Что означает слово волюнтаризм
Значение слова «волюнтаризм»
1. Филос. Идеалистическое воззрение, приписывающее воле решающую роль в развитии мира, отрицающее объективную закономерность и необходимость в природе и обществе.
2. Психол. Признание воли, а не разума решающим фактором психической жизни.
3. В политике и общественной жизни: субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности.
[От лат. voluntarius — волевой]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Стремление реализовать желаемые цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
Экономический волюнтаризм — произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями (в таком значении это слово официально употреблялось в СССР в 1964—1985 для оценки деятельности Н. С. Хрущёва).
Волюнтаризм (философия) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.
Волюнтаризм (политика) — политическая позиция, согласно которой все формы человеческого объединения должны быть добровольными настолько, насколько это возможно.
ВОЛЮНТАРИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от латин. voluntarius — волевой]. 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный фактор психической жизни (псих.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
волюнтари́зм
1. филос. идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества ◆ Волюнтаризм и иррационализм пасуют перед малым разумом, перед рассудком, и ограничивают его господство лишь тёмной, иррациональной волей. Н. А. Бердяев, «Философия свободы», 1911 г. ◆ Конечно, нет никакого сомнения, что волюнтаризм Хомякова относится к космосу, к тварному бытию, т. е. не ведёт нас к абсолютированию мира, т. е. к пантеизму. В. В. Зеньковский, «История русской философии», 1948 г. (цитата из НКРЯ)
2. психол. признание воли, а не разума, решающим фактором психической жизни ◆ Яркой фигурой в истории страны он стал благодаря двум чертам своего характера — бонапартизму и волюнтаризму.
3. полит. субъективистские решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности развития чего-либо ◆ Процесс созидания — дело живое, оно не терпит авторского волюнтаризма, предвзятости, следования намеченной схеме. Эльдар Рязанов, «Подведённые итоги», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В последующие за переворотом годы многие, если в разговоре упоминался Хрущёв, начинали поноси́ть его за волюнтаризм, и некоторые наверняка искренне. Константин Феоктистов, «Траектория жизни», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кудесница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое волюнтаризм (3 фото + 1 видео)
Волюнтаризм — это.
Что такое волюнтаризм, как это ни смешно, объясняется простыми словами популярной песенки: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Можно то можно, но как?
Вот я – очень хочу полететь в космос. Но возраст не тот, здоровье не айс, и б/у филологи вряд ли востребованы на орбите. Если я, несмотря на все обстоятельства и объективные данные, все же продолжу биться головой о стену Байконура, то это и будет проявлением волюнтаризма.
В самом общем смысле волюнтаризм – это настойчивое стремление добиться своей цели без учета факторов объективной реальности и последствий.
Противовес волюнтаризма – детерминизм, утверждающий, что все в этом мире закономерно и взаимосвязано.
В разных областях знания и в разные времена понятие волюнтаризма несет свою смысловую нагрузку, но в основе его всегда лежит категория воли. Само слово образовано от латинского voluntas – воля.
Термин появился в 1883 году благодаря Фердинанду Тённису – немецкому социологу, который считал, что взаимодействие волевых импульсов людей ведет к образованию устойчивых социальных групп.
Разберемся, как понимается волюнтаризм в философии, социологии, экономике и психологии.
Политический волюнтаризм
Политический волюнтаризм подразумевает такую форму деятельности, которая опирается на субъективные желания и цели политика, игнорирующего объективные реалии политической жизни.
Волюнтаристы абсолютизируют роль волевого начала во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности ущербна и не может существовать долго.
Волюнтаризм в политике – это деструктивная сила, возникающая при стечении определенных обстоятельств, среди которых:
отчуждение народа от политической власти;
бюрократическая модель управления;
отсутствие политической культуры и т.п.
Экономический волюнтаризм
Из политического логически вытекает и понятие экономического волюнтаризма.
Эта система экономического управления, пренебрегающая требованиями законов экономики, тормозящая экономический рост и провоцирующая кризисы.
В российской, да и мировой истории экономический волюнтаризм не раз становился причиной масштабных кризисов.
Философия волюнтаризма
Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.
Можно выделить два основных направления в понимании воли:
Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).
Волюнтаризм в философии рассматривают как ответ на распространенное в XVIII-XIX веке течение рационализма, ставящего во главу угла разум как единственный источник истинного знания.
Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.
Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.
Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.
Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.
В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.
Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.
Волюнтаризм в психологии
Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет течение жизни, то в психологии это направление провозглашает волю как первичную способность личности, определяющую все остальные психические процессы.
Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832–1920 гг.), уделявшей особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации.
Ученый считал, что сила воли делает мышление высокоорганизованным, а человек способен проводить наблюдения за собственным сознанием, используя метод внутренней перцепции (восприятия).
У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства.
Хотя сторонников идеи, считавших волевые импульсы решающими факторами в человеческих поступках и провозглашавших господство воли над всей психикой, тоже было немало – У.Джеймс, Г.Мюнстерберг и др.
Особая семантика слова на Западе
Понятие волюнтаризма с главенствующей ролью воли над всеми трудностями жизни прижилось в Америке с позитивной коннотацией.
Это, прежде всего, обосновано исторически. В Новом Свете именно воля определяла успех. Сюда ехали начинать с нуля, здесь до сих пор в ходу «американская мечта», декларирующая свободу возможностей и действий.
Предполагается, что любой человек, обладая волей к движению вверх, может выбраться на высочайшие социальные уровни, невзирая на стартовый бэкграунд.
Заключение
В заключение хотелось бы привести цитату одного современного российского политика, как мне кажется, очень точно и красиво сформулировавшего диалектическую суть волюнтаризма:
«Человек с сильной волей в состоянии изменить не только себя, но и окружающую среду, во благо или во имя зла — зависит от разумности воли».
Виктор Алексеевич Зубков
ВОЛЮНТАРИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «ВОЛЮНТАРИЗМ» в других словарях:
волюнтаризм — (от лат. voluntas воля) течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея … Большая психологическая энциклопедия
Волюнтаризм — (лат. voluntas ерік) – ерікті болмыстың жоғары принципі деп мойындайтын, ерікті бастаманы табиғат пен қоғамның объективтік заңы деп ойлайтын (есептейтін) және адами мақсаттылықты, ерік білдіру мен іс әрекетті абсолюттендіретін философияның бір… … Философиялық терминдердің сөздігі
Волюнтаризм — (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого,… … Политология. Словарь.
ВОЛЮНТАРИЗМ — [ Словарь иностранных слов русского языка
ВОЛЮНТАРИЗМ — (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… … Современная энциклопедия
Волюнтаризм — (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ВОЛЮНТАРИЗМ — (лат. voluntas воля) философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива… … Новейший философский словарь
ВОЛЮНТАРИЗМ — ВОЛЮНТАРИЗМ, волюнтаризма, мн. нет, муж. (от лат. voluntarius волевой). 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос.). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный … Толковый словарь Ушакова
ВОЛЮНТАРИЗМ
Смотреть что такое «ВОЛЮНТАРИЗМ» в других словарях:
волюнтаризм — (от лат. voluntas воля) течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея … Большая психологическая энциклопедия
ВОЛЮНТАРИЗМ — (от лат. voluntas воля) термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей,… … Философская энциклопедия
Волюнтаризм — (лат. voluntas ерік) – ерікті болмыстың жоғары принципі деп мойындайтын, ерікті бастаманы табиғат пен қоғамның объективтік заңы деп ойлайтын (есептейтін) және адами мақсаттылықты, ерік білдіру мен іс әрекетті абсолюттендіретін философияның бір… … Философиялық терминдердің сөздігі
Волюнтаризм — (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого,… … Политология. Словарь.
ВОЛЮНТАРИЗМ — [ Словарь иностранных слов русского языка
ВОЛЮНТАРИЗМ — (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… … Современная энциклопедия
Волюнтаризм — (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ВОЛЮНТАРИЗМ — (лат. voluntas воля) философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива… … Новейший философский словарь
ВОЛЮНТАРИЗМ — ВОЛЮНТАРИЗМ, волюнтаризма, мн. нет, муж. (от лат. voluntarius волевой). 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос.). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный … Толковый словарь Ушакова
Волюнтаризм
Волюнтаризм – это философская позиция, разработанная как абстрактная философия еще в древности. Волюнтаризм родился не из ниоткуда, он предполагает очень старое представление об активной воле, когда субъект имеет волю к самобытию, к морализму, к рациональности, к прагматизму. Тем самым индивиду необходимо обладать волевыми проявлениями, дабы быть собой и хозяином жизни.
Позиция о такой воле зародилась еще на базе религии, она прослеживается в посланиях родоначальника христианской философии апостола Павла. Если разобрать эти послания философски и вспомнить рассуждения апостола о разнице физического обрезания и духовного, о необходимости именно духовного обрезания, то мы увидим, что духовное обрезание есть волевое самопринуждение и очень ясная целевая ориентация: «я вижу цель и заставляю себя ей соответствовать». То, что рекомендовал апостол Павел адресовано к христианству: «человеку надо заставлять себя быть христианином». Так со сменой эпох принцип оставался неизменен: человеку надо заставить себя быть европейцем, служить государству, собственной корпорации, себе самому, заставить себя быть прагматичным субъектом и действовать. Тем самым волюнтаризм предстает некой борьбой индивидуума с различными обстоятельствами.
Что это такое
Понятие волюнтаризм происходит от латинского voluntas – воля, и обозначает философское направление, уделяющее божественной, человеческой либо природной воле главенствующую роль в развитии мира, а также всех его составляющих.
Само понятие волюнтаризм возникло сравнительно недавно, хотя его принципы имеют древнейшие корни, а развитие этого понимания о воле как базовом компоненте мира получило еще в трудах Шопенгауэра и Ницше.
Волюнтаризм, что это такое? Волюнтаризм простыми словами означает то понимание, что воля – это есть главная сила движения в жизни. Надо заявить о своей позиции и эту позицию неукоснительно соблюдать, заставить себя быть свободным, а это бывает иногда страшно, особенно в странах, что только недавно начали выходить из тоталитарных условий. А став свободным, индивидуум должен защищать личную свободу и предъявлять требования другим, чтобы они соблюдали заявленные ими обязательства и предоставляли возможность другим быть собой. Тем самым, волюнтаризм простыми словами – это воля человека как главная составляющая жизни, постоянная борьба за свои устремления.
Волюнтаризм, как направление в психологии и философии, противостоит рационализму как еще одной философской идеалистической системе, оспаривая первичную значимость разума.
Волюнтаризм, раскрывшийся в работах Шопенгауэра, ставит волю выше всех остальных явлений в психической жизни человека, главной мотивационной компонентой его деятельности, делает волю надприродной силой.
Значение слова волюнтаризм определяет не только лишь человеческое качество, как сегодня принято в психологии, но и общемировой принцип. При этом волюнтаризм как особое видение о воле просочился и в психологическую науку, с этой позиции волю изучали многие психологи 19-х и 20-х веков. Однако многие ученые и не соглашались с таким подходом, утверждая необходимость причинных связей в волевых проявлениях человека. Спиноза, например, рассматривал обязательные причины в мотивации человека, а также относил волевые проявления человека только к душевным проявлениям, но не к телесным. Кант утверждал, что воля в одинаковой степени может быть свободна и несвободна. Лейбниц говорил о свободе в воле только через связь с разумными, рассудочными действиями, противопоставляя их поступкам на основе страстей. По Гегелю свобода и воля есть тождественные понятия и понятие волюнтаризм простыми словами означает «свободу». Но первейшее значение для развития волюнтаризма как философского направления имели труды Шопенгауэра.
Волюнтаризм Шопенгауэра
Во времена Шопенгауэра господствующее значение согласно Гегелю придавали разуму, познание считалось базовой категорией в мироустройстве. Однако немецкий философ усомнился в таком видении и выдвинул идею о значении волевых проявлений человека, как самой значимой силе в жизни не лишь человека, но и животных, а также растений. Мир иррационален, не столь предсказуем, как кажется человеку, а познание – интуитивно, и именно волевые проявления человека движут всем. Воля знакома всем на основе опыта, как предельно простое явление, волевые проявления человека не требуют мыслительных конструкций.
Шопенгауэр рассматривал волевые проявления человека как силу, бесцельное движение без начала, без конца. У воли есть отдельные проявления, они могут конфликтовать между собой. Противодействия вовне и внутри человека есть выражения этой борьбы между отдельными волевыми объективизациями. Немецкий философ уверен, что мы действуем часто не как рассудочные существа, а под влиянием аффектов, страстей, темных импульсов, которые не можем вывести на уровень сознания.
И лишь вторую ступень в мироустройстве занимает познание, которое свойственно человеку. Познание мира доступно в его отдельных актах схватывания реальности, и его выражение возможно через только искусство. Интеллект Шопенгауэр рассматривает только как инструмент воли, он служит конкретным практическим целям. Интеллект способен охватить только связи между объектами, не имеет способности познать их вглубь, утверждает немецкий философ. Разум не имеет регулятивную и мотивационную функции.
В работе о мировой воле немецкий философ пробует показать, что многие претензии человека, его взгляды отдают манией величия. Симптомы мании величия по Шопенгауэру проявлены в трех сферах: космологической, биологической, психологической.
Космологический симптом мании величия находится в том, что индивидуум мнит себя господином вселенной, единственным высшим существом в космосе. Немецкий философ представляет Землю как крохотный шарик на окраинах космоса.
Биологический симптом немецкий философ рассматривает, как видение человека о себе подобных, как о венце творения, что тоже оспаривает, аргументируя тем, что отдельный человек не сможет встроиться в природную систему, использовать целиком, что дано ему природой.
Психологический симптом он описывает через то, что личность считает свое сознание, «я» – хозяином в жизни. Немецкий философ уверен, что истинным управителем мира и человека есть некое базовое, неуправляемое, бессознательное и часто темное начало, являющееся в воле.
Мировая воля в понятии немецкого философа является абсолютным злом. Ее два ключевых свойства – желание быть и желание продолжить свой род проявляются в любых существах. Желание быть – есть инстинкт самосохранения, свойственный как живой, так и неживой природе. У человека этот инстинкт выражается особенно ярко через страх смерти, борьбу за жизнь. Немецкий философ придает важное значение желанию продолжить род, как возможности победить мировую волю через создание потомства, которое будет жить, даже тогда, когда сам человек прекратит существование.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»