Что означает слово тенгри

Тенгри

Что означает слово тенгри. Смотреть фото Что означает слово тенгри. Смотреть картинку Что означает слово тенгри. Картинка про Что означает слово тенгри. Фото Что означает слово тенгри

Что означает слово тенгри. Смотреть фото Что означает слово тенгри. Смотреть картинку Что означает слово тенгри. Картинка про Что означает слово тенгри. Фото Что означает слово тенгри

Впервые зафиксировано в китайских летописях при описании хуннов как «dhiu liei» [источник не указан 920 дней] (Chinese: 撑犁).

«匈奴谓天为撑犁» : Хунну называют Тянь (天 название неба или Небес по-китайски) Тенгри.

В своем путешествии в 921—922 гг. Ибн Фадлан писал о кочевых тюрках:

А если постигнет одного из них несправедливость или случится с ним какое-либо дело неприятное ему, он подымает свою голову к небу и говорит: «Бир тенгри», а это по-турецки (значит) «богом одним», так как «бир» по-турецки «один», а «тенгри» — бог на языке турок [5]

Предки тюркских народов были анимистами, следуя шаманским верованиям, они почитали небесных богов и силы природы. По мнению Махмуда Кашгари, Тенгри был известен как создатель растений и громовержец. Тюркоязычные народы использовали прилагательное «Тенгри», что означает «небесный, божественный», для обозначения всего грандиозного или особо значимого, как, например, пик Хан-Тенгри или Кантегир (хакасское Хан-Тигір) в Западных Саянах.

См. также

Примечания

Литература

Что означает слово тенгри. Смотреть фото Что означает слово тенгри. Смотреть картинку Что означает слово тенгри. Картинка про Что означает слово тенгри. Фото Что означает слово тенгри

Что означает слово тенгри. Смотреть фото Что означает слово тенгри. Смотреть картинку Что означает слово тенгри. Картинка про Что означает слово тенгри. Фото Что означает слово тенгри

Полезное

Смотреть что такое «Тенгри» в других словарях:

ТЕНГРИ — (алтайск. тенгрй, тенгерй; шорск. тегрй; хакасск. типр, тер; ту винск. дээр; чуваш, тура; якутск. тангара; монг. тэнгэр; бурят, тэнгэри, тэнгри; калм. тэнгер). Термин «Т.» принадлежит древнейшему мифологическому фонду народов Центральной Азии и,… … Энциклопедия мифологии

Тенгри — (Кага,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Школьная 11, Кага, Россия, Опи … Каталог отелей

тенгри — сущ., кол во синонимов: 2 • бог (375) • верховные боги (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Тенгри — (бурят., монг. и др.) – «небо» – в мифологии народов Центральной Азии – название класса небесных богов. Т. имеют прозвища в зависимости от приписываемых им функций – Т. грома, молнии, направлений и стран света, звезд и созвездий, природных и… … Мифологический словарь

Тенгри-Таг — горы см. Тянь Шань Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

ТЕНГРИ, ТЕНГРИАНСТВО — (казах. небо, небеса; алтайск. т е н г е р и; хакасск. тигир; якутск.тангара; монг. тэнгэр; бурят. тэнгэри, тэнгри; калм. тэнгер). Термин Т. принадлежит древнейшей мифологической культуре народов Центральной Азии и, возможно, был представлен еще… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Тенгри-Хан — Образ небесного духа хозяина, широко распространенный среди народов Центральной Азии. Известен среди кипчаков как Тенгри (Тенгери), бурятов Тэнгэри, монголов Тэнгер, чувашей Тура. Является объектом культа в религии тенгрианства. Источник:… … Религиозные термины

Тенгри-нор — см. Тибет … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Тенгри-Нур — … Википедия

Тенгри-Таг — горы см. Тянь Шань … Топонимический словарь

Источник

Понятие и значение “тенгри”

ТЕНГРИЗМ. Формировав­ших национальное самосознание казахского народа, есть культ вселенческого космического божества — тенгри. “Тенгри как бог”, писал Ч. Валиханов, но тенгри не столь­ко как транснациональное божество казахов и их евразийских предков доисламского времени, сколько как утешение приро­дой. Здесь больше удовлетворения действительностью, нежели религиозного преклонения. Поэтому из всех древних верований и воззрений, наибольший след в представлениях народа оста­вил именно этот культ как учение о боге-космосе, божествоми-роздание, тенгризм. Понятие поддается переводу и имеет не­сколько значений: — небо, видимая часть мироздания; — бог, божество; — божественный; повелитель, господине.

В просторечии тенгри казахами используется и как синоним мусульманского “аллаха” и персидского “кұдая”. Выражения типа: “Тәңір жарылқасын!” — да благословит тебя тенгри, “иттің иесі болса, түлкінің тәңірі бар” — если у собаки есть хозяин, то у лисы — тенгри; собственные имена: Тәңірберген — буквально, человек, ниспосланный тенгри; Хан-Тенгри (Хан Тәңірі — гор­ная вершина; тәңірқазған — название древнейших шахт, указы­вает на глубокое проникновение понятия тенгри в различные сферы жизни народа.

Вследствие олицетворения сил природы возникли первые боги, которые в ходе дальнейшего развития религии принимали все более и более облик внемировых сил, пока в результате про­цесса абстрагирования — я чуть было не сказал: процесса дис­тилляции, — совершенно естественного в ходе умственного раз­вития, в головах людей не возникло, наконец, из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов представление о едином, исключительном боге монотеистиче­ских религий”. Истинность слов Энгельса можно проследить на примере развития воззрений на мир исторического населе­ния степей Центральной Азии. Тенгри есть продукт общественной мысли не какого-нибудь отдельно взятого, пусть даже мощного этнического массива. Он — феномен постепенного развития различных культов, веро­ваний и воззрений, преимущественно культа природы, продукт олицетворения ее стихийных сил и искаженно отраженных яв­лений. Мировоззренческой основой тенгри является натурфи­лософский гилозоизм, рассматривающий чувственные предме­ты и явления мира одушевленными, что и составило в конечном счете фундамент пантеизма о боте-природе. В тенгристической философии дефицит диалектики компенсируется метафизикой мышления. Последняя сводит все вопросы, на которые она за­трудняется ответить, к проблеме о первопричине, субстанции, т. е., в конечном счете, к вопросу о боге. У метафизики друго­го ответа просто нет, ибо она ищет причину и механизм развития не в самом мире, а вне его. Метафизика имеет дело с веща­ми и предметами, тогда как диалектика — с процессами. Так фи­лософский пантеизм, наделяющий объекты мира гилозоистиче­скими свойствами, породил весьма своеобразное и самобытное учение. Тенгри у казахов — трансцендентный мир бытия, оно — и дух, и тело, скорее их единство. Это то, что материалистический мо­низм назвал бы “материей”, обобщенным именем сущего. Однако в казахском традиционном синкретическом созна­нии тенгри — это инобытие бытия, как бы “вещь для себя”, суть или, скорее всего “святость вещи”. “Замкнутое” бытие, проявле­ние, а может, форма вещи. Такая универсальность проявлений тенгри послужила идейной основой для “вечной философии” древних казахских мыслителей. Для “вечного” счастья и благополучия необходима “вечная” нескончаемая жизнь. Современный казахский поэт Иран-Гайып ведет диалог с ве­ликим странником XVI в. Асан-Кайгы. А другой странник и мыслитель, философ и музыкант, пир-покровитель казахских шаманов Коркыт ата, борется против рока, занимая простран­ство в двух мирах одновременно. Носитель и проповедник тенгризма Коркыт также ищет “веч­ную жизнь”. Потому берет на себя непомерную ношу, пытает­ся познать тайну жизни и смерти, открыть замок бытия, преодо­леть фатальный конец начала. Учение о тенгри возникает не как “проповедь” и “открытие истины”, а как результат естественного “синтеза” синкретиче­ской философской мысли исторического населения Централь­ной Азии.

Мировые, или как их иначе называют, проповеднические ре­лигии связаны с конкретными, хотя не всегда с неисторически­ми именами, например, Заратуштра, Будда Сахья Муни, Иисус Христос, Мухаммед и их основные постулаты интерпретиро­ваны специальными лицами в свете угодных им социальных и нравственных идеалов. Основной отличительной чертой тенгризма от других учений является то, что в нем нет пророков, святых, “священных книг”, культовых сооружений, — храмов, церквей и т. п.

Вместе с тем, пророком здесь может стать “отечественный”, домашний, “свой”, это живое лицо, а после смерти — его дух, а объектом культа — различные предметы и тела самой природы. Таким образом это учение пытается по-своему отразить соци­альные и природные явления. Тенгризм как синкретическая форма мышления имеет глубо­кие исторические корни. Так, великий хуннский шаньюй (хан) считает себя “рожденным небом и землею, поставленным (на трон. — С. А.) солнцем и луною”, ибо “в государстве хуннов ве­ликого шаньюя именуют “Ченли гуду шаньюй”, хунны назы­вают небо “ченли”, а сына называют “гуду”, слово “шаньюй” означает “обширный” и показывает, что носитель этого титула обширен, подобно небу”. Хуннский “ченли” (вероятно, “чен-гри”) то же самое, что тюркское “тенгри”, а в переносном смыс­ле — “обширный” — универсум, вселенная. В соответствии с существующими общественными отноше­ниями тюркский каган отождествлялся с божеством тенгри, счи­тался его земным двойником. Каган полагал свое обществен­ное назначение результатом благоволения тенгри. Отстояв эт­ническую свободу в войне с жужанями, господствующее “500 семей Ащины” заявляет миру кочевий о своем сверхъестествен­ном происхождении, называя себя “көк түрік», т. е. голубые, бо­жественные тюрки. Известный лингвист X. Жубанов считал бо­лее вероятным перевод трафаретной формулы древнетюркских рун: — небесного происхождения (рода), из существа неба созданный. Политеизм, который пи­тался от идейного плюрализма и, в конечном счете, от родопле-менной демократии, существовавшей до появления на истори­ческой арене степей Центральной Азии конных кочевников с их все оолее усиливавшейся централизованной властной структу­рой, постепенно уступает свои позиции в пользу автоматизации мышления. По мере консолидации племен в единое раннефео­дальное государство под властью единого начала идеологиче­ская надстройка древнетюркского общества проявляет себя как относительно организованная общественно-политическая система. Реальные условия жизни создали необходимые предпо­сылки для развития тенгризма как учения об естественной гар­монии природы. Естественная гармония, равновесие мира, все­го сущего в сознании находит соответствующее отражение. По­добное порождает подобное. Отсюда природа щедрости казах­ской души, ее открытость, великолепие общения. Тенгри пони­малось как верховное всемогущее божество, но своеобразное, отличное от божеств известных религий в силу различий, поро­дивших его условий. Известный исследователь древнетюркских рунических па­мятников И. В. Стеблева представляет возможным отнести к ре­лигиозной системе тенгри древних тюрков следующие функции:

— указание на верх (т. е. верховное монотеистическое божество);

— функция распределительная человеческих судеб;

— связь с мужским началом (предком).

“Тенгри было не простым олицетворением природы, а как бог, — пишет Ч. Валиханов, подчеркивая монотеистическое значение его, — оно далеко не похоже на … грубую и мелкую адорацию”.

Слово “тенгри” и его разновидности “тенгрия”, “танара” бы­тует среди алтайцев, хакасов, шорцев, кыргызов, узбеков, уйгуров, татаров, монголов, казахов и во всех языках применяет­ся для обозначения верховного божества. “Тангарао” — один из главных богов полинезийского пантеона. “Дпнгпр” — верхов­ное божество древних шумеров. К понятиям “тенгри”, “танга-ра” восходит название древних круглых металлических монет с изображением Солнца и солнечных лучей — танга, отсюда рус­ское — деньги, казахское — теңге.

Понятие “тенгри” распространено во всех ареалах кочевых народов, что дало повод назвать французскому исследователю Жан Поль Ру воззренческие комплексы народов Центральной Азии обобщающим термином “тенгризм». Этот термин, адек­ватно отражающий явление в целом, переняли и мы. Швейцарец Н. Паллизен полагает, что слово “тенгри” внача­ле обозначало собственное имя небесного бога, затем постепен­но превратилось в нарицательное название бога вообще. Мне­ние Н. Паллизена находит всяческое одобрение другого иссле­дователя — В. Шмидта. Известный казахский поэт и мыслитель О. Сулейменов под термином “тенгрианство” рассматривает всю совокупность ду­ховности кочевников.

Другой корень — ер, ери, эр во всех тюркских языках означает муж, мужчина, человек, герой. В таком случае тенгри означало бы “солнце-человек”, “небо-человек”, т. е. то же, что бог. Существенной разницы в функциях между категорией бога известных теистических религий и понятием тенгри не наблю­дается. В казахском фольклоре “тац” встречается в значении назва­ния самостоятельного божества, вероятно, генетически связан­ного с тенгри. Наше предположение подтверждает культовое ма­гическое назначение заговора, читаемого при укусах фаланги.“Тац” в тексте передан как карающий субъект. Сравните: “көк соққыр!” — “да покарает синее небо!”

“Камнеписные памятники позволяют сделать вывод о том, что содержание самого понятия “тенгри” у древних тюрков было значительно шире, чем только божество неба, — пишет из­вестный киргизовед С. М. Абрамзон. — Это верховное божество выступало как бы в виде синтеза всех астральных представлений, оно адекватно понятию “вселенная”. В значении божества танри прилагалось не только к небу, но и к солнцу (кун танри), и к луне (ай танри), и к земле (жер танриси — танри жер), что сви­детельствует о неразделимости божеств неба и земли-. Культ неба и солнца генетически взаимосвязан.

Таким образом, и в учениях о верховной категории меж­ду “проповедническими высшими” и “естественными низши­ми” религиями существенной разницы нет. Домарксистский материалист и критик церкви Б. Спиноза утверждает, что “все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ни­чего, кроме фантазии и бреда подавленной и робкой души не представляло”. Но в разговорах о тенгри речь идет о благоче­стии человеческом по отношению к силе, породившей его. Ан-тропоморфизация идеи бога, наделение его абстрактными чело­веческими свойствами, нравственными началами соответству­ют высокоразвитой стадии мышления. На такой стадии из-под пыли времен, из-под мистико-мифологического наслоения идеи бога выглядывает сам человек. Человека в образе бога увидели еще древние греки. Но во весь голос о нем заявил французский материалист XVIII в. Поль Анри Гольбах: “Поклоняясь богу, че­ловек поклоняется лишь самому себе”. И природе, добавляем мы, изучая генезис учения о тенгри. Следовательно, и тенгри выступает в роли олицетворенного человека, а существующий общественный порядок, социальная жизнь с освященными ве­ками патриархальными нормами, сделали его еще и олицетво­ренным предком.

Как всякая абстрактная идея, тенгри по своей природе про­тиворечиво, на что обратили внимание первые исследовате­ли, предки которых почитали тенгри. “Монголы, подобно всем другим народам, представляют понятие о Небе, которое отто­го является существом столько же материальным, сколько духовным, — пишет известный монголовед Д. Банзаров. — Голу­бое небо …, действующее на воздушные явления и на произво­дительность земли, не может быть названо духовным, но веч­ное небо…, управляющее миром и руководящее делами челове­ка, представляется существом духовным». Правильно отметив двоякое отношение монгольских племен к понятию о тенгри, Д. Банзаров приходит к выводу, что небо — не есть бог. Пробле­ма тенгри для ученого XIX в. неразрешима и он вынужден отри­цать ее как субстанцию мысли. Заслуга Д. Банзарова заключа­ется в том, что он идею тенгри вовлекает в сферу науки. Крайне неуместно требовать от ученого, исторически и методологиче­ски ограниченного в своих научных и социальных воззрениях, диалектического понимания противоречий, не только религиоз­ных идей, но и всей действительности. Согласно учению диа­лектического материализма, любое явление действительности, включая и отражательный процесс, противоречиво во всей вну­тренней сущности. И только лишь благодаря им объективный мир находится в постоянном процессе движения. Идея тенгри в этом отношении не стоит обособленно.

Философия христианства и ислама, несмотря на теологиче­ские спекуляции об абстрактности и субстанциональности по­нятия бога, представляютего в конкретно-чувственном образе. Наличие массы абсурдных и взаимоисключающих положений в идеологии каждой религии или философии мешало представить учение о своих мировоззренческих принципах в виде стройной, логически последовательной системы. Образ бога или учения о высшей субстанции содержит последовательное напластова­ние самых разнообразных, порой несовместимых представле­ний. Без этого не может обойтись ни одна религия или филосо­фия. Христианство, например, испытало на себе влияние и зо­роастризма об эманации, и культа различных политеистических богов, и философию неоплатоников, неопифагорийцев, стоиков, иудейского богословия. В результате действия всех этих факто­ров, а также традиционно-исторических напластований в христианстве и сформировались такие логически противоречивые представления о боге, как учение о триппостасностп его, непо­рочном зачатии Христа, его смерти и вознесении, ритуале при­чащения.

Но как бы ни ухищрялась, как бы ни “дистиллировалась” идея бога или учение о началах в каждой религии или фило­софии, есть предел, за который она не может переступить. Это признание предметности, телесности, признание бога лично­стью, что подводит христианско-мусульманское учение к гра­ницам политеизма. В этом, кстати заметим, главное отличие бо­гословия от философского идеализма, преодолеть которое не сумел Д. Банзаров, представлявший бога монотеизма абстрак­тно без предметного содержания. В предметности и скрывается противоречие понятия “тенгри”. Методологическая ограничен­ность замечательного бурятского ученого Д. Банзарова послу­жила основой отрицания тенгри как бога. Однако предметность тенгри синкретична. Она содержит в единстве образ и понятие. Образ неба и понятие о некоем всемогущем, вездесущем явле­нии. Само название тенгри несет в себе это противоречие. Ибо оно одновременно есть и не это (конкретно — небо), и не то (аб­страктная сила, бог). Небо — көк, аспан. Бог же — жасаған — тво­рец, құдірет, керемет (сверхъестественная, непонятная, магиче­ская сила). И в то же время тенгри есть и это (небо), и то (сила), т. е. все вместе — бог, в значении и образа, и понятия, и бытия, т. е. бытие и инобытие. По-другому подходит к этой проблеме Ч. Валиханов. Будучи ученым большого научного провидения, вплотную подошедший к диалектическому методу, Ч. Валиха­нов, отметив имеющиеся противоречия понятия тенгри, делает единственно правильный вывод: “Кок-Тенгри” — “Синее небо” у киргизов (казахов. — С. А.), первое прилагательное “кок” озна­чает видимое, предметное, а существительное “тенгри” обра­щено в синоним аллаха… Небо — это высочайшее божество…” Определение и характеристика тенгри и как бога, и как приро­ды, данные Ч. Валихановым, тесно примыкают к представле­нию о боге как в теистических религиях, так и в учениях об основных категориях различных философских систем. “Небо было свободно в своих поступках, оно награждало и карало. От его воли зависело благополучие людей и народов’». На тен­гри возлагались полномочия законодательной и исполнитель­ной властей. Тенгри у казахов — это все вместе, даже бог под­контролен тенгри. Анализ идеологии и обрядности тенгри по­казывает, что процесс монотеизации его культа соответствует периоду политической мощи империи Тюркского каганата. По­литеистическое сознание, не способствующее ни созданию бо­лее высоких нравственных норм, ни социально-политическому объединению разно племенных этнических структур, все более уступает свои позиции, а потребность в некоем над племенном единстве к этому времени, безусловно, была. Она возникла из того состояния, в котором находились до образования каганата тюркские кочевые племена, пережившие глубокий социально-экономический кризис, связанный с дальнейшим разложени­ем традиционных родоплеменных отношений и тенденцией возникновения централизованной государственности. В эпоху развития феодальных отношений культ тенгри приобретает ха­рактер феодальной идеологии. Оно освящало господство госу­дарственных структур над народам, И в последующее время, вплоть до распада Золотой Орды и образования Казахского хан­ства, несмотря на проникновение ислама, значение культа тен­гри не было потеряно. Нередко государственная власть и тенгри отождествлялись. Ат-Табари, историограф средневековья, вре­мени безраздельного господства религии, свидетельствует об этом признанием, что “религия и царская власть связаны и каж­дая может держаться благодаря другой’*. Такая идейная откро­венность была для той эпохи подвигом ученого, раскрывшего в условиях религиозного фанатизма суть религии. Тем более, заявить так в странах, где религия срослась с политической вла­стью, было вопиющей ересью. Разумеется, такое срастание шло с учетом собственных мировоззренческих установок.

Монотеизированная философия тенгризма является домини­рующей и в идеологии времен походов Чингиз-хана. Наличие собственного теоэмпирея — одно из обстоятельств, обусловивших тот факт, что кочевые державы не могли цели­ком принять ни иудаизм, ни христианство, ни ислам, — рели­гий, выросших на другой социальной почве и в иных услови­ях, хотя имеются достаточные сведения о временной привер­женности кочевников ко всем религиям. В ставках кочевых вла­дык нередко проходили философско-теологические беседы3, где представлялись все идейные доктрины и их секты. Естествен­но, каждая, будучи прозелитом своей системы, отстаивала свои каноны, преследуя и миссионерские цели. Последователи идей тенгризма заявляли, что они веруют тоже в “единого бога, кото­рый на небе. Ата Малик Джувейни, историограф походов Чингиз-хана, описывает диспут, который проходил между манихеями и при­верженцами тенгризма: “…Обе партии поставили одну про­тив другой, чтобы прочесть вероучение всякой, которая побе­дит. Номисты (манихейцы. — С. А.) начали читать свою книгу “Ном”1.

Исторические источники изобилуют свидетельствами о том, что у кочевников Центральноазиатского плоскогорья XII-XIV вв. господствующей системой мировоззрения являлся тенгризм. Известный ученый Н. И. Веселовский, ссылаясь на “Сокро­венное сказание”, делает заключение, что верховным божеством у тюрко-монгольских племен было тенгри — “ему поклоняются, ему приносят жертвы, у него просят помощи». Более определен­ного мнения придерживается по этому поводу известный восто­ковед Л. Гумилев. Он отмечает, что тюрко-монгольская религия XІІ-ХІІІ вв. была законченной концепцией мировоззрения, вос­ходящей к глубокой древности и отточенной не менее, чем буд­дизм и ислам, зороастризм и манихейство, христианство3. Свое­образие монотеизма кочевников отмечали путешественники, но никто из них не видел сходства в ритуально-культовых действи­ях его ни с одной теистической религией того времени. Он был особым, локальным, спонтанным продуктом Степи и удовлет­ворял потребности ее, а не эклектической мешаниной, гетеро­генной смесью, мистифицированной реминисценцией отдель­ных разностадиальных событий, как может представиться культ тенгри го стороны непосвященному. Слов нет, все это верно, но имеются и ошибки. Они сводятся к одному, единственному — в тенгризме все исследователи, в том числе и средневековые, ви­дели лишь поверхностный слой — веру, тогда как это было фено­меном мысли, парафилософией духа. Судя по тому, что многие философско-религиозные катего­рии и понятия мысли были тюркского происхождения, можно предположить, что тюркские языки играли ведущую роль в ду­ховной жизни Центрально-Азиатского региона. Как известно, письмо Гуюк-хана французскому королю начиналось с форму­лы “Манку тенгри’».

Источник

Тенгри – великий бог миров

Он распределяет сроки жизни людей и государств, дарует каганам власть, наказывает согрешивших правителей. Каганы, прежде чем принять важное решение, должны обратиться к Тенгри и получить его благословение.

Тенгри представляет собой исполина огромных размеров. Поэтому ему посвящаются высокие деревья и приносятся в жертву кони. Тенгри – всезнающий, благодетельный и правосудный управитель мира. Он живет в Верхнем небесном мире.

Какую меру достоинств отмерил тебе Тенгри, таким ты и будешь. Поэтому пожелание «Кутты болсын» для тюркских народов очень важно и означает не только успех, но и надежду на поддержку Тенгри и духов предков.

Кут посылается Небом в виде звездочки. Утрата кута – утрата жизни. Кут может отделяться от человека и блуждать по разным местам в виде маленького огонька. Это происходит во сне. Поэтому резко и неожиданно будить спящего человека нельзя. Кут просто не успеет возвратиться и тогда человек может тяжело заболеть или умереть.

Древние тюрки знали, что продолжительность жизни человека отмеряется самим Тенгри. Билге-каган по поводу смерти Кюл-тегина сказал: “Человеческие сыны все рождены, чтобы умереть в установленное Тенгри время”. И поэтому за помощью тюрки обращались к нему, а если обращение было к Жер-Су – Земле-Воде, то обязательно упоминался и Тенгри. Тенгри считался отцом, Земля – матерью.

(Стихи, загадки за исключением особо оговоренных, цитируются по сборнику: «Поэзия древних тюрков YI – XII веков. М., 1993. Составление, вступительная статья и комментарии И.В. Стеблевой).

Церемонию вели священнослужители, облаченные в длинные одежды, державшие в руках посохи. Они знали священные слова молитвенных обращений к Тенгри. В конце совершалась ритуальная трапеза, остатки которой сжигались на костре. Деревья, растущие у святых мест, независимо от их породы, считаются священными. Их нельзя рубить, жечь, ломать ветки. Людей, совершающих подобные действия, ждёт суровое наказание.

На эти моления не допускались женщины и камы-шаманы. Если кам попадал на такое моление, то падал в корчах.

Тенгри оказывал помощь тем, кто его почитал. Но почитания было недостаточно. Только тот, кто смел, предприимчив, справедлив и великодушен, помогал ближним и дальним, был верен слову и Родине, мог получить покровительство Тенгри.

Мир, в представлении тюрков, был велик и многообразен. Тюрки знали, что есть и другие обитаемые миры, которые населены различными существами. Этими мирами управляли младшие тенгри. Среди них 9 великих тенгри, 5 тенгри молний, 7 тенгри грома, 5 тенгри входа, тенгри четырех углов мира, тенгри восьми границ мира, 9 тенгри гнева. Другие тенгри управляют звездами и созвездиями, сторонами света, человеческими чувствами и страстями.

Символом Тенгри был круг – Солнце. Орел означал мощь великого бога и его всеведение и всезнание. Цвет Тенгри – голубой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *