Что означает слово сундуки в цитате пушкина
Значение слова «сундук»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СУНДУ’К, а́, м. [араб. sändūq]. Ящик с крышкою на петлях и замком, обычно окованный и со скобами, для хранения вещей.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сунду́к
1. предмет мебели, напольный, обычно большой и громоздкий ящик с крышкой на петлях и с замком ◆ Сусликов пробрался, наконец, в кухню; но тут он уже смелее подошел к сундуку, на котором спала кухарка. Д.В. Григорович, «Капельмейстер Сусликов», 1848 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Напротив входа, у стены, стояли в ряд четыре сундука со стальными крышками; металл подернулся инеем, напоминая о санных прогулках, о зимнем лесе, о затянутых изморозью окнах. Марина Дяченко, Сергей Дяченко, «Магам можно все», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. прост. рослый, сильный, часто — грубый или тупой человек ◆ Лукавый и откормленный сундук-мичман с посейдоновскими трезубцами на петлицах решил все проблемы Кирилла за штуку. М. Веллер, «Белый ослик», 2001 г. // «Октябрь» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: огибать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пушкин и Даль
Александр Сергеевич Пушкин и Владимир Иванович Даль
Их знакомство должно было состояться через посредничество Жуковского в 1832-ом году, но Владимир Даль решил лично представиться Александру Пушкину и подарить один из немногих сохранившихся экземпляров «Сказок…», вышедших недавно. Даль так писал об этом:
Я взял свою новую книгу и пошел сам представиться поэту. Поводом для знакомства были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин в то время снимал квартиру на углу Гороховой и Большой Морской.
Я поднялся на третий этаж, слуга принял у меня шинель в прихожей, пошел докладывать. Я, волнуясь, шел по комнатам, пустым и сумрачным — вечерело. Взяв мою книгу, Пушкин открывал ее и читал сначала, с конца, где придется, и, смеясь, приговаривал «Очень хорошо».
Пушкин очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: Твоя отъ твоихъ!
Пушкин стал расспрашивать Даля, над чем тот сейчас работает, тот рассказал ему все о своей многолетней страсти к собирательству слов, которых уже собрал тысяч двадцать.
Так сделайте словарь! — воскликнул Пушкин и стал горячо убеждать Даля. — Позарез нужен словарь живого разговорного языка! Да вы уже сделали треть словаря! Не бросать же теперь ваши запасы!
Пушкин поддержал идею Владимира Ивановича составить «Словарь живого великорусского языка», а о собранных Далем пословицах и поговорках отозвался восторженно: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
Пушкин вдруг замолчал, затем продолжил: «Ваше собрание не простая затея, не увлечение. Это совершенно новое у нас дело. Вам можно позавидовать — у Вас есть цель. Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумленными современниками и потомками!» Так по инициативе Владимира Даля началось его знакомство с Пушкиным, позднее переросшее в искреннюю дружбу, длившуюся до самой смерти поэта.
Через год, 18—20 сентября 1833-его В. И. Даль сопровождает А. С. Пушкина по пугачевским местам. Пушкин рассказывает Далю сюжет «Сказки о Георгии Храбром и о волке». Вместе с Далем поэт объездил все важнейшие места пугачевских событий. В воспоминаниях Владимира Даля:
Пушкин прибыл нежданный и нечаянный и остановился в загородном доме у военного губернатора В. Ал. Перовского, а на другой день перевез я его оттуда, ездил с ним в историческую Берлинскую станицу, толковал, сколько слышал и знал местность, обстоятельства осады Оренбурга Пугачевым; указывал на Георгиевскую колокольню в предместии, куда Пугач поднял было пушку, чтобы обстреливать город, — на остатки земляных работ между Орских и Сакмарских ворот, приписываемых преданием Пугачеву, на зауральскую рощу, откуда вор пытался ворваться по льду в крепость, открытую с этой стороны; говорил о незадолго умершем здесь священнике, которого отец высек за то, что мальчик бегал на улицу собирать пятаки, коими Пугач сделал несколько выстрелов в город вместо картечи, — о так называемом секретаре Пугачева Сычугове, в то время еще живом, и о бердинских старухах, которые помнят еще «золотые» палаты Пугача, то есть обитую медною латунью избу.
Пушкин слушал все это — извините, если не умею иначе выразиться, — с большим жаром и хохотал от души следующему анекдоту: Пугач, ворвавшись в Берды, где испуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошел также в церковь. Народ расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошел прямо в алтарь, сел на церковный престол и сказал вслух: «Как я давно не сидел на престоле!» В мужицком невежестве своем он воображал, что престол церковный есть царское седалище. Пушкин назвал его за это свиньей и много хохотал…
вернулся домой и быстро написал «Историю Пугачева». Признательный за помощь, он в 1835 году выслал в Оренбург три подарочных экземпляра книги: губернатору Перовскому, Далю и капитану Артюхову, который организовал поэту отличную охоту, потешал охотничьими байками, угощал домашним пивом и парил в своей бане, считавшейся лучшей в городе.
В конце 1836 года Даль приезжал в Петербург. Пушкин радостно приветствовал возвращение друга, многократно навещал его, интересовался лингвистическими находками Даля. Александру Сергеевичу очень понравилось услышанное от Даля, ранее неизвестное ему слово «выползина» — шкурка, которую после зимы сбрасывают ужи и змеи, выползая из нее.
Зайдя как-то к Далю в новом сюртуке, Пушкин весело пошутил: «Что, хороша выползина? Ну, из этой выползины я теперь не скоро выползу. Я в ней такое напишу!» — пообещал поэт. Не снял он этот сюртук и в день дуэли с Дантесом. Чтобы не причинять раненому поэту лишних страданий, пришлось «выползину» с него спарывать. и здесь присутствовал при трагической кончине Пушкина.
Даль участвовал в лечении поэта от смертельной раны, полученной на последней дуэли, вплоть до смерти Пушкина 29 января (11 февраля) 1837 года. Узнав о дуэли Поэта Даль приехал к другу, хотя родные не пригласили его к умирающему Пушкину. Застал погибающего друга в окружении знатных врачей.
Кроме домашнего доктора Ивана Спасского поэта осматривал придворный лейб-медик Николай Арендт и еще три доктора медицины. Пушкин радостно приветствовал друга и, взяв его за руку, умоляюще спросил: «Скажи мне правду, скоро ли я умру?» И Даль ответил профессионально верно: «Мы за тебя надеемся, право, надеемся, не отчаивайся и ты».
Пушкин благодарно пожал ему руку и сказал облегченно: «Ну, спасибо». Он заметно оживился и даже попросил морошки, а Наталья Николаевна радостно воскликнула: «Он будет жив! Вот увидите, он будет жив, он не умрет!»
Под руководством Н. Ф. Арендта он вёл дневник истории болезни. Позже И. Т. Спасский вместе с Далем проводил вскрытие тела Пушкина, где Даль писал протокол вскрытия.
«Пуля пробила общие покровы живота в двух дюймах от верхней передней оконечности подвздошной кости правой стороны, потом шла, скользя по окружности большого таза, сверху вниз, и, встретив сопротивление в крестцовой кости, разбила ее и засела где-нибудь поблизости». Дантес выстрелил на расстоянии 11 шагов крупнокалиберной свинцовой пулей.
Пуля проскочила между тонкими и слепой кишкой «в одном только месте, величиной с грош, тонкие кишки были поражены гангреной. В этой точке, по всей вероятности, кишки были ушиблены пулей»
Владмиру Далю умирающий Александр Сергеевич передал свой золотой перстень-талисман с изумрудом со словами: «Даль, возьми на память». А когда Владимир Иванович отрицательно покачал головой, Пушкин настойчиво повторил: «Бери, друг, мне уж больше не писать».
Впоследствии по поводу этого пушкинского подарка Даль писал поэту В.Одоевскому: «Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное». Владимир Иванович пытался вернуть его вдове, но Наталья Николаевна запротестовала: «Нет, Владимир Иванович, пусть это будет вам на память. И еще я хочу вам подарить пробитый пулей сюртук Александра Сергеевича». Этот был тот самый сюртук-выползина. В воспоминаниях Владимира Даля
Мне достался от вдовы Пушкина дорогой подарок: перстень его с изумрудом, который он всегда носил последнее время и называл — не знаю почему — талисманом; досталась от В. А. Жуковского последняя одежда Пушкина, после которой одели его, только чтобы положить в гроб.
Это черный сюртук с небольшою, в ноготок, дырочкою против правого паха. Над этим можно призадуматься. Сюртук этот должно бы сберечь и для потомства; не знаю еще, как это сделать; в частных руках он легко может затеряться, а у нас некуда отдать подобную вещь на всегдашнее сохранение [я подарил его М. П. Погодину].
Часть 2 Шкатулка, ларец, сундучок
Само слово «шкатулка» восходит к латинскому scatula (ит. scatola), что означает коробка, шкатулка. В русском языке это слово известно еще с XVII века, правда, произносилось оно как «шкатула» и употреблялось в значении «царская сокровищница».
В современном значении известно с конца XVIII века. В.Даль дает следующее определение слова: «Шкату’лка [поль. szkatu;ka, szkatu;a, швед. sk;tull, нuм. Schachtel], фрн. [?, итал. scatola, ср.-лат. scatula], ларчикъ, баульчикъ, укладочка, подручный ящичекъ разнаго вида, денежный, съ письменнымъ приборомъ и пр.»
В «Мертвых душах» Н.В.Гоголь называет «подручный ящичек» Чичикова то шкатулкой, то ларчиком. Ларчик – это ящичек для хранения драгоценностей и мелких предметов. Ларец и ларчик – уменьшительные формы слова «ларь», которое в древнерусском языке означало ящик с богатой одеждой, ящик для хранения книг и драгоценностей. В новгородских говорах ларь – домовина, гроб; в псковских – слово употреблялось в значении «городской архив».
Синоним слова ларец – сундучок. На страницах «Мертвых душ» оно тоже появляется в рассказе о карьере Чичикова, который ухаживал за дочерью повытчика и даже поселился в доме невесты. Получив должность, он тут же «сундук свой … отправил секретно домой и на другой день очутился уже на другой квартире».
Слово «сундучок» заимствовано из тюркских языков, в которых имеет ряд значений: сундук, ящик, урна, гроб, касса, рака. Невозможно не отметить ряд пересечений, которые обобщенно можно обозначить смысловой цепочкой: – ларец – сундучок – ящик – гроб (рака) – архив – сокровищница.
Символика описания предельно проста. Заповедное место – остров Буян, затерявшийся посреди просторов океана, дуб – мировое дерево, основа и ось мира, соединяющее небо и землю, дольний и горний миры, мир живых и мертвых. Яйцо ассоциируется с космическим яйцом – олицетворением Вселенной. Таким образом, Кощей Бессмертный оказывается персонажем, приобщенным к тайнам и загадкам космоса и начал жизни.
В «Мертвых душах» Н.В.Гоголя Кощей Бессмертный упоминается в связи с образом Собакевича: «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
Исчезают со света народы.
Женщины больше детей не рожают, и гибнут дома их
Предначертаньем владыки богов, олимпийского Зевса.
Миф о Пандоре рассказал в поэме «Труды и дни» Гесиод. В этом мифе мы сталкиваемся с двойным эффектом шкатулки. Сама Пандора – это ларец, внешний вид которого приходит в противоречие с её содержанием: внешняя красота, очарование, притягательная привлекательность контрастируют с внутренней порочностью, низостью характера. Ларец Зевса, источник бед и несчастий, ассоциируется с душевным строем человека и с глубинами человеческого подсознания.
Эти же мысли о противоречии между формой и содержанием, об уподоблении человеческой души содержимому ларца звучат и в диалогах Платона. В «Пире» Алкивиад, восхваляя своего наставника Сократа, говорит, что больше всего тот «похож на силенов, какие бывают в мастерских ваятелей… Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов». Силенами назывались забавные фигурки спутников Диониса. Эти фигурки состояли из двух половинок, в которых хранились изображения богов или драгоценности.
Рабле в книге «Гаргантюа и Пантагрюэль» обращается к этому сравнению, подробно комментирует его и использует как точку отталкивания, предлагая свою интерпретацию: «Читая потешные заглавия некоторых книг моего сочинения … вы делаете слишком скороспелый вывод, будто в этих книгах речь идет только о нелепостях… Раскройте мою книгу и вдумайтесь хорошенько… Вы уразумеете, что снадобье, в ней заключенное, совсем не похоже на то, которое сулил ларец». Для Рабле ларец – книга, а содержимое его – это содержание книги.
Образ книги – ларца с драгоценным содержанием становится традиционным для литературы. Книга-коробочка встречается, например, на страницах «Театрального романа» М.А.Булгакова: «Тут мне начало казаться по вечерам, что из белой страницы выступает что-то цветное. Присматриваясь, щурясь, я убедился в том, что это картинка. И более того, картинка эта не плоская, а трехмерная. Как бы коробочка, и в ней сквозь строчки видно: горит свет и движутся в ней те самые фигурки, что описаны в романе».
В.В.Маяковский в стихотворении «Нате!» пишет:
А я вам открыл столько стихов шкатулок,
Я – бесценных слов мот и транжир.
Стихи в шкатулках – это ещё и знак самого сокровенного, тайного в душе поэта, что он отдает людям, которые, к сожалению, не в состоянии оценить этот жертвенный дар.
Сборник своих стихов И.Ф.Анненский называет «Кипарисовый ларец». В нем хранятся стихи-трилистники. Трилистник символизирует единство начал, святую Троицу.
В христианской традиции восприятие ящика, гроба как тела, а его содержимого как души человека встречаем в притчах Иисуса. Иисус был превосходным оратором и талантливым рассказчикам. Он часто обращался к притчам, так как притча, небольшая по объему, но очень емкая по содержанию, отличающаяся широтой обобщения и выразительным языком, давала возможность растолковать в яркой образной форме христианские истины, которые были новыми и непривычными для людей того времени.
Иногда Иисус использует притчи для жесткой критики того религиозного мира, к которому принадлежали его слушатели. Обличая лицемерие и ханжество иудейских священников, Иисус говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людьми праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» [Мф. 23:27,28].
Иисус называет и обличает пороки фарисеев: тщеславие, честолюбие, корыстолюбие, лицемерие. Эти пороки, осуждаемые в Евангелии, не что иное, как эгоистическое потакание своим страстям. Они умертвляют душу человека, убивают её, поэтому Иисус сравнивает душу таких людей с грудой тленных костей. «Не собирайте себе сокровищ на земли, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе…»[Мф.6:19-20]. Только духовные сокровища истинны и нетленны. Чичиков же заботится лишь о земных богатствах, забывая о своей душе. Он корыстолюбив, лицемерен, как фарисеи, разоблачаемые Христом. Как они «поедают домы вдов», так и Чичиков собирается обобрать сирых и убогих: он собирается заложить купленные мертвые души в Опекунский совет, ведавший делами Воспитательного дома в Москве и Петербургского Воспитательного дома, таких банковских учреждений, как Ссудная касса, Сохранная и Вдовья казна.
Чичиков возит с собой загадочный ларец в котором содержатся, кроме всего прочего, и вещественные знаки его путешествий. Полководца Александра мало вдохновляли путешествия хитроумного Одиссея. Гоголь, создавая поэму о современном Одиссее, восстанавливает равновесие.
Репродукция картины Д.У.Уотерхауса «Пандора, открывающая ларец». 1896.
Главное меню
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Словарь. Составлен Наташей Пуше.
Здесь вы найдёте значения слов, которые, возможно, вам незнакомы или являются устаревшими. Определения слов даны в том значении, в котором их использует поэт в своём тексте. Для удобства словари представлены в двух вариантах: первый – составлен по алфавиту, а второй – по последовательности появления слов в тексте.
Алфавитный вариант.
Аршин – старинная мера длины, равная 70 см.
Божиться – клясться именем Бога, говорить «ей–богу».
Бояре – высшее сословие на Руси, боярин – высшее звание, служащего на государственной службе.
В те поры – в то время.
Валить – идти, двигаться в большом количестве.
Вдовица – молодая вдова.
Внимать – слушать, принимать во внимание мнение кого-либо.
Возопить – громко закричать.
Волдырь – водяной подкожный пузырь, вздутие от ожога, укуса насекомого.
Вполпьяна – в полупьяном состоянии.
Второпях – спеша, торопясь.
Гонца – тот, кто послан куда-то со срочным поручением.
Гости – здесь: иноземные купцы.
Грамота – письмо, записка.
Гульлива – та, которая перемещается на просторе в разных направлениях.
Де – частица, употребляется для указания на то, что приводимые слова являются передачей чужой речи. «князь Гвидон Шлёт царю-де свой поклон»
Дело лихо – дело плохо.
Дичина – дичь – дикие птицы и звери, употребляемые в пищу.
Доля – участь, судьба.
Дьяк – служащий какого-либо ведомства.
Дядька Черномор – царь подводного мира.
Завесть – завести, приобрести что-либо.
Завострить – сделать острым.
Занялся дух – остановилось дыхание от сильного волнения.
Засмолить – залить смолой, варом, сделав непроницаемым.
Застава – пограничный сторожевой пост.
Извести – погубить, уничтожить.
Исподтиха – украдкой, скрытно.
Караул – вооруженная охрана.
Колымаги – старинные закрытые четырехколёсные экипажи.
Корабельщики – владельцы кораблей и моряки.
Красная – красивая, прекрасная.
Крещёный – принявший христианство.
Лукаво – с коварством.
Маковки – купола церковного здания.
Молодица – молодая замужняя женщина.
Ни гугу – молчать, не подавать ни звука, ни голоса.
Обвенчаться – совершить церковный обряд бракосочетания.
Обмереть – замереть от внезапного сильного ощущения.
Отдавать войску честь – приветствовать по-военному.
Пава – о женщине с горделивой осанкой и плавной походкой.
Палата – большое, роскошное помещение, зал.
Полно – довольно, хватит, пора прекратить.
Пенять – укорять, упрекать.
Пир честной – заслуживающий уважения пир.
Подспуд – тайное место.
Понести – стать беременной.
Потужить – погрустить, попечалившись.
Престол – царский трон.
Привальный – тот, к которому пристают, причаливают корабли.
Приказный – ведомственный, министерский.
Прилежней – старательней, усердней.
Приплод – здесь: новорожденный.
Присвисточка – свист, сопровождающий пение.
Приставить – назначить кого-либо для надзора, присмотра.
Прясть – скручивая волокна, превращать их в нить.
Путём – как следует.
Сватья баба – мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.
Светлица – светлая комната.
Сени – помещение между крыльцом и жилой частью дома в деревенских избах.
Слоновая кость – «кровать слоновой кости» – кровать, сделанная из бивней слонов, которые являются ценным поделочным материалом.
Снарядить – подготовить для отъезда.
Срок родин – время родов.
Тешиться – забавляться, развлекаться.
Ткачиха – мастерица, вырабатывающая ткань на ткацком станке.
Удел – здесь: княжество.
Ужо – обещание доставить неприятности, отомстить.
Унять – заставить перестать кричать, шуметь.
Честные гости – добрые, уважаемые гости.
Чешуя – защитная одежда из металлических пластинок. «И очутятся на бреге, в Чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря».
Чудесить – совершать нелепые, странные поступки.
По тексту.
Пряли – скручивая волокна, превращали их в нить.
Крещёный – принявший христианство.
В светлицу – в светлую комнату.
Красная – красивая, прекрасная.
Ткачиха – мастерица, вырабатывающая ткань на ткацком станке.
Сени – помещение между крыльцом и жилой частью дома в деревенских избах.
Обвенчался – совершил церковный обряд бракосочетания.
Пир честной – заслуживающий уважения пир.
Честные гости – добрые, уважаемые гости.
Слоновой кости – «кровать слоновой кости» – кровать, сделанная из бивней слонов, которые являются ценным поделочным материалом.
Понесла – стала беременной.
В те поры – в то время.
Срок родин – время родов.
Аршин – старинная мера длины, равная 70 см.
Гонца – того, кто послан куда-то со срочным поручением.
Сватья баба – мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.
Извести – погубить, уничтожить.
Чудесить – совершать нелепые, странные поступки.
Грамоту – письмо, записку.
Приплод – здесь: новорожденный.
В бездну – в глубину.
Бояре – высшее сословие на Руси, боярин – высшее звание, служащего на государственной службе.
Потужив – погрустив, попечалившись.
Долю – участь, судьбу.
Засмолили – залили смолой, варом, сделав непроницаемым.
Де – частица, употребляется для указания на то, что приводимые слова являются передачей чужой речи.
Вдовица – молодая вдова.
Гульлива – та, которая перемещается на просторе в разных направлениях.
Завострил – сделал острой.
Дичина – дикие птицы и звери, употребляемые в пищу.
Дело лихо – дело плохо.
Средь зыбей – среди волн.
Маковки – купола церковного здания.
Тешится – забавляется, развлекается.
Вали´т – идёт, двигается в большом количестве.
В колымагах – старинных закрытых четырехколёсных экипажах.
Корабельщики – владельцы кораблей и моряки.
С заставой – с пограничным сторожевым постом.
Гости – здесь: иноземные купцы.
В палате – в большом, роскошном помещении, зале.
На Престоле – на царском троне.
Не привальный – тот, к которому не пристают, не причаливают корабли.
Лукаво – с коварством.
Обмерла – замерла от внезапного сильного ощущения.
Удел – здесь: княжество.
Завес´ть – завести, приобрести что-либо.
Полно – довольно, хватит, пора прекратить.
С присвисточкой – со свистом, сопровождающим пение.
Караул – вооруженная охрана.
Приставил – назначил кого-либо для надзора, присмотра.
Дьяка – служащего какого-либо ведомства.
Де – частица, употребляется для указания на то, что приводимые слова являются передачей чужой речи. «князь Гвидон Шлёт царю-де свой поклон».
Приказный – ведомственный, министерский.
Отдает ей войско честь – приветствует по-военному.
Подспуд – в тайное место.
Исподтиха – украдкой, скрытно.
На бреге – на берегу.
В чешуе – в защитной одежде из металлических пластинок. «И очутятся на бреге, в Чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря».
Дядька Черномор – царь подводного мира.
Ужо – обещание доставить неприятности, отомстить.
Второпях – спеша, торопясь.
Прилежней – старательней, усердней.
Ни гугу – молчат, не подают ни звука, ни голоса.
Пава – о женщине с горделивой осанкой и плавной походкой.
Волдырь – водяной подкожный пузырь, вздутие от ожога, укуса насекомого.
Путём – как следует.
Божиться – клясться именем Бога, говорить «ей – богу».
Пеняет – укоряет, упрекает.
Снарядить – подготовить для отъезда.
Внимает – слушает, принимает во внимание мнение кого-либо.
Унимает – заставляет перестать кричать, шуметь.
Возопил – громко закричал.
Занялся дух – остановилось дыхание от сильного волнения.
А. С. Пушкин и его отношение к деньгам
«Я деньги мало люблю – но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости», – писал Пушкин в 1834 году. Независимость, личная свобода, свобода творчества занимают в системе духовных ценностей Пушкина свое незыблемое место.
||| как жадного до денег старика, смысл жизни которого заключен в накоплении богатств.
В лице барона Филиппа в «Скупом рыцаре» представлен человек огромной воли. У барона сильный несгибаемый нрав. В тоже время это человек безжалостный и невероятно скупой. Его безумная любовь к деньгам превратилась в чудовищную манию.
В подвале замка он прячет в сундуки очередную горсть золотых монет, вспоминая, как они ему достались — какие-то отняты у бедной вдовы с тремя детьми, ради других его вассал, возможно, отправился ночью на большую дорогу:
Да! если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В моих подвалах верных…
Все свои прежние страсти барон отбросил ради одной оставшейся и поглотившей его целиком — страсти к золоту. Мысль о том, что после смерти его сын растратит все скопленное им богатство, сводит барона с ума.
Тем временем, герцог в своём замке обещает Альберу переговорить с его отцом и просит во время разговора укрыться в соседней комнате. Прибывший барон принят герцогом с лаской, в благодарность о прежних временах и услугах герцог предлагает барону отправить сына ко двору, где тот получит достойный приём. Барон, не желая тратить на это деньги, приводит вымышленные причины, по которым сын недостоин быть при дворе и в финале обвиняет Альбера в умышлении отцеубийства.
Эта ненормальная зависимость лишила барона человеческих качеств, даже отцовские чувства были подавлены этой пагубной страстью к деньгам. Он готов сразиться в поединке с собственным сыном, который представляется ему смертельным врагом. Он чувствует себя всемогущим и всесильным. Он неустанно верит, что способен купить совершенно все: любовь, доброту, вдохновение, уважение и власть.
Барон
Как молодой повеса ждет свиданья
С какой-нибудь развратницей лукавой
Иль дурой, им обманутой, так я
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.
Счастливый день! могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук еще неполный)
Горсть золота накопленного всыпать.
Не много, кажется, но понемногу
Сокровища растут. Читал я где-то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу,
И гордый холм возвысился — и царь
Мог с вышины с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли.
Так я, по горсти бедной принося
Привычну дань мою сюда в подвал,
Вознес мой холм — и с высоты его
Могу взирать на все, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу;
Лишь захочу — воздвигнутся чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся нимфы резвою толпою;
И музы дань свою мне принесут,
И вольный гений мне поработится,
И добродетель и бессонный труд
Смиренно будут ждать моей награды.
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
Мне всё послушно, я же — ничему;
Я выше всех желаний; я спокоен;
Я знаю мощь мою: с меня довольно
Сего сознанья…
(Смотрит на свое золото.)
Кажется, не много,
А скольких человеческих забот,
Обманов, слез, молений и проклятий
Оно тяжеловесный представитель!
Тут есть дублон старинный… вот он. Нынче
Вдова мне отдала его, но прежде
С тремя детьми полдня перед окном
Она стояла на коленях воя.
Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,
Притворщица не трогалась; я мог бы
Ее прогнать, но что-то мне шептало,
Что мужнин долг она мне принесла
И не захочет завтра быть в тюрьме.
А этот? этот мне принес Тибо —
Где было взять ему, ленивцу, плуту?
Украл, конечно; или, может быть,
Там на большой дороге, ночью, в роще…
Да! если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В моих подвалах верных. Но пора.
(Хочет отпереть сундук.)
Я каждый раз, когда хочу сундук
Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.
Не страх (о нет! кого бояться мне?
При мне мой меч: за злато отвечает
Честной булат), но сердце мне теснит
Какое-то неведомое чувство…
Нас уверяют медики: есть люди,
В убийстве находящие приятность.
Когда я ключ в замок влагаю, то же
Я чувствую, что чувствовать должны
Они, вонзая в жертву нож: приятно
И страшно вместе.
(Отпирает сундук.)
Вот мое блаженство!
(Всыпает деньги.)
Ступайте, полно вам по свету рыскать,
Служа страстям и нуждам человека.
Усните здесь сном силы и покоя,
Как боги спят в глубоких небесах…
Хочу себе сегодня пир устроить:
Зажгу свечу пред каждым сундуком,
И все их отопру, и стану сам
Средь них глядеть на блещущие груды.
(Зажигает свечи и отпирает сундуки один за другим.)
Я царствую. Какой волшебный блеск!
Послушна мне, сильна моя держава;
В ней счастие, в ней честь моя и слава!
Я царствую… но кто вослед за мной
Приимет власть над нею? Мой наследник!
Безумец, расточитель молодой,
Развратников разгульных собеседник!
Едва умру, он, он! сойдет сюда
Под эти мирные, немые своды
С толпой ласкателей, придворных жадных.
Украв ключи у трупа моего,
Он сундуки со смехом отопрет.
И потекут сокровища мои
В атласные диравые карманы.
Он разобьет священные сосуды,
Он грязь елеем царским напоит —
Он расточит… А по какому праву?
Мне разве даром это все досталось,
Или шутя, как игроку, который
Гремит костьми да груды загребает?
Кто знает, сколько горьких воздержаний,
Обузданных страстей, тяжелых дум,
Дневных забот, ночей бессонных мне
Все это стоило? Иль скажет сын,
Что сердце у меня обросло мохом,
Что я не знал желаний, что меня
И совесть никогда не грызла, совесть,
Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают.
Нет, выстрадай сперва себе богатство,
А там посмотрим, станет ли несчастный
То расточать, что кровью приобрел.
О, если б мог от взоров недостойных
Я скрыть подвал! о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.
__—
Материал Finacial One
Топ-7 цитат из его произведений на тему финансов
1.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
2.
Жид
Деньги? – Деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока. Альбер
О! мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ; и сам им служит.
И как же служит? как алжирский раб,
Как пес цепной. В нетопленной конуре
Живет, пьет воду, ест сухие корки,
Всю ночь не спит, все бегает да лает.
А золото спокойно в сундуках
Лежит себе. Молчи! когда-нибудь
Оно послужит мне, лежать забудет.
3.
Мартын. Эх, отец Бертольд! Коли бы ты не побросал в алхимический огонь всех денег, которые прошли через твои руки, то был бы богат. Ты сулишь мне сокровища, а сам приходишь ко мне за милостыней. Какой тут смысл?
Бертольд. Золота мне не нужно, я ищу одной истины.
Мартын. А мне черт ли в истине, мне нужно золото.
4.
Мартын. Ничего не делаю! То-то и худо, что ничего не делаешь. Ты ленивец, даром хлеб ешь да небо коптишь. На что ты надеешься? На мое богатство? Да разве я разбогател, сложа руки да сочиняя глупые песни? Как минуло мне четырнадцать лет, покойный отец дал мне два крейцера в руку да два пинка в гузно, да примолвил: ступай-ка, Мартын, сам кормиться, а мне и без тебя тяжело. С той поры мы уж и не видались.
Славу богу, нажил я себе и дом, и деньги, и честное имя. А чем? Бережливостию, терпением, трудолюбием. Вот уж мне и за пятьдесят, и пора бы уж отдохнуть да тебе передать и счетные книги и весь дом. А могу ли о том и подумать? Какую могу иметь к тебе доверенность? Тебе бы только гулять с господами, которые нас презирают да забирают в долг товары.
Я знаю тебя, ты стыдишься своего состояния. Но слушай, Франц. Коли ты не переменишься, не отстанешь от дворян, да не примешься порядком за свое дело – то, видит бог, выгоню тебя из дому, а своим наследником назначу Карла Герца, моего подмастерья.
5.
Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей. Помещики и их дворовые люди толкуют о том месяца два прежде и года три спустя. Что касается до меня, то, признаюсь, известие о прибытии молодой и прекрасной соседки сильно на меня подействовало; я горел нетерпением ее увидеть, и потому в первое воскресение по ее приезде отправился после обеда в село *** рекомендоваться их сиятельствам, как ближайший сосед и всепокорнейший слуга.
6.
Мы сели обедать. Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они, где живут и каково их состояние?
Услыша, что у батюшки триста душ крестьян, «легко ли! – сказала она, – ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего-то душ одна девка Палашка; да слава богу, живем помаленьку. Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою».
Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку. Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор.
7.
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русской барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения, или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское.
***
Психология бедности, как болезнь: причины, диагностика, методы терапии Психология бедности — это установка, которая задает «курс» в жизни человека. Система убеждений и специфический образ мышления становятся главными причинами того, что денег не хватает, они не накапливаются или вообще не зарабатываются. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что бедность — это не ограниченность в финансах и возможностях, а программа, которую человек задает себе сам? Если взглянуть на ситуацию с этого ракурса, то выражение «человек — хозяин своей жизни» заиграет новыми красками.
Чем богатый человек отличается от бедного
Если чего-то очень сильно захотеть, то все обязательно получится. Так гласит одна присказка, которая у скептиков вызывает саркастические улыбки. А ведь человек действительно может управлять своими желаниями, но мешает неверие в собственные силы и возможности. Между бедными и богатыми — пропасть. Богачи словно пришли из другого мира: красивого и недоступного. Ответьте себе на вопрос: почему люди становятся очень богатыми? Потому что им повезло родиться в обеспеченной семье или потому что они были готовы топтаться по головам, поступать нечестно, идти на преступления. «Богатые не знают, что такое крепкий сон». Подобные мысли посещают вашу голову? Поздравляем, вы стали жертвой собственных убеждений.
Есть еще один способ проверить, насколько сильно человека подъедает психология бедности. Увидев на улице роскошное авто, словно сошедшее с глянцевого постера, какие чувства вы испытываете:
Вот это красотка. Человек доказал, что может. Я тоже так могу!
Ага, родители подарили. Сколько же нужно было наворовать, чтобы купить себе такую.
В первом случае приведена реакция здорового человека, который действительно может стать богатым. Во втором — негатив, с которым человек с установкой на бедность, реагирует на достижения более успешных и богатых. Зависть и злость в данной ситуации — это признаки, по которым можно определить в себе наличие неправильной жизненной программы.
Психология бедности похожа на очень крепкий вирус, который не берет ни одно из ныне известных лекарств и «больного» может спасти только он сам, вытащив себя за волосы, как барон Мюнхгаузен. Даже психологи не в силах изменить жизнь пациента, настолько крепко этот недуг пускает в него свои корни.
Первое, что должен сделать человек, ставший жертвой своих собственных убеждений, так это признать проблему. Признание — первый шаг на пути к избавлению. Психологию бедности можно сравнить с дурными привычками. Пока человек не признает, что он страдает от алкоголизма, от бутылки ему не избавиться. Почему такой образ мышления вообще возникает? Почти в половине случаев причины «заболевания» кроются в детстве. Ошибки родителей в воспитании, низкая самооценка и уверенность в том, что из нищеты никогда не выбраться ввергают человека в хаос уныния.
Психология бедности и богатства: разница в семь причин
Богатый и бедный человек отличаются не только благосостоянием, но и мировоззрением. Приведем семь причин, которые «держат» бедного человека в тисках нищеты, и сразу же определим способы их устранения:
Неспособность копить и увеличивать свои сбережения. Два разных человека могут работать с одинаковым энтузиазмом, но один будет считать копейки, а другой ни в чем себе не откажет. Люди с установкой на бедность имеют специфическое отношение к деньгам. Они рассматривают их не в качестве способа, который может привести к еще большему богатству, а исключительно как средство для выживания. Они не способны накапливать, и уж тем более никогда не станут вкладывать деньги в какое-то дело, потому что неверие в себя и в успех кампании их остановит. С неуверенностью нужно бороться. Чаще повторять себе «я могу» и наконец покинуть эту гиблую зону, в которой душевный комфорт мешает получить материальную удовлетворенность.
Отсутствие тяги к росту. Какая программа жизни у среднестатистического человека? Сад, школа, институт, работа, семья и дети. Более 80% трудятся на опостылевшей работе, терпят скандальные выходки нахального начальника, мирятся со зловредностью коллег, но никуда не уходят и не двигаются по карьерной лестнице. Причина такого нелогичного поведения — банальный страх. Страх что-либо менять, страх неудачи, страх вернуться с повинно опущенной головой и под смешки все тех же коллег вновь занять то же самое рабочее место. Человек перестает расти. Он достигает «потолка», который сам же установил, и вместо того, чтобы пробить его и улететь еще выше, он всю жизнь мозолит себе этой планкой шею.
Надежда на чудо. Жертвы установки на бедность страдают от излишней наивности. Так как большие деньги по их убеждениям заработать честно невозможно, то они могут только случайно свалиться с небес. Отсюда и неуемная страсть к сомнительным авантюрам: лотереям, азартным играм и финансовым пирамидам. На самом деле они отдают кровно заработанные деньги тем, кто нашел способ обогатиться на обмане и тем самым только укрепляют свою уверенность.
Акцент на выживании. Человек не должен жить только мыслями о том, как заработать на хлеб насущный. Это не способствует личностному росту и развитию. Как бы плохо ни шли дела, все равно нужно находить варианты для отдыха и капельки роскоши.
Коммерческая жилка. Богатые люди обладают талантом ощущать выгоду на уровне подсознания. Многим кажется, что такие «олигархи» наживают состояния буквально из ничего, но это не так. Подобная интуиция есть практически у каждого, это не врожденный дар. Проблема в том, что богатые прислушиваются к ней, а жертвы установки бедности давно заглушили ее голос.
Нежелание мыслить нестандартно. Даже если вам пришла в голову оригинальная идея, которая принесет баснословные доходы, вы останавливаетесь только на этапе ее создания. Дальше начинаются организационные вопросы, на решение которых нет денег. А можно обойтись малой кровью и практически не открывать кошелек, если подключить креативное мышление и найти необычные способы воплощения этой идеи в жизнь.
Психология бедности. Вместо того, чтобы искать пути решения, человек ищет себе оправдания. Свое нежелание действовать, что-либо предпринимать и сдвигаться с мертвой точки он готов объяснить чем угодно, но виноватым всегда будет кто-то другой: родные, коллеги, обстоятельства, карма, судьба, злой рок, небеса.
Представьте себе, что вы внезапно впали в крайнюю нужду. Что вы будете делать? Что из вашего имущества вы захотите, пусть даже ценой огромных усилий, сохранить? Какие элементы вашего жизненного уклада вы захотите оставить неизменными и какой ценой? Какие новые возможности откроет для вас бедность? В чем может заключаться ваш шанс? Опишите, как вы будете действовать в такой ситуации, как будете себя чувствовать, о чем думать. У вас есть на это 10 минут.
А теперь представьте себе, что вам досталось огромное состояние. Что это будет означать для вас? Что вы сделаете прежде всего? Какие возможности это для вас откроет? Напишите, что вы будете в этой ситуации делать, какие будете строить планы. Для этого у вас есть еще 10 минут.
И, наконец, представьте себя в роли Бога. Что вы измените, что нового создадите, чтобы сделать этот мир лучше? В течение 10 минут записывайте то, что придет вам в голову.
Теперь задумайтесь на время о том, что вам хочется — возможно, уже давно, а может быть, лишь с недавних пор — изменить в своей жизни. Какие цели представляются вам важными? Как вы могли бы изменить свои жизненные планы? Запишите свои соображения.