Что означает слово сиблинг
Вы могли встретиться с таким понятием, изучая психологическую или антропологическую литературу. Возникает вопрос: кто такие сиблинги? Ответ на него чрезвычайно прост: под термином подразумеваются братья и сестры. В статье мы разберем, почему он был введен, какие сиблинги бывают, как строятся между ними отношения в семье, какие конфликты возможны.
Что такое сиблинги?
Слово произошло от англ. siblings. Это братья и сестры, дети от одних родителей, родственники второй степени родства. Термин широко распространен в этнологии, психологии, социальной антропологии и иных науках, изучающих общество, человека, отношения между людьми.
Теперь вы знаете, кто такие сиблинги. Но зачем вводится такой термин? В основном, чтобы не уточнять пол братьев и сестер индивида.
Применение термина в науке
Что такое сиблинговая система? Имеется ввиду система отношений между братьями и сестрами в какой-либо семье.
Подобный термин имеет место быть и в генетике. Так называются потомки одной пары родителей как человека, так и животного. Однако здесь их чаще называют сибсами.
Какими они могут быть?
Формирование характера
Но это не значит, что сиблинги не влияют на личности друг друга. Для братьев и сестер близкого возраста часто бывает характерна дезидентификация. Сиблинги стараются быть непохожими друг на друга, сознательно или неосознанно. Они развивают собственную идентичность, различные черты характера, выбирают различные хобби и увлечения. К примеру, если старшая сестра увлечена музыкой, то младший брат будет стараться найти себя в совершенной иной сфере. Скажем, в спорте.
То же самое и о чертах характера. Если один ребенок любит спокойный образ жизни, домашнее времяпровождение, то второй растет сорвиголовой, любителем приключений. И любопытный факт. Дезидентификация между старшими и младшими детьми характерна для семей, где два ребенка. В многодетных семействах она наблюдается между сиблингами одного пола.
Коррекция вкусовых привычек
Несмотря на такое явление, как дезидентификация, братьям и сестрам примерно одного возраста свойственно копировать образ жизни, вкусовые привычки друг друга.
Например, экономистами из университета Дьюка было обнаружено, что в семьях, где старший брат или сестра страдают ожирением, риск располнеть у младшего ребенка увеличивается в 5 раз. При этом не имеет значения, есть ли какие-то отклонения веса у родителей. Это подтверждает факт, что сиблингам свойственно копировать вкусовые привычки друг друга.
Но имеет значение и разница в возрасте. Можно взять в пример тот же анализ проблемы излишнего веса у детей. В ходе исследований рабочей группы Университета штата Мичиган (США) во главе с профессором, педиатром Джулией Люминг был выяснен любопытный факт. Если у ребенка до достижения им 5-ти лет появился сиблинг, то это снижает в несколько раз шанс, что у него будут проблемы с лишним весом. Объяснение простое: дети одного возраста растут друг с другом более подвижными, так как у них 24 часа в сутки есть товарищ для игр.
Первые друзья и учителя
Отлично ладящие братья и сестры»делятся» своими друзьями и знакомыми, формируют общие компании. А наличие понимающего, эмоционально восприимчивого брата или сестры способствует формированию когнитивных способностей.
Канадскими психологами вместе с тем проведено интересное исследование в феврале 2014 года (результаты опубликованы в журнале Pediatrics). Было выяснено, что у детей в многодетных семьях гораздо более низкий словарный запас, нежели чем у сверстников. Объясняется это просто: родители физически не успевают растолковать каждое новое слово ребенку, отвечать на все его вопросы. Но если при этом в многодетной семье были когнитивно чувствительные братья и сестры, ситуация изменялась в лучшую сторону. Сиблинги занимались с младшими «почемучками», учили их новым словам.
Спасение брака
Удивительная статистика: мужчины и женщины, родившиеся в больших семьях, меньше разводятся. Тому подтверждение: грандиозное исследование ученых Университета штата Огайо, которое длилось 40 лет. Исследователи выявили конкретные цифры: каждый сиблинг увеличивает вероятность сохранения брака на 2 %.
Психологами такой интересный факт объясняется просто: когда в семье несколько детей, они с ранних лет учатся находить общий язык друг с другом, что делает их более гибкими и толерантными в будущих собственных семейных отношениях.
Сиблинги делают вас счастливее
Негативные моменты.
Термин «сиблинг». Что это? Так в научном мире называют братьев и сестер. Но не секрет, что отношения между ними не всегда благополучно. Нередко и неприятие сиблинга, доходящее порой до открытой вражды.
Поэтому психологи советуют обратить внимание родителей на следующие моменты:
Сиблинг: причины конфликтов, особенности воспитания
Сиблингами в психологии называют братьев и сестер, которые имеют общих родителей. Воспитание в одинаковых условиях делает взаимоотношения сиблингов особенными. Рассмотрим подробнее, что именно влияет на формирование личности каждого из них и с какими проблемами могут столкнуться родители.
Что такое сиблинги у людей
Новые понятия все чаще входят в нашу жизнь, и все больше людей задаются вопросом: что такое сиблинги? Такое название было заимствовано из английского языка «siblings». Кто же такие сиблинги?
Сиблинги – это дети одних родителей, т.е. сиблингами можно назвать братьев и сестер. В случае, когда дети имеют лишь одного общего родителя, применяется термин «полусиблинги».
Понятие получило широкое распространение в психологии, потому что оно позволяет не уточнять пол сиблинга или порядок его рождения (например, учитывается у восточных народов).
Немного истории
В психологию понятие «сиблинги» ввели Фрэнсис Гальтон и Альфред Адлер в XIX веке.
Ф. Гальтон в своем труде «Английские люди науки: их природа и воспитание» отметил, что большая часть выдающихся людей, получивших Нобелевскую премию, являются первыми детьми в семьях. Это позволило ему предположить, что:
А вот А. Адлер сделал несколько выводов, связанных с порядком рождения сиблингов:
К настоящему времени все эти выводы не раз проверялись различными исследованиями. Но однозначных результатов о том, что порядок рождения оказывает определенное психологическое влияние на ребенка, получено не было. Чтобы делать такие выводы, необходимо учитывать еще группу факторов, таких как: размер семьи, социальный статус ее членов, разница в возрасте сиблингов, темперамент, методы воспитания и др.
Поведение ребенка при рождении брата или сестры
Новый ребенок в семье всегда становится для первого стрессом, особенно это касается детей в возрасте от 3 до 5 лет. Часто можно наблюдать, как меняется его поведение: сопровождается агрессией или начинается регрессивный период в развитии. Например, трехлетний ребенок, отвыкший от соски, может начать снова ее требовать или отказываться говорить уже выученные слова и фразы.
Таким способом старшие дети пытаются показать родителям, что они нуждаются в большей любви, ласке и внимании к себе.
Специалисты рекомендуют в это время не напоминать малышу, что он уже большой, и не требовать от него соответствующего поведения. Эмоциональное состояние ребенка само придет в норму тогда, когда он привыкнет к братику или сестричке и своей новой роли.
Если же негативные последствия не проходят в течение 2-3 месяцев, то родителям рекомендуется обратиться за помощью к детскому психологу или педиатру. Особенно важно принять такие меры, если старший ребенок пытается нанести вред младшему.
Отношения сиблингов
Есть несколько уязвимых моментов в отношениях сиблингов, на которые родители должны обращать особое внимание. Рассмотрим каждый из них.
Разница в возрасте
От того, насколько большая разница в возрасте у детей сиблингов, зависит насколько близкими и дружественными будут их отношения.
Если разница составляет менее 3-4 лет, то детям придется соперничать друг с другом за родительское внимание и заботу, ведь даже старший ребенок еще сильно зависит от взрослого.
Кроме того, первенцу всегда тяжело потерять свой статус лидера и «монарха, потерявшего престол», по словам А. Адлера. Особенно остро это проявляется между сиблингами одного пола.
Современные родители все больше задумываются над этим вопросом и пытаются запланировать рождение младших детей так, чтобы избежать негатива и зависти. Считается, что идеальная разница – 4-5 лет, когда кризис 3 лет прошел, а кризис 7 лет еще не начался. Именно в этом возрасте малыш уже более самостоятелен и готов вести разговор со взрослыми.
Вмешательство взрослых
Вмешательство родителей в отношения своих детей – это сложный и деликатный вопрос, подходить к которому нужно в индивидуальном порядке.
Главное, что должны усвоить мама и папа — в большинстве случаев любое участие в спорах между детьми приведет только к еще большему конфликту сиблингов. Тем более, что они подходят к решению с позиции взрослых, а даже подростки еще не всегда умеют улаживать конфликты по-взрослому.
Конфликты сиблингов
Часто отношения сиблингов складываются непросто. Дети могут ссориться и ругаться по самым незначительным поводам. Родителям необходимо научиться сглаживать все острые углы, чтобы разрядить обстановку. Для этого нужно знать, какие причины вызывают такое поведение.
Можно выделить несколько факторов, которые обычно влияют на возникновение конфликтов между сиблингами:
Чего не следует делать родителю в случае сиблингового конфликта
Есть ряд ситуаций, которых взрослые должны избегать, чтобы не провоцировать еще больший конфликт.
Родители не должны:
Воспитание сиблингов
Родители должны подходить к воспитанию сиблингов с большой серьезностью, ведь именно от их поведения и позиции зависит, как сложатся отношения детей.
Рассмотрим, на какие воспитательные моменты рекомендуют обратить внимание психологи.
Соперничество сиблингов
Отношения между сиблингами часто не простые, ведь им приходится соперничать друг с другом. Особенно часто это явление возникает у однополых или близких по возрасту детей. Такое поведение не означает, что они не любят своих братьев и сестер, сиблингам просто трудно усвоить правила семьи и оценить свое поведение.
Поводом для соперничества также может служить ревность. Каждый ребенок занимает свою позицию в семье, но всеми силами пытается показать, как он отличается от остальных сиблингов. Родители пытаются разделить свое внимание поровну между всеми детьми, но каждый из них хочет получить чуть больше, чем другие.
Все это и провоцирует ревность. Случается, что она не проходит и во взрослом возрасте, и отношения сиблингов всю жизнь носят сопернический и отдаленный характер.
Мой опыт работы с сиблингами в школе
Сиблинги, которые учатся вместе в одном классе, — не самое частое явление. Сложность работы с такими детьми зависит, прежде всего, от их воспитания и характера.
Если оба или один из братьев или сестер растут капризными, требовательными и не приученными уважать взрослых, то они могут вести себя в школе так же как дома. Учителю придется решать спорные ситуации, когда у одного из сиблингов лучше раздаточный материал, место за партой или порция в столовой.
Особое внимание стоит обратить на сиблингов, которые соперничают даже тогда, когда сталкиваются с общими трудностями, например, не могут наладить контакт с одноклассниками. Об этом нужно обязательно сообщить родителям и психологу. При необходимости он проведет диагностику привязанности сиблингов и проанализирует их межличностные отношения.
В остальных же случаях стоит предоставить детям возможность самим решать свои проблемы. Если острых ситуаций в семье не возникает или они сразу решаются, то и в школе сиблинги свое соперничество не проявляют.
Заключение
Какими бы сложными не были отношения между сиблингами, каждый из них оказывает на другого огромное влияние. От их взаимодействия и умения решать конфликты зависит становление личности и взаимодействие с окружающими в дальнейшей жизни. Поэтому стоит приложить всевозможные усилия, чтобы братья и сестры дружили и поддерживали друг друга во всем.
Красивое слово «сиблинги»
Как только в семье появляется второй ребёнок, тут же возникает новый вид взаимоотношений – братские, сестринские или братско-сестринские. То, как они сложатся, во многом зависит и от родителей, и от других родных и близких. Но почему-то этой важной теме уделяется не так много внимания. А ведь в России примерно половина семей с детьми – это семьи, в которых два ребёнка и более. То есть в этих семьях живут сиблинги – братья и сёстры (близнецы к сиблингам не относятся).
Совсем не так, как с одним
Как мама троих детей могу авторитетно заявить: нет большой разницы между тем, двое детей у вас или трое. Но вот иметь одного или двоих (троих и т.д.) детей совсем не одно и то же. Потому что с рождением второго ребёнка в вашу жизнь входит новое слово – сиблинги и всё, что с этими самыми сиблингами и их взаимоотношениями связано. Этот научный термин, введённый генетиками, уже давно стали использовать и психологи. Возьмём его на вооружение и мы.
Даже если старший ребёнок умолял вас «завести» братика или сестрёнку, даже если он всю беременность ждал появления на свет нового члена семьи и радостно встречал маму из роддома, это совсем не значит, что всю оставшуюся жизнь взаимоотношения ваших любимых сиблингов будут безоблачными.
И очень скоро вы вынуждены будете признать, что жизнь семьи, в которой растут два и более детей, течёт совсем не так, как в семье с одним ребёнком. И дело не в сложности организации ухода за чадами и их воспитания, а в том, что между детьми возникают взаимоотношения, на которые вам тоже придётся влиять. Придётся, придётся, как бы мы ни хотели этого избежать, потому что если пустить всё на самотёк, то завести такое попустительство может совсем не туда, куда вы мечтали.
Основа основ
Как бы банально это ни звучало, но дружба между детьми или её отсутствие – это то основное и самое важное, что должно волновать родителей сиблингов, если они хотят жить счастливо и хотя бы относительно спокойно.
Когда родился наш второй сын, я на прогулке с детьми случайно познакомилась с молодой бабушкой, которая одновременно была мамой четверых детей. Меня очень волновал вопрос, как это, когда детей больше одного, и как строятся взаимоотношения между ними. И я спросила эту чрезвычайно приятную женщину:
— А ваши дети дружат?
Когда она ответила утвердительно, я развила мысль:
— А как вы этого добились?
Она задумалась, помолчала недолго и потом сказала:
— Я всегда была очень этим озабочена и делала всё возможное, чтобы мои дети были дружны. А вот мой брат, у которого трое детей, считал, что дружба между ними возникнет сама собой. Он ошибся: его дети так и не стали друзьями.
Мы долго разговаривали тогда. И через весь разговор проходила красной нитью одна мысль: дружба детей – это дело рук родителей.
С того дня я много думала об этом и ещё больше читала. И на основе собственного опыта и размышлений многих специалистов сделала несколько выводов, которые, как мне кажется, могут помочь и другим родителям сиблингов.
Чтобы дети дружили
Итак, что же можем и должны делать мы, родители, если хотим, чтобы наши дети дружили?
1. Главное – подготовка
Готовить старшего ребёнка (или детей) к появлению младших нужно заранее. Чем раньше вы станете это делать, тем больше вероятность, что ребёнок успеет свыкнуться с этой мыслью к тому моменту, когда родится его сиблинг. В идеале, если вы знаете, что хотите иметь нескольких детей, то приучать первого ребёнка к тому, что в семье часто бывает не один малыш, можно начать, как только он станет хоть немного понимать вас. Тогда он будет расти с этой мыслью и знать, что двое и больше детей в семье – это норма.
Родители должны продумать и планомерно осуществлять грамотную пиар-акцию под кодовым названием «Какое счастье быть старшим братом (старшей сестрой)!»:
А вот спрашивать других детей о том, рады ли они тому, что у них есть младшие, нужно осторожно: есть риск получить совсем не тот ответ, на который вы рассчитываете.
2. Стоп, ревность!
Делать всё, чтобы между детьми не возникало ревности или зависти.
Сделать это нелегко, но можно.
3. Дети, а не клоны
Помните, что дети разные. Никогда младший ребёнок не будет точной копией старшего. У каждого из них свои достоинства и свои недостатки. Поэтому и требования к детям нужно предъявлять разные. Мы ведь не ждём от мамы, что она будет так же ловко орудовать перфоратором, как папа. Так почему же мы ждём от детей одинаковых успехов? В норме родительские ожидания должны изменяться с поправкой на личности детей, а не дети подгоняться под ожидания родителей любыми методами.
4. В поисках талантов
Постарайтесь разглядеть в каждом ребёнке его собственный талант и принять это. Причём таланты могут быть самыми разными, в том числе прикладными и бытовыми.
Если один любит мыть обувь, а другой ненавидит это занятие всеми фибрами души, то нужно не заставлять его, а понять, какую работу он будет выполнять с удовольствием. И пусть один моет обувь всех членов семьи, а другой в это время развесит бельё, например. И всё получится в полном соответствии с пословицей про волков и овец.
Если сестра ходит на танцы, не следует отдавать туда брата против его воли только за компанию или ради удобства родителей. Ищите, в чём будет талантлив именно он. Даже если у вас в семье никогда не было игроков в кёрлинг, это не значит, что он не появился сейчас. В семье технарей запросто может родиться поэт, а у гуманитариев – энтомолог. Мечты вашего ребёнка могут кардинальным образом отличаться от ваших собственных детских мечтаний, даже если остальные дети уродились вашими копиями.
5. Общий враг
Смиритесь с неизбежной ролью общего врага. Известный психолог Ричард Темплар сформулировал неожиданное, на первый взгляд, правило:
НИЧТО ТАК НЕ ОБЪЕДИНЯЕТ ДЕТЕЙ,
КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЖАЛОВАТЬСЯ
ДРУГ ДРУГУ НА РОДИТЕЛЕЙ.
И это правда. Если дети натворили что-то сообща и потом вместе несут тяжесть наказания, они удивительным образом сплачиваются, начинают заботиться друг о друге, старшие берут на себя опеку младших, а даже самые независимые младшие в такие неприятные для них моменты с удовольствием принимают помощь старших.
Нет, это, разумеется, не значит, что вы должны специально третировать детей, чтобы они объединялись. Но зато вы можете утешать себя тем, что, даже сообщая чадам что-то неприятное или наказывая их, вы даёте им возможность стать ближе друг другу, научиться опираться в тяжёлых ситуациях не только на родителей, но и на других самых близких людей – сиблингов.
6. Стукачам и ябедам – нет, нет, нет! А взаимопомощи – да, да, да!
Дети должны знать, что вы не поощряете жалобы друг на друга, и, наоборот, цените их добрые взаимоотношения и помощь друг другу. Если увидели проявления заботы детей друг о друге – непременно похвалите. Когда один из детей приходит к вам за помощью, например, в сборке модели звездолёта, сошлитесь на то, что брат или сестра малыша умеют делать это лучше вас. Создавая такие точки соприкосновения, вы учите детей умению и – главное – желанию взаимодействовать. Учите детей благодарить за помощь не только взрослых, но и друг друга.
7. Вместе и по отдельности
Семьям, в которых растут сиблинги, очень важно уделять внимание формированию сплочённости (ну, или, если хотите, командного духа). Когда ребёнок только один, сделать это проще, однако, если детей больше, это гораздо нужнее.
Как правило, стоит только младшему ребёнку чуть подрасти, старшие начинают вовлекать его в свои игры. И это очень хорошо как для родителей, которые теперь гораздо реже слышат жалобы на скуку и просьбы поиграть, так и для самих детей. Играя, они учатся взаимодействовать друг с другом и окружающими, разрешать споры, идти на компромиссы. И здесь главная наша задача не брать на себя роль арбитра в самых незначительных спорах, а выступать в роли наблюдателей и вмешиваться лишь в крайних случаях.
Дети очень быстро делают выводы и учатся на своих ошибках, если дать им эту возможность. Старшие сиблинги уже в возрасте двух-трёх лет начинают подражать родителям в обращении с младшими и частенько даже лучше взрослых справляются с миротворческими задачами. Однако если детей в семье трое или больше, родители обязательно должны следить за тем, чтобы не было ситуаций, когда все дружат «против» одного. Вот такое нужно искоренять в зародыше. Потому что тут и до стадного чувства и наслаждения властью над слабым недалеко.
Очень объединяет общее дело. Причём настолько, что даже если этих общих дел нет и не предвидится, то обязательно нужно их придумывать. Дети должны видеть и понимать, как важна для них помощь братьев/сестёр, как многого они могут добиться вместе.
Нашим старшим детям было три года девять месяцев и два года, когда муж привёз на дачу первый в сезоне арбуз. Сыновья очень обрадовались. Но впереди ещё был обед, а арбуз так и остался лежать на крыльце в пакете. И тут я увидела, как мальчики о чём-то посовещались и дружно направились к арбузу. Им очень хотелось скорее попробовать полосатика, и они решили форсировать события. Но каждый понимал, что в одиночку он не справится. Тогда они объединились и вдвоём, кряхтя и отдуваясь, потащили арбуз по направлению к мойке – мыть. И, кстати, в отличие от лебедя, рака и щуки тащили в одну сторону. Мы, конечно, долго им надрываться не дали и арбуз изъяли, хотя смотреть за их совместной дружной работой было сплошным удовольствием и умилением. Ведь в этот момент мальчики познавали, как хорошо иметь брата.
Желательно, чтобы дети как можно реже расставались надолго. Но при этом неплохо, если иногда, изредка, кто-то из детей оставался один с родителями, или все дети оставались с одним из родителей, то есть, чтобы семья умела жить в самой разной «комплектации». Но здесь важно следить за тем, чтобы не случалось так, что одни дети ездят в гости только к родителям мамы, а другие – только к бабушке и дедушке с отцовской стороны. Все обязательно должны общаться со всеми. Иначе будут возникать различные перекосы в привязанностях. А там уж и до любимчиков недалеко.
8. Любимые, а не любимчики
Ни в коем случае не выбирайте любимчиков! Да, конечно, мы уже говорили о том, что все дети разные. Одних любить проще, других – сложнее. Но на то вы и родители, чтобы любить всех. А если это не так, дети обязательно почувствуют. И никому не будет от этого лучше. Поэтому мы должны из кожи вон вылезти, но умудряться любить детей одинаково. Ну, или хотя бы делать так, чтобы никто не догадывался о том, что любимчик всё же есть.
В этом смысле, на мой взгляд, проще выстраивать отношения в семьях, где трое детей и больше. Потому что когда детей двое, то есть риск, что родители просто поделят детей поровну, по принципу: я больше люблю этого, а ты – того.
Двое и больше детей – это не лучше и не хуже, чем один. Это просто по-другому. И родители должны быть готовы к этому. Очень надеюсь, что наша статья поможет подготовиться к возможным трудностям и играючи справиться с ними. И тогда однажды вы сможете с умилением наблюдать, как ваши любимые сиблинги дружно в четыре руки пеленают собаку или все вместе перегораживают коридор верёвками, заявляя, что теперь они пауки и жить будут на паутине. Это ли не родительское счастье?