Что означает слово вельможа по истории 5 класс

Вельможа – кто это такой, что значит слово?

В исторической литературе часто встречается термин “вельможа”. Он может относится к разным периодом, от Древнего мира до XIX века. Вряд ли он применим к современным государствам, но в позапрошлом веке был актуальным из-за сословной структуры общества.

Что означает слово вельможа по истории 5 класс

Происхождение термина и его употребление

Что значит термин “вельможа” и как он появился? Очевидно, что слово имеет славянское происхождение. Оно появилось от слова “веле”, которое соответствует прилагательным “великое” и “знатное” и от “можение”, то есть аналога глагола “мочь”.

Что означает слово вельможа по истории 5 класс

Таким образом, кто такой вельможа? Тот, кто много может себе позволить или обладает каким-то могуществом. Слово можно применить и просто к богатым людям прошлого и к аналогам современных чиновников. В русском языке оно используется уже почти 1000 лет.

Вельможа – это бытовой, а не юридический термин, поэтому и охват категорий населения и эпох у него больше.

Что означает слово вельможа по истории 5 класс

Рис. 2. Вельможа сановник.

Известные вельможи российской и мировой истории

В истории России термин “вельможа” применим и к элите Новгорода Великого, которая называлась “300 золотых поясов” и к сподвижникам правителей периода просвещенного абсолютизма:

В Древнем Египте вельможами часто называют лиц, которые выполняли поручения фараона, например, занимали должности аналогичные современным генеральским или следили за работой каменоломен. От знатных вельмож остались гробницы представляющие интерес для археологов.

Что означает слово вельможа по истории 5 класс

Рис. 3. Гробница вельможи.

Что мы узнали?

Устаревший термин вельможа применяется для обозначения знатных придворных особ – советников, бояр, князей, графов и других. Биографии знатных вельмож можно почитать, например, в википедии. К этой категории людей можно отнести сподвижников Петра I, Екатерины II. Елизаветы Петровны, Ивана IV и многих египетских фараонов и вавилонских царей.

Источник

История Древнего Мира 5 класс Вигасин. Вопросы и задания к разделу «Древний Восток». Номер №14

Что означают слова: фараон, вельможа, ростовщик, жрец, храм, мумия, саркофаг, гробница, пирамида, папирус, иероглиф, сфинкс, обелиск, каста, отшельник?

Решение

Фараон – правитель Древнего Египта.
Вельможа – царские советники, военноначальники.
Ростовщик – люди, которые наживались на том, что давали имущество «в рост», т.е. в долг.
Жрец – служители богов.
Храм – жилища богов.
Мумия – тело умершего, которые высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами для его сохранения.
Саркофаг – гроб для мумии.
Гробница – место захоронения правителя или вельможи.
Пирамида – это огромные гробницы фараонов.
Папирус – высокий тростник, который рос по берегам Нила.
Иероглиф – знаки, «священные письмена», которые использовались в письменности Древнего Египта, Древнего Китая, были образованы из рисунков предметов.
Сфинкс – каменная скульптура с телом льва и головой человека.
Обелиск – каменные столбы или «иглы фараонов», украшенные золотом и серебром.
Каста – группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.
Отшельник – человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно.

Источник

Вельможа

Содержание

Этимология и употребление

Слово, составленное из наречия вело, вельми, то есть очень, и глагола мочь, обозначало того, кто мог, кто имел большую силу в государстве и обществе, вообще, человека знатного рода или высокого сана.

В древнерусских памятниках вельможи, с одной стороны, ставились наряду с боярами — «Боляре и вельможи и вся дружина побита» половцами; с другой же стороны, они противополагались «сирым» —

Что означает слово вельможа по истории 5 класс

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Вельможа» в других словарях:

ВЕЛЬМОЖА — ВЕЛЬМОЖА, вельмога и пр. см. велий, великий. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ВЕЛЬМОЖА — ВЕЛЬМОЖА, вельможи, муж. (книжн. устар.). Знатный, родовитый и богатый сановник; важный и знатный человек (теперь преим. с оттенком иронии). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВЕЛЬМОЖА — ВЕЛЬМОЖА, и, муж. В старое время: знатный и богатый сановник. Царские вельможи. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

вельможа — ВЕЛЬМОЖ|А (79), Ѣ ( Ѧ) с. Знатный человек, приближенный князя или царя: Моудрость съмѣренааго възнесеть главоу ѥго: ||=и посредѣ вельможь посадить ю. (ἐν μέσῳ μεγιστάνων) Изб 1076, 147 147 об.; ˫ако оучитель правыѩ вѣры. вельможамъ твьрдоѥ… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

вельможа — и, м. Знатный и богатый сановник. ► Многих вельмож видел, и всяк их видел; жили открыто, на славу, на удивление. Только до покойного графа Алексея Григорьевича Орлова Чесменского не доходил ни один. // Тургенев. Записки охотника // ◘… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

вельможа — Древнерусское – вельмуж. Старославянское – вельможане. Общеславянское – velьmoza (могущество). «Вельможа» широко используется в русском языке с XI в. и является по своему происхождению исконным. Это слово использовалось со значением «царедворец»… … Этимологический словарь русского языка Семенова

Вельможа — (др. рус.) знатный и богатый сановник … Большая советская энциклопедия

Вельможа — слово, составленное из наречия вело, вельми, т. е. очень, и глагола мочь, следовательно, тот, кто много может, кто имеет большую силу в государстве и обществе, вообще, человек знатного рода или высокого сана. Слово это всегда имело значение… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Кто такой вельможа?

Что означает слово вельможа по истории 5 класс Что означает слово вельможа по истории 5 класс

Всего получено оценок: 92.

Всего получено оценок: 92.

В исторической литературе часто встречается термин “вельможа”. Он может относится к разным периодом, от Древнего мира до XIX века. Вряд ли он применим к современным государствам, но в позапрошлом веке был актуальным из-за сословной структуры общества.

Происхождение термина и его употребление

Что значит термин “вельможа” и как он появился? Очевидно, что слово имеет славянское происхождение. Оно появилось от слова “веле”, которое соответствует прилагательным “великое” и “знатное” и от “можение”, то есть аналога глагола “мочь”.

Что означает слово вельможа по истории 5 классРис. 1. Вельможа.

Таким образом, кто такой вельможа? Тот, кто много может себе позволить или обладает каким-то могуществом. Слово можно применить и просто к богатым людям прошлого и к аналогам современных чиновников. В русском языке оно используется уже почти 1000 лет.

Вельможа – это бытовой, а не юридический термин, поэтому и охват категорий населения и эпох у него больше.

Известные вельможи российской и мировой истории

В истории России термин “вельможа” применим и к элите Новгорода Великого, которая называлась “300 золотых поясов” и к сподвижникам правителей периода просвещенного абсолютизма:

В Древнем Египте вельможами часто называют лиц, которые выполняли поручения фараона, например, занимали должности аналогичные современным генеральским или следили за работой каменоломен. От знатных вельмож остались гробницы представляющие интерес для археологов.

Что означает слово вельможа по истории 5 класс

Что мы узнали?

Устаревший термин вельможа применяется для обозначения знатных придворных особ – советников, бояр, князей, графов и других. Биографии знатных вельмож можно почитать, например, в википедии. К этой категории людей можно отнести сподвижников Петра I, Екатерины II. Елизаветы Петровны, Ивана IV и многих египетских фараонов и вавилонских царей.

Источник

Урок по истории Древнего мира (5 класс) «Жизнь египетского вельможи»

Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

1. Познакомить учащихся с жизнью египетских вельмож.

2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

— метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты и обосновывать выводы;

— предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания – фараон, вельможа, гробница

Оборудование: Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе, тесты, учебные картины.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся : фронтальная, групповая

1. Этап мотивации к учебной деятельности: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

На доске вам представлены слова: фараон, вельможа, писцы, войны, ремесленники и крестьяне

– скажите, что их объединяет? (жители Египта)

– о ком из жителей Египта мы говорили? (крестьяне и ремесленники)

— о ком хотелось бы вам узнать? (вельможа)

— как назовём нашу тему урока?

— как бы вы сформулировали тему нашего урока. (Тема нашего урока «Жизнь египетского вельможи»)

Записываем в тетради : число, тема урока (записывают)

3. Создание проблемной ситуации

— что вы хотели бы узнать вельможи (ответы обучающихся: в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались, чем занимались вельможи, как фараон относился к вельможам, кому он подчинялся)

— Сегодня на уроке мы должны выяснить, чем жизнь вельможи отличалась от жизни земледельцев и ремесленников? Работать будем в парах.

1. В усадьбе вельможи.

2. Служебные обязанности вельможи.

5. Изучение нового материала. Стадия осмысления.

Рассматривая 1 вопрос нашего плана, мы должны посмотреть на рисунок стр. 43. Перед вами лежат маршрутный лист, с ним будем работать на уроке. Надо вставить пропущенные слова. Подсказки под текстом.

Давайте сделаем вывод – о жизни вельможи мы узнаем из надписей в каменных гробницах. У них большие красивые дома, изобилие еды, разное развлечение.

Теперь работаем с учебником. Откроем п. 3 п. 7 и п. 2 п. 8 и сравним жизнь земледельца с жизнь вельможи и запишем в таблицу маршрутного листа.

Рассмотрим 2 вопрос плана и прочитать пункт 3 и 4 учебника стр. 42- 45

Записать в маршрутным листе «Поручения» вельмож.

1. распределяли работу в каменоломнях, откуда привозили камень для строительства гробниц;

2. вершили суд и расправу, разбирая дело о заговоре тайных врагов фараона во дворце;

3. следили за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона;

4. возглавляли военные походы в пограничную область;

5. «Носитель царских сандалий».

Идет проверка записей.

6. Рефлексия (итог урока).

8) Удалось нам достичь нашей цели? Сейчас мы это и проверим.

Закрепление Игра “Да” или “Нет”

Учитель: Я утверждаю, что…

Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)

Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)

Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)

Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)

Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)

Вельможа не работал. (Нет.)

Вельможа носил много украшений. (Да.)

Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

Домашнее задание: § 8, вопросы 1, 2, 3

Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Внимательно прочитай и подготовь развёрнутый ответ на вопрос «Как жили ремесленники Древнего Египта?».

* Где находится Египет?

* Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? (или что умели делать жители Египта)

* Расскажи о некоторых из них.

* Легким ли был труд ремесленников?

* В каких условиях жили ремесленники?

Примерный ответ учащегося по карточке №10:

Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и заниматься разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали разнообразную нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях.

1) Где находится Египет?

а) в северо-восточной части Африки

б) в центральной Азии

в) в центральной Африке

2) Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте.

3) Что ввозили торговцы в Древний Египет?

4) Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) объединение Южного и Северного царств

б) союз богов неба и земли

в) царство мертвых и царство живых

5) Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

а) из шкур животных

б) из пальмовых листьев

6) Как называлась первая столица египетского государства?

Ключ к тесту: 1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а.

Информация для учителя.

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. Главной задачей государства была защита интересов господствующего класса. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождаются египетской «Книги мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик? Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Жизнеописание вельможи Уны

(Начало служебной деятельности).

(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель).

. его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей — верховным сановником, в случае любого тайного дела.

(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше).

В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу-ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.

(Приготовление к войне с бедуинами).

Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.

(Назначение начальником Верхнего Египта).

Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.—С. 33-34.

Вопросы по тексту документа.

Кто такой вельможа? (это знатный и богатый египтянин).

Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (выполнял так, что царь его хвалил. )

Как относится к своему царю этот вельможа? (он его боготворит, пытается выслужиться. )

Решение творческой задачи.

Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».

Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины. (Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми признавал за ним полноту власти. Люди первобытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшины. Они считали его равным себе, они его выбрали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *