Что означает слово яхве
Что означает слово яхве
Яхве́ – одно из имен Божьих, впервые встречающееся в Ветхом Завете.
Имя Яхве было открыто сынам Израиля через Моисея. Текст Книги Исход дает возможность изъяснения имени Яхве. В нем Божественное имя связано с глаголом haya(h) – быть. Используемая в Исх.3:14 конструкция ehye(h) aser ehye(h) переводится как свидетельство Бога о Самом Себе: «Я ЕСМЬ ТОТ, КТО Я ЕСМЬ», сокращенно «Я ЕСМЬ» (в русском переводе: «СУЩИЙ»). Имя «Яхве» – это как бы отклик (Он – Сущий), повторяемый людьми в третьем лице, на Откровение, выраженное Богом в первом лице о Самом Себе. Имя Яхве заключает в себе тайну и дар. Оно не является простым местоимением, существительным или прилагательным, а содержит глагол и поэтому воспринимается как таинственный отказ Бога вместиться в человеческие представления. Вместе с тем глагол в имени указывает на факт живого существования, всегда присутствующего и всегда действенного, свидетельствует о Боге как о Личном Существе, входящем в общение с человеком. Имя Яхве рассматривалось как собственное имя Бога, поэтому со временем оно перестало произноситься и лишь записывалось 4 согласными буквами YHWH.
«Бог в Ветхом Завете имеет и имя собственное – Яхве, которое изображалось на письме согласными буквами Й‑Х-В‑Х. Из-за опасения нарушить третью заповедь оно прочитывалось так, как если бы это было слово адонай – «Господь». В соответствии с этим Септуагинта, а вместе с ней и большинство переводов Библии, такое прочтение «Господь» [греч. кюриос] переносит и на написание, так что, напр., в Синод. пер. вместо «Яхве» встречается слово «Господь». Когда позднее еврейский алфавит был дополнен значками гласных звуков (Масоретский текст) и к согласным Й‑Х-В‑Х были добавлены гласные от слова адонай (причем по правилам евр. языка первое а стало произноситься как э), то вместо «Яхве» (единственно как результат некомпетентности средневековых переводчиков) возникло прочтение и написание «Й‑э-Х-о-В-а‑Х», или «Иегова». Такая неверная передача Божьего имени еще встречается в нек-рых церк. песнопениях и в устаревших переводах. В результате того, что имя Яхве оказалось скрыто под условным именованием «Господь», в тех случаях, когда в евр. тексте стоит «Господь Яхве», переводчикам во избежание дублирования – «Господь Господь» – приходится прибегать к различным приемам (см. в Быт.15:2: «Владыка Господи»; Зах.9:14: «Господь Бог» и др.). По той же причине в Синод. пер. слово «Господь» в Исх.6:3 названо именем. В Исх.3:15 в тексте оригинала стоит: «Яхве (…послал меня к вам)». Это проливает свет на ст. 14, где сказано: «Я есмь Сущий». Еврейское слово со значением «существовать» созвучно имени «Яхве»; в данном случае оно должно объяснить Моисею, что означает это имя: «Остающийся равным Себе» или: «Который есть и был и грядет» ( Откр.1:8 )».
Библейская Энциклопедия Брокгауза
О сущности Яхве или подмена понятий часть 1
На вопрос о происхождении мира и людей вообще первая глава Торы – Берешит(она же Книга Бытия) говорит нам следующее:
”В начале сотворил Бог небеса и землю.” [1:1]
В оригинальном тексте на иврите здесь Бог-творец назван Элохим. Это форма множественного числа, объединенная в Единое. Иными словами, мы можем сказать, что делаем какую-то работу при помощи нашего Тела. Т.е. в работе отдельно участвуют голова (которая придумала идею), ноги, которые принесли материал для создания и руки, которые воплотили, а также внутренние органы, которые обеспечивали жизнедеятельность нашего организма и позволили воплотить нашу идею при помощи других органов. Таким образом, воплощение наших идей осуществляется различными органами, имеющими различные функции, но подчиненных Единой цели, множество инструментов, слитых в единый инструмент и названный единым именем для упрощения – Тело. Хотя в отдельности мы также можем придать его различным частям эпитеты, например “правая рука этого тела”, “левая нога этого тела” и т.д. При этом уникальный эпитет отдельной части будет иметь естественную конечную привязку принадлежности к общности – “тело”. Точно также в еврейской теологии все имена “частей” божественной сущности имеют такую же конечную приставку, например Мика-Эль, Рафа-Эль и т.д., где Эль или Элион – это самостоятельное имя Бога Истинного, словно цемент, скрепляющего эти сущности в единый организм. В ханаанском варианте он назывался Илу (прекрасно звучащем по-русски), т.е. первозданный Ил, из которого вылеплено первичное “тело” всех слоев Вселенной.
Именно в таком виде древние народы, так называемые “язычники”, воспринимали понятие Божества. Множество младших божеств или даймонов составляли собой Единое Божество, творящее в согласии со всеми ими на основании истинного Закона. При этом в древности слово “даймоны” или демоны не имело негативной окраски и могло относиться как к зловредным (для человека, но необходимым для мироздания), так и к так называемым “духам-помощникам”, впоследствии выделенным в еврейской теологии в разряд ангелов.
Таким образом, совершенно очевидно, что, поскольку все процессы земные подобны умозрительным, Элохим – это совокупность умозрительных “органов”, которые могут творить Истину только в своем единстве. Говорить о том, что какой-либо из органов в отдельности, названный в нашем контексте в единственном числе Элоах(или Аллах) может сотворить совершенное существо или воплотить совершенную мысль, значит утверждать, что рука сама по себе может высечь букву без помощи головы.
Так Боги-Творцы (составляющие Единое Божество) творили мир и про них же сказано далее:
И сотворил Бог (Элохим) человека (х’Адм/Адам) по Своему образу, по образу Бога сотворил Он их, сотворил их мужчиной и женщиной. (1:27)
Он сотворил мужчину и женщину, благословил их и в день их сотворения дал им имя — “человек”. (5:2)
Это буквально означает, что Боги в совокупности своей сотворили Человека по их образу. Раз Человек во всем подобен божествам, то те подобны ему, а значит обладают как мужскими, так и женскими признаками в совокупности. Человек же обладает теми же сами признаками в разделенности, и, соединяясь со своей второй половиной, что на самом деле есть суть истинной Любви, обретает те же качества, что у Единого Божества его сотворившего. Тут же Человек назван “Адамом”, как совокупный образ всех людей обоего пола вообще. Также дважды подчеркивается одновременное сотворение особей обоего пола предлогом “их”, а не последовательное.
Стоит особо отметить, что в оригинале Адам пишется как х’Адм, что очень созвучно имени известного греческого героя Кадма, легендарного основателя Фив и убийце дракона (Змея) Бога Войны при помощи громового камня. При этом он сам и его жена Гармония сами становятся змеями, символически как бы занимая место убитого. Этот миф имеет финикийское, т.е. ханаанское происхождение.
А вот далее читаем:
Вот история сотворения небес и земли, в день создания Господом Богом (Яхве Элохим) земли и небес. (2:4)
Это первое упоминание о Яхве в Торе. Но зачем кому-то подставлять к и так всеобъемлющему понятию Богов-Творцов некий уточняющий элемент, если только часть “тела” не хочет приписать себе заслуги общего? В различных местах, когда речь идет о деяниях Бога его именуют либо как Элохим, либо как Яхве Элохим. Если мы предположим, что в данном случае Яхве и Элохим являются синонимами, то почему отсутствует однообразие в описании и, в зависимости от контекста, используется то один эпитет, то другой. Ведь в священном тексте никогда ничего не делается просто так.
Господь Бог (Яхве Элохим) создал человека (Адам), [взяв] прах с земли, и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и стал человек живым существом. (2:7)
Как мы уже знаем Адам – это собирательный образ обоеполого человечества, которое на тот момент уже существовало. (см. 1:27; 5:2) Здесь также используется древневавилонское предание о том, что все было сотворено из первозданного ила (Илу или Эля) (т.е. один из вариантов перевода имени Адам – это “красная глина”).
Из ребра, которое Господь Бог(Яхве Элохим) взял у человека (Адам), Он создал женщину и привел ее к человеку. (2:22)
Человек сказал: “На этот раз — это кость от моей кости и плоть от моей плоти! Она будет названа женщиной, ибо взята из мужчины!” (2:23)
Вот почему мужчина оставляет отца и мать, соединяется со своею женой и становится [с нею] единой плотью. (2:24)
Змей был самым хитрым из всех зверей полевых, созданных Господом Богом. (3:1)
Здесь говорится о том, что Змей как сущность уже существовал до создания обоеполого Человечества (Адама), т.к. он отнесен к “животным”, созданным на “пятый” день. (см. 1:21) Также здесь говорится о том, что имело место создание некоего существа за основу которого был взят материал Адама (точнее человеческой особи мужского пола). При этом не стоит забывать о том, что особь Адама женского пола также продолжала существовать. Фразой “На этот раз” Адам дает понять, что, во-первых, творение особи женского пола происходит не впервые, а во-вторых, что в предыдущий раз это существо не было сотворено из его плоти, т.е. было создано отдельно и не из него.
Таким образом, мы получаем Человечество/Адам, созданное одновременно и в совокупности как мужчина и женщина, Адам 2 (некая отдельная особь мужского пола, которая не признает равенство и совокупность всех Адамов(людей) друг с другом, созданных одновременно по отношению друг к другу), Женщина 2, которая создана из плоти Адама 2 и которую он нарекает именем Хава, подобно остальным “животным”, Змей, который был создан до Человечества/Адама, Яхве Элохим, который был до Адама/Человечества и просто Элохим, которые также были до Адама/Человечества.
Т.е. до Человечества существовали три интересующих нас персонажа – Яхве Элохим, Элохим и Змей.
Остается понять для какой цели и кем конкретно было создано Человечество 2…
Причем, как известно, когда Человечество 2 нарушило завет Бога, то обрело бренную плоть (одежды кожаные 3:21). Но в чем конкретно состоял этот завет и кто конкретно его установил? На первый взгляд вопрос может показаться странным, если не предположить, что создание женщины 2 может быть попыткой обретения плоти существом, которое существовало раньше Человека/Адама? (Как мы уже знаем, из “заинтересованных” в этом подходящих кандидатов всего трое)
Также сказано, что некий Человек (а конкретно всякий Адам только мужского пола) должен оставить своих Предков, чтобы соединиться с Женщиной 2, созданной из части Адама 2. Спрашивается… от каких родителей должен отказаться тот, кто был создан первым из всех? Либо если он должен от чего-то отказываться в пользу чего-то иного, то перворожденным он не является, а должен сделать выбор между тем, что у него уже есть (есть откуда?) и тем, о чем говорит ему Господь (Яхве)? Т.е. здесь то, что уже есть (родители и Предки) противопоставлены искусственно созданной женщине 2. Вывод: станет ли творец и того и другого ставить перед выбором свое творение? А может Творцов было несколько, да и творения разные по своей сути?
Слишком много вопросов, но попробуем разобраться далее…
Как известно, во всех культурах, связанных с так называемым “язычеством” и почитанием своих Предков род человека передается по отцу. Поскольку Человечество/Адам(или Кадм) создано по ‘образу и подобию’ создателей, то зарождение новой жизни происходит по законам, установленным Элохим. Соединение мужчины и женщины происходит естественным способом. Прото-евреи, как уже было сказано, являются этническими ханаанцами и остаются обычными людьми до тех пор, пока не выполнят завет Яхве:
Вот завет, который вы должны соблюдать, [договор] с вами и вашими потомками: все мужчины у вас должны быть обрезаны. (17:10)
Обрезайте себе крайнюю плоть — это будет знаком союза между Мною и вами. (17:11)
Только у ортодоксальных евреев род передается по материнской линии, а не по мужской:
”Сын от твоей дочери-еврейки называется «сыном твоим», а сын от твоей невестки-нееврейки не называется «сыном твоим», но [называется] «её сыном». Сказал Равина: «Отсюда следует: сын дочери твоей от нееврея называется „твоим сыном“ (Вавилонский Талмуд Кидушин 68б)
Теперь, думаю, совершенно очевидно, что некая сущность под именем Яхве противопоставляет себя во всех отношениях Богам-Творцам(Элохим) и примеряет на себя тот же самый титул.
Продолжим искать ответы в тексте самой Торы:
Змей был самым хитрым из всех зверей полевых, созданных Господом Богом. Он спросил у женщины: — Правда ли, что Бог сказал [вам]: “Не ешьте [плодов] никакого дерева в этом саду”? (3:1)
Это стандартный перевод Торы с иврита на русский язык. Однако, каждое слово в языке иврит может иметь несколько, порой совершенно различных, значений. Вот перевод каждого ивритского слова в нескольких значениях пословно:
Либо:
слово силы [высвобождается посредством] жертвы всесожжения, а также посредством ожога <метки на плоти>— вот причина [по которой] Элохим (Боги-Творцы) запрещали открывать содержимое деревянного Сада [ковчега, содержащего геном Яхве].
Теперь все вышесказанное уже приобретает конкретные очертания, а Яхве напрямую отождествлен со Змеем, причем не с обычным, но находящемся во влажной/сырой среде, представленной в сундуке лишь в минимальном количестве, чтобы поддерживать его “жизнедеятельность”, т.к. змей этот обитает в воде.
— Мы можем есть плоды деревьев в этом саду,— отвечала женщина Змею. (3:2) (Стандартный перевод)
— Только о плодах дерева, что посреди сада, Бог сказал: “Не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, чтобы вам не умереть!” (3:3) (Стандартный перевод)
Читаем:
Бык есть деревянный <Ковчег>, который [находится] в центре Сада – говорят Элохим <воронам>не клевать(открывать) его, иначе из недр рева его будет выходить образ Тиамат <стихийного дракона первичного Хаоса в вавилонской мифологии>.
Полагаю, что известное изображение Митры, убивающего Быка, прекрасно иллюстрирует этот кусок заново переведенного библейского текста. Вот только здесь опять происходит подмена понятий. Митра – это не тот, кто убивает, а тот, кого убивают. (буквально, согласно тексту, “клюют словно вороны”)
Бог Яхве — кто такой Яхве на самом деле
Ваал (или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает «господин», «владыка» и соответствует обычному названию Бога у евреев. В словарях еврейского языка Бог – Баал. Другое название слово, обозначающее подобное — Адонай, которое переводится с еврейского, как Владыка, Властелин. Однако Адонай встречается в Танах, как слово, относящееся непосредственно в Творцу, тогда как Баал, относится к языческому божеству. Этому то божеству и поклонялись евреи во времена пророка Элийаhу.
21 И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова.
По сути, текст синодальной Библии, не делает никакого различия в словах Элийahу:
Если Господь (господин, лорд) есть Бог, то следуйте Ему, а если Ваал (господин, властелин), то ему последуйте.
Как этот текст, представлен в ТаНаХ:
21 И подошел Эйлийау ко всему народу, и сказал: долго ли вы будете колебаться между двумя мнениями? Если Йеhова есть Элоhим, то следуйте Ему, а если Баал, то следуйте ему. И не отвечал ему народ ни слова.
Два разных сравнения с двумя разными именами – Йеhова и Баал. Народу, кого-то одного, следует признать своим Божеством – Элоhим. Совершенно другая картина, называющая каждого Бога по имени. Если признать Йеhову – Элоhим, то нужно последовать Торе, начиная с первой заповеди, а если признать Элоhим Баала, то нужно последовать законам Баала, которыми руководствуются гоим, поклонники этого божества.
Но, какое отношение к этому, имеет Бог Яхве, если статья предназначена для освящения этого вопроса?
Проблема в том, что устраняя вставку «Господь», в христианской Библии, христиане придумали новое имя для еврейского Бога. И это имя Бога – Бог Яхве.
Бог Яхве
В иудаизме нет ни одного авторитетного религиозного источника, подтверждающего произношение четырехбуквенного имени Бога Яхве.
Кроме того, пропущенная огласовка в середине любого слова после буквы «Хе» (Ях?ве) является нарушением грамматики иврита.
Кто такой Яхве на самом деле
Основателями и сторонниками имени Яхве являются христианские богословы и христиане США. Евреям никогда не приходило в голову задаваться вопрос в правильности произношения имени своего Бога. Почему евреи сегодня не произносят имя Бога, будет сказано чуть позже. А как выше было сказано, что Яхве – это неадекватное имя – неадекватное, потому что оно нееврейского происхождения, с нарушением грамматики иврита, о чем выше уже было показано.
Что означает имя Яхве
Яхве — происходит от египетского божества Ях — бог луны, или бог ночи, тьмы. Поэтому, можно с уверенностью, сказать, что Бог Яхве – это Бог Тьмы, или как его в Новом Завете называют Дэйавэль, или Дьявол. И всякий произносящий в молитвах своих имя Яхве, произносит имя не Творца, а Князя Тьмы.
Почему имя Йеhова – это правильное произношение
Проверочное слово для имени Йеhова в еврейских именах в ТаНаХ:
Йеhуда, Йеhошуа, Йерушалэйм.
Проверочное слово для Яхве в еврейских именах в ТаНаХ отсутствует.Нет ни одного похржего имени, где встречалось бы Ях. Это мы видим только у божества египетского. Соответсвенно, были египетские имена, которые содержали в себе имя бога Ях. Если, например, взять славянское имя Ярослав, то в нем мы четко видим производное – Ярило, славянское божество. Аналогично и греческим именем, Аполлониус, где присутствует имя бога Аполлона.
Древнее имена свидетельствуют о правильном произношении имени еврейского Бога. Более позднее свидетельство — Йерушалэйм. Изначально город назывался Шалэйм (мирный). В этом городе некогда жил Малкицадэк. Когда Давид завоевал его у Йевусеев, которые переименовали его в Йевус, он переименовал его в честь имени своего Бога Йеhовы — Йерушалэйм.
Почему евреи не произносят имя Бога
После Вавилонского плена, партия Фарисеев запретила произносить имя Бога. Причина – чтобы не осквернять святого имени Творца. Однако такая доктрина противоречит законам Торы. Но, Раввины считают, что всякая доктрина установленная Раввинами не может обсуждаться и даже Бог, не имеет право вмешиваться в это дело. Настолько велик, авторитет Раввинов. На самом деле, все доктрины придуманные Раввинами, противоречат Торе – не прибавляй … и являются не чем иным как беззаконием. По своей сути, сам институт Фарисеев (Ортодоксального богословия), очень похож на институт Католицизма и Православия, где людям дана власть устанавливать новые законы и правила. Поэтому, запрет на произношение имени Бога – это не что иное, как беспредел.
Данный запрет впоследствии, отразился и на еврейских именах:
Изначально произносилось Йеhуда — Стало — Иуда.
Изначально произносилось Йеhошуа — Стало Йешуа. И так далее.
Ортодоксальный иудаизм и имя Бога
Ортодоксальный иудаизм продолжил учение Партии Фарисеев о запрете на произношение имени Бога. Это учение коренным образом противоречит учению Торы, где одна из заповедей повелевает клясться только одним именем, именем Бога, которое и есть Йеhова. Если человек не произносит клятвы с именем Всевышнего, он произносит то, чего Бог не повелевал, и чего Ему не приходило на ум. Клянущийся в таком случае, произносит в клятве имена вымышленных людьми богов. Кроме того, Фарисеи учили, что можно клясться ложно:
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
Таким образом, в своих клятвах они проклинали Творца и учили поступать так других.
Итог. Тора обязывает нас произносить имя нашего Бога. И не просто произносить, но произносить так, как написано в ТаНаХ.
Как Христиане и Мессианские Общины, называющие Бога – Яхве, а так и Ортодоксальные евреи, не произносящие имени Бога совсем, нарушают Тору, искажая ее учение. Тора обязывает произносить имя Бога, и обязывает его произносить максимально точно. Кто пренебрегает этим учением (осознанно или не осознанно), тот совершает грех.
Глава 1. ИМЯ БОЖИЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ
Ветхий Завет
Библейское понимание имени. Имена Божии
Священное Писание Ветхого Завета 16 открывается рассказом о сотворении Богом мира и человека. В этом рассказе Бог представлен не только как творящий небо, землю, свет, твердь, сушу и воду, мужчину и женщину, но и как нарекающий им имена:
В то же время в Библии присутствует мысль о том, что Бог неименуем, что Его имя человеку недоступно. Иаков, боровшийся с Богом, спрашивал о имени Божием, но не узнал его. Повествование о встрече Иакова с Богом является одним из наиболее загадочных и таинственных во всей Библии:
И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль ; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя 42
Священное имя Яхве в Пятикнижии
Понимание точного смысла этого рассказа крайне затруднено. Дело в том, что употребленное здесь еврейское выражение אהיה אשׁר אהיה (ehyeh asher ehyeh), переведенное в Септуагинте как εγώ είμι ό ων и на славянский как «Я есмь Сущий», буквально означает «Я есмь Тот, Кто Я есмь»: это можно воспринять как формулу, указывающую на нежелание говорящего ответить прямо на вопрос 49 . Иными словами, повествование может быть понято не как откровение Богом Своего личного имени, а как указание на то, что на человеческом языке нет слова, которое было бы «именем» Бога в еврейском понимании – т. е. неким всеобъемлющим символом, полностью характеризующим его носителя. Ответ Бога Моисею на вопрос об имени Божием, таким образом, имеет тот же смысл, что отказ Бога назвать свое имя Иакову.
Повествование Книги Исход о синайском откровении Бога Моисею – еще один рассказ, в котором имя Яхве играет центральную роль. На Синае народ израильский через Моисея получает от Бога законодательство, начинающееся с десяти заповедей. Первая заповедь является расширенным толкованием имени Яхве, а вторая заповедь прямо говорит об этом имени:
Хотя значение имени Яхве остается сокрытым и само имя не описывает Бога, именно это имя в еврейской традиции стало восприниматься как собственное имя Бога: все другие имена Божии воспринимаются как толкования священного имени Яхве. Об этом свидетельствует рассказ Книги Исход о явлении Бога Моисею на горе Синай:
В этом повествовании провозглашение Богом имени Яхве (Иеговы), т. е. Своего собственного имени, является наивысшим моментом откровения. Все прочие имена, которые следуют за именем Яхве – «Бог человеколюбивый», «милостивый» и другие – являются лишь толкованиями этого имени, как бы добавляют обертоны к его основному звучанию. Таким образом, две темы – имени Божия и имен Божиих – уже здесь вполне различимы.
В этом отрывке интерес представляет не только беспрецедентная строгость, с которой предписывается наказывать за похуление имени Божия, но и тот факт, что имя Господне является здесь синонимом Самого Господа: хулить имя Господне – значит злословить Господа. Более того, в оригинальном еврейском тексте слово «имя» (– shem) дважды употреблено без прилагательного «Господне» (добавленного для ясности курсивом в русском Синодальном переводе). Таким образом, «имя» становится синонимом «Бога»; под «именем», конечно же, понимается священное имя Яхве.
Ветхозаветный культ имени Божия
Страхом перед именем Яхве проникнут ветхозаветный религиозный культ. Об этом с особенной яркостью свидетельствует повествование из 3-й Книги Царств о строительстве Соломоном храма. Характерно, что храм Соломонов описывается не как храм Господу, а как храм «имени Господню»:
Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении, по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень. Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки. И обратился царь лицем своим, и благословил все собрание Израильтян и сказал: У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа, Бога Израилева; но Господь сказал Давиду, отцу моему: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; однако не ты построишь храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему» И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, и сказал: Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме; тогда Ты услышь с неба, и прости грех народа Твоего Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, – ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, – и придет он и помолится у храма сего: услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей 88
Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Божие велико, славно, свято и страшно, где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха, похвалы. Приведем некоторые наиболее выразительные стихи псалмов, в которых упоминается имя Божие:
И будут хвалиться Тобою любящие имя Твое (5:12).
Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле (8:2).
И будут уповать на Тебя знающие имя Твое (9:11).
Да защитит тебя имя Бога Иаковлева (19:2).
Буду возвещать имя Твое братьям моим (21:23).
Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе (33:4).
Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки (44: 18).
Вечно буду славить Тебя и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими (51:11).
Боже! Именем Твоим спаси меня (53:3).
Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего (60:6).
Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превознесите шествующего на небесах; имя Ему: Господь (67:5).
Я буду славить имя Бога моего (68:31).
Будет имя Его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его. И благословятся в нем 91 племена; все народы ублажат его. Благословен Господь Бог И благословенно имя славы Его (71– 19).
Совсем осквернили жилище имени Твоего Вечно ли будет хулить противник имя Твое? Враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое (73:7, 10, 18). Нищий и убогий да восхвалят имя Твое (73:21). Славим Тебя, Боже, славим; ибо близко имя Твое (74:2). Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его (75:2). Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего (78:9). Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое (85:9). Пойте Господа, благословляйте имя Его (95:2). Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно (98:3). Свято и страшно имя Его (110:9).
Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое (118:132).
Господи! имя Твое вовек (134:13).
Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки (144:1).
Тема имени Божия проходит через пророческие книги. У пророков Бог описывается как действующий ради имени Своего, клянущийся именем Своим, делающий Себе имя, освящающий имя Свое:
Вот, Я поклялся великим именем Моим, говорит Господь, что не будет уже на всей земле Египетской произносимо имя Мое устами какого-либо Иудея, говорящего: «жив Господь Бог!» 93 Где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего, Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя 94
Мы можем суммировать сказанное о почитании имени Божия в Ветхом Завете словами архимандрита (впоследствии архиепископа) Феофана (Быстрова), автора монографии на тему «Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное Имя», опубликованной в 1905 году:
Мысль о глубокой древности рассматриваемого великого имени божественного представляется нам заслуживающей самого глубокого внимания. По существу своему, это есть имя Бога жива-го и проявляющего Свою жизнь в откровении. И, как такое, оно, нам думается, весьма вероятно, современно существованию откровения и, следовательно, существует с самого начала человеческой истории. Возникло оно, по нашему мнению, вероятно, еще во время жизни первых людей в раю. Как известно, здесь человеком даны были имена животным и, конечно, всем предметам видимого мира. Не может быть, чтобы Существо, с которым он наиболее находился в общении, осталось у него без имени. А из возможных и известных из откровения имен божественных имя «Сый» для этой цели было как нельзя более подходящим. Превысший всякой сущности и человеческого примышления, благий и все превосходящий добротою Создатель мира сотворил человека по образу Своему и внедрил таким образом в самые основания духовной человеческой природы мысль и ведение о собственной Своей вечности, чрез это самое соделал его, по выражению св. Афанасия Великого, созерцателем и знате-лем Сущего, чтобы человек, беседуя с Богом, жил блаженною и бессмертною жизнью. Из этого созерцания Бога светлым, не омраченным греховною нечистотою, разумом первозданного человека, можно думать, и возникло настоящее имя. Но и после падения, когда союз человека с Богом расторгся и созерцание Бога умом прекратилось, имя это продолжало сохранять для человека полное значение; хотя и изменялось в своем религиозно-историческом содержании сообразно с ходом всего сотериологического откровения вообще. Само собою понятно, что, когда имени «Сый» приписывается такая глубокая древность, то имеется в виду не внешняя
звуковая оболочка имени, древность которой, конечно, не может простираться далее древности языка, ее создавшего, но самая идея живого Бога, в известный исторический момент нашедшая себе воплощение в тетраграмме. При таком воззрении идея Бога «Сущего» самым тесным образом связывается со всем ветхозаветным откровением и представляется отражающей на себе все судьбы этого откровения. 102
Новый Завет
Богословие имени в Евангелиях
В Своей последней беседе с учениками Иисус трижды призывает учеников обращаться «во имя Его» с прошением к Отцу. Настойчивость, с которой Он говорит об этом, показывает, что этой Своей заповеди Он придает особое значение:
Во всех четырех Евангелиях описан арест Иисуса Христа в Гефсимании, однако только евангелист Иоанн приводит одну важную деталь, ускользнувшую от внимания других евангелистов: когда Иисус вышел навстречу воинам, они вместо того, чтобы взять Его, отступили назад и упали ниц. Приведем рассказ евангелиста:
В чем причина столь неадекватного поведения воинов? Существует предположение, что в ответ на вопрос воинов Иисус произнес то самое священное имя Яхве, буквально означающее «Я есмь», которое произносить было строго запрещено: услышав это имя из Его уст, иудейские служители и воины пали ниц в страхе и трепете. Во всяком случае, греческое выражение εγώ ειμί (рус. «это Я», слав. «Я есмь»), трижды употребленное евангелистом, вполне соответствует смыслу еврейского Yahweh, а если учесть, что это имя было окружено совершенно особым почитанием, то в поведении воинов нет ничего необычного: падение ниц было наиболее естественной реакцией всякого иудея, который бы услышал священное имя Божие.
Мы видим, что во всех четырех случаях в той или иной форме упоминается имя Божие. У Матфея говорится об «имени Отца и Сына и Святаго Духа»: эта крещальная формула станет тем зерном, из которого будет вырастать христианская Церковь на протяжении всех веков своего исторического бытия. У Марка подчеркивается особая сила имени Иисусова, благодаря которой уверовавшие во Христа будут совершать чудеса. У Луки говорится о покаянии во имя Иисуса. У Иоанна – о жизни во имя Иисуса, которой удостаиваются уверовавшие в Него. Таким образом, христианская вера, переданная Самим Иисусом Христом в наследие Своей Церкви, немыслима без имени Иисусова, которое остается в центре евангельского повествования до последних его страниц.
Имя Иисуса в Деяниях и посланиях апостолов
В книге Деяний несколько тем, связанных с этим именем: 1) покаяние, прощение грехов и крещение во имя Господа Иисуса; 2) спасение именем Иисуса; 3) страдание за имя Иисуса; 4) вера во имя Иисуса; 5) чудотворная сила имени Иисуса. Приведем характерный рассказ о беседе Петра и Иоанна после исцеления ими хромого со священниками, старейшинами и саддукеями:
В посланиях апостола Павла тема имени Иисуса Христа занимает весьма существенное место. В частности, 1-е Послание Павла к Коринфянам открывается увещанием к Коринфской церкви «со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа» по поводу разделений, имеющих место среди них:
Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Ки-фин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел рас-пялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя 160
Наконец, в Послании к Филиппийцам мы находим один из самых значительных новозаветных христологических текстов, в котором, в числе прочего, говорится об имени Иисуса:
Имя, которое Бог Отец даровал Сыну, как явствует из контекста, есть имя «Господь» ( Κύριος ). Но греческое слово Κύριος – не что иное, как один из переводов еврейского Яхве. Таким образом, Иисус Христос отождествляется с Яхве Ветхого Завета, и имя Иисуса Христа – со священным именем Яхве. Отметим, что в христианской традиции отождествление Христа с Яхве Ветхого Завета находит отражение также в иконографии: Иисус Христос изображается в нимбе с надписью о ων (как мы помним, о ων является другим переводом еврейского יהוה ).
Темой приведенного текста апостола Павла является обожение человеческого естества Христова: Иисус Христос как человек, смирив Себя до крестной смерти, возвысил человеческое естество до славы Божией, благодаря чему имя Господа Иисуса Христа-Богочеловека приобрело вселенское значение, став объектом поклонения не только людей, но и ангелов и демонов. Тема вселенского значения имени Христа прочно войдет в христианское Предание. Во II веке она будет продолжена, в частности, в «Пастыре» Ерма. Впоследствии эта же тема прозвучит в аскетической литературе, посвященной молитве Иисусовой.
Богословие имени в Апокалипсисе
Особое значение для богословия имени в Новом Завете имеет Апокалипсис. Эта книга – наиболее таинственная и загадочная из всех книг библейского канона – возвращает нас в мир ветхозаветных пророчеств, образов и символов. Апокалипсис пронизан мистикой имен и чисел и в этом плане может рассматриваться как продолжение древнееврейской богословской традиции, хотя и написан на греческом языке. В частности, все основные аспекты еврейского богословия имени нашли отражение на страницах этой книги.
И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира И он сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его 177 .
В описаниях эсхатологической славы «победивших зверя» и оставшихся верными Агнцу мистика имени играет существенную роль. Приведем некоторые наиболее впечатляющие видения автора Апокалипсиса, описанные в заключительных главах книги:
В этих описаниях сконцентрировано все библейское богословие имени. В центре всего – Агнец, у Которого есть таинственное имя, неизвестное никому, кроме Его Самого, но есть также и другие имена: «Слово Божие», «Царь царствующих», «Господь господствующих». Вокруг Агнца – рабы Его, у которых на челах написано имя Его: они воспевают имя Его. Атрибуты ветхозаветного культа присутствуют в этом описании, но в обновленном и преображенном виде: вместо ветхого Иерусалима – новый Иерусалим, сходящий с неба и наполненный славой Божией; вместо ветхозаветной скинии – новая скиния Бога со Своим народом; вместо ветхозаветного храма имени Божию – Сам Бог и Агнец; вместо ковчега завета – престол Бога и Агнца. Имена двенадцати колен Израилевых, написанные на воротах нового Иерусалима, символизируют ветхозаветный богоизбранный народ; имена двенадцати Апостолов Агнца – новозаветное искупленное Христом человечество, записанное в книге жизни у Агнца.
В воплощении Бог принял на Себя имя Иисус, буквально означающее «Яхве спасает». После смерти и воскресения Иисуса к Его имени стали относиться с тем же благоговением, с каким в древнем Израиле относились к имени Яхве: имя Иисуса воспринимали как наделенное чудодейственной и исцеляющей силой. Как в древнем Израиле имя Божие отождествляли с Самим Богом и не отделяли от Бога, так и в христианской Церкви имя Иисуса не отделяли от Самого Иисуса: уверовать во имя Его означало уверовать в Него Самого. Имя Иисуса, согласно Апокалипсису, запечатлено на челах уверовавших в Него и не принявших имя зверя: в эсхатологическом будущем веке эти люди получат от Бога новое имя. Прославление имени Божия, начавшееся в ветхозаветные времена и продолженное в христианской Церкви, не прекратится и в будущем веке, где сонмы спасенных будут воспевать имя Божие и во веки царствовать со Христом.
Верховской С. Об имени Божием. – Православная мысль. Вып. VI. Париж, 1948. С. 39.