Что означает слово судоку
Судоку
Содержание
Правила
Игровое поле представляет собой квадрат размером 9×9, разделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры стоят некоторые числа (от 1 до 9), называемые подсказками. От игрока требуется заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3×3 каждая цифра встречалась бы только один раз.
Сложность судоку зависит не от количества изначально заполненных клеток, а от методов, которые нужно применять для её решения. Самые простые решаются дедуктивно: всегда есть хотя бы одна клетка, куда подходит только одно число. Некоторые головоломки можно решить за несколько минут, на другие можно потратить часы.
Правильно составленная головоломка имеет только одно решение. Тем не менее, на некоторых сайтах в интернете под видом усложнённых головоломок пользователю предлагаются варианты судоку с несколькими вариантами решения, а также с ветвлениями самого хода решения.
Происхождение
Математическая основа
Задача обобщённого судоку на поле N²×N² является NP-полной, так как к ней сводится задача о заполнении латинского квадрата. [3]
Долгое время оставался открытым вопрос о минимальном количестве подсказок, необходимых для однозначного решения судоку. В частности, не было известно, существует ли однозначно решаемая судоку с 16 подсказками. Проект распределённых вычислений Sudoku@vtaiwan на платформе BOINC занимался поиском такой судоку. [4] В январе 2012 года появилось доказательство того, что однозначно решаемых судоку с 16 подсказками не существует. [5]
Методы поиска решения
Для решения судоку рекомендуется использовать карандаш, поскольку карандаш можно легко стереть в случае ошибки. Навыки решения головоломки приходят с практикой постепенно.
Лучший метод решения — записывать числа-кандидаты в вершине левого угла ячейки, а затем вычёркивать невозможные по правилам игры числа из данной ячейки. После этого можно увидеть именно те числа, которые могут занимать данную ячейку. Играть в судоку рекомендуется медленно, так как это расслабляющая игра. Некоторые головоломки можно решить за несколько минут, но на другие можно потратить часы или, в отдельных случаях, даже дни. Правильно составленная головоломка имеет единственное решение. (Однако существуют случаи, когда возможны циклические перестановки среди некоторых чисел, при которых решение переходит в другое решение, отличное от первого. Это связано с тем, что в исходной головоломке может быть задано недостаточное количество чисел.)
Сначала смотрят на ряды, столбцы и блоки 3×3 с наиболее заполненными квадратами: легче решить там, где вариантов меньше. При заполнении ячейки нужно проверить столбец, ряд и блок 3×3. Нужно проверить, что все другие 8 чисел не дублируются. Легче избежать ошибок в начале игры, чем когда в решённой загадке обнаружится противоречие. Если колонка и ряд имеют одну незаполненную ячейку, то заполняйте её. При заполнении рядов и столбцов исключать числа, которые уже вписаны.
Когда в судоку осталось несколько открытых ячеек в блоке 3×3 и только одна ячейка подходит для данного числа, то именно это число нужно записать в данную ячейку. Перед заполнением следует удостовериться, что вписываемое в ячейку число не будет встречаться в другой ячейке в том же столбце, строке или в блоке 3×3.
Когда в одном столбце, строке, или блоке 3×3 три любых ячейки имеют числа-кандидаты <1,2; 1,2; 1,3>, то число для третьей ячейки должно быть 3. Потому что, если бы это было число 1, то в одной из первых двух ячеек было бы число 2, а в другой не было бы ничего, но такого быть не может, поскольку все клетки должны быть заполнены.
Имеются две стратегии, используемые для увеличения скорости решения головоломки.
Выбрать число, которое было найдено для большинства строк, столбцов или блоков 3×3 в судоку. Для каждого блока 3×3, который не содержит это число, ищутся другие блоки 3×3 в том же самом ряду и столбце блоков 3×3, которые содержат это «наиболее решённое число» и в решаемом блоке, исключаются места, где это число, не может быть вписано в ячейку. Таким образом найдётся единственная ячейка для этого числа.
Число 9 встречается 6 раз в шести блоках 3×3. Таким образом, число 9 можно смело ставить в центральном нижнем блоке 3×3 в верхнем левом углу, а также во втором сверху правом блоке 3×3 в первой ячейке первого ряда. В центральном блоке 3×3 число 9 может стоять только в третьей ячейке второго ряда.
Середина верхнего ряда блоков 3×3 и середина нижнего ряда блоков 3×3 почти полностью заполнены. В середине верхнего блока три нерешённых числа — 1, 4, и 9. Анализируя такую ситуацию, можно вписать число 4 в центр блока, число 1 в правый верхний угол, а число 9 — в левый верхний угол. Аналогично можно поступить с нижним центральным блоком 3×3: в нём отсутствуют числа 6, 8 и 9. Ячейки заполняются последовательно: число 6 ставим в центр, число 9 в нижний правый угол, а число 8 в нижний левый угол.
Наиболее сложные судоку можно решать методом исключения («нить Ариадны»), для этого на отдельном листе в клеточку записывается текущее положение дел, выбирается поле, в котором могут стоять только два числа, при подстановке которых определяется как можно большее число пар в других клетках. Выбирается одно из чисел пары и подставляется в черновик. С вероятностью 50 % решение заведёт в тупик — что означает, что выбранное число было неправильным. В таком случае нужно «смотать нить» — вернуться к «развилке» и выбрать и подставить другое число. Если не было допущено ошибок в решении, подставленное число будет единственным верным.
Разновидности
Существует множество вариаций судоку:
Настольная игра судоку
Компьютерные игры
Версии для мобильных телефонов
Существуют несколько версий игры для мобильных телефонов, а также для смартфонов. Эти версии удобны тем, что могут сами создавать условие головоломки. Также они указывают на ошибки (противоречащие цифры подсвечиваются) или могут дать подсказку в решении. 9 цифр в стандартных судоку, назначенные на 9 цифровых кнопок на мобильном телефоне, делают процесс игры очень удобным.
Соревнования по решению судоку
Во многих странах проводятся различные турниры и соревнования по решению судоку. Чемпионаты мира по решению судоку проводит Международная федерация пазлспорта, с 2007 года в них определяется и команда-победительница.
Год | Место проведения | Чемпион | 2-й призёр | 3-й призёр | Команда-победительница |
---|---|---|---|---|---|
2006 | Лукка | Jana Tylova (Чехия) | Thomas Snyder (США) | Wei-Hwa Huang (США) | |
2007 | Прага | Thomas Snyder (США) | Yuhei Kusui (Япония) | Peter Hudak (Словакия) | Япония |
2008 | Гоа | Thomas Snyder (США) | Yuhei Kusui (Япония) | Jakub Ondrousek (Чехия) | Чехия |
2009 | Жилина | Jan Mrozowski (Польша) | Branko Ceranic (Сербия) | Robert Babilon (Чехия) | Словакия |
2010 | Филадельфия | Jan Mrozowski (Польша) | Jakub Ondrousek (Чехия) | Hideaki Jo (Япония) | Германия |
2011 | Эгер | Thomas Snyder (США) | Kota Morinishi (Япония) | Tiit Vunk (Эстония) | Германия |
Sudoku
Игровое поле представляет собой квадрат размером 9×9, разделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры стоят некоторые числа (от 1 до 9), так как незаполненное игровое поле не имеет смысла, ведь тогда не будет задана задача. В зависимости от того, сколько клеток уже заполнены, конкретную судоку можно отнести к лёгким или сложным.
Содержание
Правило игры
У судоку есть всего одно правило. Необходимо заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3×3 каждая цифра встречалась бы только один раз.
От того, сколько клеток уже заполнено, зависит сложность игры. Некоторые головоломки можно решить за несколько минут, на другие можно потратить часы.
Правильно составленная головоломка имеет только одно решение.
Разновидности
Самой простой модификацией судоку является судоку «чёт-нечёт». В них некоторые клетки изначально выделены цветом, в этих клетках находятся или только чётные, или только нечётные цифры.
В последнее время появились модификации более сложные, чем 9 на 9 клеток. Существуют судоку с размерами 15×15 или даже 16×16, предназначенные для опытных игроков.
Кроме того, есть судоку, в которых указываются не отдельные цифры, а только суммы цифр в группах клеток; то есть само поле разбивается на прямоугольные блоки разных размеров и указывается сумма цифр, входящих в каждый блок.
Ещё один вариант судоку — с блоками не квадратной, а произвольной формы с тем же числом клеток. Для стандартного судоку 9×9 это блоки по 9 клеток.
Для детей делают судоку меньших размеров с полем 4х4 и блоками 2х2.
Также существуют диагональные судоку. В них, в отличие от обычных судоку, поле не делится на меньшие квадраты. Требуется, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и на двух максимальных диагоналях каждая цифра встречалась только один раз.
3 | 6 | |||
8 | 4 | |||
2 | 4 | |||
6 | 7 | |||
3 | 7 | 9 | 2 | 6 |
2 | 7 | 4 | ||
1 | 5 | |||
8 | 6 | 3 |
Существуют также судоку и с малыми квадратами, и с двумя максимальными диагоналями. В них для усложнения даётся меньшее количество первоначально заданных цифр.
Ещё существуют так называемые «мульти» судоку (встречается название «Судоку-самурай»), где головоломка состоит из нескольких судоку, которые пересекаются между собой.
Происхождение
Настоящую популярность судоку (Sūdoku) завоевала только в наше время, когда японский журнал Nikoli начал регулярно публиковать на своих страницах эту головоломку (с 1986 года). Тогда же она и получила своё сегодняшнее обозначение. С 2005 года британская газета «Таймс» ([1]) стала печатать судоку и прославила её по всей Европе. Сегодня судоку — это обязательный компонент многих газет. Среди них много изданий с многомиллионными тиражами, например немецкая газета «Цайт» (Die Zeit), австрийский «Стандарт» (Standard). Также публикуют судоку российская газета «Труд» и журнал «Всё ясно».
Математическая основа
Количество возможных комбинаций в судоку 9×9 составляет по расчётам Бертхама Фельгенхауэра 6 670 903 752 021 072 936 960.
Если обобщить судоку на случай доски N²xN², задача обобщённого судоку является NP-полной (к судоку сводится задача о заполнении латинского квадрата, см. доказательство).
Методы поиска решения
Для решения судоку (фр.) рекомендуется использовать карандаш, поскольку карандаш можно легко стереть в случае ошибки. Практика решения головоломки приходит постепенно.
Лучший способ решения — записывать числа-кандидаты в вершине левого угла ячейки. После этого можно увидеть именно те числа, которые должны занимать данную ячейку. Играть в судоку нужно медленно, так как это расслабляющая игра. Некоторые головоломки можно решить за несколько минут, но на другие можно потратить часы или, в отдельных случаях, даже дни. Правильно составленная головоломка имеет единственное решение.
Будьте последовательны. Проверяйте ваши действия время от времени. Ошибка в начале может привести к неверному решению всей игры. Если вы не находите правильного решения, попробуйте решить судоку позже. Иногда решение появляется внезапно, словно озарение.
Сначала смотрите на ряды, столбцы, и блоки 3×3 с наиболее заполненными квадратами: легче решить там, где вариантов меньше. При заполнении ячейки нужно проверить столбец, ряд и блок 3×3. Удостоверьтесь, что все другие 8 чисел не дублируются. Легче избежать ошибок в начале игры, чем когда в решенной загадке обнаружится противоречие. Если колонка и ряд имеют одну незаполненную ячейку, то заполняйте ее. При заполнении рядов и столбцов исключите числа, которые уже вписаны.
Когда в судоку несколько открытых ячеек в блоке 3×3 и только одна ячейка подходит для данного числа, то именно это число нужно записать в данную ячейку. Перед заполнением удостоверитесь, что число, которое вы вписываете в ячейку, не будет встречаться в другой ячейке по столбцу, строке и в блоке 3×3.
Когда в одном блоке 3×3 три любых ячейки имеют числа-кандидаты <1,2; 1,2; 1,3>, то число для третьей ячейки должно быть 3. Потому что, если бы это было число 1, то в одной из первых двух ячеек было бы число 2, а в другой не было бы ничего, но такого быть не может, все клетки должны быть заполнены.
Имеются две стратегии, используемые для увеличения скорости решения головоломки. Выберите число, которое было найдено для большинства строк, столбцов или блоков 3×3 в судоку. Для каждого блока 3×3, который не содержит это число, ищутся другие блоки 3×3 в том же самом ряде и столбце блоков 3×3, которые содержат это «наиболее решенное число» и в решаемом блоке, исключаются места, где это число, не может быть вписано в ячейку. Таким образом найдется единственная ячейка для этого числа.
Число 9 встречается 6 раз в шести блоках 3×3. Таким образом число 9 можно смело ставить в центральном нижнем блоке 3×3 в верхнем левом углу, а также во втором сверху правом блоке 3×3 в первой ячейке первого ряда. В центральном блоке 3×3 число 9 может стоять только в третьей ячейке второго ряда.
Середина верхнего ряда блоков 3×3 и середина нижнего ряда блоков 3×3 почти полностью заполнены. В середине верхнего блока три нерешенных числа — 1, 4, и 9. Анализируя такую ситуацию, можно вписать число 4 в центр блока, число 1 в правый верхний угол, а число 9 — в левый верхний угол. Аналогично можно поступить с нижним центральным блоком 3×3: в нем отсутствуют числа 6, 8 и 9. Ячейки заполняются последовательно: число 6 ставим в центр, число 9 в нижний правый угол, а число 8 в нижний левый угол.
Наиболее сложные судоку можно решать методом исключения «нить Ариадны», для этого на отдельном листе в клеточку записывается текущее положение дел, выбирается поле, в котором могут стоять только два числа, при подстановке которых определяется как можно большее число пар в других клетках. Выбирается одно из чисел пары и подставляется в черновик. С вероятностью 50 % решение заведёт в тупик — что означает, что выбранное число было неправильным. В таком случае нужно «смотать нить» — вернуться к «развилке» и выбрать и подставить другое число. Если не было допущено ошибок в решении, подставленное число будет единственным верным.
Настольная игра Судоку
Оказывается, что Судоку можно разгадывать не только на листочке или в интернете, но и играя в настольную игру. Как только издатели увидели потенциал в игре, так тут же перенесли бумажный вариант в настольный. Подобные игры были изданы по всему миру различными издателями и разработчиками (к примеру, известный разработчик настольных игр Reiner Knizia издал свой вариант этой замечательной логической игры). У нас в России можно встретить настольные Судоку от фирмы Астрель и польской компании Trefi. Более подробно о последней можно узнать в статье Судоку — тренировка для ума Также существует вариант настольного судоку из дерева (http://www.happygift.ru/gift.php?kod_groop=wund&kod=101416).
Версия для мобильных телефонов
Существуют несколько бесплатных версий игры для мобильных телефонов с
За 25 секунд родилась легенда. Как «крестный отец судоку» украл идею головоломки — и она понравилась миру
Основатель издательства Nikoli Маки Кадзи ушел из жизни в возрасте 69 лет. Его называли крестным отцом судоку — популярной головоломки с числами. Японец не придумал игру, но всего за 25 секунд придумал ей название и сделал популярной.
«Маки Кадзи, которого мы называли „крестным отцом судоку“ и который распространял в мире любовь к головоломкам, скончался в 22:54 10 августа 2021 года дома в Токио», — сообщили на сайте издательства.
Причиной смерти основателя издательства стала холангиокарцинома — рак желчных протоков.
Кадзи родился в 1951 году в Саппоро. Этот город находится на японском острове Хоккайдо. В старшей школе он увлекался теннисом, а интеллектуальными играми заинтересовался во времена студенчества. Кадзи недоучился в университете, устроившись на работу в полиграфическую компанию. В 1980 году он вместе с друзьями основал издательство Nikoli.
Немного из истории судоку
Головоломку с числами придумали не в издательстве Кадзи. Ее позаимствовали из американского журнала. В 1979 году архитектор Говард Гарнс представил судоку в издании Dell Pencil Puzzles and Word Games. Головоломку он назвал Number Place, что можно перевести как «место для цифры». На числовую игру обратил внимание Кадзи, которому такое название не понравилось.
«Я сразу увидел, что это очень интересная головоломка, решать ее — одно удовольствие. Но название Number Place меня как-то не зацепило — и я сочинил японский эквивалент», — рассказывал предприниматель в 2008-м.
Кадзи придумал фразу Suuji wa dokushin ni kagiru, означавшую «число используется только один раз». По его словам, он составил заголовок всего за 25 секунд, так как очень спешил на ипподром. Со временем длинное название сократили до судоку, где «су» означает число, а «доку» — одиночное.
В своем журнале Кадзи опубликовал судоку в 1984 году. Игра стала очень популярной в Японии. Затем новозеландец Вэйн Гулд написал программу для генерации головоломок. Несколько судоку он разместил в лондонских газетах в 2004 году.
Вскоре числовые головоломки стали разгадывать по всей Англии. Затем судоку стали публиковать в США и других странах. Головоломку до сих пор разгадывают по всему миру.
Судоку: изобретение великого математика
Название головоломки пришло из Страны восходящего солнца. Оно состоит двух японских символов: SU – число и DOKU – единственный. Изначально игра имела длинное название «Suuji wa dokushin ni kagiru», которое означало, что числа должны встречаться только один раз, но вскоре его решили сократить до «Su Doku».
ПО ТЕМЕ
Лучшие бесплатные игры: современные хиты
Пасьянс «Паук»: от Людовика XIV до наших дней
Любопытно, что родиной головоломки является не Япония, а Швейцария. Праобраз «Судоку» придумал швейцарский математик Леонард Эйлер, который жил в XVIII веке. Свое изобретение он назвал «Греко-римские квадраты» или «Латинские квадраты». Игровое поле имело 4 строки и 4 столбца. Вместо цифр использовались буквы греческого и латинского алфавитов. Первые четыре буквы греческого алфавита объединялись с первыми буквами латинского алфавита. Каждый из символов не должен был повторяться ни в строке, ни в столбце.
Головоломка «Судоку» была придумана швейцарским математиком Леонардом Эйлером. Фото: wikipedia.org
Лишь спустя два столетия игра была модернизирована американским архитектором Говардом Гарнсом. Он разбил сетку на девять блоков размером три на три, в каждом из которых теперь должно было стоять число, а не буква. Эти изменения значительно усложнили головоломку. Гарнс назвал такую игру «Number Place». Впервые она появилась в 1979 году в американском журнале «Dell Puzzle Magazine». Однако в то время читатели не заметили новую головоломку.
В 1984 году одно японское издание опубликовало «Судоку», и новая игра мгновенно приобрела невероятную популярность. Стали выпускаться отдельные сборники этой головоломки. В 2004 году игра впервые появилась в английской газете, и с тех пор головоломка распространилась по всему миру.
История судоку: как создавалась и развивалась известная головоломка
Что такое судоку
Судоку — это популярная числовая головоломка, которая берет свои корни с 18 века. Латинский квадрат (правильное название), или как его еще называют «магический квадрат», получил массовое распространение в 80–90-х годах прошлого века. Считается, что судоку развивает внимание, логическое и аналитическое мышление, а также является полезной формой досуга.
В классическом виде судоку представляет собой квадрат 9×9, разделенный внутри равными квадратами со стороной в 3 клетки. Таким образом логическая игра проходит на поле в 81 клетку. Уровень сложности головоломки зависит от количества вписанных цифр на начало игры и метода решения задачи. Цель игры заключается в том, чтобы расположить цифры в клетках таким образом, чтобы в каждой строке, столбце и малом квадрате они не повторялись.
Несмотря на кажущуюся однообразность игры существует масса разновидностей судоку. Помимо уровней сложностей, головоломка может иметь большее или меньшее количество клеток, разнообразные геометрические формы, дополнительные области и условия.
История судоку
Длинная и интересная история судоку — это загадка сама по себе. Название Sudoku происходит из Японии и состоит из японских символов Su (что означает «число») и Doku (что означает «единственный»). Однако головоломка не была изобретена в Японии. Судоку возникла в Швейцарии, а затем отправилась в Японию через Америку.
Судоку содержит свои глубокие корни в древних головоломках. На протяжении многих веков люди создавали их и решали.
Волшебные квадраты
Волшебные квадраты — это головоломки, которые связаны с упорядоченной последовательностью чисел в квадрате, пришли к нам из далекого прошлого.
Первое упоминание о «волшебном квадрате» встречается в Китае две тысячи лет назад. Эта головоломка — как численная, так и позиционная, так как цифры всех строк, столбцов и диагоналей квадрата должны складываться в одно и то же число. Как и в судоку, числа не должны повторятся. Цель головоломки — попытаться составить новый порядок чисел, чтобы решить головоломку, начиная с нуля. Считалось, что ее решения обладают мистическими свойствами и они стали частью китайского метода предсказания будущего.
Решение пазла 3×3 называется диаграммой Lo Shu, которая считалась подарком черепахи с реки Ло (у черепахи был волшебный квадрат, начертанный на спине). Это изображение впервые появилось в первом или втором веке н. э. Магический квадрат добрался до Европы из Китая через арабов, которые принесли с собой новости о китайском изобретении через Шелковый путь. Табиту ибн-Керре (девятый век н. э.) в Западный мир.
В Европе первое недвусмысленное появление квадрата встречается в гравюре Альбрехта Дюрера под названием «Меланхолия» в 1514 году, где четко показан магический квадрат 4×4.
Сумма чисел всех рядов, столбцов и диагоналей квадрата равна 34. Любой философ эпохи Ренессанса должен был знать и понимать свойства магических квадратов.
Китайский пазл
Стоит также упомянуть китайскую головоломку, которая состоит из девяти клеток с цифрами от 1 до 8 и одной пустой клетки.
Клетки должны сдвигаться по одной за раз, чтобы получить восходящую числовую последовательность цифр от 1 по 8. ПодобноСудоку, нужно найти стратегию, чтобы разместить клетки в определенном порядке.
Швейцарский гений
Великому математику Леонарду Эйлеру приписывают создание головоломки, которую мы теперь знаем как судоку. Он родился в швейцарском Базеле в 1707 году. После гигантского прорыва в математике, начатого Исааком Ньютоном и Готфридом Лейбницем, он объединил и освоил математические знания во многих областях. Эйлер переехал из Базеля в Санкт-Петербург, чтобы изучать там медицину, но стал главным математиком в Петербургской Академии. С 1741 году он провел 25 лет в Германии, а затем вернулся в Академию в России, где он умер в возрасте 75 лет. Леонарду Эйлер сделал важные открытия в математике.
Возможно, только как хобби, Эйлер разработал основы cудоку, которые он назвал «Греко-римские квадраты» или «Латинские квадраты». В них он использовал буквы, а не цифры.
Первые четыре буквы греческого алфавита α, β, γ, δ объединены с буквами латинского алфавита: a, b, c, d, так что каждая из них находится в каждой строке и столбце.
Французское решение
Огромное наследие Эйлера в области новаторских исследований было широко использовано математиками и учеными с тех пор, но головоломка, которую он создал, не была воспринята современниками.
Краткая и локализованная версия «Волшебных квадратов» появилась в газетах между 1890 и 1920 годами во Франции. Затем был разработан новый вариант, в котором некоторые цифры удалялись из «Волшебного квадрата», и нужно было выяснить, каких не хватает. Эта головоломка сильно отличается от обычного судоку.
Путешествие в Америку
Прошло еще пятьдесят лет, прежде чем головоломка была введена Говардом Гарнсом в американском журнале «Dell». Было введено новое правило, которое разбило сетку на 9 блоков 3×3, в каждом из них тоже должно быть уникальное появление каждого числа. Это сделало игру более сложной и интересной. Говард Гарнс назвал пазл «Number Place», когда он был впервые опубликован «Dell Puzzle Magazines» в Нью-Йорке в 1979 году.
Через Тихий океан в Японию
Переезд головоломки в Японию не заставил себя долго ждать. Хотя японцы, считают, что свойство самого японского языка заставило судоку претерпеть свою окончательную трансформацию.
Японский язык немного сложнее для кроссвордов, поскольку он символичен, а не фонетичен. Не так просто сделать сетку букв в кроссвордах на японском так же, как на английском. Таким образом, головоломка «Number Place» из журнала «Dell Puzzle Magazines» имела большой потенциал, как замена кроссвордов в японских газетах и журналах.
Американское название «Number Place» было переведено как: «Suuji wa dokushin ni kagiru», означающее, что числа должны встречаться только один раз, но его быстро сократили до «Su Doku» или «Number single». В апреле 1984 года головоломка была впервые напечатана в журнале «Monthly Nikolist», и вскоре ее разгадывание стало очень популярным занятием.
Японцы добавили еще один элемент в головоломку судоку. Они добавили правило, что расположение открытых цифр в сетке должно быть симметричным, а не просто случайным. Они также указали, что по крайней мере 32 цифры из 81 должны быть открыты, чтобы сделать достаточный уровень сложности. Хотя первая компьютерная программа для ее создания и решения была разработана в 1989 году, лучшие головоломки все еще считаются те, которые сделаны людьми.
Мировой феномен судоку
Путешествие судоку прослеживается из Китая, через Персию в Европу, а затем через Атлантику в Нью-Йорк. После того, как головоломка попала в Японию, она стала популярна в США и Европе, ее публикуют в газетах и журналах по всему миру. Судоку — одна из немногих головоломок, которые могут претендовать на то, чтобы быть поистине интернациональными по своей природе. Они не имеет никакого культурного багажа, а просто нуждается в логическом мышлении для их решения.
Разновидности судоку
Размер сетки
Оказывается, классическая головоломка 9×9 — это только начало. Нет ограничений на размер судоку. Вы можете сделать головоломку меньше и проще, или больше и сложнее, просто изменив размер сетки. Блоки судоку, в отличие от классического варианта 3×3, могут быть разных размеров, например: 2×3; 2×7; 4×5. Нет теоретического предела для размера сетки. Все те же стратегии используются для решения судоку разного размера.
Цвета, буквы, картинки и символы
Хотя в судоку нужно расставлять числа в нужные клетки, это не имеет никакого отношения к арифметике. Цифры от 1 до 9 могут быть заменены чем-либо, так, чтобы одно отличалось от другого. Для головоломки нужен набор из девяти различных объектов любого типа: цвета; буквы или фрагмента изображения.
Буквенные судоку
Если буквы используются вместо чисел, то в сетке могут быть скрыты слова, часто это слово из девяти букв в строке или столбце. Вот пример головоломки и ее решения, в которой скрытое слово находится в центральной строке.
Китайские числа
Существуют судоку, в которых вместо арабских чисел от 1 до 9 используются китайские числа от 1 до 9 (от 一 до 九).
Китайские фразы
Буквенные версии судоку могут быть на любом языке. Все, что для этого нужно — это фраза с девятью разными символами.
Абстрактные символы
В судоку используются астрологические символы знаков зодиака.
Мозаичные судоку
В обычной судоку все блоки головоломки имеют одинаковую форму — квадрата или прямоугольника. В мозаичной судоку блоки имеют разные формы, но каждая форма должна быть непрерывной и иметь такое же количество клеток, как и все остальные блоки. Стратегии для их решения нужно немного изменить. Например, стратегия «две из трех», которая так полезна для обычных головоломок, в этом случае нуждается в корректировке.
В следующем примере мозаичной головоломки блоки имеют разные цвета и симметричную структуру (180 °).
X-судоку
Возвращаясь к Эйлеру и истории судоку с магическими числами и латинскими квадратами, в его головоломках было правило для диагоналей, также, как для строк и столбцов. В X-судоку цифры от 1 до 9 должны также находиться в строках, столбцах и диагоналях сетки. Это правило дает дополнительное преимущество в решении головоломки.
Вместо заключения
Разновидности судоку отличаются по уровню сложности. Если игрок новичок, стоит начать с классического судоку, и постепенно переходить к более запутанным вариантам.
Судоку обычно решается в одиночку, но игра может быть развлечением и для всей семьи. Дети, вовлеченные в разгадывание головоломки, становятся ближе к родителям, повышается интерес к математике. Для семейных посиделок с судоку используется онлайн версия игры или судоку, распечатанное на листе бумаги. Досуг с судоку станет не только приятным, но и полезным времяпрепровождением в кругу семьи.