Что означает слово саспенс
САСПЕНС – что это. Что это за жанр
Саспенс. Большинство из нас связывают термин «саспенс» с жанром кино и литературы и немалая доля истины в этом есть. В русском языке это слово употребляется только в таком значении, а вот, например, у англичан он применяется гораздо шире. Учитывая, что многие слова кочуют из языка в язык, узнать более широкий смысл этого понятия будет точно не лишним.
Саспенс – что это?
В определении саспенс – это состояние психического возбуждения и неопределенности, возникающих в ожидании исхода событий. Такое ожидание развязки сопровождается тревожным беспокойством. Данное понятие вот уже несколько десятилетий исследует множество представителей когнитивных наук, но однозначной формулировки так предоставлено и не было. Психологи, занимающиеся данной темой, на вопрос саспенс – что это такое, определяют явление, как смешанное эмоционально состояние, сопровождающееся страхом, когнитивной неопределенностью и надеждой.
Саспенс и катарсис
Если с тем, что такое саспенс мы более менее разобрались, то катарсис стоит рассмотреть подробнее. Определение катарсиса зависит от точки зрения, с которой его рассматривать, поэтому стоит разложить его в двух плоскостях.
Саспенс – что это за жанр?
Мы упоминали, что в родном языке по большому счету понятие саспенс – жанр, это определенный набор ощущений и эмоций, которые испытывает зритель/читатель. Такой прием применяют в остросюжетных произведениях: детективах, триллерах, криминальных боевиках и драмах, ужасах, мистике. Саспенс – жанр, с использованием художественных эффектов, вызывающих нарастание тревоги в ожидании развязки.
Что такое саспенс в кино?
Если бы пришлось объяснять ребенку, что такое саспенс в кино, то можно было бы охарактеризовать это состояние на примерах. Это когда при просмотре момента из кинофильма зритель не может усидеть на месте, вскакивает и в сильном волнении за героя момента эмоционально шепчет: «Ну, давай, давай, быстрее, беги!» или «Стой, не иди туда стоооой!» То есть, в кино это полное сопереживание герою так, словно то, что зритель видит на экране происходит с ним самим.
Жанр саспенс в литературе
Если в кино такого эффекта можно добиться при помощи визуальных и звуковых эффектов, то в литературе нужно быть настоящим мастером пера. Чтобы вызвать эффект саспенс, литератору важно создать определенную атмосферу в произведении, когда главный герой симпатичен читателю, а сюжет должен быть в меру наполнен драматизмом. Еще один способ ввести в состояние саспенса – неожиданность, когда ни читатель, ни герой произведения не подозревают о приближающейся опасности. Такой прием шокирует и вызывает напряжение в ожидании развязки.
Мастера саспенса
Среди кинематографистов и литераторов есть немало легендарных творцов в жанре саспенс. Будет интересно узнать о ярчайших представителях жанра и мы, кто добился в этой области выдающихся результатов и обрел широкую известность.
Из писателей, добившихся успеха в жанре саспенса можно выделить:
Саспенс
Использование саспенса в кинематографе обычно связывают с именем Альфреда Хичкока, признанного «мастером саспенса». Хичкок умел искусно создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, боязни неизвестного, предчувствия чего-то ужасного. Вслед за Хичкоком этот приём получил широкое распространение и в голливудском кино, и в кинематографах других стран. Одним из самых ярких примеров применения саспенса стал фильм ужасов «Хеллоуин» (США, 1978, 91 мин.) режиссёра Джона Карпентера.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Ко́декс Американской Ассоциации Кинокомпаний, также известный как кодекс Хе́йса (англ. Motion Pictures Production Code, Hays Code) — этический кодекс производства фильмов в Голливуде, принятый в 1930 году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов (ныне Американская ассоциация кинокомпаний), ставший в 1934 году неофициальным действующим национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа в США. Снимать фильмы не по кодексу было можно, но они не имели шанса быть выпущенными в прокат кинотеатров.
Синемá веритé (фр. cinéma vérité букв. «правдивое кино») — термин, обозначающий экспериментальное направление, первоначально сформировавшееся в кинодокументалистике Франции, связанное с обновлением выразительных и повествовательных возможностей кинематографа.
По меньшей мере с 1920-х годов киноиндустрия США не только является крупнейшей в мире по цифрам выпускаемых фильмов и кассовых сборов, но и оказывает определяющее влияние на содержание и технологии мирового кинематографа, на экономические и культурные аспекты кинопроцесса.
Те́хнотри́лер — гибридный жанр, в котором используются темы шпионских триллеров, научной фантастики и военной повести. По сравнению с другими жанрами в технотриллерах достаточно большое внимание уделяется техническим описаниям — с детализацией технологии в технотриллерах может сравниться лишь научная фантастика. В таких произведениях широко раскрываются принципы работы техники, внутренняя механика шпионажа, боевых искусств и политики. Часто весь сюжет превращается в подробное описание этих сторон.
Значение слова «саспенс»
Использование саспенса в кинематографе обычно связывают с именем Альфреда Хичкока, признанного «мастером саспенса». Хичкок умел искусно создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, боязни неизвестного, предчувствия чего-то ужасного. Вслед за Хичкоком этот приём получил широкое распространение и в голливудском кино, и в кинематографах других стран. Одним из самых ярких примеров применения саспенса стал фильм ужасов «Хеллоуин» (США, 1978, 91 мин.) режиссёра Джона Карпентера.
са́спенс
1. кино сюжетное напряжение; элемент жанрового фильма, особенно характерный для детектива, триллера и фильма ужаса ◆ В Музее кино покажут Альфреда Хичкока — фильмы, снятые королём чёрного юмора и саспенса во время проживания в Британии. Наталия Королева, «Кино», 1997 г. // «Столица» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поразмышлять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое саспенс
Саспенс — это психологический метод, применяемый в кинофильмах и литературных произведениях для создания напряжённой, возбуждённой и неопределённой атмосферы. Подобное ожидание, как закончится сюжет, сопровождается сильным беспокойством, тревогой и страхом. Сегодня подробней разберёмся в том, что такое саспенс, и как этот метод используется в фильмах и литературе. Объясним, какие саспенс имеет виды и жанры, а также предложим несколько интересных примеров.
В конце статье расскажем, как можно показать саспенс через героев и детали, а также эмоции. Объясним процесс развития в кинокартинах методов, которые вызывают необычные эмоции у зрителей. Вся информация предназначена лишь ознакомления.
Саспенс: разбор понятия
Термин саспенс изучают представители когнитивных наук, но точного определения понятия нет. Психология понимает это понятие как некое явление вызывающее сильное эмоциональное возмущение с долей страха, неопределённости и надежды.
Саспенс — это не реакция зрителя или нагнетание обстановки, а жанр, обучающий сценаристов, как возлечь и спровоцировать людей на сопереживание главным героям. Специальные методы помогают удержать внимание человека, заставляя его:
Понятие саспенс берёт корни в английском языке. Этот приём использовали задолго до его окончательного определения Альфредом Хичкоком.
Известные примеры
Примером может служить, всемирно известная картина братьев Люмьер. Саспенс заключался в беспокойстве, и страхе от того, что из экрана, движущийся поезд может попасть в зал и раздавить зрителей.
Альфред Хичкок: известный режиссёр
Альфред Хичкок является ярчайшей звездой и гениальным мастером в применении популярного в наши дни метода в кино. Великий режиссёр убеждён, что для срабатывания саспенса зрителя нужно подготовить. В процессе просмотра фильма публике обеспечивают полный доступ к важной информации. Когда человек знает об опасностях, то он подсознательно подготавливается к лучшему восприятию поворотов сюжета. Это помогает реализовать любой из методов такого эффекта, как саспенс.
В своих картинах Хичкока пользовался звуковым сопровождением:
Он применял операторские методы съёмки важных эпизодов. Например, для нагнетания ситуации использовал неожиданный угол съёмки, делал акценты, чтобы выделить важные детали.
Саспенс: виды
Фильм делится со зрителем некоторой информацией и секретом сюжета. Этим сценарист формирует саспенс. Публика знает об опасности, но ей остаётся лишь следить, как разворачивается сюжет. Секрет может быть самым разным:
Саспенс закрытого вида заключается в том, что персонаж фильма и зритель понимают предстоящую опасность или испытание, но не знают их причину, место возникновение и источник грядущих бед. Например, картина «Семнадцать мгновений весны», где Штирлиц находится в постоянной опасности. Советский шпион не знает, откуда и когда придёт опасность.
Приём саспенса часто используют для накаливания обстановки в триллерах, хоррорах и ужастиках. Однако метод можно использовать в самых разных жанрах. Например, известный советский мультфильм «Ёжик в тумане был» создан с элементами напряжения обстановке.
Саспенс: жанры
В английском языке слово саспенс имеет множество значений и один из них определяет термин как жанр с набором методов для вызова у читателя или зрителя определённый набор эмоций:
Саспенс в кино
Простое объяснение жанра саспенс в кино можно рассмотреть на примерах. Человек не может спокойно сидеть, вскакивает в сильном волнении за судьбу персонажа, который находиться в опасной ситуации или герой не может понять простых вещей.
В этот момент индивид эмоционально кричит, шепчет или думает: «Беги, не стой на месте!» или «Присмотрись, оно за тобой!» При просмотре киноленты человек погружается в историю картины и сопереживает главному герою так, как будто на его месте стоит он.
Саспенс в литературе
В кинофильме добиться такой реакции, как саспенс зрителя можно с помощью спецэффектов, звукового сопровождения, методов съёмки фильма. Однако чтобы подобной реакции получить в литературном произведении, автору нужно быть гением пера. Литератор ради создания напряжённой атмосферы должен сделать две вещи:
Второй наиболее популярный метод такого эффекта, как саспенса — неожиданность. Он нужен для шока читателя и создания напряжённой атмосферы с элементами страха и обречённости. Человек попадает в состояние зависимости от ожидания развязки.
Саспенс: процесс развития
Саспенс появляется благодаря разным методам:
Все эти методы имеет своеобразный процесс развития, который создаёт самый эффектный и запоминающийся саспенс.
Мучение зрителя и игра на зависимость
Саспенс должен развиваться в медленном темпе. Сюжет картины приближается к моменту раскрытия развязки, но время идёт, а конца напряжённой ситуации всё равно нет. Этот приём – затянуть интригу, нужен для удержания внимания зрителя. Сценарист создал этот момент для поддразнивания публики.
Сценарист должен вызвать у зрителя чувства зависимости от просмотра его работы. Этот приём получается не у многих фильмов. Однако большинство зрителей приходят в кинотеатры, чтобы развлечься, поэтому приём срабатывает, но действует саспенс ограниченное время. Сила и влияние притяжения картины зависит от таланта сценариста и режиссёра.
Основная тайна фильма откроется только в конце
Сценарист просчитал этот момент и когда ситуация собирается прийти к развязке, происходит нечто, что не позволяет тайне раскрыться слишком рано. Режиссёр, применяя этот метод саспенса, эмоционально сближает героя картины и зрителя, так как публика остро реагирует на ситуацию.
Референсы
Если вспомнить устройство аттракционов, игровых автоматов, детективных сериалов и фильмов Хичкока, то можно представить данный приём. В азартном мире этот метод саспенса называют – «Чуть промахнулся». У игрока, собравшего три одинаковых слота, но четвёртый проскакивает мимо, создавая иллюзию уверенности, что в следующий раз он победит.
Саспенс: как показать
Саспенс можно показать через героев. При создании персонажей детали личности и характеристик важны для полноты картины. Если это комедия, то в характере героев присутствует много противоречий и нелепостей. Однако нужно учитывать уровень хорошего чувства юмора, а также необходимо помнить об элементах неожиданности. Например, интеллигентный и ухоженный молодой перспективный мужчина, на самом деле – неуравновешенный с некоторыми нотками сумасшествия человек.
Саспенс можно реализовать через детали. Мужчина спрятался в ванной комнате за душевой занавеской. Герой возвращается домой. Интрига ситуации в деталях эпизода:
Конечно же, саспенс можно достичь через эмоции. Например, картина в жанре драмы, где нужно усилить напряжённую обстановку и заставить зрителей испытывать тревогу. Для этого создают контраст между уютной атмосферой и накалом драмы.
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.
саспенс
Смотреть что такое «саспенс» в других словарях:
САСПЕНС — (англ. suspense, букв. беспокойство, тревога ожидания, напряжение), в кинематографе сюжетное напряжение. Особенно характерен для детектива, триллера и фильма ужасов. Атмосфера саспенса создается сочетанием многих средств, в том числе операторской … Энциклопедический словарь
саспенс — сущ., кол во синонимов: 5 • напряжение (45) • напряженность (51) • неоп … Словарь синонимов
Саспенс — (англ. suspense неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere подвешивать) состояние тревожного ожидания, беспокойства. В английском языке этот термин широко употребляется при… … Википедия
саспенс — іменник чоловічого роду стан непевності, тривоги рідко … Орфографічний словник української мови
САСПЕНС В КИНО — (англ. suspense, букв. беспокойство, тревога ожидания, напряжение), в кино сюжетное напряжение. В той или иной степени саспенс является необходимым элементом почти любого жанрового фильма, но особенно характерен для детектива, триллера и фильма… … Энциклопедия кино
САСПЕНС. СЕВЕР-ЮГ — «SUSPENS. СЕВЕР ЮГ», Россия, САМО (Самара), 1995, цв., 95 мин. Фильм путешествие. Концептуальная драма, история без прошлого и будущего, которую можно изложить так: «Когда человек засыпает, к нему приходит Хранитель его души и уводит душу в… … Энциклопедия кино
Хичкоковская блондинка — «Хичкоковская блондинка» (англ. Hitchcock blonde или Hitchcockian blonde) высокая, красивая, утончённая, «холодная» и элегантная блондинка; характерный для фильмов Альфреда Хичкока женский типаж, окончательно сформировавшийся в 1950 х… … Википедия
Сад наслаждений (фильм) — Сад наслаждений The Pleasure Garden Жанр триллер Режиссёр Альфред Хичкок В главных ролях Майлз Мэндер, Джон Стюарт, Георг Шнелл Длительность 75 мин … Википедия
Хэллоуин (фильм, 1978) — Запрос «Хэллоуин (фильм)» перенаправляется сюда. О снятом в 2007 году ремейке см. Хеллоуин 2007 (фильм). Хэллоуин Halloween Жанр ужасы / триллер Режиссёр … Википедия
Хэллоуин (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хэллоуин (значения). О ремейке 2007 года см. Хэллоуин 2007. Хэллоуин Halloween … Википедия