Что означает слово шеш беш
Нарды
Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон, тавла, шеш-беш, коша) — настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины. Цель игры — бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом (иногда фигурирует уличное название хата) и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник. Есть две основные разновидности — длинные и короткие нарды.
Содержание
История нард
Нарды — древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).
Одна из легенд (см. «Чатранг-Намак») гласит, что некогда индусы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Вазургмихр [1] (Вузург-Михр [2] ) не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать 12 лет. Вазургмихр придумал и послал своим оппонентам новую игру — нарды (нэв-ардашир — в честь основателя династии Сасанидов Ардашира I).
В Персии, в III тысячелетии до н. э. эта игра имела символическое и мистическое значения. Персидские астрологи с помощью нард предсказывали судьбы владык. Поле для игры уподоблялось небу, движение фишек по кругу символизировало ход звёзд, каждая половина доски, состоящая из 12 отметок для фишек — 12 месяцев в году, деление доски на 4 части — времена года, 24 пункта означало 24 часа в сутках, а 30 шашек — число лунных и безлунных дней месяца. Сумма очков на противоположных гранях кости — 7 — была равна числу планет, известных в то время.
В разных странах эта игра называлась по-разному. Иногда это название означало просто «настольная игра», как у испанцев — tablero, итальянцев — tavola reale, турок — tavla; иногда это были собственные названия: греков — διαγραμισμος, французов — trictrac и backgammon — у англичан.
В Западной Европе аналог нардов был известен как en:Ludus duodecim scriptorum уже в Римской империи. Новая волна распространения игры была связана с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась «трик-трак». Это название видимо произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.
Хотя корни нард уходят на Восток, правила наиболее распространённого в Европе современного варианта игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (Edmond Hoyle). Этот вариант носит название «Короткие нарды» (в противоположность более старым «Длинным нардам», придуманным на Востоке) или «Backgammon». По одной версии, название «Backgammon» образовано из английских слов «back» и «game» и связано с тем, что шашка оппонента, будучи побита, возвращалась назад. Другая версия связывает название «Backgammon» с галльскими словами «Baec» (маленький) и «Gammit» (битва), которые напоминают по значению персидские слова «Тахте Нард».
На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью во всём мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нард и проходят международные турниры.
Распространение
Нарды особенно распространены:
Инвентарь
Правила игры
Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями. Однако основных разновидностей игры две — длинные и короткие нарды. Общими для всех вариантов являются следующие правила:
— ставка за каждую шашку, оставшуюся в доме, когда соперник уже «выкинул» свои «за борт», и тогда в случае «марса» эта сумма удваивается.
— фиксированная ставка за игру (как правило умеренная), но тогда «марс» идет 1:10
Игра на ставку
Игра на ставку может вестись по любым правилам. В простейшем случае оговаривается ставка за одну игру. Кроме того, могут применяться специальные правила увеличения ставок:
Комбинации
Шиком при игре считается называть комбинации по-персидски (фарси)
Шеш-беш или мистика нард
Люди играют в эту игру уже более 5000 лет. В древней Персии эта игра имела символическое и мистическое значение. Персидские астрологи с помощью нард предсказывали судьбы владык. Поле для игры они считали небом, а движение фишек по кругу обозначало движение звёзд. В древности символический характер в определённой степени был присущ практически всем играм. Двенадцать пунктов на каждой стороне доски соответствовали 12 месяцам, деление доски на 4 части — временам года, 24 пункта — 24 часам в сутках, 30 шашек — числу лунных и безлунных ночей в месяце, а их движение по кругу изображало движение звёзд на небе. Сумма очков на противоположных сторонах кости, равная 7 — соответствовала числу известных тогда планет, от которых, как тогда считалось, происходило всё дурное и хорошее.
По легенде персидский мудрец Бюзюркмехр (Важургмихра) так объяснил своему царю Хосрова I Ануширвана (509-579 годы н.э.) сущность новой игры: «Из правителей этого тысячелетия самым деятельным и мудрым был Ардашир, и эту игру я назову по имени Ардашира — нардами (нэв-ардашир). Доску для нардов я уподобляю земле Спандармад. Тридцать камней (мухраг) я уподобляю тридцати суткам: пятнадцать белых я уподобляю дню, а пятнадцать чёрных я уподобляю ночи. Пару игральных костей (гарданаг) я уподобляю вращению звёзд и вращению небосвода. Один (эк) на кости уподобляю тому, как един Ормазд, ибо он сотворил всё благое. Два (до) уподобляю небу и земле. Три (сэ) уподобляю (сферам) благомыслия, благословия, благодеяния, иными словами, (сферам) мышления, речи и действия. Четыре (чахар) уподобляю четырём элементам, из которых сложен человек, и четырём сторонам света: востоку, западу, югу и северу. Пять (пандж) уподобляю пяти светящим объектам: солнцу, луне, звезде, огню и сиянию, идущему с неба. Шесть (шаш) уподобляю шести дням Гаханбара, в которые было совершено творение. Расстановку камней на доске нардов я уподобляю тому, как господь Ормазд дал (каждое) творение земному миру. Вращение и возвращение камней с помощью костей уподобляю тому, как человек в земном мире постоянно связан с небесными силами (мэноган), он движется и передвигается под влиянием семи (планет) и двенадцати (зодиакальных созвездий). При возможности они бьют друг друга и вытесняют подобно тому, как люди в земном мире побивают друг друга. И когда с помощью костей все (камни) вытесняются, это напоминает людей, которые все так или иначе оставляют этот земной мир. Когда же (камни) ставятся вторично, это напоминает людей, которые при воскресении из мёртвых вновь оживают».
Для пытливого ума игра в нарды раскрывается с совершенно неожиданной стороны. Человек не властен над обстоятельствами своей жизни в полной мере, но, в то же время, именно он сам кузнец своего счастья. В нардах нет фатализма: распорядиться тем, что предлагает «судьба-зары» (кубики), человек может сам. Только сам игрок решает, как ему поступить в том или ином случае. Настольная игра нарды учит мудрому и философскому отношению к жизни.
Шеш-беш
561 водоём
Верысе водоёмлаште колым ашныме да кучымо кӱшеш калыклан кӱлшӧ сатум шукемден толаш. Увеличивать выпуск товаров народного потребления за счёт разведения и улова рыб в местных водоёмах.
562 воранаш
Ӱдырым кондымо годым пий опта гын, пиалдыме шешке логалын, суртем ынде ок воране, манын тошто Савак марий. Д. Орай. Старожилы Савака говорили, что когда везут невесту и собака лает, то невеста несчастная, хозяйство теперь не будет процветать.
Нигӧат еҥ кӱшеш ынже воране. К. Васин. Пусть никто не благоденствует за чужой счёт.
Тиде кечын пашанат сайынак вораныш да нойымынамат мондышна. А. Юзыкайн. В этот день и работа хорошо спорилась, мы даже позабыли о своей усталости.
563 воранымаш
Вольык озанлыкын лектышыжым нӧлталмаш мланде паша воранымаш дене чак кылдалт шога. Повышение продуктивности животноводства тесно связано с процветанием земледелия.
Еҥ кӱшеш воранымаш капиталистический элыште осал койышлан ок шотлалт. Благополучие за чужой счёт в капиталистической стране не считается пороком.
564 вурслаш
Еҥ кӱшеш огыл элнам тыге вурслышна, кажне латшымыр куатым таптен. В. Якимов. Не за счёт других мы укрепляли так свою страну, каждая копейка ковала нашу мощь.
565 вӱрйӱшӧ
Вӱрйӱшымытым ял гычшат кожен колташ кӱлеш. П. Корнилов. Кровопийцев нужно из деревни прогнать.
566 иждивенец
Фёкла самырыкше годым пашам ыштен огыл, кызыт тудлан, иждивенецлан, пенсийым огыт пу. Фёкла в молодости не работала, сейчас ей, иждивенке, не дают пенсии.
567 илнӓш
Тупем аяреш йылатен колтенӓм ыльы, ӹнде кавашты илнӓ. Я сжёг спину на солнце, теперь кожа сходит.
Вӹдӹштӹ шукы кимӓшеш кавашты илнӓ. От долгого пребывания шкуры в воде её шерсть выпадает.
568 илыше
Чачилан утларакше тӱрлӧ янлык ден кайык сӱрет келшыш: чылт илыше гай койыт, сӱретленат моштыман вет. С. Чавайн. Рисунки разных зверей и птиц больше понравились Чачи: словно живые, надо же уметь так рисовать.
теҥыз пундаште илыше обитатели морских глубин.
Автобус посёлкышто илыше-влакым кондыш. А. Мурзашев. Автобус привёз жителей посёлка.
569 интернат
– Тиде пионеркым могай интернат гыч конденат? К. Коршунов. – Из какого интерната ты привёз эту пионерку?
Конешне, тыште йокрокрак лиеш: илыме пӧлем икте веле, вес кокытшо – интернат столовый ден кухньо. В. Косоротов. Конечно, здесь будет скучновато: жилая комната только одна, в двух других – интернатская столовая и кухня.
570 йӓнгӹм тӓрвӓтӓш
Вет школышты тыменьмӹ веремӓ сек яжо жеплӓ ӓшеш кодеш дӓ таманяр и эртӹмӹкӓт йӓнг тӓрвӓтӹшӹ ӓшӹндӓрӹмӓшвлӓм канда. А. Канюшков. Ведь школьные годы остаются в памяти как самые лучшие годы, и даже через много лет приходят воспоминания, которые берут за душу.
Идиоматическое выражение. Основное слово:
571 кем комзы
Лакылымы кем комзы лакированные голенища сапог;
кымда кем комзы широкие голенища сапог.
Ашкедмӓшеш ял лӹвӓлнӹ лявӹрӓ ньоцке веле шакта, кем комзывлӓшкӹ шӓпнӓ. Н. Ильяков. Под ногами хлюпает грязь, брызжет на голенища сапог.
572 колталташ
Мемнан республикыште продукций утларакшым кӱртньӧ корно дене колталтеш. «Мар. ком.» Продукция в нашей республике в большинстве отправляется по железной дороге.
Тений инструкций изишак вашталтын, ялсовет гыч кок гана шуко делегат колталтын. М. Шкетан. Инструкция нынче немного изменена, из сельского совета посылается в два раза больше делегатов.
Колат, турийже кузе колталта! Шӱвыр йӱкат тыге ок шокто. В. Иванов. Слышишь, как заливается жаворонок! Даже волынке не потягаться.
тыгыр мелӹм колталташ расстегнуть ворот рубашки.
Талашен ашкедмӓшеш пӱжӓлт шӹнзӹнӓт, фуфайкыжымат колталта. От быстрой ходьбы вспотел, расстегнул даже фуфайку.
коремышкыла колталташ помчаться в сторону оврага.
Корны мычкы шокшы шаям колталтенӹт. А. Канюшков. По дороге завели оживлённый разговор.
Сайын кушта, колталта веле. Хорошо пляшет, даёт фору.
573 лицӓ
Сӹнзӓвӹд шервлӓ Оксинян лицӓ мычкы йогат, сусу лимӓшеш юкымат лыктын ак керд. И. Беляев. Слезинки бежали по лицу Оксини, она не могла произнести ни слова от радости.
Лицӓжӹ ти ӹдӹрӹн мӹлӓм пӓлӹмӹлӓ чучын. Н. Ильяков. Лицо этой девушки показалось мне знакомым.
(Самок Якон) кужикӓ лицӓ шӹргӹмынывлӓжӹ кӧргӹшкӹлӓ пырен шӹнзӹнӹт. Н. Игнатьев. У Самока Яко щёки продолговатого лица впали.
Икымше лица: мый лудам. Кокымшо лица: тый лудат. Первое лицо: я читаю. Второе лицо: ты читаешь.
Наречий падеж денат, лица денат, жап денат ок вашталт. «Мар. йылме» Наречие не изменяется ни по падежам, ни по лицам, ни по временам.
574 мироед
– Мироед тӱшка! – фронт гыч толшо-влак поян ваштареш кычкырал колтышт. В. Сави. – Мироеды! – вскричали фронтовики против богатых.
575 недовольна
Лоэштӓрӹмӓшеш недовольна лишӹ, лицӓжӹмӓт кыптыртал колта. Н. Ильяков. Недовольный тем, что ему помешали, он морщит лицо.
576 оборудований
Оборудованийым вашталтыме кӱшеш издательстве-влакын полиграфический базышт кумдаҥеш. «Мар. ком.» Расширяется полиграфическая база издательств за счёт обновления оборудования.
Механик тунамак гаражыш ошкыльо, строительный бригадылан тӱрлӧ ӱзгарым, оборудованийым грузитлаш полшыш. П. Корнилов. Механик тут же направился в гараж, помог строительной бригаде погрузить разные инструменты, оборудования.
577 обществе
Шкат паледа: мемнан обществыште ик еҥ весылан йолташ да таҥ. Й. Ялмарий. Сами знаете: в нашем обществе человек человеку товарищ и друг.
Шемер айдеме эксплуататорский обществыште чотак орлана. В. Юксерн. Трудящийся человек в эксплуататорском обществе сильно страдает.
Обществе кӱшеш гына илаш шонышо-влак тӱрлын амалкалат. В. Иванов. Желающие жить только за счёт общества изворачиваются (ловчат) разными способами.
Кажне еҥын сай пашаже обществылан пайдам конда, ончыко каяш полша. Г. Эрский. Успехи в работе каждого человека приносят пользу обществу, помогают двигаться вперёд.
Элнет олык Аркамбал обществын курго верже. С. Чавайн. Илетьские луга – кормовая база у Аркамбальского общества.
Ялысе обществым вуйлатыше тӧра-влак тупешет розгымат пуэн налыт. А. Юзыкайн. Чиновники, руководящие сельским обществом, могут наказать тебя и розгами.
Мароблисполком вуйлатышын ончылмутыштыжо Чавайнын совет элын гражданинже, обществе пашаеҥ да писатель тӱсыжӧ воштончыш дене ончыктымыла рашемеш. А. Эрыкан. Во вступительной речи председателя Мароблисполкома как в зеркале отражается облик Чавайна как гражданина советской страны, общественного деятеля и писателя.
Тунам ялысе обществе погынымаш мландым пуаш пунчалым луктеш. И. Васильев. Тогда собрание сельского общества выносит постановление о выделении земельного участка.
Войдите в ОК
Правила игры в Длинные нарды «Шеш Беш»
Цель игры:
Пройти своими шашками полный круг по доске, зайти ими в дом (правые нижние шесть пунктов доски) и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.
Правила хода
Шашки двигаются против часовой стрелки.
Если на пункте стоит шашка противника, то свою шашку ставить на этот пункт нельзя.
На одном пункте может стоять любое количество шашек одного цвета.
Перед каждым своим ходом вы бросаете кубики. То, сколько очков на них выпадает, определяет то, какие ходы вы можете делать.
За один ход делается от одного до четырёх передвижений шашки. В каждом из них вы можете передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одном из кубиков. Например, если выпало 2 и 4 очка, вы можете за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую — на 4 пункта, (или, наоборот, сначала на 4 потом на 2) Либо сделать полный ход одной шашкой (6). Если на обеих кубиков выпадает одинаковое число очков (куш), то выпавшие очки удваиваются, и вы получаете возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кубиках (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя — можно только на полные 4).
Правилами запрещается делать непроходимый барьер из шашек (6 и более шашек одного цвета подряд), если впереди этого барьера нет хотя бы одной шашки противника.
Если у вас нет ни одного допустимого хода, то вы пропускаете ход. Пропустить ход по собственному желанию нельзя.
На ход отводится 90 секунд. Если вы не сделаете ход за это время, вы будете объявлены проигравшим.
Правила снятия шашек с доски:
Снимать шашки с доски можно только после того, как вы переместили их все в дом (правые нижние шесть пунктов).
Заводить шашки в дом разрешено в порядке старшего кубика, например если выпал кубик 5-2 то старший кубик в первую очередь должен заходить домой, а младший уже снимается с доски. Также и в доме: играет сперва старший кубик затем малый.
Вы можете выставить шашку за доску, когда номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, выпавших на одной из кубиков (то есть шашку, стоящую на крайнем пункте, вы можете выставить, если выпала единица, на втором от края — если выпала двойка и т. д.). Если все шашки в доме находятся ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то вы можете выставить за доску шашку из любого другого пункта.
Снимать шашки с доски на каждом ходе не обязательно, можно просто перемещать шашки в доме.
Завершение игры:
Тот игрок, который первый снимает с доски все свои шашки, объявляется победителем игры, а его партнер проигравшим. Проигравший передает победителю количество фишек, зависящее от ставки.
Если проигравший успел до конца игры переместить все свои шашки в дом и выкинуть за доску хотя бы одну, его проигрыш равен ставке.
Если проигравший не успел к концу игры переместить все свои шашки в дом, то его проигрыш равен удвоенной ставке (такое завершение игры называется «марс»).
Если проигравший не успел сместить одну или несколько своих шашек из начального положения, в то время как оппонент вывел все свои за доску снимается тройная ставка (такое завершение игры называется «кокс»)
Если же проигравший успел переместить в дом все свои шашки, но ни одну из них не успел выкинуть за доску, его проигрыш равен 4 ставке (такое завершение игры называется «Домашний марс»).
Передача фишек под видом проигрыша строго запрещена!
Что означает слово шеш беш
20 марта, состоялся турнир по нардам, организованный культурно-образовательным центром «Бейт Джууро».
Большой зал синагоги был арендован для проведения турнира активистом «Бейт Джууро», Исаем Илдатовым, который с большой ответственностью относится к организации досуга своих молодых соплеменников.
Среди горских и бухарских евреев игра в нарды называется шеш-беш или шишту-беш. Существуют две разновидности игры – длинная и короткая. В Персии в III-ем тысячелетии до н. э. эта игра имела символическое и мистическое значения. Персидские астрологи с помощью нардов предсказывали судьбы владык.
Поле для игры уподоблялось небу, движение фишек по кругу символизировало ход звёзд, каждая половина доски, состоящая из 12 отметок для фишек — 12 месяцев в году, деление доски на 4 части — времена года, 24 пункта означали 24 часа в сутках, а 30 шашек—число лунных и безлунных дней месяца.
Сумма очков на противоположных гранях кости − 7— была равна числу планет, известных в то время. Хотя корни нард уходят на Восток, правила наиболее распространённого в Европе современного варианта игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (Едмонд Хоыле). Этот вариант носит название «Короткие нарды» (в противоположность более старым «Длинным нардам», придуманным на Востоке).
На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью во всём мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нардов и проходят международные турниры. Одним из самых известных чемпионатов по нардам является чемпионат Азербайджана Гизил Зар— Золотые зары.
Победителю вручаются зары (игральные кости) из золота. В дни Пурима горские, бухарские, иранские, афганские и грузинские евреи играют в нарды, так как это событие непосредственно связано со временем персидского царя Ардашера, который взял вжены Эстер-Хадасу, спасшую в тот день от уничтожения евреев империи. Поэтому весьма символично, что именно в дни Пурима состоялся турнир, объединивший представителей двух еврейских общин Бруклина и Квинса, для которых Пурим – реальная история наших общих с ними предков.
Надо отдать должное организаторам, которым удалось создать прекрасную, праздничную обстановку. 32 участника разделились на пары и стали играть по три партии по олимпийской системе: проигравший убывает. На столах находились не только нарды, но и шахматы, игральные карты.
Те, кто не стремился предаться пуримовским играм, имели возможность с раввином изучать главы Торы. Звучала восточная музыка, а столы ломились от яств: тортов, фруктов, печений. Некоторые отцы пришли со своими сыновьями. Они стали играть в карты, так как не знали правил нард (есть такие в общинах). Асы нард проявили свои педагогические способности и быстро привили им любовь к древней игре.
Победителем турнира стал Сергей Ифраимов, который получил приз «Умные часы». Второе место занял Яаков Юдаев. Ему преподнесли Onyx Speaker. Третье место – за Беньямином Давидовым. Ему преподнесли I-Pad. К участникам турнира обратился духовный лидер «Бейт Джууро», Эфраим Илягуев. Он поблагодарил организаторов турнира и ещё раз подчеркнул как важно по чаще собираться вместе, что бы общаться, молиться, учиться, и самое главное не забывать свои корни, ведь горские евреи это поистине особенное племя, с древними, красивыми обычаями и традициями.
Это мероприятие стало возможным только благодаря участию преданных членов «Бейт Джууро», которые самоотверженно вложили много часов своего времени, деньги, и душу. Все ребята работают на общественных началах, ради общего блага, а именно, процветания горских евреев.
Особенно хотелось бы заметить следующих людей, Исай Илдатов, (автор и главный организатор этого события), Иосиф Азарьев (спонсор турнира), Айзик Насимов, Имран Юсупов, Моше Рабаев, Соломон Илягуев, Андрей Кишиев, Джейсон Юсупов. ребята потрудились на славу. Купили еду, накрыли столы, организовали доски для шеш-беш, украсили зал и многое другое. Для нас является большой честью то, что в турнире приняли участие представители общины бухарских евреев.
Мы хотим выразить особенную благодарность главному редактору газеты The Bukharian Times, Рафаэлю Некталову, который предложил выступить информационным спонсором турнира по шеш-беш. А так же он сам лично приехал и участвовал в турнире, чтобы поддержать нашу организацию. Рафаэль Некталов, поздравил всех с праздником Пурим и турниром нардистов.