Что означает слово veyron
Династия Bugatti Veyron: все специальные версии суперкара
По большому счету, Bugatti Veyron сродни яйцам Фаберже, только с максимальной скоростью свыше 400 км/ч. Но такие же разноцветные, сделанные под конкретного заказчика и имеющие коллекционную ценность. Имея в руках легендарный бренд и выдающийся автомобиль, маркетологи Volkswagen изобрели гениальный способ, как попадать в новости гораздо чаще, нежели это обычно происходит — при выходе новых моделей. Они начали выпускать «специальные версии» Veyron с собственными названиями. В кавычках, потому что за редким исключением вся «специальность» заключалась в окраске кузова, обшивке салона и мелких элементах декора. Особенное издевательство — именовать «специальной версией» автомобиль, выпущенный вообще в единственном экземпляре, а таковых среди эксклюзивных разновидностей Bugatti Veyron большинство. По моему глубокому убеждению, должно быть как минимум два идентичных экземпляра, чтобы можно было говорить о «версии», а единственный автомобиль это просто выпуск под конкретного заказчика, какие бы пресс-релизы не рассылал производитель и каким красивые слова не добавлял после названия модели. Кстати, после Bugatti эту же порочную практику начали практиковать и Pagani, наклепав с десяток разных Zonda по 1 штуке каждой версии.
Тем не менее, я давно хотел собрать все официальные разновидности Veyron в одну статью — просто чтобы разобраться самому в хронологии и особенностях этих «специальных версий», поскольку имеющиеся источники неполны и неточны. Сейчас наступило лучшее для этого время, поскольку 23 февраля производитель сообщил о прекращении производства Veyron — как и запланировано, 450-й экземпляр выпущен, продан заказчику из Ближнего Востока и, конечно же, тоже стал «специальной версией» — La Finale.
Для начала, есть 4 объективно разных серийных модификации Veyron, с которыми разобраться достаточно просто.
— Bugatti Veyron EB 16.4 (2005-2011)
— Bugatti Veyron EB 16.4 Grand Sport (2008-2012)
— Bugatti Veyron EB 16.4 Super Sport (2010-2012)
— Bugatti Veyron EB 16.4 Grand Sport Vitesse (2012-2015)
Veyron без дополнительных суффиксов в названии — купе мощностью 1001 л.с. с максимальной скоростью 408 км/ч.
Super Sport — купе мощностью 1200 л.с. и измененным аэродинамическим обвесом, что позволило достичь максимальную скорость 431 км/ч, однако на серийных автомобилях стоит ограничитель на уровне 415 км/ч из-за опасения производителя за покрышки.
Совокупный выпуск Veyron в кузове купе (обычного и Super Sport) составил 300 экземпляров и прекратился в 2012 году. Из этого числа 30 автомобилей были выпущены в спецификации Super Sport.
Grand Sport — открытая версия Veyron, производившаяся с 2008 года. Имеет жесткую съемную крышу и мягкий тент от дождя. Мощность 1001 л.с., максимальная скорость разная в зависимости от положения крыши: те же 408 км/ч с закрытой, 369 км/ч с открытой и 131 км/ч с мягким верхом.
Grand Sport Vitesse — вполне закономерно появившаяся в 2012 году кабрио-разновидность Super Sport, пришедшая на смену простому Grand Sport. 1200 л.с., улучшенная динамика разгона, но при движении с открытой крышей скорость серийных машин по-прежнему ограничена на 375 км/ч. Тем не менее, на закрытой трассе автомобиль показал 408,84 км/ч, что делает его (правда, достаточно предсказуемо) самым быстрым серийным кабриолетом в мире.
Производство открытых версий суперкара было изначально ограничено на уровне 150 экземпляров, из которых около трети приходится на Vitesse. Последний продали 23 февраля 2015 года, что ставит точку в истории Bugatti Veyron.
На основе базового Bugatti Veyron EB 16.4 было создано пять официальных «специальных версий» согласно сайту Bugatti, но есть еще две — Sang d’Argent и Nocturne:
Pur Sang (2007) — был представлен на Франкфуртском автосалоне. Название означает «чистая кровь» по-французски, в дальнейшем этот язык станет традиционным для большинства названий особенных Veyron. Пять автомобилей этой разновидности показывали Veyron таким, как он есть: некрашенный алюминий и не менее некрашеный углепластик всех наружных панелей.
Fbg par Hermès (2008) — первый «специальный» Veyron, выпущенный в единственном экземпляре и представленный на Женевском автосалоне 2008 года. Создан в честь 80-летия сотрудничества Bugatti с французским домом моды Hermès и оформлен в стиле этой компании: черно-кофейный окрас, аналогичный салон из кожи Hermès, эмблемы бренда на решетке радиатора и по центру колес нового для Veyron дизайна с восемью спицами. И, конечно же, в комплекте есть бумажник и кейс производства Hermès. Вроде бы, существует второй экземпляр, переделанный из обычного Veyron.
Sang Noir (2008) — по имеющейся информации, было выпущено аж 15 экземпляров этой разновидности при изначально запланированных 5. По мнению создателей, автомобиль должен напоминать о Bugatti Type 57SC Atlantic. Металлические панели кузова окрашены в черный глянец (оправдывая имя «черная кровь»), в то время как карбоновые просто покрыты бесцветным лаком, некрашенными остались и алюминиевые боковые зеркала. Передние фары с характерной тонировкой. Салон из кожи коньячного цвета.
Bleu Centenaire (2009) — в честь 100-летия компании Bugatti произвели единственный Veyron, так и названный «столетний голубой». Используя знаменитый голубой цвет, применявшийся на гоночных болидах довоенной поры (поскольку французские марки должны были выставлять машины именно этого цвета на соревнованиях), была сделана все же двухцветная окраска: частично матовая, частично глянцевая. Салон из светло-бежевой кожи с ромбовидной прострочкой.
L’Edition Centenaire (2009) — 4 экземпляра другой юбилейной версии, на самом деле, таки разные и напоминают о четырех легендарных пилотах, приносивших победы марке в довоенную пору. Все окрашены в комбинацию из классического «гоночного цвета», соответствующего национальности гонщика, и полированного алюминия на передних крыльях и дверях. Француз Jean-Pierre Wimille — геральдический голубой; итальянец Achille Varzi — красный (более темный, чем Rosso Corsa); англичанин сэр Malcolm Campbell — темно-зеленый; немец Hermann zu Leiningen — белый. Все четыре автомобиля были показаны на конкурсе элегантности Villa d’Este вместе с аналогично окрашенными Bugatti Type 35.
Sang d’Argent (2009) — «кровь серебра»: единственный автомобиль в этой раскраске показан на автосалоне в Дубаи 2009 года. Полированный алюминий, как на Pur Sang, сочетается с серебристым металликом кузовных панелей, дисками от Grand Sport и бежевым салоном.
Nocturne (2009) — еще одна версия специально для арабского рынка, представленная вместе с Sang d’Argent и Soleil de Nuit в Дубаи. Конечно, с таким названием стоило ожидать, что это будет полностью черная машина, но нет. Действительно черная краска сочетается с полированным алюминием (в том числе, из него, а не из карбона, выполнен капот). Самая интересная особенность — гальванизированные боковые стекла, которые у нас бы назвали «зеркальной тонировкой». В закрытом виде создают любопытный эффект. Салон бело-черный с применением высокотехнологичных материалов. Возможно, было сделано до 5 экземпляров Nocturne для дилеров Bugatti в регионе Персидского залива, но достоверной информации об этом нет.
У рекордного Bugatti Veyron EB 16.4 Super Sport была только одна официальная разновидность и две неофициальных, сделанных под конкретных заказчиков.
World Record Edition (2010) — чем может отпраздновать эта марка новый мировой рекорд скорости для серийных автомобилей? Конечно же, специальной версией Bugatti Veyron Super Sport, выпущенной в 5 экземплярах. Большая часть кузовных панелей — из покрытого глянцевым лаком некрашенного углепластика, а нижняя часть окрашена в оранжевый.
Sang Noir (2011) — второй раз название «черная кровь» появилось на Veyron. На этот раз — в единственном экземпляре Super Sport (шасси №002, представленное на Женевском автосалоне 2011 года), созданном для заказчика, которому не понравилась раскраска World Record Edition. Имеет полностью черный кузов, прозрачные задние фонари и оранжево-черный салон с вышивкой Sang Noir на центральном тоннеле. По слухам, ограничитель скорости на этой машине снят и она может разгоняться до тех самых рекордных 430 км/ч.
Pur Blanc (2011) — от «чисто белого» Veyron Super Sport стоило ожидать именно такой раскраски, но нет: находящийся в Лос-Анджелесе единственный Pur Blanc на деле бело-черный снаружи, с черными колесами и черным салоном. Имя собственное этого экземпляра вышито на подголовниках и нанесено на двери в виде шильдиков. Хозяин авто, Бенджамин Чен, называет свое авто «пандой» и участвовал на Pur Blanc в ралли суперкаров Goldrush Rally.
Среди всех достаточно многочисленных вариантов Bugatti Veyron EB 16.4 Grand Sport только один Sang Bleu, почему-то, заслужил отдельное упоминание на сайте марки. А весь список таков:
Soleil de Nuit (2009) — представлен на Дубайском автосалоне 2009 года. Окраска: Black Blue Metallic и полированный алюминий, колесные диски от Sang Noir, оранжевый салон. Имя версии означает «ночное солнце».
Sang Bleu (2010) — созданный в единственном экземпляре кабриолет «голубая кровь» сочетает полированный алюминий с лакированным синим углепластиком снаружи. Салон бежевого цвета, колесные диски от купе Pur Sang — полированные.
Bleu Nuit (2010) — вслед за Sang Bleu выпустили еще один подобный экземпляр, но в более спокойной цветовой гамме «синяя ночь». Часть кузовных панелей выполнены из темно-синего карбона, часть из полированного алюминия, часть — окрашены в серебристый металлик. Салон из бежевой кожи. Колесные диски от купе Veyron Pur Sang, установленные на Bleu Nuit и Sang Bleu, недоступны для заказа на обычных Grand Sport.
L’Or Blanc (2011) — автомобиль, названный «белое золото», как ни странно, не имеет золотого покрытия. Зато Bugatti утверждают, что это первая машина с фарфоровыми элементами снаружи и внутри. Немецкая компания Königliche Porzellan Manufaktur Berlin изготовила из этого материала центральные колпачки колес, крышку бензобака и маслозаливную горловину, эмблему EB сзади и пять вставок в салоне. Исключительно характерная бело-синяя окраска тоже напоминает о традициях посудных мастеров. Единственный экземпляр продан британскому клиенту.
Blanc Noir (2010) — радикально «бело-черный» (так переводится Blanc Noir) кабрио-Veyron показали впервые во время праздничных мероприятий на заводе компании в Мольсхейме. Большей частью кузов покрыт матовой белой краской, но капот, воздухозаборники и колеса окрашены в глянцевый черный. Салон, напротив, почти полностью черный с белой прострочкой. Название Blanc Noir нанесено на двери — не очень типично для большинства специальных версий Veyron.
Middle East Edition (2011) — три машины, показанные на Дубайском автосалоне 2011 года, именуются Middle East, хотя кроме места продажи ничего особенного их не объединяет, обосновывая подобное общее название. Самый запоминающийся экземпляр: желтый с черными карбоновыми элементами, черными колесными дисками и очень ярким желто-черным салоном. Второй автомобиль — из синего карбона с полированным алюминием снаружи и оранжево-синим интерьером. Третий — темно-зеленый карбон и больше алюминия снаружи, внутри гамма серо-зеленая.
Bernar Venet (2012) — странно, что всего один Veyron был официально создан в качестве «art car», то есть в содружестве с известным художником, использующим автомобиль, как холст для творения в своем традиционном стиле. Француз Бернар Вене оформил этот названный в его честь Veyron Grand Sport оранжевыми математическими символами, среди которых выделяются W и 16, напоминая о конфигурации двигателя суперкара. Тема продолжилась и в салоне, где символы вышиты оранжевым по черной коже, а на центральном тоннеле есть тоже вышитый автограф Вене.
Wei Long (2012) — создан, чтобы отпраздновать год Дракона по китайскому календарю и показан на Пекинском автосалоне. Белый перламутр снаружи, красная кожа внутри. Фарфоровые элементы декора, как и на L’Or Blanc, произведены Königliche Porzellan Manufaktur Berlin. Подголовники и шелковые коврики украшены вышивками драконов в китайском стиле.
Наконец, при выпуске Bugatti Veyron EB 16.4 Grand Sport Vitesse производитель отличился, по большей части, гораздо более логичным подбором «специальных версий».
World Record Car (2013) — посвящена рекорду скорости для кабриолетов. Имеет черно-оранжевую (Arancia Orange) гамму в духе Super Sport World Record Edition и такой же салон. На водительском пороге пилот Энтони Лю оставил свой автограф, как сертификат того, что автомобиль достиг скорости 408,84 км/ч. Имеющиеся источники расходятся во мнениях о количестве выпущенных Vitesse WRC — 1, 3 или 8 экземпляров.
Les Légendes de Bugatti (2013-2014) — под занавес жизненного цикла Veyron, производитель выпустил 18 машин, разделенных поровну на 6 специальных версий с общей тематикой «легенды Бугатти». Конечно, все они отличаются только окраской и оформлением салонов.
Jean-Pierre Wimille: представлен в июле 2013 года на Monterey Speed Week в Пеббл-Бич. Посвящен, как и один из четырех L’Edition Centenaire, Жану-Пьеру Вимиллю — гонщику, дважды выигравшему Ле-Ман на Bugatti и бывшего долгое время тест-пилотом марки. Имеет голубой с черным окрас, как у гоночной машины Вимилля в Ле-Мане 1937 года.
Jean Bugatti: представлен на Франкфуртском автосалоне в сентябре 2013 года. Посвящен Жану Бугатти — старшему сыну создателя компании и дизайнеру Bugatti 57SC Atlantic. Выполнен из черного карбона, с платиновым покрытием решетки радиатора и эмблемы EB. Коричнево-бежевый салон имеет вышитые на дверных картах силуэты 57SC Atlantic.
Meo Costantini: представлен на Дубайском автосалоне в ноябре 2013 года. Посвящен Мео Константини — другу Этторе Бугатти, гонщику и менеджеру заводской команды, двухкратному победителю Targa Florio. Алюминий кузова отполирован, карбоновые части — окрашены в классический французский гоночный голубой. Под антикрылом нарисована карта Тарга Флорио, она же нанесена между креслами. На крышке бензобака и подголовниках — подписи Мео Константини. Салон комбинированный, коньячно-синий с голубой просточкой. На дверных картах — выгравированные лазером гоночные сцены.
Rembrandt Bugatti: представлен на Женевском автосалоне в марте 2014 года. Посвящен Рембрандту Бугатти — брату Этторе Бугатти и известному скульптору, создавшему знаменитое накапотное украшение Bugatti, стоящего на задних лапах слона. Снаружи окрашен в коричневый и бежевый цвета (даже колесные диски!), эта же гамма продолжается и внутри, где, конечно же, нашли место для сразу нескольких изображений танцующего слона.
Black Bess: представлен на Пекинском автосалоне в апреле 2014 года. Посвящен, как ни странно, не человеку, а автомобилю — модели Bugatti Type 18 «Black Bess», названной так в честь знаменитой британской гоночной лошади. Экстерьер полностью черный с интересными полосами из 24-каратного золота на передних крыльях. Внутри — серая и коричневая кожа, красные ремни безопасности и руль, а на дверных картах специальными чернилами по коже нарисованы Bugatti Type 18 и самолет Ролана Гарроса (владельца одной из 7 оригинальных машин Type 18).
Ettore Bugatti: представлен в Пеббл-Бич в августе 2014 года. Посвящен самому Этторе Бугатти — создателю и бессменному руководителю марки. В оформлении последней «легенды» вдохновлялись Bugatti Type 41 Royale. Снаружи: частично — полированный алюминий, частично — синий карбон. Внутри: синий карбон, коньячная и синяя кожа, а также вновь мотивы слонов.
1 of 1 (2014) — предпоследняя разновидность Vitesse создана по заказу клиента из Сингапура, чьи инициалы PL украшают переделанную ради этого решетку радиатора. Черно-желтый окрас является одним из самых каноничных для классических Bugatti. Салон из черной кожи с желтой прострочкой, а на карбоновой вставке между креслами нанесен эскиз Bugatti Type 35. Название «1 of 1» это классический автоколлекционерский термин для машин, выпущенных в одном экземпляре. Даже интересно, почему Bugatti именно этой версии дали такое имя.
La Finale (2015) — самый последний Veyron Grand Sport Vitesse был продан клиенту c Ближнего Востока 23 февраля 2015 года, а публично будет впервые продемонстрирован на Женевском автосалоне 5 марта этого года, вместе с самым первым серийным Veyron. Пока что есть только один официальный снимок заднего антикрыла с надписью La Finale, так что о других особенностях этой машины можно будет узнать только после открытия автосалона.
Из-за ограничения на 20 фотографий в записи, пришлось по максимуму объединить снимки четырех L’Edition Centenaire и шести Les Légendes de Bugatti. Кроме того, в общий список по той же причине не вошло несколько машин, сделанных под конкретных клиентов: Pegaso Edition, Project Kahn, Le Mans, Grand Sport by Bijan Pakzad, SK Limited Edition, Super Sport Edition Merveilleux, Grand Sport Sang Blanc… Честно говоря, грань между официальной специальной версией и просто заказным Veyron невероятно тонкая и я бы вообще исключил из списка все «единственные» экземпляры. Но, пожалуй, собранная в этой статье информация может быть адекватным путеводителем по всем самым эксклюзивным Bugatti Veyron.
Bugatti Veyron: все, что нужно знать о главном гиперкаре 21 века
В момент своего появления в 2005 году Bugatti Veyron был, без преувеличения, величайшим автомобилем планеты. Впервые по-настоящему серийная модель, созданная с соблюдением всех индустриальных норм, смогла преодолеть сразу два психологически важных рубежа — мощность в 1000 лошадиных сил и скорость в 400 километров в час. Марка Bugatti мигом вернулась на автомобильный Олимп, но самое важное, что «Вейрон» спровоцировал новый виток погони за скоростью. Погони, которая не утихает до сих пор.
Впрочем, далекого от техники обывателя гиперкар шокировал даже не характеристиками, а в первую очередь ценой: начиналась она от 1,24 миллиона долларов, что по сегодняшнему курсу составило бы 92 миллиона рублей. А как вам прейскурант на обслуживание? 25 тысяч долларов (1,8 млн рублей) — ежегодная замена технических жидкостей. Комплект особых шин Michelin, сделанных специально для Veyron, — 38 тысяч долларов (почти три миллиона рублей). Замена трансмиссии — 120 тысяч, как целый Mercedes-Benz S-класса.
Баснословно дорогая машина! И тем не менее, на каждом из 450 проданных «Вейронов» концерн Volkswagen не зарабатывал, а терял — задержите дыхание — по 6 000 000 долларов или почти по полмиллиарда рублей.
Почему Bugatti Veyron был самым крутым
Дело в том, что на разработку Bugatti Veyron ушли несметные деньги — ведь уровень инжиниринга в этом гиперкаре по тем временам был просто запредельным. Взять хотя бы двигатель: агрегат W16 рабочим объемом 8 литров оснащался аж четырьмя турбинами, и в первой версии развивал ровно 1001 лошадиную силу. Чтобы охлаждать этого монстра, конструкторам потребовалось целых 10 радиаторов, но результат того стоил: разгон до сотни за 2,6 секунды и максимальная скорость 408 километров в час.
Разумеется, одного только супер-двигателя для таких показателей было недостаточно. Передачей всей этой безумной мощности на колеса заведовала семиступенчатая трансмиссия DSG и система полного привода на основе муфты Haldex. А договориться с силами природы помогала активная аэродинамика. Чтобы разогнаться до максимальной скорости, требовалось активировать специальный режим, в котором закрывались воздуховоды в переднем бампере, дорожный просвет уменьшался до мизерных 6 сантиметров, а подвижное заднее антикрыло переходило в режим наименьшего сопротивления. Кстати, это же крыло играло роль большого воздушного тормоза, помогая могучим карбон-керамическим тормозам, когда вы решали, что пора уже и остановиться.
Салон радовал эстетов роскошной отделкой и всеми атрибутами комфорта, двигатель не разрывал барабанные перепонки соседям по потоку, а шасси поражало плавностью хода и дружелюбностью манер. Поэтому владельцем «Вейрона» мог стать любой обеспеченный человек, а не только любитель скорости и острых ощущений.
Отсюда и огромное количество спецверсий, которые начали появляться почти сразу же после дебюта гиперкара. Ведь сильным мира сего часто хочется выделиться даже в своем элитном клубе или просто заказать машину в соответствии с личными вкусами. Вот лишь некоторые из лимитированных или уникальных исполнений Bugatti Veyron.
В 2009 году дебютировала открытая версия Bugatti Veyron Grand Sport — со множеством доработок, позволяющих сохранить жесткость кузова и максимальную скорость. Общий тираж составил 150 экземпляров, причем первые 50 предназначались только для действующих клиентов Bugatti. И конечно, здесь тоже были уникальные версии.
Но даже это был не предел. В 2010 году дебютирует Bugatti Veyron Super Sport — и здесь отличия уже не сводятся только к типу кузова и декору. Миру предстает новый рекордсмен. Отдачу мотора доводят до 1200 лошадиных сил, аэродинамика становится еще более изощренной, а итогом должен стать новый рекорд скорости — ведь к тому моменту пальму первенства у оригинального «Вейрона» перехватывает американский SSC Ultimate Aero с результатом 412 километров в час.
Новые рекорды Bugatti Veyron
Bugatti удается отыграться: 4 июля 2010 года на испытательном полигоне Volkswagen близ Вольфсбурга проходят официальные заезды. Первым за руль садится Джеймс Мэй из британского шоу Top Gear и показывает 417 км/ч. Вот репортаж о том заезде.
А затем за руль садится уже Энри Рафанель, штатный пилот Bugatti, и делает две рекордные попытки — в противоположных направлениях движения, как и предписывают требования Книги рекордов Гиннесса. В зачет идет среднее арифметическое обоих заездов — это 431 километр в час, хотя во второй попытке Рафанелю удалось показать целых 434.
Правда, легитимность рекорда становится предметом долгого разбирательства. Дело в том, что максимальная скорость тех Bugatti Veyron Super Sport, которые предназначались клиентам, была искусственно ограничена на 415 километрах в час — чтобы сберечь шины от разрушения под чудовищными нагрузками. И это обстоятельство поставило рекорд под сомнение: можно ли считать серийным автомобиль без такого электронного «ошейника»? Разбирательство заняло целых три года, в какой-то момент рекорд даже успели отменить, но в итоге признали. К тому же, 5 из 30 выпущенных Super Sport были в очередном специальном исполнении World Record Edition: черно-оранжевый кузов с выставленным напоказ карбоном, особые колеса и, главное, никакого ограничителя.
В 2012 году дебютирует открытая версия этого же автомобиля — Bugatti Veyron Grand Sport Vitesse. Если хотите, живая ярмарка тщеславия, где «стандартных» исполнений почти не существует, и чуть ли не каждый экземпляр уникален. Отдельно стоит отметить шесть машин из серии Bugatti Edition — каждая из них посвящена человеку, занявшему особое место в истории марки.
А вот с самым последним экземпляром в династии Veyron компания решила не мудрствовать. Его назвали просто La Finale, и по сути это был все тот же Grand Sport Vitesse, только в специальном цвете и с соответствующими надписями. Выпуск «Вейрона» продолжался 10 лет, и за это время было сделано 300 купе и 150 родстеров — как минимум пара десятков из них попала в Россию. Изредка машины всплывают в продаже: цены варьируются от 50 до 150 миллионов рублей, и коллекционная стоимость Veyron с годами будет только расти.
Но все же самое главное в этой модели не цена и эксклюзивность. Главное, что весь автомобильный мир погнался за Bugatti. В битву за рекорд ввязались вышеупомянутые американцы из SSC, их соотечественники из Hennessey, безумные шведы из Koenigsegg — и спор за звание самого быстрого автомобиля планеты не окончен до сих пор. До недавних пор в нем участвовала и сама Bugatti с новой моделью Chiron, но… Впрочем, о том, как сложилась судьба «Широна», мы расскажем в следующий раз.