Что означает слово турандот
Турандот
Турандот — персидское имя, означающее «дочь Турана».
Художественные произведения
Астрономические объекты
См. также
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Турандот» в других словарях:
ТУРАНДОТ — (итал. Turandot) героиня трагикомедии К.Гоцци «Турандот» (1761). Дочь китайского императора, прекрасная и умная Т. уже отвергла несколько женихов. Они заплатили жизнью за то, что не смогли отгадать ее три загадки. Тайно прибывший в Пекин… … Литературные герои
ТУРАНДОТ — «ТУРАНДОТ», СССР, ГРУЗИЯ ФИЛЬМ, 1990, цв., 98 мин. Притча. В основе сюжета современной притчи о любви, долге и чистоте помыслов творческий процесс оперной театральной труппы, работающей над постановкой одного из сложнейших произведений… … Энциклопедия кино
ТУРАНДОТ — см. Рекомендуется для цельноплодного консервирования. Раннеспелый. Созревание плодов наступает на 98 105 день после полных всходов. Растение нештамбовое, детерминантное, стелющееся, средневетвистое, среднеоблиственное. Лист промежуточного типа,… … Энциклопедия семян. Овощные культуры
Турандот (опера) — У этого термина существуют и другие значения, см. Турандот. Опера Турандот итал. Turandot … Википедия
Турандот (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Турандот. Турандот Turandoti Жанр Притча Режиссёр Отар Шаматава … Википедия
Принцесса Турандот (театр Вахтангова) — У этого термина существуют и другие значения, см. Принцесса Турандот. Фонтан «Принцесса Турандот» на Арбате, перед зданием театра Вахтангова. «Принцесса Турандот … Википедия
Хрустальная Турандот — … Википедия
«Принцесса Турандот» — Фонтан «Принцесса Турандот» на Арбате. Спектакль «Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам» в постановке Евгения Вахтангова (Третья Студия МХТ, впоследствии театр имени Вахтангова, 1922) последний прижизненный… … Википедия
Принцесса Турандот — Принцесса Турандот: Принцесса Турандот героиня сказочной пьесы Турандот и поставленных по ней опер. Принцесса Турандот спектакль по пьесе Турандот в московском Театре Вахтангова. См. также Турандот … Википедия
Хрустальная Турандот (премия) — Эмблема премии Премия «Хрустальная Турандот» театральная премия, учреждённая в 1991 году продюсером и режиссером Борисом Беленьким. Это первая негосударственная, независимая творческая награда в новой России. Премия получила имя в честь героини… … Википедия
ТУРАНДОТ
Полезное
Смотреть что такое «ТУРАНДОТ» в других словарях:
Турандот — Турандот персидское имя, означающее «дочь Турана». Художественные произведения «Турандот» сказочная пьеса Карло Гоцци в жанре комедия дель арте (1762). «Турандот» опера Ферруччо Бузони (1917). «Турандот» опера Джакомо… … Википедия
ТУРАНДОТ — «ТУРАНДОТ», СССР, ГРУЗИЯ ФИЛЬМ, 1990, цв., 98 мин. Притча. В основе сюжета современной притчи о любви, долге и чистоте помыслов творческий процесс оперной театральной труппы, работающей над постановкой одного из сложнейших произведений… … Энциклопедия кино
ТУРАНДОТ — см. Рекомендуется для цельноплодного консервирования. Раннеспелый. Созревание плодов наступает на 98 105 день после полных всходов. Растение нештамбовое, детерминантное, стелющееся, средневетвистое, среднеоблиственное. Лист промежуточного типа,… … Энциклопедия семян. Овощные культуры
Турандот (опера) — У этого термина существуют и другие значения, см. Турандот. Опера Турандот итал. Turandot … Википедия
Турандот (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Турандот. Турандот Turandoti Жанр Притча Режиссёр Отар Шаматава … Википедия
Принцесса Турандот (театр Вахтангова) — У этого термина существуют и другие значения, см. Принцесса Турандот. Фонтан «Принцесса Турандот» на Арбате, перед зданием театра Вахтангова. «Принцесса Турандот … Википедия
Хрустальная Турандот — … Википедия
«Принцесса Турандот» — Фонтан «Принцесса Турандот» на Арбате. Спектакль «Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам» в постановке Евгения Вахтангова (Третья Студия МХТ, впоследствии театр имени Вахтангова, 1922) последний прижизненный… … Википедия
Принцесса Турандот — Принцесса Турандот: Принцесса Турандот героиня сказочной пьесы Турандот и поставленных по ней опер. Принцесса Турандот спектакль по пьесе Турандот в московском Театре Вахтангова. См. также Турандот … Википедия
Хрустальная Турандот (премия) — Эмблема премии Премия «Хрустальная Турандот» театральная премия, учреждённая в 1991 году продюсером и режиссером Борисом Беленьким. Это первая негосударственная, независимая творческая награда в новой России. Премия получила имя в честь героини… … Википедия
Турандот
История персонажа
В древних преданиях нередко встречаются сюжетные линии, когда герою с риском для жизни приходится разгадывать сложные загадки. Этот мотив вошел в основу сказки о китайской принцессе Турандот. Сначала девушка предстала злобной капризной наследницей трона, ради удовольствия играющей с жизнями женихов. Но с легкой руки Карло Гоцци персонаж стал символом борьбы за равные права женщин и мужчин. «Итальянская» Турандот попыталась разрушить стереотипы своего времени о том, что предел мечтаний каждой «нормальной» женщины – выйти замуж и служить мужчине.
История создания
Сказка «Турандот» получила известность благодаря писателю из солнечной Италии Карло Гоцци. Автор использовал в работе историю своенравной китайской принцессы, взятую из творчества азербайджанского поэта Низами. Литератор, живший в 12 веке, творил на персидском языке. Поэма вошла в сказочный сборник, напечатанный в парижской типографии в 1712 году.
Карло Гоцци
Именно из этого издания Гоцци заимствовал сюжеты для своих фьяб, талантливо миксуя детали. Основные элементы персидских сказаний обогащались фольклором, а также принципами комедии дель арте, где зрелищность привносили классические персонажи-маски итальянского театра – Труффальдино, Панталоне, Тарталья и Бригелла.
Фридрих Шиллер
Произведение итальянца родилось в 1762 году. Чуть позже немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер настолько проникся гениально изложенной сказкой, что не удержался от соблазна перекроить ее для Веймарского театра. Так начался славный поход фьябы «Турандот» по мировым театральным сценам.
Биография и сюжет
Сюжет сказки основан на нежелании дочери китайского правителя Альтоума выходить замуж. Гордая и своенравная Турандот считает представителей сильной половины человечества предателями, лжецами и вообще созданиями, не способными любить. Но наследницу престола женихи, конечно, не оставляют в покое, выстраиваясь в очередь.
Принцесса Турандот
Чтобы усыпить бдительность отца, которому приходится по вине строптивой дочери воевать с разными странами, а заодно отсеять недостойных ее руки и сердца, принцесса придумала блестящий план. Свататься разрешается всем представителям голубых кровей, но при одном условии – если жених разгадает три загадки, то пропуск в мужья девушки гарантирован, того же, кто окажется недостаточно умным, ждет казнь.
Ко дворцу невесты выстроилась еще более длинная вереница наивных и безрассудных принцев. Еще бы, ведь девушка способна влюбить в себя только по одному портрету. Однако и стены дворца начинают обрастать снесенными с плеч головами женихов. И все же однажды затея Турандот разбилась вдребезги – тайно гостивший в Пекине принц Калаф легко дает ответы на загадки. Принцесса воспринимает событие как унижение: девушке противна сама мысль, что мужчина оказался смекалистее ее и теперь придется покориться. Турандот обещает покончить жизнь самоубийством перед алтарем.
Турандот и принц Калаф
Но Калаф уже всем сердцем полюбил юную даму, поэтому предлагает реванш – Турандот должна назвать имя и статус потенциального мужа. По счастливой случайности принцессе удается добыть достоверную информацию. Отчаявшийся Калаф собрался проститься с жизнью прямо на глазах у возлюбленной. Но девушка вдруг сменила гнев на милость, понимая, что гордость тает от любви, и спасла принца от смерти. Калаф обрел долгожданный статус супруга китайской красавицы.
Постановки и роли
Первым персидскую сказку для сцены подготовил драматург из Парижа Лесаж. Комическую оперу «Китайская принцесса» представили публике в 1729 году в Ярмарочном театре в столице Франции. Работа была несколько ущербной, потому что «переводчик» использовал только центральный сюжет – злая принцесса отправляет недалеких женихов один за другим на казнь. Гоцци усложнил характер главного персонажа, вложив в действия Турандот смысл. По сути, девушка вступила в борьбу за равноправие полов.
Пьеса «Китайская принцесса»
Пьесу в обработке Шиллера сыграли в начале 19 века в Берлине. Именно этот спектакль вдохновил композитора Джакомо Пуччини на создание оперы «Турандот», которая стала завершением творческого пути легендарного музыканта. Шедевр с успехом дебютировал весной 1926 года в Милане.
В оперных постановках по мотивам легенды персидских сказок участвовал даже «король верхнего до». В послужном списке Лучано Паваротти – партия принца Калафа. Кстати, это самая сложная партия в творении Пуччини. Ее сумел осилить муж Анны НетребкоЮсиф Эйвазов, который считается лучшим лирико-драматическим тенором современности. В опере «Турандот» артист дебютировал в Мариинском театре в 2016 году.
Цецилия Мансурова в роли Турандот
Драматическая пьеса имеет славную историю на сценах российских театров. С восторгом постановку Евгения Вахтангова приняла публика в 1922 году. Режиссер выбрал оригинальную трагикомедию Гоцци с ее импровизацией и изяществом, откинув литературную обработку Шиллера. Во главу угла театральный гений поставил не сюжет, а остроумные современные реплики героев.
Юлия Борисова в роли Турандот
Людям, переживающим непростые революционные времена, Евгений Багратионович подарил веселый, легкий праздник. Первыми роли Турандот и Калафа исполнили актеры Цецилия Мансурова и Юрий Завадский. В театре им. Вахтангова пьеса шла (с перерывами) до 2006 года, став эстетическим символом этого храма Мельпомены. И всегда был аншлаг.
Марина Есипенко в роли Турандот
Широкую известность получил спектакль Рубена Симонова, где в главных героев «Турандот» перевоплотились Юлия Борисова и Василий Лановой. Постановка 1963 года позже попала на голубые экраны – творческую работу сняло телевидение.
Третье восстановление спектакля пришлось на 1991 год под режиссерством Гария Черняховского. Турандот играли Марина Есипенко и Анна Дубровская, а Калафа – Александр Рыщенков и Алексей Завьялов.
Сегодня театралы и поклонники сценического искусства ждут молодого режиссера, который вдохнет в пьесу новую жизнь. Михаил Ульянов, художественный руководитель театра, озвучивал решение о приостановке спектакля:
«Пройдет какое-то время, мы попробуем его вернуть, но я еще не понимаю, как».
Интересные факты
Цитаты
«Я не могу себе представить, что могу я стать рабой мужчины!»
«Первая загадочка будет очень простенькая: почему верблюд не ест ваты? Она простенькая, но никто не догадается».
«Мужчины женятся — женщины мужаются».
«Женщина всегда должна быть жидкой, как вода, чтобы принять любую форму, не сгореть от страсти, просочиться в самый малюсенький капилляр, утечь куда глаза глядят в нужный момент, растворить все неприятности, не соединяться никогда с жиром, не быть раздавленной, быть всегда необходимой, добивать, по капле капая на мозги, быть подобной водопаду в любви, иногда быть нудной, как осенний дождь, и нужной, как летний ливень, быть радостной, как фонтан и неотвратимой, как цунами».
«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы в спальню не врывалось!»
«Не меряй, Барах, нежную любовь аршином интереса!»
«Для того, чтобы избавиться от мышей, нужно их всех загнать под шкаф, а потом быстро-быстро отпилить ножки! И все».
Принцесса Турандот
или взгляд историка на театральный персонаж
Сказка Гоцци
Сказка на то и сказка, чтобы в ней был happy end. В конце концов, оказывается, что принц и принцесса любят друг друга и их состязание в уме и находчивости, естественно, заканчивается приготовлениями к свадьбе.
Но на самом деле Карло Гоцци не был автором сюжета сказки. Гораздо раньше, в 1712 году во Франции была опубликована книга «Тысяча и один день» – сборник восточных сказок и басен в переводе востоковеда Пти де ла Круа. Начало XVIII века в Европе проходило под знаком бурного интереса к восточной экзотике. Книга де ла Круа появилась на волне этой моды и являлась как бы продолжением получивших популярность арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Известно, что в издании книг де ла Круа принимал участие французский драматург А. Р. Лесаж, поэтому некоторые сказки являются не просто переводами, а сочинениями двух французов, в частности «История принца Калафа и Китайской принцессы». Позже Лесаж, как драматург, написал комическую оперу «Китайская принцесса», поставленную в Париже в 1729 году. Таким образом, Карло Гоцци, не мудрствуя лукаво, позаимствовал сказочный сюжет у французов. В свою очередь, у Гоцци заимствовал сюжет Шиллер, а затем и Пучинни.
Существует версия, что некоторые сказки сборника «Тысяча и один день» были взяты из произведений великого азербайджанского поэта XII века Низами Гянджеви. Действительно, у Низами есть поэма «Семь красавиц», в которой есть встроенная в сюжет сказка о красавице-принцессе, загадывающей женихам загадки. Хотя, возможно, и сам Низами позаимствовал сказку из персидского фольклора. Кроме того, у Низами была жена – кипчачка, которую он страстно любил. Многие женские образы в его поэмах пронизаны любовью, страстью и восхищением перед луноликими тюрчанками, туркестанскими принцессами и дочерьми Турана, перед красотой и стройностью которых «меркнет луна и кипарис кажется кривым». Возможно, отсюда сконструированное французами имя Турандот. Но у Низами принцесса, загадывающая загадки, – славянка по имени Насринуш, а загадок четыре.
Хайду хан и его улус
После смерти в 1259 году великого хана Мунке на первенство претендовали его родные братья Хубилай и Арикбуга. В начавшейся между ними войне победил Хубилай и формально стал великим ханом. Но он решил, что восстанавливать единство, трещавшей по швам кочевой империи своего деда, нет никакого смысла и остался в завоеванном им Китае. Свою ставку он перенес в город Ханбалык (совр. Пекин). Там он основал свою новую империю Юань, опирающуюся на ресурсы и мощь Срединного государства. Там несколько лет при его дворе провел Марко Поло.
Молодой султан Хайду отказался признавать власть Хубилая. Сначала он поддерживал Арикбугу, но после его поражения решил воспользоваться ситуацией и восстановить улус Угедеидов. Вначале он создал свою базу в Тарбагатае, в юрте родственников своей матери из рода мекринов. В отличие от окитаившегося Хубилая, предавшего заветы Чингис хана, Хайду был приверженцем кочевого образа жизни и сохранения кочевых традиций. Этим он привлек на свою сторону многих чингизидов и вождей тюркских кочевых племен Алтая, Восточного и Западного Туркестана. Ему удалось расширить свое влияние на территорию Жетысу, и даже более того, по совместительству он стал фактическим главой пребывавшего в упадке соседнего улуса Чагатая. В результате объединенный Угедее-Чагатайский улус под руководством Хайду стал серьезным противником империи Юань. После последнего всемонгольского курултая 1269 года, на котором была признана его власть, всю свою оставшуюся жизнь Хайду посвятил войне с Хубилаем и его преемниками. По утверждению российского историка Аристова Н.А. : «Граница между владениями воюющих пролегала приблизительно от восточного Тяньшаня (между Турфаном и Хами) к Монгольскому Алтаю. Силы Хайду состояли почти исключительно из тюрков, т.е. главным образом из вытесненной из Монголии части найманов, кереев и пр.» То есть война шла между китаезированной и тюркизированной частями Монгольской империи. Боевые действия шли с переменным успехом. Был период, когда Хайду чуть не взял Каракорум, были и поражения, но, как бы то ни было, Хайду не допустил расширения империи Юань в период ее наибольшего могущества на Восточный и Западный Туркестан. Впоследствии сторонники Хайду: кереи, найманы, жалаиры, канлы влились в состав казахского народа.
Принцесса – чемпион по «казахша курес»
Своему отцу Айжарык сказала, что выйдет замуж только за того кто победит ее в единоборстве. Как пишет Марко Поло, на борьбу с ней мог выйти любой холостой жигит, но если он проигрывал, то должен был отдать ей сто коней. Таким образом, у принцессы накопилось более 10 000 коней. В 1280 году к ней посватался «сын богатого царя, который был молод и красив». Он был так уверен в себе, что поставил на кон не сто, а тысячу коней. Хайду хан обрадовался такому знатному и богатому жениху и просил дочь поддаться, но упрямая Айжарык не согласилась. Марко Поло описывает поединок: «И схватились после того дева с юношей; кто на них смотрел, всякий в душе желал, чтобы юноша победил и стал мужем царской дочери; и царь и царица желали того же. Коротко сказать, схватились они оба; один тянет в одну сторону, другая в другую; но случилось так, что царская дочь победила и бросила юношу на дворцовый пол. Так-то был побежден царевич, и не было никого в целом покое, кто не огорчился бы этим».
Впоследствии подвиги Айжарык породили народные сказки о девушках-батырах, о принцессах, устраивающих состязания для женихов. Однако среди современников получили распространение не восторженные предания, а неприличные слухи. Нежелание дочери выходить замуж и бездействие отца стали объяснять любовной связью между ними. Когда эти слухи дошли до Хайду он не стал искушать судьбу и быстро выдал дочь замуж за одного из своих биев по имени Абтакул из рода куралас (ныне это казахский подрод рода ботпай из племени дулат Улы жуза). Муж увез жену в родные места на реке Чу, и там у них родилось двое сыновей. Но Айжарык даже став замужней женщиной не успокоилась. После того как сыновья подросли она по-прежнему принимала участие в делах государства, в военных походах отца, отражении набегов врагов.
После смерти Хайду в 1301 году Айжарык приняла активное участие в возникших междоусобицах наследников хана. К сожалению, среди сыновей Хайду бесспорной кандидатуры не нашлось. В начавшейся борьбе дочь поддержала единокровного брата по имени Урус, но ханом стал другой сын по имени Чопар. Одновременно Айжарык заведовала охраной могилы отца. Бывший соратник и вассал Хайду хана, чагатаид Дува, наблюдая за перипетиями междоусобной борьбы в улусе Угедея, решил воспользоваться ситуацией и пришел с войском. Чапар был смещен, а Айжарык при невыясненых обстоятельствах погибла. В результате Дува стал ханом. Улус Угедея был снова упразднен, а его территории присоединены к возрожденному улусу Чагатая. В последующем там правили потомки Дувы.
Возвращаясь к сказке Гоцци, в качестве резюме, следует сказать, что ее сюжет, видимо, все-таки винегрет из персидских сказок, отголосков реальных событий и рассказов Марко Поло. А образ принцессы Турандот – тюркский фольклор о сильных и независимых женщинах, приправленный нарождающимся европейским феминизмом.
Значение слова Турандот
Турандот — персидское имя, означающее «дочь Турана».
В тот страшный год под впечатлением от трагичного и самоотверженного образа героини оперы Пуччини » Турандот » Жак Герлен создает духи «Лиу».
Это побудило меня написать еще две сказки: «Принцессу Турандот » и «Счастливых нищих», в которых совершенно отсутствовало все чудесное, но которые не лишены ни внешней обстановочности, ни нравственных принципов, ни аллегории, ни сильных страстей и имели такой же огромный успех, как и первые пьесы.
Малером в 1888), музыка к семи драматическим пьесам, в том числе « Турандот » Шиллера, «Прециоза» Вольфа (1820) и большое количество хоровых, сольных и ансамблевых вокальных произведений.
Пуччини, многие произведения которых были поставлены здесь впервые, в том числе «Пробный камень» (1812), «Сорока-воровка» (1817) Россини, «Норма» Беллини (1831), «Лукреция Борджа» Доницетти (1833), «Навуходоносор» (1842), «Отелло» (1887), «Фальстаф» (1893) Верди, «Мадам Баттерфляй» (1904), « Турандот » (1926) Пуччини и мн.
Возле театра имени Вахтангова золотая Турандот купалась в сверкающих на солнце струях фонтана, окруженная толпой горожан и туристов, собравшихся в ожидании театрализованного представления уличных мимов и клоунов.
Он что-то сказал сам себе негромко, но в шуме фонтана это слышала только статуя – золотая Турандот – бесстрастная и лукавая.
Захавы звучали рассказы о Вахтангове, о «Принцессе Турандот «, о борьбе за сохранение Студии после смерти Евгения Багратионовича.
Такое своеобразное перевоплощение как будто бы без перевоплощения можно было видеть в «Принцессе Турандот » Евг.