Что означает слово сравнение в биологии
Основные генетические понятия и символика
Содержание:
Определения и понятия в генетике
Генетика, как одна из отраслей научного знания, оперирует множеством терминов. Рассмотрим основные:
Генетика, основные термины и понятия | |
Ген | — минимальная структурная и функциональная единица наследственности. Практически это участок ДНК, задающий последовательность аминокислот в одном белке либо кодирующий последовательность нуклеотидов в РНК. Современное представление о гене значительно расширилось, по сравнению с началом минувшего века. |
Аллели | — варианты одного гена, его различные проявления или формы. Они возникли в результате мутаций. Расположены в одинаковых участках гомологичных хромосом. Аллели определяют альтернативные варианты проявления одного и того же признака. Например, голубые или карие глаза, русые или каштановые волосы. Количество аллелей конкретного гена у одного живого организма всегда равно двум. |
Локус | — участок расположения конкретного гена в хромосоме. |
Доминантный ген | — такая аллель, которая определяет проявление признака в гомо- и гетерозиготном состоянии. Признак, в этом случае, называют доминантным. |
Рецессивный ген | — аллель, определяющая проявление признака только в гомозиготном состоянии. Признак является рецессивным. |
Доминирование | — такое взаимоотношение между аллелями одного и того же гена, при котором доминантный ген подавляет рецессивный. |
Гомозигота | — клетка (организм), имеющий две одинаковых аллели одного гена. |
Гетерозигота | — клетка (организм), который обладает разными аллелями одного гена. |
Гомологичные хромосомы | — расположены в одной паре, несущие аллельные, отвечающие за один признак гены в одинаковых локусах (местонахождениях). |
Кариотип | — набор всех хромосом организма. |
Генотип | — совокупность всех аллелей одного организма. |
Генофонд | — сумма аллелей популяции. |
Геном | — набор генов в клетке организма. Это характеристика вида, а не особи (как генотип). |
Наследственность | — свойство живых организмов сохранять и передавать потомству основные черты строения, обмена веществ, индивидуального развития. |
Изменчивость | — способность организмов приобретать новые признаки под влиянием различных воздействий. |
Фенотип | — совокупность свойств организма, которые возникли в результате взаимодействия генотипа конкретной особи и окружающей ее среды обитания. Это внешние и внутренние признаки организма, развившиеся на базе генотипа под постоянным воздействием внешних условий. |
Генетическая символика:
Генетическая символика широко используется для записи результатов скрещивания (гибридизации), решения теоретических и практических задач. Например, при покупке семян сельскохозяйственных культур для посева, надо обращать внимание на значок F1. Он означает, что это гибрид первого поколения, полученный при скрещивании родительских форм.
Этот потомок будет обладать ценными характеристиками, ради которых его получали (высокой урожайностью, транспортабельностью и др.). Однако, при посеве семян, собранных с гибридов первого поколения, можно уже не получить растения с нужными свойствами.
Сравнение
* Сравнение в ряде социальных наук и в философии — познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов.
* Сравнение по модулю натурального числа — понятие, на котором основана модулярная арифметика, применяющаяся во многих областях математики.
* Сравнение в программировании — общее название ряда операций над па́рами значений одного типа, реализующих математические отношения равенства и порядка.
* Сравнение в стилистике и литературе — фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
* Сравнение в лингвистике — синтаксическая конструкция, использующаяся для выражения сравнения.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Надёжностью называется один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида надёжности — надёжность как устойчивость и надёжность как внутреннюю согласованность.
В обучении машин и распознавании образов признак — это индивидуальное измеримое свойство или характеристика наблюдаемого явления. Выбор информативных, отличительных и независимых признаков является критическим шагом для эффективных алгоритмов в распознавании образов, классификации и регрессии. Признаки обычно являются числовыми, но структурные признаки, такие как строки и графы, используются в синтаксическом распознавании образов.
Что означает слово сравнение в биологии
Простой учебник, чтобы легко выучить и сдать.
Будут учебники и по другим предметам!
Читайте главы здесь и у меня на странице (можно добавляться в друзья и спокойно читать).
Как ученые изучают природу и жизнь
Наблюдение:
Рассмотрение особенностей живых организмов невооруженным взглядом, либо через увеличительные приборы. Например, жуков можно рассмотреть и через лупу (увеличительное стекло). А для исследования меньших организмов используют микроскоп и электронный микроскоп для увеличения в миллионы раз.
Описание:
Письменный отчет об увиденном при наблюдении.
Измерение:
Размеры, количество и подсчет других особенностей, встреченных при наблюдении.
Эксперименты:
Проверка различных идей и наблюдений под контролем исследователя. Например, какой цвет чаще выбирают пчелы, в какой среде лучше размножаются бактерии и т.д.
Сравнение:
Результаты экспериментов и наблюдений сравниваются между собой, чтобы выяснить истину.
Моделирование:
Создание компьютерной модели живых организмов или их частей, чтобы понять их особенности, поведение и способы влияния на них.
Если обобщить, то ученые стараются понять, как устроен мир, а также какое влияние на него может быть полезно человечеству.
Вам будет также необходимо внимательно наблюдать, запоминать и сравнивать живых существ между собой.
Что можно назвать живым организмом
Деление клетки происходит таким образом:
1. Сначала наследственный материал в ядре, который называется хромосомы, удваивается (появляется два одинаковых набора хромосом)
2. Затем разделяется цитоплазма
3. И вот уже одна новая клетка отделяется от старой.
Клетки делятся, организм растет.
Продолжу с более серьезного материала за шестой класс (с большей детализацией):
Кстати, можно добавляться ко мне в друзья и спокойно читать все выпуски 🙂
Строение клеток растений
Помимо основных частей клетки (ядро, цитоплазма, вакуоль, клеточная мембрана), которые есть у любого живого организма, у клеток растений присутствуют пластиды.
Бесцветные пластиды (лейкопласты) накапливают питательные вещества.
Общее о животных
Животных на Земле более 1,2 миллионов видов.
Одних насекомых известно более миллиона видов.
Рыб и других морских животных около 100 тысяч.
И ученые постоянно открывают все новые и новые виды.
Животные живут во всех возможных средах (ссылка на среды в 5-м классе)
Некоторые животные одноклеточные (простейшие и видны только под сильным увеличением) другие гигантские, как например, киты, которые достигают 30 с лишним метров в длину.
Животные имеют много ролей в природных сообществах, одни являются опылителями растений, другие переносят в себе или на себе семена растений на дальние расстояния, третьи (как например, хищники), регулируют количество других животных и т.д.
Биология сравнительная
Биология сравнительная * біялогія параўнальная * comparative biology — использование современных методов биоинформатики для сравнения особей разных видов (их строения, развития и свойств).
Смотреть что такое «Биология сравнительная» в других словарях:
БИОЛОГИЯ — БИОЛОГИЯ. Содержание: I. История биологии. 424 Витализм и машинизм. Возникновение эмпирических наук в XVI XVIII вв. Возникновение и развитие эволюционной теории. Развитие физиологии в XIX в. Развитие клеточного учения. Итоги XIX века … Большая медицинская энциклопедия
Сравнительная анатомия — (сравнительная морфология) биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и систем органов при помощи их сравнения у животных разных таксонов на разных этапах эмбриогенеза. История Основы сравнительной… … Википедия
СРАВНИТЕЛЬНАЯ АНАТОМИЯ ЖИВОТНЫХ — сравнительная морфология, раздел морфологии животных, изучающий закономерности строения и развития органов и их систем путём сопоставления животных разных систематич. групп. Сравнение строения органов в связи с их функциями даёт возможность… … Биологический энциклопедический словарь
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ — (comparative government) Систематическое изучение управления более чем в одной стране; один из основных разделов исследований в области политики, которые, однако, до недавнего времени велись весьма бессистемно. Многое из того, что относили к… … Политология. Словарь.
Сравнительная политология — одно из направлений политологии (политической науки ). Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Отсюда происходит еще одно название этого направления компаративистика (от англ. compare сравнивать). Сравнительная… … Википедия
Эволюционная биология — Ископаемый археоптерикс, обнаруженны … Википедия
АНАТОМИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ — называемая также сравнительной морфологией, это изучение закономерностей строения и развития органов путем сопоставления различных видов живых существ. Данные сравнительной анатомии традиционная основа биологической классификации. Под морфологией … Энциклопедия Кольера
Жизненный цикл (биология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Жизненный цикл. Схематическое изображение основных типов жизненных циклов с чередованием диплоидной и гапл … Википедия
Морфология (биология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Морфология. Морфология (в биологии) изучает как внешнее строение (форму, структуру, цвет, образцы) организма, таксона или его составных частей, так и внутреннее строение живого организма (например … Википедия
Что означает слово сравнение в биологии
Переходим к самим ответам к учебнику. Здесь надо выбрать нужную вам страницу и на ней будут нужные вам ответы, вот и все.
ГДЗ Ответы к учебнику биологии 5 класс Пономарева:
Кликайте по вкладкам и смотрите ответы.
Переходим к самим ответам к учебнику. Здесь надо выбрать нужную вам страницу и на ней будут нужные вам ответы, вот и все.
ГДЗ Ответы к учебнику биологии 5 класс Пономарева:
Кликайте по вкладкам и смотрите ответы.
§1. Наука о живой природе стр. 7
1. Какова роль растений и животных в жизни человека?
В жизни человека растения и животные играют важную роль. Растения производят кислород, необходимый для дыхания, а также используются в пищу, в изготовлении лекарственных средств. Животные также используются в пищу, в сельском хозяйстве, из их шерсти изготавливают одежду. Также растения и животные служат сырьем в промышленной деятельности человека, в научных исследованиях.
2. Что изучает биология?
Биология изучает всех живых существ, их взаимодействие друг с другом и окружающей средой.
3. Почему появились растения и домашние животные?
Древний человек для пропитания занимался собирательством и охотой. Но со временем, в результате эволюции, человек начал отбирать пригодные для пищи растения и высаживать их рядом с жилищем. То же произошло и с животными: животных приручали, использовали для возделывания земель, а также употребляли в пищу, шили одежду из их шкур.
4. Какие биологические науки вы знаете?
К биологическим наукам относятся: ботаника, зоология, микробиология, микология.
§2. Свойства живого стр. 12
1. Что такое живая природа?
2. Какие объекты являются частью живой природы?
3. Докажите, что растение – живой организм.
4. Какова роль обмена веществ в жизни живых организмов?
Без обмена веществ органы не могли бы существовать, потому что не было бы поступления питательных веществ, воды и кислорода.
§3. Методы изучения природы стр. 15
1. Какие методы изучения природы вы узнали?
Изучение природы осуществляется с помощью методов наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, моделирование ситуаций.
2. Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?
Компьютер активно используется в методе моделирование, а также его можно использовать при описании и сравнении.
3. Кого называют орнитологом?
4. Какие методы применяются в природе, а какие в лаборатории?
Чаще всего в природе используются методы наблюдения, описания и сравнения; а эксперимент и моделироание относятся к лабораторным методам исследования.
§4. Увеличительные приборы стр. 18-19
1. Что такое микроскоп?
2. Что служит основной частью тубуса?
3. Какую роль играют линзы?
Линзы играют самую важную роль в микроскопе, т.к. они обеспечивают увеличение изображения в несколько раз.
4. Каковы функции зеркала в микроскопе?
Зеркало в микроскопе направляет лучи света на изучаемый объект для улучшения видимости.
§5. Строение клетки. Ткани стр. 24
1. Каковы основные части клетки?
1) клеточной стенки
2) органиодов
3) вакуолей
4) ядра
5) цитоплазмы
6) клеточной мембраны
2. Объясните, есть ли у старой сосны и дуба образовательные ткани?
Образовательные ткани присутствуют на верхушке дерева.
3. Поясните, в чем основное отличие растительной клетки от животной.
Основное отличие растительной клетки от животной состоит в том, что она (растительная) имеет хлоропласты для осуществления фотосинтеза, клеточную стенку и вакуоли.
4. Укажите различие между соединительной тканью и эпителиальной.
В клетках соединительной ткани, в отличие от эпителиальной, хорошо развито межклеточной вещество.
§6. Химический состав клетки стр. 27
1. Каким общим свойством обладают органические вещества?
2. Какое вещество можно обнаружить с помощью йода?
С помощью йода в веществе можно обнаружить крахмал. При присутствии крахмала вещество окрасится в фиолетовый цвет.
3. Какова роль белков в организме?
Белки выполняют очень важную роль в живом организме: они служат материалом для построения клеток, тканей, органов. Они участвуют в защите организма от инфекций, а также способствует усвоению витаминов и минеральных веществ.
4. Как можно обнаружить неорганические вещества?
§7. Процессы жизнедеятельности клетки стр. 32
1. Как происходит рост клетки?
Рост клетки происходит в результате накопления ею органических и минеральных питательных веществ, что способствует увеличению размеров клетки и приобретению новых качеств, например, способность к делению (размножению).
2. Почему деление клетки называют процессом размножения клетки?
3. Какую роль в жизни клетки играет процесс обмена веществ?
Обмен веществ играет ключевую роль в жизни клетки, потому что именно он обеспечивает клетку необходимыми для роста питательными элементами. Без обмена веществ не было бы возможности роста и развития.
4. По каким признакам судят, что клетка – это живая система?
Все живые организмы имеют признаки жизни, такие как: рост, развитие, размножение, увядание, обмен веществ, раздражение. Каждая клетка имеет все эти признаки, поэтому ее можно считать живой системой.
5. Можно ли утверждать, что в обычной клетке идут все процессы, характерные для живого организма?
Да, потому что доказано, что клетка имеет все признаки жизни.
Подведем итоги главы 1
Подведем итоги (гл. 1) стр. 33-34
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Что такое живая природа?
2. Чем живая природа отличается от неживой?
Объекты живой природы, в отличие от неживой, обладают следующими признаками: рост, развитие, раздражение, размножение, обмен веществ, увядание.
3. Перечислите основные признаки живого.
Основные признаки живых организмов: рост, развитие, раздражение, размножение, обмен веществ, увядание.
4. Какие вещества относятся к органическим?
К органическим относятся: белки, жиры, углеводы.
5. Что общего в строении тел всех живых организмов?
Тела всех живых организмов состоят из клеток.
6. Как размножается клетка?
Клетка размножается с помощью деления на двое. Обе дочерние клетки получают одинаковый набор наследственной информации.
7. Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.
Ядро хранит в себе наследственную информацию данной клетки: о ее строении, функциях. А в цитоплазме содержатся клеточные тельца, а также в ней происходят все процессы жизнедеятельности.
8. Какие методы изучения живой природы вы знаете?
Изучение природы осуществляется с помощью методов наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, моделирование ситуаций.
9. Что является основной частью микроскопа?
Основной часть микроскопа является тубус, в котором находятся увеличительные линзы.
10. Назовите главные части клетки.
1) клеточной стенки
2) органиодов
3) вакуолей
4) ядра
5) цитоплазмы
6) клеточной мембраны
11. Почему клетку считают живой системой?
Все живые организмы имеют признаки жизни, такие как: рост, развитие, размножение, увядание, обмен веществ, раздражение. Каждая клетка имеет все эти признаки, поэтому ее можно считать живой системой.
12. По каким признакам различают ткани у организмов?
Ткани живых организмов различаю, прежде всего, по из функциональному назначению, а также по строению, происхождению.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
А. Задания на сравнение и объяснение.
1. Сравните строение растительных и животных тканей.
У растений тканей больше, есть образовательная, покровная, проводящая, основная, механическая. У животных:эпителиальная, мышечная, нервная и соединительная. Основное отличите в том, что ткани растений и животных выполняют разные функции, поэтому строение различается. Ткани животных состоят из животных клеток, а растительные – из растительных. Растения и животные отличаются образом жизни, растения неподвижные и им нужна опора, например, поэтому и растений есть механическая ткань – «скелет». У животных такой ткани нет, но есть костная ткань – вид соединительной.
2. Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.
3. Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку.
Знание биологии помогает каждому человеку понять процессы, которые происходят во всех живых организмах, т.е. и в нем самом.
Биология помогает разобраться в вопросах устройства жизни на планете.
Б. Выберите правильный ответ.
1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды.
А. клеточная мембрана
3. Наука о живой природе носит название
В. биология
В. Составьте слово, которое содержит предложенные гласные буквы в указанном порядке.
1. Буквы е, е, и, е.
Деление
2. Буквы и, о, а, а.
Цитоплазма
Г. Найдите лишнее слово среди предложенных.
Глава 2. Многообразие живых организмов
§8. Царства живой природы стр. 38
1. Что означает слово «классификация»? Для чего нужна классификация?
2. Объясните, по каким признакам ученые относят организмы к одному виду?
К одному виду относятся организмы, схожие по строению и особенностям жизнедеятельности, у которых есть возможность скрещиваться и давать здоровое потомство.
3. Рассмотрите рисунок 28. Какие их указанных царств живой природы вам уже знакомы? Приведите примеры представителей этих царств.
Животные: волк, лось.
Грибы: опята, мухомор.
Бактерии: холера, туберкулез.
Растения: бамбук, ромашка, полынь.
4. Какие организмы самые мелкие на Земле? Как ученым удалось их обнаружить и изучить?
§9. Бактерии: строение и жизнедеятельность стр. 42
1. С помощью рисунка 33 назовите основные части бактериальной клетки.
1) клеточной стенки
2) капсулы
3) жгутика
4) ворсинки
5) цитоплазмы
2. Какие типы питания характерны для бактерий?
3. По каким признакам бактерий относят к прокариотам?
Бактерий относят к прокариотам, т.к. в их клетках нет оформленного ядра. Клетка заполнена неподвижной цитоплазмой без вакуолей.
4. Как размножаются бактерии?
Бактерии размножаются при помощи деления клетки надвое.
5. Назовите бактерии, в клетках которых содержится хлорофилл.
Хлорофилл находится в клетках цианобактерий.
§10. Значение бактерий в природе и для человека стр. 45
1. Какое свойство бактерий позволяет использовать их в очистных сооружениях?
Бактерии обладают свойством разлагать органические соединения.
2. Какие бактерии полезны человеку?
Полезны для человека бифидобактерии, лактобактерии, клубеньковые бактерии.
3. Назовите, с какими бактериями вам приходилось сталкиваться в вашей жизни.
4. В чем опасность использования консервированных продуктов в пищу?
§11. Растения стр. 51
1. Какова роль растений в природе и жизни человека?
Растения в природе осуществляют фотоситез, выделяют кислород, необходимый для всего живого, являются пищей для многих животных и человека.
В жизни человека растения важны как производители кислорода, источник питания; из них изготавливают лекарства, одежду, материалы; используют в промышленных целях.
2. Каковы основные признаки растений?
3. Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их.
Цветковые – имеют цветок и плод. Есть стебель, листья и корень (корень и побег).
Голосеменные – их семена находятся в шишках. Листья видоизменены в хвою.
Мхи, хвощи, папоротники, плауны – споровые растения с более примитивным строением.
Водоросли – водный образ жизни. Тело представлено слоевищем. Примитивное строение.
4. Назовите деревья и кустарники, которые растут недалеко от вашего дома.
Деревья – береза, тополь, ива.
Кустарники – сирень, шиповник.
§12. Животные стр. 56
1. По каким общим признакам всех животных объединяют в одно общее царство?
2. Что называют фауной?
3. С какими группами животных вы познакомились? Какая из этих групп наиболее многочисленная?
Группы животных: членистоногие, протисты, моллюски, хордовые, иглокожие, черви.
К самой многочисленной относятся членистоногие.
4. Какова роль животных в природе и жизни человека?
В природе животные являются звеном в цепи питания.
В человеческой деятельности животные используются в пищу, из них делают одежду. Также животные используются в качестве рабочей силы, сырья в промышленности.
1. Каково строение гриба?
Гриб состоит из мицелия (грибницы), ножки и шляпки (плодового тела).
2. Почему о грибе говорят: «Это не растение и не животное – это и то и другое»?
Грибы не относят ни к животным, ни к растениям, потому что по типу питания они гетеротрофы (как животные), но при этом у них неподвижная жизнь, как у растений.
Грибы относятся к группе эукариот в связи с тем, что их клетки имеют одно или несколько ядер.
§14. Многообразие и значение грибов стр. 65
2. Назовите главные функции плодового тела у шляпочных грибов.
3. Почему нельзя вырастить подосиновик или груздь в искусственных условиях?
Подосиновик и груздь относятся к грибам-симбионтам. Для существования им необходимы осина (или тополь груздю). С деревьями они образуют микоризу, без которой существование данных грибов невозможно.
4. Как можно обезопасить себя от отравления грибами?
§15. Лишайники стр. 69
1. Почему лишайники могут играть роль показателей чистоты воздуха?
Лишайники растут только в условиях чистого воздуха, при загазованности или задымлении лишайники погибают.
2. Какие функции в организме лишайника выполняет гриб и водоросль?
3. Почему лишайник называют симбиозом?
4. Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?
Лишайники могут жить везде, где чистая атмосфера, и где можно получить воду: туман, рома, дожди и пр. Поэтому лишайники неприхотливы к местам обитания.
§16. Значение живых организмов в природе и жизни человека стр. 72
1. Какую пользу человек получает от растений?
Растения в жизни человека используются в пищу, из них изготавливают лекарственные препараты и БАДы, получают ткани, а также растения производят кислород, без которого невозможна была бы жизнь живых существ.
2. Каких животных научился разводить человек?
Человек приручил собак, кошек, а также сельскохозяйственных животных: коровы, овцы, кони, домашнюю птицу (утки, гуси, индюки) и пр.
3. Почему в природе не бывает вредных организмов?
Каждое животное, каждый организм выполняет свою собственную функцию, необходимую для поддержания цепи питания.
4. Почему важно сохранять биологическое разнообразие?
Подведем итоги главы 2
Подведем итоги стр. 73-74
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. На какие царства ученые разделяют живую природу?
Царства живой природы:
1. Растения
2. Животные
3. Бактерии
4. Грибы
5. Вирусы
2. Каково строение клетки?
Клетка состоит из ядра, клеточной мембраны, цитоплазмы и органоидов.
3. В чем различие между клетками растений и бактерий?
5. Чем животные отличаются от других организмов?
6. Какие организмы носят название простейшие?
К простейшим относятся одноклеточные организмы или организмы, которые имеют простое строение.
7. Какова роль грибов в природе?
Грибы разрушают органическое вещество, которое потом усваивается новыми растениями.
8. Назовите меры по предупреждению отравления грибами.
9. Как питаются бактерии?
10. Почему надо изучать вирусы?
11. Назовите основные группы растений.
Цветковые – имеют цветок и плод. Есть стебель, листья и корень (корень и побег).
Голосеменные – их семена находятся в шишках. Листья видоизменены в хвою.
Мхи, хвощи, папоротники, плауны – споровые растения с более примитивным строением.
Водоросли – водный образ жизни. Тело представлено слоевищем. Примитивное строение.
12. Почему у растений есть различные ткани?
Каждая ткань выполняет определенную функцию, что позволяет всем органам растения правильно функционировать.
13. Где растут лишайники?
Лишайники могут жить везде, где чистая атмосфера, и где можно получить воду: туман, рома, дожди и пр. Поэтому лишайники неприхотливы к местам обитания.
14. Почему растение называют автотрофом?
Растения называют автотрофами, потому что они самостоятельно синтезируют органические вещества из неорганических.
15. Каких животных человек содержит дома? Для чего ему это нужно?
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
А. Задания на сравнение и объяснение.
1. Сравните строение бактериальной клетки и простейшего.
Бактериальная клетка имеет более простое строение, чем клетка простейшего организма. В клетке простейшего имеются ядро, органоиды, которые отсутствуют в клетке бактерии.
2. Сравните способы питания грибов, растений и животных.
3. Объясните, почему жизнь грибов и животных без зеленых растений на нашей планете невозможна.
Б. Выберите правильный ответ.
1. К неклеточным формам жизни относятся
б) вирусы
2. Ядро отсутствует в клетках
г) бактерий
3. Зеленый пигмент хлорофилл находится в клетках
б) растений
В. Составьте слово, которое содержит предложенные согласные буквы в указанном порядке.
1. Буквы л, ш, н, к
Лишайник.
2. Буквы ж, в, т, н
Животные.
3. Буквы г, р, б, к, р, н
Грибокорень.
4. Буквы р, с, т, н
Растения.
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля
§17. Среды жизни планеты Земля стр. 77-78
1. Назовите среды жизни, где обитают живые организмы.
Среды обитания живых организмов:
1) водная;
2) почвенная;
3) наземно-воздушна;
4) организменная.
2. Чем условия водной среды отличаются от условий наземно-воздушной среды?
В водной среде гораздо меньше кислорода, отсутствует свет на глубине, высокое давление и высокая плотность среды.
3. В какой среде жизни обитает воробей?
Воробей обитает в наземно-воздушной среде.
4. Приведите два-три примера обитателей водной среды.
В водной среде обитают: креветки, окунь, осьминог.
5. В какой среде живет человек?
Человек живет в наземно-воздушной среде.
§18. Экологические факторы среды стр. 81
1. Какие экологические факторы влияют на жизнь в природе?
На жизнь в природе влияют такие факторы, как температура, свет, влажность, а также антропогенный фактор и пр.
2. Почему антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы?
Антропогенный фактор, т.е. фактор воздействия человека на природу, несет, как правило, негативный характер: вырубка лесов, осушение болот, загрязнение воды и воздуха, истребление животных.
3. Поясните, как вы понимаете выражение «разумная деятельность людей в природе»?
Разумной деятельностью людей в природе можно назвать рациональное использование ресурсов, поиск альтернативных идей для решения человеческих нужд.
§19. Приспособления организмов к жизни в природе стр. 84
1. Назовите экологические факторы живой природы, важные для животных.
Для животных важны все факторы живой природы: свет, вода, состав почвы, чистота воздуха, а также наличие пищи, хищников и т.д.
2. Почему зеленый кузнечик имеет такую окраску?
3. Как цветковые растения привлекают насекомых-опылителей?
Для привлечения опылителей цветковые растения наделены приятным ароматом, ярким цветом. У некоторых растений цветки собраны в соцветия для усиления эффекта.
4. Объясните, могут ли растения защитить себя от животных?
В процессе эволюции некоторые растения выработали механизмы защиты, например, колючки, шипы, жгучие волоски.
§20. Природные сообщества стр. 87
1. Каким образом химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?
2. Что называют пищевой цепью?
3. Какие природные сообщества встречаются в вашем регионе?
В нашем регионе встречаются сосновые леса, березовые рощи, болота.
4. Что называют круговоротом веществ?
Это бесконечный повторяющийся цикл перемещения и превращения веществ в природе.
§21. Природные зоны России стр. 93
1. Какая природная зона занимает самую большую территорию в России?
2. Чем отличается тундра от степи?
3. Какие животные обитают в тайге?
Тайга заселена обычно большим количеством различных видов животных, например: это лось, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик, множество насекомых, а также бурый медведь, рысь, соболь, бурундук, кабарга и мн. др.
4. Почему надо знать, где обитают сайгак и стрепет?
Сайгак и стрепет находятся на грани вымирания, поэтому необходимо изучать из местообитания, чтобы обеспечить сохранность вида.
§22. Жизнь организмов на разных материках стр. 98
1. Почему растения и животные Африки отличаются от растений и животных Австралии?
2. Какие культурные растения завезены к нам из Южной Америки?
Из Южной Америки были завезены: картофель, томаты, ананас, арахис, тыква.
3. Почему в Южной Америке очень богатый живой мир, а рядом расположенный Антарктиде живой мир очень беден?
В Антарктиде очень суровый холодный климат, земля покрыта толстым слоем снега и льда. А в Южной Америке климат благоприятный для произрастания и проживания большого количества разных видов растений и животных.
4. Какие животные могут существовать в Антарктиде?
В Антарктиде существуют животные, которые приспособлены к суровым условиям сухого и холодного климата это материка. Фауна представлена такими животными, как синий кит, косатка, пингвины, поморники, тюлени, морские котики, креветки, веслоногие рачки, клещи, вши, блохи, пухоеды.
§23. Жизнь организмов в морях и океанах стр. 103
1. Каким образом некоторые моллюски приспособлены к жизни в зоне, где есть прибой?
В зоне прибоя моллюски прикрепляются при помощи специальных клейких нитей к поверхности камней, или очень прочно прирастают к ним.
2. Рассмотрите рисунок, где изображены акула и дельфин. Почему они имеют похожую форму тела и плавников?
И акула и дельфин проживают в условиях открытой воды, поэтому им необходима обтекаемая форма тела и сильные плавники.
3. Объясните, почему скопление планктона называют «пастбищем»?
Потому что планктон служит пищей для рыб и китов.
4. Что называют планктоном?
Подведем итоги после главы 3
Подведем итоги после главы 3 стр. 104
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Где обитают живые организмы на нашей планете?
Среды обитания живых организмов:
1) водная;
2) почвенная;
3) наземно-воздушна;
4) организменная.
2. Охарактеризуйте условия жизни организмов в почвенной среде жизни.
В почвенной среде нет солнечного света, присутствует вода, там низкое содержание кислорода, не характерны сильные перепады температур.
Сама среда обитания твердая.
3. Приведите примеры растений и животных, обитающих в водной среде.
В водной среде обитают: окунь, акула, дельфин, медузы, тунец и др.
4. Назовите виды экологических факторов, которые влияют на жизнь организмов в природе.
5. Поясните, как животные приспособлены к суровым условиям зимы.
К зиме животные накапливают толстый слой жира, у них отрастает подшерсток.
Некоторые животные ложатся в спячку, чтобы пережить зиму. Во время спячки все жизненные процессы замедляются, организм расходует накопленный жир в качестве питания.
6. Что называют природным сообществом?
7. Назовите, от чего зависит разнообразие природных сообществ в разных природных зонах и на разных материках.
Разнообразие природных сообществ на разных материках зависит от климатических условий.
8. Охарактеризуйте организмы, называемые планктонными.
9. Что собой представляет тайга?
10. Приведите два-три примера крупных животных, обитающих в водной среде.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
А. Задания на сравнение и объяснение.
1. Сравните условия обитания рыб – удильщика и акулы.
Удильщик обитает в очень глубоких местах. Его тело очень сильное и плотное, потому что должно выдерживать сильное давление глубоководья. Для приманивания добычи имеет «удочку с фонариком».
Акулы обитают на средних глубинах в открытой воде. Поэтому они имеют торпедовидную форму и сильные плавники.
2. Объясните, какие способы приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают?
Удильщик обитает в очень глубоких местах. Его тело очень сильное и плотное, потому что должно выдерживать сильное давление глубоководья. Для приманивания добычи имеет «удочку с фонариком», что позволяет питаться в условиях полного отсутствия света.
Акулы обитают на средних глубинах в открытой воде. Поэтому они имеют торпедовидную форму и сильные плавники. Также они обладают мощной челюстью.
Б. Выберите правильный ответ.
1. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
б) производителя
2. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно:
в) Антарктиде
В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.
1. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные буквы используйте любые.
б) Буквы с, т, п
степь
в) Буквы т, н, д, р
тундра
2. Составьте слово из заданных гласны букв, согласные буквы используйте любые
а) Буквы и, о, о, и, я
биология
б) Буквы о, а, и
организм
Г. Вставьте пропущенное слово.
1. Воздействие людей на природу – это антропогенный фактор
2. Воздействие климата на организмы – это фактор неживой природы.
3. Зеленый цвет гусеницы бабочки – это покровительственная окраска.
Глава 4. Человек на планете Земля
§24. Как появился человек на Земле стр. 110
1. Назовите, какие виды людей жили раньше на Земле.
На Земле жили: Человек умелый, Неандерталец, Кроманьонец.
2. Чем отличался кроманьонец от человека умелого?
Кроманьонец, в отличие от человека умелого, обладал более высоким ростом, большей массой мозга, умел обращаться с огнем, сооружал сложные орудия труда, проводил обряды и ритуалы, изготавливал украшения, у него появилась речь.
3. Как повлияло одомашнивание животных и растений на жизнь людей?
В результате одомашнивания растений и животных жизнь человека облегчалась, стало меньше риска для жизни и больше времени, чтобы заниматься саморазвитием, общением с окружающим миром.
4. Какими были первые орудия, изготовленные человеком?
Первое орудие труда представляет собой обточенный камень.
§25. Как человек изменял природу стр. 112
1. Каким образом человек воздействует на природу?
Антропогенный фактор, как правило, отрицательно воздействует на природу.
Человек засоряет окружающий мир, загрязняет воздух, воду, вырубает леса, высушивает водоемы, истощает запасы природных ресурсов, истребляет растения и животные.
2. Как в природе может проявляться антропогенный фактор?
Отрицательные проявления: вырубка лесов, постройка дамб, уничтожение растительности, загрязнение окружающей среды, отстрел животных.
Положительные проявления: посадка деревьев, создание заповедников, растениеводство, очищение рек.
3. Почему тропический лес восстановить труднее, чем северную тайгу?
В тропических лесах большая влажность, больше гниения корневой системы саженцев, чем в тайге, поэтому вероятность того что растение приживется крайне мала, да и нужно учитывать еще то, что в тайге неприхотливые растения, нежели в тропиках. К тому же в вырубленном тропическом лесу меняется микроклимат и почва, за счет этого восстанавливать его намного сложнее. А тайга восстанавливается за счет того, что семена деревьев разносятся ветром на значительные площади. Кроме того, в тайге меньшее разнообразие видов, чем в тропиках. Тропический лес труднее восстановить также из-за этого, потому что негде взять такое большое количество разных саженцев сотен видов.
§26. Важность охраны живого мира планеты стр. 116
1. Назовите растения, ставшие редкими по вине человека.
По вине человека в Красную книгу России попали такие растения, как Безвременник веселый, Подснежник широколистный, Лилия саранка, Лотос орехоносный, Женьшень обыкновенный, Меч-трава, Водяной орех, Самшит колхидский, Пион тонколистный, Фиалка надрезанная.
2. По каким причинам животные и растения становятся редкими?
3. Какие животные и растения находятся под охраной в вашем регионе?
4. Каково назначение заповедников?
§27. Сохраним богатство живого мира стр. 119
1. Почему необходимо охранять природу?
2. Что, по вашему мнению, необходимо сделать для спасения природы?
Для спасения природы необходимо подыскивать альтернативные источники удовлетворения нужд человека. Например, солнечные батареи или использование силы ветра.
Также необходимо серьезно отнестись к проблеме промышленных выбросов. Более тщательно проводить разработки фильтров.
Очень важно уделять внимание переработке использованных материалов, таких как пластик. Потому что очень много мусора на планете, который убивает живые организмы.
3. Как могут школьники помочь в деле охраны природы?
Школьники могут не мусорить, ходить на субботники, участвовать в озеленении своих населенных пунктов, подкармливать птиц.
Подведем итоги после главы 4
Подведем итоги после главы 4, стр. 120-121
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Где на Земле появились первые предки человека?
2. Почему одного из предков человека назвали человеком умелым?
Потому что человек научился изготавливать простейшие орудия труда.
3. Чем отличается человек разумный от остальных своих предков?
Человек разумный отличался большим объемом мозга (по сравнению с неандертальцем), двуногим передвижением, развитием кистей рук, уменьшенными челюстями, меньшим волосяным покровом, более сложным поведением и уровнем общения с соплеменниками.
4. Каким образом человек изменял облик нашей планеты?
В ходе своей деятельности человек изменял облик планеты: строительство селений и городов, авто- и ж/д дорог, вырубка лесов, осушение водоемов, приручение животных.
5. Каким образом человек стремится восстановить разрушенные им богатства?
С помощью заповедников, ограничения добычи и использования редких видов животного мира и ископаемых, применения мер наказания за браконьерство.
6. Какое значение для развития человечества имел такой признак человека, как объем мозга?
В увеличением объема мозга увеличивались способности человека. Появилась речь, способности к решению различных задач, изготовлению более эффективного орудия труда.
7. Поясните, зачем нужны заповедники?
8. Как школьники нашей страны участвуют в охране редких видов?
Помогали спасти лотос (собирали семена и распространяли их по разным озерам), женьшень и золотой корень, а также другие виды.
Выполните задания
А. Задания на сравнение и объяснение
1. Сравните человека умелого и кроманьонца
Кроманьонец, в отличие от человека умелого, обладал более высоким ростом, большей массой мозга, умел обращаться с огнем, сооружал сложные орудия труда, проводил обряды и ритуалы, изготавливал украшения, у него появилась речь.
3. Объясните, почему люди в любом возрасте обязаны охранять природную среду.
Б. Выберите правильный ответ из предложенных утверждений.
1. Самый близкий предок современного человека – это:
в) кроманьонец
2. Новый этап развития человека начался тогда, когда первобытные люди научились изготовлять орудия из:
в) из камня
3. Из каких растений по велению Петра 1 была выращена Ливауловская роща под Петербургом?
б) лиственницы.
В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.
1. Составьте слово из заданных гласных букв, согласные используйте любые:
а. Буквы а, о, е, и
заповедник
б. Буквы е, о, е
человек
в. Буквы о, а, а
охрана
2. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные используйте любые:
а. Буквы в, с, т, р, л, п, т, к
австралопитек