Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

Тест по былине «Вольга и Микула Селянинович»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тест по былине «Вольга и Микула Селянинович»

Учитель: Новакова В.П.

1. К какому роду литературы относятся былины?

2. Соотнеси определение и соответствующее ему понятие:

А) большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему

Б) русская народная эпическая песня о богатырях, воинских подвигах и исторических событиях

В) один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, приключенческого или бытового характера с установкой на вымысел

1 – былина 2 – поэма 3 – сказка

3. Главной целью былин было:

А) сохранение исторической памяти о событиях прошлого, о том, чему автор был сам свидетелем, или слышал, или читал об этом

Б) возвеличивание Руси, прославление её героического прошлого, славной истории русского народа

4. Как назывались исполнители былин?

5. Кто является основными действующими лицами былин?

А) Представители трудового народа: обычные крестьяне, ремесленники;

Б) богатыри, выдающиеся герои;

В) фантастические персонажи, представители потустороннего мира;

Г) животные, наделенные человеческими качествами.

6. Кто такой богатырь?

7. Соотнеси имена русских богатырей и черты, наиболее для них характерные.

8. Выбери определение понятия композиция художественного произведения .

А) Построение, структура художественного произведения

Б) Круг жизненных явлений и событий, изображённых автором в произведении и образующим его основу.

9. Соотнеси существительные и прилагательные, чтобы получились «постоянные эпитеты».

В) буйная 3) дружинушка

В) хоробрая 4) головушка

10. К какому циклу относится былина «Вольга и Микула Селянинович»?

Б) Новгородские былины

11. Какие художественные средства наиболее часто используются в былинах?

12. Что представляет собой приведенный фрагмент былины «Вольга и Микула Селянинович» : «Когда воссияло солнце красное/ На тое ли на небушко на ясное, /Тогда зарождался молодой Вольга…?»

13. Как звали отца Вольги?

14. Что означает слово «оратай», встречающееся в былине?

В) оратор, краснобай

15. Напиши, что обозначает слово «орет»?

Услыхали во чистом поле оратая,

Как орет в поле оратай посвистывает.

16. Кем оказался оратай на поле?

17. С какой целью Вольга Святославич отправляется в путь-дорогу?

Г) в гости к князю Владимиру

18. Сколько человек было у Вольги в дружине?

А) 20 Б) 30 В) 40 Г) 50

19. В какой речке угрожали утопить Вольгу? А) в Калине

20. Какая кобыла была у оратая?

21. Какая сошка была у оратая?

22. Какая шляпа была у оратая?

23. Что означает слово «соловая» (кобыла), встречающееся в былине о Вольге и Микуле?

Б) желтоватой масти

24. Каким городом не жаловал князь Владимир Вольгу?

25. Чьи это слова: «Там живут-то мужички да все разбойнички,

Они подрубят-то сляги калиновы,

Да потопят тебя в речке да во Смородине!»?

А) Микулы Селяниновича

Б) Вольги Святославовича

26. В качестве кого Вольга позвал с собою Микулу Селяниновича?

27. Как пошла кобыла у оратая?

28. Сколько Микула заплатил за кобылу?

29. О чем жалел Вольга при взгляде на лошадь Микулы?

30. Сколько раз посылал дружинушку за сошкой Вольга Святославович?

31. Что смог сделать Микула, с чем не справилась вся дружина?

А) вытащить сошку из земли

32. Куда бросил сошку Микула Селянинович?

33. Выбрать примеры употребления гиперболы

А) «Чисто поле», «ковыль-трава», «добрый конь»

Б) «Птицей-соколом летать ему под облака»

В) «Мужичками-разбойничками, положил их до тысячи

34. За что мужички станут похваливать Микулу Селяниновича?

А) Я как ржи напашу да во скирды сложу.

Б) Я во скирды сложу да домой выволочу.

В) А я пива наварю да мужичков напою.

Какое изобразительно-выразительное средство (средства) использовано в приведенном фрагменте былины о Вольге и Микуле:

«у оратая кудри качаются,/ Что не скачен ли жемчуг рассыпаются»?

Какое изобразительно-выразительное средство (средства) использовано в приведенном фрагменте былины о Вольге и Микуле: «ясна сокола», «дружинушка хоробрая».

Какие слова часто используются в былинах для придания речи ритмичности и плавности?

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

Номер материала: ДБ-1242796

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи

Время чтения: 2 минуты

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович»

Урок 2. Русская литература 7 класс ФГОС

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

Конспект урока «Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович»»

Сегодня на уроке мы:

— поговорим о былинах;

— разберём былину «Вольга и Микула Селянинович».

Давным-давно, в стародавние времена ходили по русской земле гусляры.

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

Останавливаясь в людных местах – на ярмарках, в княжеских теремах, в деревнях, – они под перебор гусельных струн рассказывали-пели былины.

Былины, или стáрины, – это песни-сказания о жизни Древней Руси, о борьбе её с иноплеменными врагами, о славных русских богатырях и их подвигах во славу родной земли.

У былин нет конкретного автора. Не имело значения, кто первым сложил сказание о прошлом – важным было содержание. Всё равно сказители, которые перенимали и пели былину, добавляли что-то своё, что-то меняли в ней. Иногда былина заучивалась с голоса целиком, иногда сказитель сам соединял сюжеты, подбирал сравнения.

Все былины имеют одинаковое построение. У них есть зачин, завязка действия, развитие действия, кульминация и развязка.

В былинах постоянно можно встретить преувеличение в описании как положительных героев, так и отрицательных. Всё это делалось для того, чтобы показать, что сам герой необычен и противники его необычны.

А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест:

По целой ковриге за щеку мечит,

Те ковриги монастырския;

И нечестно Тугарин питья пьет:

По целой чаше охлестовает,

Котора чаша в полтретья ведра.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холму стал перемахивать.

Мелки реченки, озерка промеж ног спущал.

При описании героев положительных в былинах использовались суффиксы уменьшительно-ласкательные:

Да не бел кречетушко выпархивал,

Не бел горносталюшко проскакивал,

Не ясен соколик тут пролётывал.

Проезжал удалой доброй молодец,

Молодой боярской Дюк Степанович.

Отрицательных же героев описывали с использованием суффиксов увеличительных:

А головищо что ведь люто лохалищо,

А глазища что пивныи чашища,

А нос-от на роже он с локоть был.

Былины всегда напевны, ведь они слагались не для чтения, а для слушания в исполнении сказителей. Сказители же былины говорили нараспев, подыгрывая себе на гуслях. Эта напевность часто требовала повтора одних и тех же слов. Но повторы были нужны ещё и для того, чтобы придать усиление словам:

Не видали ни конного, ни пешего,

Ни прохожего они тут, ни проезжего,

Да ни серый тут волк не прорыскивал,

Ни ясен сокол не пролётывал,

Да нерусской богатырь не проезживал.

Описывая действующих лиц, в былинах используют чаще всего одни и те же слова – эпитеты: могучие богатыри, чисто поле, горюч камень, добрый конь, идолище поганое, стольный Киев град, силушка богатырская, яства сахарные и питья медвяные, резвые ноги, вражьей силы тьма-тьмущая и так далее.

Не все былины рассказывают о боях-сражениях, есть среди них и такие, которые повествуют о мирном труде русского народа. Пожалуй, самая известная из них – это «Вольга и Микула Селянинович».

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

В ней восславляется не воин, вступивший в бой с очередным идолищем или несметной вражьей силой ратной. Главный герой былины – пахарь, кормилец народа.

В зачине былины мы узнаем о рождении славного богатыря Вольги.

Когда воссияло солнце красное

На тое ли на небушко на ясное,

Тогда зарождался молодой Вольга,

Молодой Вольга Святославович.

О его стремлении многое узнать и многому научиться:

Как стал тут Вольга растеть-матереть,

Похотелося Вольге много мудрости:

Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,

Птицей-соколом летать ему под оболока,

Серым волком рыскать да по чыстыим полям.

Благодаря этому стремлению и происходит знакомство Вольги с Микулой Селяниновичем. Не сразу – только на третий день смогли конные дружинники доехать до пахаря.

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

Это обычное для былины преувеличение показывает, как велик труд крестьянина.

Пахарь занимается своим нелёгким делом, но оно для него не в тягость. И сам он, и его лошадь, и его соха выглядят празднично:

У оратая сапожки зелен сафьян

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у нее да шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Омешики на сошке булатные,

Присошечек у сошки серебряный,

А рогачик-то у сошки красна золота.

Микула Селянинович, простой мужик, противопоставляется князю Вольге. Уже само отчество – Селянинович – говорит о его происхождении: селянин – крестьянин. Но крестьянин перед князем не робеет, разговаривает с ним, как с равным:

— Поди-ка ты, Вольга Святославович!

Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати.

А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?

И Вольга признает это равенство. И даже превосходство, ведь вся дружина княжеская не смогла «сошку из земельки повыдернути, из омешиков земельку повытряхнути да бросить сошку за ракитов куст».

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

А, надо думать, в дружину набирали мужей отнюдь не хилых.

И вот дружина не смогла, а Микула Селянинович «брал-то ведь сошку одной рукой». И без малейшего усилия справился. И кобылка его легко обошла княжеского коня. Крестьянская лошадь «ступью пошла», а конь Вольги «поскакивает да оставается». Хоть и кони в конюшнях княжеских тоже были не заморены ни работой, ни голодом.

И опять же, попросту говорит Микула с Вольгой о цене кобылки своей: «Ай же глупый ты, Вольга Святославович!». Ведь кобылку свою он сам выпестовал от жеребеночка, потому и получилась она такой сильной и быстрой. Не чета она княжеским коням, наёмными конюхами воспитанным.

Микула едет с Вольгой «во товарищах», так как там, куда направляется князь, «живут-то мужички да все разбойнички».

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

Микула едет, чтобы помочь при надобности, но сам он любит мирный труд:

Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,

Я во скирды сложу да домой выволочу,

Домой выволочу да дома вымолочу.

И радость ему доставляет не ратное дело, а простой крестьянский праздник, когда работы окончены, урожай собран и можно веселиться:

А я пива наварю да мужичков напою,

А тут станут мужички меня похваливати:

«Молодой Микула Селянинович!»…

Микула Селянинович богатырь подвига не ратного, а трудового. При случае, конечно, он не сробеет:

Положил тут их я ведь до тысячи:

Который стоя стоит, тот сидя сидит,

Который сидя сидит, тот лежа лежит.

Но это по необходимости, а душа его – душа земледельца, пахаря.

Былина показывает важность крестьянского труда, ценность пахаря, кормильца земли русской. Очевидным становится превосходство мужика над воином: не будет пахаря-земледельца – не будет и богатырей.

И Вольга признаёт это. Не обижаясь на резкие слова мужика, он ласково к нему обращается:

— Ай же ты, оратай-оратаюшко,

Как-то тебя да именем зовут,

Нарекают тебя да по отечеству?

В те времена отчества имели только князья. И желая узнать отчество крестьянина, Вольга показывает, что тот достоин быть возвеличенным.

Русский народ исстари создавал краткие поучения на все случаи жизни – пословицы. Многие из них посвящены труду:

Источник

Чтение былины «Вольга и Микула Селянинович»

7 класс

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

В минуты отвлечения от реальной действительности и погружения в мир фантастический радужному воображению учителя-словесника представляется такая идеальная картина его несбывшихся мечтаний: каждый школьник, будь он с задатками математика или биолога, или имеющий склонность к физической деятельности, или даже не проявляющий заметного интереса ни к какой области знаний, ждет не дождется очередного урока литературы, потому что урок литературы для него – это возможность пройти бок о бок отрезок жизни с теми, кто изображен в произведении (пусть это будут вымышленная жизнь, вымышленные литературные герои), это надежда получить эстетическое удовольствие от эмоционального сопереживания изображенных жизненных коллизий, а для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к словесности, это также и читательское приобщение к творческой лаборатории автора. Первой и совершенно необходимой ступенькой для этого является прочтение текста произведения «с толком, с чувством, с расстановкой». Среди художественных произведений, включенных в школьную программу по литературе, есть такие (например, «Слово о полку Игореве», «Пророк» А.С. Пушкина, русские былины), которые требуют от школьника специальной предварительной подготовки – тогда текст этих произведений станет доступным для учащегося и вызовет в его душе эмоциональный отклик. Каждое такое произведение требует от учителя строго индивидуального подхода к методике его преподавания. В настоящей статье хотим поделиться своим опытом прочтения текста былины «Вольга и Микула Селянинович» на уроке в седьмом классе.

Своеобразие русской былины с учебно-методической точки зрения заключается прежде всего в наличии большого количества таких слов и оборотов речи, которые современному русскому литературному языку совершенно несвойственны. Среди них имеются и такие, без объяснения которых отдельные места произведения оказываются совсем непонятными школьнику. Поэтому чтение былины должно сопровождаться (или предваряться) прежде всего лингвосемантическим комментарием. Возраст учащихся и ограниченность во времени не позволяют провести полный лингвистический анализ произведения, но некоторые языковые факты «старины», самые необходимые для понимания текста и наиболее интересные для семиклассников, учителем разъясняются. Это и устаревшие грамматические формы слов, и диалектизмы, и слова, вышедшие из употребления в силу исторических изменений в жизни людей, и несвойственные разговорному языку конструкции слов, которые создавались под влиянием своеобразной поэтической традиции сказания былин. Попутно учащиеся получают некоторые сведения о стилистических и литературоведческих элементах былины, характеризующих особенности произведения с идейно-художественной стороны, что также является необходимым условием для полноценного восприятия древнего сказания.

Считаем наиболее целесообразным изложить материал статьи в форме «стенографической» записи урока, но, разумеется, не какого-то конкретного, а обобщающего многие реальные уроки. Это позволит учителю-словеснику увидеть описываемую методику в неискаженном виде и объективно оценить ее сильные и слабые стороны; те из коллег, которые пожелают воспользоваться настоящей разработкой урока, найдут, что можно в нашем опыте изменить и исправить, чтобы усовершенствовать предлагаемую методику или приспособить ее к особенностям своего класса.

К уроку изготовляем специальный плакат на чертежном листе бумаги (см. его репродукцию), который будет хорошим подспорьем при объяснении лексического материала урока. Текст былины цитируется по «Учебнику-хрестоматии для 7-го класса общеобразовательных учреждений», автор-составитель В.Я. Коровина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995.

Уроки проводила Ж.И. Жителева.

Мы уже знаем следующие виды устного народного творчества: сказку, пословицу, поговорку, загадку. Сегодня к этому перечню видов произведений добавим былину. Былины – произведения русской народной поэзии о богатырях. Слово былина происходит от слова быль. В былинах, как вы догадываетесь, рассказывается о том, что было. Насколько верна ваша догадка, мы уточним на следующих уроках. А сегодня наша задача – прочитать одну из былин.

Однако прочитать былину так, чтобы увидеть, насколько она интересна, непросто, потому что былины создавались в глубокой древности и пронесли через столетия до наших дней много такого, что требует объяснения. Былину можно прочесть, если читаешь неторопливо и вдумчиво, бездумного чтения она не терпит. Поскольку былины создавались в далеком прошлом, их называют также старинами.

Показывая запись на плакате.

Вот эти слова – оратай орет – из былины, которую сегодня прочтем. Кто знает, что означает оратай? (Пахарь.) Что делает оратай? (Показываю глагол орет.) Что значит оратай орет? (Пахарь пашет.) Как думаете, существительное оратай и глагол орет – однокоренные или разнокоренные слова. «Оратай орет» – так говорили древние славяне.

Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Мы же прочтем былину о богатыре пахаре, оратае Микуле Селяниновиче. Селянинович – от существительного село. Отчество, а вернее, прозвище Селянинович указывает на то, что Микула – сельский житель, крестьянин.

Былины создавались и передавались от поколения к поколению простым трудовым народом, который на своих плечах выносил и тяготы военных подвигов, и тяжкий повседневный крестьянский труд. Через былины простые труженики пытались скрасить хотя бы в своем воображении непомерное бремя трудовых и ратных подвигов, показать величие человека труда и его превосходство над остальными. В народе любили былинных богатырей. Сейчас увидим, с какой гордостью за богатыря пахаря сказители былин рассказывали о работе Микулы на поле.

Откройте учебник на странице одиннадцатой, найдите строфу шестую*. Я буду читать, а вы следите за мной по своим книгам и внимательно слушайте.

Как орет в поле оратай – посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
Обращаюсь к плакату.

Микула орет (пашет) сошкой. Вот рисунок сохи. «Сошка у оратая кленовая» Из какого дерева сделана сошка? (Из клена.)

«Омешики на сошке булатные». Вот эти металлические наконечники сохи называются омешиками. У сохи, которой пашет Микула, омешики булатные, то есть сделаны из самого хорошего металла, из булата.
Вот «при сохе» присошек, лопатка для отворота земли, для того, чтобы землю «в борозду валить». «Присошечек у сошки серебряный». Рогачик – рукоятка сохи. «А рогачик-то у сошки красна золота».
Это обжи, между ними находилась лошадь. На шею лошади надевали хомут, обжи привязывались к хомуту гужами. «Гужики у нее да шелковые».

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микуле

«У нее» – то есть у лошади. А лошадь у Микулы соловая. Смотрите в тексте: «У оратая кобыла соловая». Соловая лошадь – это лошадь такой масти: сама светло-коричневая, но хвост и грива белые.

Кобыла у богатыря пахаря тоже богатырская. Микула на своей лошади «пенья-коренья вывертывает» и большие каменья не объезжает стороною, как это обычно делается, а валит их в борозду вместе со вспаханной землей, словно бы и не замечая их.

Если Микулина кобыла ступью идет (от глагола ступать), то другим лошадям приходится уже скакать, чтобы не отстать от нее; а если она грудью пойдет, за ней уже никакому коню не угнаться. Купил ее Микула «жеребеночком из-под матушки», то есть жеребенком-сосунком, и заплатил за нее очень дорого – пятьсот рублей. Если бы его лошадь не кобылой была, а конем, то ей и совсем цены не было бы.

Любовь народа к былинному богатырю пахарю проглядывает и в описании внешности Микулы. Читаем следующую строфу, седьмую. Т., прочти первые две строчки; остальные следят по книге.

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.

«Скачен жемчуг», или «скаченый жемчуг» – отборный жемчуг, круглый, ровный, высшего сорта. Представьте себе: высыпали из мешочка жемчуг, и покатились жемчужные шарики по столу. «У оратая кудри. что не скачен ли жемчуг рассыпаются». Следующие две строчки прочтет Т.

У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.

С чем сравниваются глаза Микулы? (С глазами сокола.) А брови какие? (Соболиные – как мех черного соболя.) Теперь послушайте описание сапог, которые на богатыре пахаре:

У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.

У Микулы сапоги сшиты из сафьяна. Сафьян – выделанная козлиная кожа, мягкая, эластичная. «У оратая сапожки зелен сафьян». Заметьте: не «сапоги», но «сапожки». Следующую строчку прочтет Т.

Вот шилом пяты, носы востры.

Пяты значит «каблуки»; существительные пята и пятка – родственные слова. «Шилом пяты» – с чем сравниваются пяты, то есть каблуки? (С шилом.) «Шилом пяты» – то есть каблуки тонкие, как шило. «Носы востры» – какие носы у сапожек? (Острые.) Следующую строчку прочтет Т.

Вот под пяту-пяту воробей пролетит.

Если «под пяту воробей пролетит» – значит, каблуки у Микулиных сапожек какие: низкие или высокие? (Высокие.) Каблуки такие высокие, что может воробей пролететь. «Шилом пяты, под пяту воробей пролетит», – каблуки у Микулиных сапожек очень тонкие и высокие. Следующую строчку прочтет нам Т.

Около носа хоть яйцо прокати.

«Носы востры. около носа хоть яйцо прокати», – носы у сапожек острые и такие ровные, что можно яйцо прокатить. Последние две строчки прочтет Т.

У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.

Как видите, пахарь вышел на работу в поле в нарядной одежде, словно бы на праздник.

Мимо того места, где «орет оратай» Микула, проезжает князь Вольга Святославович. Былинный князь Вольга Святославович тоже не прост: богатырь, да к тому же еще обладает колдовской силой, волшебными мудростями. Он может обращаться в птиц, рыб, зверей, причем, став птицей, рыбой или зверем, он продолжает обладать необыкновенной, богатырской силой. Вот что о Вольге говорится в одной из былин:

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микулеКогда зарождался млад светёл месяц,
Тогда зарождался Вольга богатырь.
Стал Вольга да десяти годов,
Ай задался он, Вольга, да во мудрости,
Ай во мудрости, Вольга, да он в хитры хитрости:
Птицей он летать да под оболоку,
Рыбою ходить да в глубоки стана,
Зверями ходить да во темны леса.
Обернулся Вольга да малой птичиной, –
Улетел-то Вольга да он под оболоку,
Ай птицу всю да он порозгонял.
Обернулся Вольга да свежей рыбиной,
Ай пошел-то Вольга да в глубоки стана,
Рыбу-то всю да он порозгонял.
Обернулся Вольга да лютым зверём,
Ай ушел-то Вольга до во темны леса,
Зверей-то всех да он порозгонял.

В былине, которую сегодня прочтем, князь Вольга и пахарь Микула встречаются, и мы получаем возможность сопоставить, сравнить князя и пахаря, выявить, в ком из них больше достоинств – достоинств не внешних, а истинных, таких, которые и человека делают героем, и окружающим людям на благо служат.

Князь Вольга получил от своего дяди, стольнокиевского князя Владимира, три города и отправился в эти города, чтобы получить дань, за получкою поехал. С ним «хоробрая дружинушка» в «тридцать молодцев без единого» – то есть сколько дружинников с ним. А что значит хоробрая.

Найдите строфу четвертую на странице десятой; я читаю, вы следите за мной по книге.

Что означает слово соловая кобыла встречающиеся в былине о вольге и микулеПовыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая,
Как орет в поле оратай – посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Они ехали да ведь и другой день,
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.

Более двух дней Вольге пришлось добираться до Микулы после того, как был услышан Вольгою голос Микулы и скрип его сошки – вот каким могучим богатырем был пахарь!

Конечно, сила человека, его возможности, его могущество явно преувеличены в этом описании. Почему в былине допущено такое преувеличение. Чтобы подчеркнуть, каких колоссальных усилий требует от человека его основная деятельность – обработка земли. Чтобы показать, какие могучие люди ходят за сошкою, перепахивая родные поля. Чтобы, наконец, выразить гордость за могучих в работе землепашцев.

Сказители былин часто использовали художественный прием преувеличения. Преувеличивалось могущество защитников родины, преувеличивалась сила врага, с которым русским богатырям приходилось сражаться. Такое преувеличение в художественных произведениях называется гиперболой. В былинах очень часто используются гиперболы; можно сказать, былины почти целиком строятся на гиперболах. Вспомним из описания Микулиных сапожек: «. под пяту-пяту воробей пролетит».

Итак, более двух дней пришлось ехать Вольге на голос пахаря. Но вот наконец доехал князь до землепашца, увидел его. Т. прочитает нам, как Вольга приветствовал крестьянина, – смотрим строфу восьмую.

Говорит-то Вольга таковы слова:
– Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да пометывати,
А пенья-коренья вывертывати,
А большие-то каменья в борозду валить!

Вольга, приветствуя Микулу, желает ему Божьей помощи в его тяжелом труде. А что еще более доброго можно пожелать крестьянину-труженику, как не помощи в его нелегкой работе?! Как видите, былина опять напоминает нам о нелегком труде пахаря.

Т. прочтет ответ Микулы на приветствие Вольги.

Говорит оратай таковы слова:
– Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?

Всем понятна фраза «Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати». Вольга говорит Микуле: «Божья помощь тебе!». Микула отвечает: «Мне надобна Божья помощь, чтобы крестьянствовать». Видите, былина и здесь не обходит стороною тему нелегкого крестьянского труда.

«А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?» – спрашивает князя Микула. Вольга отвечает, что он едет в города получить дань, за получкою едет. Микула говорит Вольге, что в тех городах живут мужики-разбойники, они подрубят у моста сляги (длинные бревна, на которые настилается мост) – подрубят сляги и потопят князя в речке.

Далее Микула говорит Вольге:

Я недавно там был в городе, третьёго дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд.

А кто из вас знает слово пуд? Пуд – русская мера веса, равная приблизительно шестнадцати килограммам.

Микула говорит: «Закупил я соли цело три меха, каждый мех-то был ведь по сто пуд». Не может быть такого мешка, в который вошло бы сто пудов соли. Опять в былине применена гипербола. Читаем строфу одиннадцатую, следите за мною по своим учебникам.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
– Ай же ты, Вольга Святославович!
Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги калиновы,
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьёго дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд.

Следующую строчку прочтет Т.

А тут стали мужички с меня грошей просить.

У некоторых сказителей былин это предложение звучит так: они просят грошёв подорожных. Как видим, мужики-разбойники «просят» деньги. Но разбойники не просят! – просят деньги с проезжих; следовательно, здесь речь идет о людях, которые занимались разбоем на дорогах. Следующую строчку прочтет Т.

Я им стал-то ведь грошей делить.

Давал Микула деньги мужикам-разбойникам или не давал? (Давал.) Следующую строчку прочтет Т.

А грошей-то стало мало ставиться.

Смысл сказанного понятен? Денег у Микулы «стало мало ставиться». Следующую строчку прочтет Т.

Мужичков-то ведь больше ставится.

Надо объяснять эту фразу. Денег у Микулы «стало мало ставиться», а мужичков, требующих от него деньги, все «больше ставится». Посмотрим, как дальше развивались события. Т., прочти следующие строчки.

Потом стал-то я их ведь отталкивать.
Стал отталкивать да кулаком грозить.
Положил тут их я ведь до тысячи.

Не хватило у Микулы на всех денег, пришлось расправляться с грабителями кулаками. «Положил тут их я ведь до тысячи», – рассказывает Микула. Понял князь, что его дружинушке «в тридцать молодцев без единого» не справиться с такой ордой разбойников, и предложил Вольга Микуле поехать вместе с ним «во товарищах».

Сейчас я прочитаю всю былину целиком. Слушая ее, обратите внимание на следующее.

Существительные обычно употребляются в уменьшительно-ласкательной форме. Дружинушка, дядюшка, батюшка, матушка, оратаюшко, земелька, бороздочка, сошка (а не «соха»), у Вольги жеребчики (а не «жеребцы»), даже мужики-разбойники названы мужичками-разбойничками.

Прилагательные также иногда встречаются в уменьшительно-ласкательной форме. Кобыла соловенькая (вместо «соловая»), сошка кленовенькая (вместо «кленовая»).

Встретим постоянные эпитеты, многие из них уже известны нам из других произведений устного народного творчества: конь добрый, поле чистое, солнце красное, небо ясное, леса темные, моря синие, дружинушка хоробрая, сошка кленовая, куст ракитов.

Прилагательные нередко употребляются в краткой форме. Например, в сравнениях при описании внешности Микулы: скачен жемчуг (вместо «скаченый жемчуг», что значит «круглый, ровный, отборный жемчуг»), глаза ясна сокола (вместо «ясного сокола»), брови черна соболя (вместо «черного соболя»), сапожки зелен сафьян (вместо «зеленый сафьян»), кафтанчик черна бархата (вместо «черного бархата») и так далее.

Встретим глаголы в неопределенной форме с древним окончанием -ти. Например: «станут мужички меня похваливати» (вместо «похваливать»), «не могли до оратая доехати» (вместо «доехать»).

Все эти поэтические особенности былины характерны и для других произведений устного народного творчества, прежде всего для сказок и песен. А теперь послушайте былину.

На чтение былины требуется приблизительно одиннадцать минут.

Задание на дом: научиться выразительно читать былину. Желающие могут выучить наизусть одну из строф былины (шестую, седьмую или четырнадцатую); каждый, кто выучит строфу и выразительно ее расскажет, получит хорошую оценку.

(Материал в сокращении опубликован в журнале «Литература в школе» № 9/2002.)

* На первом, вводном уроке литературы, посвященном знакомству учащихся с учебником (согласно методической разработке системы уроков, изложенной в книге: Турьянская Б.И. и др. Литература в 7-м классе. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000), учащиеся пронумеровали строфы былины; в указанном выше учебнике-хрестоматии былина разбита на двадцать две строфы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *