Что означает слово садака
Правда ли, что садака спасает от 70 видов несчастий?
Милостыня имеет огромное влияние на жизнь верующего. Институт садака также имеет большое значение для общества. Оно воспитывает в обществе дух братства, чувство взаимопомощи и поддержки нуждающихся в трудных жизненных ситуациях.
Помимо того, что человек, раздающий садака, помогает нуждающимся, милостыня стирает его грехи подобно тому, как вода гасит огонь. Вдобавок к этому всё то, что расходует верующий на благотворительность и нужды бедняков, Всевышний Аллах возвращает ему в многократном размере, как Он обещал в Священном Коране:
مَنْ ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا فَيُضَاعِفَهُ لَهُ أَضْعَافًا كَثِيرَةً
(смысл): «Кто даст Аллаху прекрасный заём, то есть чистосердечно потратит своё имущество на пути Аллаха, чтобы Он вернул ему, увеличив его награду многократно?». («Сафват ат-афасир», сура Аль-Бакара: 245)
Также Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
إِنَّ الْمُصَّدِّقِينَ وَالْمُصَّدِّقَاتِ وَأَقْرَضُوا اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا يُضَاعَفُ لَهُمْ وَلَهُمْ أَجْرٌ كَرِيمٌ
(смысл): «Поистине, дающие из своего имущества милостыню мужчины и дающие милостыню ради довольства Аллаха женщины давали средства нуждающимся, и для тех, кто расходовал на пути Аллаха и на благие цели от чистого сердца, эти благодеяния будут увеличены, им будет дана благородная награда – Рай». («Сафват ат-афасир», сура Аль-Хадид: 18)
В Священном Коране милостыня названа прекрасным займом. Как мы знаем, человек, дающий своё имущество взаймы, ничего не теряет, а человек, который даёт Всевышнему взаймы, не только ничего не теряет, но и приобретает.
То, что мы даём в качестве милостыни, Всевышний Аллах в Коране называет долгом, который мы даём Ему, и Он обещает вернуть нам этот «долг» в многократном размере в этом мире или в качестве награды в мире ином.
Таким образом, Всевышний Аллах обещает огромное вознаграждение тем верующим, которые раздают милостыню нуждающимся, бедным и обездоленным. Однако они получают вознаграждение за это садака, если они расходовали своё имущество ради довольства Аллаха, а не ради получения компенсации или благодарности от людей.
Милостыня, как и все эти благодеяния, должна быть совершена искренне, от всей души, с намерением обрадовать тех, кому даётся садака, и с надеждой на довольство Всевышнего. А за те расходы, которые мы понесли не ради довольства Всевышнего или с другими мирскими целями, мы не получим награду и, возможно даже, впадём в грех.
Ангелы ежедневно молятся за тех, кто раздаёт милостыню
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَا مِنْ يَوْمٍ يُصْبِحُ العِبَادُ فِيهِ إلاَّ مَلَكانِ يَنْزلاَنِ، فَيقُولُ أحَدُهُمَا: اللَّهُمَّ أعْطِ مُنْفقًا خَلَفًا، وَيَقُولُ الآخَرُ: اللَّهُمَّ أعْطِ مُمْسِكًا تلَفًا
«Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести тому, кто расходует свои средства!”, – а другой говорит: “О Аллах, приведи скупого к ущербу!”» (Бухари, 1442; Муслим, 1010)
За тех, кто даёт садака, ангелы делают дуа, а ангелы, как известно – это верные слуги Аллаха, которые не совершают грехов и дурных поступков, поэтому их мольбы принимаются Всевышним. Поистине, в этом большая милость Аллаха для тех, кто раздаёт милостыню.
Если человек раздаёт садака, это указывает на искренность его намерений и показывает, что эти расходы верующий несёт только ради довольства Всевышнего Аллаха, с надеждой получить Его награду.
Садака защищает от 70 видов несчастий
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الصَّدَقَةُ تَمنَعُ سَبعينَ نَوعاً مِن أنواعِ البَلاءِ، أهوَنُها الجُذامُ والبَرَصُ
«Садака защищает человека от 70 видов зла, самое незначительное среди которых – проказа и лепра». (Аль-Хатиб, «Тарих Багдад»)
Помимо этого, в сборниках хадисов приводится множество достоверных высказываний Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о великих наградах за раздачу милостыни.
Садака – это одно из благих деяний, вознаграждение за которые при определённых условиях не прекращается даже после смерти верующего.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ : إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх, награда за которые не перестаёт нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за покойника». (Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 38; Муслим, 1631; Абу Дауд, 2880; Тирмизи, 1376)
Конечно, это не относится ко всем садака. Умерший будет получать награду только за ту милостыню, которая и после его смерти продолжит приносить пользу людям. Покойному также будет записываться вознаграждение за милостыню, которую раздают родственники за его душу.
Примерами такой непрерывной милостыни является строительство мостов, дорог, водопроводов, мечетей, медресе и других общественно полезных объектов. Необязательно, чтобы на непрерывное садака были израсходованы большие средства, даже одно дерево, посаженное ради довольства Аллаха, считается садака джария, если оно приносит пользу людям.
У всех верующих, которые принимали участие в строительстве этих объектов, книги деяний не будут закрыты, и им за это садака будет записываться вознаграждение, пока оно будет приносить людям пользу.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Садака – ступени Рая
Самое большое различие между победителем и лузером не в масштабе таланта, оно в том, готов ты или нет сделать всё возможное, чтобы воспользоваться дарованным шансом, или же позволишь ему ускользнуть. (Гинтама)
Приквел
2090 год. На Земле господствует Шариат, и мир прибывает в состоянии процветания. Войны давно прекратились, а нечестие и вероломство полностью искоренены. Неимущих практически не осталось, и люди соревнуются друг с другом не в добыче богатств, а в совершении богоугодных дел.
Теперь, чтобы сделать пожертвование, люди становятся в очередь и ждут возможности оказать кому-то помощь и тем самым заслужить довольство Аллаха. Жители Земли боятся, что могут не успеть хотя бы раз в своей жизни дать садака и подняться уровень ваше перед Всевышним.
Человек переживает о том, что по своей халатности может упустить шанс всей своей жизни и постоянно об этом думает. Его начинают мучить угрызения совести, и ничто мирское не способно отвлечь его от этих дум.
Он начинает искать знакомых, которые могли бы помочь ему найти мискина в других странах. Человек, не раздумывая, отправится туда, если это будет необходимо, ведь на кону стоит очень многое – возможность кому-то помочь.
Реальность
Нет, это был не трейлер из сиквела нашумевших «Мстителей» и даже не разгул моего воспалённого разума – это всего лишь описание того, что, возможно, будет происходить во время правления имама Махди. Об этом сказано в книгах, и коли наши потомки до этого доживут, то это будет просто отпад.
Мы же, к сожалению, живём в диаметрально противоположной плоскости, где алимы то и дело напоминают нам о том, какое гигантское воздаяние ожидает того, кто даёт садака. Чем же особенна милостыня?
Всевышний Аллах в Своей книге сказал:
وَأَنفِقُوا مِن مَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَ
Как известно, в Судный день перед нашим взором предстанет истинное положение вещей и то, как многое мы упустили. Если вдуматься, то даже сегодня не каждый человек имеет возможность совершать благие деяния и получать за это вознаграждение, как того хотелось бы. Именно поэтому так важно вовремя использовать возможность оказать кому-то помощь.
Как этого добиться? Адекватное размышление и постоянный анализ собственных поступков неизбежно натолкнёт любого из нас на мысль о скоротечности жизни. Понимая это, мы будем прилагать гораздо больше усилий, чтобы наши благие деяния в Судный день перевесили наши грехи. А садака – как раз один из самых мощных способов искупить собственные грехи и заслужить прощение.
Согласитесь, что не воспользоваться этой возможностью – просто преступление века, друзья мои. От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся:
انْتَهَيْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ فِي ظِلِّ الكَعْبَةِ، يَقُولُ: «هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ، هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ» قُلْتُ: مَا شَأْنِي أَيُرَى فِيَّ شَيْءٌ، مَا شَأْنِي؟ فَجَلَسْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ يَقُولُ، فَمَا اسْتَطَعْتُ أَنْ أَسْكُتَ، وَتَغَشَّانِي مَا شَاءَ اللَّهُ، فَقُلْتُ: مَنْ هُمْ بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: «الأَكْثَرُونَ أَمْوَالًا، إِلَّا مَنْ قَالَ هَكَذَا، وَهَكَذَا، وَهَكَذَا »
Качество садака
Любимец Аллаха ﷺ в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сказал:
يأتي على الناس زمان لا يبالي المرء ما أخذ منه، أمن الحلال أم الحرام
«Настанет для людей такое время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то имущество, которое он станет приобретать». (Бухари)
Учитывая, что мы максимально близко приблизились к такому времени, думаю, не лишним будет напомнить, что важным условием садака является то, чтобы потраченные на него средства были заработаны дозволенным путем.
Если человек, к примеру, содержит притон или берёт джек-пот в букмекерских конторах, а потом из этих денег «отстёгивает» на благотворительность, то едва ли получит от этого ожидаемую пользу.
Проще говоря, чтобы наша помощь брату по вере принесла ему баракат, необходимо чтобы она была «хяляльной». Это, так сказать, фундаментальные основы, о которых нельзя не знать.
Садака как защита
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلانِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
(смысл): «Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Аль-Бакара»: 274).
Нет сомнения в том, что поданная искренне милостыня поможет нам защитится от огня Ада. Пророк Мухаммад в одном из своих хадисов, который передаёт Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), сказал:
السَّخِيُّ قَرِيبٌ مِنَ اللَّهِ قَرِيبٌ مِنَ الجَنَّةِ قَرِيبٌ مِنَ النَّاسِ بَعِيدٌ مِنَ النَّارِ، وَالبَخِيلُ بَعِيدٌ مِنَ اللَّهِ بَعِيدٌ مِنَ الجَنَّةِ بَعِيدٌ مِنَ النَّاسِ قَرِيبٌ مِنَ النَّارِ، وَالْجَاهِلُ السَّخِيُّ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ عَابِدٍ بَخِيلٍ
«Щедрый человек близок к Аллаху, близок к Раю и людям и далёк от огня Ада. Скупой человек далёк от Аллаха, далёк от Рая и людей, близок к огню Ада! И невежественный, но щедрый человек любимее Всевышнему Аллаху, чем много поклоняющийся Ему скупец». (Тирмизи, 1961)
Примеры из жизни праведных
От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) приведено следующее.
Далее Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«После того как был ниспослан аят, в котором говорится (смысл): «Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите. «, – Абу Тальха подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал:
«О Посланник Аллаха, поистине, Всевышний Аллах ниспослал тебе слова: «Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите…«, а самым любимым из моего имущества для меня является роща Байрухаъ, так пусть же она станет милостыней (садакой) ради Аллаха. И я надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о Посланник Аллаха, как укажет тебе Аллах«. На это Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким«. Абу Тальха сказал: «Я так и сделаю, о Посланник Аллаха«, – а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди». (Бухари, Муслим)
Постскриптум
Вероятно, со смертью Пророка ﷺ и четырёх праведных халифов ушла целая эпоха «золотого» Ислама, и на этом месте люди не раз пытались воздвигнуть Вавилон со своим «Шариатом».
Различные идеологии, конституционные строи и взгляды на мир стали меняться со сверхзвуковой скоростью, постепенно выжигая из нас образ истинных мусульман. Возможно, поэтому нашим уважаемым алимам приходится изо дня в день напоминать нам о достоинстве братства, взаимопомощи и садака. По-иному до нас, к сожалению, не достучаться.
Так, в недалёком будущем мы придём к тому, что наши дети будут представлять собой бездушную биомассу с единственным желанием – потреблять. И это не пустое сравнение для красного словца, а печальная констатация очевидного. Однако, пока наше солнце не взошло с Запада, не все мосты ещё сожжены.
А это значит, что у нас есть пока возможность творить добро. И один из самых лучших вариантов это сделать – садака. Думаю, именно милостыня, данная от чистого сердца, способна помочь нам не проиграть сегодня последний бастион нашего имана в этом мире пластмассовых ценностей.
И поэтому, пока кто-то судорожно калькулирует призрачный куш, другие, отламывая от своего хлеба ломоть, делятся им с бедными. На этом испокон веков и держится мир: на добре, на сопереживании, на помощи.
На этом, друзья мои, я с вами прощаюсь, любите друг друга и до новых встреч!
Садака
Одним из наиболее важных путей способов поклонения Всевышнему Аллаху является пожертвование: закят и садака, милостыня. Этот способ поклонения не только в земном мире приносит верующему мусульманину огромную пользу, ведь когда он дает милостыню, он поддерживает тех собратьев по вере, которые нуждаются в помощи, но и после смерти это принесет огромную пользу, ведь мусульманин, который дает милостыню, получит от Всевышнего Аллаха большую награду. Про важность садака приходит множество хадисов от Пророка Мухаммада ﷺ.
Садака в исламе – это действие добровольное, помощь, которую мусульманин дает людям нуждающимся, поэтому под словом «садака» подразумевают помощь, направленную на поддержку незащищенных слоев населения, но само понятие «садака» означает гораздо большее.
Достоинства милостыни
Садака обладает неоспоримыми пользой и достоинствами. Мусульманин, который раздает садака в мечети или не в мечети, получит награду Аллаха, как об этом сказано в Священной Коране. Посланник Аллаха ﷺ сказал, что те, кто раздает милостыню, входит в число семи категорий людей, который в Судный день Всевышний Аллах укроет своей тенью.
Еще одно достоинство садаки заключается в том, что она защитит мусульманина от пламени Ада: по словам Пророка Мухаммада ﷺ, даже пожертвование половинки финика сможет защитить мусульманина от адского пламени.
В одном из хадисов сказано, что садака стирает грехи человека, как гасит огонь вода. А то, что человек пожертвовал в виде садаки, Всевышний возвращает ему многократно. Ангелы совершают дуа за того, кто раздает садаку – об этом упоминается в хадисе, переданном Муслимом и Бухари.
Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что милостыня является одним из самых любимых дел Всевышнего Аллаха в ряду таких дел, как принести радость мусульманину или избавить его от печали, избавить человека от голода или уплатить долг за него.
В суре «Железо» Священной Книги Коран сказано: «Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение. Тем же из вас, которые уверовали и расходовали, уготована великая награда» (57:7).
Садака может быть разных видов. Одной из лучших садака является та, которая дается своей семье и близким, если у них есть нужда.
Материальная садака или милостыня – это действие, которое предполагает выплату денежных средств тем нуждающимся, которых мусульманин хочет поддержать материально, либо предполагает покупку для таких нуждающихся вещей, которые являются для них предметами первой необходимости, продуктов или лекарств.
Священная Книга Аллаха Коран призывает мусульман: «И расходуйте, из имущества, которым мы вас наделили» (63:10).
Нематериальная садака. Она может быть в форме оказания любой помощи человеку, который нуждается в данный момент. Такой вид милостыни равен по своей ценности помощи деньгами. Помощь может быть в форме любого благодеяния по отношении к человеку, который в этом нуждается.
Длительность награды за садака
Пророк Аллаха ﷺ обращался к своей умме с наставлениями, говоря, что есть только три вида деяний человека, которые продолжают быть полезными для него даже после его смерти: это садака аль-джария, знание, которое этот человек дал и его продолжают использовать после его смерти, и молитва праведного ребенка за него. Эта история приводится в хадисе, переданном Муслимом.
Как правильно давать садака
Существуют правила, которыми мусульманину следует руководствоваться, когда хочет сделать садака, чтобы Всевышний Аллах был доволен им.
Отсутствие показухи
Шариат порицает показуху, поэтому не следует жертвовать напоказ, делая это публично, чтобы окружающим показаться щедрым.
Ислам особенно поощряет и считает большим достоинством, когда человек прощает долг своему должнику или покрывает финансовую задолженность другого человека. Шариат рекомендует также совершать такие деяния скрытно, чтобы имя благодетеля осталось неизвестным для человека, оказавшегося в долгах.
Чистые деньги
Важное правило раздачи садака заключается в том, что человек должен делать садака только из того имущества, которое было заработано честным трудом и способом, который дозволен по исламу. Упоминается в хадисах Посланника Аллаха ﷺ, что если мусульманин даст садака размером с один финик, но он будет из честно заработанного, то Аллах примет его правой рукой, а затем взрастит его, пока не станет он размером с гору. Также в хадисе сказано, что Всевышний Аллах не принимает ничего, кроме чистого. Эти хадисы приведены в сборниках Муслима и аль-Бухари. Посланник Аллаха ﷺ пояснил, что под этими словами подразумевается, что если мусульманин накопил имущество, но оно состоит из запретного или было заработано недозволенным по исламу путем, а потом раздал это имущество как садака (милостыню, подаяние), то не только не получит от Аллаха награды за такое деяние, но и понесет на себе за него бремя греха.
В суре «Корова» Священной Книги Коран сказал Всевышний Аллах: «Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное…» (2:267).
В других хадисах также можно встретить упоминания на такую тему: в хадисе, переданном Муслимом, Пророк Мухаммад ﷺ говорит: «Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого!».
Мусульманин не должен забывать, что харамом будет и то, что куплено на харамные средства, и это относится и к продуктам питания. У мусульманина, который так поступил, Аллах не будет принимать дуа.
Исламские богословы придерживаются мнения, что, хоть и не засчитывается садака, выплаченная из харамных средств, мусульманину следует покаяться и избавиться от этих средств, а если человек случайно нашел деньги, то все равно такие деньги дозволенными для него не являются, но ему следует отдать такие деньги как милостыню, он не заработает награду, но награду получит тот человек, который эти деньги потерял, а на мусульманине, который нашел деньги, не будет греха.
Щедрость без упреков или напоминаний дающему
Мусульманину не следует проявлять скупость при выплате милостыни. По словам Посланника Аллаха ﷺ, ему бы не понравилось, если бы, будучи владельцем горы золота, спустя три года, у него оставалось бы еще что-то, разве что один динар, прибереженный им для покрытия долга (Муслим).
Дозволенные цели
Милостыня должна пойти только на те вещи, которые разрешены Аллахом: нельзя приобретать нехаляльные продукты на средства, которые пожертвованы, чтобы накормить голодного, нельзя потратить средства садаки на обучение ребенка тем наукам, которые не одобряет ислам – в таких случаях садака не зачтется мусульманину.
Намерение
Также не зачтется та милостыня, которую мусульманин выплачивает не ради довольства Всевышнего Аллаха, а ради того, чтобы снискать себе славу и прослыть щедрым человеком, чтобы заслужить одобрение окружающих, чтобы в их глазах создать для себя благоприятный имидж.
В суре «Корова» Аллах сказал: «Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура Аль-Бакара (Корова), 262-й аят).
Подаяние в месяц Рамадан
Месяц Рамадан – то время, в которое следует раздавать милостыню наиболее активно, проявляя в течение этого месяца особое усердие, поскольку Священный месяц Рамадан является лучшим месяцем в году, и благие дела, которые совершит мусульманин именно в этот месяц, будут многократно приумножены. Приводят в хадисе, переданном ат-Тирмизи, слова Посланника Аллаха ﷺ: «Лучшая садака – это милостыня в Рамазан», и мусульмане стараются в течение этого времени выплачивать не только закят, но и фидию, и фитр-садаку, делать как можно больше пожертвований.
В течение Благословенного месяца поста может быть выдано три вида садаки:
Количество и размеры закята, милостыни определяют местные религиозные мусульманские организации или муфтияты.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Благотворительность в исламе: достоинство раздачи милостыни
Милостыня в исламе представляет собой добровольный акт помощи всем нуждающимся в ней. Как правило, говоря о садака, подразумевается материальная поддержка незащищённых слоев населения, хотя данное понятие гораздо шире.
Виды садака
1. Материальная милостыня
Первым видом садака является материальная поддержка нуждающихся путём выплаты им денежных средств, а также покупки иных жизненно необходимых вещей: продуктов питания, лекарств и так далее. В Священном Коране Всевышний призывает нас:
«И расходуйте, о верующие, из имущества, которым Мы вас наделили…» (63:10)
2. Оказание помощи
Оказание любой помощи тем, кому она в данный момент необходима, тоже является милостыней, равноценной денежной поддержке. Пророк (с.г.в.) говорил: «Твоя улыбка брату-мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро мусульманина для тебя садака» (ат-Тирмизи). Исходя из этого хадиса можно сделать вывод о том, что любое благое деяние, которое так или иначе способствует оказанию помощи нуждающимся, является милостыней.
Часто пожертвования подразделяют по длительности их полезного действия:
— разовые – награда за них будет, пока человек не умрёт;
— милостыня, награда за которую не прекращается даже после смерти жертвователя;
— непрерываемая милостыня, которую называют «садака джария».
От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял свою умму: «Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх –действующей милостыни («садака аль-джария»), используемого знания и когда праведный ребёнок молится за него» (приводится Муслимом).
В другом хадисе отмечается: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрёл и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти».
То есть верующий, посадивший яблоню (или иное дерево), плоды которого употребляют в пищу другие люди, животные и птицы, даже если другой человек сядет отдохнуть под тенью этого дерева, также будет получать савап (т.е. вознаграждение) до той поры, пока дерево не высохнет или не будет срублено.
Правила раздачи садака
1) Милостыню следует раздавать скрыто
При даче садака верующим желательно делать это так, чтобы привлечь как можно меньшее внимание людей, так как скрытое благое деяние для верующего лучше, чем открытое. В Своём Откровении по этому поводу Всевышний говорит:
«Если вы раздаёте милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаёте её нищим, то это ещё лучше для вас» (2:271)
В случае, когда верующий жертвует садака напоказ с намерением, чтобы казаться щедрым в глазах окружающих, то такое деяние считается показухой и сильно порицается в Шариате.
Особым достоинством в исламе обладает прощение долга или покрытие финансовой задолженности другого человека. Последнее так же следует делать скрытно, чтобы сам должник никогда не узнал имя своего благодетеля.
2) Активно раздавать в Рамазан
Особое усердие в деле раздачи садака следует проявлять в лучший месяц в году – Священный месяц Рамазан, так как благие дела именно в этот месяц, по воле Господа, могут быть многократно приумножены. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Лучшая садака – это милостыня в Рамазан» (ат-Тирмизи).
Можно выделить три разновидности милостыни, приуроченных Благословенному месяцу Аллаха: это фидия (садака, выплачиваемая теми, кто не в состоянии соблюдать уразу ввиду неизлечимой болезни и иных аналогичных причин, при которых возмещение поста в последующем невозможно – её размер определяется в сумме, достаточной чтобы накормить одного постящегося за каждый день несоблюдения обязательного поста), закят (один из столпов ислама, обычно совершаемый в месяц Рамазан) и фитр-садака (специальное пожертвование в пользу неимущих накануне Ураза-байрама с целью предоставить им возможность вкусить радость праздника). Размеры этих видов садака для верующих утверждаются местными религиозными организациями (муфтиятами) до начала Священного месяца.
3) Жертвовать из заработанного дозволенным трудом
Необходимо помнить, что делать садака следует из имущества, которое было заработано законным и дозволенным с исламской точки зрения путём. В хадисах сказано: «Кто даёт в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Всевышний не принимает ничего, кроме чистого, воистину, Создатель принимает его Своей правой рукой, затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (приводится в сборниках аль-Бухари и Муслима).
Пророк ислама (с.г.в.) пояснял: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садака), не получит за это никакой награды и ещё понесёт за это бремя греха».
Упоминания об этом встречаются и в более распространённых хадисах: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого (дозволенного)!» (хадис передал Муслим). «Кто бы не сделал садака благоприобретённого достояния, а Аллах не принимает ничего, кроме благого!» (Бухари, Муслим).
Следует помнить, что всё купленное на харамные средства является харамом. Даже такое пропитание признаётся харамным, и у такого человека, как минимум, 40 дней не будут приниматься дуа, не будет награды за совершённые намазы. Поэтому милостыня тоже не будет принята Всевышним. Если человек будет раздавать милостыню от заработанных нечестным трудом денег, то, по мнению исламских богословов, он не получит награду за это, однако таким образом он может очистить своё имущество и не обрекать себя на новые грехи.
Также мусульманские учёные считают, что деньги, которые человек нашёл случайно (будь то крупная сумма или мелочь), ему не дозволены. Если он отдаст эти деньги в качестве садаки, то награды не будет, но и греха тоже, зато вознаграждение получит тот, кто потерял эту сумму.
4) Не скупиться на милостыне
Милость миров Мухаммад (с.г.в.) как-то сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота (размером) с (гору), если бы на 3-й год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга» (аль-Бухари и Муслим).
5) Нежелательно заниматься попрошайничеством
Мусульманам, которые оказались в бедственном положении, нежелательно просить для себя подаяния. На это имеется указание в хадисах: «Просьба о подаянии подобна царапине, которая обезображивает лицо человека всегда, кроме тех случаев, когда человек просит своего правителя или оказывается в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи» (ат-Тирмизи); «Просить милостыню допустимо только в трёх случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть; тем, кто не может выбраться из долгов; тем, у кого есть кровный долг или больной человек, который не может излечиться и мучается» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад).
Милостыня в исламе должна идти только на разрешённые Аллахом вещи. Если для того, чтобы накормить голодного, были приобретены нехаляльные продукты (например, с содержанием свинины), потрачены на обучение ребёнка наукам, противоречащим исламу (астрология, магия), то это не зачтётся дающему милостыню в качестве награды.
Также садака, данная не ради довольства Всевышнего, приближения к Нему и очищения от прегрешений, а для славы, получения одобрения общественности, создания благоприятного имиджа, не даст жертвователю ничего, кроме того, что он хотел. Свидетельством этому служит известный хадис о намерениях:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Всевышнему и Посланнику Его переселится к Всевышнему и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (приводится в сборниках Бухари и Муслима).
Достоинства милостыни
«Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днём, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа» (2:274)
«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Всевышнему прекрасный заём, он будет увеличен» (57:18)
«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать…» (3:92)
Дуа за садака
Когда человеку дают пожертвование, то желательным действием является сделать дуа (мольбу) за подающего. В этом случае, по воле Всевышнего, будут учтены немерения того, кто раздает милостыню. Не обязательно это делать на арабском, важнее искреннее пожелание на родном языке. В иных случаях можно сказать:
Перевод: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние»
Когда садака не принимается
Хотя милостыня является поощряемым действием в исламе, не каждая садака, как было отмечено выше, может быть принята. Первая причина – это неправильное намерение человека. Желает ли подающий довольства своего Создателя или хочет расположить к себе того или иного человека, либо просто похвастаться. В хадисе от Бухари и Муслима передаётся, что «дела оцениваются по намерениям». Соответственно, награда за милостыню будет зависеть от нията человека. Вторая причина, из-за которой пожертвование может быть не принято – харамный заработок. За раздачу милостыни из запрещенного имущества человеку не будет ни награды, ни греха. Это лишь способствует очищению от запретного. В-третьих, человек, раздающий садака, должен и в делах быть праведным. То есть он не должен относиться пренебрежительно и высокомерно по отношению к тем нуждающимся, кому раздаёт часть своего имущества, не должен ни делом, ни словом оскорблять людей, которые принимают от него помощь. Всё это стирает всю награду за благодеяние. А Аллаху известно лучше.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Здравствуйте. Вынуждена просить помощи на лечение и на продукты. Я осталась одна. Сейчас болею поэтому деньги уходят на лечение. Из за болезни я не работаю уже 4 года. Диагноз долихосигма. Мучают сильные спазмы особенно по ночам из-за этого не могу уснуть. Нужны лекарства от спазмов, для желчного, от анемии, от поджелудочной. Поэтому вынуждена просить о помощи. Пенсию я не заработала и инвалидность мне не назначали. Т к с таким заболеванием не дают. Я вынуждена просить помощи. Живу одна поддержать некому. Не замужем детей нет. Растут долги за ком услуги. Прошу Вас помогите кто чем может 🙏 Диагнозы все могу выслать если кто сомневается.
Хотела дать садака,не взяли. На душе так плохо стало. Оставила деньги на видном месте и ушла. Я не правильно сделала?!