Что означает слово жертва кратко
ЖЕРТВА
Смотреть что такое «ЖЕРТВА» в других словарях:
Жертва — Жертва: жертва 1) человек, пострадавший или погибший от чего либо; 2) человек, пострадавший или погибший ради чего либо; 3) животное, объект охоты хищника; 4) живое существо или предмет, приносимое в дар божеству во время жертвоприношения[1].… … Википедия
ЖЕРТВА — аборта. Прост. Груб. О ничтожном, неполноценном человеке. Вахитов 2003, 54; Максимов, 130; Арбатский, 127. /em> Слова Остапа Бендера из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928 г.). Дядечко 2, 62. Жертва автомобильного аборта. Жарг … Большой словарь русских поговорок
жертва — ЖЕРТВА, ы, ж. (или жертва аборта, жертва классовой борьбы, жертва пьяной акушерки, жертва чахотки, жертва красного террора, жертва ошибки акушера и т. п.). Ирон. обращение (руг. или ласк. дружеское, в зависимости от ситуации). Ср. «жертва аборта» … Словарь русского арго
жертва — См. благодеяние, дар, клиент, расход пасть жертвой, принимать вид жертвы, стать жертвой. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. жертва благодеяние, дар, клиент, расход;… … Словарь синонимов
Жертва — (иноск.) пострадавшій отъ чьихъ либо вліяній или другихъ причинъ. Ср. Всѣ мы жертвы обстоятельствъ. Грановскій. Переписка. Ср. Кажется, въ концѣ концовъ у тебя будетъ масса жертвъ, падшихъ отъ твоей красоты. При словахъ «масса жертвъ» ей… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ЖЕРТВА — ЖЕРТВА, жертвы, жен. (книжн.). 1. В древних религиях приносимые в Дар божеству предмет или живое существо (умерщвляемое при этом). Приносить жертву. Принести кого что нибудь в жертву. Человеческие жертвы. || То же, что жертвоприношение. «Пока не… … Толковый словарь Ушакова
ЖЕРТВА — особь, подвергающаяся прямому нападению со стороны хищника. Необходимое звено в системе “хищник жертва”, в которой жертва источник питания для хищника. См. также Хищничество. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция… … Экологический словарь
ЖЕРТВА — жен. пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. | Приношенье от усердия божеству: животных, плодов или иного чего, обычно с сожиганием; | отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу; самоотверженье … Толковый словарь Даля
ЖЕРТВА — в криминологии физическое или юридическое лицо, которому уголовно наказуемым деянием был непосредственно либо косвенно причинен материальный или нематериальный ущерб; в широком смысле социальные группы (см. также Потерпевший, Виктимология) … Юридический словарь
Жертва — А. Пострадавший, погибший в результате несчастного случая, стихийного бедствия, преступных действий и т.п. Б. Добровольный или вынужденный отказ от имущества, прав, привилегий ради достижения поставленных целей или получения выгод в будущем.… … Словарь бизнес-терминов
Значение слова «жертва»
1. Предмет или живое существо (обычно убиваемое), приносимые в дар божеству по обрядам некоторых религий. Стоял [оракул] в наряде пребогатом, Завален жертвами, мольбами заглушен И фамиамом задушен. И. Крылов, Оракул.
4. Добровольный отказ, отречение в пользу кого-, чего-л.; самопожертвование. Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала — и не изведала. Тургенев, Памяти Ю. П. Вревской. — Я всем пожертвую для вас, даже своим чувством. Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына. Л. Толстой, Война и мир.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
жертва — 1) человек, пострадавший или погибший от чего-либо; 2) человек, пострадавший или погибший ради чего-либо; 3) животное, объект охоты хищника; 4) живое существо или предмет, приносимое в дар божеству во время жертвоприношения.
«Жертва» — святочный рассказ А. М. Ремизова (1902 год)
Жертва — альбом группы «Монгол Шуудан»
«Жертва» — комикс по мотивам компьютерной игры «Left 4 Dead»
Жертва (шахматы) — приём в шахматах и некоторых других настольных логических играх
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
же́ртва
1. истор. предмет или живое существо (как правило убиваемое), приносимое в дар божеству во время жертвоприношения в обрядах некоторых религий ◆ Обыкновенно в пятой луне, по окончании полевых работ, приносят жертву духам. Иакинф (Бичурин), «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», 1851 г. (цитата из НКРЯ)
2. устар. добровольный вклад в виде денег или каких-либо предметов в интересах кого-либо, чего-либо; пожертвование ◆ Такие жертвы происходят как епитимии, добровольно на себя почему-либо наложенные, и непременно из денег, собственным трудом добытых. Достоевский, «Братья Карамазовы», 1880 г.
3. самопожертвование; добровольный отказ, отречение в пользу кого- или чего-нибудь ◆ Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839–1841 г.
4. одуш. человек, пострадавший или погибший от нападения кого-либо, в результате стихийного бедствия, несчастного случая, военных или преступных действий, подвергшийся насилию со стороны кого-либо ◆ В городском морге проходит процедура опознания жертв ДТП. ◆ Убийца хладнокровно умертвил свою жертву. ◆ Разъярённый лев в следующую секунду набросился на свою жертву. ◆ Жертвы мошенников обратились в милицию. ◆ Игорь Коломойский в ходе кризиса на Украине стал жертвой пранкера, в течение нескольких месяцев выдававшего себя за Павла Губарева. (цитата из библиотеки Google Книги)
5. одуш. особь, подвергающаяся прямому нападению со стороны хищника ◆ Громкий предсмертный крик бедной жертвы не спасает её от когтей хищника, который спускается тотчас же на землю и начинает терзать свою добычу. Н. М. Пржевальский, «Путешествие в Уссурийском крае. 1867–1869 гг.», 1870 г.
6. одуш. человек, пострадавший или погибший во имя чего-либо, вследствие преданности чему-либо, кому-либо ◆ Не исключаю, что он стал жертвой своего окружения. Внутренний голос, 29.08.2000 г. // «Коммерсантъ-Власть» (цитата из НКРЯ)
Значение слова «жертвоприношение»
1. Обряд принесения жертвы (в 1 знач.). Совершать жертвоприношение.
2. Тот, кто (или то, что) приносится в жертву. Я верю: здесь был грозный храм, Где крови жаждущим богам Дымились жертвоприношенья. Пушкин, Чаадаеву.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Жертвоприношение — очень сложное явление, и корни его разнообразны. Одни связывают его возникновение с обычаем кормления умерших (Инферия), другие с традициями задабривания и умилостивления духов, совместных родовых трапез, с верой в колдовскую силу жертвенного животного и т. п. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.
С. А. Токарев считал, что в различные эпохи «служители культов требовали от верующих всё более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи «вкладов», пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее — церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви».
ЖЕРТВОПРИНОШЕ’НИЕ, я, ср. (книжн.). Обряд принесения жертвы божеству. Совершать ж.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
жѐртвоприноше́ние
1. обряд принесения жертвы божеству
2. тот, кто (или то, что) приносится в жертву
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова оспина (существительное):
Однокоренное слово, которое созвучно нашему объекту исследования, очень популярно в СМИ. То тут, то там можно слышать, что какая-нибудь знаменитость пожертвовала очередную довольно крупную сумму денег. Жаль, что благотворительность превращается в пиар, но ничего сделать нельзя. А другие, наоборот, скрывают свои добрые поступки. Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, что такое жертва.
Происхождение
По сведениям этимологического словаря, слово заимствованно из старославянского. Был в нем такой глагол «жръти», что означало «приносить в жертву». Ученые усматривают здесь влияние греческого языка, ибо слово geras и объект исследования восходят к одной и той же основе. Кстати, греческое слово означает «почетный дар», потому что первоначально под жертвой понимали «дар божеству».
Значение
Толковый словарь дает историческое значение как первое. Но рассмотрим их все, чтобы видеть картину целиком:
Какие значения слова «жертва» наиболее популярны сейчас? Из списка позиции 2 и 3. Первый смысл актуален только для тех, кто любит книги про древние культы и иногда перечитывает Ветхий завет. 4 смысл безнадежно устарел, поэтому и мы будем работать сегодня только с насущным.
Синонимы
Нами рассматривается простое определение, и тем не менее синонимы к слову «жертва» не будут лишними. Аналоги всегда помогают понять смысл лучше и глубже. Список замен следующий:
Как видно из перечня, полноценного синонима к слову «жертва» нет. К этой данности можно относиться как угодно, но главное – не отчаиваться. Как бы далеки ни были по смыслу слова, представленные выше, ими все-таки можно воспользоваться при случае.
Какие бывают жертвы?
Если рассматривать слово не так существительное, а как определенное действие, то с помощью прилагательных можно вспомнить множество вариантов того, какая именно бывает жертва:
Псевдожертва
После того как основная часть пройдена, стоит разобраться в тонкостях. Чтобы по-настоящему объяснить смысл определения, нужно понимать, что порой оно означает не то, чем кажется.
Например, играют папа и сын (или дочь) в шахматы, и родитель, объяснив правила, несколько раз выигрывает у начинающего шахматиста, он побеждает снова и снова, а зачем «случайно» проигрывает. Зачем ему такая жертва (что такое это, уже понятно)? С точки зрения воспитания есть две непримиримые позиции: одни родители полагают, что ребенку нельзя поддаваться, ибо это унижает его достоинство, а другие – что поддаваться нужно, так как в противном случае мальчик или девочка быстро потеряют интерес к игре. Чью сторону занять в этом педагогическом споре, каждый решает сам, но ясно одно: если разок не поддаться, то ребенок действительно может все бросить. Кроме того, победа придаст ему сил и уверенности и возникнет желание двигаться дальше.
Жертва-ловушка
Снова можно было бы воспользоваться аналогией с шахматами, но обновим образный ряд. Представим футбольный матч, в котором играет гранд и заведомый аутсайдер. Сильная команда позволяет слабой забить себе гол, не особенно сопротивляясь. Затем, когда аутсайдер поверил в собственную непобедимость, и, возможно, успокоился и потерял бдительность, гранд берет свое и забивает три безответных мяча и с легкостью доводит поединок до нужного результата.
Стратегия жертвы-ловушки практикуется и в человеческих отношениях, но имеет несколько иной вид. Это те случаи, когда за добродетель люди предъявляют чек к оплате. Желтая пресса иногда вытаскивает подобные истории на свет Божий. Матушка растила доченьку (или сынка), а потом, когда та выросла, тщательно все суммировав, выставила чаду счет. Печально. Если вас когда-нибудь спросят, что такое жертва, можете привести «торговлю добродетелью» как контрпример.
Черты подлинной жертвы
Настало время поговорить о чем-то настоящем. Чтобы отличить подлинник от подделки, нужно только проанализировать поведение человека, который делает нечто для другого. Выносим за скобки сразу то, что от любого доброго поступка человек получает моральное удовлетворение, только пророки не испытывают ничего, когда помогают людям, и то мы в это верим потому, что так написано в священных книгах, но истинного положения вещей никто не знает. Итак, что такое жертва настоящая, подлинная, как ее узнать? Черты следующие:
Читатель резонно спросит: «А можно ли привести пример хотя бы киношный, чтобы понимать, о чем речь?» Это справедливо.
В фильме «Реальная любовь» (2003) есть история о том, как отчим и пасынок после смерти жены и матери соответственно ищут общий язык. Кажется, что такое течение жизни вполне естественно, но не так много найдется мужчин, которые приняли бы на себя заботы о пасынке как о сыне. Если слегка модифицировать ситуацию и представить, что парень женат на девушке не так давно, а мальчик маленький, то вполне вероятен поворот событий, при которой сирота останется с родителями матери, а «отец» начнет новую жизнь, как будто трагически прервавшегося брака вообще не было.
Надеемся, теперь понятно, что, несмотря на простое определение слова «жертва», за ним скрывается порой целая драма.
Почему позиция «жертва обстоятельств» ущербна?
Это сложный вопрос, ведь словосочетание довольно распространенное. Причем иногда человек действительно заложник обстоятельств без всяких преувеличений. Здесь же речь идет только о том, когда мужчина или женщина намеренно занимают позицию жертвы. Почти любой без труда может вспомнить подобного рода людей: у них все и всегда отчаянно плохо. В своих бедах они винят: родителей, природу, Бога, но никогда не берут на себя ответственность за происходящее в их судьбе. Что поделать, они заложники ситуации, игрушки в руках Фортуны.
Жертва
Б. Добровольный или вынужденный отказ от имущества, прав, привилегий ради достижения поставленных целей или получения выгод в будущем.
Значение слова Жертва по словарю Даля:
Жертва
ж. пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. | Приношенье от усердия божеству: животных, плодов или иного чего, обычно с сожиганием; | отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу; самоотвержен
Значение слова Жертва по словарю Брокгауза и Ефрона:
Жертва — умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или из царства животных. Этимологически это слово происходит от глагола жрети, жрать, пожирать (отсюда жрец, см.) — как вследствие представления о том, что приносимое в Ж. потребляется божеством, так и вследствие того, что Ж., по освящении ее, потреблялась самими приносящими. Идея Ж. проникает собой все религии, как древнего, так и нового мира, но формы ее разнообразны до бесконечности. В наиболее чистом виде Ж. представляется в Библии, где она выступает уже в первобытные времена как символ отношений между Богом и человеком. Чувствуя свое ничтожество и свою полную зависимость от Высшего существа, человек старается умилостивить его в случае бедствия или возблагодарить в случае успеха и благоденствия, равно как и просто выразить чувства своей преданности ему, и вследствие этого приносит ему Ж., т. е. жертвует от своего достатка что-нибудь такое, что дорого и приятно ему самому, в предположении, что то же самое будет приятно и божеству. Первые следы Ж. в Ветхом Завете мы видим уже на первых страницах Библии; сыновья прародителей приносили в Ж. Богу — один от плодов земных (Каин), а другой от стад своих (Авель). После потопа обычай жертвоприношений является уже вполне выработавшимся. Патриархи приносят Ж. при всяком выдающемся случае в своей жизни; но только при Моисее вполне выработана была подробная обрядовая регламентация жертвоприношений. Правила о них изложены в книге Левит; они разделялись на пять родов: 1) Ж. всесожжения (см. Всесожжение). 2) Ж. о грехе, 3) Ж. повинности — за невольные и вольные прегрешения; 4) Ж. мира — в выражение благодарности Богу и 5) Ж. бескровная — состоявшая из приношения не животных, а муки, масла, вина и ладана. Как первые четыре рода Ж. означали принесение Богу жизни, так этот последний род означал принесение Ему плодов земли. При необычайных событиях Ж. иногда приносились в огромном количестве. Так, Соломон по случаю освящения храма принес в Ж. 22 тыс. волов и 120 тыс. овец. Отличительной особенностью библейских Ж. было то, что в них весьма сложная обрядность не закрывала основной идеи этого установления, получавшей все большее развитие. Во времена пророков прямо уже ставился вопрос о замене символа самой сущностью дела: вместо того чтобы приносить в Ж. животных или плоды земные, требовалось приносить Богу сердце чистое, по принципу, что правда и милость — выше и благоугоднее Богу, чем кровь и жир баранов и козлов («Милости хочу, а не жертвы» — господствующий тон пророческих воззрений на этот предмет). В высшем своем значении ветхозаветные Ж. были символом великой Ж. Богочеловека, принесенной им во искупление человечества от первородного греха. В языческих религиях самая идея Ж. подверглась грубому искажению. Чувственность здесь всегда господствует над идеей, а в некоторых культах Ж. получает кровожадный характер, переходя в полный каннибализм. Так, в семитическом культе Ваала и Астарты этим божествам приносилась в Ж. девическая честь, и у капищ их существовали особые штаты «священных блудниц и блудников» (часто с омерзением упоминаемые в Библии кедешимы и кедошоты). Кровожадность находила себе высшее выражение в человеческих жертвоприношениях, бывших в обычае у многих народов древности, не исключая и классических (в первобытные времена их истории). Хотя с течением времени они и отменялись, но существование их ясно засвидетельствовано памятниками; например, на ассиро-вавилонских памятниках часто можно видеть изображение приношения людей в Ж., во всей обстановке религиозного ритуала. Чаще всего родители приносили в жертву своих детей, господа — рабов, победители — побежденных. Таких безнравственных и каннибальских жертвоприношений совершенно чужда ветхозаветная религия. Новейший критицизм, впрочем, готов усматривать следы их и в Библии, в подтверждение чего ссылается особенно на факт жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака и на историю дочери Иеффая. Но приводимые факты нисколько не подтверждают этой мысли. Видеть в жертвоприношении Исаака доказательство существования человеческих жертвоприношений и у евреев, значит упускать из виду значение этого факта, как испытания твердости веры Авраама. Более правдоподобия, по-видимому, имеет ссылка на Иеффая, принесшего в Ж. свою дочь; но и эта история излагается в Библии (Суд., XI, 30-40) с такой таинственной неопределенностью, что факт жертвоприношения в ней может подлежать различным толкованиям, и большинство новейших исследователей склоняется к объяснению, что дочь Иеффая была просто посвящена Богу на служение при Скинии. Во всяком случае Моисеев закон ясно запрещает человеческие жертвоприношения (см. Лев., XVIII, 21; XX, 2-5; Второзак., XII, 31; XVIII, 10), как «мерзость» перед Господом. Ср. Bähr, «Symbolik d. Mos. Cultus»; Mövers, «Opferwesen der Karthager»; Hartung, «Religion der Römer»; Sykes, «Versuch über die Natur, Absicht u. d. Ursprung der Opfer» (1778). А. Л.