таганка ж. устар. Небольшая комнатная железная печь.
Найдено 3 изображения:
Создан в 1964 г. Основу труппы составили выпускники Театрального училища им. Б.В. Щукина со своим педагогом Ю.П. Любимовым, который стал главным режиссером театра (1964– 1984 гг. и с 1989 г.). В труппу театра вошли актеры Алла Демидова, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин, Леонид Филатов и др. Одним из самых известных актеров этого театра был В.С. Высоцкий. Первой постановкой нового театра стал спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта. Эстетическая программа театра заключалась в развитии и обновлении идей психологического, а также авангардного театра: не случайно театральное фойе украшают портреты К.С. Станиславского, Е.Б. Вахтангова, Б. Брехта, В.Э. Мейерхольда. Театр разрабатывал новый сценический язык, соединяя элементы драматического действия, пантомимы и вокала. В репертуар включались спектакли, в основу которых были положены драматургические, прозаические, публицистические и поэтические произведения. Среди них «Послушайте!» (по произведениям В.В. Маяковского), «Антимиры» А.А. Вознесенского, «Товарищ, верь!» (по произведениям А.С. Пушкина). Любимов также поставил поэтическую драму С.А. Есенина «Пугачёв» и спектакль по книге Д. Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Среди спектаклей, поставленных по произведениям русской и зарубежной классики, — «Преступление и наказание» по Ф.М. Достоевскому, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Борис Годунов» Пушкина, «Мастер и Маргарита» по М.А.Булгакову. Одним из самых ярких классических спектаклей театра стал «Гамлет» У. Шекспира, в котором главную роль играл Владимир Высоцкий. Большое место в репертуаре занимали спектакли, созданные по произведениям современной русской литературы. Любимов создал инсценировки повестей Ю.В. Трифонова «Дом на набережной» и «Обмен», поставил спектакли по прозаическим произведениям Ф.А. Абрамова («Деревянные кони») и Б.А. Можаева («Живой»). В театре работали и другие режиссеры-новаторы. Среди них: А.В. Эфрос, поставивший «Вишнёвый сад»А.П. Чехова (1975 г.) и А.А. Васильев, создавший спектакль «Серсо» (1985 г.). Многие постановки театра оформлял художник Д.Л. Боровский. Театральные постановки 1970–1980-х гг. были сделаны в парадоксальной сценической форме, что вызывало конфликты с Министерством культуры и запрещение ряда спектаклей. Так, постановки «Живой», «Борис Годунов», а также спектакль «Владимир Высоцкий», посвященный актеру и созданный после его смерти, были запрещены и сняты с репертуара. В эти годы «Таганка» оставалась одним из самых популярных театров страны. Спектакли театра были известны не только своей выразительностью, но и оппозиционностью, внутренней свободой. Театр имел своего — критически настроенного, прогрессивного, интеллектуального зрителя. Для многих зрителей символом театра стал актер, поэт и певец Владимир Высоцкий. В 1984 г. Любимов из-за конфликтов с Министерством культуры и партийным руководством страны уехал работать за границу и был лишен советского гражданства. В 1989 г., во время перестройки, коллектив театра обратился с просьбой к Любимову вернуться в Советский Союз и вновь возглавить театр. Режиссеру было возвращено советское гражданство, и его в прошлом запрещенные спектакли были восстановлены. В 1990-х гг. в театре возникли творческие и этические разногласия. В результате в 1993 г. театр разделился на две труппы: «Театр на Таганке» под руководством Любимова и «Содружество актеров Таганки», которую возглавил Н.Н. Губенко. Труппа Губенко стала работать в новом здании театра, пристроенном к старому. В наши дни Театр на Таганке, которым продолжает руководить Любимов, по-прежнему пользуется большой популярностью и остается верным своим творческим традициям. Пойти на Таганку — значит пойти в театр Любимова. Д. Боровский (художник), В. Высоцкий и Ю. Любимов. Фотография 1970-х гг.:
Сцена из спектакля «Тартюф» по Ж.Б. Мольеру. Фотография 1968 г.:
После окончания спектакля «Гамлет» по У. Шекспиру. Ю. Любимов и актеры театра. Фотография 1970-х гг.:
Церковь Николая Чудотворца на Болвановке — центр исторической Таганской слободы.
История
Первое упоминание
Тага́нка (до конца XIX века Зая́узье) — историческое название местности в Москве между реками Москвой и Яузой, в окрестностях Таганской площади.
История
Название местности пошло от Таганной слободы, находившейся в пределах Земляного города, в районе современных Верхней и Нижней Радищевских улиц. Кузнецы, жители слободы, изготавливали таганы — треножники для котлов, использовавшиеся московскими войсками. Центр слободы — церковь Николая Чудотворца на Болвановке (ул. Верхняя Радищевская, д. 20). По соседству располагались Тетеринская, Гончарная, Котельная слободы.
В XVIII веке название Таганка распространилась на слободы каменщиков за пределами Земляного города (см. улица Большие Каменщики); Верхняя и Нижняя Таганские площади (ныне объединённые в одну Таганскую площадь) стали крупными торговыми центрами. В 1804 году на улице Малые Каменщики выстроена Таганская тюрьма (снесена в 1950-е годах).
См. также
Литература
Исторические местности и районы в Москве
Исторические местности
Правый берег реки Москвы:
Балкан • Боровицкий холм • Бутырки • Бутырский хутор • Ваганьково • Васильевский луг • Всехсвятская роща • Девичье поле • Ермакова роща • Жабенский луг • Занеглименье • Зарядье • Ивановская горка • Кашенкин луг • Кошельная слобода • Красное село • Кулишки • Кучково поле • Лужники • Лихоборы • Миусы • Новинское • Октябрьское поле • Печатники • Подкопаево • Пресня • Самотёка • Серебряники • Серебряный Бор • Соломенная сторожка • Сущёво • Сыромятники • Тестово • Три горы • Усачёвка • Хамовники • Хитровка • Ходынское поле • Церковная горка • Ширяево поле • Ямское поле
таганка — сущ., кол во синонимов: 2 • печь (78) • район (57) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ТАГАНКА — Разговорное название Московского театра драмы и комедии на Таганке. Создан в 1964 г. Основу труппы составили выпускники Театрального училища им. Б.В. Щукина со своим педагогом Ю.П. Любимовым, который стал главным режиссером театра (1964– 1984 гг … Лингвострановедческий словарь
Таганка — ж. устар. Небольшая комнатная железная печь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Таганка — Таг анка, и (улица, театр) … Русский орфографический словарь
таганка — нары в камере … Воровской жаргон
Таганка (значения) — Таганка: Таганка историческое название местности в Москве. Таганка народное название «Московского театра на Таганке» московский театр драмы и комедии. Таганка одна из наиболее известных русских тюремных песен. Таганка Московская губернская… … Википедия
Таганка Хостел и Отель — (Москва,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Воронцовская 35Б, Таганский, Москва, Рос … Каталог отелей
Таганка (песня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Таганка (значения). «Таганка» Песня Жанр блатные песни Таганка одна из наиболее известных русских тюремных песен. Содержание … Википедия
Таганка (Чугуевский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Таганка (значения). Село Таганка укр. Таганка Страна Укра … Википедия
Слово «таган» сейчас практически не употребляется, оно почти исчезло из русского языка. Но память об этом слове хранится в названиях Таганской площади и Таганской улицы. В Таганской слободе жили ремесленники, выделывавшие таганы. Таганами называли подставки для котлов в виде железного треножника с кругом наверху, на которые ставились железные котлы для варки пищи и под которым разводился огонь (наиболее распространенное толкование), или род сковороды. Родом слово «Таганка» из татарских степей. В древности в Замоскворечье находилась Татарская слобода, так как татары селились большей частью у тех концов Москвы, с которых они въезжали из своей Орды. После уничтожения владычества татар и принятия ими подданства России, они обжились и расселились по смежным и дальним улицам, дав им и свои названия: Ордынка (орда, сброд), Балчуг (балка; то есть, овраг, буерак), Таганка. Существует, однако, и другая версия, по которой улица и площадь именами своими связаны с диалектным географическим (но не русским) термином таган — через название Таганского холма, на котором они и находятся. Версию эту выдвинул один из известнейших отечественных топонимистов профессор-географ Э. М. Мурзаев в одном из научных сборников: «. остановимся на происхождении популярного названия площади, улицы, станции метро — Таганка. Здесь некогда была слобода мастеров, производящих таганы — металлические треножники, подставки под котлы. Тюркское слово таган восходит к греческому теганон — сковорода с ручкой — и оказывается также географическим термином. Оно обнаруживается в большом топонимическом ряду: селения Таганча в Киевской и Черкасской областях, Таган в Новосибирской области, гора Алтын-Таган на Алтае, гора Таганрог в Ростовской области. В географии таган — «гора, холм, вершина горы»».
О монастырях, слободах таганских
******* Район «Таганка» расположен между реками Москвой и Яузой, от Астахова моста до застав. Название района и его главной улицы идет от XVII в., когда на этой улице «идучи от Яузского моста направо» была расположена дворцовая Таганная ремесленная слобода, жители которой изготовляли таганы — железные треножники с кругом наверху, на которые ставились железные котлы для варки пищи. В 1632 г. в этой слободе насчитывалось 93 двора. Но сама улица — более раннего происхождения. Еще в XIV в. она была частью дороги в Коломну, Рязань и другие города. По ней в 1380 г. проходил с войском Дмитрий Донской. Это была дорога, по которой и позже выступали русские войска на борьбу с татарами. В XV в. на улице, близ Таганской площади, жили уже мирные татары. В конце XVI в., когда у современной Таганской площади прошел Земляной вал, на нем против улицы появились Таганские ворота — единственные во всей Таганке, через которые она сообщалась с местностями за городом. В XVII в. в начале улицы и по берегу реки Яузы располагалась Семеновская черная слобода ремесленников, торговцев и пахарей, имевшая в 1639 г. 189 дворов, в 1653 г.— 238. Часть ее в этом же веке выселилась за город, за Таганские ворота, образовав здесь по Коломенской дороге Семеновскую (ныне Таганскую) улицу. В середине улицы отходили вправо Кузнецкая и Гончарная слободы, влево — Тетеринская слобода. Последняя, вероятно, была вначале Стрелецкой слободой, так как еще при Иване Грозном стрелецкий голова Тетерин участвовал в походе на Астрахань, а полки стрелецкие и слободы, в которых они размещались, назывались по фамилиям их начальников. Все слободы были застроены деревянными избами, со службами и огородами позади них. Только церкви в XVII в здесь были каменные. В XVIII в., в связи с упразднением стрелецких слобод, дворы их заняли разные лица, преимущественно купцы. Купеческий элемент усилился тут к концу столетия, когда в 1771 г. было образовано Рогожское старообрядческое кладбище и когда Таганку и ближайшие к ней улицы и переулки заселили купцы-раскольники. На плане 1739 г. на современной Интернациональной улице, между Ульяновской улицей, Чичеринским и Тетеринским переулками, было еще пять переулков. В конце XVIII в. они были уничтожены, и на их месте раскинулось обширное (около 3 га) владение заводчика И. Р. Баташова, который в 1798—1802 гг. построил здесь для своего зятя, генерала Шепелева, великолепный дворец (дом № 7), до сих пор являющийся лучшим архитектурным украшением Интернациональной улицы. Его декоративное убранство носит необычайно пышный характер. Все постройки изобилуют скульптурными лепными украшениями, нарядными и изысканными орнаментами. С особой роскошью отделаны ворота в парадный двор, как бы подчеркивающие великолепие расположенного в глубине его дворца. Это грандиозное здание доминирует над другими строениями, объединяя их в стройный архитектурный ансамбль. Строил дворец архитектор М. П. Кисельников по проекту архитектора Родиона Казакова. В 1812 г. дворец пострадал мало. Но все же после изгнания французов на восстановление дворца Баташову пришлось затратить огромную по тому времени сумму — около 300 тыс. руб. От Шепелева дворец перешел к князьям Голицыным, у которых он был в 1876 г. куплен городом под больницу для чернорабочих. С тех пор и поныне в нем находится больница. После пожара 1812 г. на улице появилось много больших и красивых каменных домов. При некоторых из них владельцы-промышленники поставили свои фабрики и заводы. Так, например, купец Хлебников, имевший большой ювелирный магазин на Кузнецком мосту, оборудовал завод золотых и серебряных изделий. Ныне здесь Государственный платиновый завод. В 1867 г. из 35 дворов, стоявших на улице, более 60% принадлежало купцам, из которых некоторые имели в это время уже звание почетных граждан. Из 52 зданий, выходивших на улицу, 39 были каменные. 13 — деревянные. В 1880-х годах по улице была проведена конка. Старожилы-москвичи еще помнят, как за Яузским мостом, при подъеме на Таганскую гору, к двум лошадям, запряженным в конку, прибавлялось еще четыре с мальчишкой-форейтором, и вагон под крики, свист и улюлюканье с трудом въезжал на гору. Только в 1912 г. конка была заменена трамваем. Верхняя Радищевская улица названа так в память писателя-демократа А. Н. Радищева (1749—1802 гг.), бюст которого помещен в скверике в начале улицы. До 1922 г. улица называлась Верхней Болвановкой, потому что здесь в XVII в. была расположена слобода мастеров, делавших болванки для головных уборов мужчин. Верхней же она названа потому, что находилась у Таганской горы (ныне площади), тогда как Нижняя Болвановка — на склоне горы к Краснохолмскому мосту. На улице издавна стояла церковь Николы в Болвановке. Современное ее здание построено зодчим О.Старцевым в 1702—1712 гг. Напротив церкви, по другой стороне улицы, стояли в конце XVIII в. лавки «Мутного ряда». Ворота Земляного вала в это время здесь были уже снесены, и улица соединялась прямо с Таганской площадью. Дом № 1 на этой улице — конца XVIII века. На улице Чкалова, дом № 76, почти на углу с Верхней Радищевской улицей, в начале XX в. находился кинотеатр «Вулкан». Ныне здесь Московский театр драмы и комедии. В 1930-х годах Астахов мост (с 1805 г. каменный) был заменен широким новым мостом, берега Яузы облицованы гранитом, а Таганская гора спланирована. На ее склоне к мосту образовалась большая площадь, захватившая начало улиц Интернациональной и Ульяновской. Последняя стала теперь выходить на площадь перед мостом. Первого января 1950 г. з конце Верхней Радищевской улицы, за церковью Николы в Бо.пвановке, появился вестибюль станции метро «Таганская», построенный по проекту архитекторов А. А. Медведева и К. С. Рышкова.
Таганская площадь
Воронцовская улица
Эта улица, идущая от Таганской площади к Крестьянской заставе, имеет в длину более километра. Названа она по бывшей здесь в XVII в. Воронцовской слободе. В XIII в. здесь среди полей и лугов проходила дорога к центру Москвы от Крутицкого архиерейского подворья, находившегося на месте нынешних Алешинских казарм. В 1261 г. в столице Золотой Орды — городе Сарае — была учреждена православная епархия. В 1269 г. с ней была соединена епархия города Переславля-Русского, учрежденная еще в 1078—1093 гг. и расположенная главным образом по верховьям Дона. Поэтому епископы стали называться сарайскими и подонскими. Они зависели от митрополита Московского. Еще при князе Данииле Александровиче им была пожалована земля, на которой на высоком и крутом берегу реки Москвы они устроили свое Крутицкое подворье. От него и прошла в центр города дорога по современной Воронцовской улице. В 1370-х гг. за этим подворьем к югу, тоже на высоком берегу реки Москвы, был построен Симонов монастырь. Часть стен и служб (XVI—XVII вв.) стоит доныне возле выстроенного в 1930 г. на месте монастыря Дворца культуры Автозавода имени И. А. Лихачева. Движение по дороге особенно усилилось после того, как епископы сарайские и подонские в середине XV в. навсегда переехали в Москву и поселились в Крутицком подворье. По их имени протекавшая здесь речка названа Сарой (теперь она заключена в трубу, и на ее месте проходит Саринский проезд к Новоспасскому мосту), а овраг — Подоном. В 1490 г. Иван III перенес из Кремля на берег Москвы-реки рядом с Воронцовской улицей Спасский монастырь, построив для него деревянные здания и ограду. Монастырь стал называться «Спас Новый», или Новоспасский. От него дорога в город пролегала тоже по Воронцовской улице. В 1592—1593 гг. в начале Воронцовской улицы был построчен земляной вал со рвом, на котором стали Таганские ворота. В 1639 г. часть Воронцовской слободы, находившейся на Воронцовом поле (нынешняя улица Обуха), переместилась за Таганские ворота на современную Воронцовскую улицу. Слобода была «черная», то есть состояла из пахарей, торговцев и ремесленников. В конце своего царствования Михаил Федорович заменил деревянные стены Новоспасского монастыря каменными с башнями по углам и построил в монастыре каменный собор. Дворцовые каменщики были поселены слободкой за Таганскими воротами, между монастырем и Воронцовской улицей. Они остались здесь жить и по окончании постройки Новоспасского монастыря. В конце XVII в. к ним поселили еще каменщиков. Получились две слободы, ныне улицы; Большие и Малые Каменщики. На плане Москвы 1739 г. правая, западная сторона Воронцовской улицы показана уже застроенной на всем протяжении, с большой площадью посередине, идущей к Новоспасскому монастырю, и четырьмя переулками за ней. Но левая, восточная сторона улицы застроена лишь на две трети. Обширное пространство в конце улицы было занято пашней и огородами Покровского монастыря, стоявшего у современной Абельмановской заставы. По переписи 1738—1739 гг. в начале Воронцовской улицы, у Таганской площади, находился Мясной ряд и «дворовое пустое место, которое было Немецкое кладбище, да на тоя ж месте были торговый бани, идучи от Воронцовской слободы в Каменщики по правой стороне, идучи подле дворов и Мясному ряду». На улице в это время находился 31 двор, из которых 21 принадлежал купцам, выходцам из тяглых людей различных слобод XVII в., четыре — кузнецам и подмастерьям, один — посадскому человеку, один — вдове тяглеца Воронцовской слободы, три — солдатам, один — крестьянину. Слобода была застроена сплошь деревянными домами, позади которых простирались сады и огороды. В 1742 г. в конце улицы на Камер-Коллежском земляном валу была образована Спасская застава (ныне Крестьянская), у которой осматривались возы с различными товарами. Во время чумы 1771 г. Воронцовская улица была главной дорогой к Симонову монастырю, где находился карантин. В 1812 г. все деревянные строения на улице сгорели, и вместо них в 1813—1817 гг. в ближайшей к Таганской площади части улицы были построены каменные дома, в остальной части — почти исключительно деревянные. При этом у Спасской заставы было занято маленькими двориками с деревянными строениями пустое пространство, где в 1738—1739 гг. лежали пашни и огороды Покровского монастыря. На плане 1850 г. на Воронцовской улице показаны пересекающие ее Гендриков переулок и Безымянный. Дальше, по правой стороне, показаны Воронцовский и Лавровский переулки и Сорокосвятская улица, а по другой стороне, кроме Гендрикова и Безымянного переулков, еще Новоселенская улица, появившаяся, как свидетельствует ее название, на месте новых дворов на бывших огородах и пашнях Покровского монастыря. На Воронцовской улице насчитывалось в это время 27 дворов по левой стороне и столько же — по правой. Из них выходило на улицу 23 каменных строения и 59 деревянных. В 1882 г. на левой стороне стояло 30 дворов, на правой — 36. Среди домовладельцев были: 32 купца, 10 мещан, один цеховой, один крестьянин, один дьякон, пять чиновников. Один дом, в котором были торговые бараки, принадлежал Городской думе, один — Покровскому монастырю, один — соседней церкви Воскресения, один — Никольской общине сестер милосердия, один — Софийской лечебнице и 2 — товариществу ассенизации. Во дворах этого товарищества стояли примитивные ассенизационные обозы, которые по ночам вывозили из города нечистоты. Большая свалка нечистот находилась и за Спасской заставой; на ее месте город в начале XX в. устроил усовершенствованную свалку — городскую Спасскую сливную станцию. В конце XIX — начале XX в. на Воронцовской улице и в соседних переулках появилось множество мелких фабрик и кустарных мастерских. В начале XX в. рабочие торгово-промышленных предприятий составляли здесь 54% населения, в том числе рабочие крупных фабрик и заводов — 14%, а служащие учреждений и лица свободных профессий — всего 1,3%. Самым большим предприятием на Воронцовской улице была гильзовая фабрика «Катык» (позже табачная фабрика «Красная звезда»). В 1905—1906 гг. она была опорным пунктом социал-демократов — большевиков. В дни Декабрьского вооруженного восстания она бастовала и лишь 16 декабря вместе с другими фабриками приступила к работе. Парфюмерная фабрика Чепелевецкого (теперь мыловаренный завод) в Лавровом переулке (дом № 6) также бастовала в это время. То же можно сказать о находившихся в 1905 г. на Воронцовской улице аптекарском и парфюмерном заводе Эрманса (теперь имени Семашко, дом № 10) и колбасной фабрике Морева (дом № 19 на Покровском валу). В 1914 г. на улице стояло по левой стороне 20 домов, по правой — 39. В улицу включен и бывший раньше у Таганской площади Таганский проезд. Безымянный переулок сохранил свое название лишь по левую сторону улицы, а по правую получил название Глотов. Большинство домов принадлежало купцам, торговые бараки (дом № 1) — городу, дом № 3 — церкви Воскресения, дом № 19 — товариществу Фряновской мануфактуры, дом № 35 — торговому дому «А. Катык и К0», дома №№ 51 и 72 — Городской управе, дом № 10 — Акционерному обществу «К. Эрманс и К0», дом № 24 — еврейской больнице имени Полякова, дом № 30 — «Дамскому попечительству о бедных» и дом № 48 — церкви Сорока святых. В советское время огромный семиэтажный дом на углу Воронцовской улицы и Глотова переулка построен по проекту архитектора М. И. Резанова. Построены и строятся большие дома и в других местах по улице и вблизи нее. На Воронцовской улице, близ Крестьянской заставы, построен 1-й часовой завод. В Гендриковом переулке в доме № 13 жил с апреля 1926 г. по апрель 1930 г. выдающийся поэт нашей эпохи В. В. Маяковский. Его квартира ныне превращена в музей, а Гендриков переулок переименован в переулок Маяковского. На Воронцовской улице в доме № 23 жил художник В. М. Васнецов.
Новые времена, новый век Таганки
Но думается, что эту известность району дали не его история, культура или достижения, а больше одна песня неизвестно кем, неизвестно когда, неизвестно где сложенная о Таганке.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: размазать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «Таганка»
Предложения со словом «таганок»
Цитаты из русской классики со словом «Таганка»
Сочетаемость слова «таганок»
Понятия, связанные со словом «Таганка»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «таганок»
Сверху на обод таганка ставили чугунок, кастрюлю или чайник.
Некоторые берут с собой складной таганок, что, безусловно, удобно.
Изготовить такой таганок можно в домашних условиях из проволоки диаметром 5–7 мм.
Синонимы к слову «Таганка»
Сочетаемость слова «таганок»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.