Что означает слово вещуньина
ВЕЩУНЬЯ
Смотреть что такое «ВЕЩУНЬЯ» в других словарях:
вещунья — знахарка, сивилла, прорицательница, провозвестница, провидица, предвестница, ворожея, предсказательница, предвещательница, вещуйка, гадальщица, гадательница, ведунья, угадчица, пророчица, гадалка, кукушка Словарь русских синонимов. вещунья см.… … Словарь синонимов
вещунья — ВЕЩУН, а, м. (устар.). То же, что предсказатель. Ворон в. (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
вещунья — вещунья, род. мн. вещуний … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Вещунья — ж. жен. к сущ. вещун Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
вещунья — вещунья, вещуньи, вещуньи, вещуний, вещунье, вещуньям, вещунью, вещуний, вещуньей, вещуньею, вещуньями, вещунье, вещуньях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
вещунья — вещ унья, и, род. п. мн. ч. ний … Русский орфографический словарь
вещунья — см. вещун; и; мн. род. ний, дат. ньям; ж … Словарь многих выражений
вещунья — вещ/унь/я [й/а] … Морфемно-орфографический словарь
ВЕЩУНЬЯ — – см. ГАДАНИЕ … Сонник Мельникова
ВЕЩАТЬ — что, сказывать, говорить, объявлять, поведать, проповедывать, поучать. ся, быть сказуему кем. Вещание ср., ·длит. действие по гл. Вещба жен. прорицание, предсказание; гадание, ворожба. | Заговор, слово при заговоре. Он всякую вещбу знает.… … Толковый словарь Даля
вещунья
Смотреть что такое «вещунья» в других словарях:
вещунья — знахарка, сивилла, прорицательница, провозвестница, провидица, предвестница, ворожея, предсказательница, предвещательница, вещуйка, гадальщица, гадательница, ведунья, угадчица, пророчица, гадалка, кукушка Словарь русских синонимов. вещунья см.… … Словарь синонимов
ВЕЩУНЬЯ — ВЕЩУНЬЯ, вещуньи (поэт.). женск. к вещун. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
вещунья — вещунья, род. мн. вещуний … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Вещунья — ж. жен. к сущ. вещун Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
вещунья — вещунья, вещуньи, вещуньи, вещуний, вещунье, вещуньям, вещунью, вещуний, вещуньей, вещуньею, вещуньями, вещунье, вещуньях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
вещунья — вещ унья, и, род. п. мн. ч. ний … Русский орфографический словарь
вещунья — см. вещун; и; мн. род. ний, дат. ньям; ж … Словарь многих выражений
вещунья — вещ/унь/я [й/а] … Морфемно-орфографический словарь
ВЕЩУНЬЯ — – см. ГАДАНИЕ … Сонник Мельникова
ВЕЩАТЬ — что, сказывать, говорить, объявлять, поведать, проповедывать, поучать. ся, быть сказуему кем. Вещание ср., ·длит. действие по гл. Вещба жен. прорицание, предсказание; гадание, ворожба. | Заговор, слово при заговоре. Он всякую вещбу знает.… … Толковый словарь Даля
Словари
стянуть, стащить, украсть
Караулов спёр у дяди Васи какие-то там блинчики, что ли, а этот пошёл и профискалил.
— Ах, говорит, Ефим, комси-комса, не вы ли спёрли мои дамские часики, девяносто шестой пробы, обсыпанные брильянтами?
Чаю бы выпить, / окончивши спорт, // но самовар / неизвестными спёрт. // Те же, / должно быть, / собачку поранивши, // масло и яйца / спёрли раньше.
Но едва успею я войти в определённое положение, остановиться на известной точке, судьба так и сопрёт меня с неё долой…
Вещуньина с похвал вскружилась голова, // От радости в зобу дыханье спёрло, ― // И на приветливы Лисицыны слова // Ворона каркнула во все воронье горло: // Сыр выпал ― с ним была плутовка такова.
Замолкли вихри непогодны, // И бурны спёр Борей уста, // Почув веленья неугодны, // Летит он в мрачные места.
В наше море в стары годы, // Говорят, текла река, // И спёрла гранитом воды // Богатырская рука!
Предвещатель, прорицатель, пророк, предвестник, провозвестник, вещий, вещун, провидец, прозорливец, ясновидящий; ворожея, гадатель, гадальщик, гадалка, кудесник, авгур.
Ср. Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло.
Крылов. Ворона и Лисица.
Из басни «Ворона и Лисица» (1807) И. А. Крылова (1769-1844):
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперто,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Ср. Вещуньина с похвал вскружилась голова.
Крылов. Ворона и Лисица.
См. голова кругом идет.
◊ Вскружи́лась голова чья, у кого. О том, кто увлёкся, утратив способность здраво рассуждать, оценивать себя и окружающих, окружающее. * Вещуньина с похвал вскружилась голова (Крылов).
ПОХВАЛА́, похвалы, жен. Летный отзыв, одобрение. Говорить о ком-нибудь или чем-нибудь с похвалой. Рассыпаться в похвалах кому-нибудь. «Вещуньина с похвал вскружилась голова.» Крылов. «Не в меру похвала опасней брани едкой.» Вяземский.
Значение слова «вещунья»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
вещу́нья
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прерывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «вещунья»
Предложения со словом «вещунья»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «вещунья»
– Будущее уже предрешено, – сказала проповедница, не глядя вещунье в глаза. – Для всех.
Будто была когда-то у вогулов такая древняя вещунья, очень ловкая.
Я снял со стены и принялся чистить старинные часы с кукушкой, принадлежащие моей квартирной хозяйке, после чего весенняя вещунья навсегда разучилась куковать.
Синонимы к слову «вещунья»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Творчество И.А. Крылова. Басня «Ворона и Лисица»
Цель урока:
Оборудование: Презентация «Басни Крылова», толковые словари С.И. Ожегова, Даля, учебники, карточки, лучики солнца красного, жёлтого и оранжевого цвета, солнышко.
Ход урока
I. Мотивационно-организационный этап.
– Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Спасибо, садитесь.
1. Проверка домашнего задания.
– Посмотрите на иллюстрации, которые вы нарисовали. Сейчас читаем басни. Кто желает? (Читают по желанию и оценивают.)
2. Знакомство с произведениями Крылова (выставка книг)
Рассмотрите книжную выставку.
– С творчеством какого автора мы продолжаем знакомиться?
– Да, сегодня мы продолжим знакомиться с прекрасным миром басен Крылова.
Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал 205 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены более, чем на 50 языков.
В замечательном городе Санкт-Петербурге есть чудесный Летний сад. Он очень красив в любое время года. В Летнем саду кроме прекрасных скульптур из мрамора есть еще и бронзовый памятник великому баснописцу, который был установлен через 11 лет после смерти Крылова в 1855 году. Посмотрите на иллюстрацию: Крылов сидит, глубоко о чем-то задумавшись, в окружении зверей и птиц — героев своих басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Многие поколения детей зовут писателя дедушкой Крыловым, любят и знают наизусть его басни.
– В каком жанре писал И.А. Крылов? (эпический жанр – басни)
3. Работа с толковыми словарями Ожегова и Даля.
– Вспомним, какие басни написал И.А.Крылов?
– Что же такое басня? (ответы детей)
Слайд 1. (по Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.
Басня (по Далю) – вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными.
– Составим из этих значений свое определение басни.
(Басня — это короткий нравоучительный и сатирический рассказ или стих, в басне под видом картин из жизни зверей высмеиваются людские недостатки.)
– Где заключен главный смысл басни? (В морали.)
– Что же такое мораль?
(Мораль – нравоучение в баснях.)
4. Сообщение темы урока. Слайд 2.
– Посмотрите на картинки. Догадайтесь, с какой басней мы будем сегодня работать?
II. Работа по новой теме.
1. Знакомство с новой басней
2. Словарная работа. Слайд 3.
– Как вы понимаете значение слова:
– Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье.).
– Взгромоздиться – взобраться с усилием, устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо.
– Лесть – угодливое восхваление
– Царь птица – лучшая из всех птиц
– В зобу дыханье сперло – стало трудно дышать, зоб – расширенная часть пищевода у птиц, где накапливается и обрабатывается пища.
– Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.
– Бог послал – так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном.
– Все не впрок – не на пользу
– Пленить – покорить чем – либо, очаровать
3. Первичное восприятие прочитанного текста
– Назовите главных героев басни. (Ворона и Лисица – главные герои басни)
– Какая же история приключилась с Вороной?
– Почему это произошло? Что высмеивает Крылов?
4. Повторное чтение басни
Прочитайте басню еще раз, попробуйте разделить басню, исключая мораль, на части и озаглавьте каждую часть.
Физкультминутка
5. Работа с текстом басни.
– Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны?
– На что они указывают? Какой предстает Ворона?
– Случайно ли появление Лисицы? Подтвердите ответ словами из текста.
– Проследите, как действует на Лисицу сыр.
– Каким метким словом называет Крылов Лисицу? (плутовка) Что обозначает это слово?
– Почитайте, как Лисица льстила Вороне. Как Лисица обращалась к ней? Как называла Ворону? Что говорила о ее красоте? О ее голосе? Прочитайте.
– Рассмотрите, как выглядит ворона в действительности. Опишите ее по внешнему виду. (Дети описывают ворону по рисунку) Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?
– Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Грубый, громкий, неприятный, она не поет, а каркает..)
– Для чего же Лисица так расхваливала Ворону? (Чтобы отнять у Вороны сыр..)
– Как же прореагировала Ворона на лесть, как об этом написал Крылов?
– Какими качествами вы наделите Ворону? А Лисицу?
5. Работа по карточкам.
Хитрый | |
Льстивый, склонный к лести | |
Тщеславный, стремящийся к славе, почести | Ворона |
Высокомерный | |
Неискренний | |
Честолюбивый, любящий славу | |
Неправдивый, лживый | Лисица |
Глупый | |
Доверчивый |
III. Закрепление изученного.
1. Подготовка к выразительному чтению.
– Прочитайте басню выразительно по ролям. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.
2. Выразительное чтение басни. (отрывок)
Проведем конкурс чтецов. (2-3 ученика)
– Кто, по вашему мнению, прочитал лучше? Почему?
3. Работа над моралью басни.
– Прочитайте первые 4 строки. Что это? Как вы понимаете смысл первых трех строк? А что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
– Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?
– О чем он советует помнить постоянно?
– Какие пороки людей осуждаются?
– Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?
– Мы прочитали басню, чему она нас научила?
ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.).
IV. Повторение изученных басен.
Слайд 4.
1.“Угадай-ка
– Какие герои басен здесь зашифрованы?
2. Работа по карточкам
– Ребята, я подготовила для вас карточки.Но все карточки перемешались. Я даже теперь не могу разобраться, что к чему. Помогите мне, пожалуйста. Мы сделаем вот что.
– Вы попытаетесь установить, из какой басни эти слова и соедините стрелками отрывок из басни с ее названием.
Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра. | “Стрекоза и Муравей” “Лебедь, Щука и Рак” “Зеркало и Обезьяна” “Мартышка и очки” “Ворона и Лисица” |
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна. | |
Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? | |
А ежели невежда познатней,То он ее еще и гонит. | |
Ты все пела? Это дело: Так поди же попляши! | |
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, а только мука. |
3. Бюро находок. Слайд 5.
– В баснях потерялись предметы. Определите, из какой они басни.
Сыр – “Ворона и лисица”
Очки – “Мартышка и очки”
Зеркало – “Зеркало и обезьяна”
IV. Рефлексия.
1)– Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?
– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
– Нужно ли изучать басни?
– Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке…
– Вы заметили, что солнышко у нас без лучей, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданием на отлично и вам понравилась работа одноклассников, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём то не уверены, то жёлтые, а если ничего не понравилось,. то оранжевые. (Выставляю оценки)
– Я вижу, что урок вам понравился и у вас хорошее настроение, так давайте же поделимся нашим настроением с гостями и в память об уроке подарим им улыбку и солнышко.
2) Домашнее задание (дается по выбору) Слайд 6.