Что означает слово таджвид

Возникновение науки таджвид

Что означает слово таджвид

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, читал Коран подобающим образом, без ошибок и искажений, так как он был арабом. Также делали и его сподвижники. Но когда территории мусульман стали стремительно расширяться ислам стали принимать не арабы. В арабский язык стали вливаться чуждые слова из других языков. Возникло опасение что Коран будет читаться не правильно, с ошибками.

В связи с этим праведный халиф Али бин Ауб Талиб, да будет доволен им Аллах, повелел Абу Аль-Асваду ад-Дуали разработать основу для будущей науки. В работе участвовали множество знатоков Корана такие как Халиль бин Ахмад Аль-Фарахиди, Абу Абид Аль-Касим бин Салям и другие. Учеными были разработан свод определенных правил чтения Корана, изучив которых чтец мог избежать ошибок. Была введена особая система знаков, которые указывали на те или иные звуки в тексте Корана, а также на наличие либо отсутствие в них кратких гласных, огласовок.

Первым, кто охарактеризовал науку таджвид в письменном виде был Абу Мазахим аль-Хакани (ум. в 325 г.х.), в конце третьего века по мусульманскому летоисчислению. Он сочинил касыду из пятидесяти одной строки, которая по праву считается сегодня самой ранней работой в науке таджвид. В ней автор затронул самые основные правила декламации Корана послужившие опорой для составления трудов последующих поколений ученых в данной науке.

Однако по мнению историков, слово «таджвид» еще не было таким распространенным в те времена, хотя некоторые ученые как Ибн Муджахид (ум. в 328 г.х.) говорил в своих трудах: «Ошибки при чтении Корана бывают двух видов: 1-явные ошибки и 2-скрытые ошибки. Явные ошибки — это ошибки из разряда грамматики, тогда как скрытые ошибки — это пренебрежение должной артикуляции букв и улучшения (таджвид) их произношения».

Далее последовала целая плеяда ученых в пятом веке по хиджре, которые внесли свой неимоверный вклад в эту науку. Современный ученый доктор Ганим аль-Кадури в своей книге «фонетические исследования у ученых науки таджвид» говорит, что в ходе своих исследований ему удалось насчитать более ста работ составленных средневековыми учеными в области таджвида. Некоторые работы были изданы, а некоторые остаются до селе еще в рукописях. Ему удалось привести все эти труды в хронологический порядок начиная с начала зарождения науки времен табиинов (современники сподвижников Пророка) и до тринадцатого века по хиджре.

Безусловно, ученые таджвида проделали в свое время огромную работу дабы сохранить, по воле Аллаха, Священный Коран от всякого рода искажений и ошибок. Наука таджвид, на протяжении многих веков доносила до нас правила правильной декламации Корана, как когда то декламировал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, перед своими соплеменниками.

Источник

Основные правила таджвида

Чтение Священного Корана приносит мусульманину савап (вознаграждение на весах судьбы человека, которое пригодится ему в День Суда). Но мало просто произносить буквы, которые местами сильно различаются от русского языка. Необходимо также соблюдать все правила таджвида. Тем самым последователи ислама воспроизводят манеру чтения, которую Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.) передал ещё ангел Джабраил (а.с.).

В этом материале мы охарактеризуем основные правила таджвида, позволяющие мусульманину читать Священный Текст без страха совершить грубую ошибку, искажающую смысл Слова Аллаха.

Общая классификация букв и звуков

В арабском языке буквы (харфы), как и практически везде, обозначают согласные и гласные звуки. Правда, соотношение подобных букв непривычное – 27 к 1 в пользу согласных. Только буква «алиф» чётко и однозначно подразумевает гласный звук. Сами гласные обозначаются посредством огласовок – харакатов. В Коране они помещаются над или под буквами:

ــِــ («касра») – обозначает звук «и»;

ــُــ («дамма») – обозначает звук «у».

Также при чтении Священного Корана часто можно встретить слова со знаком «сукун» (ــــْ), который показывает, что согласная буква не имеет в качестве сопровождающего никакого гласного звука.

Базовые правила

Ниже мы приведём несколько правил таджвида, касающиеся порядка удлинения гласных звуков, чтения определённых букв. Они часто встречаются в Священном Писании, хотя, конечно, ими таджвид не ограничивается. Есть масса других нюансов, относящихся к разнообразным стилям чтения, ознакомление с которыми требует более глубокого погружения в коранические науки. Очевидно, что в рамках одной статьи все аспекты не могут быть освещены.

Мадд правило удлинения, которое имеет несколько разновидностей:

Когда «сукун» в слове является обязательным и ему следует буква удлинения, то возникает правило мадд лязим, по которому удлинение обязательно должно продолжаться 6 разрядов. В этом случае важно также напомнить, что правило мадд лязим будет действовать в коранических аятах, в которых фигурирует одна или несколько букв (их смысл известен только Всевышнему). Чтобы правильно прочитать их, необходимо знать официальное название букв, написание которых прекрасно продемонстрирует соответствие правилу мадд лязим. Далее мы перечислим эти буквы и через знак тире представим их официальное название (и, соответственно, как они должны читаться):

«Танвин« и «нун« с «сукуном«

«Танвин» представляет собой знак в конце слова, указывающий на то, что прилагательное или существительное находится в неопределённой форме. Есть три вида «танвина»:

ــًــ «танвин фатхи», буквально читается как «ан», но при произношении конечный звук «н» опускается; поэтому произносится как удлинённый звук «аа».

ــٍــ «танфин касры», буквально читается как «ин», но при произношении, как правило, опускается.

ــٌــ «танвин даммы», буквально читается как «ун», но при произношении, как правило, опускается.

Таковы характеристики «танвина» в разговорном языке. Но когда дело касается чтения Священного Корана, то в дело вступают особые правила. Они будут нами рассмотрены также в случае, когда буква «нун» встречается в середине или начале слова с «сукуном» (фактически «танвины» представляют собой ситуацию, когда буква «нун» используется с «сукуном», но особенности разговорного арабского языка вынуждают показать эти два случая раздельно).

ج، ك، ظ، ط، ذ، د، ز، ض، ،ص ،ث، ق، ش، س، ت، ف.

Правила буквы «мим» с «сукуном»

Этих правил насчитывается меньше, если сравнивать с предыдущим пунктом, – их всего три. Но они тоже требуют пристального внимания, потому как их несоблюдение приведёт к ошибкам в чтении Священного Корана и, соответственно, возможному искажению его смысла. Это, в свою очередь, чревато записыванием греха в книгу деяний человека.

Правила чтения Священного Корана не такие сложные, как может показаться на первый взгляд. Для русскоязычного читателя, не знающего арабского языка, сами названия нормативных единиц и их перевод, осуществлённый с точки зрения соответствия наукам филологии и лингвистики, могут представлять трудность. Однако всё на самом деле гораздо проще. Правила таджвида учитывают реальное произношение звуков при разном их сочетании друг с другом. Фактически они делают легальным то, что и так характерно для человеческой речи. Как только вы начнёте читать Коран, вы сразу ощутите в полной мере данный момент. Это в очередной раз подтверждает тезис о том, что религия ислам дана людям не в тягость, а как облегчение.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Скажите, пожалуйста, если аят заканчивается на мадд, то данный мадд протягивается? Так в Суре Ан-Назиат № 79, очень многие аяты заканчиваются на мадд и при прослушивании и просмотре разбора данной суры, все мадлы протягивались. Получается по правилу, если аят заканчивается на слове, которое заканчивается маддом, то этот мадд следует протягивать? Если просто в конце аята стоит слово, не заканчивающееся на мадд. то просто надо применять правило, что арабская речь не заканчивается на харакат, то есть убрать харакат и прочитать слово с сукуном?

Источник

Что означает слово таджвид

Что означает слово таджвид

Буквально «таджвид» означает улучшение и совершенствование. Если вы делаете что-то с таджвидом, это означает, что вы пытаетесь сделать это максимально качественно и в совершенном виде.

Этот термин используется для обозначения науки, связанной с правильной рецитацией и произношением слов и аятов Корана.

Связь между буквальным значением слова и использованием термина ясна: таджвид – это наука правильного произношения и слов и рецитации аятов Корана, целью которой является совершенствование и улучшение качества чтения слов Священной Книги.

В виду стремительного распространения Ислама в его первые столетия, особенно среди неарабов, мусульманские ученые сочли необходимым установить ряд правил, которые служат ориентиром для изучающих Коран. Таким образом, таджвид был ориентиром для людей, которые хотели научиться правильно читать его и декламировать.

Однако неправильно утверждать, что Коран может быть изучен самостоятельно, только на основе знаний таджвида. Наличие компетентного наставника при изучении и заучивании Корана – необходимое условие. Уникальная система изучения Корана на основе иснада продолжала оставаться общепризнанным способом обучения студентов чтению Корана и обучения их таджвиду.

В основе системы изучения Корана на основе иснада лежит практика заучивания полного текста Корана наизусть от начала до конца, в соответствии со всеми правилами таджвида под руководством квалифицированного и сертифицированного наставника.

Затем наставник, после ряда испытаний, подтверждает квалификацию своего ученика и выдает ему сертификат, который называется иджаза. В иджазе, как правило, перечисляются наставники в науке изучения Корана, начиная от Посланника Аллаха (мир ему). Эта непрерывная цепь преемственности знания, восходящая к Пророку (мир ему) называется иснад.

Ученые дают следующее определение науки таджвид:

Под этим понимается, что необходимо учитывать произношение букв самих по себе, а также их произношение в зависимости от букв, которые приходят в слове за или перед ними.

Любая книга по таджвиду начинается с введения, разъясняющего значение и стили чтения Корана, предпосылок правильного чтения, постановлений исламского права о соблюдении таджвида при чтении Корана и типов чтения с точки зрения скорости.

Основная часть книги по таджвиду, как указано в приведенном выше определении, связана с правильным произношением Корана. Более подробно правила чтения Корана рассматриваются в следующих разделах:

1. Правила артикуляции (Махаридж аль-хуруф)

2. Качества и характеристики букв (Сыфат аль-хуруф)

3. Другие правила таджвида, связанные с существенными изменениями некоторых букв из-за их места в слове или окружающих их букв, такие как правила согласных «нун» и «мим» (ахкам ан-нун валь мим ас-сакина) и типы удлиненния гласных (правила «мад»).

Студенты, изучающие арабский язык знакомы с этими правилами по курсу фонетики. Например, правило «идгам» похоже на фонетическое понятие ассимиляции.

По мнению мусульманских ученых изучение науки таджвид является обязательным, поскольку об этом в Коране сказал Всевышний Аллах: «…и читай Коран размеренным чтением». (Сура аль-Муззаммиль, аят 4)

В этом аяте говорится, что чтение Корана должно быть смиренным, преисполненным размышления, с обязательным соблюдением всех правил таджвида – удлиняя и укорачивая гласные там, где это требуется. Этот аят дает четкое указание и не предполагает двусмысленности.

Имам ибн аль-Джазари, один из ранних ученых науки таджвид, сказал в своей знаменитой книге «аль-Мукаддима»: «Каждый мусульманин обязан знать правила таджвида. Коран ниспослан с таджвидом, поэтому человек, игнорирующий правила таджвида при чтении, совершает грех».

Некоторые ученые, однако, считают, что следовать правилам таджвида рекомендуется (мустахаб), а не обязательно (ваджиб), если слова произносятся правильно с точки зрения арабского языка и, конечно, исключены ошибки. Тем не менее, мусульманин должен стремится улучшать свое чтение Корана.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, будет с благородными и покорными писцами (ангелы – «кираман катибин»), а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, уготована двойная награда». (Бухари, Муслим)

Всевышний Аллах через таджвид сохраняет и защищает Коран от любого рода фальсификаций. Листая книги по таджвиду, мы убеждаемся, с какой тщательностью эта наука относится к вопросам правильного произношения и чтения отдельных букв и слов Корана.

Все это сделано с целью сохранить методологию чтения Священного Корана, соответствующую манере чтения Посланника Аллаха (мир ему). Благодаря этому, современные мусульмане читают Коран точно так же, как читали Пророк (мир ему) и его сподвижники.

Источник

Важность таджвида

Арабская поговорка гласит:
Речь царей – царь всех речей.

Что же тогда можно сказать о речи Царя всех царей – Всевышнего Бога?

Коран – это речь Бога, и одно из многочисленных чудес благородного Корана заключается в том, что, сколько бы мы его ни читали, он никогда не надоедает и не утомляет. Всевышний говорит в Коране:
Верующими являются лишь те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Бога, чья вера усиливается, когда им читают Его аяты, и кто уповает на своего Господа. (Коран, 8:2)

Из данного аята следует, что, если верующий читает Коран правильным образом, его вера и убежденность в Боге увеличивается от этого. Под правильным чтением Корана подразумевается его чтение с таджвидом.

Всевышний говорит в Коране:
…и читай Коран с тартилем. (Коран, 73:4)

На вопрос о том, что такое тартиль, господин Али (да будет доволен им Аллах) ответил:
Это означает, что Коран следует читать с таджвидом и должным соблюдением правил пауз и остановок.

Таджвид – это чтение каждой буквы Корана правильным образом, то есть с учетом всех правил.

Имам Джаузи (да пребудет над ним милость Аллаха) говорил, что слова из 25-й главы Корана «мои люди отказались от Корана» имеют две интерпретации:

а) Это может означать, что они отказались от Корана, не веря в него и не поступая согласно его велениям.

б) Или это означает, что они читают Коран столь отвратительно, что это звучит как бессмысленное бормотание. Вторая интерпретация может включать в себя и чтение Корана без таджвида.

Пророк Мухаммад ﷺ говорил:
Бог хочет, чтобы Коран читался в том виде, в каком он был ниспослан.

Эти слова поясняются аятом:
Мы разъяснили Коран тартилем. (Коран, 25:32)

Зная значение слова «тартиль», мы понимаем, что Коран этими словами решительно приказывает нам читать Божью Книгу с таджвидом. Читать Коран с таджвидом – это фард (религиозная обязанность).

Пророк ﷺ говорил:
Коран будет свидетельствовать либо в вашу пользу, либо против вас.

Следовательно, если мы не будем соблюдать требования Корана во время нашего чтения, Коран будет свидетельствовать против нас. Если мы незнакомы с этими требованиями, мы должны учиться таджвиду.

Арабский язык таков, что любая маленькая ошибка в произношении буквы или слова может изменить его смысл. Например, слово «кальб» (с твердой К) означает сердце, но если прочитать его как «кальб» (с мягкой К), это будет означать «собака». Каждый язык требует изучения произношения букв и слов: например, в английском языке мы учим, что «ph» читается как «ф» (как в слове phone, а не pone). В арабском языке мы тоже должны изучать произношение букв и слов. Это и называется таджвидом.

Таджвид не похож на остальные предметы, которые мы можем отделить от Корана. Таджвид и Коран идут рука об руку. Если нет таджвида при чтении Корана, то нет и самого Корана. Может возникнуть вопрос: если так, то, если человек читает Коран без таджвида, он, получается, не читает Коран вовсе? Да, такое утверждение является абсолютно верным.

Сообщается, что наш любимый пророк ﷺ сказал:
Есть немало людей, что читают Коран, но при этом Коран проклинает их вместо того, чтобы молиться за них.

В наши дни есть много людей, которые тратят долгие часы на чтение Корана, полагая, что они получают большую награду. Но из-за неправильного произношения появляется огромная проблема. Вроде бы упущение кажется незначительным: «Я лишь неправильно произношу буквы…» Но задумываемся ли мы хотя бы на миг, что при изменении в слове даже одной буквы, меняется само слово, а если меняется слово в предложении, то меняется все предложение и, в конечном счете, его смысл?

То есть слова пророка ﷺ говорят нам: есть люди, помногу читающие Коран, но из-за своего незнания правильного произношения букв они изменяют их, вследствие чего меняется слово, а это в итоге приводит к изменению предложения и смысла Корана. В результате Коран, вместо мольбы за таких людей, проклинает их.

Мы также должны помнить о том, что, со времен пророка ﷺ и вплоть до нынешних времен никто никогда не отрицал обязательность таджвида. Лишь сейчас, в нашем поколении, люди потеряли уважение к таджвиду, стали забывать о его важности.

Об огромном значении таджвида говорит даже здравый смысл: если человек напишет письмо возлюбленной и передаст его через того, кто возьмет да изменит в письме несколько слов, какие чувства испытает тот, кто доверил свое письмо этому человеку? Гнев, ярость? А ведь Коран – это речь Бога. Если мы изменим его, то гнев Бога нам обеспечен, а с ним придет и наказание от Всевышнего.

Если мы напишем письмо, а его смысл изменят, это уже будет не наше письмо. Аналогичным образом и Коран не является Кораном, если его читают без таджвида.

Молим Бога, чтобы все мы стали правильно читать Коран и тем самым заслужили милость, а не гнев Всевышнего!

Исмаил Абдуль-Азиз
эксперт в различных способах чтения Корана

Источник

Что означает слово таджвид

Что означает слово таджвид

Буквально «таджвид» означает улучшение и совершенствование. Если вы делаете что-то с таджвидом, это означает, что вы пытаетесь сделать это максимально качественно и в совершенном виде.

Этот термин используется для обозначения науки, связанной с правильной рецитацией и произношением слов и аятов Куръана.

Связь между буквальным значением слова и использованием термина ясна: таджвид – это наука правильного произношения и слов и рецитации аятов Куръана, целью которой является совершенствование и улучшение качества чтения слов Священной Книги.

В виду стремительного распространения Ислама в его первые столетия, особенно среди неарабов, мусульманские ученые сочли необходимым установить ряд правил, которые служат ориентиром для изучающих Коран. Таким образом, таджвид был ориентиром для людей, которые хотели научиться правильно читать его и декламировать.

Однако неправильно утверждать, что Куръан может быть изучен самостоятельно, только на основе знаний таджвида. Наличие компетентного наставника при изучении и заучивании Куръана – необходимое условие. Уникальная система изучения Куръана на основе иснада продолжала оставаться общепризнанным способом обучения студентов чтению Корана и обучения их таджвиду.

В основе системы изучения Куръана на основе иснада лежит практика заучивания полного текста Куръана наизусть от начала до конца, в соответствии со всеми правилами таджвида под руководством квалифицированного и сертифицированного наставника.

Затем наставник, после ряда испытаний, подтверждает квалификацию своего ученика и выдает ему сертификат, который называется иджаза. В иджазе, как правило, перечисляются наставники в науке изучения Куръана, начиная от Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам). Эта непрерывная цепь преемственности знания, восходящая к Пророку (саллаллаху алайхи васаллам) называется иснад.

Ученые дают следующее определение науки таджвид:

«Таджвид – это произношение каждой буквы из его места артикуляции должным образом, так, чтобы при этом сохранялись все качества и свойства, присущие данной букве».

Под этим понимается, что необходимо учитывать произношение букв самих по себе, а также их произношение в зависимости от букв, которые приходят в слове за или перед ними.

Любая книга по таджвиду начинается с введения, разъясняющего значение и стили чтения Куръана, предпосылок правильного чтения, постановлений исламского права о соблюдении таджвида при чтении Куръана и типов чтения с точки зрения скорости.

Основная часть книги по таджвиду, как указано в приведенном выше определении, связана с правильным произношением Куръана. Более подробно правила чтения Корана рассматриваются в следующих разделах:

1. Правила артикуляции (Махаридж ал-хуруф)

2. Качества и характеристики букв (Сыфат ал-хуруф)

3. Другие правила таджвида, связанные с существенными изменениями некоторых букв из-за их места в слове или окружающих их букв, такие как правила согласных «нун» и «мим» (ахкам ан-нун валь мим ас-сакина) и типы удлиненния гласных (правила «мад»).

Студенты, изучающие арабский язык знакомы с этими правилами по курсу фонетики. Например, правило «идгам» похоже на фонетическое понятие ассимиляции.

По мнению мусульманских ученых изучение науки таджвид является обязательным, поскольку об этом в Куръане сказал Всевышний Аллах: «…и читай Куръан размеренным чтением» (Сура ал-Муззаммиль, аят 4).

В этом аяте говорится, что чтение Куръана должно быть смиренным, преисполненным размышления, с обязательным соблюдением всех правил таджвида – удлиняя и укорачивая гласные там, где это требуется. Этот аят дает четкое указание и не предполагает двусмысленности.

Имам ибн ал-Джазари, один из ранних ученых науки таджвид, сказал в своей знаменитой книге «аль-Мукаддима»: «Каждый мусульманин обязан знать правила таджвида. Куръан ниспослан с таджвидом, поэтому человек, игнорирующий правила таджвида при чтении, совершает грех».

Некоторые ученые, однако, считают, что следовать правилам таджвида рекомендуется (мустахаб), а не обязательно (ваджиб), если слова произносятся правильно с точки зрения арабского языка и, конечно, исключены ошибки. Тем не менее, мусульманин должен стремится улучшать свое чтение Куръана.

Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Тот, кто читает Куръан, являясь искусным в этом, будет с благородными и покорными писцами (ангелы – «кираман катибин»), а тому, кто читает Куръан, запинаясь и испытывая при этом затруднения, уготована двойная награда» (Бухари, Муслим).

Всевышний Аллах через таджвид сохраняет и защищает Куръан от любого рода фальсификаций. Листая книги по таджвиду, мы убеждаемся, с какой тщательностью эта наука относится к вопросам правильного произношения и чтения отдельных букв и слов Куръана. Все это сделано с целью сохранить методологию чтения Священного Куръана, соответствующую манере чтения Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам). Благодаря этому, современные мусульмане читают Куръан точно так же, как читали Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) и его сподвижники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *