Что означает слово транскрипция в музыке
ТРАНСКРИПЦИЯ (в музыке)
Смотреть что такое «ТРАНСКРИПЦИЯ (в музыке)» в других словарях:
Транскрипция (в музыке) — Транскрипция в музыке, переложение музыкального произведения (аранжировка) или его свободная виртуозная обработка (концертная Т.). Играла важную роль в становлении инструментальной музыки; в 16 в. значительную часть произведений для клавишных… … Большая советская энциклопедия
ТРАНСКРИПЦИЯ — в музыке переложение произведения для другого инструмента или свободная, часто виртуозная переработка его для того же инструмента … Большой Энциклопедический словарь
ТРАНСКРИПЦИЯ — (фр. transcription). 1) в музыке: переделка, переложение музыкальной пьесы, напр. для другого инструмента. 2) перемещение имени: написание одного имени вместо другого; применение алфавита одного языка к писанию на другом языке. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
Транскрипция — (буквально переписывание, от лат. trans «через, пере » и scribo «черчу, пишу»): в биологии: транскрипция построение РНК по комплементарной ей ДНК; обратная транскрипция (например, у ретровирусов) построение ДНК по… … Википедия
Транскрипция — I Транскрипция (от лат. transcriptio переписывание) письменное воспроизведение слов и текстов с учётом их произношения средствами определённой графической системы. Т. бывает научная и практическая. Научная Т. применяется в лингвистических … Большая советская энциклопедия
Транскрипция — (лат. transcriptio, букв. переписывание) переложение, переработка муз. произв., имеющие самостоят. художеств. значение. Различают два вида Т.: приспособление произв. для др. инструмента (напр., фп. Т. вокального, скрипичного, оркестрового … Музыкальная энциклопедия
Форма в музыке — строение музыкального сочинения, имеющее в основе пропорциональность частей и симметрию. В музыкальной архитектонике установились следующие Ф.: предложение (см.), период (см.), двух и трехколенный склады (см. Колено). Все эти Ф. имеют еще… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КАМПАНЕЛЛА (в музыке) — КАМПАНЕЛЛА (от итал. campanella колокольчик), музыкальная пьеса, подражающая перезвону колокольчиков. Известный образец «Кампанелла» Листа (см. ЛИСТ Ференц) (фортепьянная транскрипция одноименной скрипичной пьесы Н. Паганини (см. ПАГАНИНИ… … Энциклопедический словарь
Прокофьев С. С. — Сергей Сергеевич (11(23)IV 1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл. 5 III 1953, Москва) сов. композитор, пианист, дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1947). Род. в семье агронома, управляющего имением. Семья сумела обеспечить одарённому… … Музыкальная энциклопедия
ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера
Транскрипция (в музыке)
Смотреть что такое «Транскрипция (в музыке)» в других словарях:
ТРАНСКРИПЦИЯ (в музыке) — ТРАНСКРИПЦИЯ, в музыке переложение произведения для другого инструмента или свободная, часто виртуозная переработка его для того же инструмента … Энциклопедический словарь
ТРАНСКРИПЦИЯ — в музыке переложение произведения для другого инструмента или свободная, часто виртуозная переработка его для того же инструмента … Большой Энциклопедический словарь
ТРАНСКРИПЦИЯ — (фр. transcription). 1) в музыке: переделка, переложение музыкальной пьесы, напр. для другого инструмента. 2) перемещение имени: написание одного имени вместо другого; применение алфавита одного языка к писанию на другом языке. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
Транскрипция — (буквально переписывание, от лат. trans «через, пере » и scribo «черчу, пишу»): в биологии: транскрипция построение РНК по комплементарной ей ДНК; обратная транскрипция (например, у ретровирусов) построение ДНК по… … Википедия
Транскрипция — I Транскрипция (от лат. transcriptio переписывание) письменное воспроизведение слов и текстов с учётом их произношения средствами определённой графической системы. Т. бывает научная и практическая. Научная Т. применяется в лингвистических … Большая советская энциклопедия
Транскрипция — (лат. transcriptio, букв. переписывание) переложение, переработка муз. произв., имеющие самостоят. художеств. значение. Различают два вида Т.: приспособление произв. для др. инструмента (напр., фп. Т. вокального, скрипичного, оркестрового … Музыкальная энциклопедия
Форма в музыке — строение музыкального сочинения, имеющее в основе пропорциональность частей и симметрию. В музыкальной архитектонике установились следующие Ф.: предложение (см.), период (см.), двух и трехколенный склады (см. Колено). Все эти Ф. имеют еще… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КАМПАНЕЛЛА (в музыке) — КАМПАНЕЛЛА (от итал. campanella колокольчик), музыкальная пьеса, подражающая перезвону колокольчиков. Известный образец «Кампанелла» Листа (см. ЛИСТ Ференц) (фортепьянная транскрипция одноименной скрипичной пьесы Н. Паганини (см. ПАГАНИНИ… … Энциклопедический словарь
Прокофьев С. С. — Сергей Сергеевич (11(23)IV 1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл. 5 III 1953, Москва) сов. композитор, пианист, дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1947). Род. в семье агронома, управляющего имением. Семья сумела обеспечить одарённому… … Музыкальная энциклопедия
ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера
Что означает слово транскрипция в музыке
лат. transcriptio, букв. — переписывание
Переложение, переработка музыкального произведения, имеющие самостоятельное художественное значение. Различают два вида транскрипции: приспособление произведения для другого инструмента (например, фортепианная транскрипция вокального, скрипичного, оркестрового сочинения или вокальная, скрипичная, оркестровая транскрипция фортепианного сочинения); изменение (в целях большего удобства или большей виртуозности) изложения без перемены инструмента (голоса), для которого предназначено произведение в оригинале. К жанру транскрипции иногда ошибочно относят парафразы.
Транскрипция имеет длительную историю, восходя фактически к переложениям песен и танцев для различных инструментов в 16-17 вв. Развитие собственно транскрипции началось в 18 в. (транскрипции, главным образом для клавесина, произведений Я. А. Рейнкена, А. Вивальди, Г. Телемана, Б. Марчелло и др., принадлежащие И. С. Баху). В 1-й пол. 19 в. распространение получили фортепианные транскрипции, отличавшиеся виртуозностью салонного типа (транскрипции Ф. Калькбреннера, А. Герца, З. Тальберга, Т. Дёлера, С. Хеллера, А. Л. Гензельта и др.); нередко они представляли собой обработки популярных оперных мелодий.
Выдающуюся роль в раскрытии технических и колористических возможностей фортепиано сыграли многочисленные концертные транскрипции Ф. Листа (особенно песен Ф. Шуберта, каприсов Н. Паганини и фрагментов из опер В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Дж. Верди; всего около 500 переложений). Много произведений в этом жанре создали преемники и последователи Листа — К. Таузиг (токката и фуга d-moll Баха, «Военный марш» D-dur Шуберта), X. Г. фон Бюлов, К. Клиндворт, К. Сен-Санс, Ф. Бузони, Л. Годовский и др.
Бузони и Годовский — крупнейшие мастера фортепианной транскрипции послелистовского периода; первый из них прославился транскрипциями произведений Баха (токкаты, хоральные прелюдии и др.), Моцарта и Листа («Испанская рапсодия», этюды по каприсам Паганини), второй — обработками клавесинных пьес 17-18 вв., этюдов Шопена и вальсов Штрауса.
Лист (а также его последователи) показал принципиально иной, чем его предшественники, подход к жанру транскрипции. С одной стороны, он порвал с манерой салонных пианистов 1-й пол. 19 в. заполнять транскрипции бессодержательными пассажами, не имеющими отношения к музыке произведения и предназначенными продемонстрировать виртуозные достоинства исполнителя; с другой — он отошёл и от чрезмерно буквального воспроизведения текста подлинника, считая возможным и необходимым компенсировать неизбежную при переложении утрату некоторых сторон художественного целого другими средствами, предоставляемыми новым инструментом.
В транскрипциях Листа, Бузони, Годовского пианистическое изложение, как правило, находится в соответствии с духом и содержанием музыки; вместе с тем в изложении допускаются различные изменения деталей мелодии и гармонии, ритма и формы, регистровки и голосоведения и т. п., вызываемые спецификой нового инструмента (яркое представление об этом даёт сравнение транскрипции одного и того же каприса Паганини — E-dur No 9, сделанных Шуманом и Листом).
Выдающимся мастером скрипичной транскрипции был Ф. Крейслер (обработки пьес В. А. Моцарта, Шуберта, Шумана и др.).
Более редкая форма транскрипции — оркестровая (например, «Картинки с выставки» Мусоргского-Равеля).
Значительное развитие получил жанр транскрипции, главным образом фортепианной, в русской (А. Л. Гурилёв, А. И. Дюбюк, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов) и советской музыке (А. Д. Каменский, И. И. Михновский, С. Е. Фейнберг, Д. Б. Кабалевский, Г. Р. Гинзбург, Н. Е. Перельман, Т. П. Николаева и др.).
Лучшие образцы транскрипции («Лесной царь» Шуберта-Листа, «Чакона» Баха-Бузони и др.) имеют непреходящую художественную ценность; однако обилие низкосортных транскрипций, созданных различными виртуозами, дискредитировало этот жанр и привело к исчезновению его из репертуара многих исполнителей.
Литература: Школа фортепианной транскрипции, сост. Коган Г. М., вып. 1-6, М., 1970-78; Busoni F., Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst, Triest, 1907, Wiesbaden, 1954 (рус. пер. — Бузони Ф., Эскиз новой эстетики музыкального искусства, СПБ, 1912).
В Музыка, транскрипция это практика запись произведение или звук, которые ранее были незамеченными и / или непопулярными в написанной музыке, например, джазовая импровизация или саундтрек к видеоиграм. Когда перед музыкантом стоит задача создать ноты из записи, и они записывают ноты, составляющие пьесу, в нотная запись, говорят, что они создали музыкальная транскрипция этой записи. Транскрипция также может означать переписывание музыкального произведения, соло или ансамбль, для другого инструмента или других инструментов, отличных от тех, которые были изначально предназначены. В Симфонии Бетховена переложение для фортепиано соло Ференц Лист являются примером. Транскрипцию в этом смысле иногда называют расположение, хотя, строго говоря, транскрипция является точной адаптацией, тогда как аранжировки меняют важные аспекты оригинальной пьесы.
Другие примеры транскрипции музыки включают этномузыкологический обозначение устные традиции народной музыки, такой как Бела Барток’песок Ральф Воан Уильямс’сборники национальной народной музыки Венгрия и Англия соответственно. В Французский композитор Оливье Мессиан записано пение птиц в дикой природе, и включил его во многие свои композиции, например Каталог d’oiseaux для фортепиано соло. Транскрипция такого рода включает в себя распознавание степени шкалы и гармонический анализ, оба из которых понадобятся транскриберу. относительный или же идеальный слух выполнять.
В популярной музыке и роке есть две формы транскрипции. Отдельные исполнители копируют гитарное соло ноту за нотой или другую мелодическую линию. Кроме того, музыкальные издатели переводят полные записи гитарных соло и басовых партий и продают ноты в переплетенных книгах. Музыкальные издательства также публикуют транскрипции популярной музыки в формате PVG (фортепиано / вокал / гитара), в которых транскрибируется мелодическая линия, а затем аккомпанемент на записи оформляется как фортепианная партия. Гитарный аспект лейбла PVG достигается за счет гитарных аккордов, написанных над мелодией. Текст также включен под мелодию.
Содержание
Приспособление
В транскрипции этой формы новая пьеса может одновременно имитировать оригинальные звуки, перекомпоновывая их со всеми техническими навыками опытного композитора таким образом, что кажется, что произведение было изначально написано для новой среды. Но некоторые транскрипции и аранжировки были сделаны по чисто прагматическим или контекстуальным причинам. Например, в МоцартВ то время увертюры и песни из его популярных опер были записаны за небольшие духовой ансамбль просто потому, что такие ансамбли были обычным способом массового развлечения в общественных местах. Сам Моцарт сделал это в своей опере Дон Жуан, транскрибирующий для малого духового ансамбля несколько арий из других опер, в том числе одну из собственной оперы Женитьба Фигаро. Более современный пример: СтравинскийПереложение для фортепиано в четыре руки произведения Обряд весны, для использования на репетициях балета. Сегодня музыканты, играющие в кафе или ресторанах, иногда играют транскрипции или аранжировки произведений, написанных для большей группы инструментов.
Другие примеры этого типа транскрипции включают: Бахрасположение ВивальдиКонцерт для четырех скрипок для четырех клавишных инструментов с оркестром; Аранжировка Моцарта некоторых Баха фуги из Хорошо темперированный клавир для строки трио; Бетховена аранжировка его Große Fuge, изначально написано для струнный квартет, за пианино дуэт, аранжировка его Концерт для скрипки как фортепианный концерт; Ференц Листфортепианные аранжировки произведений многих композиторов, в том числе симфонии Бетховена; Чайковскийаранжировка четырех фортепианных пьес Моцарта в оркестровая сюита называется «Моцартиана»; Малерреорганизация Шуман симфонии; и Шенбергпереложение для оркестра БрамсФортепианный квинтет и прелюдия и фуга Баха «Св. Анны» для органа.
Фортепианные сокращения часто делаются из оркестровых аккомпанементов к хоровым произведениям для репетиций или исполнения только на клавиатуре.
Многие оркестровые пьесы были записаны для концертная группа.
Средства для транскрипции
Программное обеспечение для обозначения
С появлением настольных издательских систем музыканты могут приобретать программа для нотной записи, который может получать мысленный анализ заметок пользователя, а затем сохранять и форматировать эти заметки в стандартной нотной записи для личной печати или профессиональной публикации нот. Некоторые программы для записи могут принимать стандартные MIDI Файл (SMF) или MIDI-исполнение в качестве входных данных вместо ручного ввода нот. Эти приложения для записи нот могут экспортировать свои партитуры в различные форматы, например EPS, PNG, и SVG. Часто программное обеспечение содержит звуковую библиотеку, которая позволяет приложению проигрывать партитуру пользователя вслух для проверки.
Программное обеспечение замедления
До изобретения цифровых средств транскрипции музыканты замедляли запись или запись на магнитную ленту, чтобы иметь возможность слышать мелодические строки и аккорды в более медленном, более удобоваримом темпе. Проблема с этим подходом заключалась в том, что он также менял высоту звука, поэтому, как только произведение было расшифровано, его нужно было перенести в правильный ключ. Программное обеспечение, предназначенное для замедления темпа музыки без изменения высоты звука, может быть очень полезным для распознавания высот, мелодий, аккордов, ритмов и текстов при расшифровке музыки. Однако, в отличие от эффекта замедления проигрывателя, высота и исходная октава нот останутся неизменными, а не уменьшатся по высоте. Эта технология достаточно проста и доступна во многих бесплатных программных приложениях.
Программное обеспечение для отслеживания звука
Как упоминалось в разделе «Автоматическая транскрипция музыки», некоторые коммерческие программы могут приблизительно отслеживать высоту тона доминирующих мелодий в полифонических музыкальных записях. Сканированные заметки неточны, и пользователю часто приходится вручную редактировать их перед сохранением в файл в собственном файловом формате или в стандартном. MIDI Формат файла. Некоторое программное обеспечение для отслеживания высоты тона также позволяет анимировать списки отсканированных заметок во время воспроизведения звука.
Автоматическая транскрипция музыки
Термин «автоматическая транскрипция музыки» впервые был использован исследователями звука Джеймсом А. Мурером, Мартином Пищальски и Бернардом Галлером в 1977 году. Обладая знаниями в области цифровой аудиотехники, эти исследователи полагали, что компьютер можно запрограммировать для анализа цифровой записи звука. музыку так, чтобы можно было различить высоту линий мелодии и аккордов, а также ритмические акценты ударных инструментов. Задача автоматической транскрипции музыки связана с двумя отдельными действиями: анализ музыкального произведения и распечатка партитуры из этого анализа. [1]
Это была непростая цель, но она стимулировала академические исследования как минимум еще на три десятилетия. Из-за тесной научной связи речи с музыкой, многие академические и коммерческие исследования были направлены на более обеспеченных финансовыми ресурсами. распознавание речи технология будет использована в исследованиях технологии распознавания музыки. Хотя многие музыканты и преподаватели настаивают на том, что выполнение транскрипции вручную является ценным упражнением для развивающихся музыкантов, мотивация для автоматической транскрипции музыки остается такой же, как и мотивация для нот: музыканты, не обладающие интуитивными навыками транскрипции, будут искать ноты или аккорд диаграмму, чтобы они могли быстро научиться играть песню. Коллекция инструментов, созданная в ходе этого продолжающегося исследования, может быть большим подспорьем для музыкантов. Поскольку для большинства записанных музыкальных произведений нет доступных нот, устройство автоматической транскрипции может также предлагать транскрипции, которые иначе были бы недоступны в нотах. На сегодняшний день ни одно программное обеспечение не может полностью удовлетворить определение автоматической транскрипции музыки, данное Джеймсом Мурером. Однако стремление к автоматической транскрипции музыки привело к созданию множества программных приложений, которые могут помочь в ручной транскрипции. Некоторые могут замедлять музыку, сохраняя исходную высоту тона и октаву, некоторые могут отслеживать высоту звука мелодии, некоторые могут отслеживать изменения аккордов, а другие могут отслеживать ритм музыки.
Автоматическая транскрипция в основном включает в себя определение высоты тона и длительности исполняемых нот. Это влечет за собой отслеживание высоты тона и определение начала нот. После регистрации этих физических измерений эта информация отображается в традиционной нотной записи, то есть в нотах.
Обнаружение высоты тона
Обнаружение высоты тона часто обнаружение отдельных Примечания это может составить мелодия в музыке, или ноты в аккорд. Когда на пианино нажимается одна клавиша, мы слышим не просто один частота звуковой вибрации, но составной множественных звуковых колебаний, возникающих на разных математически связанных частотах. Элементы этой совокупности колебаний на разных частотах называются гармоники или частичные.
Первым шагом в обнаружении нот является преобразование цифровых данных звукового файла из область времени в частотная область, что позволяет измерять различные частоты во времени. Графическое изображение аудиозаписи в частотной области называется спектрограмма или сонограмма. Музыкальная нота как сочетание различных гармоники, появляется в спектрограмма как вертикально расположенный гребень, причем отдельные зубцы гребенки представляют различные гармоники и их разные значения частоты. А Преобразование Фурье математическая процедура, которая используется для создания спектрограмма из цифровых данных звукового файла.
Другой метод определение высоты тона был изобретен Мартином Пищальским совместно с Бернардом Галлером в 1970-х годах. [2] и с тех пор широко отслеживается. [3] Он нацелен на монофоническую музыку. Центральное место в этом методе занимает то, как подача определяется человеком ухо. [4] Процесс пытается примерно имитировать биологию человеческого внутреннего ухо найдя лишь несколько самых громких гармоники в данный момент. Этот небольшой набор найденных гармоники в свою очередь сравниваются с гармоническими наборами всех возможных результирующих высот, чтобы выдвинуть гипотезу о наиболее вероятных подача может быть дан этот конкретный набор гармоники.
На сегодняшний день полное обнаружение нот в полифонических записях остается загадкой для звукоинженеров, хотя они продолжают добиваться прогресса, изобретая алгоритмы, которые могут частично обнаруживать некоторые ноты полифонической записи, такие как мелодия или басовая линия.
Обнаружение ударов
Поскольку ноты часто начинаются с доли или простого подразделения временного интервала доли, программное обеспечение для отслеживания ударов имеет потенциал для лучшего разрешения вступлений нот, которые могли быть обнаружены грубо. Отслеживание ударов часто является первым шагом в обнаружении ударных инструментов.
Несмотря на интуитивный характер «постукивания ног», на который способно большинство людей, разработка алгоритма для обнаружения этих ударов является сложной задачей. Большинство современных программных алгоритмов для обнаружения ударов используют гипотезу групповой конкуренции для ударов в минуту, поскольку алгоритм постепенно находит и разрешает локальные пики громкости, примерно соответствующие постукиванию музыки.
Как работает автоматическая транскрипция музыки
Для автоматической расшифровки музыки необходимо решить несколько задач:
Это, в свою очередь, приводит к «контуру высоты тона», а именно к непрерывно изменяющейся во времени линии, которая соответствует тому, что люди называют мелодией. Следующим шагом является сегментирование этого непрерывного мелодического потока для определения начала и конца каждой ноты. После этого каждая «единица ноты» выражается в физических единицах (например, 442 Гц, 0,52 секунды). Последним шагом является преобразование этой физической информации в знакомые термины, подобные нотной записи, для каждой ноты (например, четвертная нота А4).
Подробные компьютерные шаги по автоматической транскрипции музыки
Метод определения высоты тона, изобретенный Пищальским [9] снова имитирует человеческий слух. Отсюда следует, как в человеческом слушании «сливаются» воедино только определенные наборы частей. Это наборы, которые создают восприятие только одного звука. Слияние происходит только тогда, когда две частичные пары находятся в пределах 1,5% от идеальной гармонической пары (т. Е. Их частоты приближаются к набору пар с низким целым числом, например 1: 2, 5: 8 и т. Д.). Это близкое гармоническое совпадение требуется для всех частички, чтобы человек мог их слышать как единый тон.
ТРАНСКРИПЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ТРАНСКРИПЦИЯ» в других словарях:
ТРАНСКРИПЦИЯ — ТРАНСКРИПЦИЯ, транскрипции, жен. (лат. transcriptio переписывание) (спец.). 1. только ед. Изображение (букв) другими письменными знаками или изображение (звуков речи, музыкальных звуков) средствами письма. Транскрипция греческих букв латинскими… … Толковый словарь Ушакова
транскрипция — и, ж. transcription f., нем. Transcription <лат. transcriptio переписывание.1. лингв. Точная передача звуков какого л. языка или музыкальных звуков условными буквами или специальными знаками в отличие от исторически сложившейся системы письма… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ТРАНСКРИПЦИЯ — (музыкальное), переложение музыкального произведения для какого либо инструмента. Например, транскрипция для фортепьяно песен Ф. Шуберта, фрагментов из опер Дж. Верди, В.А. Моцарта, принадлежащие Ф. Листу (около 500) … Современная энциклопедия
ТРАНСКРИПЦИЯ — в биологии биосинтез молекул РНК на соответствующих участках ДНК; первый этап реализации генетической информации в клетке, в процессе которого последовательность нуклеотидов ДНК переписывается в нуклеотидную последовательность РНК. Возможна также … Большой Энциклопедический словарь
ТРАНСКРИПЦИЯ — (от лат. transcriptio, букв. переписывание), биосинтез молекул РНК, на соотв. участках ДНК; первый этап реализации генетич. информации в живых клетках. Осуществляется ферментом ДНК зависимой РНК полимеразой, к рая у большинства изученных… … Биологический энциклопедический словарь
транскрипция — запись, передача, биосинтез, переложение Словарь русских синонимов. транскрипция сущ., кол во синонимов: 4 • биосинтез (3) • … Словарь синонимов
Транскрипция — ТРАНСКРИПЦИЯ, или практическая транскрипция, передача буквами языка перевода (языка издания), как произносится на языке оригинала непереводимое слово; напр., передача буквами русского алфавита, как произносится на англ. языке непереводимое с него … Издательский словарь-справочник
ТРАНСКРИПЦИЯ — (биологическое), биосинтез молекул РНК на соответствующих участках ДНК; первый этап реализации генетической информации, в процессе которого последовательность нуклеотидов ДНК переписывается в нуклеотидную последовательность РНК … Современная энциклопедия
ТРАНСКРИПЦИЯ — в музыке переложение произведения для другого инструмента или свободная, часто виртуозная переработка его для того же инструмента … Большой Энциклопедический словарь