Что означает слово убогий человек в православии

Словари

Тот, кто пребывает в крайней бедности, в нищете; бедняк, нищий.

1. Немощный, увечный, искалеченный.

отт. перен. Жалкий, несчастный на вид.

Пребывающий в крайней бедности, в нищете.

отт. Свидетельствующий о крайней бедности, нищете; нищенский.

Духовно ограниченный, крайне посредственный (о человеке).

отт. Бедный по содержанию.

УБО́ГИЙ, убогая, убогое; убог, убога, убого.

|| в знач. сущ. убогий, убогого, муж., и убогая, убогой, жен. Бедняк. «В нем мысль не зарождается, как у людей достаточных, при виде незнакомого, убогого и робкого: не стибрил бы чего?» Некрасов.

|| Нищенский, жалкий, свойственный бедняку. «Стоят, как остовы, убогие дома.» Некрасов. Убогое житье.

2. Увечный, искалеченный, немощный. Убогий человек. Убогая старушка.

|| в знач. сущ. убогий, убогого, муж., и убогая, убогой, жен. Калека.

3. перен. Весьма скудный, бедный по содержанию, крайне посредственный, очень серый (см. серый во 2 знач.) (пренебр.). «Убогая роскошь наряда.» Некрасов. Убогие идеи. Убогое воображение.

1. Крайне бедный, нищенский. Убогое жилище. Убогое воображение (перен.).

2. Немощный, увечный, жалкий на вид (разг.). Убогая старуха. Убогого (сущ.) обидели.

| Увечный, калека, неисцелимо немощный. Он убог, не работник. Убог ногами, не ходит, или едва ходит, скудается.

| Малоумный, юродивый, дурачок, убогий умом, нищий духом. Убога ·об., пск. убогий, ·противоп. богатый, у отрицательн. Убогая руда, скудная, в коей мало металла. Убогая плавка, плавка скудной руды. Убогий дом, убожница, богадельня, приют калек;

| убогий дом, скудельня, скудельница (франц. morgue), куда встарь свозили тела погибших странников, утоплеников, убитых на пути и пр..; на севере они есть местами доныне; трупы кладут в общую могилу, совершая молитву над нею в Дмитриеву субботу. Убогое житье, бедное, скудное. Убогонькая старушка. Убоговато век перебиваются. Убогость и убожество, состояние ·по·прилаг., бедность, беднота, скудость, скуда, нужда, либо нищенство;

1) Отличающийся крайней бедностью; нищий.

2) разг. Имеющий увечье или какой-л. физический недостаток, немощный.

Но я другу старому не верю. Он смешной, незрячий и убогий, он всю жизнь свою шагами мерил длинные и скучные дороги (Ахматова).

не́мощный, уве́чный (устар.)

3) перен. Бедный содержанием, невыразительный.

4) перен. О человеке: духовно ограниченный, крайне посредственный.

Там сидели некоторые убогие личности, которые и сами убедились и начальство убедили, что не имеют способностей и учиться не могут (Помяловский).

малокульту́рный, се́рый (разг.)

убо́гий сущ., убо́го, убо́жество (убожество обстановки), убо́гость (убогость обстановки)

1. Увечный, с физическим недостатком. У. калека. У. слепец. У. человек. Убогому человеку жить трудно.

2. Очень бедный; нищий. У. скарб. У-ие пожитки. У-ая одежда. У-ие деревни. У-ие селенья. У-ие крестьянские избы. * Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Некрасов).

3. Очень плохой, неприглядный; плохо устроенный, несовершенный. У-ая любительская сцена. Актёры выходят на эти наспех сколоченные у-ие подмостки. Устроился на ночь в убогой здешней гостинице, без удобств. Боже мой, какая в этом доме у-ая обстановка! Да выброси ты, наконец, эту старую убогую мебель! Занесло меня в этот у. городишко! // Скудный, небогатый. У. ассортимент товаров. У. обед. У-ое угощение. У-ие средства. У-ая растительность. У-ое освещение.

4. Слишком простой, скромный, незатейливый на вид. Провела гостя в чистенькую и убогую комнатку. Над могилой её стоит у. деревянный крест. Дом был тёплый и удобный, несмотря на свой у. вид. У-ие северные ромашки мне дороже пышных садовых роз.

5. Неинтересный; малосодержательный. У-ая пьеса. У-ое сочинение. Наше существование подчас становится скучным и убогим. Ему хотелось бежать от этой убогой серой жизни. // Бесцветный, невыразительный. У-ие слова. Подберите менее у-ие эпитеты. Полотна новоявленного таланта отличались на редкость убогими красками. В голову приходят какие-то у-ие мысли. // Неодухотворённый, лишённый широты, свободы. Какие у-ие мещанские взгляды на жизнь! На редкость у-ая у тебя фантазия. Довольствовался лишь тем, что рисовало ему у-ое воображение.

6. Лишённый ума, таланта; духовно ограниченный (о человеке). Эту картину писал не художник, а какой-то у. ремесленник. Что за у. сочинитель сочинил эту пьесу?

1. Имеющий увечье или какой-л. физический недостаток.

2. Пребывающий в бедности, нужде, нищете.

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! Н. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо.

— Был богат, пользовался почетом, а теперь сир и убог-с. Мамин-Сибиряк, Переводчица на приисках.

Отличающийся крайней бедностью, нищетой. свидетельствующий о них.

Затем опять убогое селенье, Десяток нищих хижин. Бунин, Цейлон.

Глебов-Ланской бродил от пристани до Свияги, помогал добровольцам-тушителям, вытаскивал из огня убогий скарб. Л. Борисов, Потревоженные тени.

3. Недостаточный, несовершенный, неудовлетворительный в каком-л. отношении.

Человеческий слух убог, он не схватывает инфразвуков. Он не слышит мелодий и слов, которыми переполнен воздух. Серебрякова, Из поколения в поколение.

Незначительный по объему, количеству и т. д.

Всем окружив ее тихое детство, Что позволяли убогие средства, Только развить воспитаньем, увы! Эту головку не думали вы. Н. Некрасов, Саша.

Чересчур простой и скромный на вид, лишенный красоты, какого-л. убранства.

Обстановка, в которой жил воплинский батюшка, была очень убогая, В единственной чистой комнате дома, которая служит приемною, царствовала какая-то унылая нагота. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы.

Цветики убогие северной весны, Веете вы кротостью мирной тишины. Брюсов, Цветики убогие…

Бедный содержанием, бесцветный, неинтересный, невыразительный.

Убогая пьеса. Убогая мысль.

[Рябович] вспомнил свои летние мечты и образы, и его жизнь показалась ему необыкновенно скудной, убогой и бесцветной. Чехов, Поцелуй.

Лишенный ума, таланта, духовно ограниченный.

Там сидели некоторые убогие личности, которые и сами убедились и начальство убедили, что не имеют способностей и учиться не могут. Помяловский, Очерки бурсы.

 =  прил. бедный, лишенный сил, больной; (πενιχρός) чуждый; нуждающийся. Богатый страстьми, и сластьми есмь, Господи, Лазарь же убогий лишением добродетелей (Нед. 5 Вел. поста, утрен., кан. гл. 6, п. 3).

1. убо́гий, убо́гая, убо́гое, убо́гие, убо́гого, убо́гой, убо́гого, убо́гих, убо́гому, убо́гой, убо́гому, убо́гим, убо́гий, убо́гую, убо́гое, убо́гие, убо́гого, убо́гую, убо́гое, убо́гих, убо́гим, убо́гой, убо́гою, убо́гим, убо́гими, убо́гом, убо́гой, убо́гом, убо́гих, убо́г, убо́га, убо́го, убо́ги, убо́же, поубо́же

2. убо́гий, убо́гие, убо́гого, убо́гих, убо́гому, убо́гим, убо́гого, убо́гих, убо́гим, убо́гими, убо́гом, убо́гих

Источник

убогий

Смотреть что такое «убогий» в других словарях:

УБОГИЙ — УБОГИЙ, бедный, неимущий, нужный, скудный, нищий. Беден бес (у него Бога нет), а человек убог (и нужен). Бог милостию не убог. Убогий хлеб, милостыня. Убогий достаток. Бог не убог, а Никола милостив. Милостив Бог, а я, по Его милости, не убог.… … Толковый словарь Даля

УБОГИЙ — УБОГИЙ, убогая, убогое; убог, убога, убого. 1. Крайне бедный, находящийся в нужде, нищий. «Ты и убогая, та и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь!» Некрасов. «Убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест.» (посл.). || в… … Толковый словарь Ушакова

убогий — См … Словарь синонимов

УБОГИЙ — УБОГИЙ, ая, ое; ог. 1. Крайне бедный, нищенский. Убогое жилище. Убогое воображение (перен.). 2. Немощный, увечный, жалкий на вид (разг.). Убогая старуха. Убогого (сущ.) обидели. | сущ. убогость, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова

убогий — ая, ое; убо/г, убо/га, убо/ги 1) Отличающийся крайней бедностью; нищий. Убогое селение. Убогий вид. Отец Леонов был русский коренной дворянин, израненный отставной капитан, человек лет в пятьдесят, ни богатый, ни убогий, и что всего важнее самый… … Популярный словарь русского языка

убогий — I см. убогий 1); ого; м. Подайте убогому! Помогите убогому! II ая, ое; убо/г, а, о. см. тж. убогий, убогая, убого, убогость, убожество … Словарь многих выражений

убогий — Древнерусское – оубогъ (бедный, нищий, увечный). Древнерусская форма синонимична церковнославянскому «небогъ» (бедный), образованной с приставкой не от общего для обоих слов праславянского корня bogъ со значением «бедность». Время появления слова … Этимологический словарь русского языка Семенова

Убогий — I м. разг. 1. Калека. 2. перен. Тот, кто пребывает в крайней бедности, в нищете; бедняк, нищий. II прил. 1. Немощный, увечный, искалеченный. отт. перен. Жалкий, несчастный на вид. 2. перен. Пребывающий в крайней бедности, в нищете. отт.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Убогий — I м. разг. 1. Калека. 2. перен. Тот, кто пребывает в крайней бедности, в нищете; бедняк, нищий. II прил. 1. Немощный, увечный, искалеченный. отт. перен. Жалкий, несчастный на вид. 2. перен. Пребывающий в крайней бедности, в нищете. отт.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Значение слова убогий

Словарь Ушакова

уб о гий, убогая, убогое; убог, убога, убого.

2. Увечный, искалеченный, немощный. Убогий человек. Убогая старушка.

| в знач. сущ. убогий, убогого, муж., и убогая, убогой, жен. Калека.

Словарь Ожегова

УБОГИЙ, ая, ое; ог.

1. Крайне бедный, нищенский. Убогое жилище. Убогое воображение (перен.).

2. Немощный, увечный, жалкий на вид (разг.). Убогая старуха. Убогого (сущ.) обидели.

| сущ. убогость, и, ж.

Словарь Ефремовой

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

Увечный, калека, неисцелимо немощный. Он убог, не работник. Убог ногами, не ходит, или едва ходит, скудается.

Малоумный, юродивый, дурачок, убогий умом, нищий духом. Убога об. пск. убогий, противопол. богатый, у отрицательн. Убогая руда, скудная, в коей мало металла. Убогая плавка, плавка скудной руды. Убогий дом, убожница, богадельня, приют калек;

убогий дом, скудельня, скудельница (франц. morgue), куда встарь свозили тела погибших странников, утоплеников, убитых на пути и пр..; на севере они есть местами доныне; трупы кладут в общую могилу, совершая молитву над нею в Дмитриеву субботу. Убогое житье, бедное, скудное. Убогонькая старушка. Убоговато век перебиваются. Убогость и убожество, состоянье по прилагат., бедность, беднота, скудость, скуда, нужда, либо нищенство;

Этимологический Словарь Русского Языка

Древнерусское – оубогъ (бедный, нищий, увечный).

Древнерусская форма синонимична церковнославянскому «небогъ» (бедный), образованной с приставкой не- от общего для обоих слов праславянского корня bogъ со значением «бедность».

Время появления слова в русском языке точно не установлено.

Производные: убогость, убого.

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: бедный, небогатый (ослаб.), скудный, нищий (усил.), нищенский (усил.)

Ant: богатый, зажиточный, изобильный

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Очень бедный, нищенский.

2. перен. Невыразительный, бедный по содержанию.

Источник

Значение слова «убогий»

Что означает слово убогий человек в православии

2. Пребывающий в бедности, нужде, нищете. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! Н. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо. — Был богат, пользовался почетом, а теперь сир и убог-с. Мамин-Сибиряк, Переводчица на приисках. || Отличающийся крайней бедностью, нищетой. свидетельствующий о них. Убогая одежда.Затем опять убогое селенье, Десяток нищих хижин. Бунин, Цейлон. Глебов-Ланской бродил от пристани до Свияги, помогал добровольцам-тушителям, вытаскивал из огня убогий скарб. Л. Борисов, Потревоженные тени.

4. перен. Бедный содержанием, бесцветный, неинтересный, невыразительный. Убогая пьеса. Убогая мысль.[Рябович] вспомнил свои летние мечты и образы, и его жизнь показалась ему необыкновенно скудной, убогой и бесцветной. Чехов, Поцелуй.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

УБО’ГИЙ, ая, ое; убо́г, а, о. 1. Крайне бедный, находящийся в нужде, нищий. Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! Некрасов. Убогий мужик и хлеба не ест, богатый — и мужика съест. Пословица. || в знач. сущ. убо́гий, ого, м., и убо́гая, ой, ж. Бедняк. В нем мысль не зарождается, как у людей достаточных, при виде незнакомого, убогого и робкого: не стибрил бы чего? Некрасов. || Нищенский, жалкий, свойственный бедняку. Стоят, как остовы, убогие дома. Некрасов. Убогое житье. 2. Увечный, искалеченный, немощный. У. человек. Убогая старушка. || в знач. сущ. убо́гий, ого, м., и убо́гая, ой, ж. Калека. 3. перен. Весьма скудный, бедный по содержанию, крайне посредственный, очень серый (см. серый во 2 знач.) (пренебр.). Убогая роскошь наряда. Некрасов. Убогие идеи. Убогое воображение.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник

Убожество и богатство

На днях мне живописали картину.

Что означает слово убогий человек в православии

Представьте себе совершенно разорившийся после развала СССР совхоз-миллионер. Земли, заброшенные и сплошь заросшие бурьяном и – монополист… он только один и способен поднять, освоить эти заматеревшие гектары. И он вкладывается в это дело, растит сады – но яблоки в них хоть и с дыню величиной, только есть их небезопасно. Даже червяк, что называется, «не берет». Остерегается. Не для еды яблочки – на продажу.

А сам монополист – лицо, так сказать, физическое – сидит под навесом пьяный, простите, в зюзю, и физиономия его значительная раскраснелась, и пряди прилипли ко лбу, а перед ним опустошенная бутылка дорогущего коньяка. Идет дождь, практически ливень, и за пределами навеса этого непролазная грязь, и в этой грязи перед монополистом нашим – пляшут и поют цыгане. Как вам картина? И это не выдумки, не зарисовки из позапрошлого века… во всяком случае, людям, которые рассказывали мне это, можно доверять. Но вы только подумайте, какая тоска по утраченным традициям. Цыган, да еще поющих, надо было ведь как-то найти, да и заплатить им, чтобы они вот так плясали и пели в грязи под дождем…

А еще рассказывают, что у чудесного этого человека есть два пруда, и в одном он держит исключительно форель, а форель, как известно, рыба капризная, и воду для этого пруда беспрестанно качает из глубоченной артезианской скважины мощный насос, и солярки на его работу, как говорят знающие люди, в день уходит столько, что хватило бы на суточную работу тракторной бригады…

А второй пруд попроще – с карасиками, и насоса тут нет. Когда в прошлом году приключилась засуха, пруд обмельчал до крайности, так что местные жители стали приходить и подсаками этих карасей тягать. Но хозяин об этом узнал, прислал и приставил к пруду крепких хлопцев с бритыми затылками и местных подпускать к пруду категорически запретил. В конце концов из высохшего пруда вывезли на свалку два КАМАЗа дохлой рыбы… Дескать: смотри, холоп, и чувствуй…

Ну хочется нашему брату барином побыть или купцом (непременно чтоб первой гильдии), помещиком или графом… дворянином, на худой конец – благородным потомком дворника и дворянки. Грустно только, что утраченные традиции былых сословий почему-то вспоминаются нами не самые лучшие.

Вообще любопытно отношение большинства не к богатству, нет – и это примечательно, – а к богатым. Их, в общем-то, не любят, ругают и винят во всех бедах, но что-то я не часто слышал, чтобы от возможности личного обогащения, пусть и гипотетической, кто-нибудь «открещивался». «Богатых не люблю, но сам быть богатым мечтаю» – забавная философия, согласитесь. И это ведь философия большинства.

Говоря об отношении Православия к богатству, первое, что приходит на ум, и думаю, не мне одному, – это слова Господа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Небесное» (Мф. 19: 24). И как-то сразу эти слова почти автоматически понимаются в том смысле, что ох как тяжело богатому человеку попасть в Царствие Божие, не то что нищему… И тут же вспоминается кстати притча о богатом и Лазаре и геенна, в которой горел первый… Но всё ли так однозначно, и о чем именно говорил Господь?

А вся полнота Священного Писания и Предания, весь опыт многовековой жизни Церкви свидетельствуют о том, что не богатство само по себе является препятствием для спасения, равно как не нищета является его гарантией, а отношение человека к своему богатству или бедности определяют его духовное состояние. Больше того, отношение человека к Богу и к ближнему своему. И вот об этом именно и хотелось бы поговорить сегодня, пусть даже в контексте темы богатства и бедности. Потому что именно это кажется важным.

У нас в стране много бедных и нищих людей, и абсолютное, надо полагать, большинство эту свою бедность воспринимают с досадой, считают ее проблемой, которую надо преодолеть, и даже зачастую преодолеть во что бы то ни стало. И эти слова – «во что бы то ни стало» – слова на самом деле страшные – объясняют многое из того, что творилось в кровавые девяностые и что творится доселе – имею в виду экспансию, чрезвычайное распространение алчности, жестокости, насилия, коварства и лжи… всего того, что губит добрые ростки праведности, даже если человек в этой своей погоне за богатством и земным счастьем «во что бы то ни стало» так и не сделался ни богат, ни счастлив. Само расположение его сердца и ставит его в положение того, кому «труднее войти в Царствие Божие», нежели верблюду в малые городские врата («игольные уши»).

И мы видим людей, пусть немногих, кто эти свои богатства, порой действительно несметные, таки «нагребли» вопреки всему и именно «во что бы то ни стало». И богатства эти посреди страшной нищеты и разрухи выставляются напоказ как достоинство, являя пример совершенно извращенной нравственности. Ведь если и существует «высшая степень порочности», то это именно нелепое стремление нечто постыдное демонстрировать перед всеми как достижение и предмет особенной гордости. И именно в наших соотечественниках эта нелепость как-то особенно ярко видна. Люди точно не знают, что со своими богатствами делать. Это как новая игрушка, недолгая радость обладания которой являет собой вершину пути, а дальше… а дальше радость обладания притупляется, меркнет, и вот ее уже почти совсем нет, и человек привыкает даже к своему богатству, дальше не знает – именно не знает, – что ему еще делать, чтобы достичь радости… А поскольку он привык думать, что радость возможна только как результат обогащения, обладания чем-то предметным и чувственным, то он начинает вкладывать свои миллионы в какие-то совершенно не нужные ему на самом деле вещи… в дорогущие особняки… в самолеты… в футбольные клубы… в «дорогих» женщин, которые именно и являются для их «обладателей» не более чем приобретением – живыми игрушками, – позволяющим еще пощекотать приятно собственное самолюбие, поиграть в «любовь» и от которых потом можно будет так же легко избавиться, как от любой другой надоевшей вещи.

И в этом контексте две относительно недавние смерти… двух товарищей по исканию богатств и славы – Бадри Патаркацишвили и Бориса Березовского – очень показательны. В том смысле, что за этими смертями сквозит совершенно очевидная, просто оглушающая пустота – пустота и горечь разочарования. Для чего это всё было? Для чего?!

Мне кажется, сейчас всё более будет в нашем Отечестве появляться людей, которые в результате многолетней и упорной борьбы, гонки за богатством достигнув действительных «высот» в области стяжания материальных благ и насладившись вполне «счастьем» обладания ими… – всё больше таких людей, как мне кажется, должны будут задаться этим простым, но важным вопросом: а для чего всё это? И вот тут перед всяким честным, а тем паче православным, человеком должен возникнуть очень простой, но единственно верный ответ: «Для того, чтобы раздавать». И это есть единственный ответ, который может принести отраду душе и надежду на примирение с Богом и людьми. Причем речь даже не идет о том, чтобы раздать всё до последней нитки и следовать затем за Христом, хоть это мы и признаём идеалом. Но вот какие удивительные слова по поводу богатства, отношения к нему говорит апостол Павел:

«Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» (2 Кор. 8: 13– 14).

Человеку для комфортной жизни (физической и душевной) нужно совсем не много. Ну, здоровье и благополучие родных и близких – это понятно. Но даже если мы говорим о хорошей еде, о хорошем доме, о хорошей одежде, о приличных бытовых условиях жизни… – то такие условия жизни ведь совершенно несоизмеримы часто с теми затратами, которые позволяют себе люди, желающие жить не просто хорошо, но роскошно. И эта жадность, необузданное плотоугодие и есть, как думается, главная преграда на пути к достижению Царствия Божиего, а значит и к собственному счастью, которое без мира душевного, без спокойствия совести невозможно.

Убожество человека во всех областях имеет одну причину и основание – отрешенность от Бога. Совмещение же богатства с внутренним, нравственным убожеством приносит ужасающие плоды. Не в осуждение говорю, а в качестве констатации факта. Увы, мы все – бедные и богатые – имеем отношение к этому внутреннему, нравственному убожеству. Все мы – лишенные в силу многих причин доброго христианского воспитания и образования – в той или иной мере убоги. Вопрос не в том, что все богатые убоги, а бедные все – благородны. Нет, но вопрос в том, чтобы всем нам – бедным и богатым – учиться преодолевать свое убожество и становиться другими, Божиими чадами. Учиться искать прежде Царство Божие и правду его, находясь каждому в своем звании и состоянии.

И даже если мы стремимся как-то улучшить свои бытовые условия, то не полагать это главной целью жизни, а только пожеланием вторичным по отношению к стремлению жить по совести, в согласии с правдой Божией. Здесь именно во главу угла становится вопрос приоритетов. И этот простой вопрос, оказывается, решает так много!

Мне всё вспоминается Греция времен ее благоденствия. Во время двухмесячной командировки туда в 2006 году мы жили в монастыре, расположенном на горе. И первое, что меня изумило, – это прекрасная асфальтированная дорога, ведущая к монастырю. Однажды, когда мы ехали по ней, гид рассказал, что эту дорогу за свой счет проложил очень богатый и в то же время боголюбивый человек – директор крупного асфальтного завода (не помню, к сожалению, его имени).

А через некоторое время этот человек пригласил в свой дом правящего митрополита с его зарубежными гостями, среди которых оказались и мы. Мне к тому времени уже приходилось бывать в домах наших постсоветских нуворишей, и я примерно представлял себе дом богатого человека, хотя в домах настолько богатых людей, как пригласивший нас, я и не бывал, так что ожидал встретить какую-нибудь роскошь необыкновенную.

И знаете, что меня поразило в этом доме весьма богатого человека? Его скромность. Да, там были и пальмы во дворе, и бассейн, и добротный дом, конечно… И было видно, что всё это – имение богатого человека, но… не более того. Вы понимаете? Именно чувствовалось, что человек никак не кичится своим богатством, не стремится его подчеркнуть, выпятить, не стремится удивить всех своей роскошью… Я, может быть впервые в жизни, увидел богатого и даже очень богатого, но не тщеславного, не больного своим богатством человека. Мы провели прекрасный вечер у него в гостях. Во дворе на открытом огне готовилась простая, но вкусная пища, мы сидели за столиками во дворе, ели, пили хорошее сухое вино, пели русские и греческие песни, разговаривали… и видно было, какую неподдельную радость доставляет этому человеку возможность проявить свое гостеприимство, как радовался он радости гостей… И видно было, что это именно в крови у него, что это умение отдавать, это радушие и есть то благое приобретение, которое показывает глубину его мудрости и действительного боголюбия. И я знаю, что не только строительством дороги и приемом священнослужителей этот добрый человек угождает Богу, но и многими делами благотворительности прикровенной.

Тогда, в гостях, мне всё припоминались те «дворцы» куда менее состоятельных людей, которые я уже успел посетить на родине. И как же тогда бросалась в глаза нравственная, душевная ущербность их обладателей, их стремление именно к роскоши, к блеску и именно там, где вокруг столько нищеты и связанной с ней горя, боли и слез.

И пусть Греция сейчас, несколько лет спустя, сама оказалась в затруднительных обстоятельствах, но я знаю, верю, что благородство греков, их великодушие и умение видеть боль и нужду других, их деятельное сострадание обязательно привлекут к ним милость Божию и они, пусть даже претерпев немалые трудности, только приобретут духовную пользу, сплотятся теснее вокруг Христа и Его Церкви.

Дай-то Бог, чтобы и мы, независимо от звания и состояния, научились наконец думать не только о себе, но и о других, богатеть не «в себя», а в Бога! Словом, нам всем – богатым и бедным – надо изживать в себе убожество мнения, что радость и полнота жизни зависят главным образом от богатства, достатка и роскоши.

И подтверждением этой необходимости пусть нам служат слова Господа:

«Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *