Что означает слово виждь и внемли

Что значит «виждь и внемли»? «Пророк» Пушкина и синонимы слов

Что означает слово виждь и внемли

Почему такие странные слова?

Стихотворение написано в 1826 году и впервые опубликовано два года спустя. Пушкин прибегнул к жанру оды и поднял в стихотворение библейскую тему, в частности Шестую главу Книги пророка Исайи.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Что означает слово виждь и внемли

Жанр оды и библейский стиль заставили поэта использовать устаревшую лексику. Кроме того, в начале XIX века сам русский язык был другим. Сегодня он показался бы нам старомодным.

Потому в стихотворении Пушкина и встречаются такие слова, как «перста», «отверзлись», «зеницы», «уста», «празднословный», «десница», «виждь и внемли».

Что означает слово виждь и внемли

Что значит «виждь и внемли»?

Что означает слово виждь и внемли

«Виждь и внемли» в наши дни

Соответственно, сегодня вместо «виждь и внемли» мы бы сказали «смотри и слушай». Очевидно, что это более общеупотребительные слова, которые не звучат возвышенно, что нужно было Пушкину в «Пророке».

Что означает слово виждь и внемли

Словосочетание «Виждь и внемли» прочно укоренилось в русском языке. С 1999 года в Московском театре русской драмы идет одноименный спектакль. Под мелодии Моцарта и Шостаковича зрителям читают стихи Жуковского, Вяземского, Крылова, Пушкина, Анненкова и Лермонтова.

Источник

виждь

Смотреть что такое «виждь» в других словарях:

ПРИЙДИ И ВИЖДЬ — «ПРИЙДИ И ВИЖДЬ», Беларусь, НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ БЕЛАРУСИ, 1992, цв., 74 мин. Историческая драма. Третий фильм из цикла «К вам, современники мои», снятый по материалам белорусской национальной культуры и истории, о событиях времен… … Энциклопедия кино

Щепенко, Михаил Григорьевич — Михаил Григорьевич Щепенко … Википедия

ВЕДЕЛЬ — [Ведельский, Веделев] Артемий Лукьянович (1767, Киев 14.07.1808, там же), укр. композитор, дирижер, певец. Сын резчика по дереву, члена Киевского иконописного цеха. Образование получил в Киево Могилянской академии (1776 1788), где еще в… … Православная энциклопедия

ДУХОВНЫЕ СТИХИ — в рус. народной культуре совокупность музыкально поэтических текстов, объединенных христ. тематикой. Традиционно Д. с. называют «стихи», а печатные или рукописные собрания стихов «стиховники» или «стихарники» (в старообрядческой среде). Термин «Д … Православная энциклопедия

ишь — ты! – межд. удивления и порицания. Из вишь и далее из видишь – 2 л. ед. ч. наст. вр. или др. русск. форма 2 го л. ед. ч. повел. накл. вижь, ст. слав. виждь; см. Преобр. I, 277 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Агафангел Соловьев — (до пострижения Алексей Федорович) архиепископ волынский и житомирский; род. 8 февраля 1812 г., умер 8 марта 1876 г. Сын священника села Ильинского Шуйского уезда, в 1836 г. окончил курс во владимирской семинарии и московской духовной академии,… … Большая биографическая энциклопедия

Львов, Алексей Федорович — директор придворной певческой капеллы, автор музыки русского народного гимна; род. в Петербурге 25 мая 1798 г. Отец его, Федор Петрович Львов, был большим любителем музыки и с 1826 г. состоял директором придворной капеллы. А. Ф. с 7 лет учился… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Что означает слово виждь?

Что означает слово виждь и внемли

Что означает слово виждь и внемли

Это придает тексту некую таинственность, относит нас в те далекие времена, дает почувствовать себя частью истории.

Что означает слово виждь и внемли

Слово виждь это глагол повелительное наклонение от начальной формы «видеть». Виждь это устаревшее и ныне не используемое слово, современным синонимом которого является слово «видь». Виждь применяли в тексте для придания тексту возвышенной и исторической окраски.

Что означает слово виждь и внемли

Сейчас это слово уже мало употребляется в речи. А вот те, кто читает стихотворения Пушкина, а так же Онегина конечно же заметили, что там это слово встречается.

Если задуматься по тексту смысл слова будет понятен. Но все же не все понимают до конца, что оно значит.

Так вот это вполне привычный для нас глагол видеть. Ранее это считалось повелительной формой глагола.

Что означает слово виждь и внемли

Слово «виждь» считается устаревшим, архаизмом, и если посмотреть в словарь, например в этимологический словарь русского языка Фасмера М., то это слово («виждь) надо понимать, как «глядеть»/»смотреть»/»видеть».

А вот у Пушкина А.С., как раз такое слово встречается.

Что означает слово виждь и внемли

Что означает слово виждь и внемли

Что означает слово виждь и внемли

Что означает слово виждь и внемли

Что означает слово виждь и внемли

Ничего сложного, виждь, это такой глагол, проще говоря повелительное наклонение от глагола «видеть».

Но школьникам сложно конечно, слово не совсем понятно звучит.

Встречается у Пушкина А.С.

Это устаревшая форма, из старославянского языка.

Что означает слово виждь и внемли

Слово «виждь» не понятно многим, так как оно является устаревшей формой старославянского языка.

Сейчас его можно встретить в стихах и произведениях былых времен. Так и у А.С. Пушкина мы видим данное слово:

Что означает слово виждь и внемли

Что означает слово виждь и внемли

Слово, глагол «виждь» является повелительной формой от глагола «видеть».

Что означает слово виждь и внемли

Действительно слово «Виждь» встречается в таком произведении Пушкина как «Пророк».

То есть фраза из стихотворения будет на современный манер звучать, как:

«Восстань, Пророк и посмотри».

Что означает слово виждь и внемли

Такое слово сейчас очень редко можно встретить. Оно не употребляется нами, но все же у некоторых писателей оно присутствует. Чаще всего это слово употребляли для придания тексту возвышенной окраски.

Слово виждь является глаголом произошло от начальной формы видеть.

Это слово можно увидеть в стихотворения Пушкина или Есенина.

Означает оно видеть.

Что означает слово виждь и внемли

Что означает слово виждь и внемли

Ответ на этот вопрос может быть обширным, с развернутой статистикой и цитированием классиков марксизма-ленинизма.

В те времена многое делалось не для того, чтобы заработать, а чтобы показать всему миру, что мы лучше всех.

И это удавалось, надо признать.

Что означает слово виждь и внемли

До сих пор бережно храню сочинение своей дочери на эту тему. Написала она его на альбомном листе, разместив под названием сочинения моё фото. Несколько тёплых строк, которые греют меня и светят мне много лет(прошло уже более 20 лет!).Какие тут могут быть советы? Не нужно раздумывать как сделать «красивыми» свои строки, а лучше просто написать то, что сразу приходит на ум при мыслях о маме. Мне уже за 50 лет. 3 марта будет полгода, как не стало моей мамы. Она умерла на 85-ом году жизни. Первое, что приходит мне в голову при воспоминании о своем детстве, к примеру:

Ранним утром я просыпаюсь, когда в печи уже весело потрескивают дрова, а на плите булькает бульон, кипит в чугунке каша,ароматно пахнет компот. Слышу, как веселкой мама взбивает тесто для пышных оладушек. Всё спорится в ловких маминых руках! Она заботливая и без дела никогда не сидит. Поднимается самая первая и успевает до нашего подъёма двор подмести, воды на коромысле натаскать, и живность накормить. Нам скоро в школу, а ей на работу. Время не бежит вперед её, а словно ждёт, чтобы со всеми делами она справилась и ушла со спокойной душой на работу. Мы все вместе выходим за калитку и прощаемся до встречи вечером. Машем друг дружке руками и некоторое время смотрим вслед уходящей летящей походкой мамочке, красивой, статной и опрятной. Мы очень гордимся любимой мамой, нас у неё трое детей, а папы нет. Трудно ей бывает очень, но она никогда не унывает, всегда ласково нам улыбается и не забывает тепло обнять перед сном.

Что означает слово виждь и внемли

Потому что это школьная программа)

Я прекрасно помню свою учительницу биологии, которая сказала, что эта теория бред, человека создал Бог, человек никак не мог произойти от обезьяны. Я не знаю насколько верующей или нет она была, но факт в том, что она как учитель с высшим образованием не считала эту теорию достоверной или реальной.

Что означает слово виждь и внемли

Для нас важен летний отдых и возможность отдохнуть с детьми именно летом.

Если перенесут начало учебного года на другую дату осени,значит и конец учебного года отодвинется.

Все это как то напрягает.

Сложившиеся привычки трудно пересмотреть.

Нет у нас такой надобности,чтобы осенью куда то отправляться, лета вполне хватает.

Что означает слово виждь и внемли

Так как порог заболеваемости еще превышен. Решено было продлить каникулы в учебных учреждениях до 6 февраля включительно, в связи с обострением заболеваемости среди населения, в том числе и детей.

Учащиеся 1-11 классов опять вынуждены идти на каникулы.

Что означает слово виждь и внемли

6 · 5 ответов · слово

8 · 12 ответов · земля для рассады

7 · 11 ответов · школа

6 · 11 ответов · устное народное творчество

Источник

ВИЖДЬ И ВНЕМЛИ

Что означает слово виждь и внемли

В представлении рядового человека все филологи – книжные черви. А лингвисты – схоласты. Ну не видят в нас люди ничего живого! Литературные и кинематографические образы учителей русского языка тоже часто производят странное впечатление: наши коллеги – это либо далекие от реальной жизни, возвышенно мыслящие чудаки, либо сухари-придиры, мешающие жить пылающим глубокими страстями юнцам и юницам. В общем, страшно далеки мы от народа, хотя и сеем разумное, доброе, вечное.
А между тем филология, лингвистика, русистика – дело живое (уж мы-то знаем). Живое – ибо любой филолог в первую очередь наблюдатель. Почему таким долгожителем оказался «Словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля? Да потому, что за каждой словарной статьей стоят сотни и сотни верст по колдобинам российских дорог, да долгие беседы с теми самыми мужиками да бабами, творцами воспетого Гоголем меткого русского слова, да бессонные ночи, полные размышлений над услышанным.
Но Даль не исключение, просто он – подвижник. На самом деле любой нормальный филолог только и делает что наблюдает: он придирчиво следит за каждым словом в тексте, да еще удивляется, если узнает, что все прочие читатели не обратили внимания на то или иное языковое явление; он реагирует на ошибки в рекламных объявлениях, и на телевизионные «перлы», и на забавные или нелепые оговорки окружающих.
Учитель, собственно, и должен учить детей наблюдать. Вернее, он должен помогать им развивать природную наблюдательность – ту самую, о которой так замечательно писал Корней Иванович Чуковский. Но миссия учителя чрезвычайно сложна: ведь в основе детской наблюдательности лежат преимущественно ассоциации по сходству, не скованные никакими авторитетами, а сама идея образования базируется на изучении Авторитетных Образцов; так что учителя (причем филологи – в первую очередь) должны примирять непримиримое, уча почитать Авторитет и подражать ему, копировать его – и в то же время въедливо наблюдать за каждым словом, за всяким огрехом и беззастенчиво творить нечто ни на что не похожее.
Как страшно, если ученики будут слишком скованными. Как нелепо, если они выйдут из школьных стен самонадеянными недоучками. В чем же выход? Все в том же искусстве наблюдать, в умении отличать кажущееся незыблемым (а на самом деле всего лишь меняющееся очень медленно, поскольку в языке постоянно меняется все) от бесконечно изменчивого, одинаковое от неодинакового, точное от неточного.
Я честно попыталась вспомнить, кто мне давал главные уроки наблюдательности. Наверное, сначала – папа, обожавший стихотворные стилизации и языковые игры и ядовито высмеивавший любую языковую неаккуратность или двусмысленность. Учителя? Увы, ничего вспомнить не могу. Потом – университет. Одним из самых ярких университетских уроков наблюдательности стала экспедиция. Причем вовсе не потому, что я сделала какое-нибудь лингвистическое открытие (ничего я не открыла), а потому, что научилась слушать то, что раньше видела только написанным в словаре; потому, что почувствовала, как важен для слова контекст; потому, что осознала, что все значки в лингвистических описаниях ставят люди, которым свойственно ошибаться (да и вообще все эти значки – не язык, а символы языка описания, который выбирается произвольно, для удобства, так что фетишизировать его смешно).

Что означает слово виждь и внемлиС.Фарково, Красноярский край. Прибыло пополнение.

Между прочим, на днях довелось мне рецензировать научные отчеты по программе «Университеты России». Очень многие лингвисты, диалектологи, фольклористы просят деньги на проведение экспедиций. Я горячо поддержала все такие просьбы. Но боюсь, что если им и дадут, то копейки. А ведь для любого филолога полевая практика – это первое настоящее соприкосновение с живым словом. Без нее действительно можно превратиться в схоласта, в книжного червя. Работа в поле делает геолога геологом, географа географом, археолога археологом. И филолога филологом – тоже! Потому что учит видеть и слышать то, что есть на самом деле, а не то, что хочется.
Конечно, наши ученики еще не студенты, но, пожалуй, стоит устраивать для них «мини-экспедиции»: в полевую практику может превратиться экскурсия в театр, где нужно будет понаблюдать за сценическим произношением, поездка в другой город, где говорят на улицах и пишут вывески чуть-чуть иначе, чем у вас. Да здравствует наблюдательность!

Источник

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ | Библиотека им. Елены Евдокимовой

Разделы

А. Н. Кленов. Виждь и внемли| Печать |

СОДЕРЖАНИЕ

Как я уже говорил, источником всей идеологии А. И. Солженицына является русский философ Бердяев. К сожалению, общественные и политические взгляды Бердяева у нас мало известны, а статьи его, где они высказаны с полной ясностью, надо искать, главным образом, в журналах, выходивших в годы первой мировой войны. Я позволю себе выписать из статей Бердяева некоторые характерные места. Читатель, знакомый с сочинениями А. И. Солженицына, легко узнает его излюбленные идеи. В первоисточнике они представлены лучше, чем в «Августе» или в совсем уже слабой публицистике Александра Исаевича, написанной вычурным, искусственным языком.

Итак, обратимся к истокам русского национализма.

Национальное самоутверждение хочет опереться на культурные достижения нации. Если другие нации их не признают, придется им эти ценности навязать:

Национальные связи важнее всех других. Вот подлинное кредо всякого национализма:

«Можно и должно мыслить исчезновение классов и принудительных государств в совершенном человечестве, но невозможно мыслить исчезновение национальностей. Нация есть динамическая субстанция, а не преходящая историческая функция, она корнями своими врастает в таинственную глубину жизни. Национальность есть положительное обогащение бытия и за нее должно бороться, как за ценность. Национальное единство глубже единства классов, партий и всех других преходящих исторических образований в жизни народов. Каждый народ борется за свою культуру и за высшую жизнь в атмосфере национальной круговой поруки».

«Национальность и человечество».

Надо полагать, в число этих «преходящих исторических образований в жизни человечества» Бердяев не включает религию. Христианства во всем этом нет, это имитация язычества, стоящая ниже Ветхого Завета. Во всяком случае ясно, что в бердяевском расписании приоритетов Евангелие должно уступить место национальным задачам. Оказывается, «Евангелие не есть закон жизни». Вот полный набор софизмов, позволяющих отделаться от этого неудобного закона:

«Психология войны и смысл войны.

Мысли о природе войны».

Гуманизм уже погиб, и не стоит о нем жалеть:

«Частно-общественное, гуманистическое миросозерцание расслабляет человека, отнимает у него ту глубину, в которой он всегда связан со всем „историческим“, сверхличным, всемирным, делает его отвлеченно-пустым человеком. Так погибает и немая великая правда гуманизма. Поистине всякий человек есть конкретный человек, человек исторический, национальный, принадлежащий к тому или иному типу культуры, а не отвлеченная машина, подсчитывающая свои блага и несчастья. Все историческое и мировое в человеке принимает форму глубоко-индивидуальных инстинктов, индивидуальной любви к своей национальности, к национальному типу культуры, к конкретным историческим задачам».

«О частном и историческом взгляде на жизнь».

Справедливости нет места в человеческих конфликтах. Может быть, ее и можно требовать от индивида, но всякий голос справедливости должен умолкнуть, когда дело касается нации:

Существуют народы и страны, огромная роль которых в истории определяется не положительным, творческим призванием, а той карой, которую несут они другим народам за свои грехи. И всего более это можно сказать о Турции».

Здесь невольно вспоминается предсказание городничего: «Нам плохо будет, а не туркам».

В политике всякие принципы неуместны, абстрактное морализирование мешает. Нужны сильные люди, бесстрашные перед словом:

«Слова и реальности в общественной жизни».

Законным средством политики является война — совсем не обязательно оборонительная война. Следующий отрывок вполне объясняет уважение, с которым относились к Бердяеву нацисты (видевшие в нем лишь одну сторону, но существенную и неотделимую от его мышления!):

Дело идет о мировом духовном преобладании славянской расы. Мне неприятен весь нравственный склад германца, противен его формалистический пафос долга, его обоготворение государства, и я склонен думать, что славянская душа с трудом может перенести самые нравственные качества германцев, их нравственную идею устроения жизни. И я хотел бы бороться с германцами за наш нравственный склад, за наш духовный тип. Но это менее всего значит, что война подлежит расценке с точки зрения моральных прерогатив противников. Война аппелирует не к моральной справедливости, а к онтологической силе. Преобладание славянского нравственного склада над германским нравственным складом совсем не есть проблема справедливости. Это скорее проблема исторической эстетики.»

«О правде и справедливости в борьбе народов».

Теперь мы можем лучше понять идеологию «Августа». Казалось бы, зачем воевать с немцами, если нет к ним особенной ненависти, если у них можно даже многому поучиться? Идеология, с которой мы здесь имеем дело, как будто не требует ненависти в войне. На первый взгляд это выглядит возвращением к рыцарскому восприятию войны. Но в рыцарские времена не было наций в нынешнем смысле слова, и феодальные войны не были национальными конфликтами, о которых здесь идет речь. Национальная идеология возвращает нас не к рыцарству, а к более древней традиции племенных распрей, когда необходимо было считать противника человеком худшей породы: это дает силу убивать.

Конечно, некоторые люди способны убивать и без ненависти, деловито исполняя свое ремесло. Но это совсем не похоже на рыцарские поединки. Двадцатый век научил нас, что получается из этой национально-рыцарской болтовни.

Но вернемся к Бердяеву, чтобы понять все это до конца. Хотите ли знать, отчего возникают войны? Потому что война есть закон мироздания, любимое развлечение творца:

«И на небе, и в иерархии ангелов, есть война. Войны могут быть духовными, войнами духов. Духи добрые сражаются с духами злыми, но вооружения их более тонкие и совершенные.»

«Движение и неподвижность в жизни народов».

«Психология войны и смысл войны.

Мысли о природе войны».

Перед нами версия христианства, о которой стоит призадуматься нашим новообращенным христианам. Может быть, они найдут в этой теме — и в «Августе», представляющем ее вариации — слишком уж много воинственного задора.

Теперь посмотрим, как решается пресловутый вопрос о слезинке ребенка:

Сущность кризиса, совершающегося у нас под влиянием войны, можно формулировать так: нарождается новое сознание, обращенное к историческому, и конкретному, преодолевается сознание отвлеченное и доктринерское, исключительный социологизм и морализм нашего мышления и оценок. Сознание нашей интеллигенции не хотело знать истории, как конкретной метафизической реальности и ценности. Оно всегда оперировало отвлеченными категориями социологии, этики или догматики, подчиняло историческую конкретность отвлеченно-социологическим, моральным или догматическим схемам. Для такого сознания не существовало национальности и расы, исторической судьбы и исторического многообразия и сложности, для него существовали лишь социологические классы или отвлеченные идеи добра и справедливости…

Русское сознание имеет исключительную склонность морализировать над историей, т. е. применять к истории моральные критерии, взятые из личной жизни».

«Война и кризис интеллигентского сознания».

Мы видим, что на место абстрактных социологических построений, направленных на благо отдельной личности, ставится конкретное национальное мировоззрение, которое этим благом жертвует и пренебрегает. Критика марксизма с этих позиций, по-видимому, не сулит лучшего будущего отдельному человеку: он по по-прежнему останется орудием в политической игре. Что это игра — политическая, можно не сомневаться:

«Русский империализм имеет национальную основу, но по своим заданиям он превышает все чисто национальные задания, перед ним стоят задачи широких объединений, быть может невиданных еще объединений Запада и Востока, Европы и Азии.»

«Национализм и империализм».

Не следует думать, что русский империализм ставит себе целью спасение Европы:

«Конец Европы будет выступлением России на арену всемирной истории, как определяющей духовной силы».

«Начинаются сумерки Европы».

«Задачи творческой исторической мысли».

Поскольку мировая война России не удалась, надо было найти виновных. За этим дело не стало:

Читатель узнаёт здесь излюбленный мотив Александра Исаевича, его главную историческую идею. Впрочем, и весь русский народ не может избежать осуждения:

«Русский народ не выдержал великого испытания войны. Он потерял свою идею.»

Почти теми же словами Адольф Гитлер выразил свои чувства к немецкому народу в последние недели войны. Я ценю Бердяева как философа, уважаю его как человека, но не могу избежать этого сравнения.

Читатель, без сомнения, убедился, что философия Солженицына не нова и не оригинальна. Впрочем, это не философия, а идеология: Александр Исаевич изготовил ее из философии Бердяева, взяв у него лишь то, что ему было понятно и удобно.

Вот еще несколько мыслей Бердяева, для этой идеологии непонятных и неудобных:

«Обращение к элементарному органическому прошлому, идеализация его, боязнь страдальческого развития есть малодушие и любовь к покою, леность духа. Только тот достигает свободы духа, кто покупает ее дорогой ценой бесстрашного и страдальческого развития, мукой прохождения через дробление и расщепление организма, который казался вечным и таким уютно-отрадным. В старый рай под старый дуб нет возврата.»

«У нас не было здорового национального сознания и национального чувства, всегда был какой-то надрыв, всегда эксцессы самоутверждения или самоотрицания. Наш национализм слишком часто претендовал быть мессианизмом древне-еврейского типа, яростного, исключительного и презрительного».

«Национализм и мессианизм».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *