Что означает слово угреша
Древнее название Угреша
В книге Александра Ратшина “Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России”, изданной в 1852 году, говорится, что Николо-Угрешский монастырь расположен «в 15 верстах от Москвы, на левом берегу Москвы-реки, на урочище, издавна известном под именем Угреши, около коего протекает река, называемая также Угрешею».
Название этой речки на межевых планах и картах второй половины XIX века разнится: на плане 1877 года [1] значится «река Хрупонь», а на плане 1855 года [2] — «ручей Чертолье», на карте середины XIX века, исправленной и дополненной в 1852–1858 годах — «река Горка». Это означает, что обмелевшую речку, обращенную возле монастыря в каскад прудов, в окрестных селениях называли по-разному, что и отразилось в межевых планах. Ситуация, когда одно и то же место, населенный пункт или река имеют несколько названий, встречается нередко. И наоборот, названия часто повторяются. Например, Чертольем (ранее Черторьем) называли местность и реку к западу от Московского Кремля в районе современных улиц Пречистенка, Остоженка, Сивцев Вражек. Произошло это название, как полают, от слова «черторой» — овраг, рытвина от воды. Неудивительно, что в нашей местности ручей, протекающий в овраге, называли Чертольем, Хрупонью [3], Угрешей и Горкой (в окрестностях и сейчас много горок).
Название «Угреша» очень древнее, и многие местные жители неправильно относили его только к территории Николо-Угрешского монастыря. По старинному преданию, это название дал святой благоверный князь Дмитрий Донской:
«Благоверный Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской изыде из града Москвы противу нечестиваго Мамая Царя Татарского, и отошед от Москвы пятьнадесять поприщ ста в шатрах на месте злачнем для преупокоения с воинством своим, и явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца, вапою украшенный, звездами светло окружаемый и великим светом осияваемый, стоящ о себе на воздусе над древом, зовомым сосною, ту стоящею, никем же держимый, и молящуся ему Великому Князю Димитрию Иоанновичу Донскому сниде сама с высоты святая оная икона и вдадеся в честные руце его.
По возвращении же Благоверному Князю от брани с преславною победою, достиже паки оного места на нем же оный образ явлением чудесне в честные руце его вдадеся, и о дарованной ему победе, благодарив Бога и Угодника Божия Николая, моляся соверши молебное пение с воинством своим, и в то же время сам Благоверный Великий Князь Димитрий Иоаннович с Благоверными Князи и Боляры нарече оное место прозванием Угреша, еже зовется тем именем до сего дне; и повелел на оном месте сооружити храм во имя и в честь Святителя Угодника Христова Николая Чудотворца; и воздвигну ту обитель славну и удовольвова ю и к пропитанию всеми потребными неоскудно».
Переложение на современный русский язык таково: «Благоверный великий князь Дмитрий Иванович Донской вышел из града Москвы против нечестивого Мамая, царя татарского, и отойдя от Москвы на пятнадцать верст с воинством своим, установил шатры на месте, поросшем густыми травами, для отдыха. И явился ему на этом месте пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами светло окруженный и ярким светом осиянный, стоящий сам по себе в воздухе над древом, называемым сосною, здесь растущим, никем не поддерживаемый. Молящемуся ему великому князю Дмитрию Ивановичу сошла сама с высоты эта святая икона и далась в честные руки его.
По возвращении же благоверного князя с битвы с преславною победою он достиг снова того места, где образ чудесно в честные руки к нему снизошел, и о дарованной ему победе, благодарив Бога и Угодника Божия Николая, совершил молебен со своим воинством. И в то время сам благоверный великий князь Дмитрий Иванович с благоверными князьями и боярами нарек это место именем Угреша, которым оно зовется до сего дня, и повелел на этом месте соорудить храм во имя и в честь святителя угодника Христова Николая Чудотворца и воздвиг тут обитель славную и удовольствовал ее щедро всем необходимым к пропитанию».
Предание, записанное неизвестно кем и когда, издавна хранилось в обители. Оно изложено в рапорте, отправленном игуменом Варнавой [4] в духовную консисторию в августе 1781 года в ответ на указ представить данные по истории монастыря. Резкое стилевое различие текста предания и остальной части рапорта говорит о том, что Варнава воспользовался более ранним источником, не дошедшим до нас. Оригиналы многих древних документов Николо-Угрешского монастыря не сохранились из-за многочисленных набегов и пожаров. Кроме того, во время эпидемии чумы в 1771 году умерли почти все угрешские монахи, а часть документации была сожжена из боязни заражения. Однако в отделе рукописных книг Российской государственной библиотеки хранится сделанный в первой трети XVII века список хронографа, датируемого 1599 годом, где изложено предание об основании Николо-Угрешского монастыря.
К этому преданию во многих источниках добавляется радостное восклицание Дмитрия Донского при виде чудесной иконы: «Сие вся угреша сердце мое!» («Это все согрело мое сердце!»). Явление образа Николая Чудотворца накануне Куликовской битвы укрепило дух князя, придало ему уверенности в победе над Мамаем. Слово «угреша», представляющее собой форму глагола «угреть» (буквальный перевод «угрели»), отражало настроение князя в момент явления иконы, и, по преданию, он нарек место, точнее урочище, Угрешей.
О речке Угреше в предании умалчивается. Между тем, ее название очень древнее и определяет иную версию происхождения топонима Угреша. Вот что пишет известный специалист по топонимике Е.М. Поспелов: «Название урочища обычно связывают с рекой Угреша. Возможность былого существования этой речки косвенно подтверждается наличием гидронимов Угра, Угричка и Угреша в верховье бассейна Оки; Угриня в бассейне Западного Буга, Угр в бассейне Западной Двины, Ugra в Литве. Размещение этих гидронимов свидетельствует о вероятности их балтийского происхождения» [5].
Речь здесь идет о финно-угорском происхождении всех названий, приведенных выше. Обширные местности Восточно-Европейской равнины с VII века до н.э. по VII н.э. были заселены финно-угорскими племенами, относящимися к дьяковской культуре, названной так по деревне Дьяково близ Коломенского, где впервые археологи раскопали древнее городище. Позже нашли подобные городища в районе Капотни и Нижних Котлов. В ходе археологических раскопок в Томилинском лесопарке, проведенных в 1950-е годы при строительстве испытательного полигона, были открыты культурные слои городища, относящиеся к IV в. до н.э. — XI в. н.э., более ранние из которых принадлежат дьяковской культуре.
В V–VI веке сюда пришли первые славяне-вятичи, от которых ныне остались селища и курганы с захоронениями. Немало курганов находилось в Орехово-Борисове и Царицыне, но самый древний был найден у села Беседы. В 1970-е годы при ведении работ на территории Николо-Угрешского монастыря под руководством архитектора О.Б. Морозова было обнаружено захоронение богатой вятичанки, относящееся ко времени основания Москвы. Великолепные ювелирные украшения были переданы в музей истории и реконструкции Москвы [6].
Славяне вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством. Несмотря на суровость нрава, вятичи спокойно уживались с финно-угорскими племенами, мирно разделив с ними территории. Может быть, поэтому и сохранились на многие века древнейшие финно-угорские и балтийские названия. Например, племена балтийского происхождения, называемые голядь, жили в подмосковных краях вплоть до XIV века. О них напоминает название речки Голяденка. На этой речке, ныне заключенной в трубу, стояло село Выхино, волостной центр в XIX — начале XX века. Речка имела еще несколько названий: Чурилиха, Люблинка, Пономарка.
Предположительно, Угреша — это трансформировавшееся с течением времени финно-угорское выражение «унгур ша», что означает «луговая река». Великолепные заливные луга в нашей местности действительно были, что подтверждает и предание об основании Николо-Угрешского монастыря, где говорится, что стан Дмитрия Донского был на месте, поросшем густыми травами.
Аргументом в пользу финно-угорского происхождения названия Угреша является существование речки Угреша в верховьях Оки и, возможно, в Ярославской области, где до сих пор есть деревня Угреша. В этой деревне побывал осенью 2001 года глава подмосковного г. Дзержинского В.И. Доркин, но узнать происхождение названия ему тогда не удалось [7]. Как выяснилось из исторических и статистических изданий, в XIX — начале XX века деревня имела также название Спирово [8], под которым обозначалась на картах. По данным переписи, в 1859 году в казенной деревне Спирово-Угреша в 37 верстах от г. Ярославля, близ р. Сотьма, было 13 дворов, где проживало 89 человек: 30 мужчин и 59 женщин [9]. Известный ярославский ученый и краевед А.А. Титов в своем исследовании по Ярославскому уезду [10] писал, что в 1880-е годы деревня Спирово-Угришь, расположенная в живописной местности при прудах, входила в Шопшинскую волость, в ней было 14 дворов. Жители занимались в основном земледелием (главной культурой был овес), в зимнее время ткали холсты, валяли валенки.
По переписи 1923 года, в деревне Угреша-Спирово [11] Великосельской волости Ярославского уезда насчитывалось 19 хозяйств, население составляло 102 человека, в том числе 42 трудоспособного возраста. Постепенно название Спирово вышло из употребления. Ныне деревня Угреша входит в сельский округ Татищев Погост Ростовского района. Постоянно в ней проживает несколько человек, на лето приезжают дачники. В пользу самостоятельного происхождения названия деревни Угреша говорит наличие финно-угорских топонимов в округе, например, Шопша, и гидронима Угра [12].
Таким образом, версия о финно-угорском происхождении гидронима Угреша, появившегося предположительно в конце I тысячелетия до н.э., хорошо аргументирована. Однако это вовсе не ставит под сомнение достоверность предания об основании Николо-Угрешского монастыря, а свидетельствует о переосмыслении названия Угреша, совпавшего по звучанию с древнерусским словом. В словаре «Географические названия России» предание приводится как одна из версий происхождения названия Угреша [13].
Урочище у слияния рек Угреши и Москвы было удобным местом поселения, поэтому здесь существовало древнее селище вятичей, от которого остался курган с женским захоронением. Название селища неизвестно: оно могло совпадать с именем одной из рек или нет, могло неоднократно меняться. Скорее всего, к XIV веку исходный смысл древнего гидронима Угреша забылся, и, возможно, урочище стали называть Угрешей после явления иконы Николая Чудотворца Дмитрию Донскому, придавая этому слову новое, «славянское» значение.
В свою очередь, Угрешский монастырь получил название по местности, где был основан. Не случайно в летописях XV–XVI веков и в более поздней литературе довольно часто встречаются выражения: «к Николе на Угрешу», «от Николы на Угреше», «монастырь Николы, что на Угреше».
С появлением служебного поселения близ монастыря начинают употребляться топонимы, производные от слова «Угреша». Населенный пункт называли «Угрешская слобода» или просто «Угреша». Из переписной Ландратской книги 1713 года известно, что в слободе было 16 дворов, где проживало 53 человека. Один двор пустовал, потому что его хозяин, подьячий Карп Борисов, умер; в двух дворах жили конюхи, в двух других — повара, в четырех — дворовые крестьяне. Еще были дворы служебника, солодовника и мыльника (то есть банщика). В монастыре в то время было 33 насельника в основном пожилого и старческого возраста: самым молодым был 50-летний игумен Мефодий, самым старым — 85-летний хранитель архива и письмоводитель Моисей [14].
На карте[15], составленной Иваном Мичуриным в 1739 году, обозначено: «Николо-Угрешский монастырь и слобода». В штате монастыря тогда числилось 25 работников: стряпчий — 1, подьячие — 3, дворовые — 6, конюхи — 3, сторожа — 4, повара — 2, истопник, огородник, садовник, скотник, дворник и часовод [16].
В различных документах второй половины XVIII века, например в Указе Московскому уездному суду от 16 октября 1797 года, употребляется название Угрешская слобода. По сведениям 1859 года, в Московском уезде значатся Николо-Угрешский монастырь (80 чел. мужского населения) и Угреша — «служная казенная слобода», в ней 9 дворов, где проживало 56 человек: 23 мужского пола и 33 женского. Самым крупным селением в округе была тогда деревня Гремячево — 88 дворов (647 человек), затем следовала Капотня — 80 дворов, Кишкино — 70 дворов, Люберцы — 57 дворов, Денисьево — 32 двора [17]. Дабы не утомлять читателя статистическими данными за разные годы по Угрешской слободе, Капотне, Люберцам и населенным пунктам, которые некогда были приписными владениями Николо-Угрешского монастыря, а ныне вошли в черту г. Дзержинского, приводим их в приложении к книге в виде отдельной таблицы. Отметим только, что цифры красноречиво свидетельствуют о постепенном росте числа хозяйств в селениях.
Интересные сведения о работниках монастыря, живших в Угрешской слободе, можно почерпнуть из архивных дел [18]. Среди этих работников были даже династии. Например, по ревизской сказке 1857 года значится служитель Тимофей Захаров, 56 лет (в штате с 1822 года), обученный токарному делу, его жена Неонила Григорьевна, 54 лет, их сын Александр Тимофеевич, 25 лет (в штате с 1852 года), с женой Матроной Георгиевной, 19 лет. К сожалению, старший сын Тимофея Захарова Федор умер в подростковом возрасте.
По данным исправника Московского уезда В.П. Афанасьева [19], «слобода служная Угреша» находилась в Выхинской волости, в 6,5 верстах от ст. Люберцы, в 1 версте от Угрешской дороги, у речки Святой Колодезь. Было в ней 15 дворов, две лавки и трактир. Располагалась слобода в районе современных улиц Бондарева и Спортивной между монастырем и деревней Гремячево, в которой была еще одна лавка и трактир.
На карте Московского уезда, изданной Московским земством в 1900 году [20], рядом с монастырем значится «Николо-Угрешская слобода» (третий вариант названия населенного пункта). На карте 1850-х годов[21], как и на более поздней, относящейся к 1910-м годам, селение просто названо «Слобода», а на «Экономической карте Ухтомского района»22, изданной в 1931 году, вновь обозначена «Угрешская слобода». В документах первых лет советской власти этот населенный пункт фигурирует то как Угрешская слобода, то как деревня Угреша. Например, в списке, составленном Ухтомским райсоветом в октябре 1919 года, значится «дер. Угреша 20 [дворов]» [23].
В 1920 году был создан групповой Угрешский сельсовет, куда входили деревни Кишкино, Денисьево с Алексеевкой, Гремячево, Угрешская слобода и Александровка, которая была избрана местом расположения сельсовета. В конце 1925 года Угрешский сельсовет был разукрупнен на три: Кишкинский, Денисьевский и Гремячевский. В Денисьевский сельсовет вошла также деревня Алексеевка, а в Гремячевский — Угрешская слобода, которая просуществовала до застройки в 1930-х годах ул. Бондарева, бывшей Клубной. Территория слободы вошла в черту пос. имени Дзержинского, ставшего самостоятельной административной единицей в 1938 году.
На картах XIX — первой трети XX века кроме Угрешской слободы имеются другие названия, производные от слова «Угреша»: Угрешские харчевни (на берегу Москвы-реки), озеро Угрешское (между Угрешской слободой и Москвой-рекой).
До 1979 года были на карте Москвы в районе станций метро “Пролетарская” и “Таганская” улицы Большая Угрешская и Малая Угрешская (до 1951 года Сукино Болото). До революции существовали еще Большая Угрешская площадь и Николо-Угрешский проезд. Застройка здесь велась во второй половине XIX века. Как следует из справочника “Улицы Москвы. Старые и новые названия”, упомянутые выше наименования были даны в честь Николо-Угрешского монастыря. Возможно, это связано с тем, что на Таганке находился дом, полученный обителью в 1859 году в собственность по завещанию купца П.М. Александрова, щедрого благотворителя, пожертвовавшего на нужды Угреши около 400 000 рублей — огромную по тем временам сумму. В здании, где в советское время был известный магазин «Звездочка», располагалось подворье Николо-Угрешского монастыря.
Наречение улиц, площади и платформы в честь Николо-Угрешского монастыря ярко свидетельствует о значительном влиянии обители на духовную и культурную жизнь Москвы и окрестностей во второй половине XIX — начале XX века, а также о привлекательности для наших предков самого названия Угреша, происхождение которого связывали с исконно русским словом “угреть”.
В советское время из-за отрицательного отношения к религии «православные» названия стремились изменить. Малую Угрешскую упразднили в связи с реконструкцией района. В 1979 году Большую Угрешскую переименовали в Стройковскую в честь рабочего-революционера металлургического завода Гужона (ныне “Серп и Молот”) Арсения Емельяновича Стройкова (1890–1919), политкомиссара Красной Армии, погибшего под Царицыным (ныне Волгоград). Еще в 1925 году Стройковским назвали переулок, в связи с упразднением которого и переименовали Большую Угрешскую улицу.
В другом случае название, производное от «Угреша», в советское время, наоборот, дали. В Москве на Малом кольце Окружной железной дороги, построенной в 1904–1908 годах и служившей границей города до 1917 года, есть платформа Угрешская, названная в честь Николо-Угрешского монастыря. Здесь железная дорога пересекалась с Угрешским шоссе. Платформа расположена в муниципальном округе “Печатники” на территории Люблинского района примерно в 10 км от Николо-Угрешского монастыря. В настоящее время, как и вся Окружная железная дорога, она используется в основном для производственных целей. Рядом пролегают улица Угрешская, 1-й и 3-й Угрешский проезды, названные по платформе в 1951 и 1955 годах, когда здесь началась застройка промышленной зоны. В этом же районе протекает Угрешский ручей протяженностью 3,2 км, названный по Угрешской улице. По ней проходит трамвайная линия, расположены стадион СК “Подшипник”, НИИ “Синтез”, сборный пункт призывников, автосервис, другие предприятия и учреждения. Ближе всего находится станция метро “Кожуховская”, подальше — “Автозаводская”, “Текстильщики” и “Волгоградский проспект”.
В недавнем прошлом многие жители пос. им. Дзержинского не знали, что расположенный на его территории полуразрушенный монастырь назывался Николо-Угрешским, а местность — Угрешей. В наши дни названия, производные от «Угреша», становятся все популярнее. В г. Дзержинском есть улица Угрешская, издается газета «Угрешские вести», вещают радио Угреша» и кабельное телевидение «Угреша», появились кафе «Угреша», кафетерий «Угрешская слобода», туристическая фирма «Угреша-тур», гостиница «Угреша», ООО «Угрешская торгово-промышленная компания», предприятия «Угреша-Сервис», «Угреша-Электросервис», «Угрешская охрана» и другие. Вновь возрожденный Николо-Угрешский монастырь поражает своим благолепием, растет его известность и значимость в религиозной и культурной жизни.
Жизнестойким оказалось название «Угреша», появившееся более двух тысячелетий назад!
Ссылки и комментарии
1. РГАДА, ф. 1205, оп. 1, ед. хр. 62.
2. РГАДА, ф. 1205, оп. 1, ед. хр. 48.
3. Объяснение этого названия нам найти не удалось. Можно предположить, что оно происходит от прилагательного «хрупкий»: речка, возможно, имела много изломов.
4. РГАДА, ф. 1205, оп.1, ед. хр. 1, л. 2–5.
5. Поспелов Е.М. Географические названия России. — М.: Книжная находка, 2003. С. 118.
6. Заметка о находке захоронения вятичанки на Угреше была опубликована в газете «Вечерняя Москва». Содержание изложено по ксерокопии, в которой дата публикации не отмечена.
7. Угрешские вести (УВ), 2001, № 45.
8. Название Спирово происходит от имени Спир, сокращенного от Спиридон.
9. Списки населенных мест Российской империи. Т. 50: Ярославская губерния. — Спб.: Издание Центрального статистического комитета МВД, 1865.
10. Титов А.А. Ярославский уезд. Историко-археологическое и статистическое описание с картой Ярославского уезда. — М., 1883.
11. Важно, что в двойном наименовании название Угреша вышло на первое место.
12. Как писал А.А. Титов, эта речка, в отличие от более известной Угры в Калужской области, имела второе название — Ремта.
13. Поспелов Е.М. Географические названия России. — М.: Книжная находка, 2003. С. 118.
14. Благово Д.Д. Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря. — Москва, 1872. С. 7–8.
15. Карта не лишена погрешностей: например, на ней не обозначена деревня Гремячево.
16. РГАДА, ф. 1205, оп. 1, ед. хр. 86.
17. Списки населенных мест Российской империи. Т. 24: Московская губерния. — Спб.: Издание Центрального статистического комитета МВД, 1862.
18. РГАДА, ф. 1205, оп. 1, ед. хр. 89.
19. Описание Московского уезда с указанием в оном станов, волостей, урядов и селений. Составлено исправником Московского уезда В.П. Афанасьевым. — М., 1884.
20. УВ, 2001, № 45.
21. УВ, 2001, № 44–45.
22. УВ, 2001, № 46.
23. УВ, 2001, № 47.
Статья опубликована в книге:
Егорова Е.Н., Антонова И.В. Угреша. Страницы истории. — Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», 2005. — 296 с., ил., вкл.
Илюстрация: Угрешская слобода и окрестности на экономической карте
Ухтомского района. 1931 г.
Угреша в истории России
Первое документальное упоминание о Николо-Угрешском монастыре относятся к 1430-м годам. Это собственноручная надпись угрешского игумена Ионы в книге “Жития святых”, которую он переписывал по благословению игумена Зиновия, настоятеля Троице-Сергиевой лавры. Следующее упоминание об Угреше относится к 1479 году: Новгородская летопись повествует о трагических событиях 9 сентября, когда в 6 часов вечера в Кремле у церкви митрополита Петра Чудотворца, что на Угрешском подворье под горою, вспыхнул пожар, который мгновенно распространился на соседние деревянные постройки. Великий князь Иван III с сыном выехали верхом на тушение пожара, продлившегося до 4 часов утра.
С уверенностью можно предположить, что существовала дорога из Москвы в Рязань, проходящая через Угрешу. Об этом косвенно свидетельствует такой исторический факт, отмеченный в Воскресенской летописи: когда зимой 1497 г. великая княгиня Анна Васильевна Рязанская, сестра Ивана III Васильевича, возвращалась к себе из Москвы, великий князь Московский посылал своего брата Юрия Васильевича провожать сестру до Угрешского монастыря.
Николо-Угрешский монастырь сыграл значительную роль как оборонительная крепость, был одним из самых укрепленных форпостов на опасных юго-восточных подступах к Москве. Имея прямые оси видимости с церквями в селах Остров, Беседы и Петровское, он входил в главную дозорную систему столицы. Предположительно, к XV веку относится строительство первых каменных крепостных стен с щелевидными окнами-бойницами, а также белокаменных Государевых и Патриарших палат, крытых тесом и имевших слюдяные оконца. Монастырь не раз подвергался он нападениям врагов и разорению в период татаро-монгольского ига, польской интервенции, страдал от крестьянских восстаний и стрелецких бунтов.
В “Летописи царствования царя Иоанна Васильевича”, на которую опирался Н.М. Карамзин и другие историки, неоднократно упоминается Угреша. Эта летопись рассказывает о том, что в 1546 г., когда пронесся слух, будто крымский хан Девлет-Гирей собирается совершить набег на Московское государство, шестнадцатилетний царь Иван IV Васильевич Грозный решил сам возглавить войско. 6 мая, перед отъездом в свой стан, он отправился по Москве-реке на судах на богомолье в Угрешу, а оттуда отплыл в Коломну, где простоял до августа в ожидании нападения татар, которое так и не состоялось.
Может быть, это было и не первое посещение Угреши Иваном Васильевичем, т.к. он мог ребенком приезжать сюда на богомолье с отцом, великим князем Василием III Ивановичем. Известно, что в мае 1519 г. Василий III выехал из Москвы на Угрешу, а оттуда в свою родовую вотчину, село Остров. Событие, правда, случившееся задолго до рождения Ивана IV, упоминается в Никоновской летописи.
Во время крестьянской войны 1606-1607 гг. на Угреше располагался один из лагерей предводителя мятежников, крестьянина Ивана Болотникова. Восстание получило широкую поддержку окрестных жителей. В обители в ту пору попеременно хозяйничали то повстанцы, то войска Василия Шуйского. После подавления восстания многие его участники, ожидавшие решения своей участи, содержались в подземельях древнего Никольского храма.
11 сентября 1610 г. угрешский игумен Иона, по словам Никоновского летописца, “муж разумный и грамоте досужий”, направился в Польшу в составе русского посольства во главе с митрополитом Ростовским Филаретом, будущим патриархом. Посольство собиралось предложить юному королевичу Владиславу перейти в православие и принять венец русского царя. Однако Сигизмунд III, который теперь сам претендовал на русский трон и хотел насадить на Руси католичество, отправил русских посланников в заточение в Киев. Игумен Иона не дожил до освобождения.
В 1611 г. Угреша стал одним из центров сопротивления польской интервенции. 27 марта сюда сошлись дружины Первого земского ополчения: войска Прокопия Ляпунова из Коломны, Ивана Заруцкого из Тулы, а также воинство князей Трубецких и Волынских. 28 марта объединенные дружины двинулись к опустошенной пожаром Москве.
В правление царя Алексея Михайловича Угреша достигла наибольшего расцвета. В монастырском владении находилось около 40 селений, где числилось более 3700 крепостных. В синодике значилось 26 княжеских, 53 дворянских рода и 12 родов старцев из разных уголков России. Об общерусской известности монастыря свидетельствует то, что рядом с такими знаменитыми родами, как Волконские, Трубецкие, Голицыны, Вяземские, Мстиславские и Шуйские, значатся имена людей самого разного звания: дьяков Горохова, Максимова и Дурова, старицы Каптелины, духовенства, купцов и крепостных крестьян, внесших свою лепту на обитель. Только благодаря синодику и дошли до нас их имена.
Беды также не обошли Угрешу стороной. В 1655 году во время эпидемии чумы скончалось более 50 насельников, в том числе проживавшие на покое митрополит Сильвестр, архимандриты Ферапонт, Илия и Серапион. По этой цифре можно оценить численность братии. Известно, что в Саввино-Сторожевском монастыре два моровых поветрия унесли тогда жизни 130 из 300 монахов. Исходя из примерно такой же смертности, можно заключить, что в Николо-Угрешском монастыре проживало более 100 монахов и послушников.
В течение 15 лет после смерти царя Алексея Михайловича Угрешский монастырь не терял своего влияния. Хотя сведений о паломничествах сюда царя Федора Алексеевича не сохранилось, известно, что при его венчании на царство 16 июня 1676 г. игумен угрешский Герасим (Гордеев) подавал скипетр патриарху. Во время венчания на царство малолетних царей Петра и Ивана 25 июня 1682 г. настоятель Угрешской обители Иосиф (Шохнев) вместе с архимандритом Андроньева монастыря Авраамием подавал бармы царя Ивана.
Петр I был последним русским государем, посещавшим обитель. 2 мая 1683 г. 11-летний царь вернулся в Москву из Угреши в третьем часу ночи. 27 апреля 1690 г. 18-летний Петр Алексеевич отправился до Угреши по Москве-реке на знаменитом Измайловском боте. Впереди плыли стрельцы на лодках, а за царским парусником следовали бояре, царедворцы и иноземцы на гребных судах. На закате флотилия причалила к берегу близ монастыря. 2 мая царь вернулся в Москву. В 1691 г. Петр I совершал в бурную погоду прогулку по Москве-реке до Угреши на яхте.
Итак, на XVII век стал периодом наивысшего расцвета Угреши, ее “золотым веком”. Достигло своего пика влияние обители на политическую, религиозную, культурную и экономическую жизнь России, что подтверждается участием настоятелей в важнейших государственных событиях, частыми паломничествами царей, высшего духовенства, а также князей, дворян и людей разных сословий со всей Руси, значительным расширением владений монастыря, увеличением количества святынь обители, в числе которых замечательные иконы, написанные Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым. С окончанием “смутного времени” и укреплением мощи Российского государства значение монастыря как оборонительного сооружения стало постепенно утрачиваться.
В результате реформ в числе других обителей Николо-Угрешский монастырь лишился царского покровительства, льгот по сборам и податям. Прежние владения были формально оставлены за монастырем, но возможности распоряжаться доходами с них значительно уменьшились. С переносом столицы в Петербург монастырь стал гораздо реже посещаться знатью и высшим духовенством, получал все меньше пожертвований. Обитель постепенно беднела, чему способствовала также частая смена настоятелей: 39 человек за 1700-1833 годы. Нередки были злоупотребления, расточительство и своеволие управителей, келарей и подьячих, жестокое обращение с крепостными крестьянами, несправедливые доносы и другие недостойные духовных лиц интриги, падение нравов монашествующих. Игумен Аарон за соучастие в краже, случившейся в 1825 г., был отстранен от должности, лишен сана и сослан.
Братия монастыря уменьшалась. В 1713 г. при игумене Мефодии здесь было 33 насельника, в основном немолодого и старческого возраста. Эти данные взяты из Ландратской книги, где описана также Угрешская слобода, в которой было 28 дворов и проживало 89 лиц мужского пола (женщины тогда не учитывались). Поселение по тем временам было немаленькое: например, из указа царицы Елизаветы 1753 г. следует, что в селах Ново-Преображенское и Люберцы вместе числилось 216 душ мужского пола.
Строения обители пришли в ветхость, чему способствовали недостаток средств на ремонт и порча в результате стихийных бедствий. Настоятель Варлаам (II) трижды в 1737-1739 гг. подавал духовным властям доношение об этом. Трижды приезжал в монастырь архитектор Иван Мичурин, все осматривал и представлял сметы, но денежные средства были выделены только в 1842 г. после обращение игумена Ионы с прошением к царице Елизавете. В ходе работ многие каменные здания были разобраны и заменены деревянными. В 1754 г. при игумене Илларионе (Завалевиче) на Угреше была построена часовня возле Святых ворот. В 1758 г. по проекту архитектора Ивана Жеребцова начато строительство колокольни.
В ходе церковной реформы 1764 г. все монастырские имения отошли к казне, более 60% обителей были закрыты, а для остальных учреждены классы и штаты. В монастырях третьего класса, к которым причислили Николо-Угрешскую обитель, количество монашествующих вместе с настоятелем не должно было превышать 12 человек. На их содержание из государственной казны ассигновалось 950 рублей в год. Это втрое меньше, чем получал монастырь до реформы. В собственности обители осталась только земля в черте ее стен и немного за их пределами.
Однако вопреки всем нестроениям Николо-Угрешская обитель не прекратила своего существования. Здесь даже велось новое строительство, пусть и не очень значительное. К началу XIX века увеличилось число святынь Николо-Угрешского монастыря. Сюда был доставлен деревянный гроб преподобного Николы Святоши, черниговского князя, преставившегося в конце XII века. В начале XIX века графиня Румянцева-Задунайская пожертвовала в монастырь старинную икону “Успение Пресвятой Богородицы”, принадлежащую ее покойному мужу, фельдмаршалу П.А. Румянцеву-Задунайскому, который брал этот образ во все свои военные походы.
Простосердечный и доверчивый игумен Иларий гораздо больше радел о духовной жизни вверенной ему братии, чем о хозяйственных делах обители, которые легли в основном на плечи отца Пимена. Угреша постепенно восстанавливалась, благодаря его сметливости, архитектурному и организаторскому таланту, умению привлекать благотворителей, на которых он производил необыкновенное впечатление своим природным обаянием и каким-то особым духовным светом, словно исходившим изнутри. К октябрю 1840 г. не только здания, ранее существовавшие в обители, были приведены в порядок, но и освящена новая церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, устроенная во втором ярусе колокольни на пожертвования московского купца Ивана Петровича Пятницкого. В 1843 г. заново освящен митрополитом Московским Филаретом реконструированный Никольский собор. В 1849 г. на пожертвования московской купчихи Анисьи Михайловны Зубовой храм был заново расписан.
10 августа 1852 года обновленная Успенская церковь была вновь освящена при еще большем скоплении народа: вся территория монастыря была усеяна густой толпой, а трапеза была приготовлена на 12000 человек. Это свидетельствует о том, что известность Угрешской обители росла с каждым годом.
В ноябре 1852 г. слабый здоровьем игумен Иларий по собственному прошению был уволен на покой. Настоятелем Николо-Угрешского монастыря был назначен отец Пимен, который стал прилагать еще большие усилия к возрождению прежней славы обители совершенствованию духовной жизни в ней. Начался своеобразный “серебряный век” Угреши.
Преподобный Пимен был убежденным сторонником более строгого общежительного устава в монастыре, когда все средства обобщались, из казны монахам выдавались деньги на выполнение послушаний и поручений, они снабжались монахов всем потребным за счет обители, что избавло от необходимости заботиться о вещественном. Настоятель участвовал в общей трапезе с братией. 16 октября 1853 г. Николо-Угрешский монастырь стал общежительным, благодаря стараниям отца Пимена и пожертвованиям П.М. Александрова. Открывая общежитие, митрополит Филарет одновременно возвел преподобного Пимена в сан игумена.
Под руководством преподобного Пимена Николо-Угрешский монастырь преображался на глазах. В 1854 г. была построена на средства Александровых трапезная церковь во имя апостола Матфея и великомученицы Параскевы. В 1855 г. Святые ворота надстроены шатровой башенкой и совершено освящение водопроводного канала у южных Водяных ворот. В 1855-1857 гг. возведен двухэтажный первый братский корпус на 48 келий. 14 июля 1857 г. был заложен больничный корпус с церковью во имя иконы Пресвятой Богородицы “Всех Скорбящих Радости”. Освящение храма произошло 24 июля 1860 года. Больница была первоначально рассчитана на 12 коек, но их количество в случае необходимости можно было значительно увеличить.
Весной 1859 г. был заложен скит и деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, которую освятил 15 сентября 1860 г. митрополит Филарет. Это было его последнее посещение Угреши. Скит строился в основном на средства купца Петра Ивановича Куманина, подхватившего “эстафету” благотворительности от ушедшего из жизни Александрова. Всего Куманин пожертвовал на обитель 110 тысяч рублей. В скиту был принят особенно строгий устав. Женщины допускались туда лишь дважды в год: 26 мая/8 июня (в день кончины Куманина) и 29 июня/12 июля (в день храмового праздника).
В 1858-1859 гг. велись работы по перестройке колокольни, которая стала шестиярусной и достигла высоты 79 метров. На колокольне тогда имелось 11 колоколов, позднее их число колоколов увеличилось до 18. Самый большой колокол “Благовестник” весом около 20 т. находился в третьем ярусе. Высокая стройная колокольня стала украшением архитектурного ансамбля Николо-Угрешского монастыря, звон ее колоколов был слышен далеко окрест.
В марте 1868 г. в селе Остров был выгодно куплен с торгов графский дом из толстого соснового дерева на каменном основании. Он был разобран и перевезен на Угрешу. Из этих материалов здесь построили красивый двухэтажный Архиерейский дом для приема владык, где устроили небольшую домовую церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Деревянная лестница с застекленной галереи второго этажа вела в обширный фруктовый сад, засаженный яблонями, вишнями, ягодными кустарниками.
Николо-Угрешский монастырь постепенно становился центром духовности и просвещения всей округи. 8 мая 1866 г. было открыто монастырское училище, где преподавание было построено по программе уездных приходских училищ. Это явилось большим благом для бедных семей, которые получили возможность дать начальное образование детям. Около четверти учеников, мальчиков из беднейших семей, были “полными пансионерами”, находились на содержании монастыря и получали бесплатно даже одежду и обувь. Около 70 ребят, которые получали за счет монастыря только питание, считались “полупансионерами”. Были еще “своекоштные” ученики, которые за питание 2 рубля в месяц, и “вольноприходящие” ученики из соседних сел, которые получали во время трапезы бесплатно хлеб и квас, а вечером возвращались домой.
Монастырь приобрел у крестьян деревни Гремячево одну из горок к северу от монастырских гостиниц, где в 1868-1873 гг. построили по собственным чертежам архимандрита Пимена большое каменное здание училища, напоминающее сказочный терем. Оно было рассчитано на 220 учеников. На обширной поляне с южной стороны позднее соорудили спортивную площадку. 3 июня 1873 г. состоялась церемония открытия нового училища, в которой принял участие Московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков. С 1866 по 1874 гг. в училище обучалось 750 человек. Лучшие ученики поступали в учебные заведения более высокого ранга. 1 июля 1876 г. монастырское училище было торжественно передано в ведение Министерства народного просвещения.
Благодаря стараниям отца Пимена и пожертвованиям благотворителей в Николо-Угрешском монастыре содержалась богадельня для старцев и немощных из белого духовенства, монашествующих и мирян. Богадельня находилась во втором братской корпусе. При ней было две церкви, расположенных на углу первого и второго братских корпусов. Верхняя церковь во имя иконы Казанской Богоматери была освящена митрополитом Московским Иннокентием 6 сентября 1870 г. Средства на эту церковь пожертвованы потомственным почетным гражданином Москвы Д.П. Рогаткиным. Небольшая нижняя церковь в 1876 г. была устроена во имя святителя Василия Парийского по предложению московского купца Василия Лукича Васильева.
В 1871 г. селе Остров была открыта большая владычная богадельня по инициативе архимандрита Пимена, которого назначили председателем комитета по устройству этого благотворительного учреждения. Оно предназначалось для призрения бедных вдов, сирот, немощных и престарелых из белого духовенства и мирян. Первоначально это было квадратное одноэтажное здание с двором посередине. В богадельне помимо жилых комнат на 90 семей имелось много служебных помещений: общая столовая и поварня, больница и аптека, кладовые и погреба, баня и прачечная. В юго-восточном углу действовала домовая церковь во имя святителей Петра, митрополита Московского, и Иннокентия Иркутского, чудотворца. Торжественное освящение богадельни и церкви состоялось 12 декабря 1871 г. При этом впервые после 1668 г. в Острове служили три владыки: митрополит Московский Иннокентий, епископ Можайский Игнатий и епископ Дмитровский Леонид. В 1875 г. благодаря неутомимым заботам архимандрита Пимена было построено второе здание Островской богадельни на 30 семей. Всего в 1882 г. здесь призревалось около 300 человек.
Этим миссия милосердия не исчерпывалась. Во время Балканской войны с Турцией в 1877-1878 гг. был устроен лазарет, для которого освободили оба этажа богадельни, находившейся во втором братском корпусе. На лечение раненых из монастырской казны было выделено 8000 рублей и еще 7000 рублей получено из других обителей. Братьями милосердия были угрешские монахи, прошедшие обучение на фельдшерских курсах.
К 8 августа 1880 г. все подготовительные работы были закончены, и на церемонию закладки собора прибыли многочисленные гости: митрополит Московский Макарий, епископ Можайский Алексий, настоятели многих монастырей и представители властей. К огромному сожалению, архимандрит Пимен, вложивший много сил в организацию строительства собора, сильно хворал и в день торжества был не в состоянии покинуть свою келью, но настоял на том, чтобы отпраздновать 500-летие обители и заложить Преображенский собор.
17 августа 1880 г. Пимен Угрешский скончался в возрасте 70 лет. Он был тожественно погребен в резной деревянной часовне на братском кладбище. Почитание преподобного началось сразу же после его смерти. Могила преподобного Пимена была посещаема вплоть до полного закрытия храмов монастыря в 1925-1926 гг. Были известны случаи исцелений больных по молитвам перед нею. Спустя 120 лет, 28 мая 2000 г. решением Синодальной комиссии по канонизации архимандрит Пимен (Мясников) был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии.
Старая сосна, крону которой еще в 1880 г. в память чудесного явления образа Николая Чудотворца святому благоверному князю Дмитрию Донскому украшала икона святителя, засохла. На ее месте по проекту А.С. Каминского была возведена Никольская часовня, освященная 19 сентября 1893 г. Спилы сосны хранились в часовне как святыня. Сюда стремились паломники на поклонение иконе святителя Николая, называвшейся Радонской. Она особенно почиталась с тех пор, как по молитве перед ней произошло исцеление младенца.
После освящения Преображенского собора на Угреше стало действовать 11 храмов (13 престолов). Количество паломников увеличилось почти вдвое. Пароходство Н.Э. Бромлей организовало сюда один из первых туристических маршрутов, начинающийся от Большого Устьинского моста в Москве. Ежедневно пароход “Ярославль” отчаливал на Угрешу в 11 часов утра, обратный рейс начинался в 8 часов вечера. В воскресные и праздничные дни устраивался дополнительный рейс.
Очерки о Николо-Угрешском монастыре стали появляться в московских газетах и журналах, сведения о нем помещались в справочники, книги и путеводители. События революции 1905-1907 гг. не оказали на монастырскую жизнь существенного негативного влияния. О широкой известности обители говорит такой факт. В честь обители была названа самая близкая к ней платформа Угрешская Московской окружной железной дороги. Цветная литография и альбом с фотографиями, выпущенные издательством И.Д. Сытина, свидетельствуют о цветущем состоянии монастыря, который представал перед глазами паломников подобно величественному древнерусскому городу среди зеленеющих лесистых холмов и полей.
В книге “Житие и чудеся святителя Николая Чудотворца и слава его в России”, где в числе других дано описание Угрешского монастыря, читаем: “. обитель, ныне хотя третьеклассная, по внешнему своему благоустройству, благотворительности и благолепию снова может занять место среди первоклассных наших обителей”. К сожалению, этого не случилось. “Серебряный век” Угреши был прерван Октябрьской революцией в 1917 г. и Гражданской войной. Несмотря на тяжелое положение, богослужения в 1918-1925 гг. проводились во многих храмах, хотя братия обители значительно поредела: по воспоминаниям епископа Арсения (Жадановского), из прежних 200 насельников осталось около 40 человек. В монастыре в 1918 г. была открыта детская колония, затем в 1924 г. Красный детский городок МОНО.
Этот трудный период истории Угреши ознаменовался пребыванием на покое в ее стенах в 1917-1925 гг. Московского митрополита Макария (Невского-Парвицкого), великого просветителя, миссионера и апостола Алтая, ныне причисленного к сонму святых. Поселившись в Архиерейском доме, 82-летний святитель терпеливо переносил все лишения: унижения, оскорбления, голод, холод, обыски, ограбление, конфискации и даже рукоприкладство. Иноки Угрешского монастыря нашли в нем доброго пастыря, по очереди приходили служить с ним и относились к нему с большой любовью. Теплые отношения связывали старца с настоятелем монастыря, архимандритом Макарием, а также с педагогами и воспитанниками детской колонии, некоторые из которых посещали службы и пели в церковном хоре. Приезжал к святителю Макарию на Угрешу Святейший Патриарх Тихон, последние богослужение которого состоялось в Николин день 1924 года.