Что означает слово юбилей перевод с латинского
юбилей
Смотреть что такое «юбилей» в других словарях:
Юбилей — Юбилей. В «Московском вестнике» 1830 года (№ 21 24) в отделе «Критика» напечатано «Письмо к редактору ”Московского вестника“ [Евдокима Лущенко. Л. А. ], заключающее в себе разбор Латинской речи, произнесенной профессором Снегиревым на… … История слов
ЮБИЛЕЙ — (от евр. jobel рог, звуки которого возвещали наступление священного года). 1) по закону Моисея, торжественные празднества, совершавшаяся каждый 50 ый год; у католиков этот день ознаменовывался полною индульгенциею папы, дававшейся в некоторых… … Словарь иностранных слов русского языка
Юбилей — Юбилей. Юбиляръ. Юбилейный годъ, празднество по поводу протекшаго числа лѣтъ существованія чего либо. Ср. Юбилей, господа, есть торжество, имѣющее значеніе коммеморативное. «Въ воспоминаніе», творимое пояснилъ Возсіяющій. Салтыковъ. Сборникъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ЮБИЛЕЙ — ЮБИЛЕЙ, юбилея, муж. (от др. евр. yobel). Празднование годовщины (выражающейся в круглых и крупных цифрах) деятельности какого нибудь лица или учреждения. 25 летний юбилей ученого. 185 летний юбилей Московского университета (в 1939 г.). ||… … Толковый словарь Ушакова
ЮБИЛЕЙ — муж., лат. торжество, празднество, по поводу протекшего пятидесятилетия, столетия, тысячелетия, юбилейное торжество. Юбилей пятидесятилетия службы, докторства. Юбилей тысячелетия Руси. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
юбилей — См … Словарь синонимов
юбилей — я, м. jubilé, нем. Jubiläum, пол. jubileusz <лат. iubileum. Мне говорили о вас, и добрые финны немножко спекулируют на вашу протекцию, к чему здешний юбилей представит удобный случай. 19. 6. 1840. Грот Плетнев Переп. 1 6. Лекс. Уш. 1940:… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
юбилей — • Юбилей это когда много цветов, а ты еще жив! • Юбилей репетиция похорон. • Из юбилейной статьи: «Сегодня ему исполнилось бы 500 лет. » … Оригинальная словарная подборка афоризмов
ЮБИЛЕЙ — (позднелат. jubilaeus annus юбилейный год от др. евр.), годовщина жизни, деятельности какого либо лица, учреждения, годовщина какого либо события; празднование такой годовщины … Большой Энциклопедический словарь
ЮБИЛЕЙ — ЮБИЛЕЙ, я, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЮБИЛЕЙ — «ЮБИЛЕЙ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1944, ч/б, 40 мин. Трагикомедия, водевиль шутка. По одноименному рассказу А.П.Чехова. Председатель коммерческого банка Шипучин в результате переживаний, связанных с празднованием его юбилея, серьезно заболевает нервным… … Энциклопедия кино
Почему мы так говорим? О происхождении слова «юбилей»
Что такое юбилей в современном значении, знают все. А откуда взялось само слово «юбилей»?
В. Даль считает его происхождение латинским и определяет как торжество, празднество «по поводу протекшего пятидесятилетия, столетия, тысячелетия». Ушаков же называет древнееврейскую основу (yōbēl) и предлагает считать юбилеями празднование «круглых» годовщин, например, 25 лет, 185 и т. д.
А Брокгауз и Ефрон разъясняют обе версии.
С одной стороны, по установлению Моисея, юбилеем был каждый пятидесятый год, и примечателен он был тем, что «проданные и заложенные земли возвращались к прежним владельцам или их наследникам, а рабы получали свободу». Вообще-то, говоря подробнее об этой традиции, необходимо кое-что уточнить. Что касается земель, так они возвращались с вознаграждением тому, кто владел ими накануне юбилея. А получавшими свободу рабами могли быть только обедневшие евреи, сами себя продавшие; на иноплеменников это не распространялось.
Юбилей наступал после «семи седмиц» — т. е. семикратного повторения «семилеток», в каждой из которых последний год именовался «субботним». Моисей, конечно же, был движим повелением Господа:
«Насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И освяти пятьдесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятьдесятый год да будет у вас юбилей; не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее. Ибо это юбилей; священным он да будет для вас; с поля ешьте произведения ее (Лев. XXV, 8−12)».
Таким образом, раз в 50 лет человек должен был давать «роздых» земле (на самом деле, он полагался и в каждый субботний год). А Бог обещал урожай предыдущего года делать тройным, чтобы не было нужды у народа вследствие прекращения земледелия.
Важной особенностью древнееврейского юбилея была идея прощения: «…Чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седмый год, год прощения; и чтобы от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему. Помни, что и ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой, потому Я сегодня и заповедую тебе сие (XV, 9, 15).
Некоторые словари даже толкуют древнееврейский юбилей как праздник прощения долгов. Но, как мы видим, смысл его глубже, поскольку в нем затронуты и хозяйственные, и гражданские, и этические отношения. В субботние и юбилейные годы предписывалось всенародное чтение Закона Божия. Пятидесятый год начинался на десятый день месяца тишри празднованием Дня очищения и «трубным гласом» — вот откуда взялось у него название «юбилей», которое переводится как «трубный звук» или «бараний рог».
Но вернемся к Брокгаузу и Ефрону для того, чтобы узнать «латинскую» ветвь истории юбилея (jubilaeus (annus) — юбилейный (год).
В римской католической церкви так именовался год, когда совершалось паломничество в Рим для отпущения грехов. Папой Бонифацием VIII было установлено, что юбилейным будет каждый сотый год, начиная с 1300, позднее главой Ватикана Климентом VI объявлено более частое их проведение — через каждые 50 лет, Урбан VI (1389) сократил промежутки между юбилеями до 33, а Павел II (1470) — до 25 лет.
Самый последний из состоявшихся католических юбилеев отмечался в 2000 г. как праздник всепрощения, радости и обновления. Этот Великий Юбилей совпал с двухтысячелетием пришествия Иисуса Христа на землю и впервые хронологически пришелся на перекресток тысячелетий. Проводился он с Рождества 1999 г. по Епифанию (6 января) 2001 г.
В базилике Святого Петра были открыты замурованные с прошлого юбилея ворота, проход под которыми означает отпущение грехов паломникам. Желающих прошествовать через эти ворота вслед за Папой, держащим в одной руке свечу, в другой — крест, было чрезывычайно много: ежедневно через Рим проходил 10-миллионый поток транзитных пассажиров, подъезжало до 2 тыс. автобусов, 7 тыс. автомобилей, 20 поездов, 100 самолетов.
Не правда ли, идея радости, обновления и прощения весьма подходит для любого юбилея? Ведь это хороший повод подвести «промежуточные» итоги, чтобы перейти на новый уровень осознания себя, сбросить груз обид и порадоваться этому!
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ЮБИЛЕЙ»
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ЮБИЛЕЙ»
В Танахе (Библии) в Книге Ваикра (Левит) в главе «Бэhар» написано следующее:
«И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; юбилеем будет это у вас; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый к семейству своему возвратитесь. Юбилеем будет у вас этот пятидесятый год…»
О каком таком юбилее здесь идёт речь?
Все рабы-евреи каждые 50 лет получали свободу, даже те, кто согласился вечно служить своему господину, и те, чьи 6 лет рабства ещё не кончились.
Каждые 50 лет все проданные и заложенные земельные участки возвращались своим прежним владельцам или их наследникам. Так проводилось перераспределение земель между собственниками. Учитывалось, что в своё время многие лишались своих наделов из-за бедности или разных афер.
Такое мероприятие встречалось широкими массами с ликованием.
Слово «юбилей» передаётся в Танахе словом «йовэл»:
Это слово имело следующие значения:
I.1. баран 2. бараний рог (шофар сделан из бараньего рога)
II. 1. юбилей 2. пятидесятилетие 3. юбилейный год.
Перед освящением 50-го года трубили в бараний рог – «шофар».
Танах, который стал первой частью христианской Библии, начал распространяться по Европе и другим континентам.
Но так как о перераспределении земель в других странах можно было только помечтать, оставалось только хотя бы удерживать память о ликовании древних евреев при проведении «йовэля».
Вот почему у народов мира слово «юбилей» (в той или иной форме) закрепилось как обозначение торжества, веселья в ознаменование годовщины какого-либо важного события.
Юбилей
Юбилей. В «Московском вестнике» 1830 года (№ 21–24) в отделе «Критика» напечатано «Письмо к редактору ”Московского вестника“ [Евдокима Лущенко. – Л. А. ], заключающее в себе разбор Латинской речи, произнесенной профессором Снегиревым на университетском юбилее. Критическое рассмотрение и начинается со слова jubilaeum. Указывается на неведение проф. Снегирева, что jubilaeus есть прилагательное, а не существительное и что, следовательно, форма рода его определяется «существительным выраженным или подразумеваемым. Если подразумевается annus (jubilaeus annus), то форма имен. множ. должна быть jubilaei, а не jubilaeum, как у Снегирева. Ведь «злые люди пожалуй скажут, что автор не умеет согласовать существительного с прилагательным, а добрые – что будут думать о его познании в латинском языке и о его лекциях? Что скажут, когда увидят, что г. профессор не умел без ошибки назвать того праздника, на коем он избран быть оратором?» (151–152).
Несмотря на тождество подписи Р с подписью позднее в № 32 за 1831 год (5 июня) напечатанной пушкинской статьи о сочинениях J. Delorme (S-te Beuve) и ранее в № 4 (16 января 1830 г.) – опубликованной статьи об «Истории русского народа» Н. Полевого (см. свидетельство Вяземского: «Русский Библиофил», 1914, апрель), статью в «Смеси» «Лит. газеты» № 18 (от 27 марта 1831 года, с. 148) нет решительно никаких оснований приписывать Пушкину. Содержание статьи – историко-этимологическое. Речь идет об этимологии слова юбилей (в связи с тем, что Снегирев в своем письме о латинской речи, напечатанном в ч. 6 «Московского вестника» на 1830 г. (с. 146) признал его прилагательным) и об его историческом применении в разные эпохи.
Автор заметки в «Литературной газете» заявляет: «jubilaeus есть имя существительное производное от еврейского слова. Между разными значениями, ему присвоенными, значит оно прощение (remissionis múnus). Употребляется оно и как прилагательное, например, jubilaeus annus, jubilaeum festum. Но юбилей, возобновленный папами в XIV столетии, праздновался не в продолжении года, а через 100 лет, потом через 50 лет; следственно, г. Снегирев не ошибся и нельзя не пожалеть, что журналист напечатал без примечания бранчивое письмо на почтенного профессора» (148).
Прежде всего следует отметить не встречающуюся в подлинных сочинениях Пушкина конструкцию: «бранчивое письмо на почтенного профессора». В языке Пушкина слово бранчивый употребляется абсолютивно, то есть независимо от управления падежами существительного и вне связи с предлогами. Например, «потешил дерзости бранчивую свербежь», «бранчивые и напыщенные выражения», «бранчивые критики» и т. п. (Словарь языка Пушкина. М., 1956, т. 1, с. 169–170). Конструкция – письмо на кого-нибудь – также несвойственна языку Пушкина (см.: Словарь языка Пушкина, М., 1959, т. 3, с. 350–351).
Но вместе с тем необходимо указать на то, что этимология слова юбилей, предлагаемая в рассматриваемой заметке, и в настоящее время в основном считается вполне приемлемой. В «Russisches etymologisches Wörterbuch» von Max Vasmer (В. 3) под словом «юбилей» читаем: «юбилей, е я «jubiläum», seit Peter d. Gr., s. Smirnov 351. Überund Jubiläum aus lat. iubilaeum, urspr. iubilaeus annus, das auf hebr. Jôbêl «Widderhorn» zurückgeht, s. Littmann 29, Kluge – Götze EW 269, Walde – Hofmann I 719ff» (S. 466). Таким образом, критическое замечание автора заметки «Литературной газеты» касается лишь первого слова речи Снегирева: «Не имея речи под руками, разбирать ее не могу и в знании критика оной не сомневаюсь; но первое слово речи критиковано им напрасно».
Едва ли Пушкин мог пуститься в полемику из-за этимологии первого слова латинской речи, из-за спора о том, является jubilaeus существительным или прилагательным (что с синтаксической точки зрения даже для латинского языка не так существенно; ср. употребление пето в функции существительного и прилагательного). Таким образом, нет решительно никакой «зацепки», кроме буквы «Р», для того, чтобы связать эту заметку с именем Пушкина. В № 20 «Литературной газеты» (апрель 6) за 1831 год отдел «Смеси» начинается такой заметкой: «Новая грамматическая поправка. В 18-м № ”Литературной газеты“ один почтенный наш Корреспондент отстоял грамматические права латинского речения: jubilaeus, права, на кои покушался некоторый критик. ».
(Виноградов. Проблемы авторства, с. 381–383).
Значение слова «юбилей»
[От лат. jubilaeus (annus) — юбилейный (год)]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Празднование годовщины (выражающейся в круглых и крупных цифрах, обычно кратных 5) деятельности какого-нибудь лица или учреждения. Торжественное заседание, банкет и т. п., посвящённые такому празднованию.
В наше время — празднование свершившегося 25- и 50-летия со времени какого-либо важного случая.
ЮБИЛЕ’Й, я, м. [от др.-евр. yōbēl]. Празднование годовщины (выражающейся в круглых и крупных цифрах) деятельности какого-н. лица или учреждения. 25-летний ю. ученого. 185-летний юбилей Московского университета (в 1939 г.). || Торжественное заседание, банкет и т. п., посвященные такому празднованию. На юбилее было много народу.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
юбиле́й
1. годовщина чьей-либо жизни, деятельности, существования кого-либо или чего-либо (обычно к дате кратной 25 годам) ◆ За немногими исключениями, супруги прожили всё время своего долгого юбилея согласно. Ф. М. Достоевский, «Идиот», 1869 г. ◆ Сегодня было торжество в Академии наук по случаю 150-летнего юбилея её существования. Д. А. Милютин, «Дневник», 1876 г. (цитата из НКРЯ)
2. торжество, празднество по этому случаю ◆ Воспеваются в поэзии, изображаются пластическим искусством, почитаются торжественными юбилеями не столько государственные люди и богачи, сколько ученые, художники… Л. Н. Толстой, «Царство Божие внутри вас, или христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание», 1893 г.
3. церк. по закону Моисея, торжественные празднества, совершавшиеся каждый 50-ый год; у католиков этот день ознаменовывался полной индульгенцией папы, дававшейся в некоторых случаях ◆ В христианской традиции юбилейным годом называли год, когда паломничество в Рим давало отпущение грехов. По решению папы римского Бонифация VIII, юбилейным объявлялся каждый сотый год, начиная с 1300 г. Однако вскоре папа Климент VI провозгласил юбилейным каждый 50-й год, папа Урбан VI – уже каждый 33-й. Наконец, папа Павел II сократил срок между юбилеями до 25 лет. И. Ю. Светлакова, «Лучший день рождения для малышей и взрослых. Сценарии юбилеев и дней рождения», 2011 г. (цитата из библиотеки Google Книги)