Что означает слово вагнер

Значение слова «Вагнер»

Что означает слово вагнер

Ва́гнер

1. фамилия немецкого происхождения

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово вагнерПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: элементарный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «вагнер&raquo

Цитаты из русской классики со словом «Вагнер»

Отправить комментарий

Предложения со словом «вагнер&raquo

Например, что будет, если, говоря на языке специальных терминов, соединить «признаки архитектуры государственно-митрополичьего жанра» (прежде всего, галереи) с небольшим «придворно-княжеским четырехстолпным одноглавым храмом» (Г. К. Вагнер)?

Наряду с трехчастной классификацией, которую он, впрочем, лишь бегло упоминает, Вагнер вводит деление денег на две категории, используя в качестве их названий понятия денег, обладающих материальной ценностью, и денег, не обладающих материальной ценностью, причём последние он обозначает ещё и термином «кредитные деньги».

Если для немецких философов (Ницше, Вагнер) основой синтеза служит музыка (музыкальная драма), то для русских идеальное воплощение синтеза видится в храме и совершаемом в нём действе.

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Кто такой Вагнер? Правду о лидере российской ЧВК рассказали журналисты

«Частная военная компания Вагнера» или «группа Вагнера» является неофициальной военной организацией. С разрастанием конфликтов по всему миру, компания Вагнера становится всё более востребованной. Но кто такой сам Вагнер?

Полковник спецназа ГРУ Уткин Дмитрий Валерьевич 1970 года рождения ушел в запас 2013 году. До отставки командовал 700-м отдельным отрядом спецназа 2-й отдельной бригады СпН Главного разведывательного управления Минобороны РФ.

После ухода со службы Уткин поступил на работу в подразделение Moran Security Group, которое специализировалось на охране морских судов в пиратоопасных районах. Есть данные, что MSG организовала так называемый «Славянский корпус» — ЧВК, состоящую из отставных российских военных.

В 2013 году «Славянский корпус» (СК) был отправлен в Сирию для защиты Башара Асада. По некоторым источникам, Вагнер входил в состав группы, по другим – он был её организатором. Из потрёпанных остатков СК Уткин якобы и организовал свою собственную ЧВК в 2014 году. Боевое крещение ЧВК Вагнера прошла на Донбассе.

Позывной «Вагнер» Дмитрий Валерьевич получил из-за своего интереса к эстетике и идеологии Третьего рейха.

Дмитрий Уткин якобы был убит в январе 2016 года на Донбассе под Озеряновкой, но позже он был замечен на специальном приёме в Кремле. Приём был организован для военных, отличившихся особым героизмом при взятии Пальмиры. В 2017 году Уткин был включён в санкционный список США.

Ходят слухи, что знаменитый бизнесмен и «повар Путина» Евгений Пригожин занимается финансированием группы Вагнера, а её основным работодателем является Монобороны РФ.

Источник

Значение слова вагнер

вагнер в словаре кроссвордиста

вагнер

Словарь медицинских терминов

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «вагнер»:

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ВАГНЕР (Wagner) Адольф (1835-1917) немецкий экономист. Испытал влияние идей исторической школы; считал, что правовые отношения играют определяющую роль в хозяйственной жизни.

ВАГНЕР Владимир Александрович (1849-1934) российский биолог и психолог, основоположник сравнительной психологии в России. Профессор Санкт-Петербургского, затем Ленинградского университета (1906-31). Труды по инстинктивной деятельности животных и др.

ВАГНЕР Николай Петрович (1829-1907) российский зоолог и писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1898). Основные труды по фауне беспозвоночных Белого м., энтомологии. Открыл явление педогенеза у насекомых (1862). Автор «Сказок Кота-Мурлыки» (1872) и др. литературнохудожественных произведений.

ВАГНЕР (Wagner) Отто (1841-1918) австрийский архитектор. Представитель венского стиля «модерн». В интерьере здания почтамта в Вене (1904-1906) выступил как предшественник функционализма.

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «вагнер»:

Большой юридический словарь

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «вагнер»:

Большая Советская Энциклопедия

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «вагнер»:

Википедия

Ва́гнер или Уа́гнер — фамилия:

Вагнер — дворянские роды.

Из них древнего происхождения только два, восходящие к самому концу XVII столетия и записанные в I часть родословных книг, один — Саратовской губернии, другой — Гродненской губернии.

Примеры употребления слова вагнер в литературе.

Кажется, нет области знания, которой не интересовался бы Вагнер, или Ваг, как он просит себя называть.

БЗК Абонемент 17 вечер скрипичной музыки в программе: Бетховен, Вагнер, Брамс, Де Фалья-П.

Разве типы вроде твоего доктора Вагнера не утверждают, что у того, кто играет со словами, анаграммами и переворачивает вверх дном словарь, черная душа и он ненавидит своего отца?

Они будто бы отправились вылить по кружке пива, и, когда они проходили мимо магазина, безработный Вагнер и сам Арндт, стоявший в дверях, стали осыпать их непристойной бранью.

Вагнер, Байрейт, все маленькое немецкое убожество суть облако, в котором отражается бесконечная фатаморгана будущего.

Поэтому пусть размышляют о своевременности и нужности байрейтских событий те, кто сомневается, что Вагнер прозрел их необходимость.

Управляемая Феллоном повозка, как корабль, входящий в док, обогнула могилу короля Балада, а Вагнер в это время, сбитый с ног, пытался встать вновь.

Здесь та же невероятная, неисчерпаемая книжность: Библия, Коран, каббала, мидрашистские традиции, платоническая и гностическая литература, синкретические эзотерические учения, мифология Египта, Вавилона, Финикии, патристика, севе-ро-немецкое бюргерское искусство, Лютер, Гете, Шопенгауэр, Вагнер, Ницше, Винклер, Ензен, Фрейзер, Фрейд, Бахофен, Кассирер, Леви-Брюль, Кереньи.

Самоотверженные попытки Вагнера делом и примером показать возможность хотя бы только корректного и неискаженного исполнения, и его старания ознакомить отдельных певцов с новым по существу стилем передачи всякий раз тонули в тине господствовавшего безмыслия и рутины.

Протест этот выражался даже в самой статистической термодинамике Больцмана, им наполнена философия Ницше, Вагнера, Шпенглера, Бердяева.

Из осторожности Брауде поставил условием, чтобы одну из приготовленных пилюль Вагнер проглатывал первый.

Однако опасаясь, что Брауде мог скрывать свои знания, Вагнер очень хитро маскировал свою работу и опыты.

В то же время Вагнер регулировал герметически закрытую индукционную катушку, и она гудела в слуховую трубку Брауде, меняя тон.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: vagner
Задом наперед читается как: ренгав
Вагнер состоит из 6 букв

Источник

Что такое Вагнер

Вагнер в Энциклопедическом словаре:

Вагнер — (Wagner) Адольф (1835-1917) — немецкий экономист. Испытал влияниеидей исторической школы. считал, что правовые отношения играютопределяющую роль в хозяйственной жизни.

Рихард (1813-83) — немецкий композитор, дирижер, музыкальныйписатель. Реформатор оперного искусства. В опере-драме осуществил синтезфилософско-поэтического и музыкального начал. В произведениях это нашловыражение в развитой системе лейтмотивов, вокально-симфоническом стилемышления. Новатор в области гармонии и оркестровки. Большинствомузыкальных драм основано на мифологических сюжетах (собственныелибретто). Оперы: «Риенци» (1840), «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер»(1845), «Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859), «Нюрнбергскиемейстерзингеры» (1867), «Парсифаль» (1882). тетралогия «Кольцо нибелунга»- «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» (1854-74).Публицистические и музыкально-эстетические работы: «Искусство иреволюция», «Художественное произведение будущего» (1848), «Опера и драма»(1851) и др.

(Wagner) Отто (1841-1918) — австрийский архитектор. Представительвенского стиля «модерн». В интерьере здания почтамта в Вене (1904-1906)выступил как предшественник функционализма.

Николай Петрович (1829-1907) — российский зоолог и писатель,член-корреспондент Петербургской АН (1898). Основные труды по фаунебеспозвоночных Белого м., энтомологии. Открыл явление педогенеза унасекомых (1862). Автор «Сказок Кота-Мурлыки» (1872) и др.литературно-художественных произведений.

Егор Егорович (1849-1903) — российский химик-органик. Разработал(1888) метод определения строения непредельных органических соединений.Открыл (1897) т. н. камфеновую перегруппировку первого рода(перегруппировка Вагнера — Меервейна).

Владимир Александрович (1849-1934) — российский биолог и психолог,основоположник сравнительной психологии в России. ПрофессорСанкт-Петербургского, затем Ленинградского университета (1906-31). Трудыпо инстинктивной деятельности животных и др.

Определение слова «Вагнер» по БСЭ:

Вагнер — Август Фёдорович [29.8(10.9).1828, Нерфт Курляндской губернии, — 2(14).11.1886, Пулково], русский астроном, специалист по астрометрии. Окончил Дерптский университет. С 1866 вице-директор Пулковской обсерватории. Разработал метод уравнивания системы координат опорных звёзд. В течение 30 лет на большом пассажном инструменте проводил наблюдения по определению прямых восхождений основных звёзд для Пулковских каталогов.

Вагнер — Вагнер (Wagner)
Адольф (25.3.1835. Эрланген, — 8.11.1917, Берлин), немецкий экономист и политический деятель. С 23 лет профессор политической экономии и финансов. Занимал кафедры в университетах Фрейбурга, Берлина и др. городов. Под влиянием своего учителя К. И. Родбертуса (см. Родбертус-Ягецов) и исторической школы подчёркивал зависимость хозяйственной жизни от правовых условий, например от института частной собственности. В. выступал с требованием усиления государственной хозяйственной активности. Один из основателей
«Союза социальной политики» (1872), созданного для разработки законодательных мер по улучшению положения рабочих. Эти меры В. называл государственным социализмом. В 1881 В. вступил в реакционную христианско-социальную партию.
Соч.: Die GesetzmдЯigkeit in den scheinbar willkьrlichen menschlichen Handlungen, Hamb., 1864. Die russische Pаpierwдbrung, Riga, 1868 (рус. пер. — Русские бумажные деньги, К., 1871): Theoretische Sozialцkonomie, Bd 1-2, Abt. 1-2, Lpz., 1907-09.
Лит.: Маркс К., Замечания на книгу А. Вагнер «Учебник политической экономии», 2 изд., т. 1, 1879, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 369-99.

Вагнер — Вагнер (Wagner)
Вильгельм Рихард (22.5.1813, Лейпциг, — 13.2.1883, Венеция), немецкий композитор, дирижёр, музыкальный писатель и театральный деятель. Родился в чиновничьей семье. Раннему интересу В. к искусству способствовал его отчим, актёр Л. Гейер. Занятия музыкой начались с 15 лет. В раннем периоде музыкального творчества (1828-32) В. создал ряд инструментальных произведений, в том числе симфонию (1832) и увертюру
«Польша» (1832, окончательная редакция 1836). С 1831 В. студент Лейпцигского университета. Одновременно брал частные уроки композиции у Т. Вейнлига. С 1833 работал театральным хормейстером в Вюрцбурге, затем дирижёром музыкальных театров в Магдебурге (1834-36), Кенигсберге (1837), Риге (1837-39). В 1830-х гг. В. написал оперы:
«Феи» (по К. Гоцци, 1833-34, постановка 1888), «Запрет любви» (по У. Шекспиру, постановка 1836), «Риенци» (по Э. Булвер-Литтону, 1838-40, постановка 1842) В 1839-42 жил в Париже, где создал первые зрелые произведения: увертюру
«Фауст» (по И. В. Гёте, 1840, окончат, редакция 1855) и оперу «Летучий голландец» (по народным легендам и новелле Г. Гейне, 1841, постановка 1843). В 1843-49 работал дирижёром придворного театра в Дрездене. там же написал на основе средневековых легенд 2 оперы:
«Тангейзер» (1843-45, постановка 1845) и «Лоэнгрин» (1845-48, постановка. 1850, Веймар). Участник Дрезденского восстания 1849, после подавления которого эмигрировал в Швейцарию. В 1849-58 жил в основном в Цюрихе. В 1852 В. завершил (первоначальный замысел в 1848) литературный текст оперной тетралогии
«Кольцо нибелунга» на основе скандинавского эпоса 8-9 вв. «Эдды» и немецкого средневекового эпоса 13 в. «Песнь о нибелунгах». В 1852-56 написал музыку первых частей тетралогии: «Золото Рейна» и «Валькирия».
В 1857-59 создал оперу «Тристан и Изольда» (по эпическому сказанию Готфрида Страсбургского, постановка 1865, Мюнхен). После периода скитаний (1859-64) В. по приглашению баварского короля Людвига II переезжает в Мюнхен. Здесь в 1868 была поставлена его опера
«Нюрнбергские мейстерзингеры» (по нюрнбергской хронике конца 17 в.). в 1871-74 он завершил последние части «Кольца нибелунга»: «Зигфрид» и «Гибель богов». Постановка всей тетралогии состоялась в Байрёйтском театре (1876), построенном по проекту В. Последние годы жизни В. проводит в Байрёйте, где в 1882 была поставлена его опера-мистерия
«Парсифаль» (по средневековой христианской легенде).
Произведения В., не связанные с театром, в период зрелого творчества появляются редко. Среди них: «5 стихотворений для женского голоса с фортепьяно» (на слова М. Везендонк, 1857-58), идиллия «Зигфрид» для малого симфонического оркестра (1870).
Творческий путь В. сложен и противоречив. В юности композитор находился под влиянием различных течений немецкого романтизма. Первая опера «Феи» принадлежит к типу немецкой романтической оперы. Сближение с деятелями буржуазно-либерального движения
«Молодая Германия» в середине 1830-х гг. привело В. к пересмотру своих взглядов на оперу. Влияние итальянского и французского искусства сказалось в опере «Запрет любви» с её реально-бытовой тематикой, осмеянием ханжеской морали. В опере
«Риенци», написанной под воздействием историко-героических произведений Г. Спонтини и Дж. Мейербера, отразились освободительно-бунтарские настроения В., выявился яркий талант его как драматурга и симфониста. «Летучий голландец» знаменует возвращение В. к проблематике немецкой романтической оперы. в ней переплетаются фантастическое и реальное. Композитор значительно обновляет традиционные музыкальные средства романтического искусства, намечает пути к созданию непрерывно развивающегося сценического действия, уделяет большое внимание раскрытию психологии героев. в его музыкальной драматургии повышается роль лейтмотивов,
«Тангейзер» и «Лоэнгрин» во многом связаны с немецкими романтическими операми на рыцарский сюжет (есть преемственность с «Эвриантой» Вебера). «Тангейзер», развивающий романтическую тему «двоемирия»
(в данном случае — столкновения чувственности и аскетизма), выражает протест против лицемерной буржуазной морали, утверждает право свободного человеческого чувства. Тема протеста в этом произведении сочетается с идеей «искупления» — жертвенного подвига. В
«Лоэнгрине» силам зла противопоставлены светлые силы, автор утверждает высшую миссию художника и показывает в аллегорической форме его одиночество в современном ему обществе. Но протест этот носит пассивный характер. В «Лоэнгрине» В. углубляет принципы симфонизации оперы, усиливает драматургическую роль лейтмотивов. Так постепенно созревают элементы будущей вагнеровской музыкальной драмы.
В период Революции 1848-49 в Германии В. испытывал воздействие материалистической философии Л. Фейербаха и анархического бунтарства М. А. Бакунина. В своих теоретических работах В. выдвинул тезис об искусстве как «продукте социальной жизни»,
резко критиковал капитализм и христианскую церковь, буржуазный театр, призывал к демократизации искусства и считал, что подлинное искусство возможно лишь после революции. Но свои политические идеалы выражал в этих работах туманно, абстрактно.
Антикапиталистическая направленность отличает концепцию тетралогии «Кольцо нибелунга». Олицетворением «мирового зла» явилась здесь власть золота, которой противопоставлены сила любви и геройство подвигов. Борьбу со злом призван вести идеальный народный герой Зигфрид, символизирующий, по замыслу В., «социалиста-искупителя».
Как и в др. операх В., в тетралогии ярко воплощены национальные мифологические и легендарные образы, картины немецкой истории и природы. В период длительной работы над тетралогией в мировоззрении В. усилились реакционные тенденции (показательно увлечение философией А. Шопенгауэра и Ф. Ницше), В тетралогии появились черты пессимизма, отразились слабость и рефлексия, характерные для немецкой интеллигенции послереволюционного периода, её неверие в революцию. В
«Кольце нибелунга» нашли последовательное выражение реформаторские принципы В., зародившиеся отчасти ещё в операх 1840-х гг.
В теоретических работах 1849-51, особенно в работе «Опера и драма», В. подверг резкой критике старую оперу, её условности, разрыв между драматическим содержанием и музыкой и выдвинул идею создания музыкальной драмы, в которой музыка становится одним из важнейших средств воплощения содержания. Для успешного осуществления синтеза музыки и драматического действия В. считал необходимым объединение композитора и либреттиста в одном лице (В. был автором либретто своих опер). Превращая оперу в музыкальную драму, композитор стремился к идейной насыщенности спектакля, к гармоничному взаимодействию всех его элементов. Непрерывности музыкально-драматического развития В. достигал преодолением расчленённости оперы на отдельные
«номера» (арии, ансамбли), заменяя их свободно построенными монологами и диалогами. Большое внимание он уделял выразительности вокальной декламации, предъявляя к артистам требование глубже раскрывать содержание образа как вокальными, так и актёрскими средствами. Велико значение В. в симфонизации оперы. Он не только количественно расширил состав оркестра, но и по-новому трактовал его возможности и роль отдельных групп (особенно медных духовых инструментов), был великим мастером оркестрового колорита. Оркестр в операх В. стал действенным, раскрывающим внутренний смысл происходящего. Важнейший элемент оркестровой партии опер В. — сквозные характеристики-лейтмотивы, иногда появляющиеся и в вокальных партиях. Они характеризуют героев, предметы, явления, отражают причинно-следственную связь между ними, обеспечивают музыкальное единство произведения.
В музыке «Кольца нибелунга» психологически насыщенный лиризм и глубокий драматизм сочетаются с яркой картинностью. Оркестр поражает богатством тембров и силой выражения, блеском, изобилием оттенков. В то же время здесь отразились противоречия и односторонность творческого метода В. Порой нарушается равновесие между вокальной и оркестровой партиями. внимание композитора сосредоточено в первую очередь на оркестре, выразительные же возможности человеческого голоса используются им недостаточно разнообразно. Усложнённая система лейтмотивов, чрезмерное изобилие гармонических и оркестровых красок, многословие текста, обилие отвлечённых рассуждений, замена действия повествованием снижают динамизм и напряжённость музыкальной драматургии.
Симфонизация оперы находит высшее проявление в «Тристане и Изольде», где внешнее действие сведено до минимума и всё внимание композитора обращено на переживания героев. Предельной напряжённости достигает гармонический язык оркестровой партии. В этой музыке своеобразно, с огромной силой и психологической глубиной раскрыта трагедия любви и смерти.
От крайностей позднего стиля В. отступает в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» на историко-бытовой сюжет (о нравах и обычаях нюрнбергских ремесленников). Музыка отличается реализмом в обрисовке народных типов, яркостью комических и драматических положений. В опере имеются песни, ансамбли, хоры в духе народной песенности. Прогрессивна основная идея произведения: борьба за передовое народное искусство, против тупого педантизма и рутины. Опера проникнута радостным восприятием жизни, верой в созидательные силы народа.
Обращение В. к религии в конце жизни нашло отражение в «торжественной сценической мистерии» «Парсифаль». Музыка оперы, отличающаяся в целом просветлённой ясностью, спокойствием и уравновешенностью, содержит отдельные яркие драматические моменты. Наряду с этим ей присущи абстрактная символика и статичность.
В. принадлежит выдающаяся роль в реформе оперного искусства, которая привела к решению новых сложных художественных задач. Крупнейшие представители национальных оперных школ творчески осваивали достижения В., выступая в то же время против крайностей вагнеровской реформы (Ж. Бизе, Дж. Верди, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и др.). Реформаторское творчество В. оказало значительное воздействие на оперное исполнительство. Особая декламационная выразительность вокальных партий его опер и сложность оркестрового сопровождения ставили перед певцами новые задачи.
В. был одним из видных представителей дирижёрского искусства. В 50-60-х гг. он неоднократно выступал в различных европейских городах, в том числе в Петербурге и Москве (1863), с исполнением отрывков из своих опер, симфоний Л. Бетховена и др. произведений.
Обширна и разнообразна литературная деятельность В. Он — автор оперных либретто, драм, стихотворений, музыкально-теоретических работ, рецензий, очерков о композиторах, исследований по истории искусства, статей по вопросам политики и философии и др. В музыкально-теоретических работах, особенно в таких, как
«Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего» (1850), «Опера и драма» (1851), «Обращение к моим друзьям» (1851), В. стремился связать художеств. явления с жизнью общества, рассматривая буржуазную культуру как упадок цивилизации. В этих трудах привлекает глубина, серьёзность идейно-эстетических требований, предъявляемых композитором к искусству, которое определялось им как важное средство нравственного воспитания народа.
Первые постановки опер В. в, России относятся к 60-м гг. 19 в. («Лоэнгрин» в петербургском Мариинском театре, 1868, и др.). В 1889 немецкая труппа показала в Петербурге и Москве тетралогию «Кольцо нибелунга» (на русском языке весь цикл ставился в Мариинском театре в 1907-10). Исполнялись и др. оперы В., в том числе
«Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Парсифаль» (в Петербургском театре музыкальной драмы, 1913). Среди русских музыкантов знатоком и пропагандистом музыки В. был А. Н. Серов. проницательные оценки творчества В. дали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др. В СССР оперы В. ставились на сценах крупнейших оперных театров Москвы, Ленинграда, Киева, Риги и др.
Среди русских исполнителей опер В. особенно выделялись в героических ролях И. В. Ершов и Ф. В. Литвин. большим событием было также исполнение главных партий в опере «Лоэнгрин» А. В. Неждановой и Л. В. Собиновым. Среди выдающихся советских исполнителей-певцов — И. С. Козловский, К. Г. Держинская, М. О. Рейзен, Ж. Гейне-Вагнер, А. Фринберг, дирижёры В. И. Сук, Э. Ф. Направник, А. Коутс, Н. С. Голованов, Е. А. Мравинский, С. А. Самосуд, Э. Тоне.
Соч.: Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 1-10, Lpz., 1871-83. Sдmtliche Schriften und Dichtungen, 6 Aufl., Bd l-16, Lpz., 1912-14. в рус. пер. — Рихард Вагнер. Избранные статьи. Ред., прим., вступ. и пояснит, ст. Р. И. Грубера, М., 1935. Опера и драма, М., 1906. Художественное произведение будущего,
«Русская музыкальная газета», 1897, №№ 1-3, 5-12, 1898, №№ 1, 3-10. Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники, т. 1-4, М., 1911-12 (т. 4 — Письма. Дневники. Обращение к друзьям). Бетховен [1870], М. — СПБ, 1911. Нибелунги. Всемирная история на основании сказания, М., 1913.
Лит.: Друскин М., Рихард Вагнер, М., 1958. Грубер P., Рихард Вагнер (1883-1933), М., 1934. Капп Ю., Рихард Вагнер, пер. с нем., М., 1913. Glasenapp К. С. F., Das Leben Richard Wagners, Bd 1-6, 6 Aufl., Lpz., 1908-23. Istel E., Das Kunstwerk R. Wagners, Lpz.-B., 1918. Westernhagen C. von, Richard Wagner. Sein Werk, sein Wesen, seine Welt, Z., 1956. Луначарский А. В., Рихард Вагнер, в его кн.: Юбилеи. Сб. юбилейных речей и статей (1931-1933), М., 1934. Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М., 1952, с. 677-706. Серов А. Н., Рихард Вагнер и его реформа в области оперы, Избр. статьи, т. 2, М., 1957. его же, «Нибелунгов перстень».
Музыкально-драматическая поэма Рихарда Вагнера, в его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895. Римский-Корсаков Н. А., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1963, с. 47-60. Чайковский П. И., Байрейтское музыкальное торжество, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953, с. 302-30. Соллертинский И. И.,
«Моряк-Скиталец» Вагнера, О «Кольце нибелунга» Вагнера, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, 2 изд., Л., 1963, с. 205-23. Pfordten Н. von der, Handlung und Dichtung der Bьhnenwerke R. Wagners…, 4 Aufl., B., 1908. KurthE., Romantische Harmonik und ihre Kriese in Wagners
«Tristan», 3 Aufl., B., 1953. Lorenz A., Das Geheimnis in der Form bei Richard Wagner, Bd 1-4, В., 1924-33. Г. В. Крауклис.
В. Р. Вагнер.

Вагнер — Владимир Александрович [17(29).3.1849 — 8.3.1934], советский биолог и психолог, основоположник сравнительной психологии в России. Профессор Петербургского, затем Ленинградского университета (1906-31). Один из организаторов Психоневрологического института в Петрограде и Музея эволюции нервной системы и психики при институте мозга в Ленинграде. Первые научные работы посвящены систематике и морфологии членистоногих. В докторской диссертации
«Биологический метод в зоопсихологии» (опубликована 1901) В. отстаивал идею изучения развития психики животных методами эволюции биологии. С этих позиций провёл цикл исследований инстинктивной деятельности животных, главным образом при возведении ими построек: строительных инстинктов у пауков (1894), построек городской ласточки (1900) и др. В этих работах подвергались критике как антропоморфизм в изучении инстинктов, т. е. попытки изучать поведение животных по аналогии с поведением человека, так и чисто физиологические интерпретации деятельности животных, игнорирующие психический фактор. В. полагал, что сравнительно-психологический метод требует сопоставлять конкретные формы поведения животных не с поведением человека, а с поведением других ближайших в эволюционном ряду форм. Эволюция инстинктов, по В., предполагает применение к ним биогенетического закона.
Соч.: Биологические основания сравнительной психологии (Биопсихология), т. 1-2, СПБ, 1910-13. Биопсихология и смежные науки, П., 1923. Возникновение и развитие психических способностей, в. 1-9, Л., 1924-29.
Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966. Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967.
М. Г. Ярошевский.

Вагнер — Вагнер (Wagner)
Генрих Леопольд (19.2.1747, Страсбург, — 4.3.1779, Франкфурт-на-Майне), немецкий поэт и драматург эпохи «Бури и натиска». Сын купца. Служил адвокатом во Франкфурте-на-Майне, был близок к И. В. Гёте. Основные сочинения В. — сатира
«Прометей, Девкалион и его рецензенты» (1775), драма «Позднее раскаяние» (1775) и пьеса «Детоубийца» (1776) — пользовались популярностью благодаря остроте и злободневности изображенных в них сословных конфликтов.
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-5, hrsg, von L. Hirschberg, Potsdam, 1923 (изд. 1-й том). Sturm und Drang. Dichtungen aus der Geniezeit, hrsg. von K. Freye, Tl 2, В. [u. a., 1911].
Лит.: История немецкой литературы, т. 2, М., 1963, гл. 15.

Вагнер — Егор Егорович [27.11(9.12).1849, Казань, — 14(27).11.1903, Варшава], русский химик-органик. В 1874 окончил Казанский университет. С 1875 работал с А. М. Бутлеровым, а с 1876 — с Н. А. Меншуткиным. С 1882 профессор кафедры химии в Новоалександрийском институте сельского хозяйства, с 1886 — Варшавского университета. Разработал (1888) общий способ окисления этиленовых связей перманганатом и один из важных приёмов исследования строения соединений, содержащих кратные связи (см. Вагнера реакция). Весьма интересным исследованием В. в области терпенов является установление строения основного компонента русских сосновых скипидаров — &alpha.-пинена (1895-96), чрезвычайно легко изменяющегося на воздухе.
Соч.: К строению терпенов и им родственных соединений, «Журнал Русского физико-химического общества. Часть химическая», 1894, т. 26, с. 327.
Лит.: Лавров В., Егор Егорович Вагнер, его жизнь и деятельность, СПБ, 1904.

Вагнер — Николай Петрович [1829, Богословский завод, ныне Карпинск Свердловской области, — 22.3(4.4).1907, Петербург], русский зоолог и писатель. Окончил Казанский университет. Доктор естественных наук (1854). Профессор зоологии Казанского (с 1860), затем Петербургского (с 1871) университетов. Основные труды по энтомологии. Открыл (1862) явление Педогенеза — так называемого детского размножения у некоторых беспозвоночных животных. Инициатор организации (1881) Соловецкой биологической станции, перенесённой в 1899 на Мурманское побережье Кольского залива (с 1958 — Мурманский морской биологический институт Кольского филиала АН СССР). Среди его литературных работ наиболее известны
«Сказки Кота-Мурлыки» (1872) нравственно-психологического содержания, выдержавшие много изданий.
Соч.: Самопроизвольное размножение гусениц у насекомых, Казань, 1862. Беспозвоночные Белого моря, т. 1, СПБ, 1885. Романы, повести, сказки и рассказы, т. 1-7, СПБ, 1902-08. Сказки, 7 изд., СПБ, 1907. Сказки Кота-Мурлыки, М. — П., 1923.
Лит.: Шимкевич В. М., Н. П. Вагнер и Н. Н. Полежаев (Из воспоминаний зоолога), «Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер.1.2», 1908, [т. 16], № 7, отд. 4, с. 1-18.

Вагнер — Вагнер (Wagner)
Отто (13.7.1841, Вена, — 11.4.1918, там же), австрийский архитектор. Представитель венского стиля «Модерн», член «Венского Сецессиона». От прихотливых по композиции сооружений, изобилующих сложным декором (больница Штейнхоф в Вене, 1904-07), перешёл к поискам рациональности и простоты. В интерьере здания почтамта и сберегательной кассы в Вене (1904-06) В. выступил как предшественник Функционализма, применяя лишённые декора геометрически чёткие формы и обнажённые металлические конструкции.
Лит.: Ostwald Н., Otto Wagner Baden, 1948.
О. Вагнер. Почтамт и сберегательная касса в Вене. 1904-06.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *