Что означает слово суббота
Значение слова «суббота»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СУББО’ТА [убо], ы, ж. [др.-евр. šabbath]. Название последнего, перед воскресеньем, дня семидневной недели.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
суббо́та
1. название шестого дня недели, предшествующего воскресенью ◆ Когда, наконец, они подъехали к квартире г-жи Петицкой, Николя прямо спросил её, что в какой день он может застать её дома. — В воскресенье, понедельник, вторник, середу, четверг, пятницу и субботу! — отвечала ему скороговоркой госпожа Петицкая. А. Ф. Писемский, «В водовороте», 1871 г. ◆ А признайтесь, сынки, крепко стегали вас берёзовыми и свежим вишняком по спине и по всему, что ни есть у козака? А может, так как вы сделались уже слишком разумные, так, может, и плетюганами пороли? Чай не только по субботам, а доставалось и в середу и в четверги? Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба», 1835—1841 г. ◆ Что нынче? суббота! ах, противная суббота! целая неделя до пятницы! И. А. Гончаров, «Пепиньерка», 1842 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сороковка (существительное):
Этимология слова суббота
Официальное научное объяснение слова «суббота» имеет различное происхождение, хотя основной является версия иудейского происхождения слова «суббота».
«Еврейское слово шабба;т (ивр. ;;;;;;; шаба;т) связано с корнем швт — «покоиться», «прекращаться», «воздерживаться»; в иудаизме — суббота, седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.
Еврейское название для субботы через латинское или греческое посредство вместе с христианством распространилось в Римской империи и по всей Европе. От ср.-греч. ;;;;;;;; и ср.-лат. sabbatum происходит русское и все славянские названия субботы: (чешский, словацкий, польский, словенский языки — sobota; белорусский, сербский, украинский — субота).
Той же традиции следуют романские языки: итальянский — sabato, французский — samedi, испанский и португальский — s;bado, румынский — s;mb;t;. Аналогично происхождение слова в чувашском — Ш;маткун (день «ш;мат»: ш;мат, кун [день]), армянский — (;;;;; — шабат;), грузинский (;;;;;; — шабати) и таджикский (шанбе) языках.
Первоначально у древних римлян этот день был посвящён Сатурну, отсюда происходит название этого дня в некоторых европейских языках.
В Европе ассоциация дней семидневной недели с семью классическими планетами, восходит, возможно, к эллинскому периоду. В Римской империи между I и III столетиями эта традиция укоренилась, постепенно заменив восьмидневную римскую неделю семидневной восточной. Ассоциация дней недели с соответствующим божеством является, таким образом, косвенной, дни названы по имени планет, которые были, в свою очередь, названы по имени божеств.
Таким образом, латинским именем для субботы было dies Saturni («День Сатурна»), которое вошло в древнеанглийский язык как Saeternesdaeg (в современном английском — Saturday). В германских диалектах Вестфалии, Нижней Саксонии, и в восточнофризском языке, где было сильным латинское влияние, суббота именуется Satertag, что также родственно голландскому Zaterdag.
Кельтские языки также называют этот день в честь Сатурна: ирландский — Satharn или dia Sathuirn, шотландский гэльский язык — Disathairne, валлийский — dydd Sadwrn, бретонский — Sadorn илиdisadorn.
Основанное на китайском корейское слово для обозначения субботы ;;; (то-йо-ил — «день земли») или, от присоединения китайского иероглифа ; — «земля», но также весома отсылка к иероглифам ;; (To-Sung ;;), что означает «Сатурн».
«Суббота» в буквальном переводе с японского, — «день земли», (;;;).
В Индии суббота Шанивар, по имени Шани, ведийского бога, чьим проявлением является планета Сатурн. В Таиланде, суббота названа на языке пали, и также означает Сатурн как планету.
В скандинавских странах суббота называется l;rdag, l;rdag, или laurdag, имя происходит от староскандинавского слова laugr/laug — «купание», таким образом L;rdag — двусоставное слово, означающее «банный день». Это название, вероятно, появилось из-за традиции викингов купаться по субботам.
Суббота официально именуется Samstag во всех немецкоговорящих странах: исключительно в этом варианте используется в Австрии, Лихтенштейне, в немецкоязычной части Швейцарии, в южной и западной Германии. Слово происходит от древневерхненемецкого sambaztac, непосредственно происходящего из греческого ;;;;;;;, в свою очередь вытекающего из еврейского ;;; (Шаббат). Второе имя субботы в Германии — Sonnabend, которое происходит от древневерхненемецкого sunnunaband, и тесно связано с древнеанглийским sunnan;fen. Это слово буквально означает «Канун (дня) солнца», то есть, «День перед воскресеньем». Наименование Sonnabend используется в северной и восточной Германии, и даже являлось официальным названием субботы в ГДР.
В западнофризском языке есть также два слова для обозначения субботы: saterdei (день Сатурна) — на «лесном фризском» и sneon — на «глиноземельном фризском», второе получено из snjoen, слова составленного из древнефризского sunne — «солнце» и joen —«канун».
На современном языке маори название субботы, «Рахорои», буквально означает «день стирки» — остаток эпохи английской колонизации, когда новообращённые христиане-маори выделяли в субботу время, чтобы постирать своё бельё и одежду для воскресного посещения церкви. Общее альтернативное имя у маори для именования субботы — «Хатареи».» [ВП].
«Любопытно, что само слово «неделя» калька с греческого apracos, т.е. не-делающий, не-дельный, праздный.» [1]
Совсем не так.
Apracos > nаprasnj/prazdnj – напрасный/праздный (слав.)(проп. n, редукция s/c; редукция z/c, пропуск d)
Существует 3 версии этимологии слова «суббота»:
1. от еврейского слова шаббат
2. от имени бога Сатурна
3. день омовения
Банный день у италиков
C*AARIDANS*C*EVTIVCAM*ПAAM
CEDEIIAU*ПVMAIIAV*TD*USTAA
MEN TVR*RERER*EUSAK*EUTIVCAR
C*CIUNIKIUS*MD*KCAUSSTVD*ПVMП
AIIS*TDUU;VM*EKAK*KVM BEN
NIEUS*TANCINVR*VПSANNAM
RERER*USURVM*ПDV8AT TER
Образец перевода этрускологами оскской надписи из г. Помпеи I век до н.э:
Оскский текст:
Транскрипция:
v;aadirans;v;eutiu vam;paam
vereiia;;p;mpaiianai;tr;istaa
men tud;de ded;e;sak;e;tiu vad
v;vi;nikiis;mr;kva;sstur;p;mpaiians
tr;;bum;e kak;k;m ben nie;s
tangi nud;;psan nam;
de ded;;s;dum;pr;fatted
«Вибий Адриан, сын Вибия, деньги, что он дал обществу молодежи города Помпеи, эти деньги В. Виникий, сын Мары, квестор помпейский, приказал потратить на строительство этого дома и утвердил это»
Перевод с помощью славянских языков:
Постройка бани в г. Помпеи
«Великий Адриан, великий явити вам баню, ввереную помпейцам. термальный источник именованный тут дело дедово. Её заключил, её дивную воду великий Виникий мастер, квестор помпейский, трибун, его как Куму (Лукумону) пчелы приносят, деньги надо. Написано нами дело дедово всюду одобрено»
Еще аналогия:
Транскрипция:
MARAS • STAIIS • BANTTIE •
LUСKIS • DEKITIS • MARAE
СIK TVRRAI • DVNUM • DED
«Марсу ставил Банный день.
Ручьи текати на маранные
щёки, отирания, дуновение делал.»
Ритуал омовения у осков статуи бога Марса.
Шабаш (от евр. Шаббат — суббота) — многозначное понятие:
1. Шабаш — тайные праздники и сборища нечистой силы.
2. Шабаш — отдых после работы (разговорное).
3. Шабаш — выходной день (устаревшее).
Слово шабаш связано с баней, но в средневековых поверьях слово «шабаш» получило понятие сборища ведьм и, очевидно, от того, что во время бани славяне хлестались берёзовыми вениками, а обнажённые женщины плескались с распущенными волосами как на картине Пластова. Откуда вполне понятно, почему обнажённые ведьмы с распущенными волосами летали на мётлах, которые ассоциируются с берёзовыми вениками.
Картина «Весна», Аркадий Пластов
Картина «После бани», Кароли Лотц
Очевидно, банные процедуры толковались средневековыми пастырями как идея распущенности и греховности, что и послужило рождению легенды о «сборищах ведьм» и процветанию антисанитарии в городах средневековой Европы.
картина «Святой Иаков и маг Гермоген»
На гравюре Питера Брейгеля Старшего «Святой Иаков и маг Гермоген» изображён шабаш ведьм.
Иногда библейское происхождение слов происходят от лукавого и не соответствуют действительности, а истинный смысл забывается под воздействием христианской идеологии.
Священные времена и суббота
Фрагмент новой книги «Закон Божий»
До революции в начальных и средних учебных заведениях обязательным предметом был Закон Божий. Теперь времена изменились, но люди стремятся самостоятельно или в воскресных школах изучить эту важнейшую дисциплину, помогающую прикоснуться к Священному Писанию и Преданию Церкви.
Получили широкую известность издания пособия по Закону Божию, подготовленные протоиереями Серафимом Слободским, Александром Введенским, Максимом Козловым. Перед Вами, дорогой читатель, совершенно новая книга. Авторы ее — представители двух поколений священнической династии Гумеровых: отец — насельник Сретенского монастыря иеромонах Иов и его сыновья — иереи Александр и Павел. Авторы надеются, что их книга поможет читателям войти в мир Православия, пробудит интерес к изучению основ христианской веры.
Предлагаем вниманию читателей портала Православие.Ru фрагмент главы «Религия в жизни избранного народа», посвященный священным временам и субботе.
Священные времена (праздники)
У древних евреев были дни будней и священные времена (праздники). Кроме ежедневного общественного богослужения у израильского народа были особые дни священных собраний, установленные в воспоминание великих благодеяний Божьих.
По духовному значению праздники имели отношение к прошедшему, будущему и настоящему избранного народа.
1.Отношение к прошедшему. Праздники не только были воспоминаниями священных событий, но и благодарственным прославлением великих милостей Божьих. Творец вспоминался каждую субботу (Исх 20, 11). Избавителя от египетского плена благодарили сыны Израиля в праздник Пасхи. Праздник Кущей напоминал о странствии в пустыне, о времени, когда Израиль был обручен Господу (заключен завет). Во дни праздника Пятидесятницы приносилось Богу благодарение за данное Им народу Синайское законодательство.
2. Праздники изображали полноту благодати и блаженства в будущем. Благодеяния в прошлом составляли для народа залог будущего, давали надежду конечного спасения. Так воспоминание об исходе возвещает новый Исход: придет день, когда Израиль будет освобожден окончательно. «Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (Ис 55, 12-13).
3.Праздники содержали требования праведной жизни и в настоящем. Они были днями радости. Но эта радость по представлениям благочестивых людей могла быть подлинной только тогда, когда она исходила из сердца сокрушенного и очищенного. «Израиль! о если бы ты послушал Меня» — сказано псалмопевцем на праздник Кущей (Пс 80, 9)
В праздник Очищения в избранном народе совершалось общее исповедание грехов.
Пророки постоянно напоминали, что не может быть радостным богослужение, совершаемое с неверным и неочищенным сердцем. «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших» — говорит Господь. (Амос 5, 21-22). Эти пророческие слова направлены не к упразднению праздников, а к полноте их смысла.
По периодичности праздники делились на еженедельные, ежемесячные, ежегодные и не ежегодные (имели период в несколько лет). По значимости праздники были великие (всенародные) и малые (не всенародные). По началу установления: древние и поздние.
Суббота
Еженедельным праздником в Церкви была суббота. Ее называли «царицей праздников». Славянское слово суббота восходит к еврейскому «шаббат» (покой).
Суббота древнее других праздников. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил» (Быт 2, 3). О том, что суббота была установлена прежде, чем была дана четвертая заповедь Синайского закона («Помни день субботний, чтобы святить его», Исх 20, 8.) свидетельствует Священное Писание. Еще до Синайского законодательства иудеи в пустыне Син, не дойдя еще до Синая, соблюдали субботу: «[Моисей] сказал им: «вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исх 16, 23).
Суббота была установлена не только в воспоминание и празднование седьмого дня после шести дней творения. Благословение седьмого дня соединилось с воспоминаниями избавления силой Божией евреев из египетского плена. Моисей говорит: «помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор 5, 15).
В силу особого значения субботы в жизни евреев слово «суббота» в Ветхом Завете иногда означает праздник вообще, то есть день покоя от всяких житейских дел (Лев 16, 31). Иногда суббота означала всю седмицу, как у христиан слово неделя относится не только к воскресению, но и ко всей седмице (Ин 20, 19).
В субботу все иудеи должны были пребывать в покое. Это распространялось и на скот. В субботу евреи должны были прекращать все ежедневные домашние труды, приостановка которых не влекла за собой никакого ущерба. Поэтому запрещались в субботу:
а) Готовить пищи (Исх 16, 23), разводить огонь в жилищах (Исх 25, 3).
б) Работать вне дома: сеять, проводить жатву, носить тяжести и совершать другие труды: «Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы» (Исх 34, 21). Пророк Иеремия увещевает евреев: «Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим» (Иер 17, 21-22).
г) Путешествовать (Исх 16, 29; Мф 24, 10), исключая те, целью которых было благочестие. Муж в Сонаме, где пребывал святой пророк Елисей, говорит жене: «зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота» (4 Цар 4, 23). Впрочем, был путь, который назывался субботний. В Деяниях апостолов читаем: «Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян 1, 12). Путь этот был не более двух тысяч четырехсот шагов. Мера эта определена не законом, который предписывал пребывать в субботу дома (Исх 16, 29), а раввинами. Считалось, что на таком расстоянии отстояла крайняя куща от скинии Моисеевой в стане Израильтян во время пребывания в пустыне.
д) Вести дела, связанные с гражданской службой. Не разрешалась даже защита против нападения неприятелей. При Маккавеях, когда враги, пользуясь субботним покоем иудеев, убили у них до 1000 беззащитных. После этого евреи умерили строгость закона: «И решили они в тот день и сказали: кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах» (1 Макк 2, 41).
е) Любые дела, которые могли помешать молитве и действию слова Божия на душу, а именно: игры, пляски, забавы, увеселения и все чувственные удовольствия. «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый Мой день, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе» (Исх 58, 13-14).
По духу закона, дозволялись иудеям дела крайней необходимости, которые без ущерба не могли быть отменены: поить животных (Лк 13, 15), извлекать их из ямы (Мф 12, 11), поднимать упавших от усталости, утоления и голода. Разрешалось тушение пожара.
В субботу приготовляемы были и полагаемы на жертвенник предложения новые двенадцать хлебов и новый фимиам для курения. Ежедневная жертва удваивалась: вместо одного агнца приносились в жертву два во всесожжение (Числ 28, 9).
Евреи считали, что и души людей, отошедших от телесной жизни, участвуют в священном покое субботы, наслаждаясь прохладою в этот день.
Господь обещает особую радость и благословление всем соблюдающим субботу (Исх 58, 13). Против нарушения субботы горячо восставали пророки (Иер 17, 21 и дал.; Иер 20, 12 и дал.). Во второй книге Паралипоменон (36, 21) указывается, что Бог в продолжение семидесятилетнего вавилонского плена дал земле отдых за субботы и субботние годы, которые народ не дал ей. Предсказано это было святым пророком Моисеем: «Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения [своего]; Когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит за субботы свои» (Лев 26, 34).
В субботу все должны были радоваться, запрещалось пребывание в скорби. Даже траур прерывался.
Постепенно, по мере нарастания в религиозной жизни Израиля формального, обрядового начала, празднование субботы стало отягощаться множеством регламентаций. Запрещалось даже делать добро в субботу. В глазах законников исцеленный Иисусом расслабленный нарушил субботу, потому что понес одр свой, на котором лежал (Ин 5, 9—10).
Но чем больше становилось запретов, тем изощреннее представители позднего раввинизма находили способы обходить их. Не считалась нарушением субботнего покоя работа одной рукой. В субботний день человек был ограничен в передвижениях. Но если в конце субботнего пути была спрятана еда, то, совершив трапезу, можно было пройти столько же. Запрещена была верховая езда, но если на осла положить мехи с водой, то препятствия к путешествию не было, так как считалось, что человек совершал поездку «на воде».
Иисус Христос обличал бездушный формализм фарисеев и книжников, обвинявших Спасителя в том, что Он нарушает субботу, исцеляя тяжко больных людей. Не отменяя закона, Господь ставил дела любви и милосердия к страждущим выше обряда: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2,27).
Своею крестною смертью и воскресением Иисус Христос отменил обрядовую субботу закона. «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питиё, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это тень будущего, а тело – во Христе» (Кол 2, 16).
СУББОТА
Смотреть что такое «СУББОТА» в других словарях:
СУББОТА — СУББОТА, субота, или церк. суббота жен., евр. по Ветхому Завету, седьмой, праздничный день недели (откуда и наше шабаш, шабашить), а затем и | всякий ветхозаветный праздник, иудейский праздничный день. День седьмый суббота, Исход. Субботы моя… … Толковый словарь Даля
СУББОТА — (греч. sabbaton день покоя, от евр. schabath покой, отдых). Древнейший еврейский праздник в воспоминание сотворения мира. По ветхому завету, седьмой праздничный день недели, по церковному счислению так и остался седьмым, а во гражданскому шестой … Словарь иностранных слов русского языка
суббота — См … Словарь синонимов
СУББОТА — [субота], субботы, жен. (др. евр.). Название последнего, перед воскресеньем, дня семидневной недели. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Суббота — «Ренганеши» (ресторан в Нью Йорке) субботней ночью, кар … Википедия
СУББОТА — Кормная суббота. Курск. Суббота перед 26 октября, в которую было принято кормить нищих. СРНГ 14, 338. Красильная суббота. Разг. Устар. Яросл. Последняя суббота перед Пасхой, когда красят яйца. БМС 1998, 556; ЯОС 5, 85. Красная суббота. Публ.… … Большой словарь русских поговорок
Суббота — (др.евр. – покой, отдых) – шестой день недели. Это день окончания творения мира Богом. Когда то у евреев это был еженедельный праздник, установленный Моисеем. В этот день воспрещалась всякая работа. В первые века распространения христианства… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Суббота — еженедельный праздник древних евреев. Моисей, называя С. знаком завета избранного народа с Иеговой (Исх. XXXI, 13, 16), настаивает с особенной силой на хранении субботних законов и определяет смертную казнь за их нарушение (Исх. XXXI, 14 15; XXXV … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
суббота — седьмой день недели, день отдыха А. Суббота в Ветхом Завете 1. Субботний день отдыха а. Бог почил в день седьмой: Быт 2:2,3 б. Израиль соблюдал его еще до того, как был дан закон: Исх 16:23,25 в. Законы о седьмом дне четвертая заповедь: Исх 20:8… … Библия: Тематический словарь
СУББОТА
Смотреть что такое «СУББОТА» в других словарях:
СУББОТА — СУББОТА, субота, или церк. суббота жен., евр. по Ветхому Завету, седьмой, праздничный день недели (откуда и наше шабаш, шабашить), а затем и | всякий ветхозаветный праздник, иудейский праздничный день. День седьмый суббота, Исход. Субботы моя… … Толковый словарь Даля
СУББОТА — (греч. sabbaton день покоя, от евр. schabath покой, отдых). Древнейший еврейский праздник в воспоминание сотворения мира. По ветхому завету, седьмой праздничный день недели, по церковному счислению так и остался седьмым, а во гражданскому шестой … Словарь иностранных слов русского языка
суббота — См … Словарь синонимов
СУББОТА — СУББОТА, ы, жен. Шестой день недели, перед воскресеньем. Родительские субботы (у верующих: субботние дни, в к рые по установлению церкви совершается поминовение умерших). | прил. субботний, яя, ее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
Суббота — «Ренганеши» (ресторан в Нью Йорке) субботней ночью, кар … Википедия
СУББОТА — Кормная суббота. Курск. Суббота перед 26 октября, в которую было принято кормить нищих. СРНГ 14, 338. Красильная суббота. Разг. Устар. Яросл. Последняя суббота перед Пасхой, когда красят яйца. БМС 1998, 556; ЯОС 5, 85. Красная суббота. Публ.… … Большой словарь русских поговорок
Суббота — (др.евр. – покой, отдых) – шестой день недели. Это день окончания творения мира Богом. Когда то у евреев это был еженедельный праздник, установленный Моисеем. В этот день воспрещалась всякая работа. В первые века распространения христианства… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Суббота — еженедельный праздник древних евреев. Моисей, называя С. знаком завета избранного народа с Иеговой (Исх. XXXI, 13, 16), настаивает с особенной силой на хранении субботних законов и определяет смертную казнь за их нарушение (Исх. XXXI, 14 15; XXXV … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
суббота — седьмой день недели, день отдыха А. Суббота в Ветхом Завете 1. Субботний день отдыха а. Бог почил в день седьмой: Быт 2:2,3 б. Израиль соблюдал его еще до того, как был дан закон: Исх 16:23,25 в. Законы о седьмом дне четвертая заповедь: Исх 20:8… … Библия: Тематический словарь