Что означает собственность публично правовых образований
Статья 25. Общие положения о землях публичного использования
Статья 25. Общие положения о землях публичного использования
1) территории общего пользования, которые не подлежат приватизации и которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, границы которых отображаются в проектах планировки территории посредством красных линий;
2) части не включенных в состав территорий общего пользования земельных участков, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (для прохода, проезда, обслуживания сетей и объектов инженерного обеспечения), с отображением в документации по планировке территории границ частей указанных земельных участков посредством границ зон действия публичных сервитутов.
2. Правообладатели частей земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи, могут освобождаться полностью или частично от уплаты земельного налога, арендной платы применительно к таким частям земельных участков на основании правового акта администрации Находкинского городского округа об установлении публичных сервитутов.
Порядок принятия указанного правового акта определяется в соответствии с законодательством нормативным правовым актом администрации Находкинского городского округа.
3. Границы земель публичного использования:
1) определяются и изменяются в случаях и в порядке, определенных статьей 26 настоящих Правил;
2) фиксируются в случаях и в порядке, определенных статьей 27 настоящих Правил.
Не допускается осуществлять планировку застроенной территории (включая действия по определению границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ свободных от прав третьих лиц земельных участков для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства) без фиксации границ фактически существующих земель публичного использования, а также без предъявления предложений об установлении или изменении границ земель публичного использования.
4. Использование территорий общего пользования, а также земель, применительно к которым не устанавливаются градостроительные регламенты, определяется в соответствии со статьей 28 настоящих Правил.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности участия публично-правовых образований в отдельных видах гражданских правоотношений
1. Участие в вещных правоотношениях. Материальной основой для участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях выступает имущество, принадлежащее им на праве собственности.
Имущество публично-правовых образований можно подразделить на две группы: 1) закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (в том числе казенными предприятиями) и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и 2) не закрепленное за указанными субъектами. Средства государственного или местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Участие публично-правовых образований в вещных правоотношениях характеризуется рядом особенностей.
1.1. Законодательством предусмотрены, кроме общих, специальные основания возникновения права собственности у публично-правовых образований. Среди них такие специфические основания, как налогообложение, конфискация, реквизиция имущества, национализация, выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и иные случаи.
1.2. Имеются особенности, связанные с осуществлением правомочий по владению, пользованию и распоряжению собственностью публично-правовых образований. Уполномоченные государственные органы непосредственно осуществляют правомочия собственника имущества, не закрепленного за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями. Аналогично, муниципальные образования реализуют свои правомочия собственника имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Частью своего имущества публично-правовые образования распоряжаются путем передачи его государственным, муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Уполномоченные органы осуществляют предусмотренные законодательством контрольные функции за использованием имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями. Так, в соответствии с действующим законодательством государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом только с согласия собственника данного имущества в лице уполномоченного им органа.
1.3. Особенности прекращения права собственности на имущество, находящееся в собственности публично-правовых образований, устанавливаются только законами Российской Федерации. Так, согласно ст. 217 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
2. Участие в договорных отношениях. Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательственных правоотношений, возникающих из договоров. Наиболее часто такие правоотношения возникают из договоров поставки, подряда, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, займа и кредита, государственной или муниципальной гарантии и др.
Российская Федерация может быть участником соглашения о разделе продукции договора, в силу которого она предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Публично-правовые образования могут быть субъектами и ряда других гражданско-правовых отношений, возникающих из договора. Так, публично-правовые образования могут быть участниками договоров дарения, однако только в качестве одаряемых. Особой разновидностью дарения выступает пожертвование ( ст. 582 ГК). Пожертвования могут осуществляться в том числе публично-правовым образованиям.
3. Российская Федерация, государственные и муниципальные публичные образования могут быть обладателями интеллектуальных прав как на результаты интеллектуальной деятельности, так и в отношении средств индивидуализации.
Публично-правовые образования могут участвовать в корпоративных правоотношениях. Они могут быть также участниками и других гражданских правоотношений, в том числе возникающих из неосновательного обогащения. К таким отношениям подлежат применению нормы гл. 60 ГК.
Публично-правовые образования в ряде случаев выступают субъектами наследственных правоотношений, возникающих как по завещанию, так и по закону.
Собственность публично-правовых образований – что это такое?
Правом собственности на сегодняшний день обладает множество граждан Российской Федерации. Данное право является не просто имуществом, а довольно сложной категорией, которая имеет свою специфику, влияние на общее состояние государства.
В ходе эволюции право собственности видоизменялось и усовершенствовалось как с точки зрения гуманности, так и юридической и экономической категорий. На сегодняшний день в Российской Федерации существует как частная, так и общая собственность. А также выделяют такую разновидность, как собственность публично-правовых образований. Что это значит? Кто к ним обносится и какие особенности она имеет рассмотрим далее.
Собственность публично-правовых образований: что это значит
Собственность публично-правовых образований – это вид собственности, который является общим и даёт собственникам возможность распоряжаться и пользоваться правами в отношении какого-то имущества на правах больше, чем обладают обычные физические и юридические лица.
Публично-правовое образование выступает в роли государства Российской Федерации и его субъектов, а также к ним относят ещё и муниципальные учреждения.
По сути, публично-правовые образования – это органы власти, которые наделены правом собственности и имеют законное право издавать нормативно-правовые акты, законы, которые касаются непосредственно самой собственности.
Публично-правовые образования делятся на:
Законы, которые издаются данными образованиями, как правило, касаются следующих позиций:
Публично-правовые компании
Согласно Федерального Закона №236 публично-правовая компания (ППП) – это организация, которая предоставляет услуги государства и защищает её интересы, управляет государственным имуществом, продвигает проекты и программы социального характера. ППП является органом государственной власти, который целенаправленно создан для предоставления услуг государственной власти, а также имеет полное право распоряжаться и пользоваться государственным имуществом.
Собственность государственных и муниципальных ППО
По российскому законодательству публично-правовые образования (ППО) имеют абсолютные права. Государству принадлежит:
В собственности у субъектов Российской Федерации и муниципалитетов пребывают:
Передача прав собственности
Как правило, любая передача прав собственности в данном случае происходит исходя и следующего:
Концепция права в основе публичной собственности в РФ
По законодательству Российской Федерации муниципальная собственность может быть передана населению по распоряжению местной администрации. Органы власти по своему усмотрению разделяют жилищный и земельный фонд.
Согласно концепции права, в основе которой является право собственности, Россия имеет англо-американский вариант. Это когда в роли главных собственников выступают ППО, а временных пользователей физические и юридические лица.
Передача в частную собственность
Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:
Документы
Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:
Участие в имущественном обороте
Участие в имущественном обороте подразумевает под собой использование по целевому назначению имущества, которое входит в публичную собственность.
ППО принимают участия в приватизациях, могут изъять или конфисковать имущество для нужд государства. ППО обязательно должны предоставлять интересы страны и выступать в качестве заказчика различных услуг.
Публично-правовые образования имеют законное право на участие в уставном капитале.
Плюсы и минусы
К преимуществам стоит отнести следующие позиции:
К недостаткам относятся:
Распоряжение общественным имуществом
Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.
Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.
Государство имеет все права на федеральное и муниципальное имущество.
Право публичной собственности — понятие на простом языке
Значительная часть недвижимых объектов и земель до сих пор находится в государственной собственности.
Правильно это или нет, можно говорить об этом много, но для простых граждан важно уже сейчас различать основные формы собственности.
Согласно Конституции РФ на территории страны признается три основные формы:
Если вы успели заметить, в приведенном перечне легко улавливается некая иерархия, в которой главную позицию занимает государство, сохраняя тем самым прежний статус обладания правом на все стратегически важные объекты недвижимости, в том числе земельные участки.
Собственно, как государство, так и его муниципалитеты обладают, как принято говорить юридическим языком, публичной, то есть общественной собственностью. Следовательно, это понятие трактуется широко.
Понятие публичной собственности
Согласно законодательству России государство точно такой же самостоятельный субъект права, подобно физическим и юридическим лицам. Но конкретно правом публичной собственности являются органы власти (федеральные или муниципальные).
Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).
Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ. Приведем несколько примеров.
Пример №1
Одним из самых известных способов изменения статуса публичного имущества является приватизация. По всей стране прошло несколько ее этапов, и вот в очередной раз приватизируются госучреждения и их земли. Эти процессы подразумевают переход собственности в частные руки, то есть в частную собственность.
Правом на акции и доли приватизируемых государственных и муниципальных компаний обладают различные комитеты и фонды по управлению имуществом. В случае нарушений процедуры приватизации, к примеру, продажей фондами имущества умышленно по заниженной стоимости частным владельцам, ответственность несут либо государство (если объект находился в компетенции федерального центра), либо администрация муниципального образования (города, села и т.д.).
Читайте здесь для чего нужен проект межевания линейных объектов.
Пример №2
Исторические и культурные памятники часто служат объектом отчуждения вследствие вынужденно принимаемых решений на государственном уровне.
Правом проводить процедуру купли-продажи или передачи культурных ценностей наделены комитеты Министерства культуры РФ. Ошибки, потенциально допущенные ими, будут исправляться от имени государства, а не конкретно комитетом или фондом при министерстве. Например, необоснованная безвозмездная передача картин представителю музея другого государства может повлечь прямой материальный ущерб обществу.
Недостатки и явные преимущества публичной собственности
Если говорить о недостатках публичного правового статуса имущества, то здесь важно сделать одно замечание, их едва ли заметишь, и вот почему. С точки зрения владения самим государством или муниципалитетом объект может приносить одни убытки (содержание или отсутствие прибыли).
С другой стороны, если учитывать, что до сих пор в публичной собственности может оставаться земельный участок или квартира, то здесь обнаружится сразу несколько рисков для человека, владеющего ими на правах по договору социального найма. Он известен своими ограничениями и жесткими государственными положениями.
Например, наниматель не вправе продать государственное (публичное) жилье от своего имени и получить от этой сделки прибыль. Нарушая обязательные требования Жилищного кодекса РФ, наниматель может быть выселен на вполне реальных основаниях, без предоставления другой жилой площади. Собственниками являются ведомства или муниципальные органы власти.
Плюсы есть и они очевидны
Опять возвращаясь к теме повальной приватизации жилого фонда, продемонстрируем преимущество нахождения квартир в публичной собственности:
Из этого видео вы узнаете о праве собственности:
Определение собственности публично-правовых образований
Управление имуществом находится под пристальным контролем действующего законодательства и государственных органов и не имеет значения, сколько у него собственников и кем они являются.
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
В связи с этим многим будет полезно узнать, что собственность публично-правовых образований значит на сегодняшний день.
Определение термина
В соответствии с действующим законодательством, государство на основании сложившихся на протяжении длительного промежутка времени правовых традиций относится к особенным субъектам, которые полностью обособлены вместе с физическими и юридическими лицами. В данном правовом статусе страна может представлять собой абсолютно самостоятельный субъект права собственности, то есть будет являться полноценным собственником.
Одной из ключевых особенностей правового статуса того или иного субъекта, который относится к категории публичной собственности, является то, что у них есть особенные властные функции, предоставляющие им возможность утверждать всевозможные нормативные акты, которыми регламентируется порядок, на основании которого может осуществляться реализация прав собственности и интересов общественности.
В соответствии с действующим законодательством публичная собственность может относиться к одному из двух видов: государственная или муниципальная.
Законодательная база
До 1990 года практически все земельные участки находились исключительно в собственности государственных органов. После того как была запущена процедура приватизации, преимущественное большинство объектов было предоставлено в частную собственность различных граждан и компаний, в то время как другая часть земель была предоставлена муниципальным органам.
Перечень норм, на основе которых появляется государственная собственность, прописан в статье 17 Земельного кодекса.
Помимо этого, в статье 2020 Гражданского кодекса указывается перечень оснований, при наличии которых появляется право собственности у лица, и это:
Также в статье 18 Земельного кодекса говорится о том, что приобрести право собственности на земельный участок можно, осуществляя безвозмездное выделение его из перечня федеральной собственности.
Публичная собственность может быть государственной или муниципальной. К первой категории в данном случае относятся отдельные субъекты, а также вся Россия в целом. Муниципальное образование основывается на аналогичной модели, но только в качестве собственника.
Однако, это вовсе не говорит о том, что муниципальная собственность всегда представляет собой государственную, так как формирование прав и объектов в публично-правовой сфере в данном случае будет осуществляться несколько иначе в сравнении с государственным уровнем.
Земельные участки
К достояниям нации относятся любые земельные участки, которые находятся в собственности государственных органов. Если полностью соблюдены нормы, предусмотренные действующим законодательством, это имущество будет находиться в собственности всего народа, в то время как местные образования будут распоряжаться муниципальными территориями.
Если объекты относятся к категории общего имущества, право собственности на них может быть присвоено любым гражданином. Появление общественных видов имущества осуществляется после захвата территории, а также ее изъятия, национализации или конфискации.
Земельные объекты, относящиеся к категории публичного имущества, отличаются также рядом других особенностей, таких как:
Передача в частную собственность
Безвозмездное переоформление права собственности на земельные участки действующим законодательством предусматривается только для определенных категорий граждан, а именно:
В соответствии с региональным законодательством может определяться также дополнительный перечень льготных категорий, имеющих право на получение земельного участка без необходимости его приобретения.
Документы
Чтобы оформить договор на передачу земельного участка в частную собственность, человек должен иметь на руках следующий перечень бумаг:
Участие в имущественном обороте
В первую очередь, в число правоотношений, в которых принимают участие всевозможные публично-правовые образования, входит публичная собственность. В качестве объекта в данном случае будет рассматриваться имущество, находящееся в собственности субъекта. Ключевым ее отличием от частной является то, что она может использоваться исключительно по ее целевому предназначению.
Публично-правовые образования принимают непосредственное участие в различных процедурах приватизации, а также могут быть изъяты в публичную собственность посредством национализации или конфискации.
В соответствии с действующим федеральным законодательством публично-правовые образования принимают непосредственное участие в обязательственных отношениях касательно исполнения обязательств, предусмотренных различными договорами, где они выступают в качестве заказчика услуг и работ для различных нужд страны.
Распоряжение общественным имуществом.
Распоряжение и управление земельными участками и недвижимым имуществом, которые принадлежат государству, осуществляют уполномоченный орган Росимущества и его территориальные единицы. Доля данного имущества велика, и существуют некоторые нюансы в распоряжении им.
Государство может распоряжаться собственным имуществом по своему усмотрению, в том числе передавать его компаниям и частным лицам. Однако, при этом должны существовать отдельные причины, которые доказывают необходимость данной процедуры.
Имущество других форм также может стать достоянием публично-правовых образований, если, например, объект недвижимости или земля отчуждаются в счет уплаты долгов или умирает человек, не имеющий правопреемников и наследников.
Правительство обладает абсолютно всеми правами на федеральное и муниципальное имущество, при этом могут передавать полномочия на распоряжение им, и регулировать его использование в дальнейшем.
Плюсы и минусы
Среди ключевых преимуществ данной формы собственности стоит выделить следующие:
Если же говорить о недостатках, в первую очередь стоит выделить тот факт, что никто не может проводить какие-либо сделки с таким имуществом, за исключением государственных и муниципальных органов. Помимо этого, недвижимое имущество может быть утрачено, если арендатор не будет исполнять полностью условия использования.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.