Что означает сокращение дц при описании фигур танцев европейской программы
Что означает сокращение дц при описании фигур танцев европейской программы
Английский вальс
Марафон – протанцовка всех танцев программы без остановок; нон-стоп, прогон
Бег из променада в обратный променад
Променадный бег
Ритм: (нестандартный) 1-2-3-1-2-3-1-2-3. Бегущее движение с небольшим зависанием на шагах 1,4,7.
По учебнику: Шаги партнер с ПН (партнерша с ЛН): состоят из трех частей (по три шага), у которых отличается только первые шаги и повороты:
— во второй части первый шаг (4 шаг фигуры) будет шагом вперед с поворотом (стопа встает назад немного в сторону)
— в третьей (7 шаг) просто шаг вперед (работа стопы: подушечка). Лайред указывает на небольшое зависание на этих шагах
3) шаг вперед и накрест.
Построение: начинают и заканчивают по ЛТ (вес на ПН у партнера, на левой у партнерши)
Комментарий: На 4 шаге партнер встает на пути движения партнерши, она шагает в партнера, партнер в этот момент перекладывает партнершу из одной руки в другую. Партнеры поворачиваются на 2 шаге части и встают напротив друг друга, как в закрытой позиции, а потом раскрываются в сторону. При беге тот партнер, которого очередь обходить делает более сильные шаги. Партнеры держат друг друга за спину за ближайшее предплечье, на расстояние вытянутых рук, во время выполнения движения, никогда не подходя близко к партнеру. Свободные руки не отводятся назад, как в Нью-Йорке, а держаться впереди корпуса, создавая объем.
Ботафого в теневой позиции
Список сокращений можно посмотреть здесь. Комментарии к описанию фигур здесь
Очень краткая запись шагов такая (список все сокращений здесь):
1-3) ботафого с ЛН <Д с ПН>4-6) ботафого с ПН
Построение: партнер и партнерша лицом по ЛТ.
По учебнику, выполняется так:
1) шаг вперед с ПН у партнера (с ЛН у партнерши), колено оставшейся сзади ноги закрывается (подведено) к колену шагнувшей, таз подается вперед
2) в сторону и немного вперед с частичным весом и разворотом носка, таз диагонально назад,
3) проскальзывание стопы ноги, неподвижной на втором шаге, в сторону шагнувшей на втором шаге ноги на 8 см (если необходимо закончить в ЗП проскальзывание идет назад), таз в нормальном положении. Потом эти три шага можно повторить с другой ноги.
Поворот: на шагах 2 и 3 может быть от 45 градусов (при окончании в ОПП с замком Л с П) до 90 градусов (при окончании в ЗП) вправо у партнера (у партнерши влево).
Список сокращений можно посмотреть здесь. Комментарии к описанию фигур здесь
Очень краткая запись шагов такая (список все сокращений здесь):
1) c ПН <у Д с ЛН>в,тз.в,клн 2) с+н.в <ч.п.,н.р,тз.дн>3) скл.с,тз.0 4-6) см. 1-3
Основное движение (правое и левое)
Поступательное основное движение
Самба ход на месте
Веер (в латине) – движение при котором партнеры двигаются друг от друга под прямым углом, заканчивается движение в позиции веера.
Веерная Позиция (ВП) (в латине) Партнерша находится почти на расстоянии вытянутой руки с левой стороны от мужчины, корпуса под прямым углом. В левой руке партнера правая рука дамы.
Ведущее плечо – по учебнику Мура, правильнее говорить о ведущей стороне корпуса. Термином “ведущее плечо” определяется ситуация, когда вместе с двигающейся вперед или назад ногой двигается одноименная сторона корпуса. Действие противоположное ПДК
Виски влево и вправо(в латине) – виском называется движение, когда делается резкий шаг в сторону одной ногой, а потом другая нога резко закрещивается за первой (для автоматического закрещивания используется подъем после исполнения баунса). Виск переводится как быстрое, мгновенное движение. Cм в учебнике: 1) Движение Виск 2) Фигуры Виск влево и вправо
Методическое пособие для детей 1-3 класс «Школы бального танца»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Общие термины и понятия бальной хореографии……………….. 5
Общие фигуры для нескольких танцев…………………………….11
Описание фигур программы ШБТ………………………………….11
Вариации танца «Медленный вальс»………………………………23
Описание фигур программы ШБТ………………………………….25
Описание фигур программы ШБТ………………………………….26
Законы европейской программы бального танца………………….43
Вальс был привезен в Соединенные Штаты в середине XIX века. Темп Венского вальса был достаточно быстрым, и вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль вальса, называемого «Бостоном», с более медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением.
Примерно в 1874 году, в Англии, образовался очень влиятельный «Бостонский Клуб» и начал появляться новый стиль танца, английский, названный впоследствии Медленным вальсом («Slow Waltz»). Однако, только после 1922 года этот танец станет столь же распространенным как танго.
Сразу после Первой Мировой войны вальс стремительно меняется. В 1921 году было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка. Когда в 1922 году Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская программа вальса состояла всего лишь из правого поворота, левого поворота и смены направления.
В 1926-1927 годах вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Многие из них танцуются до сих пор.
В 1754 г. в Германии появилась первая музыка, которая отдаленно напоминала современные вальсы и называлась «Waltzen».
Расцвет популярности венский вальс пережил в начале XIX века в Вене под музыку Штрауса. «Король вальсов» написал более 500 вальсов, различные польки, кадрили, марши. Его «Летучая мышь» (1874) и «Цыганский барон» (1885) стали классикой оперетты.
В настоящее время венский вальс исполняется в ритме около 180 ударов в минуту, с ограниченным набором движений. Однако, до сих пор он не включен в программу Блэкпулльского фестиваля.
Чарльстон родом с островов Кабо-Верде, название танца идет от порта Чарльстон, в котором негритянские докеры танцевали энергичный круговой. На сцене чарльстон впервые был исполнен в негритянском шоу Джорджа Уайта в 1922 году. В белом американском обществе чарльстон стал популярным после тура по США шоу «Running Wild» в 1923 году под руководством Ziegfield Follies. Популярность в Европе к чарльстону пришла в двадцатые годы XX века, после выступлений Джозефины Бакер в Париже. Этот танец исполнялся в ритме 200-240 ударов в минуту, с размахиваниями руками и ногами, киками и чем-то напоминал современные молодежные дискотеки. Огромное количество фильмов было снято в то время, когда в кадр попадали толпы народу, «отрывающиеся» под чарльстон. Танец быстро завоевал весь мир, но еще долго в приличных танцевальных залах его запрещали, ограничивали или сопровождали комментариями и иногда даже табличками «PCQ» (Please Charleston Quietly) – «Поспокойнее чарльстон, если можно. ».
Блэк боттом стал известен благодаря тому же Джорджу Уайту и его шоу «George White’s Scandals» в 1926 году. Танец исполнялся в ритме 140-160 ударов в минуту, и включал раскачивания корпуса, сгибание-разгибание колен и кики.
Источником танца шимми является нигерийский танец «Shika», который привезли в Америку рабы из Африки. Шимми был очень популярным в США с 1910 до 1920 годы, и стал национальным безумием в Америке после исполнения его Gilda Gray из той же группы Zeigfeld Follies в 1922 году. Хотя есть версии, что шимми впервые исполняла Ethel Waters в шоу «Sometime» в 1919 году.
Пересмотренная техника европейских танцев (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Член и экзаменатор
Имперского общества учителей танцев
Перевод с английского и редакция
Перед Вами перевод книги Алекса Мура «Пересмотренная техника европейских танцев». Она будет полезна тем учителям танцев и танцорам, которые хотят уточнить и углубить свои знания в вопросах техники исполнения европейских танцев.
Знания точной редакции фигур, полученные при изучении этой книги, необходимы для сдачи экзаменов на получение квалификации учителя танцев. Они будут полезны также при чтении танцевальной литературы на английском языке, в которой фигуры чаще всего упоминаются, но подробно не разбираются, а также при разучивании вариаций с использованием видеофильмов.
ряд терминов, таких как «Telemark», «Impetus», «Pivot», «Fallaway» и др., которые могут быть переведены на русский язык, но которые на практике устойчиво используются в английском звучании («Тэлемарк», «Импетус», «Пивот», «Фоллавэй»), не переводились;
При переводе материал скомпонован более удобным для изучения и использования образом, в частности, материалы, содержащиеся в английском варианте в приложениях в конце книги, при переводе перенесены в разделы, к которым они непосредственно относятся.
Надеюсь, что предлагаемая книга будет интересна и полезна многим читателям.
ПРЕДИСЛОВИЕ К 1-МУ ИЗДАНИЮ
За последнее время произошли определенные изменения в технике исполнения европейских танцев, что привело к необходимости внесения многочисленных пояснений и уточнений в редакцию основных фигур. В настоящее время нет авторитетного пособия, которым бы могли пользоваться педагоги при подготовке студентов к сдаче экзаменов на получение квалификации учителя танцев.
Перечисленные издания содержат всю информацию, которая необходима студентам и педагогам для подготовки к сдаче профессиональных экзаменов.
Я хотел бы предостеречь читателей от попыток автоматического запоминания табличных описаний фигур. Прежде всего, необходимо хорошо изучить и понять материалы, изложенные во введении.
Танцевальная студия «Зита»,
Сентябрь 1948 года
ПРЕДИСЛОВИЕ К 9-МУ ИЗДАНИЮ
Возможно, в ближайшее время все организации учителей танцев, действующие под эгидой Официального Совета по бальным танцам (the Official Board of Ballroom Dancing), примут единую для всех программу. Это явилось бы существенным шагом вперед.
До тех пор, пока соглашение не достигнуто, я рекомендую студентам изучать программу того общества или объединения учителей танцев, в которое они хотят вступить, поскольку требования в различных профессиональных организациях могут иметь некоторые особенности.
По сравнению с предыдущими изданиями 9-е издание дополнено описанием ряда фигур. В книгу включено также описание техники исполнения основного шага, примеры вопросов, задаваемых кандидатам во время сдачи профессиональных экзаменов, и перечень предшествующих и последующих фигур к именным вариациям.
ПРЕДИСЛОВИЕ К 10-МУ ИЗДАНИЮ
Ожидалось, что все организации, объединяющие учителей танцев и работающих под этой эгидой Официального Совета по бальным танцам, примут единую для всех программу. Это явилось бы существенным шагом вперед. К сожалению, этого не произошло.
Тем не менее несомненным является факт, что техника, изложенная в этой книге, а также в моей книге «Европейские танцы», принята практически всеми организациями педагогов как в Великобритании, так и во всем мире.
Студентам следует порекомендовать внимательно изучить программу того общества или объединения учителей танцев, в которое они хотят вступить, поскольку требования к кандидатам в различных профессиональных организациях могут иметь некоторые отличия.
Техника исполнения танца «Венский вальс» была опубликована Британским Советом по бальным танцам. Она также подробно описана в моей книге «Европейские танцы».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
диагонально к стене
диагонально к центру
позиция противодвижения корпуса
б) медленно (при описании ритма или счета)
быстро (при описании ритма или счета)
Associate (начальный уровень квалификации учителя танцев)
Member (более высокий уровень квалификации)
без подъема ступни
КАК ИЗУЧАТЬ ОПИСАНИЕ ФИГУР
Пересмотренная техника исполнения европейских танцев изложена в табличной форме. Для того, чтобы хорошо понимать описание фигур, нужно знать точный смысл терминов, стоящих в заголовках таблиц. Также важно, чтобы читатель понимал основные принципы произведенных изменений техники. Если пояснения, которые приводятся ниже, будут хорошо усвоены, отпадет необходимость запоминания всех сведений, содержащихся в табличных описаниях, что явилось бы сложным, трудоемким и утомительным делом.
Внимательно изучите материалы, содержащиеся в этой главе. Запомните отдельные исключения из общих правил.
Значения терминов, стоящие в заголовках страниц, описывающих фигуры танцев «Медленный вальс», «Фокстрот» и «Квикстэп», объясняются ниже. «Танго» следует рассматривать как совершенно отдельный танец. Соответствующие пояснения приводятся в отдельном разделе.
В конце введения дается краткое описание основных моментов техники исполнения хода (The Walk) в европейских танцах.
Когда говорят о позициях ступней, под этим подразумевают положение одной ступни по отношению к другой, например: вперед, назад, в сторону, диагонально вперед или диагонально назад, в сторону и немного вперед, в сторону и немного назад и так далее.
В этом же разделе техники исполнения фигур в колонке с заголовком «Позиция ступней» встречаются также следующие термины:
· готовясь сделать шаг сбоку дамы (сбоку мужчины);
· левое или правое плечо ведущее[4].
Последние два термина приводятся в колонке «Позиции ступней», поскольку исполнение шагов указанным образом изменяет позиции ступней.
Исполнение шагов в ППДК:
· шаг после исполнения «Пивота» ВП мужчина делает в ППДК. Обратите внимание на то, что дама во время исполнения «Пивота» ВП не держит ЛН в ППДК, а делает лишь «пивотирующее движение» на ПН;
Другие термины, используемые в колонке «Позиции ступней», говорят сами за себя и дополнительных пояснений не требуют.
Под построением понимают положение ступни (или ступней обеих ног) по отношению к направлениям движения в зале[5]. В этом разделе техники используются термины «лицом», «спиной» и «указывая» («Facing», «Backing» и «Pointing»). Можно подумать, что первые два термина относятся к описанию положения корпуса. Однако используются при описании положения ступней ног. Позиция корпуса описывается, как правило, в колонке описания под заголовком «Степень поворота». Однако при описании некоторых наиболее сложных фигур упоминание о позиции корпуса делается в колонке «Построение».
Запомните правило, относящееся к использованию перечисленных терминов:
· используйте термины «лицом» и «спиной» в том случае, когда положение ступни (или ступней) по отношению к залу совпадает с положением корпуса. Как правило, это бывает при исполнении обычных шагов вперед или назад;
· используйте термин «указывает» при описании шагов в сторону, когда направление ступни по отношению к залу отличается от направления, в котором обращен корпус. Этот термин часто используется при описании шагов вперед и в сторону, исполняемых танцорами из променадной позиции.
«МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС». «Правый поворот», партия мужчины.
При описании 5-го шага применен термин «указывая», потому что на этом шаге носок ПН указывает ДЦ в то время, как корпус обращен к центру. При описании 6-го шага применен термин «лицом», потому что на этом шаге корпус завершил поворот, и как ступни, так и корпус расположены в одном направлении.
«МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС». «Правый поворот», партия мужчины.
1/4 ВП между шагами 1 и 2. 1/8 ВП между шагами 2 и 3.
3/8 ВП между шагами 4 и 5, корпус поворачивается меньше.
Корпус завершает поворот между шагами 5 и 6.
Следует хорошо запомнить одно очень важное правило, относящееся к степени поворота:
если танцор исполняет поворот, двигаясь на внешней стороне, то поворот делается непрерывно на всех шагах. Если танцор исполняет поворот, двигаясь на внутренней стороне, то непрерывности поворота на всех трех шагах нет[6]. Это в равной степени относится к «открытым» и «закрытым» поворотам, то есть к поворотам, которые заканчиваются в открытой или закрытой позиции. Это видно из приведенного примера и примеров, которые приводятся ниже.
«ФОКСТРОТ». «Левый поворот».
1/4 между шагами 1 и 2. 1/8 между шагами 2 и 3.
3/8 между шагами 4 и 5. Корпус поворачивается меньше.
3/8 между шагами 1 и 2. 1/4 между шагами 4 и 5.
1/8 между шагами 5 и 6. Корпус поворачивается меньше.
«КВИКСТЭП». «Правый поворот».
1/4 между шагами 1 и 2. 1/8 между шагами 2 и 3.
3/8 между шагами 4 и 5.
3/8 между шагами 1 и 2, корпус поворачивается меньше.
Корпус завершает поворот между шагами 2 и 3.
1/4 между шагами 4 и 5. 1/8 между шагами 5 и 6.
Как видно из приведенных примеров, при исполнении поворотов на «внешней» стороне поворот в ступнях ног делается на 3-х шагах. При исполнении поворотов на «внутренней» стороне поворот в ступнях делается на 2-х шагах.
Следует запомнить важные исключения из приведенного правила:
«Пулл стэп» в фигуре «Правый поворот» в танце «Квикстэп» отличается от аналогичного движения в танце «Фокстрот»[8], поворот дамы в этом случае распределен между шагами обычным образом (1/4 между шагами 4 и 5 и 1/8 между шагами 5 и 6).
Замечание. Когда в описании встречается выражение «небольшой поворот корпуса», оно означает, что корпус поворачивается меньше, чем в случае, когда используется выражение «корпус завершает поворот».
ПОДЪЕМ И СНИЖЕНИЕ (КОРПУС)
Самое значительное изменение, которое произошло в технике исполнения европейских танцев, заключается в том, что теперь понятия «подъем» и «снижение» стали относиться к подъему и снижению, ощущаемому в корпусе (понятие «корпус» включает в себя ноги). Раньше термины «подъем» и «снижение» относились только к ступням ног.
Подъем и снижение ступней ног описывается теперь в разделе «Работа ступни», хотя, к сожалению, нужно признать, что новый метод описания работы ступни дает слабое представление о реальной картине того, что в действительности происходит со ступнями во время танца.
Существует 3 основных типа корпусного подъема. Каждый из них поясняется на примере.
«МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС». «Правый поворот», партия мужчины.
Начинайте подъем в конце 1-го шага.
Продолжайте подъем на шагах 2 и 3. Снижение в конце шага 3.
Начинайте подъем в конце 4-го шага (без подъема ступни).
Продолжайте подъем на шагах 5 и 6. Снижение в конце шага 6.
Термин «без подъема ступни» поясняет, что каблук ЛН на 4-ом шаге по-прежнему находится на полу до тех пор, пока ПН не окажется в нужной позиции при исполнении 5-го шага.
«КВИКСТЕП». «Правый поворот», партия мужчины.
Подъем в конце 1-го шага. ВЕРХ на шагах 2 и 3.
Снижение в конце шага 3. На шагах 3-6 подъема нет.
Использование слова «Верх» при описании подъема на шаге 2 отражает более ранний подъем по сравнению с танцем «Медленный вальс», что обусловлено более быстрым темпом, в котором исполняется танец «Квикстэп».
Подъем описанного типа применяется при исполнении всех обычных «шассе»-поворотов в «Квикстэпе». Исключение составляет подъем при исполнении шагов 1-4 фигур «Четвертные повороты», «Поступательное шассе» и «Лок стэп», где подъем делается непрерывно на 3-х шагах. В этих случаях подъем описывается следующим образом: «Начинайте подъем в конце 1-го шага, продолжайте подъем на шагах 2 и 3, верх на шаге 4». Такое описание отражает необходимость более постепенного подъема.
«ФОКСТРОТ». «Правый поворот».
Подъем в конце 1-го шага. Верх на шагах 2 и 3.
Снижение в конце шага 3. На шагах 3-6 подъема нет.
Небольшой подъем в конце 1-го шага (без подъема ступни).
Продолжайте подъем на шаге 2.
Снижение в конце шага 3.
В этом случае, так же, как и в танце «Квикстэп», слово «ВЕРХ» при описании подъема в партии мужчины отражает необходимость долее быстрого подъема.
Дама должна создать небольшое напряжение в мускулах левой ноги на шаге 1, передавая его на корпус. Это должно обеспечить небольшой подъем корпуса. Подъем в корпусе будет продолжен во время приставки ПН к ЛН на шаге 2, при этом мускулы ног сильно напряжены, обеспечивая нарастающий подъем корпуса. Использование термина «без подъема ступни» говорит о том, что при исполнении «Каблучного поворота» ступни обеих ног должны быть плоскими. Сказанное относится ко всем «Каблучным поворотам», при исполнении которых делается подъем.
Обратите внимание на то, что термин «снижение в конце» шага не означает, что снижение должно происходить моментально. Обычно снижение проявляется при исполнении следующего шага.
«БЕЗ ПОДЪЕМА СТУПНИ»
Несмотря на то, что в этот момент мужчина находится на внутренней стороне поворота, подъем делается как в корпусе, так и в ступнях обеих ног. Более ранний подъем вызывается некоторым смещением корпуса вперед и стремлением создать «свинг» вперед, переходя к исполнению «Перо-окончания».
При исполнении движений вперед в таких фигурах, как «Перо шаг» и «Тройной шаг» в танце «Фокстрот» несколько смещенный вперед корпус мужчины приводит к тому, что у дамы нет подъема ступней, хотя в корпусе есть подъем. «Без подъема ступни» исполняются также фигуры (1-ый шаг партии дамы) «Кросс шассе» в танце «Квикстэп» и «Закрытая перемена» в танце «Медленный вальс».
«МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС». «Правый поворот», партия дамы.
1. Носок, каблук. 2. Носок. 3. Носок, каблук.
4. Каблук, носок. 5. Носок. 6. Носок, каблук.
Следует запомнить важное правило:
если одна нога находится в положении: в сторону по отношению к другой ноге и из этого положения осуществляет шаг-приставку, то во время исполнения шага носок двигающейся ноги должен находиться в контакте с полом.
Так, в рассмотренном выше примере при исполнении 3-го шага, когда ЛН начинает приставляться к ПН носок ЛН не должен отрываться от пола.
Техника исполнения фигур изложена в табличной форме. Однако не следует делать вывод, что отпадает необходимость в описании фигур. На экзамене кандидат должен быть готов дать описание фигуры, изложив коротко самое существенное. Хорошее описание должно включать в себя следующие моменты:
1. Все, что содержится в колонке «Позиции ступней».
2. Информацию о повороте, если он делается.
3. Построение, если необходимо.
«МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС». Фигура «Виск», исполняемая на углу зала, партия мужчины.
1. ЛН вперед, ДС, начиная поворот ВЛ, Счет «1».
2. ПН диагонально вперед с правым ведущим плечом, начиная поворот в ПП. Счет «2».
3. Продолжая поворот ВЛ, закрестите ЛН позади ПН. Теперь мужчина находится в ПП лицом ДС по новой ЛТ. Счет «3».
ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ФИГУР ТАНЦА «ТАНГО»
Описание фигур танца «Танго» несколько отличается от описания фигур остальных европейских танцев. Оно производится по следующим разделам: позиция ступней, степень поворота, построение или направление, работа ступни.
В основном этот раздел аналогичен одноименному разделу в описании остальных европейских танцев.
Следует запомнить несколько общих правил:
1. Все обычные шаги, исполняемые ЛН вперед, делаются в ППДК.
2. Все обычные шаги, исполняемые ПН вперед, делаются с правым ведущим плечом.
3. Упоминание о ПП включается в раздел «Позиция ступней».
4. В этом же разделе делается упоминание о ситуациях, когда одна нога приставляется к другой «с небольшим смещением назад» или «с небольшим смещением вперед».
5. 2-ой шаг променадных фигур в партии мужчины и дамы описывается как шаг «вперед и накрест в ПП и ППДК». Лишь в одном случае[14] он делается «вперед в ПП и ППДК» ()не накрест.
Для того, чтобы понять разницу между этими двумя терминами, рассмотрим позиции ступней и построение при исполнении двух первых шагов в партии мужчины в фигурах «Закрытый променад» и «Правый променадный поворот». 2-й шаг фигуры «Закрытый променад» исполняется «ПН вперед и накрест в ПП и ППДК», потому что движение осуществляется вдоль ЛТ. Именно поэтому шаг делается накрест перед ЛН.
Слово «накрест» довольно часто отсутствует при описании аналогичных шагов в более сложных фигурах в других танцах.
ПОСТРОЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ
Когда говорят о построении при описании фигур танцев «Медленный вальс», «Фокстрот» и «Квикстэп», имеют в виду положение ступней ног по отношению к направлениям движения в зале или, иными словами, направления, в которых указывают носки ног. При описании фигур танца «Танго», где возможно, используются термины направления. Правильное применение не вызовет затруднений, если хорошо будут поняты следующие правила:
1. Описание всех шагов вперед и назад дается в терминах направления. Используются термины «против ЛТ», «по ЛТ», «диагонально к центру» и т. д.
2. Шаги в сторону описываются так же, как в других европейских танцах. Используются термины «указывая» и «спиной». При описании позиции, когда ступни ног приставлены друг к дпугу, может использоваться термин «лицом».
3. 1-ый и 2-ой шаги «Променада» описываются как «вдоль ЛТ, указывая ДС», то есть при описании каждого из этих шагов одновременно используются термины построения и направления.
Следует заметить, что если шаг ЛН делается назад по ЛТ с левым ведущим плечом, каблуки обеих ног будут указывать ДЦ, и корпус будет обращен спиной ДЦ. Использование термина «спиной ДЦ» при описании этого и подобных ему шагов было бы неправильным и дезориентировало бы танцоров, именно поэтому в «Танго» используются термины направлений.
Вместо термина «носок» в «Танго» используется термин «подушечка». Кроме того, используются термины «внутренний край ступни», «внутренний край подушечки и ступни» и «вся ступня».
Вот несколько правил, которые следует запомнить:
ИСПОЛНЕНИЕ ХОДА В ЕВРОПЕЙСКИХ ТАНЦАХ
Полное описание осанки и баланса при исполнении хода (the Walk) вперед и назад в европейских танцах было приведено в моей книге «Европейские танцы». Правильная осанка и баланс зависят от правильной работы ступней, лодыжек и ног, От их правильной работы зависит так же движение и осуществление контроля за ним.
На экзамене достаточно продемонстрировать ход и дать краткое его описание. Если экзаменатор сочтет необходимым уточнить какие-то детали, он задаст дополнительные вопросы.
Приводим краткое описание хода, достаточное для ответа на экзамене.
ХОД ВПЕРЕД (партия мужчины)
Хорошо выпрямите корпус. Колени немного смягчены, но не согнуты. Наклоните корпус вперед так, чтобы вес ощущался над подушечками ступней.
Ход можно исполнить с любой ноги. В нашем описании будем считать, что мужчина начинает исполнение хода с ПН, то есть что в начале вес тела находится на ЛН. Мужчина исполняет ход следующим образом:
Выведите («Свинг») ПН вперед от бедер. Сначала ПН начинает движение вперед, касаясь пола подушечкой ступни. Затем каблук ПН слегка проскальзывает по полу, при этом носок ПН немного приподнят на полом.
По мере того, как ПН начинает двигаться вперед, каблук ЛН поднимается над полом[15], вследствие чего в момент наибольшего расстояния между ступнями ног танцор касается пола каблуком ПН и подушечкой ЛН[16]. Сразу же опустите носок ПН на пол, чтобы ступня ПН была плоской, когда вес тела будет переноситься на эту ногу.
Корпус продолжает двигаться вперед. Одновременно ведите ЛН вперед, оказывая легкое давление подушечкой ЛН на пол, и выводите ее вперед («Свинг») от бедер, начиная исполнение хода вперед с ЛН аналогично тому, как это было описано выше.
Вес. В начале исполнения хода из позиции, когда ступни ног приставлены друг к другу, вес тела находится над подушечками ступней. В момент наибольшего расстояния между ступнями ног вес занимает центральное положение между каблуком ПН и подушечкой ЛН. Как только ступня ПН станет плоской, вес переносится на ПН.
Хотя, как указывает А. Мур, приведенное описание является достаточным для ответа на экзамене, полезно знать ряд уточняющих моментов, изложенных в его книге «Европейские танцы»:
«Вот несколько моментов, которые следует запомнить:
Если движение начинается из неподвижного положения, корпус начинает двигаться немного раньше, чем нога. Помните, что скорость движения ноги всегда больше, чем скорость движения корпуса. Если нога будет опережать корпус, вес тела окажется слишком сильно смещенным назад, и неизбежно возникнет эффект «просаживания».
Во время исполнения хода на всех стадиях движения колени должны быть легко и естественно смягчены. Ноги должны быть выпрямлены в тот момент, когда движущаяся нога полностью завершает движение вперед, но даже в этот момент колени не должны быть жесткими. Колени смягчаются в наибольшей степени в тот момент, когда движущаяся нога проходит мимо опорной ноги.
Лодыжки и подъемы ступней должны держаться свободными, чтобы обеспечить исполнение легкого «шлепка» ступней движущейся ноги по полу, в момент, когда носок этой ноги опускается на пол в завершение исполнения шага вперед.
Ноги должны двигаться таким образом, чтобы при прохождении одной ноги мимо другой внутренний край ступни двигающейся ноги от носка до каблука соприкасался с внутренним краем опорной ноги.
Важное замечание. Хотя стандартная техника исполнения требует, чтобы при исполнении всех шагов вперед определенная часть ступни находилась в контакте с полом, бóльшая часть опытных танцоров не придерживается этого правила. Когда нога, находившаяся сзади, выносится вперед, каблук практически не касается пола, до тех пор, пока нога не закончит своего движения вперед. Исполненное таким образом движение становится мягче и легче, чем движение, которое исполняется в соответствии с техническим описанием, то есть когда при выносе ноги вперед каблук двигающейся ноги находится в контакте с полом.
ХОД НАЗАД (партия дамы)
Хорошо выпрямите корпус. Корпус и голова немного отклонены назад, но до тех пор, пока не начнется исполнение хода, вес тела остается над подушечками ступней. Колени немного смягчены, но не согнуты. Будем считать, что дама начинает исполнение хода назад с ЛН, то есть что в начале вес тела находится на ПН. Дама исполняет ход следующим образом:
Вес. Когда ЛН начинает двигаться назад, вес переносится на каблук ПН. В момент наибольшего расстояния между ступнями ног вес занимает центральное положение между ЛН и ПН, затем вес переносится на подушечку ЛН, лишь небольшое давление на пол оказывается каблуком ПН, в то время как она начинает приставляться. В конце вес полностью переносится на ЛН.
Так же, как и в отношении хода вперед, полезно знать ряд уточняющих моментов, изложенных в книге А. Мура «Европейские танцы»:
«Вот несколько важных моментов, которые следует запомнить.
Если движение начинается из неподвижного положения, корпус начинает двигаться немного раньше, чем нога.
Не «цепляйтесь» за пол подушечкой ступни опорной ноги. Она должна постепенно подниматься над полом, по мере того, как двигающаяся нога будет выводиться назад.
Во время исполнения хода на всех стадиях движения колени должны быть легко и естественно смягчены. Ноги должны быть выпрямлены в тот момент, когда двигающаяся нога полностью завершает движение назад, но даже в этот момент колени не должны быть жесткими.
Лодыжки и подъемы должны держаться свободными. Если при движении ноги назад лодыжки будут скованными, жесткими, то величина шага будет значительно сокращена.
Ноги должны двигаться таким образом, чтобы при прохождении одной ноги мимо другой внутренний край ступни двигающейся ноги от носка до каблука соприкасался с внутренним краем ступни опорной ноги. Избегайте распространенной ошибки, которая заключается в том, что дама делает шаг ЛН немного ВЛ вместо того, чтобы вывести ногу точно прямо назад. Это приводит к тому, что вес тела дамы «наваливается» на ПР мужчины, что создает определенное ощущение тяжести».
ХОД НАЗАД (партия мужчины)[19]
Мужчина обычно не исполняет несколько шагов назад подряд. Исключение в этом отношении составляет танец «Фокстрот».
Хотя движение ступней и ног при исполнении хода назад у мужчины такие же, как при исполнении хода назад у дамы, мужчине следует помнить, что он должен сохранять то же положение корпуса, что и при исполнении хода вперед.
Двигаясь вперед, мужчина как бы немного «нависает» над дамой. Эта позиция не должна измениться, когда мужчина будет двигаться назад. Будет большой ошибкой, если в этот момент дама, двигающаяся вперед, примет позицию корпуса мужчины и начнет осуществлять контроль над движением мужчины.
ХОД ВПЕРЕД (партия дамы)
Хотя движение ступней и ног при исполнении хода вперед у дамы такие же, как при исполнении хода вперед у мужчины, дама не должна изменять положения своего корпуса. Дама может помочь мужчине двигаться назад, оказывая некоторое давление вперед при исполнении ею шагов вперед, но любая попытка делать это со смещенным вперед корпусом приведет к полному нарушению баланса мужчины. Мужчина должен осуществлять контроль за движением как при исполнении шагов вперед, так и при исполнении шагов назад.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ХОДА В ТАНЦЕ «ТАНГО»
ХОД ВПЕРЕД (партия мужчины)
Хотя баланс и распределение веса при исполнении хода вперед в «Танго» аналогичны балансу и распределению веса при исполнении хода вперед в других европейских танцах, в «Танго» имеется несколько важных отличий.