Что означает слово тотемизм
Значение слова «тотемизм»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Термин «тотем» впервые употребил английский путешественник Дж. Лонг в 1791 г., позаимствовав его у североамериканского племени оджибва, на языке которого totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, являющегося у племени предметом особого культа.
В научном смысле под тотемом подразумевается класс (а не индивид) объектов или явлений природы, с которым та или иная социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри такой группы (Австралия), а иногда в роли такого класса и отдельный человек (Сев. Америка), считают связанным себя родственными узами, для которых он является предметом особого поклонения и по имени которого они себя называют.
Любой предмет может выступать в качестве тотема, но наиболее распространёнными и, по-видимому, самыми древними тотемами были животные.
Ведущее место тотема в жизни любой человеческой общности указывает на то, что основным методом ее мышления является мифология.
ТОТЕМИ’ЗМ, а, мн. нет, м. (этнол.). 1. Первобытный религиозный культ тотемов. 2. Общественный строй первобытного общества, при к-ром существует такой культ.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
тотеми́зм
1. Первобытный религиозный культ тотемов
2. Общественный строй первобытного общества, при котором существует такой культ
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сказаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
История тотемизма
Тотемистические верования, или тотемизм – вера в то, что определенные виды животных, растений, некоторые материальные предметы, а также явления природы являются предками, родоначальниками, покровителями конкретных родовых коллективов.
Тотемизм («от–отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род») — система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом — мифическим предком, чаще всего каким–либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.
Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки – встречается наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище. В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась вера в оборотничество у народов Америки.
Выбор тотемов часто связан с физико–географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов выступают обычные здесь кенгуру, страус эму, опоссум, дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в пустынных или полупустынных областях континента, где природные условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные насекомые и растения, которые в этом качестве больше нигде не встречаются.
Тотемизм — это религия ранне–родового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными отношениями. Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств.
По мере исторического развития большинство народов утратило тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную живучесть, например у австралийских аборигенов. В обрядах австралийских племён огромную роль играют священные предметы — чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем.
Вера в абсолютную связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал. Это в свою очередь служило новым подтверждением действия невидимых чар.
Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются в разной степени в современных религиях и сохранились как элементы в этнических культурах многих народов.
Поклонение тотему находило веру в то, что новорожденные в клане имеют силу тотема, который даст способность к дальнейшему развитию всей группы людей. Малышам с детства прививали определенные навыки, связанные с определенным тотемом.
В наше время тотемизм утратил свою силу как основная вера, но эзотерики доказывают обратное. Существует духовная связь человека с природными силами, а значит, и определенный тотем может появиться у каждого.
Шаманизм определяет несколько видов тотемов:
• Тотем жизни – это символ, с который идет рядом на протяжении своего пути жизни. Даже если в определенное время сила тотема не нужна, она все равно будет присутствовать рядом и может спасти в нужную минуту.
• Тотем дороги – это символ определенного момента жизни. Его задача дать помощь на непродолжительное время, ровно, насколько чтобы жизненные силы не иссякли при наличии проблемы.
• Тотем новости – это вестник. Его задача принести новость или показать духовный рост. При появлении подобного тотема может появиться сильное переживание или даже состояние апатии. Время появления подобного тотема зависит от его цели. Если стоит задача в передаче сообщения, то он будет присутствовать рядом не долгое время, если же задача стоит в корректировке жизненной линии, то время присутствия тотема может несколько затянуться.
• Тотем тени – это символ трудностей и испытаний. Его сила огромна, но и для возможности использования подобной силы понадобиться доказательство того, что эту силу можно выдержать. Пока трудность не закончиться, вся сила тотема направлена против личности. Преодолев испытания этого тотема можно получить большие знания и силу, а также способность к уравновешиванию жизни и настройки жизненных линий в правильное русло.
Тотемизм: возникновение веры в родство человека и животного
Специализация в охоте, как мы выяснили, всё-таки была. И по мере увеличения роли охоты в деятельности человека животное, которое добывали больше других, постепенно становилось для него всё важнее. Жизнь каждого человека в группе начинала всё больше и больше зависеть именно от этого животного.
Появление основного принципа тотемизма
Неудивительно, что коллектив охотников мог начать относиться к данному животному несколько иначе, чем к другим – ведь они знали его лучше, мало того, они сами, посредством маскировки и имитации, умели превращаться в это животное. На каком-то этапе у наших предков возникло представление, что раз они питаются мясом данного животного, то и они сами состоят из мяса этого животного. Пережитки подобных представлений сохранились в языке некоторых народов.
Например, Штернберг Л. Я. приводит следующую информацию: «Австралийские мури называют тотемное животное «своей плотью». Австралийцы из Маунт Гамбир (Австралия) убивают тотемное животное только в случае голода и при этом выражают сожаление, что убили «своего друга, свою плоть» [1].
Также в ходе охотничьей деятельности было неизбежно появление понятия, обозначающего один вид животных, а именно тот, который и являлся основным источником пищи для данной группы людей. С возникновением слова, обозначающего животных одного вида, человек нагляднее увидел их единство. Вкупе с тем, что условия жизни требовали от людей единства, то одновременно с пониманием общности животных возникает и понимание общности людей.
По мнению Семёнова Ю.И., в результате идеи отождествления человека и животного, идеи превращения человека в того животного, на который он охотился больше остальных и идеи замещения мяса человека мясом определённого животного постепенно в представлениях людей рождался следующий вывод – что человек и его группа тоже принадлежит к этому виду животных. Следствием такого убеждения явилось то, что человек стал обозначать себя и свою группу тем самым словом, которым он обозначал данный вид животных.
Как пишет Семёнов Ю. И.: «Единство человеческого коллектива, таким образом, было осознано как часть более широкого единства, включающего в себя всех членов данного первобытного стада и всех индивидов данного животного вида». Получилось, что человек включил свой коллектив в коллектив животных. Само понятие «тотем» происходит от слова «ототем», на языке индейцев оджибве означающем «его род» [2]. Вид животных, на которых преимущественно охотился человек, с которым он сам себя отождествлял, становится тотемом его коллектива, то есть его «родом», а связь между всеми членами коллектива начинает пониматься как тотемистическое «родство», ведь все они «родственники» по тотему.
Читаем у Штернберга Л.Я.: «Племена залива Карпентария при виде своего убитого тотема говорят: «Почему убили этого человека: это мой отец, мой брат» и т. д». «Многие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное — умерший родственник. У рода буйвол племени Omaha (Северная Америка) умирающего заворачивают в шкуру буйвола, лицо выкрашивают в знак тотема и обращаются к нему так: „Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!» У индейского племени Zuni, когда приносят в дом тотемное животное — черепаху, её приветствуют со слезами на глазах: «О бедный, погибший сын, отец, сестра, брат, дед! Кто знает, кто ты?» [3].
Таким образом, говорит Семёнов Ю. И., возникает основной принцип тотемизма: понятие о «родстве» между человеком и животным, о «родстве» между группой людей и видом животных – то есть то представление, которое лежит в основе тотемизма.
Сущность первоначальной идеи тотемизма
Во времена возникновения первых тотемистических идей люди ещё не знали кровного, физиологического родства. Данные об этом будут приведены в других статьях, сейчас же рассмотрим, что же именно представляла собой первоначально идея тотемистического «родства».
Семёнов Ю. И. пишет: «Представление о тотемистическом родстве является первой формой представлений о родстве. Понятие о родстве в своей исходной форме не выражало родства в том смысле, как мы его обычно понимаем, т. е. физического, физиологического родства. Оно выражало экономическую общность, существовавшую между членами первобытного стада, экономическое в своей основе единство коллектива».
«Тотемизм, таким образом, возник как иллюзорная форма осознания объективной, имеющей своей основой производство общности всех членов первобытного коллектива, как иллюзорное отражение и выражение реального единства человеческого коллектива».
Мы уже говорили о том, что именно совместный труд, направленный на добычу пищи, защиту, выращивание и обучение потомства стал объединяющим фактором для предков людей. Единство коллектива заключалось в его трудовой деятельности. Вот это своё единство люди и осознали столь своеобразным, присущим им на том этапе развития мышления, способом.
Мысли о том, что идея тотемизма является первым, пусть и иллюзорным, осмыслением единства коллектива первобытного человека, высказывал не только Семёнов Ю.И. Известный советский этнограф С.П. Толстов указывал на то, что для тотемизма существенна связь с «занимаемой ею территорией», «с производительными силами этой территории». Учёный считал, что «чувство производственной связи с данным видом (или видами) животных или растений лежит в основе тотемистической идеологии» [4].
К примерно такому же пониманию основной идеи тотемизма приходили в той или иной мере и некоторые зарубежные учёные:
Шотландский востоковед и библеист У. Робертсон Смит ещё в 1884 году писал, что кровь тотемистического животного символизирует единство клана, а ритуальное убийство и поедание его плоти – это «заключение кровного союза между кланом и его богом» [5].
Французский социолог Э. Дюркгейм считал, что «бог клана, тотемический принцип, не может быть ничем иным, как самим кланом, но гипостазированным и представленным в изображениях под чувственными видами растения или животного, служащего тотемом». Иными словами, тотем – это символ клана, и в его лице клан чтит самого себя [6].
Но дальше догадок о том, что тотем является неким символом единства клана/группы эти учёные не пошли, и не смогли разгадать роль экономической деятельности людей в возникновении тотемизма.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что тотемизм первоначально возник как вера в особое тотемистическое «родство» между группой людей и видом животных на основе коллективного труда, а в особенности охоты, что явилось иллюзорным осознанием людьми единства своего коллектива.
Кровное, физическое родство человеку на тот момент ещё не было известно, о чём свидетельствуют пережитки представлений прошлого, сохранившиеся в сказках и мифах, и этнографические данные о жизни и культуре народов, находившихся на момент их открытия европейцами на первобытнообщинном уровне развития. Также данное искажённое понимание единства людей, их коллективного труда стало возможным из-за особенностей мышления человека на определённом этапе развития: когда коллективное ещё преобладало над индивидуальным. Эти два аспекта мы рассмотрим в отдельных статьях.
Однако тут возникает вопрос: мы видим, что в своей основной идее тотемизм не представляет собой религии. Как пишет Семёнов Ю.И.:
«Несомненно, что всякая религия является иллюзорным отражением мира. Однако не всякое иллюзорное отражение действительности является религией. […] Основным и характерным признаком религиозной иллюзии, отличающей её от всякой другой, является вера в сверхъестественную силу, оказывающую влияние на исход практической деятельности человека».
Такой сверхъестественной силы в первоначальной идее тотемизма мы не видим. Каким же образом представление о родстве человека и животного превращается в религию? Мы будем отвечать на этот вопрос постепенно, разбирая другие грани развития человеческого общества и появление на основе них других сверхъестественных представлений.
Данная статья входит в цикл «Как рождалась религия» https://auxenne-elise.livejournal.com/
Написано на основе: Семёнов Ю.И. «Как возникло человечество». Издание 2-е, доработанное, 2002 г. Глава 11 «Возникновение тотемизма — первой формы осознания единства человеческого коллектива».
[1] Л. Я. Штернберг «Первобытная религия в свете этнографии», 1936 198 стр.
[3] Штернберг Л.Я. «Первобытная религия в свете этнографии», 1936 197-198 стр.
[4] Токарев С.А. «Ранние формы религии», 1990 Стр. 58 Толстов С.П. «Проблемы дородового общества//Советская этнография. 1931 №3-4. Стр. 91
[5] Токарев С.А. «Ранние формы религии», 1990 Стр. 53-54.
[6] Токарев С.А. «Ранние формы религии», 1990 Стр. 55
Ответ Tentaklia в «Наконец то стоящая организация»
Праздники
Отбор эмбрионов, направленный на обеспечение интеллекта детей. Реальная услуга с сомнительными результатами
В специальном отчете, опубликованном в New England Journal of Medicine, возникают серьезные вопросы о преимуществах, рисках и этичности новой услуги, которую авторы называют «отбор эмбрионов на основе полигенных оценок» или ESPS. Услуга позволяет пациентам с экстракорпоральным оплодотворением отбирать эмбрионы с целью выбора более здоровых и даже более умных детей.
В отчете под названием «Проблемы с использованием полигенных оценок для отбора эмбрионов» многонациональная группа исследователей описывает ограничения услуги. Они также предупреждают, что пациенты и даже клиницисты по экстракорпоральному оплодотворению могут подумать, что эта услуга более эффективна и менее рискованна, чем она есть на самом деле.
Авторы подчеркивают, что, поскольку один и тот же ген часто влияет на множество разных признаков, выбор одного признака может привести к непреднамеренному отбору неблагоприятных признаков. Они также предупреждают, что использование сервиса может изменить демографические характеристики населения, усугубить социально-экономическое неравенство и обесценить определенные черты характера.
Если ESPS по-прежнему будет доступен для пациентов с ЭКО, исследователи призывают Федеральную торговую комиссию США разработать и обеспечить соблюдение стандартов ответственного обмена информацией об услуге. Авторы также призывают к общественному обсуждению этичного использования технологии и необходимости ее регулирования.
Несовершенный способ обеспечить здоровых детей
Полигенные оценки – это прогнозы индивидуального здоровья и других признаков, полученных в результате исследований генома. Было показано, что у взрослых полигенные оценки частично предсказывают эти исходы. Однако их предсказательная сила значительно снижается при сравнении эмбрионов друг с другом, поясняют авторы отчета.
«Полигенные оценки являются лишь слабыми предикторами большинства индивидуальных результатов у взрослых, особенно социальных и поведенческих черт, и есть несколько факторов, которые еще больше снижают их предсказательную силу в контексте отбора эмбрионов», – сказал соавтор отчета Патрик Терли. «Полигенные оценки предназначены для работы в иных условиях, чем клиника ЭКО. Эти слабые предикторы будут работать еще хуже при выборе эмбрионов».
Терли, который является директором Центра поведенческой и медицинской геномики в Центра экономических и социальных исследований Дорнсайф при Университете Южной Калифорнии, и его коллеги по исследованию изучали, является ли ESPS более эффективным для обеспечения здоровья в будущем, чем случайный отбор эмбрионов. Для этого они смоделировали ожидаемую разницу в риске будущего человека для нескольких заболеваний, сравнивая использование ESPS для выбора эмбриона с выбором одного жизнеспособного эмбриона случайным образом из 10. Они обнаружили, что в большинстве случаев снижение риска заболеваемости, который предлагает услуга, очень мал и весьма неопределенен.
В настоящее время несколько компаний работают с клиниками ЭКО, чтобы предложить услуги пациентам, которые хотят выбрать эмбрион с меньшими рисками развития диабета, рака, сердечных заболеваний, болезни Альцгеймера, воспалительного заболевания кишечника и шизофрении. Одна компания также предлагает услугу по отбору эмбрионов в соответствии с их прогнозируемым уровнем образования, семейным доходом и когнитивными способностями.
Недостатки службы подбора
Чтобы ESPS работал, полигенные оценки должны давать, по крайней мере, умеренно точные прогнозы относительно того, разовьются ли у выбранных эмбрионов определенный признак или нет. Исследования, в которых генерируются полигенные оценки, иногда предполагают умеренные или даже большие различия в фактических результатах между людьми с высокими и низкими оценками, но эти различия основаны на выборке людей из разных семей. Как отмечают Терли и его коллеги, ESPS обычно включает в себя сравнение членов одной семьи, что значительно снижает его прогностическую способность.
Кроме того, в исследованиях, которые производят полигенные оценки, участвуют люди со схожим происхождением и в основном европейские предки. В результате большинство построенных сегодня полигенных оценок будут менее предсказуемыми для людей других предков.
Наконец, оценки предсказательной силы полигенных показателей обычно предполагают очень похожие среды для поколения, включенного в исходное исследование, и поколения, которое родится в результате ESPS. Но к тому времени, когда эмбрион, выбранный службой, станет взрослым, человек может оказаться в совершенно ином окружении.
Широкое использование ESPS сопряжено и с другими рисками. Например, исследователи предупреждают, что использование услуги может усугубить существующие проблемы со здоровьем и другие диспропорции, поскольку она в основном доступна только относительно богатым и в настоящее время лучше всего работает среди тех, кто имеет европейское происхождение. Это также может усилить предрассудки и дискриминацию, сигнализируя о том, что существующие люди с чертами, против которых делают отбор родители, менее ценны.
«В некоторых странах есть органы власти, которые решают, на какие признаки эмбрионов можно тестировать», – сказала Мишель Н. Мейер, доцент кафедры биоэтики и юрист Geisinger Health System и соавтор специального доклада. «Но в США существует сильная юридическая и этическая традиция рассматривать репродуктивные решения как вопрос личного индивидуального выбора. В краткосрочной перспективе FTC должна помочь установить, что считается адекватным доказательством в поддержку заявлений об ожидаемых преимуществах ESPS и что считается адекватным раскрытием информации в данном контексте».
Исследователи также призывают профессиональные медицинские сообщества разработать политику и рекомендации, а сами компании – продемонстрировать, что информация, которую они предоставляют различным клиентам, является полной, точной и понятной.
Они также говорят, что в обществе необходимо обсудить, могут ли существующие правовые рамки адекватно обеспечивать точную информацию о ESPS, и следует ли принять ограничения на использование услуги.
«Многие индивидуальные репродуктивные решения, принимаемые на протяжении поколений, могут иметь глубокие социальные последствия», – сказал соавтор отчета Дэниел Дж. Бенджамин,. «В совокупности эти решения могут изменить демографические характеристики населения, усугубить неравенство и обесценить черты, против которых отбираются».
Больше околонаучного на канале t.me/everScience.
Ответ на пост «Молодой человек совершил намаз в вестибюле московского метро»
Ты же, когда молишься, войди в комнату, закрой за собой дверь и помолись своему Небесному Отцу, Который невидимо находится с тобой. Тогда твой Отец, Который видит и то, что делается втайне, вознаградит тебя.
Евангелие от Матфея 6:6
Моё мнение,желательно, что бы этот текст знали мусульмане и соблюдали приличие в гостях, а не навязывать своё поведение окружающим.
Ответ на пост «Молодой человек совершил намаз в вестибюле московского метро»
Надеюсь, что для большинства нормальных людей, молитва считается личным и сокровенным делом и по поводу такого показушничества ещё будут долго спорить. Пока есть такие споры, значит есть ещё нормальные люди. Но у меня возник другой вопрос, если этот человек на фото был бы врачом, делающий операцию, как бы он поступил?
ПС. Насколько я знаю, ислам разрешает в дороге не делать намаз.
Ответ на пост «Молодой человек совершил намаз в вестибюле московского метро»
Молодой человек совершил намаз в вестибюле московского метро
Видео разошлось в соцсетях и вызвало споры. Комментаторы разделились на два лагеря: одни защищают право молиться где угодно, другие считают намаз в транспорте неуместным
Притча
Разумный замысел
Земля стационарна, сынок
— Земля крутится, говоришь?
— Земля стационарна, сынок. Она не крутится.
— Но нас по географии учат, что Земля обращается вокруг Солнца.
Рики Джервэйс о религии
Оценка честности госслужащих, а также персонала отелей, банков в России и других странах ( Science)
«Тестировались» работники культурных учреждений, почты, полиции, суда, банков и отелей.
Медали Российской Империи. Масонская символика: глаз в треугольнике
Нобелевские лауреаты Гейм и Новосёлов провалили ЕГЭ по физике
Министерство просвещения России предложило Нобелевским лауреатам Андрею Гейму и Константину Новосёлову сдать Единый госэкзамен по физике. К удивлению чиновников и самих учёных, они не только не набрали 100 баллов, но даже не достигли «порогового балла».
Гейм и Новосёлов удостоены Нобелевской премии в 2010 году за открытие графена – материала с уникальными физическими свойствами. Оба они живут в Манчестере. Тест ЕГЭ по физике они проходили в помещении библиотеки Манчестерского университета, находясь на видеосвязи с российским Минпросвещения. Учёным можно было советоваться между собой, но категорически запрещалось списывать – за этим следила комиссия во главе с директором Манчестерского института графена.
Андрей Гейм с юмором отнёсся к своим 32 баллам. А Константин Новосёлов, которому не хватило двух баллов до «порогового» значения в 39, намерен подать апелляцию в Минпросвещения. Он уверяет, что выполнил задания в строгом соответствии с современной физической наукой.
Мы теряем мозг: почему выживает глупейший
Происхождение человеческого мозга относится к главным загадкам эволюции и к одной из наиболее дискуссионных тем в биологической науке. Почему в какой-то момент времени эволюция поддержала развитие мозга у одной из ветвей приматов? Почему мозг так стремительно вырос за столь короткий период? И почему в течение 30 000 лет мозг homo sapiens постоянно теряет в весе?
Чтобы ответить на эти вопросы, придется обратиться к интересным метаморфозам, происходившим с древнейшими предками человечества миллионы лет назад. До появления человека эволюция совершалась традиционным способом. «Топливо» эволюции — полиморфизм, вариабельность, изменчивость внутри одного вида. Если внешние условия обитания не изменялись, признаки вида сохранялись более-менее консервативно, если же условия претерпевали изменения, то полиморфизм позволял выжить тем существам, у которых оказывались более пригодные для изменившихся условий качества. А вот когда изменчивость признаков не перекрывала изменившихся условий, популяция вымирала. Естественный отбор — это вечное противостояние множественности признаков и давления среды. Сумели животные отыскать себе еду — хорошо, не сумели — вымерли. Есть возможность размножаться — хорошо, нет — все опять же вымерли.
Лобная доля, ставшая морфологической основой человеческого интеллекта, изначально имела задачу торможения животных инстинктов.
Только благодаря любной доле человек способен отказаться от еды, поделившись ею с ближним и поддержав тем самым отношения внутри социума. И этому есть одно простое доказательство.
Все знают, что некоторые дамы, слишком сильно озабоченные похудением, стараются есть как можно меньше, и при достижении веса около 40 кг у них нередко начинается болезнь под названием анорексия. Больных анорексией заставить есть практически невозможно, и современная медицина бессильна помочь этим несчастным. В итоге эти женщины безвременно уходят из жизни. Зато лет 60 назад, когда медицина была не столь гуманной, больным анорексией вводили острый скальпель в нижнюю часть височной области и отсекали лобную долю. Через некоторое время у пациенток восстанавливался аппетит и менструальный цикл и они возвращались к нормальной жизни. Ну или почти нормальной. Та часть мозга, которая вопреки животным инстинктам давала нам возможность отказаться от еды, переставала работать и мысль о неприятии еды человека больше не посещала.
Лобная доля поддерживала общественные связи у древних гоминид. Кто оказывался не способен делиться едой, того съедали самого или изгоняли. Поэтому всего за несколько миллионов лет лобные области мозга очень быстро выросли и однажды стали основой разума.
Человек — естественная часть природы, и долгое время эволюция человеческого мозга шла по тем же биологическим законам. Шла она не то чтобы очень быстро, да и само появление приматов (около 65 млн лет назад) нельзя считать какой-то вершиной эволюции — это не что иное, как приспособление млекопитающих к жизни на деревьях. Настоящая человеческая история в обезьяньем мире началась в тот момент, когда возникли необычные условия, то есть та самая переходная среда, которая в корне изменила характер эволюции человеческого мозга. Понятно, что ни с того ни с сего столь серьезные перемены, приведшие в конечном итоге к появлению homo sapiens, произойти не могли. Чтобы объяснить причину этих революционных преобразований, масса теоретиков склоняется к разным формам так называемой речесоциально-трудовой теории. Дескать, человек стал общаться, стал трудиться, и тогда мозг начал радикальным образом меняться. Однако эта теория не выдерживает даже поверхностной критики. Сейчас известно много видов животных, использующих орудия, системы сложных коммуникаций и развитую структуру сообществ, но это так и не привело к появлению крупного мозга. Так что же произошло?
РАЙ НАХОДИЛСЯ В АФРИКЕ.
Судя по всему, архетип человеческого мозга сформировался в определенной уникальной среде в результате длительного биологического процесса. В какой-то момент времени, примерно 15 млн лет назад, на востоке Африки сложились очень благоприятные условия для жизни любых млекопитающих. Тогда в субтропиках или в тропиках, в полузатопленных местах, в неглубоких проточных водоемах в огромных количествах размножались какие-то вкусные и питательные животные — беспозвоночные или рыбы. На этих существах паразитировало огромное количество птиц и других животных. Среди последних и оказались наши далекие предки — тогда они были чуть поменьше современных шимпанзе. И в наши дни в Норвегии можно увидеть, как во время нереста сельди медведи заходят на задних лапах вводу и, стоя там по грудь, черпают лапами икру и едят ее, пока не насытятся. Вот и нашим предкам достаточно было войти в воду и слегка почерпать лапками, чтобы наесться.
Такой полуводный образ жизни, кстати, хорошо объясняет происхождение двуногости. Понятно, что чем дальше животное может зайти в воду, тем больше оно сможет собрать там пищи. Но заходить на глубину на четвереньках неудобно, поэтому и норвежские медведи, и многие современные приматы вступают в воду, стоя на двух ногах. При этом передвижение на двух ногах освободило передние конечности, которые тоже пригодились. Поскольку, как уже говорилось, водные животные стали обильной пищей птицам, последние активно размножались, а значит, несли яйца. Чтобы доставать яйца из гнезд и употреблять в пищу, предкам человека нужны были руки.
Если фрукты для лазящих животных легкодоступны, то получение белковой пищи дается приматам с большим трудом. В погоне за мясом современные обезьяны охотятся даже на других обезьян. А вот в «африканском раю», сложившемся 15 млн лет назад, с высококачественной белковой пищей у тогдашних приматов не было никаких проблем: икра и птичьи яйца находились почти на расстоянии вытянутой руки. Все это привело к формированию группы животных, практически выпавших из системы отбора: зачем меняться, если условия среды близки к райским? Однако, как известно, при избытке пищи животных вообще ничего не интересует, кроме размножения. Обилие еды, таким образом, усилило конкуренцию при размножении и, как следствие, стало причиной гонки за доминантность.
МЫСЛЬ ИЗРЕЧЁННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ
Одним из последствий сложившейся ситуации стала речь, которая, по-видимому, зародилась как раз в «райский» период. Речь могла возникнуть как способ организации совместных действий, а начиналась, возможно, с простых звуков или, например, пения, как у современных гиббонов. Кстати, у гиббонов в мозге есть такие же поля, как и в мозге человека, и именно там у нас локализуется речь. Далее на этой базе уже возникла речь, используемая не как средство общения, а как средство имитации. Можно было впечатлить самку реальными успехами на охоте и обильной добычей, что добавляло самцу привлекательности, увеличивая шансы на передачу своего генома будущим поколениям. А можно было ей об этом просто рассказать и заполучить в ее глазах те же лавры победителя, не прилагая реальных усилий. В биологическом мире все поддерживается именно в такой пропорции: чем меньше действий и больше биологического результата — тем эффективней событие. Поэтому имитация действия с помощью речи стала бесценным качеством у архаичных антропоидов. Речь стала выгодным продуктом, и на нее начал действовать интенсивный отбор, поскольку она позволяла достигать результата в размножении. По сути дела, речь возникла как форма обмана, а обман был эффективен и тогда, и в наши дни.
АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Получается, что в стабильной социальной группе любых ранних и поздних гоминид действовал непреложный закон искусственного отбора. И именно в этом заключена квинтэссенция эволюции мозга человека.
Никакой эволюции и естественного отбора не хватило бы, чтобы всего за 4,5 млн лет наш мозг проделал путь от мозга шимпанзе к мозгу homo sapiens. Но если происходит селекция по социальному принципу, эволюция невероятно ускоряется. Благодаря жесточайшему внутреннему искусственному отбору.
Вот вопрос: что трудно отнять даже у любимой собаки? Конечно, вкусную еду — кусок колбасы или косточку. В животном мире пищей не принято делиться — наоборот, животные стараются отнять еду друг у друга любым способом. Украл — значит, наелся, наелся — значит, получил преимущество в размножении. В человеческом же социуме едой принято делиться. И вот, как выяснилось, нижняя часть лобной области человеческого мозга потребовалась нам для того, чтобы мы могли отказаться от пищи. Иными словами, лобная область, считающаяся морфологической основой интеллекта, исторически развивалась не для того, чтобы думать о высоком или играть в шахматы. Не было в те далекие времена ни «высокого», ни шахмат. Главной задачей этой части мозга стало торможение животных инстинктов. Ибо только делясь едой, можно было поддержать взаимодействие и общение в группе.
ПЛОД ПИРРОВОЙ ПОБЕДЫ
Человечество расселялось по планете, наращивая объем мозга, и наконец на историческую сцену вышли две крупные группы — неандертальцы и кроманьонцы. У представителей обеих групп мозг достиг огромного размера — 1560−1600 г. Однако при том что мозг по массе был одинаков, стратегия поведения и результаты отбора оказались разные. Неандертальцы были мощными, сильными, умными существами, которые селились очень маленькими семьями. Они придумывали орудия и вообще, возможно, были более интеллектуальными, чем homo sapiens sapiens. Но отбор, связанный с поддержанием бесконфликтных ситуаций в группах, на них не действовал. А кроманьонцы, похоже, были туповатыми, ограниченными, но их мозг прошел больший путь социализации. Жестокий отбор приспособил их к общественному образу жизни. Каков же оказался результат конкуренции? Когда на трех жуков нападает банда муравьев, она их уничтожает. Примерно так же кроманьонцы расправились с неандертальцами. И дальше мы, сапиенсы, пожали печальные плоды своей победы. 30 000 лет назад социальный отбор, который тогда, в условиях конкуренции, требовал колоссальных усилий со стороны сапиенсов, прекратился. И ситуация вернулась в каком-то смысле к началу пути: ускорился отбор людей по социальной адаптированности, только теперь отдельные слишком умные «изгои» не могли повлиять на ситуацию — общество стало слишком большим. А безынициативные особи с посредственными данными, способные к плодотворному общению и коллективным действиям, получали преимущество. Кто мог выполнять правила игры в группе, какими бы они ни были идиотскими, получал возможность размножиться и перенести геном в следующее поколение. Кто нарушал правила — тот не размножался. Так мозг постепенно и уменьшился с 1600 до 1300 г, и надо сказать, что подобный регресс не наблюдался ни у одного вида за всю историю гоминид.
Есть ли у мозга шансы на биологический прогресс? Скорее всего нет, по крайней мере до тех пор, пока действие биологического отбора будет подменяться искусственным социальным отбором. Преференции получают наиболее общественно адаптированные люди, а наличие маленького мозга в большинстве случаев им не мешает.