Что означает сми в политике
Что означает сми в политике
Раздел ЕГЭ: 4.9. Средства массовой информации в политической системе
Средства массовой информации прочно вошли в жизнь современного общества. Ежедневно большинство людей читают газеты, смотрят новости по телевизору, обсуждают события в Интернете.
Средства массовой информации (СМИ) — совокупность каналов распространения информации, которая предоставляется государством для своевременного информирования неограниченного круга лиц о событиях, происходящих в стране и мире.
В связи с этим СМИ являются важной частью общественной жизни. Современная политическая жизнь также немыслима без активного участия СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами, сотрудничают с субъектами власти. Информация может распространяться через следующие каналы:
ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ СМИ
Для СМИ характерно наличие следующих отличительных черт:
СМИ включает в себя следующие особенности:
ФУНКЦИИ СМИ
Невозможно переоценить роль СМИ в современном мире, поскольку именно благодаря им люди узнают о происходящих в мире изменениях.
Функция
Характеристика
ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ
СМИ, как и все сферы жизни, оказывающие массовое влияние на людей, имеют как положительные, так и отрицательные черты. Одним из главных негативных явлений выступает политическое манипулирование.
Политическое манипулирование — скрытое управление политическим сознанием и поступками людей, для того чтобы они выполняли нужные властям действия.
К помощи СМИ часто прибегают для манипулирования, воздействия на людей:
Вы смотрели конспект «Средства массовой информации в политической системе».
Функции и значение
Средства массовой информации — это неотъемлемая часть повседневной жизни демократического общества, важнейшая составляющая политической системы в государстве. Они выполняют несколько функций, главной из которых является распространение информации среди населения. К СМИ относятся журналы и газеты, каналы теле- и радиовещания, кинодокументалистика, а также другие формы передачи и донесения различных сведений. В некоторых случаях их деятельность настолько активна, что воздействие на общественное сознание перерастает в настоящую манипуляцию.
Такое явление особенно распространено в России, развитых азиатских странах и на Западе. При этом профессионалы действуют настолько умело и тонко, что влияние оказывается глубоким, но при этом незаметным. О том, каковы политические функции СМИ и их роль в политике, можно сделать вывод, рассмотрев их деятельность:
Выполнение всех перечисленных функций сводится к реализации мобилизационной роли средств массовой информации. Другими словами, они объединяют и побуждают общество к совершению каких-либо действий, привлекают их к участию в политической деятельности, призывают не оставаться в стороне от происходящих в государстве процессов.
Во все времена работа СМИ оказывала сильное влияние на сознание. Современному человеку сложно представить жизнь без радио и телевидения, а также других носителей информации, в том числе и Всемирной паутины. Специалисты отмечают, что они имеют практически безграничные возможности в сфере воздействия, используя при этом «мягкие» способы или предоставляя информацию без цензуры.
В настоящее время концентрация СМИ превращается в образование целых империй, последствием чего является монополизация рынка. Отсюда возникает угроза свободе слова и распространению разнообразных данных по одному и тому же вопросу.
Принципы деятельности и отбор материала
Для реализации поставленных задач массмедиа используют определенный набор приемов и правил. К примеру, важнейшим этапом их работы является выбор тем или направления дискуссий, которые смогли бы сконцентрировать внимание правительства и общественности. Сотрудники этой сферы обычно самостоятельно составляют план и конспект вопросов, которые следует затрагивать публично или, наоборот, не выносить в массы.
Однако определение политических тем связано не только с личными интересами и пристрастиями работников СМИ и их владельцев. К примеру, существуют строгие правила отбора информационного материала, которые позволяют выжить в огромном рыночном пространстве и завоевать внимание публики. Чтобы успешно влиять на сознание публики, массмедиа руководствуются следующими принципами:
Считается, что СМИ, которые ориентируются в своей деятельности лишь на прирост аудитории как главный признак конкурентной борьбы, не смогут стать лидерами в своей отрасли. Это подтверждает их склонность к поверхностной подаче информации. Отсутствие аналитических сообщений и несоответствие критериям отбора материала не позволяют таким каналам определить и преподнести реальную картину мира.
Способы подачи информации
Сложно оспорить довольно активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель, имеют собственные интересы, которые приходится пропагандировать и отстаивать, выдерживая конкурентную борьбу.
Иногда мнения, выраженные редакцией, и взгляды разных ведомств и учреждений не совпадают, в результате чего возникают разногласия. Это влечет за собой дискуссии.
Даже если информационная компания провозглашает свою неполитическую ориентацию, могут развиваться противоречивые ситуации из-за несоответствия интересов канала и больших или малых социальных групп. В таких случаях наиболее активные СМИ выступают как группы давления, но при этом преследуют те же коммерческие цели и отстаивают собственный имидж. В обществознании выделяют несколько способов воздействия на население и гражданское мнение:
Несмотря на существующие различия в способах преподнесения информации, подавляющее большинство СМИ рассматривают как организации политического давления и повышения культуры населения в вопросах работы органов власти. Гражданин принимает решение, за какого лидера или партию отдать голос, на основании полноты и разносторонности имеющихся у него сведений, полученных из телепрограмм, радиоэфиров, интервью, дебатов и т. д. По этой причине в демократическом обществе приветствуют плюрализм взглядов и мнений, свободный обмен информацией и всесторонний охват реально существующей ситуации.
Многие аналитики высказывают мнение, что главная задача СМИ — контроль за деятельностью органов власти. Однако иногда реализация этой функции происходит в извращенных формах (незаконное подслушивание телефонных разговоров, подача дезинформации, выброс компрометирующих фактов, искажение данных). Эти кратко перечисленные способы также используются для распространения новостей, однако подобные источники информации быстро утрачивают свои лидирующие позиции и популярность в массах.
Средства массовой информации и политика
Политология
Похожие материалы
Современные средства массовой информации в России это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звукозаписей и видеозаписей. СМИ и связанные с ними новейшие информационные и компьютерные технологии, используемые в политической сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе. [4]
СМИ вводят человека в мир политики, тех политических ценностей, которые становятся господствующими с точки зрения государственной власти [3]. При этом сам процесс ввода информации направлен на формирование у различных групп граждан хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной политической стратегии. Являясь фактором формирования политической культуры, СМИ выступают в качестве наиболее эффективного инструмента познания человеком мира политики. Сбалансированная, объективная и полная информация о самых различных сторонах политической жизни общества является условием совершенствования политической культуры.[7] Функции СМИ состоят в информировании граждан, содействии их политическому образованию и воспитанию политической социализации, возможности выражения, артикуляции различных общественных интересов, интегрировании субъектов политики, контроле и критике органов власти.
Главным субъектом воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство через различные институты власти и управления определяет статус и нормы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, Постановления правительства, Указы Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики.[1] Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, её использование, продажу частным лицам или финансово промышленным группам. СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики: политических партий, общественных организаций, отдельных политических группировок внутри правящей элиты органов военного управления.
С другой стороны, СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на не обратное влияние. В современных условиях это влияние настолько велико, что СМИ характеризуются не иначе, как “четвертая власть” наряду с законодательной, исполнительной и судебной [8]. Конечно, такая характеристика условна, ибо СМИ не обладают атрибутами власти, а их идеи, рекомендации необязательны к выполнению гражданами России. Они властвуют над умами людей, влияют на настроение и поведение широких масс населения, а тем самым и на политические процессы, политику в целом.
На сегодняшний день, СМИ играют важную роль в политической жизни общества. Обладая всеми техническими и идеологическими возможностями, СМИ служат различным политическим целям: просвещение людей, развитие в них чувства собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствуют и помогают компетентному участию в политике. Обогащая личность, так и духовно порабощая, дезинформируют и запугивают, разжигают массовую ненависть, сеют недоверие и страх. И от того, какую позицию займут СМИ, во многом будет зависеть будущее общества.
СМИ, объединив свой богатейший ресурсный потенциал и создав единое информационное пространство, могут реально способствовать выработке единого политического курса, направленного на консолидацию общества и формирование общенациональной идеи, а, может быть, даже и целой идеологии. А могут, наоборот, посредством «информационных войн», многочисленных «выбросов компромата», «сливов» и утечек информации, «заказных публикаций», и т.п. способствовать росту социальной напряженности, неверию людей в институты гражданского общества, отчуждению общества от государства, укоренению в массовом сознании стереотипа недоверия к структурам власти, в том числе и к самим СМИ [5]. Не хотелось бы, чтобы власть над СМИ в результате столкновения различных интересов оказалась в руках узкой группы лиц, ставящей свои амбициозные, личные устремления выше интересов общества.
В России, СМИ являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностей демократических идеалов. Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о человеке, как о рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений [6]. В демократическом государстве, основанном на принятии важнейших решений большинством голосов, обладать такими качествами должны не один человек или привилегированное меньшинство — элита, а массы, устойчивое большинство населения. Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан невозможно без СМИ: радио, телевидения, интернет, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.[10] Свободное учреждение и деятельность СМИ является реальным проявлением свободы слова, без которой все остальные политические права личности практически не реализуемы.Свобода СМИ не должна быть оторвана от общества и граждан, интересы и мнения которых они призваны выражать. В противном случае они превращаются в орудие политического влияния их владельцев и руководителей, а все остальные граждане лишаются реальных возможностей публичного самовыражения, свободы слова. В силу высокой стоимости СМИ и отсутствия у подавляющего большинства граждан возможности их создания на учредителях масс-медиа, а также их редакторах и журналистах лежит особая ответственность за общественные последствия своей деятельности [2].
Таким образом, в грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ.[9] Более того, можно даже утверждать, что в условиях отсутствия оппозиционных партий, сколько-нибудь значимых организаций и союзов, способных бросить реальный вызов тоталитарной системе, СМИ сыграли роль своего рода организатора и мощного стимулятора тех сил, которые в конечном счете способствовали политическому поражению этой системы.
4.9 Средства массовой информации в политической системе
Основные понятия: средства массовой информации, признаки СМИ, функции СМИ
В современных условиях власть средств массовой информации (СМИ) становится решающей в управлении обществом, в борьбе за обладание рычагами государственной власти. Поэтому СМИ называют четвёртой властью в государстве (наряду с законодательной, исполнительной и судебной).
Средства массовой информации — это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.
Печатные издания (пресса)
Газеты, журналы, альманахи, бюллетени и др.
Телевидение, радио, Интернет
Отличительные признаки СМИ
С появлением СМИ в политике произошла настоящая революция.
Основные последствия появления СМИ в политике:
Функции СМИ
Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение
Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Иногда имеет место навязывание гражданам определённых политических ценностей, идеалов, идеологий, предопределяющих их оценку действий власти, программ политических партий
Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события
Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляет контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству
Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоев населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения
Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения
Роль СМИ возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением:
Теории развития СМИ
Название теории
Её сущность
Основные средства осуществления
СМИ должны находиться под полным контролем государства
Цензура — прямой запрет на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей неугодных власти; экономическое и политическое давление со стороны власти
СМИ должны быть независимыми прежде всего от государства, а не от их собственника
Существование множества СМИ, принадлежащих частным собственникам, которые в совокупности представляют весь спектр политических позиций, в том числе и государственную
СМИ свободны от контроля государства, однако необходимы ограничения, которые должны предотвратить возможные злоупотребления
Установление ограничений в деятельности СМИ должно находиться под контролем общества, а не государства, что выражается в общественном контроле за наиболее важными СМИ, прежде всего телевидением
В РФ деятельность СМИ регулируется рядом нормативных правовых актов, главным из которых является ФЗ «О средствах массовой информации» (1991 г.)» который:
Место и роль средств массовой информации в современном политическом процессе
СМИ как институт политической системы выполняет следующие функции: информирования; образования; социализации; легитимации власти; научного и культурного просветительства; критики и контроля; нормативно-ценностную; обеспечения связи населения и власти; охранительную; формирования общественного сознания и мнения; пропагандистскую; мобилизационную; рекламы; развлечения и др.
Средства массовой информации это функциональный элемент политической системы, обеспечивающий посредством информирования взаимосвязь других ее составных частей. Масс-медиа одновременно и эффективный субъект политического процесса, и непосредственный носитель политической власти.
Как субъект политического процесса (СМИ обладают определенным ресурсом и объективными возможностями влияния на управление обществом и личностью), они способствуют становлению нового социального уклада, основанного на коммуникациях. Последовательно и разносторонне освещая социальную действительность, СМИ удовлетворяют потребность аудитории в объективной информации, обеспечивают открытость и прозрачность политического процесса, его демократичность. Они являются мощным средством политической социализации личности, формирования конструктивного общественного мнения, воздействия на массовое политическое сознание и поведение. Масс-медиа помогают ориентироваться человеку в идеологическом и политическом пространстве, включать массы в политический процесс, предотвращать отчуждение власти от масс, доводить до власти их интересы и потребности. По мнению Джоржа Оруэлла (19031950) — английского писателя, СМИ — главное орудие управления людьми. Все это делает СМИ социально-политическим субъектом политического процесса. Вовлечение СМИ в политический процесс означает политизацию самих медиа.
СМИ одновременно проводники катализатор власти. Масс-медиа является новым социальным институтом, имеющим определенную власть и оказывающим на нее влияние. Прерогатива, монополия СМИ на владение информационными ресурсами, непосредственное обладание информационной властью привели к усилению их роли в политике. Влияние СМИ на политику осуществляется через воздействие на информационный процесс. Масс-медиа не нейтральный посредник новостей: они не только отражают, но и осмысливают происходящее, конструируют социальную реальность, определенным образом формируют общественную мысль, соответствующие умонастроения и мироощущения. Используют эффективные способы убеждения и мобилизации людей, прямого воздействия на массы. Активно влияя на электоральное поведение граждан при проведении референдумов и выборов, СМИ непосредственно решают вопрос о власти, обеспечивают ее легитимность. Победа на выборах, как и сам факт, их проведения, напрямую зависят от СМИ.
Можно уверенно утверждать, что СМИ, оказывая влияние на политические процессы, процедуры выработки и принятия важных решений, их пропаганду и реализацию, играют не последнюю роль в поддержании политической системы, а также государственности в целом, особенно в период кризисов. Роль информационных факторов неуклонно возрастает и в мировой политике. Таким образом, СМИ приобрели значительную власть. Обладание СМИ властью, влияние СМИ на власть приводят к медиатизации политики, политической жизни. Политизация СМИ и медиатизация политики достигли высокого уровня.
Место и роль СМИ в структуре власти и обществе зависят от содержания и направления государственно-информационной политики, ресурсов масс-медиа, от того, в чьих руках они находятся, от состояния общества, степени развития его гражданских, правовых институтов, остроты социальных и других конфликтов. Чем развитее общество, тем независимее СМИ. Степень рациональной автономности структур коммуникаций является признаком демократизации общества.
Государственно—информационная политика есть деятельность по регулированию процессов производства, хранения, передачи и пользования информацией в интересах личности, общества и государства. Она направлена на защиту национальных интересов в информационной сфере, обеспечение информационной безопасности, внутренней и внешней политики государства, развитие основ гражданского общества, реализацию конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею. Государственно-информационная политика обеспечивает духовное возрождение народа, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций, пропаганду патриотизма и гуманизма, развитие культурного и научного потенциала страны. В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости медиаобразования населения, его компьютерной грамотности, прежде всего молодежи. Это позволит преодолеть новый вид неравенства людей — информационное.
Информационная власть использует рациональныеи иррациональныеметоды воздействия на сознание и поведение людей. Рациональным является воздействие на чувства, разум (рассудок, интеллект, ум) человека. Это воздействие предполагает честное, прямое обращение к людям, их осознанному критическому мышлению. Иррациональным называется воздействие, которое воспринимается без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления. Иррациональное влияние на сознание и поведение людей носит скрытый характер и реализуется через воздействие на эмоции, психику, подсознание человека. Обычно иррациональному воздействию придается негативный смысл.
Современные СМИ активно используются для политического манипулирования — скрытого рационального и иррационального воздействия на социальное сознание и поведение людей с целью принудить их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам. Манипулятивный арсенал СМИ достаточно широк. Методов, приемов информационно-психологического воздействия на сознание и поведение людей специалисты насчитывают свыше четырнадцати. Именно манипулятивные технологии СМИ являются самыми перспективными методами борьбы за власть. Лассуэлл назвал СМИ новым властным институтом манипулирования умами массовой аудитории.
В демократических государствах информационная деятельность является объектом правового и морального регулирования. СМИ, будь то государственные, общественные или частные, в соответствии с правовыми нормами предназначены обеспечивать право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации обо всем спектре политических событий. Они призваны способствовать консолидации общества, координации его интересов. Не должны допускать противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание, пропаганду насилия, жестокости, аморальности, антиобщественного поведения. Те, кто используют информационные технологии, несут ответственность за вред, который последние могут причинить.
От полноты информированности населения, качества и доступности информации, степени доверия к СМИ, соблюдения моральных и правовых норм работниками масс-медиа, содержания политико-коммуникационного воспитания граждан как потребителей информации зависит и уровень информационной культуры самих СМИ.
Тест
1.СМИ выполняет функции:
а) информирования; г) цензуры;
б) критики и контроля; д) социализации.
2.Вовлечение СМИ в политический процесс означает:
а) их социализацию; в) мобилизацию;
б) монополизацию; г) политизацию.
3.Обладание СМИ властью, их влияние на власть приводит:
а) к политизации СМИ;
б) разделению властей;
в) изменению конституционного строя;
г) медиатизации политики.
Сложный многогранный институт по сбору, обработке, анализу социально значимых сообщений о событиях и явлениях в природе и обществе и их доведению с помощью специальных технических средств до общественности — это определение (запишите аббревиатурой).
Вопросы для повторения
1. Каковы сущность, структура и функции СМИ?
2. Опишите место и роль СМИ в современном политическом процессе.
3. Что такое медиатизация политики и политизация СМИ?
4. Охарактеризуйте сущность государственно-информационной политики.
Литература
1.Егоров, А.Н. СМИ Республики Беларусь как субъект политического процесса / А.Н. Егоров // Белорусская политология: многообразие в единстве: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 22-23 мая 2008 г.: в 2 ч. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.Н. Ватыль (отв. ред.) [и др.]. — Гродно, 2008. — Ч. 1.
2Лазаревич, АЛ. Глобальное коммуникационное общество / А.А. Лазаревич. — Минск, 2008.
3.Судоргип, О А. Новая роль информационного пространства в XXI веке / О.А. Судоргин // Власть. — 2009. — № 1.
4.О средствах массовой информации: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2008 г., № 427-3 // Звязда. — 2008. —- 1 жн.