Что означает слово тантра
Значение слова «тантра»
та́нтра
1. система высших практик тибетского буддизма
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова гетманство (существительное):
Синонимы к слову «тантра»
Предложения со словом «тантра»
Понятия со словом «тантра»
В буддизме та́нтра (санскр. तन्त्र, tantra IAST, «связь, нить, последовательность») — составная часть школ Ваджраяны, связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо). Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды. В тантре активно используется сложная символика, идамы, медитации, мудры, янтры, ритуалы.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «тантра»
Тантра действительно существует, но никакого отношения к использованию её с целью получения телесных удовольствий она не имеет.
В первой части – «Тантра основ» – изложены общие положения относительно происхождения и лечения болезней.
Во второй – «Тантра объяснений» – непосредственные причины болезней (неправильный образ жизни, неправильное питание), методы диагностики, профилактики и принципы лечения.
Синонимы к слову «тантра»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Здоровье и йога
В современном информационном пространстве понятие тантры искажено очень сильно. Давайте вместе разбираться, что такое тантра на самом деле.
Что такое тантра по сути
Слово Тантра состоит из двух слов «Таноти», что означает расширение, и «траяти», что означает освобождение.
Таким образом, Тантра изучает освобождение сознания посредством расширения энергетического поля. В Тантре существует множество систем включающих методы, ведущие к расширению энергетических потоков.
Сексуальные практики Тантры являют собой лишь малую часть этих методов. В большинстве методов используются «мантры» и «янтры» (священные звуки и формы), « пранаямы » (духовные дыхательные практики) и различные виды медитации на тонком уровне.
Конечно, движение, развивающее более целостный подход к своему телу и сексуальности, разумно, но ограничивать понятие о Тантре такими рамками — серьезное преступление.
Одним из учителей, чьи высказывания в этом отношении были истолкованы неправильно, является Ошо. Будучи прекрасным учителем, он видел, что ученики, приходящие к нему, не готовы к глубокой внутренней работе. Если обратиться к его ранним учениям, мы найдем в них указания к практике классической чистой медитации. Ошо вел по классическому пути самопознания и осознания наблюдателя внутри себя. Однако, вскоре для него стало очевидным, что большинство последователей не могли испытать тонкие состояния из-за подавленных и вытесненных эмоций. Гнев, чувство вины, страхи, печаль и другие невыраженные эмоции заставляли людей тащить на себе огромный багаж. Тогда его учение из классического пути Йоги и Тантры преобразовалось в терапевтическое.
К сожалению, эта Нео-тантра, как назвали ее последователи Ошо, стала лицом классической Тантры. К концу своей жизни Ошо снова стал преподавать подлинную медитацию как свое основное учение. Хотя основная часть его учения была направлена на развитие осознанности, небольшая часть посвящалась сексуальным практикам Тантры. Довольно интересно наблюдать за тем, как эти немногие беседы о трансформации сексуальной энергии стали самыми популярными из всего, чему он учил.
В классической Тантре в сексуальные практики посвящали лишь тех, кто в своей духовной практике достиг состояний, когда не осталось желания получить физическое удовольствие. Поэтому, когда физическое удовольствие проявляло себя, у таких людей не возникало желания держаться за него и продлевать его. Их умы стали достаточно спокойными, чтобы свободно испытать радость своего существования. Пребывая в этом состоянии, они могли использовать могущественные силы примитивных желаний, таких как сексуальность, в качестве толчка для продвижения по духовному пути.
Сексуальное желание — это примитивная энергия, такая же как гнев, страх, голод; эти силы существуют в человеческих существах на подсознательном уровне. В Тантре мы извлекаем пользу из любой формы энергии, и это ведет нас к свободе. Когда человек находится в медитативном состоянии, он может использовать примитивные энергии для продвижения в своей практике. Но, как и в случае с большинством инстинктов, очень трудно оставаться осознанным, в то время как эти энергии активны, поскольку бессознательные схемы, относящиеся к ним, настолько сильны, что чаще всего мы просто можем в них потеряться.
Такие практики были предназначены для учеников, которые смогли обрести контроль над своими бессознательными схемами, их называли «Вирья», что означало «воины храбрости» (поскольку они победили примитивные силы своего подсознания), начинающих же учеников называли «Пашу», что значит «животное»; это подразумевало, что они были более подвластны инстинктивным позывам, заложенным в них природой.
Классическая сексуальная Тантра фокусировала внимание на тонких внутренних движениях, которые называются «ваджроли мудра», «сахаджоли мудра» и «лата мудра». Это внутренние процессы движения энергий, которые требуют умения управлять внутренними силами на тонком уровне. Не используя эти мудры и некоторые другие внутренние медитации, человек не сможет познать аутентичные сексуальные практики тантры. Сексуальная тантра и другие практики, работающие с сильными инстинктами, известны под названием «Вама Марга» или «левосторонний путь».
Перед тем как получить инициацию в эти практики, важно познать еще одно направление тантры, известное как «Дакшина марга» или «правосторонний путь». Это более медитативный поток тантрических практик. Различные методы, начиная с продвинутых пранаям (дыхательных практик), использования ритуалов, особенных медитаций на тонкие энергии и центры ( Чакры и Нади ), заканчивая работой с божественными энергиями.
Пробуждение космической энергии, называемой Кундалини — часть системы, называемой Кундалини йога (не путать с популярным ныне брендом) или Лайя йога. Это основной путь Тантры, все остальные методы берут начало в нем.
Когда мы испытываем чувственное наслаждение, это немедленно ведет к стремлению продлить приятное переживание, усиливая дуальность, разделение на субъект и объект. Йога и Тантра всегда стремились к переживанию единения, единства; но в тот момент, когда мы наслаждаемся чем-то, мы создаем разделение на «Я — тот, кто наслаждается» и «Он/Она — объект моего наслаждения». Только когда мы отказываемся от личной заинтересованности в получении удовольствия, сексуальный акт становится по-настоящему тантрическим.
Сексуальные практики могут быть использованы для попадания в высшие измерения осознанности и счастья, но, из-за сильных привычных стереотипов поведения, ассоциированных с ними, становится достаточно трудно использовать их как основной путь для попадания в эти измерения. Методы Дакшина Марга, относящиеся к Классической Кундалини йоге, указывают прямой и эффективный путь к достижению упоительной свободы, которая является неотъемлемым правом каждого человеческого существа и сущностью Тантры.
Текст переведён с английского Елизаветой Никоновой
Садашива — Йогачарья с огромным опытом, которого Парахамса Ниранджананда посвятил в секреты Тантра йоги.
Он также получил инициацию в Тантрическую Крийя йогу от Свами АнандаКапила и Свами Джанакананда Сарасвати после чего делится глубинными измерениями Тантры уже в течение 10 лет.
Что такое тантра и
чем она не является
Садашива
Таким образом, тантра — это наука, которая изучает освобождение сознания посредством расширения, увеличения энергии. В тантрической системе существует множество методов, ведущих к расширению энергетических потоков. И сексуальные аспекты тантры представляют собой лишь малую часть этих методов. В большинстве методов используются «мантры» и «янтры» (священные звуки и формы), «пранаямы» (дыхательные практики) и различные виды медитаций на тонком плане.
Но тантра — это гораздо больше, чем просто набор различных методов. Она предлагает нам глубокое, многоплановое и комплексное понимание человеческого ума и его возможностей для развития. Это глубинная психология внутренней трансформации. В то время как современная психология одержима патологиями человеческого ума, тантрические мастера исследуют высоты, которых может достичь здравый и целостный ум.
В наши дни то, что называют тантрой, представляется неким видом терапии для ума, который долгое время подавлял сексуальность в угоду общепринятым стандартам социально-религиозных институтов. Ведь большинство религиозных организаций распространяли весьма негативные суждения о сексуальности, так как понимали, что сексуальной энергией не так легко управлять, и, если заставить людей смотреть на неё как на грех, так проще всего будет их контролировать. Поэтому то, что новые тантрические школы сосредоточенны на развитии более здорового подхода человека к своему собственному телу и сексуальности, несомненно, полезно. Однако было бы преступно сузить тантру до подобных рамок.
Одна из причин, по которой произошла подобная подмена понятий, — недостаток традиционно подготовленных учителей. Линия преемственности — самое сердце тантры: эти знания всегда передавались от мастера к ученикам в процессе особой систематически выстроенной формы обучения. Поэтому без прохождения должной подготовки в соответствии с классической тантрической традицией, всё, что мы можем получить, не более чем личная интерпретация тантрических текстов, основанная на нашем мировоззрении.
В классической тантре в сексуальные практики посвящали лишь тех, кто в своём духовном развитии достиг того состояния, когда не оставалось стремления к физическому наслаждению. Таким образом, когда такие люди ощущали удовольствие, у них не возникало желания цепляться за него или продлевать. Их умы были в достаточной мере спокойными, чтобы испытывать радость существования более свободно. Находясь в этом состоянии, они могли использовать мощные силы примитивных желаний, таких как сексуальность, в качестве топлива для ускорения своего духовного роста.
Для большинства людей эти мощные силы находятся за пределами сознательного уровня. В тантре мы стремимся использовать любую форму энергии, которая способна приблизить нас к освобождению. Когда наше медитативное состояние становится достаточно прочным, мы можем использовать эти неосвоенные виды энергии для того, чтобы ещё более усилить свою практику. Но, как и в случае с большинством инстинктов, очень трудно оставаться осознанным, когда эти силы активны, поскольку связанные с ними бессознательные паттерны настолько сильны, что чаще всего мы просто теряемся в них.
Такие практики были предназначены для учеников, которые смогли обрести определённый контроль над своими бессознательными паттернами. Их называли «вирья», что означает «воин» или «храбрый», поскольку они победили самые примитивные силы своего подсознания. Начинающих же учеников называли «пашу» — «животное», имея в виду, что они были всё ещё подвластны инстинктивным программам, заложенным природой.
Сексуальные аспекты тантры и другие практики, непосредственно работающие с подобными мощными инстинктивными силами, известны под названием «Вама Марга» или «путь левой руки». И снова нам важно понять, что практики тантры, связанные с сексуальностью, образуют лишь малую долю подхода Вама Марга. Существует и другое ответвление тантры, называемое «Самайя» или «внутренний путь». Это направление тантрических практик является более йогическим, медитативным, направленным вовнутрь. Здесь используются самые различные методы, начиная с продвинутых пранаям (дыхательных практик), ритуалов, особенных медитаций на тонкие энергии и центры (чакры и нади), заканчивая работой с энергиями божественных форм. Пробуждение космической энергии Кундалини является частью этой системы, которая называется Лайя-йога или Кундалини-йога (не путать с популярным направлением йоги, которое основал Йоги Бхаджан). Это и есть главный путь тантры. Все другие методы подпитывают его.
Внутри этой системы Кундалини существует уникальная группа практик, называемая Тантра Крийя. Являясь вершиной учения тантрического пути, эта серия продвинутых практик йоги долгое время удерживалась в секрете: скудные упоминания о них встречаются лишь в некоторых тантрических текстах.
Предполагается, что практика Тантра Крийи передаётся только в безопасном пространстве, возникающем во взаимоотношениях между учителем и учеником, предлагая последнему уникальный путь внутренней трансформации.
В отличие от подхода классической йоги, здесь мы не пытаемся работать с умом непосредственно. Вместо этого мы пробуждаем высшие состояния энергии, что приводит к абсолютно иному уровню сознания, в котором болтовня поверхностного ума перестаёт иметь значение. Применяя подобный радикальный подход к трансформации, мы вместо того, чтобы стараться сконцентрировать свои умственные способности, систематически разрушаем ограничивающие силы, которые находятся внутри нашего ума.
Мы синхронно выполняем сразу несколько отдельных техник, задействуя, таким образом, целый ряд различных аспектов своего существа одновременно. Мы соединяем пранаяму (дыхательные практики), мантру (священный звук), нади и чакры (тонкое тело), а также мудру и бандху (нервномышечные замки), и выполняем их все вместе, сидя в определённом положении. Тантрический путь сводит воедино все энергии, грубые и тонкие, образуя бинду в самом центре мандалы нашего существа. Она становится вратами в медитацию.
Значение слова «тантра»
Значение слова «тантра»
Слово «тантра» происходит из санскрита, и его можно переводить по-разному. Оно означает «путь» или «способы», а в широком смысле — «способы уйти за пределы». Оно может означать «превращение», а в широком смысле — «превращение яда в нектар».
Важно понять, что тантра не предлагает веру или философию, а просто предлагает способы медитации. Каждый человек сам в праве экспериментировать с этими способами и открывать собственную истину. Каждый способ направлен на определенную часть тела и души, он направляет вас на тот путь, которым следует пойти именно вам. Значение того или иного пути для каждого человека свое. Часто люди, замечая блаженство, излучаемое просветленным человеком, думают: «Если я буду вести себя так же, то стану блаженным». Именно так все великие идеи, религии и космологии стали предметом насмешек, ведь их создали люди, которые боялись пойти по пути, но они видели некий результат и пытались подражать ему.
В настоящее время на Западе тантра приобрела неоднозначную репутацию за неясные сексуальные практики и странные посвящения, предполагающие что-то темное и загадочное. По великим тантрическим произведениям искусства можно судить о том, что здесь происходит что-то прекрасное, но как это понять? Тантра окутана плотной вуалью веков. Как научные, так и неразумные мирские толкования этой «вуали» вводят людей в заблуждение.
Чем чувствительнее человек, тем больше в нем жизненной силы, активности и ума.
Читайте также
Не все слова имеют значение
Не все слова имеют значение Одна из причин, по которым вы можете читать много слов одновременно, заключается в том, что смысловая нагрузка в тексте приходится на меньшую часть из них. Например, в английском языке более 600 000 слов, при этом примерно в 65 % случаев
Тантра
Тантра До встречи с ПробуждённымиЗатем была тантра у Петра Острикова, на которой мы познакомились с Викой. Для меня, как и для Вики, это была первая тантра. На самом тренинге мы не слишком сблизились, но случилось так, что домой мы ехали на заднем сиденье одной машины. Тогда
ТАНТРА И САТАНИЗМ
ТАНТРА И САТАНИЗМ С точки зрения нашей школы, между некоторыми направлениями тантры быстрой самореализации и теми течениями сатанизма, что провозглашают избавление от иллюзий несовершенного ума, выход за человеческие пределы и движение к наивысшему совершенству,
ТАНТРА
ТАНТРА
Шадамная-тантра
Тодала-тантра
Тодала-тантра (Перевод Арджуны Тарадасы, 2003)«Тодала-тантра» — шактистская Тантра, относящаяся к умеренному направлению школы Кали- и Тара-видъя. В ней есть параллельные места (даже целая глава) с «Нирвана-тантрой», что позволяет отнести их к одной ветви означенной школы.
Пхеткарини-тантра
Камакхья-тантра
Йогини-тантра
Йогини-тантра (Перевод Арджуны Тарадасы, 2003)«Йогини тантра» принадлежит к одной из ветвей ассамского тантризма. Текст этой Тантры весьма объемен. «Йогини-тантра» делится на две части, в первой из которых описывается каула-садхапа, приводятся некоторые мифы и т. д.; во
Йони-тантра
Нирвана-тантра
Махамайя-тантра
Трипурарнава-тантра
Тантра. Разные взгляды и мнения
В этой статье мы только прикоснёмся к тому феномену, который принято называть тантрой, или тантризмом. Это очень глубокое понятие, поэтому в небольшой статье невозможно уместить накопленные веками знания и методы тантры, но главное — это развеять некоторые устоявшиеся мифы, преследующие тантризм в течение долгого времени, и показать ту суть, которая скрывается за понятием тантры.
Почему Фрейд? Проявления распущенности не тантра?
Техника или инструмент для расширения собственного сознания называется тантрой. Чтобы расширить границы восприятия, принято использовать энергию чакр, и в большинстве случаев она является сексуальной. Тантра — это способ за непродолжительный промежуток времени обрести какие-либо силы или богатства
Нет ничего более ошибочного, чем вышеприведённое определение тантры.
Такой анекдот сделали из тантры СМИ, псевдо-гуру йоги, любители новых экспериментов и писатели с просторов интернета. Оказалось, что тантра — это новый священный Грааль, который поможет вам обрести и силы и богатство. Особенно же приятным должен быть тот способ, которым сведущие люди предлагают заполучить «просветление», богатство, а особенно, расширить границы восприятия. Наверно, они насмотрелись фильмов наподобие «Реквиема по мечте», так у них сложилось довольно превратное понимание термина «тантра» с использованием поистине оригинальных средств и методов для «расширения границ восприятия».
Кстати, вопрос о расширении границ сознания и восприятия — это особая тема и очень животрепещущая. В особенности её привлекательность проявилась одновременно с провозглашением той самой сексуальной революции на Западе, которая с заметным опозданием пришла в страны бывшего соцлагеря. Этот проект был совершенно сознательно запущен во второй половине XX века. Более того, он тщательно планировался в течение многих лет, и, пожалуй, «зелёный свет» этому движению был дан ещё со времён популяризации фрейдистских идей так называемого психоанализа.
Конечно, дорогие новоиспечённые психологи и психотерапевты сейчас восстанут, ведь мы замахнулись на святая святых, по сути, на основу современной школы психоаналитики. Но что поделаешь, если посмотрев открытым взглядом, даже обычной логики хватит для того, чтобы заметить, откуда ноги растут у фестиваля в Вудстоке, откуда и началось движение за «свободную любовь». А при чём тут Фрейд? Да, при всём. Многие люди хотя бы частично знакомы с его теорией, так что уловить связь довольно нетрудно. Собственно, особой глубины у этой теории и не наблюдалось, поэтому и судил Зигмунд Фрейд по себе и в отличие от хороших психотерапевтов не смог устоять перед соблазном проекции собственных ощущений и пониманий на других, к тому же не только на своих прямых пациентов, но и о более широкой аудитории не забыл.
Что не есть тантризм
После строгих устоев, господствовавших в XIX веке, неудивительно, что в первой половине XX века люди устали, и смелые теории балующегося кокаином австрийского врача попали на подготовленную почву. Если вы пробовали рекламировать что-то, вы наверняка знаете какое это непростое дело. Вот и задумайтесь, каким таким магическим образом идеи Фрейда получили столь широкое распространение? Ведь тогда даже телевидения ещё не было, не говоря о других средствах массовой информации.
Можно сказать, что не было конкуренции таким идеям, что они, мол, революционные, хотя вряд ли можно называть революционным такой подход, который чуть ли не каждый человеческий шаг и мысль интерпретирует с точки зрения инстинкта воспроизведения. Однако оказалось, что вышестоящим управляющим кругам эта идея пришлась как нельзя по нутру. Кто-то хорошо понял, что с помощью этой теории можно дать народу новое объяснение их поступков и мыслей, да так, чтобы при этом у людей выработалось оправдание своим действиям в нужном русле, что повлекло бы за собой большее внимание к теме как таковой, к её практическому исследованию, и на всё это будет дано, так сказать, официальное разрешение сверху. А чтобы поднять авторитет новой доктрины, её нужно было ввести в качестве основного курса обучения в медицинских институтах, а саму дисциплину назвать психоанализом, таким образом придав вес и респектабельность тем идеям, которые позже и приведут к понятиям «свободной любви» и «сексуальной революции».
Прозорливый О. Хаксли в предисловии к своей книге «О, дивный новый мир» в 30-х годах прошлого столетия написал, что сильные мира сего никогда не позволят народу получить свободу, но чтобы у толпы не создалось впечатления, что их обманули, то вместо настоящих свобод, в том числе политических, их заменят более «удобными» свободами, такими, как сексуальная свобода, а также расширение границ сознания с помощью определённых химических субстратов. Таким образом, люди, позабыв о своих прежних притязаниях, будут довольствоваться тем, что прежде было в большом дефиците, но при новоявленной свободе стало в открытом доступе. Поэтому «Да здравствует свобода!» Пусть и не та, которую требовали, но только кто об этом помнит, ведь вместо этого появилась декларация свободной любви, а что ещё человеку надо?!
Путь тантры и сутры
Вот и подошли мы напрямую к тому, что тема тантры не только трактуется неверно, но, к сожалению, под влиянием произошедших событий выкристаллизовалось практически в лженауку. Столько ошибочных интерпретаций вряд ли можно найти в каком-то другом учении, а ведь мы сейчас говорим о философии буддизма, т. к. именно с буддизмом связаны как сутры, так и тантра — понятие о непрерывности, непрекращаемости бытия, когда мы должны начать что-то, а затем двигаться по этому пути. Тантра — это путь, и разница с сутрами состоит именно в том, каким путём человек пойдёт. В переводе с санскрита «сутра» означает ‘слияние’, в то время как «тантра» — это ‘непрерывность’. Иначе это можно выразить и более общими словами: в сутре всегда будет присутствовать цель (как мы знаем, цель в буддизме — это достижение нирваны), и при достижении этой цели заканчивается и путь. В то время как в самом понятии тантры мы видим постоянство, непрерывность. В отличие от сутры, для тантры нахождение и фиксация истины не так важны как само продолжение развития — путь. Нужно отметить, что путь этот духовный. Тантра — это путь духовного роста, который хотя и имеет начало, развитие и цель устремлений, но практически никогда не закончится. Даже при условии, что цель выполнена, развитие не остановится, т. к. суть его не в нахождении истинности или ошибочности суждений, это интересует тантру в гораздо меньшей мере, но в прохождении пути.
Тантра и буддизм
Мы должны помнить, что термин «тантра» ведёт своё начало от слога «ом», а этот слог был санскритским «прабандха», что означает непрерывность бытия. Путь, которым мы идём, и есть тантра. Таким образом, тантра рассматривает вопрос «бытийности» с точки зрения взаимоотношений. В этом случае взаимоотношения означают связь с чем-то или кем-то в самом широком смысле слова. Человек всегда находится во взаимодействии с чем-то, с объектами, субъектами или феноменами реальности. И даже здесь тантра имеет несколько подходов.
Но тантра не была бы тантрой, если бы не выходила за границы идей собственного духовного роста и совершенствования. Это духовное учение не останавливается на целях развития. Достижение определённых целей лишь указывает на завершение каких-то этапов на пути, но путь бесконечен, поэтому завершив одно, тут же начинается другое. Но оно в той или иной мере базируется на воспринятом прежде и, таким образом, устанавливается связь между пройденным и новым отрезком пути, потому что тантра — это и есть непрерывность. Главное — быть в непрерывности. Звучит просто, а жить в соответствии с этим «законом тантры» ещё проще. Однако вряд ли существует «что-либо более сложное, чем эта простота».
Три категории тантры
Существует три категории тантры:
Нирманакайя — это практика, похожая на Хинаяну или Малую колесницу, как её принято называть в философии буддизма, которая характеризуется строгой дисциплиной, и путь просветления здесь может быть достигнут преимущественно через практику отречения.
Самбохогакайя — категория тантры, имеющая наибольшее сходство с Махаяной или Большой колесницей буддийского учения. Внимание направлено на использование методов, которые имеют прямое отношение к пране, нади (энергетическим каналам), бинду и т. д., т. е. это тот вид тантры, который самым непосредственным образом опирается на уже известные нам техники йоги: очищение, медитация, работа с энергиями. Точнее можно сказать, что это именно тантра есть во всём, потому что сам закон или правила тантры, назовём их условно таким образом, говорят о том, что тантрой наполнено всё сущее, бытие.
Бытие в самом широком смысле, его восприятие, переживание, непосредственное взаимодействие — это и есть тантра. Ключ же к взаимодействию с бытием лежит в непрерывности тантры. Она есть и в положительном, и в отрицательном. Для тантры менее важен результат как таковой, её сосредоточение — в непрерывности в пути. Хотя, понимая это, не стоит допускать восприятия тантры на уровне «поп-искусства». Именно такое сравнение приводит в своей книге Чогьям Трунгпа «Тантра».
Тантра проходит и через истину, и через заблуждение, нигде не останавливаясь, постоянно продолжая свой путь, но это не означает, что тантра оправдывает всё и всё принимает. Отчасти вопрос о приятии можно оставить открытым, ведь по сути, тантра, как и буддизм, основаны на этом, что вовсе не означает, что тантризму нравится грубость, и, принимая грубость, мы её оправдываем. Тантра принимает, но не опускается до уровня апологетики. Нет осуждения, но нет и оправдания. Тантра — это путь.
Дхармакайя — это третья категория тантры, и только на этом уровне тантра полностью занята бытийным аспектом. Здесь происходит выход за рамки догмата, когда Ум — читта, также одно из ключевых понятий тантры, превращается в боддхичитту, т. е. «пробуждённое сознание». Находясь здесь, человек предварительно прошедший через нирманакайю, самбохогакайю, выходит на другой уровень, где уже не то что не нужно следовать предписаниям и правилам, но они практически не нужны, т. к. практикующий уже вышел на качественно новый уровень и фактически освободился от давления и господства эго или Рудры, как его называют в традиции тантры. Он узрел или, лучше сказать, пережил шуньяту — момент прозрения, откровения, тот миг, в который человеку хоть на краткое мгновение открывается мироздание «таким, какое оно есть», — то знание, которое не может быть передано словами.
Тантризм как преодоление дуализма
Такое знание, полученное не через дискурс, не посредством логики, но через развитую к тому моменту интуицию, и есть настоящее знание, побеждающее двойственность. Ведь суть всех проблем человеческого существования может быть сведена к следующему: выбор между чёрным и белым, между «да» и «нет», либо, в случае поиска компромисса, происходит объединение того и другого, но изначально корень двойственности продолжает существовать, а человек лишь учится сосуществовать вместе с этим, пытается соответствующим образом строить свою жизнь, потому что нет даже мысли о том, что этот постулат не верен. Человек изначально принял на веру, что двойственность есть истинно присущее жизни начало, и иначе быть не может. На самом же деле всё как раз наоборот.
В основе бытия лежит Единство, и об этом говорилось ещё в Ведах, когда мы читаем строки о том, что Брахман есть Всё, что Всё произошло из Брахмана и одновременно им и является. Следовательно, это и есть искомое состояние. То, к чему стремится и тантра, — прийти к изначальному состоянию единения со всем сущим и с самим собой. Когда приходит понимание себя, то граница разделявшая «Я» и «других» перестаёт существовать. Завеса спадает. Как тут не употребить известное всем слово «майя», означающее иллюзию. В разъединении «Я» с «другими» и находится эта самая иллюзия. Пройдя через ступени тантры, вы интуитивно придёте к пониманию и осознаванию того, что «Я» равно «другим», так же, как Атман равен Брахману или, иначе, Брахман и есть Атман.
Тантрическое знание родилось не само по себе, также как и буддизм. Корни этих явлений приводят нас к Ведам, поэтому неслучайно, что говоря о тантре с её тотальной непрерывностью, мы не можем не упомянуть Веды. Тантра — это ещё один метод постижения реальности. Он не оторван от окружающего мира и не противоречит принципам других философских течений. Тантра вбирает их в себя, благодаря чему одной из её основополагающих целей является духовный рост, путь совершенства, чистого видения.
Изучать тантру можно всю жизнь, но ещё важней принять этот метод, сделать его частью своего бытия, тогда знание откроется вам непосредственно, в его неискажённом виде, и вы будете жить действительно свободной жизнью, внутренне свободной, потому что именно внутренние ограничения, которые заложены в нас или выработались в процессе жизни, отделяют от переживания настоящей свободы, а свобода — это не что-то, что человек должен получить в виде награды за заслуги и усилия. Свобода — это изначально присущее жизни явление, а тантризм помогает вновь к ней прийти, наконец-то увидеть и осознать её.