: Учебно-методическое пособие

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Что означает сокращение и п в гимнастической терминологии

Л.П. Морозова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта МПГУ, вице-президент Всероссийской федерации эстетической гимнастики, член президиума Международной федерации эстетической групповой гимнастики (IFAGG)

Н.В. Масягина, кандидат педагогических наук, доцент, директор ГБОУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Департамента физической культуры и спорта города Москвы

Данное справочное методическое пособие призвано осуществить помощь в систематизации знаний студентов профиля «Физическая культура» в гимнастической терминологии и оказании помощи в подготовке к практической деятельности преподавателей физической культуры по организации различных частей уроков и составлению комплексов упражнений в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.

Справочник гимнастической терминологии строевых и общеразвивающих упражнений представлен в виде краткого изложения сведений в систематизированной форме.

Студенты, изучающие практические дисциплины, должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками профессионально-педагогической подготовки:

• освоить знания по курсу строевых упражнений, научиться владеть голосом для подачи команд и распоряжений;

• освоить знания по курсу общеразвивающих упражнений без предметов, овладеть гимнастической терминологией для объяснения упражнений и навыками их проведения различными методами;

• научиться составлять комплексы упражнений для различных частей урока;

• научиться применять эти знания в решении конкретных педагогических задач на практических дисциплинах.

I. Гимнастическая терминология

Гимнастическая терминология – это система терминов для краткого и точного обозначения используемых в гимнастике понятий, предметов и упражнений, а также правила образования и применения терминов, установленных сокращений и формы записи упражнений.

Термином в гимнастике принято называть краткое, по возможности однословное, условное обозначение какого-либо двигательного действия, упражнения.

Система специальных, но понятных и доступных терминов облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить описание упражнений.

1.1. Значение гимнастической терминологии

Знание терминологии имеет большое практическое значение как в период обучения студента, так и в его будущей профессиональной деятельности. Начинать изучение темы рекомендуется с уяснения понятий «терминология». Студент должен уяснить, что гимнастическая терминология – это система терминов, предназначенных для краткого и точного обозначения применяемых упражнений и общих понятий, должен знать правила образования терминов и их применение.

Использование правильной терминологии помогает и облегчает общение и взаимопонимание между студентами и преподавателями, учениками и учителями, тренерами и гимнастами, спортсменами и судьями.

Важно на конкретных примерах убедиться в преимуществе терминологического обозначения упражнений по сравнению с описанием общепринятым языком. Например, положения и движения тела принято кратко называть: присед, упор присев, вис, упор, подъем, оборот, поворот, соскок и т. и. Эти и другие термины (условно сокращенные обозначения) в гимнастике приобретают большое практическое значение. Термины во много раз сокращают описание, выражают определяемое одним метким словом-термином.

Термины образуются из существующих слов путем придания им особого терминологического значения:

• путем словосложения (разновысокие брусья; прыжок вперед-вверх)

• путем образования производных слов и словосочетаний (подъем разгибом, соскок углом, перелет согнувшись, разный упор)

• путем иноязычных заимствований (сальто, пируэт, цукахара).

Или в соответствии с правилами:

• в качестве терминов используются корни отдельных слов общепринятого языка (вис, упор, спад, соскок)

• большинство статических положений определяется в зависимости от того, какой частью тела выполняется опора (упор, упор на руках, предплечьях; стойка на плечах, на руках, на правой, левой руке и т. д.). Многие прыжки определяются в зависимости от выполнения (согнувшись, летом, переворотом, прогнувшись и т. д.)

• существенным признаком в образовании терминов является структура двигательного действия: подъемы (махом вперед, назад, разгибом, переворотом, дугой), спады, перелеты, обороты, повороты.

1.2. Основные требования к гимнастической терминологии

Применение терминологии способствует улучшению процесса обучения гимнастическим упражнениям, так как слова-термины помогают лучше понять сущность того или иного движения и создать правильное представление о нем. В учебном процессе краткие слова (термины) оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Термины делают учебный процесс более компактным и целенаправленным. При этом каждый термин должен одинаково пониматься каждым занимающимся независимо от степени освоения объясняемого упражнения.

Термин должен быть:

1.3. Правила гимнастической терминологии

Для достижения предельной краткости описываемых движений можно не произносить и не записывать некоторые часто встречаемые слова и термины:

• Слова, определяющие положение тела или отдельных его частей, если предполагается обычное выполнение упражнения, и нет особых указаний (с прямыми руками, рукой; ногами, ногой с оттянутыми носками).

• Слова «ноги вместе» не указывать, следует говорить И.П.– руки на пояс, а не И. П.– о. с. руки на пояс.

• Слова «ладонями книзу» в положении руки в стороны и ладонями вовнутрь в положениях: руки вперед, вверх и вниз.

• Слова дугами вперед и направление движений, если они совершаются кратчайшим путем (руки в стороны, а не дугами наружу, руки в стороны). Если предполагается иное направление, то обязательно указывается направление движения (дугами вперед, руки в стороны).

• Слово туловище при выполнении наклонов, однако, при поворотах слово туловище остается (наклон вперед, поворот туловища направо).

• Слово нога при выполнении махов (перемахов), в отдельных случаях слово нога может быть сохранено.

• Слово согнувшись при выполнении наклонов, если предполагается наклон прогнувшись, оно остается в описании.

• Слово поднять, выставить, опустить при выполнении движений руками или ногами.

• Слово спереди, при положении занимающегося передней стороной тела к опоре (упор лежа, вис стоя), слово вперед и в одноименную сторону при выпадах, махах (выпад правой, выпад влево, мах левой, мах вправо).

Источник

Лекция по гимнастике » Гимнастическая терминология»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Характеристика гимнастической терминологии.

2. Способы образования терминов, правила сокращений.

3. Правила и формы записи упражнений.

В физическом воспитании терминология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить описание гимнастических упражнений при издании литературы по гимнастике.

Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям, поскольку трудно обучать им, не зная точного названия. Краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.

Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия. «Как и в других «областях, гимнастическая терминология совершенствовалась параллельно с развитием физического воспитания, и в частности гимнастики, так как все новое, что возникает в практической деятельности и в науке, неизбежно отражается в языке, обогащая его.

Терминология как раздел лексики тесно связана с содержанием данной науки, ее теорией и практикой.

Наша отечественная гимнастическая терминология, введенная в действие с 1938 г., была построена на основе словарного фонда русского литературного языка. Поэтому она значительно понятнее и доступнее для различных контингентов занимающихся.

В новой терминологии авторы установили такую систему построения терминов, которая позволила бы ограничиться лишь указанием на наиболее характерные особенности каждого движения и в то же время точно и кратко определить его.

Развитие советской гимнастики, новые успехи теории и практики требуют дальнейшего совершенствования гимнастической терминологии. Этому были посвящены Всесоюзная дискуссия 1957 г. всесоюзные конференции по гимнастике 1962, 1963 гг.

Большой вклад в развитие гимнастической терминологии, внесли преподаватели кафедр гимнастики институтов физической культуры, особенна Московского, Ленинградского и Киевского. В результате поиска и обсуждений последние изменения и дополнения в действующую терминологию были внесены президиумом Федерации гимнастики СССР в 1965. г.

Требования предъявляемые к терминологии

К терминам предъявляются определенные требования:

1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступной, а, следовательно, жизненной и устойчивой. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной.

2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия.

3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения.

Выделяют три группы правил гимнастической терминологии: правила образования, правила применения и правила сокращения терминов (опускание отдельных из них).

Способы и правила образования терминов

Образование терминов происходит следующими способами:

а) переосмысление, б) использование корней слов, в) присвоение имени, г) словосложение.

Кроме образования новых используются термины, заимствованные из смежных областей деятельности и из прежних терминологических систем. Например, в гимнастике официально употребляются такие цирковые термины, как рондат, курбет, мост, твист.

Переосмысление, или придание нового значения уже существующим словам,— наиболее распространенный способ образования терминов. Например: шпагат, вход, выход, переход, круг.

Использование корней слов родного языка — способ, применявшийся при создании гимнастической терминологии. Корнями слов являются термины: мах, сед, вис, хват, кач, шаг, бег. На основе этих и других корней слов образуются производные термины, например: замах, присед, спад, подъем, раскачивание, перехват, шагом, углом и т. д.

Присвоение имени первого исполнителя. Как правило, новые сложные элементы поначалу имеют сложное терминологическое описание. Использование имени известного спортсмена делает удобным частое употребление данного нового термина. Например, термин «диомидовский» означает: махом вперед поворот на одной руке на 360° в стойку.

Словосложение — способ, при котором из двух слов образуется сложное или составное слово — термин. Например: (сальто) сгибаясь-разгибаясь, разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки). Чаще всего гимнастические упражнения обозначаются е помощью двух и большего числа терминов, т. е. образуются путем составления из нескольких однословных терминов.

Термины, обозначающие статические положения, образуются, как правило, с учетом условий опоры (упор на предплечьях, стойка на руках, сед на пятках и т, п.) и взаимного расположения звеньев тела (упор углом, вис, согнувшись и т. п.).

Движения или положения тела в полете, например: прыжок ноги врозь, соскок углом, переворот назад, подъем махом вперед, подъем разгибом.

Правила применения терминов

Гимнастическую терминологию применяют с учетом квалификации занимающихся. При проведении занятий оздоровительными или прикладными видами гимнастики используются лишь основные термины общеразвивающих упражнений с добавлением слов разговорного и литературного языка. Например, говорят: стоя ноги врозь (вместо «стойка ноги врозь»), положение сидя (вместо «сед»). На занятиях с детьми используются яркие образные наименования, например «как самолет», «как зайчики». В процессе обучения педагог знакомит учащихся с терминологией, постепенно заменяя прежние образные выражения терминами.

Термины, обозначающие гимнастические упражнения, разделяются на две основные группы: обобщающие и конкретные термины.

Обобщающие термины используются для обозначения общих понятий, групп и типов упражнений, например: элемент, соединение, вольные упражнения, разноименные круги. Конкретные термины определяют признаки конкретных упражнений. В свою очередь, они подразделяются на основные и дополнительные.

Основные термины определяют главные смысловые признаки упражнения, принадлежность его к той или иной группе упражнений, например: подъем, спад, переворот, оборот, круг, мах.

Конкретные элементы описываются сочетанием основного и дополнительного терминов. Однако некоторые основные термины: упор, вис, мост, шпагат, присед, полуприсед — сами по себе описывают конкретные элементы.

Дополнительные термины дают уточняющую информацию, указывая направление движения, способ выполнения, условия опоры, характер исполнения, некоторые количественные характеристики. Например: вперед, боком; переворотом, разгибом, махом; на предплечьях, на лопатках, на животе; медленный (переворот), расслабленно; двойное, с поворотом на 540°.

Некоторые термины могут быть как основными, так и дополнительными, например: мах — махом, стойка — стоя, присед — присев, круг — круговой, оборот — оборотом, переворот — переворотом.

Правила сокращений (опускание отдельных обозначений)

В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова:

— «спереди», «вперед» — при указании направления движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем (например, дугами вперед);

— указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует установленному стилю;

— «туловище» — при наклонах

— «нога» — при перемахах, выставлениях ее на носок;

— «поднять», «опустить» — при движении руками или ногами;

— «продольно», «поперек» — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;

— «хват сверху», как наиболее распространенный, «перемах внутрь» (или положение внутри);

— «соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это очевидно;

— «прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях: подъем махом вперед — махом назад соскок;

— «ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;

— «ладони книзу» — в положении руки в стороны или влево (вправо);

— «дугами вперед», если руки поднимаются или опускаются движением вперед.

Исходное положение (и. п.) указывается только в начале упражнения.

Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.

Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания.

В зависимости от цели применяют ту или иную форму записи:

обобщенную, конкретную, сокращенную, графическую или их сочетания.

Терминологическая запись гимнастических упражнений осуществляется по правилам, изложенным выше, и установленным формам.

К правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Рассмотрим эти правила.

Запись общеразвивающих упражнений. При записи отдельного движения надо указывать:

1. Исходное положение (и. п.), из которого начинается движение.

2. Название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад и и др.).

3. Направление (вправо, назад и т. п.).

4. Конечное положение (если необходимо),

и. п. — стойка ноги врозь, руки к плечам.

Если движение сочетается с другим движением (не на всем протяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».

и. п. — стойка ноги врозь, руки на пояс.

Если же движение совмещается (в данном примере наклон и поворот выполняются одновременно), то следует применять предлог «с».

Когда движение выполняется не в обычном стиле, то это должно быть отражено в записи.

руки плавно вперед, кисти расслаблены и т. д.

Запись вольных упражнений. Вольные упражнения записываются в определенной последовательности:

1. Название упражнения (для кого предназначается).

2. Музыкальное сопровождение. Указываются произведение, размер.

3. Исходное положение.

4.Содержание упражнения записывается в соответствии со структурой музыкального произведения, например по восьмеркам. При записи обязательного упражнения (для соревнований) справа от текста указывается относительная трудность элементов и соединений (баллы или группы трудности).

Запись упражнений на снарядах. При записи упражнений на гимнастических снарядах кроме названия самого снаряда принято указывать:

1. Исходное положение (из виса, упора, с прыжка, с разбега) или движение, предшествующее первому элементу (размахивание в упоре на руках, предплечьях).

2. Название движения (подъем, спад, перелёт, оборот, выкрут и др.).

3. Способ выполнения (разгибом, дугой, махом назад, переворотом).

4. Направление (влево, назад и др.).

5. Конечное положение (в вис, в упор сзади), если само движение не указывает на него.

При записи движений отдельными частями тела надо одно от другого отделять запятой. При записи в строчку комбинаций на снарядах основные элементы (соединения) отделяются знаком тире.

Например, на перекладине: размахивание — подъем разгибом — оборот назад — мах дугой с поворотом налево кругом в вис разным хватом — соском махом назад и т. д.

При записи же обязательных упражнений (для соревнований) каждый элемент или соединение записываются с абзаца, а справа от них указывается относительная трудность.

Запись акробатических упражнений. При записи акробатических упражнений применяются указанные выше правила с учетом некоторых особенностей:

1. При выполнении элементов не с полным переворачиванием (например, кувырков) следует указывать конечное положение.

2. Иногда переходы из одного положения в другое не требуют специального термина.

3. Учитывается, что положение исполнителя после того или иного элемента (движения) предопределяет форму выполнения после дующего. Например, из стойки на коленях перекатом стойка на плече или из упора присев перекатом назад стойка на лопатках и др.

4. Конечное положение записывается лишь тогда, когда по движению это не ясно.

Запись упражнений художественной гимнастики. При записи упражнений художественной гимнастики пользуются правилами, установленными для вольных упражнений. Помимо этого следует указывать характер движений, их оттенки, динамику и выразительность.

Основные формы записи гимнастических упражнении:

1. Обобщенная запись. Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо лишь обозначить (перечислить) содержание гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда не требуется точности каждого движения.

Например, одноименные и разноименные перемахи из упора и упора сзади на коне.

2. Конкретная терминологическая запись предусматривает точное обозначение каждого элемента (упражнения) в соответствии с правилами терминологии (примеры этой записи приведены выше).

3. Сокращенная запись применяется при составлении конспектов, при записи зачетных и других упражнений. В этом случае термины записываются сокращенно (применяются условные сокращения). Например, дв. — движение, эл. — элемент.

4. Графическая запись (изображение) может иметь самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись «чертиками» (рис, 26,а), полуконтурная (рис. 26,6) и контурная (рис. 26, в). Первая наиболее доступная. Она наглядна и

экономна. Быстрота такой записи делает ее незаменимой в повседневной практической работе по гимнастике.

5. Сочетание текстовой и графической записи — это наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике.

Источник

Основы гимнастической терминологии

Что означает сокращение и п в гимнастической терминологии

Основы гимнастической терминологии

Во многих областях знаний и практической деятельности пользуются специальной терминологией с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий. Гимнастика охватывает безграничное множество движений, положений, упражнений, включая такие, которые совсем не характерны для повседневной жизни человека, поэтому у нее своя специальная терминология.

Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура», практикующих учителей физической культуры общеобразовательных школ и других специалистов в области физического воспитания.

характеристика гимнастической терминологии. 3

правила гимнастической терминологии. 5

Способы образования терминов. 5

Правила применения терминов. 6

Правила сокращений. 8

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗАПИСИ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ. 11

Запись общеразвивающих упражнений.

Применение терминов в упражнениях с предметами

Запись акробатических упражнений……………………………………12

Запись упражнений на гимнастических снарядах…………………….13

Задания для самоконтроля……………………………………………..16

иллюстративно-наглядное изображение и текстовое

описание гимнастических упражнений. 18

характеристика гимнастической терминологии

В физическом воспитании, в частности в гимнастике, располагающей безграничным множеством применяемых упражнений, терминология играет особо важную роль.

Гимнастическая терминология необходима при обучении гимнастическим упражнениям, которые, как правило, подобраны специально и созданы искусственно для избирательного и наиболее целенаправленного воздействия на человека. Она значительно облегчает руководство учебным процессом, расширяет возможности общения преподавателя с учениками, повышает эффективность процесса обучения; увеличивает плотность учебно-тренировочных занятий, облегчает описание и понимание техники упражнений.

Гимнастическая терминология широко применяется на занятиях не только гимнастикой. Подавляющее большинство гимнастических упражнений имеет абстрактный и искусственный характер, вследствие чего объяснить их очень трудно. Если при описании гимнастических упражнений или при проведении занятий пользоваться обычной речью, то неминуема многословность и лишняя трата времени на объяснение названий упражнений. Так, чтобы объяснить своими словами термин «упор лежа», нужно более десятка слов. Но и тогда объяснение будет не совсем понятным. Поэтому при описании упражнений в гимнастике пользуются условными обозначениями терминами, что дает возможность определить сложные движения одним или несколькими словами.

По мере овладения навыками выполнения изучаемых упражнений значение терминов возрастает. Они начинают играть роль условных сигналов при образовании временных рефлекторных связей. При этом каждый термин должен одинаково пониматься любым занимающимся независимо от степени освоения объясняемого упражнения.

Под термином принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия (подъем, спад, поворот, оборот и т. д.).

К гимнастическим терминам предъявляются следующие требования:

Приведенные требования взаимно противоречивы, т. е. максимальное удовлетворение одного из них мешает выполнению остальных. Доступность достигается введением общеизвестных слов и выражений, применяемых, например, в радиопередачах гигиенической и производственной гимнастики. Более сложные упражнения уже невозможно описать бытовыми выражениями. Запись гимнастического упражнения должна содержать минимум слов, понятных без дополнительной расшифровки.

Таким образом, в гимнастической терминологии используются специальные слова, условные выражения, смысл которых необходимо раскрывать в процессе обучения. Краткость обозначений вызывает необходимость создания словарей гимнастических терминов.

Гимнастическая терминология руководствуется правилами не только русского языка, но и своими собственными. С изучения этих правил и начинается знакомство с содержанием современной русской гимнастической терминологии.

ПРАВИЛА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Гимнастическая терминология представляет собой систему специальных терминов, используемых для краткого объяснения гимнастических упражнений (см. рис. 1-134), определения общих понятий, названия гимнастических снарядов, инвентаря, оборудования.

Способы образования терминов

Существует несколько способов образования новых терминов: а) использование корней слов, 6) переосмысление, в) заимствование, г) словосложение, д) присвоение имени первого исполнителя.

Использование корней слов русского языка положено в основу создания отечественной гимнастической терминологии. Корнями слов являются такие термины как: мах, кач, сед, шаг, бег, вис, хват.

Заимствование терминов и выражений из смежных областей деятельности, а также из прежних терминологических систем позволяет сохранить ставшие популярными в гимнастике, например, цирковые термины: рондат, курбет, твист.

Существуют следующие закономерности образования терминов для различных типов упражнений: статических, маховых, прыжков и соскоков.

Термины, обозначающие статические положения, образуются путем указания на:

— условия опоры, например: стойка на коленях, стойка на голове, сед на пятках;

— положение тела и взаимное расположение его звеньев, например: упор сидя углом, горизонтальный упор, вис прогнувшись, вис согнувшись.

Термины маховых упражнений образуются с учетом структуры и особенностей двигательных действий, например: подъемы разгибом, махом вперед, переворотом, одной; спады вперед, назад.

Термины прыжков и соскоков зависят от положения тела в фазе полета над снарядом: прыжок ноги врозь, прыжок боком, соскок углом назад.

Правила применения терминов

Гимнастические термины применяют с учетом квалификации занимающихся. В оздоровительных группах и на занятиях с начинающими используют наиболее простые и доступные гимнастические термины, дополняя их словами разговорного и литературного языка. В общении с детьми применяют образные выражения: «как самолет», «как зайчики» и т. п. В процессе обучения учащихся педагог постепенно заменяет прежние образные выражения гимнастическими терминами.

Все гимнастические термины делятся на две основные группы: общие и конкретные термины.

Общие термины используют для обозначения:

а) общих понятий, например: элемент, соединение, комбинация;

б) групп упражнений, например: строевые упражнения, смешанные упоры, разноименные перемахи.

Конкретные термины определяют признаки конкретных упражнений и делятся, в свою очередь, на основные и дополнительные:

а) основные термины отражают структурные признаки определяемых действий, принадлежность к той или иной группе упражнений: стойка, вис, упор, сед и т. д.;

б) дополнительные термины уточняют информацию о конкретном двигательном действии, указывая:

— направление движения, например: вперед, влево, налево, наружу, боком;

— способ выполнения, например: разгибом, махом, переворотом;

— условия опоры, например: на лопатках, на предплечьях, на животе, на правой (ноге);

— характер исполнения, например: медленный (переворот), расслабленно, упруго;

Конкретные гимнастические элементы описываются обычно сочетанием основного и одного или нескольких дополнительных терминов.

Для краткого описания движений в отдельных случаях можно не оговаривать и не записывать некоторые гимнастические термины:

1. Положения звеньев тела, предусмотренные гимнастическим стилем исполнения:

— ноги вместе и прямые – в исходных положениях;

— носки оттянуты – когда ноги в безопорном положении;

— пальцы рук вытянуты и прижаты – если нет опоры или хвата;

— положение ладоней – если соответствует принятому для данного положения прямых рук.

2. Положения и направления, наиболее удобные, естественные, обычные:

— спереди – для упоров и висов (например, упор, упор лежа, вис стоя);

— вперед и в одноименную сторону – при выпадах и перемахах (например, выпад правой в сторону, перемах левой (а не в лево и вперед));

— дугами вперед – при движении рук из положения внизу в положение руки вверх и обратно;

— поперек – для положений на параллельных брусьях и бревне;

— продольно – для положений на перекладине, коне – махе, кольцах, разновысоких брусьях;

3. Некоторые звенья тела:

— туловище – при наклонах, но указывается при его поворотах (например, наклон вправо, но: поворот туловища влево);

— нога – при махах, выставлениях, стойках (например, мах левой в сторону, левую вперед на носок, стойка на правой).

4. Способы, предусмотренные техникой исполнения упражнения:

— в группировке – для акробатических упражнений (например, кувырок вперед, сальто назад);

5. Некоторые основные термины:

— поднять, опустить, выставить – при движениях рук или ног относительно туловища (например, руки в стороны, правую назад на носок, руки вниз);

— соскок или прыжок – если по названию снаряда это очевидно (например, переворот вперед (опорный прыжок), сальто назад с поворотом на 360 (соскок с прекладины)).

Полуприсед – положение на неполностью согнутых ногах с опорой на всю стопу.

Движения ног и рук. Принято различать движения одновременные, поочередные, последовательные, одноименные (левая рука двигается влево), разноименные (движение в противоположную сторону), параллельные (движение обеими руками), симметричные и несимметричные. Все эти движения выполняются в основных и промежуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками (ногами). При движениях с согнутыми руками и ногами к термину добавляется слово «согнуть»: согнуть руки вперед, со­гнуть руки назад.

Движения рук выполняются из следующих исходных положений: руки вниз, руки вперед, руки вверх, руки в стороны, руки назад, руки вперед-книзу, руки вперед-вверх, руки вниз-наружу, руки вверх-наружу, руки на пояс, руки к плечам, руки на голову, руки за голову и др.

Применение терминов в упражнениях с предметами

При описании общеразвивающих упражнений с предметом вместо слова «рука (руки)» называется соответствующий предмет и его путь, например: мяч вверх (а не: руки с мячом вверх).

В упражнениях с гимнастической палкой указывают на:

— положение палки, удерживаемой за оба конца, например: палку горизонтально вниз; палку вертикально перед грудью, левая сверху;

— положение палки со свободным концом (концами), например: палку к плечу; правую вперед, палку вверх; левую с палкой вверх.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗАПИСИ

1. Обобщенная запись. Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо перечислить содержание гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда не требуется точность каждого движения. Например, одноименные и разноименные круги или перемахи из упора или упора сзади на коне.

2. Конкретная терминологическая запись предусматривает точное обозначение каждого упражнения в соответствии с правилами терминологии.

4. Графическая запись может иметь самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись «чертиками», полуконтурная и контурная.

Помимо указанных форм в последние годы все шире применяется видеозапись упражнений (классификационные программы, контрольные съемки на тренировке, соревнованиях и т. п.). С ее помощью удобнее всего передать все оттенки многообразных движений, применяемых в современной гимнастике.

Наряду с этим действующую терминологию надо обогащать точными, краткими словами-терминами, ярко отражающими специфику тех или иных упражнений, а также добиваться значительных сокращений (с применением условных обозначений ряда упражнений) с тем, чтобы обеспечить быстроту записи элементов и соединений по ходу их исполнения.

Запись акробатических упражнений

Акробатические упражнения состоят из статических и динамических элементов.

Основными статическими элементами являются стойки, упоры, равновесия, мосты и шпагаты.

Сложными акробатическими элементами являются простые упоры.

Динамические элементы выполняются с полным, неполным переворачиванием и без него. К элементам с полным переворачиванием относятся кувырки, перевороты и сальто.

К элементам с неполным переворачиванием относятся перекат, курбет, рондат.

Динамические акробатические элементы выполняются тремя основными способами: в группировке, согнувшись и прогнувшись.

Если вращательные элементы выполняются в группировке, то это не записывается, например: кувырок вперед, сальто назад. Другие способы указываются, например: кувырок назад согнувшись.

Акробатические комбинации обычно записываются непрерывно, сплошным текстом, например: кувырок вперед – стойка на лопатках – мост – кувырок назад согнувшись. Особенность записи акробатических комбинаций состоит в том, что не указывается очевидный способ перехода от одного статического элемента к другому, например: равновесие на правой – стойка на руках (не указ.: махом левой, толчком правой).

Запись упражнений на гимнастических снарядах

Упражнения на снарядах состоят из упоров, висов и различных переходов из одних положений в другие.

В упорах плечи расположены выше точек хвата (упор, упор на предплечьях) или на одном уровне с точками хвата (упор на руках на брусьях, упор руки в стороны на кольцах «крест»).

Висы простые: вис, вис на согнутых руках, вис углом, вис согнувшись на перекладине, вис согнувшись на кольцах, вис прогнувшись сзади, вис сзади, горизонтальный вис: сзади, спереди и др.

Висы смешанные: вис присев, вис стоя согнувшись, вис лежа, вис на правой, вис стоя, вис лежа, вис на согнутых ногах и др.

На снарядах также можно принимать седы и стойки.

В седах опора руками не должна быть основной, иначе это положение должно называться упором.

К динамическим упражнениям на снарядах относятся подъемы, спады, вскоки и соскоки, обороты, перевороты и сальто, перелеты и прыжки, маховые упражнения и упражнения в каче.

Опускание – медленный спад.

В записи упражнений на снаряде статические элементы указываются как исходные или конечные положения, принимаемые в результате выполнения предыдущего динамического элемента (оборот назад в стойку на руках). И наоборот, динамический элемент может записываться как способ выполнения следующего за ним элемента (махом вперед поворот кругом).

Упражнения на снарядах записываются в непрерывной форме, в строчку. Если два элемента выполняются друг за другом последовательно, слитно, то при записи соединяются союзом «и». Если элементы выполняются одновременно, то соединяются союзом «с» (подъем махом вперед с поворотом кругом).

Задания для самоконтроля

1. Составьте упражнения, используя конкретные основные термины «вис», «оборот», «подъем» и дополнительные, указывающие на:

а) направление движения _____________________________________________________

б) положение тела и его звеньев ______________________________________________

в) способ выполнения ________________________________________________________

2. В названии упражнения «подъем разгибом» используется дополнительный термин, указывающий на:

3. В названии упражнения «сальто назад» используется дополнительный термин, указывающий на:

4. Термин «рондат» появился в гимнастической терминологии благодаря способу:

5. Составьте упражнения, используя конкретные основные термины «соскок», «стойка», «сальто» и дополнительные, указывающие на:

а) количественную характеристику _____________________________________________

б) условия опоры ____________________________________________________________

в) способ выполнения _________________________________________________________

6. Выберете правильное выражение:

б) упор лежа спереди.

7. Выберете правильное выражение:

а) руки вверх, обруч горизонтально

б) обруч горизонтально вверх

8. Выберете правильное выражение:

а) кувырок вперед в группировке;

9. Слово «туловище» говорится:

10. Слово «голова» говорится:

И ТЕКСТОВОЕ ОПИСАНИЕ

общераззивающие и вольные нпражнения

Рис. 1. Основная стойка. Рис. 2. Узкая стойка ноги врозь. Рис. 3. Стойка ноги врозь, руки на пояс. Рис. 4. Широкая стойка ноги врозь, руки на пояс. Рис. 5. Стойка скрестно правой, руки на пояс. Рис. 6. Стойка ноги врозь правой, руки на пояс. Рис. 7. Стойка на правом колене, руки на пояс. Рис. 8. Стойка на коленях, руки на пояс. Рис. 9. Правая в сторону на носок. Рис. 10. Правая в сторону вниз. Рис. 11. Правая в сторону. Рис. 12. Правая в сторону вверх. Рис. 13. Правая вперед вниз. Рис. 14. Левая вперед на носок. Рис. 15. Правая вперед, руки на пояс. Рис. 16. Правая вперед вверх, руки на пояс. Рис. 17. Сед. Рис. 18. Сед углом. Рис. 19. Сед согнувшись. Рис. 20. Сед с захватом. Рис. 21. Сед на пятках, руки на пояс. Рис. 22. Сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх. Рис. 23. Присед, руки на пояс. Рис. 24. Полуприсед, руки вперед. Рис. 25. Круглый присед. Рис. 26. Полуприсед наклонный, руки вперед. Рис. 27. Полуприсед с наклоном, «старт пловца». Рис. 28. Присед на левой, руки вперед. Рис. 29. Выпад левой, руки на пояс. Рис. 30. Наклонный выпад вправо, руки вверх. Рис. 31. Выпад вправо с наклоном, руки скрестно. Рис. 32. Глубокий выпад, руки назад. Рис. 33. Выпад левой вправо, руки в стороны. Рис. 34. Упор присев. Рис. 35. Упор на левом колене. Рис. 36. Упор стоя согнувшись. Рис. 37. Упор лежа. Рис. 38. Упор лежа сзади. Рис. 39. Упор лежа на бедрах. Рис. 40. Упор на правом колене боком. Рис. 41. Упор присев на правой. Рис. 42. Руки вниз. Рис. 43. Руки вперед. Рис. 44. Руки вверх. Рис. 45. Руки в стороны. Рис. 46. Руки назад. Рис. 47. Руки вперед книзу. Рис. 48. Руки вперед вверх. Рис. 49. Руки вниз наружу. Рис. 50. Руки вверх наружу. Рис. 51. Руки на пояс. Рис. 52. Руки к плечам. Рис. 53. Руки на голову. Рис. 54. Руки за голову. Рис. 55. Согнутые руки в стороны. Рис. 56. Согнуть руки вперед. Рис. 57. Согнуть руки назад. Рис. 58. Наклон вперед. Рис. 59. Наклон прогнувшись, руки на пояс. Рис. 60. Наклон назад касаясь. Рис. 61. Наклон в широкой стойке, руки в стороны. Рис. 62. Наклон с захватом. Рис. 63. Равновесие на правой, руки в стороны. Рис. 64. Боковое равновесие, руки: левая на пояс, правая вверх. Рис. 65. Заднее равновесие, руки в стороны. Рис. 66. Фронтальное равновесие, правую в сторону, руки в стороны. Рис. 67. Равновесие с захватом на правой, правую руку в сторону. Рис. 68. Равновесие шпагатом на правой. Рис. 69. Равновесие кольцом на правой. Рис. 70. Равновесие на правом локте. Рис. 71. Крестообразное равновесие на правой. Рис. 72. Палку вниз. Рис. 73. Палку на грудь. Рис. 74. Папку вперед-вверх. Рис. 75. Палку к плечу. Рис. 76. С палкой вольно. Рис. 77. Палку на голову вправо. Рис. 78. Палку на грудь пра­вым концом вверх. Рис. 79. Правую в сторону, палку вверх.

Что означает сокращение и п в гимнастической терминологииЧто означает сокращение и п в гимнастической терминологии

Что означает сокращение и п в гимнастической терминологииЧто означает сокращение и п в гимнастической терминологии

Что означает сокращение и п в гимнастической терминологии

ПОЛОЖЕНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ НА СНАРЯДАХ

Что означает сокращение и п в гимнастической терминологии

Что означает сокращение и п в гимнастической терминологии

Рис. 117. Стойка на лопатках. Рис. 118. Стойка на голове. Рис. 119. Стойка на руках. Рис. 120. Переворот вперед. Рис. 121. Переворот назад. Рис. 122. Переворот в сторону. Рис. 123. «Мост». Рис. 124. «Мост» на одной руке. Рис. 125. «Мост» на одной ноге. Рис. 126. «Мост» на предплечьях. Рис. 127. Разноименный «мост» (с опорой левой ногой и правой рукой). Рис. 128. «Шпагат» левой, руки в стороны. Рис. 129. «Шпагат» правой, руки назад. Рис. 130. «Шпагат» одноименный. Рис. 131. «Полушпагат» на левой. Рис. 132. Сальто назад в группировке. Рис. 133. Сальто назад прогнувшись. Рис. 134. Маховое сальто вперед.

Что означает сокращение и п в гимнастической терминологии

Что означает сокращение и п в гимнастической терминологии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *