Что означает слово срезал в рассказе срезал
Какое значение имеет слово »срезал» в рассказе Шукшина «Срезал»?
Эх. Ну что же такое посоветовать для обывателей седьмого класса?
Презентую шикарное произведение. «451 по Фаренгейту»-книга, показывающая нам жизнь такой, какой она была бы без книг. Жизнь, наполненная эмоциональной дисфункцией, минимальности общения и опасность в бытовой жизни.
Бажов Малахитовая шкатулка для читательского дневника
В сказке «Малахитовая шкатулка» повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков. В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина. В Малахитовой шкатулке, автор Бажов, выразил свой восторг и восхищение теми людьми, которые не продадут свою совесть и душу ни за какие богатства. Человеческая честь – неподкупна!
Смысл сказа кроется в чистой и неприкосновенной совести многих уральских женщин. Это произведение Бажова наставляет будущее поколение жить верой и правдой. А ложь, непременно вылезет наружу. Честь и достоинство человека в этом произведении оказалось превыше всего.
Краткое содержание Бажов Малахитовая шкатулка
Одной уральской женщине, которую звали Настасьей, досталась от покойного мужа Степана шкатулка. В шкатулке хранились изделия из драгоценных камней, сделанные настоящими мастерами. Богатые купцы не оставляли её в покое своими уговорами о продаже шкатулки. Настасья знала цену этим богатствам и не поддавалась уговорам неуёмных торгашей, поэтому с продажей драгоценной шкатулки не торопилась. Этого также не хотела её дочь Танюшка. Она любила забавляться с красивыми украшениями, которые подходили ей, как никакой другой девушке. Красили девушку не только дорогие каменья, но также изящное ремесло, которому научила её нищая старая женщина. Но, пришло горе, случился в доме пожар. Малахитовую шкатулку пришлось продать. В итоге, оказались Степановы украшения в руках барина – хозяина местных заводов. А когда он увидел Танюшку, местную рукодельницу, то пожелал на ней жениться. Она и так была красива, а украшения её отца ещё больше украсили девушку. Но, молодая девушка, поставила заводчику условия, что выйдет замуж только тогда, когда он покажет ей в царских палатах саму царицу. В Петербурге барин всем расхвастался о своей необыкновенной невесте. Царице самой стало интересно посмотреть на диво, и она устроила приём знатных гостей. Барин Турчанинов обещал встретить у порога царского двора уральскую красавицу, но в последний момент, увидев идущую к крыльцу Танюшку в простом небогатом и скромном одеянии, струсил и обманул её. Спрятавшись, от казавшегося ему стыда, он упустил важный момент. Сказочная героиня разоблачила нечистые намерения барина и, войдя в колонну, исчезла. Исчезли также драгоценные камни, которые растаяли в нечестивых руках Турчанинова.
Краткий анализ рассказа Шукшина «Срезал»
Автор: Guru · Опубликовано 31.05.2017 · Обновлено 30.10.2017
Василий Макарович Шукшин – необыкновенный советский писатель. Главными героями его произведений являются «чудики». Такой типаж для своих образов писатель выбрал не случайно: «В дурачке, который ходит у нас по улице, больше времени—эпохи, чем в каком-нибудь министре» — говорил он. И действительно перед нами простой деревенский житель, «добрый малый». Он наивен, смешон, но обладает большим добрым сердцем. Однако в рассказе «Срезал», автор и сам почудил над персонажем и сотворил злого, завистливого и заносчивого «чудика».
Смысл названия
Под словом «срезать» главный герой подразумевал умение опустить в глазах окружающих якобы зазнавшегося успешного человека, который приехал из города, чтобы похвастаться своими достижениями и карьерой. Каждый раз Глеба Капустина приглашали односельчане на вечер к какому-то важному лицу, чтобы он, как человек умный и начитанный, объяснил, что эти граждане ни в чем толком не разбираются.
Деревенский правдоруб пускал пыль в глаза, высказывал псевдо умные сентенции, как, например, «проблема шаманизма на северных территориях». Все это он вычитывал из газет, запоминал, но не понимал, о чем говорится в статьях. Эрудит усваивал только внешнее проявление учености. Свое увлечение окунуть гостя в грязь лицом он объяснял так: «Люблю по носу щёлкнуть — не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищи…». То есть, сам он своего нахальства не видел, зато охотно примечал его в каждом приезжем горожанине. Значение слова «срезал» применительно к содержанию рассказа раскрывается в обыденном смысле глагола. В селе срезали созревшие колосья. Поэтому поведение Капустина соседи так и прозвали, ссылаясь на свой повседневный опыт работы в поле.
Главные герои
Проблемы
В творчестве Шукшина довольно серьезная социальная и нравственная проблематика. Во-первых, он выдвигает на первый план недостаток образования в селе, где жители не отличают знаний от громких слов. От этого невежества они ожесточаются и не принимают чужого успеха, желают унизить и освистать действительно умного человека. Но автор винит в этом не столько их самих, сколько саму систему образования в сельской местности, которая не развивает личность, а обучает лишь механическому сельскохозяйственному труду. Во-вторых, очевиден конфликт личности и толпы, где последняя пытается изгнать из себя чужеродный элемент. Это проблема зависти, которая толкает людей на подлость. В-третьих, сам Капустин демонстрирует нелепые предрассудки и несовершенство самообразования, которые формируются в среде, неблагоприятной для совершенствования интеллекта.
Смысл рассказа
Основная идея в рассказе Шукшина «Срезал» – это осуждение зависти по отношению к людям, добившимся каких-то значимых высот. Ведь Глеб Капустин, используя свой подвешенный язык, но, не обладая весомыми знаниями (его кругозор был ограничен лишь обрывочными сведениями, выуженными из журнала «Вокруг света»), пытался возвысить себя над умными состоявшимися специалистами с настоящим багажом знаний. И, как казалось самому Капустину, ему это с лихвой удавалось. Смысл, заложенный автором, заключается в том, чтобы показать читателям, до какой бестактности может довести их раздутое самомнение, и как невежественному человеку сложно понять, где кончается знание и начинается словоблудие.
Критика
В свое время образы двух главных героев профессора-кандидата и «начитанного» деревенского жителя стали поводом для литературных полемик. Причем большое внимание уделялось обсуждению деревенского чудика, нежели профессору наук. Такой подход очевиден, ведь в поведении приехавшего кандидата невозможно найти какого-то пренебрежительного отношения к окружающим.
Например, рецензент А. Урбан выделил на основе представленного типажа Капустина новую социальную группу «пустословов», которые появились в СССР в результате информационного бума, когда особенно развились СМИ и почта. Исследователь литературы В. Коробов, соглашаясь с Урбаном, рассуждал, что поведение Глеба не безосновательно: он мог не единожды терпеть насмешки и снобизм горожан, поэтому его месть вызвала такой отклик у односельчан. Критик В. Апухтина отметила, что главный герой, подобно религиозному фанатику, считает себя носителем высшей справедливости. Есть в нем что-то и от Раскольникова, который считал, что вправе судить других людей (об этом пишет Л. Бодрова). Литературовед В. Яранцев сравнивал Глеба со Стенькой Разиным и другими народными бунтовщиками, которые возмутились против социального неравенства. В его комическом порыве самоутвердиться рецензент угадывает стремление к высшей справедливости и преодолению культурной пропасти между городом и селом.
Рассказ «Срезал» интересует и лингвистов, которые разбирают ораторские приемы Капустина. В них они видят агрессивное речевое поведение, характеризующееся софистическими оборотами, подтасовкой фактов, провокациями и т.д. Подробно об этом писали Н. Голев и Ю. Щербинина.
«Срезал» Шукшина: краткое содержание и анализ рассказа. 6 класс
В.М. Шукшин. «Срезал». Краткое содержание рассказа, пересказ. Читать полностью. Слушать аудиокнигу. Литература, 6 класс. Анализ рассказа: тема и смысл произведения.
«Срезал» — рассказ Василия Шукшина, написанный в 1970 году. В произведении рассказывается, как деревенский пустослов «поставил на место» приехавшего из города кандидата наук потоком бессмысленных вопросов и критики.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Полный текст рассказа «Срезал» можно найти в библиотеке Максима Мошкова.
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Краткое содержание
В деревню к матери приезжает из города сын — Константин Иванович Журавлев. Он кандидат наук, как и его жена. Работает на филфаке. В деревне таких людей называют «знатными».
Вечером вместе с другими гостями к Журавлевым заходит Глеб Капустин, известный умением «срезать» любого умника ехидными замечаниями. Деревенские мужики с интересом ждут, что скажет Глеб на этот раз.
Капустин пытается сбить кандидата наук с толку «умными», как ему кажется, вопросами: «как сейчас философия определяет понятие невесомости?» и «как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?».
Константин с женой Валей поначалу смеются на глупыми вопросами. Городской гость коротко отвечает Глебу, что вопросами невесомости философия не занимается, а никакой проблемы с шаманизмом нет.
Глеб продолжает наступление: а что если внутри Луны живут разумные существа, как с ними контактировать? «Петухом петь?» — издевательски спрашивает он у кандидата наук.
Затем он начинает осыпать Константина ехидными замечаниями, цепляется к словам, перебивает и критикует за «отрыв от народа»: «Люблю по носу щелкнуть — не задирайся выше ватерлинии!».
С ощущением собственного превосходства Глеб уходит. И долго еще в деревне поговаривают о том, как ловко он «срезал» кандидата наук и его жену. «Дошлый, собака», — говорят о Капустине односельчане. Но все-таки в деревне Глеба не любят, ведь жестокость вообще не любит никто и нигде.
Анализ рассказа «Срезал»
Тема рассказа — торжество наглости и глупости над настоящим умом.
Обычно деревенский «чудик» в произведениях Шукшина — человек добрый, но здесь от лица «простого народа» говорит дурак и демагог. Главное удовольствие для Глеба Капустина — унизить другого, показать свое превосходство. Как и любой глупый человек, он не осознает своей глупости. Глеб, вероятно, завидует более образованным и состоявшимся в жизни людям, а потому считает важным приструнить их, «щелкнуть по носу».
Для кандидата наук Константина Ивановича и его жены очевидна безграмотность Капустина и нелепость затеянной им «дискуссии». Но необразованные деревенские мужики в итоге решают, что спор выиграл Капустин: он не давал собеседнику вставить ни слова.
Шукшин не понаслышке знал, что не все сельские жители хороши от природы. Некоторые выходцы из деревни получают образование: становятся летчиками, офицерами, учеными… Но большинство так и остается необразованной толпой, готовой слушать демагога и смеяться над умным человеком.
И все-таки деревенский народ не любит злых и жестоких людей. А значит, есть надежда, что агрессивные дураки вроде Капустина не заставят остальных жить по своим правилам.
В чем смысл названия рассказа «Срезал» Шукшина?
Какой смысл названия рассказа Шукшина «Срезал»?
О чем заставляет задуматься рассказ?
В данном рассказе мы наблюдаем жизнь мужчины у которого хоть и есть семья, но его отношение к людям презренное. Пусть и несмотря на то, что у него есть семья. Нашлись однако люди, которые смогли с ним ужиться.
По своей сути мужчина толком ничего не знает, а спорит с кем только получится. И все время он подбирал способ разговора таким образом, чтобы стоять психологически выше. Он постоянно острил, пытался переговорить собеседника, говорил глупости чтобы высмеять чужую мысль и так далее. Коротко говоря делал так, чтобы выставить собеседника ниже по уровню образования и мышления. Однако на самом деле это всего лишь способ поднять самооценку. Ни в каких спорах и рассуждениях он так и не оказался прав. Все его победы были ложными, ведь собеседникам проще было не спорить с дураком.
Так вот смысл названия в том, что слово «срезал» означает что-то типа уделал, одержал верх, переспорил и так далее. Но это не означает, что тот кто срезал на самом деле прав.
Да какой же тут «философский спор»..
Насколько помню жил в одной деревне мужичок..
Никуда он не выбился, жил да жил..
Но был завистлив и злобен, желчный..
Приезжает в деревню человек из города, он многого добился, он уважаемый, хороший специалист, например учёный..
И встречают его бывшие односельчане, накрывают стол, они радушны..
Он своими дурацкими вопросами ставит гостя в тупик..
Не зря говорят, что один дурак задаст столько вопросов, что и сто умных не ответят..
А этот мужичок особенный «специалист» в подколах..
Вот он вводит своими вопросами приезжего, «лажает» в глазах деревенщины..
Вот для них и «развлечение»..
Заодно большинство из них тоже завистливы, но не добились такого, им приятно как «выскочку» «опускают»..
Представление закончилось, все довольные расходятся..
Но. в конце фраза: «Но в деревне его [того мужичка] не любили..
Нравится, когда кого-то травят (особенно когда ему завидуешь),но не нравится, когда тебя будут травить..
Т.е. выпускали как бультерьера, но держались сами от этого бультерьера..
Необычное название имеет рассказ «Срезал». Его главный герой- простой деревенский работяга. Его имя- Глеб Капустин. Он настоящий неудачник, мучающийся от ощущения собственной никчемности и черной зависти. Его скудные знания были взяты из газет с нередко недостоверной информацией, которую он даже не понимал. Он стал злым вследствие своей неспособности состояться в жизни. Его терзает чувство собственной неполноценности.
Любого успешного собеседника осмеять, запятнать, унизить старается он при любом удобном случае – т.е. «срезать». Отсюда происхождение названия рассказа. «Срезал»-это произведение о негативной жизненной позиции людей. Капустин демонстрирует окружающим собственную зависть, глупость, подлость, когда он «срезает» других людей.
В рассказе описывается философский спор двух уважаемых людей. В этом споре один их мужчин применил технику спора под названием «Срезал», тем самым в споре победил.
Рассказ заставляет задуматься о применимых в своей жизни способах техники «Срезал» и как, вообще, конструировать тезисы по этой технике. Ну и как противостоять- тоже интересно.
Например, один из самых простых вариантов противостояния- никогда не отвечать на вопрос, задавая вопрос самому в каждой реплике. Впорос срезать не так просто.
Главного героя рассказа Шукшина «Чудик» зовут Василий Егорович Князев. Это простой человек, киномеханик из сельского клуба. За его странности он был прозван Чудиком.
Автору импонирует честность героя, его непосредственность, способность радоваться простым вещам.
К таким людям, как Чудик, писатель испытывает и некоторое сочувствие, ведь они не поняты окружающими и часто сами тяготятся своей непохожестью на других людей.
Рассказ Шукшина «Критики» заканчивается тем, что дедушку уводит милиционер, а Петька плачет. Напишем продолжение этой истории:
Петька проплакал всю ночь, а утром за завтраком сидел очень грустный, с опухшими от слез глазами.
Мама пыталась его растормошить, говорила, что ничего страшного не случится, если дед проведет ночь в вытрезвителе, что там он уже пришел в себя и скоро его отпустят.
Петька молча слушал, что говорила ему мать, а потом сказал:
-Когда я вырасту, а вы станете старенькими, я тоже вас буду в вытрезвитель сдавать, раз от этого только польза будет.
Мама растеряно замолчала, а городская тетя хмыкнула:
Петька выскочил из-за стола и убежал на улицу. А мама долго о чем-то говорила с отцом и тот кивнул, быстро собрался и уехал.
Вскоре сидевший во дворе Петька увидел как к подъезду подкатила машина и оттуда вышел папа, а за ним дед.
Мальчик подбежал к деду и уткнулся ему в живот. он снова плакал.
Урок по теме»В.М. Шукшин.Рассказ «Срезал»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока «В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев.
Учитель Степанова М.Ю.
совершенствовать умение анализировать художественное произведение, оценить авторскую позицию и образно – символическую насыщенность повествования,
исследовать проблемы социального и нравственного зла,
выявить причины падения нравственного уровня в народе, выяснить нравственные основы, определяющие способность человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными.
развивать ассоциативное и творческое мышление;
развивать коммуникативные способности учащихся.
формировать у учащихся высокие нравственные качества: доброту, нетерпимость ко злу во всех его проявлениях, чувство единения с окружающими людьми.
Ребята, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: что вы гении,
Но без труда – талант не впрок.
Мы вместе сотворим урок. Я готова продуктивно сотрудничать с вами
Давайте внимательно посмотрим на тему нашего урока
Как бы вы сформулировали цель своей учебной деятельности на уроке? Что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть поставленной вами цели?
Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством В,М. Шукшина и проанализируем рассказ «Срезал».
2. Изучение нового материала (сообщения учащихся о детстве, юности и начале творческого пути писателя.
Дома вы готовили сообщения о детстве, юности и начале творческого пути писателя.
Рассказ учителя о В.М. Шукшине с включением сообщений учащихся.
Ребята, вы должны составить план в тетрадях о жизни и творчестве В.М. Шукшина.
А теперь зачитайте план, который у вас получился после прослушивания учителя и сообщений ребят
3.Анализ рассказа «Срезал»
Анализ рассказа «Срезал»
-. Сейчас на примере произведения «Срезал» мы проследим своеобразие рассказов Шукшина и заполним таблицу.
2.Портрет.Чьими глазами он дается?
3.Черты характера героя
4.Оценка психологического состояния героя в ключевых фрагментах
Ребята, как называется рассказ?
Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.
— Что говорят нам словари? (ученики ищут значение слова «Срезал»)
СРЕЗАЛ Значение слова срезывать: или срезать, срезать что, отрезать сверху или снаружи. Верхушку дерев срезывают, чтоб ком густел. Срежь мне горбушку хлеба. Срезать кого с бирки, рассчитаться, или простить долг; срежу тебя! угроза неплательщику: пристыжу. С ног срезать кого, нечаянностью сильно смутить, огорчить, озадачить, огорошить, поразить. Срезать словом, резко ответить, огорошить. Срезаться на чем, попасть впросак, дать промаха, потерпеть сильную неудачу, позор. Хотел похвастать, да срезался. (словарь В. Даля)
СРЕЗАТЬ, срежу, срежешь; срезанный; сов. 1. см. резать. 2. что. Отрезать или обрезать сверху, с краев. С. ветку. 3. перен., что. Сократить, уменьшить, урезать (во 2 знач.). С. фонды, ассигнования. 4. кого (что). Оборвать, резко прервать (говорящего). С. обидным замечанием, произв. Срезаться. Потерпеть неудачу, провалиться (в 3 знач.). С. на экзамене. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)
Обрезать верхнюю часть чего-л. б) Отделять резанием; отрезать. в) Спиливать, срубать. 2) а) перен. Убивать выстрелом. б) разг. Ставить в крайне тяжелое, затруднительное положение; губить. 3) перен. разг. Уменьшать, сокращать, урезывать. 4) перен. разг. Обрывать резким замечанием, приводить в замешательство; конфузить. 5) перен. разг. Проваливать на экзамене. 6) перен. Бить по мячу резким ударом, направляя его вбок, по косой (в спортивной игре). 7) перен. Перекладывать верхнюю часть стасованных карт вниз перед сдачей (в карточных играх). (Т. Ф. Ефремова. Современный толковый словарь русского языка)
Почему это название кажется необычным? В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.
– О каком главном событии повествует автор? Как он это делает?
Что мы узнаём о Глебе Капустине? Как описана внешность Глеба Капустина?
– “ о том, как Глеб Капустин пытался срезать кандидата-филолога”;
– “ о том, как Глеб Капустин не может сделать свою жизнь лучше и поэтому мстит состоявшимся людям, приезжающим из города в их деревню”.– “О невежественном Глебе Капустине, который само утверждается за счет образованных людей”;
– “ о душевной травме Глеба Капустина”;
– “ о том, как деревенские унижают городских”;
– ” о том, как необразованный деревенский мужик задавал глупые вопросы образованным людям с целью их опозорить перед односельчанами”;
– “ об обычной жизни в обычной деревне”.
– “ В людях надо видеть не только плохие, но и хорошие качества”;– “автор сожалеет о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу”;
– “ учит не завидовать другим”;
– “ главное в человеке не внешнее благополучие, а социальное положение и внутренние качества”;
– “ никогда не надо унижать других”;
— Проанализируйте обвинительную речь Капустина в адрес кандидата. Можно ли назвать её образцом идеологической проработки? Почему? Докажите. Каким видим мы здесь Глеба Капустина?
Зачитывают учащиеся цитаты в процессе заполнения таблицы