Что означает сочетание согласных

Что означает сочетание согласных

Что означает сочетание согласных. Смотреть фото Что означает сочетание согласных. Смотреть картинку Что означает сочетание согласных. Картинка про Что означает сочетание согласных. Фото Что означает сочетание согласных

Что означает сочетание согласных. Смотреть фото Что означает сочетание согласных. Смотреть картинку Что означает сочетание согласных. Картинка про Что означает сочетание согласных. Фото Что означает сочетание согласных

Речь запись закреплена

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ
урок орфоэпии №6

В отношении литературного произношения выделяются некоторые сочетания согласных, строго определенные по своему составу. Такие сочетания встречаются на морфологических стыках слов (конечный согласный приставок и начальный согласный корня, конечный согласный корня и начальный согласный суффикса), а также в местах слияния предлога с начальным согласным знаменательного слова.

3. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий [] или [ш’ч’]: переписчик [‘ик], [-ш’ч’ик], заказчик [-‘ик], [-ш’ч’ик]. На стыке приставки и корня или предлога со следующим словом на месте сч, зч произносится [ш’ч’]: без числа [б’ьш’ч’исла], расческа [рΛшчоскъ].

4. Сочетания тч, дч на стыке морфем произносятся как двойной мягкий [‘]: летчик [л’о’ик], молодчик [мΛло’ик], отчет [Λ’от].

тс, дс (в сочетаниях тск, дск, тств, дств) на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: братский [брацки], заводской [зъвΛцкоi], родство [рΛцтво].

6. Сочетания тц, дц на стыке морфем, реже в корнях, произносятся как двойной []: братца [браъ], подцепить [пъэып’ит’], двадцать [дваът’].

7. Сочетание чн, как правило, произносится как [чн], а в следующих словах как [шн]: скучно, конечно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник и в женских отчествах типа Никитична.

9. Сочетания гк, гч обычно произносятся как [хк], [хч]: мягкий [м’ахк’и], легче [л’ехч’ь].

Источник

АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА
РУССКАЯ ГРАММАТИКА

СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

§ 58. В русском языке существуют следующие сочетания согласных: двучленные, например [ст] ([ст] ол ), [зд] ([зд] ал ), [пт] ([пт] а ха ), трехчленные, например [стр] ([стр] ан а ), [здр] ([здр] а вствуй ), четырехчленные, например [фспл] ([фспл] акн у ть ), [фскл] ([фскл] о чить ), и пятичленные, например [дрств] ( м у [дрств] овать ), [нтрпр’] ( кo [нтрпр’] ет е нзия ).

ДВУЧЛЕННЫЕ СОЧЕТАНИЯ
СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

§ 59. В русском языке есть четыре типа двучленных сочетаний согласных: «шумный + шумный», «шумный + сонорный», «сонорный + шумный», «сонорный + сонорный».

7) Сочетания зубного щелевого с нёбно­зубным щелевым, например [сш], [зж]; зубной щелевой уподобляется нёбно­зубному щелевому по месту образования шума и сливается с ним в один долгий звук: [ &#12313 ]: [ &#12313 ы] л (орфогр. сшил ), [ &#12295 ]: и [ &#12295 ] а рить (орфогр. изжарить ), [ &#12295 ‘]: ви [ &#12295 ‘] а ть (орфогр. визжать ).

8) Сочетания зубного смычного или щелевого с [ч], например [тч], [сч]; при сочетании зубного смычного или щелевого с [ч] произносится один звук с долгим мягким затвором, а при сочетании зубного щелевого с [ч] произносится долгий мягкий [ &#12313 ‘]. Возможны только [ т’ ч]: о [ т’ ч] и слить (орфогр. отчислить ), [ &#12313 ‘]: [ &#12313 ‘и] т а ть (орфогр. считать ).

§ 60. Фонетической системой русского языка допускается двоякое произношение следующих сочетаний двух согласных.

Двучленные сочетания согласных
«шумный + шумный»

§ 63. Сочетания согласных «шумный + шумный» в их отношении к морфемной структуре словоформ представлены следующим образом (здесь рассматриваются только те сочетания, которые зафиксированы не менее чем в двух позициях в словоформе).

§ 64. Некоторые сочетания согласных «шумный + шумный» зафиксированы только в одной из указанных выше позиций.

В начале корня : [т’ф]: [т’ф] у (только в этом слове), [шх’]: [шх’] е ры (только в этом корне), [жв]: [жв] а ла (спец.), [жв] а чка ; [цв’]: [цв’] ест и, [цв’] ет и др. с тем же корнем, [цв’] и рка (фамилия).

На стыке корня и флексии : [п’т’]; [ф’т’] (примеры см. в § 62).

На стыке корня и постфикса : [ф’с’]: сл а [ф’с’] я (от славиться ).

Двучленные сочетания согласных
«шумный + сонорный»

§ 65. Фонетическая система русского языка допускает сочетания любого твердого шумного с любым сонорным, кроме [j], [л’], [м’], [н’] (о сочетаниях шумных с этими сонорными, а также с [м] см. § 60).

§ 67. Сочетания согласных «шумный + сонорный» в их отношении к морфемной структуре словоформ представлены следующим образом (здесь рассматриваются сочетания, зафиксированные не менее чем в двух позициях).

Сочетания [тм], [дм], [дл], [цн], [цн’], [км’], [гм] в начале корня редки. Они зафиксированы в основном в редких собств. именах (фамилиях, топонимах) и просторечных словах: [тм] утарак а нь (топон.), [дм] ох о вский (фамилия), [дл] ань (высок. стар.), [цн] а (назв. реки), ( на ) [цн’] е (то же), [км’] ит (фамилия), [гм] ы ря (фамилия), [гм] ы кнуть (прост.).

В начале корня не представлены сочетания: [тн], [т’н’], [т’j], [с’j], [з’j], [бн], [бн’], [бм(м’)], [фм], [ф(ф’)м’], [вм], [км], [з(з’)н’], [зм], [жj].

Двучленные сочетания согласных
«сонорный + шумный»

§ 71. Сочетания согласных «сонорный + шумный» в их отношении к морфемной структуре словоформ представлены следующим образом (здесь рассматриваются лишь те сочетания, которые зафиксированы не менее чем в двух позициях в слове).

Двучленные сочетания согласных
«сонорный + сонорный»

§ 73. Фонетическая система русского языка допускает сочетания любого твердого сонорного с любым твердым или мягким сонорным, кроме [j] (в позиции перед [j] возможны лишь мягкие сонорные). В позиции перед [м], [м’] возможны твердые и мягкие [л], [р], а в позиции перед [н], [н’] и [р] возможен твердый и мягкий [л]. Фонетическая система допускает также сочетания [j] с любым следующим за ним твердым пли мягким сонорным, кроме [j].

§ 75. Сочетания согласных «сонорный + сонорный» в их отношении к морфемной структуре словоформ представлены следующим образом (здесь рассматриваются сочетания, зафиксированные не менее чем в двух позициях в слове).

В начале корня не зафиксированы сочетания [н’j], [м’j], [лн], [лм], [л’м], [л’м’], [рм], [рм’], [рн], [рн’], [рл], [рл’], [jн], [jл], [jл’]; все они не отмечены и в позиции начала слова.

Источник

Произношение сочетаний согласных

Произношение сочетаний согласных

Основные случаи произношения сочетаний согласных: из сада, рассада – [с]; из-за них, сзади – [з]; подтянуть, оттиснуть – [тт]; под дном, ото дна – [дд]; об берег, ослеп бы – [бб]; без шума, бесшумный – [ш]; безжалостный, сжег – [ж]; тридцать, отца – [ц]; кататься, бояться – [ц]; находчивый, летчик – [ч].

не на стыке морфем произносится долгий согласный сохраняется один согласный: ванна, гамма, касса, труппа: аккорд, аккуратный, грамм, корреспондент, суббота

кт соответствует написанию: кто – [кто], к теме – [кт]еме

произношение чн соответствует возможно двоякое произношение недопустимо произношение [чн] кулачный, съемочный, лоточный, обмоточный и др. булочная, молочный, стрелочник горчи[шн]ик, коне[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, ску[шн]о, яй[шн’]ица

[т] в сочетании стск пропагандистский – пропаганди’[с]кий.

[ф] не выпадает ше[ф]ствовать (чтобы не путать с шествовать)

опускается [в] в сочетании вств: здр[ас]твуй, ч[ус]тво

опускается [т] в сочетании стл, стн; опуск. [д] в сочетании здн: счастливый – сча[с’л’] ивый грустный – гру[сн]ый.

поздно – по[зн]о; праздник – пра[з’н’]ик

в ндск / нтск не произносится [д / т] [ц] гигантский – гига[нцс]кий, доцентский – доце[нцс]кий.

[д] [л] не произносятся: сердце, сердчишко солнце

сочетание чт в соответствии с написанием мачта, ничтожный. НО! в слове что – [шт]о, [шт]обы

Двойной согласный произносится на стыке приставки и корня или корня и суффикса. Если согласные длительные, то двойной согласный звучит как долгий согласный: расселить – ра[с’]елить.

Произношение чн соответствует написанию.

Если в слове между гласными находится сочетание из нескольких согласных, то в некоторых случаях один из согласных не произносится (здравствуй, счастливый, поздно, сердце, солнце)

Что означает сочетание согласных. Смотреть фото Что означает сочетание согласных. Смотреть картинку Что означает сочетание согласных. Картинка про Что означает сочетание согласных. Фото Что означает сочетание согласных

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Орфоэпия
#обсуждения_русский_язык_без_проблем

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Сочетание согласных

Благозвучие

Для создания благозвучия важно, сколько звуков входит в консонатное сочетание, какие это звуки, какова их последовательность, в начале, в середине или в конце слова они находятся, «Желая точно установить законы сочетания звуков в современном русском языке, мы обязаны последовательно разграничивать два случая:

Стилистический интерес представляют сочетания второго типа.

Обычны в русском языке сочетания из двух согласных в начале и середине слова (снег, степь, весло, добрый), но перемещение их в конец слова затрудняет артикуляцию (добр, кругл). Появление между такими согласными беглых гласных возвращает благозвучие (ср. весна — весен, интересный — интересен). Такие сочетания звуков, как тл, зл, чаще встречаются в начале и середине слов и очень редко — в конце (злой, узлы, дятла, жезл, метл).

Исследование звуковой стороны русской лексики дает возможность выделить редкие формы, оканчивающиеся стечением согласных: краткие прилагательные (черств, тускл), формы родительного падежа множественного числа существительных (бегств, достоинств, знакомств, лакомств). Однако большинство таких словоформ в живой речи или совсем не употребляются, или используются редко.

Благозвучие речи в художественной литературе не только служит общим эстетическим целям красоты и музыкальности слога, но может быть использовано как средство выразительности. При этом благозвучие, как, впрочем, и другие особенности фоники, всегда должно быть подчинено законам эстетической целесообразности. Иногда стремление поэтов к выразительности художественной речи подсказывает им такую фонетическую организацию стиха, которая далека от напевного, гармонического звучания. Еще А.Н. Радищев писал: «стих «во свет рабства тьму претвори»… очень туг и труден на изречение (…) Согласен… хотя иные почитали, сей стих удачным, находя в негладкости стиха изобразительное выражение трудности самого действия…».

Право писателей использовать в художественных произведениях неблагозвучные сочетания не вызывает сомнения; важно только, чтобы употребление их было эстетически мотивировано. Об этом знали русские писатели задолго до того, как в стилистике были выработаны критерии благозвучия. Эстетическая целесообразность определяет употребление и других стилистически значимых элементов фоники в художественной речи.

Источник

2.16. Сочетания согласных

2.16. Сочетания согласных

1. Двойной согласный произносится на стыке приставки и корня или корня и суффикса, если между двумя гласными оказываются два одинаковых согласных или два согласных, различающихся лишь звонкостью / глухостью. Произношение двойного согласного зависит от того, каковы эти согласные. Если согласные длительные, то двойной согласный звучит как долгий согласный: расселить – ра[с’]елить. Двойной согласный произносится с небольшой паузой, перед размыканием органов речи – согласный с долгим затвором, если рядом находятся согласные мгновенного образования: оттащить – [атт]ащить.

Основные случаи произношения сочетаний согласных:

1) из сада, рассада – [с];

2) из-за них, сзади – [з];

3) подтянуть, оттиснуть – [тт];

4) под дном, ото дна – [дд];

5) об берег, ослеп бы – [бб];

6) без шума, бесшумный – [ш];

7) безжалостный, сжег – [ж];

8) тридцать, отца – [ц];

9) кататься, бояться – [ц];

10) находчивый, летчик – [ч].

Если слово редко употребляется, то сохраняется долгий согласный на стыке корня и суффикса: андалузский, полесский, силезский; в других случаях произносится одиночный согласный: русский, искусство, французский.

2. Когда сочетание согласных расположено не на стыке морфем, то возможны случаи произнесения долгого или двойного согласного: ванна, гамма, касса, труппа и т.д.

При других условиях сохраняется лишь один согласный: аккорд, аккуратный, грамм, корреспондент, суббота и др.

Когда сохраняются долгие и двойные согласные, они должны произноситься достаточно отчетливо. Произношение же ка[с]а вместо ка[с]а, [ад]ать вместо [ад]ать является признаком просторечия; если же произносить [в]одить вместо [в]одить (вводить) или [ж]ечь вместо [ж]ечь (сжечь), то это приведет к изменению смысла.

3. Сочетание кт произносится согласно написанию: кто – [кто], к теме – [к-т]еме. Устаревшим является произношение кт как [хт]. Не должно быть произнесения кн как [хн]. Правильным считается вариант: к кому – [к-к]ому.

4. Если раньше рекомендовалось произносить чн как [шн] (в соответствии с нормами старого московского произношения), то в современном языке выделяют три группы слов в зависимости от произнесения чн:

1) произношение чн соответствует написанию: кулачный, съемочный, лоточный, обмоточный и др.;

2) группа слов, для которых возможно двоякое произношение чн: как [чн] и как [шн]: булочная, молочный, стрелочник;

3) группа слов, в которых недопустимо произношение [чн]: горчи[шн]ик, коне[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, ску[шн]о, яй[шн’]ица; женские отчества Ильини[шн]а, Савви[шн]а.

Если же произносить [шн] в тех случаях, когда должно звучать [чн], то слово приобретает просторечную или диалектную окраску.

4. Если в слове между гласными находится сочетание из нескольких согласных, то в некоторых случаях один из согласных не произносится. Например, в сочетании стск [м] обычно не произносится, а ес сливаются в один долгий согласный: пропагандистский – пропаганди’[с]кий.

Звук [в] (первый) не произносится в сочетании вств в словах здравствуй, чувство и производных от них.

В остальных же случаях на его месте произносится [ф]: баловство – бало[фств]о, нравственный – нра’[фств]енный.

Согласный [ф] не выпадает в слове шефствовать. Это слово часто путают с шествовать.

Звук [т] не произносят в сочетании стн: грустный – гру[сн]ый. Нет различий в произношении следующих слов: косный и костный, свиснуть (свисать) и свистнуть (свист).

В сочетании здн мы не произносим звук [д]: поздно – по[зн]о; праздник – пра[з’н’]ик.

Звук [т] не произносится в сочетании стл: счастливый – сча[с’л’] ивый, хотя сохраняется в словах: костлявый – ко[с’т’л’]явый, постлать – по[стл]ать.

В сочетании пдск / итск в некоторых словах не произносится [д / т], в других вместо [д / т] звучит [ц]: голландский – голла[нск]ий, гигантский – гига[нцс]кий, доцентский – доце[нцс]кий.

В словах сердце, сердчишко звук [д] не произносится, а в слове солнце – звук [л].

6. В большинстве случаев сочетание чт произносится в соответствии с написанием: мачта, ничтожный. Но в слове что, в производных от него на месте чт произносится [шт]: [шт]о, [шт]обы. В слове же нечто, в словах уничтожить, ничтожный произносится [чт].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Артикуляция согласных

Артикуляция согласных Упражнение 107. «Читаем по слогам» Прочтите слоги.А) па, по, пу, пы, пэпя, пе, пю, пи, пета, то, ту, ты, тэтя, те, тю, ти, теса, со, су, сы, сэся, се, сю, си, сежа, жо, жу, жи, жеБ) ап, оп, уп, ып, эпат, от, ут, ыт, этас, ос, ус, ыс, эсаш, ош, уш, ыш, эшУпражнение 108. Отработка

Правописание согласных

Правописание согласных Глухие и звонкие согласные § 79. Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж.

Сочетания с частицами

II. Правописание согласных в корне

II. Правописание согласных в корне § 8. Звонкие и глухие согласные 1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например:

XXXIV. Сочетания знаков препинания

XXXIV. Сочетания знаков препинания § 133. Запятая и тире При встрече внутри предложения запятой и тире сначала ставится запятая, а после нее тире, например: История открытий, изобретений, история техники, которая облегчает жизнь и труд людей, – вот собственно история культуры

§ 164. Сочетания числительных с существительными

§ 164. Сочетания числительных с существительными 1. Имеются вариантные формы творительного падежа простых и сложных числительных и сочетаний с ними: а) восьмью – восемью (вторая форма имеет книжный характер и оттенок устарелости); также: восьмьюдесятью – восемьюдесятью,

II. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ

II. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ § 8. Звонкие и глухие согласные 1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например:

XXXIV. СОЧЕТАНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

XXXIV. СОЧЕТАНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ § 133. Запятая и тире При встрече внутри предложения запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, например: История открытий, изобретений, история техники, которая облегчает жизнь и труд людей, — вот собственно история культуры

§ 166. Сочетания числительных с существительными

§ 166. Сочетания числительных с существительными 1. Равноправны вариантные формы творительного падежа простых и сложных числительных и сочетаний с ними: восьмью — восемью, восьмьюдесятью — восемьюдесятью, восьмьюстами — восемьюстами.В вариантах пятьюдесятью —

§ 236. Произношение некоторых согласных

§ 236. Произношение некоторых согласных 1. Согласный [г] в литературном произношении взрывной, моментального звучания, при оглушении произносится как [к]: сне[к], бере[к]. Произнесение на его месте «украинского» г, условно обозначаемого [h], не соответствует норме: [h]уля?ть,

СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ

СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ Основные положения о гармонии и контрасте цветов показаны на схеме в виде треугольника. В его вершинах расположены основные цвета спектра; желтый, красный, синий. Смешение основных цветов дает их производные: оранжевый (смесь красного с желтым), зеленый

РАЗДЕЛ 18 Сочетания знаков препинания

РАЗДЕЛ 18 Сочетания знаков препинания § 64. Запятая и тире 1. При «встрече» внутри предложения запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире: История открытий, изобретений, история техники, которая облегчает жизнь и труд людей, — вот, собственно, история культуры

2.13. Произношение согласных звуков

2.13. Произношение согласных звуков I. Качество согласных в речи.1. В литературном языке согласный [г] относится к разряду взрывных, мгновенных, образующихся так же, как и [к], но с участием голоса. Противоречием современной орфоэпической норме является произнесение в устной

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *