Что означает слово родовая община кратко история 5 класс

Что такое родовая община?

Что означает слово родовая община кратко история 5 класс

Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.

Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Что означает слово родовая община кратко история 5 класс

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

Что означает слово родовая община кратко история 5 класс

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

Источник

История Древнего Мира 5 класс Вигасин. Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей». Номер №9

Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, “страна мертвых”?

Решение

Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.
Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.
Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.
Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.
Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.
Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.
Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
Племя – это группа людей, объединенных каким−либо признаком (например, верой в единого предка и др.).
Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.
Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.
Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.
Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.
Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.
Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.
Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.
«Страна мертвых» − это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.

Источник

Родовая община, род и племя. Роль мужчин и женщин в них

Живя вместе, люди образовывали род — коллектив кровных родственников. Это была более стабильная форма объединения людей в отличие от стад, кото­рые часто распадались или смешивались. Чтобы выстоять в борьбе за жизнь, лю­дям пришлось все больше сплачиваться. Поэтому формирование родовых отно­шений было закономерным и неминуемым явлением. Образование родовых отношений ускорило развитие человеческого общества. Когда род увеличивался численно, он делился на родовые общины. Несколько родов, живших по соседс­тву, постоянно общаясь между собой, объединялись в племена.

Родовая община — объединение членов одного рода, ведущих общее хозяйство. В роде могло быть несколько общин.

Итак, развитие хозяйственной деятельности и отно­шений между людьми стало причиной появления новой формы человеческого общества — родовых объедине­ний (родов и племен). Форма организации общества в виде родовых объединений называется родовым строем.

В роде и племени женщины и мужчины вели хо­зяйство наравне. Занятие мужчинохота, она обеспе­чивала вкусную и питательную пищу, но не всегда была удачной. Уделом женщин было собирательство. Каж­дый день они приносили домой съедобные корни и пло­ды. Это был способ снабжения хотя и не очень пита­тельными продуктами, зато более надежный, чем охота.

Род — форма объединения родственников по крови.

Другая важная роль женщин — материнство, они давали жизнь членам рода, каждый из которых хорошо знал, кто его мать. Поэтому матерей в роде очень уважали. Они ухаживали за детьми, поддерживали огонь в домашнем очаге, присматривали за хозяйством в отсутствии мужчин. Женщины были более стабильной и постоянной частью коллектива, тогда как мужчины чаще всего гибли на охоте или в стычках. При таких условиях благосостояние рода зависе­ло от трудовой деятельности женщин. Поэтому именно они занимают ведущее место в человеческих коллективах — родах и общинах.

Племя — объединение нескольких родов, находящихся в родственных отношениях.

Так возникает первая форма родовой общины — материнский род или матри­архат. Как показали исследования историков и этнографов, матриархат — обя­зательная форма развития человеческого общества — все без исключения наро­ды прошли через него в своем историческом развитии. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Роль женщины в первобытном обществе

Ведение домашнего хозяйства

Матриархат (с древнегреч. — «власть матерей») — первобытная форма рода, когда ведущая роль принадлежала женщинам.

Источник

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ИСТОРИИ 5 КЛАСС НА ТЕМУ :»РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

5класс История Древнего мира

План урока 1) Расселение первобытных людей

2) Жизнь в суровых климатических условиях.

3) Охота-главное занятие

4)Изобретение лука и стрел.

Цель урока: создание условий для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделения основных признаков родовой общины

Образовательная : сформировать потребность в знаниях о расселении древнейших людей и его особенностях,понять, почему человек выжил в ледниковый период, характеризовать генезис изменения быта, занятий, выделить черты родовой общины.

Развивающая : научить применять понятийный аппарат, использовать различные источники (текст, иллюстрации ), использовать карту как исторический источник, выявлять причинно-следственные связи.

Формы и методы обучения: проблемного обучения, педагогика сотрудничества, критического мышления («Фишбоун»)

Индивидуальная, фронтальная, в малых группах

Планируемые образовательные результаты:

— Учащийся научится описывать условия существования, основные занятия в родовой общине охотников и собирателей.

— Учащийся сможет научиться работать в малых группах: по материалам параграфа, рабочих листов составлять простые схемы.

Предметные: (знания, умения, представления)

— научатся показывать на карте места расселения первобытных людей, устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в климате и развитием человека; называть и характеризовать новые изобретения человека, выделять признаки родовой общины.

воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

-познавательные: использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

— регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий

коммуникативные УУД: действия, направленные на структуирование информации по данной теме, готовность к сотрудническтву с соучениками, коллективной работе

Организационная структура урока

НА ПЕРЕМЕНЕ собрать листы Интеллект-карты, раздать рабочие листы окончательная оценка по листу самооценки прошлого урока

Требование к урокам: на уроках должны быть учебник, атласы, дневник, тетрадь

В начале урока всем повернуться друг к другу и улыбнуться.

Проверяют наличие школьных принадлежностей.

эмоциональный настрой на урок положительный

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

помощь учителю в проверки явки на урок

выявление к готовности к уроку

(воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой)

Мы продолжим путешествие в мир истории, но сначала надо показать знания прошлой темы.

Отчет ученика «Паспорт Люси».

Задание по рабочему листу

Что означает слово родовая община кратко история 5 класс

1) презентация ученика, затем дети задают вопросы

2) работа в рабочих листах, затем на доске заполняют правильные ответы. Взаимопроверка: первые ученики, которые справились проверяют у других учеников и ставят свою оценку

Познавательные ( П) : воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи

Составляют небольшие монологические высказывания, учитывается мнение групп, отстаивается своя точка зрения

Постановка учебной задачи

(Формулирование темы урока).

По телевидению вы часто слышите о том, что нас ждет глобальное (глобал –земля) изменение климата. Какое?Первые признаки мы уже ощущаем сегодня. Правда, одни говорят, что будет потепление, другие –нас ждет похолодание. Что вызовет на земле изменение климата? Что будет с животным и растительным миром?

Т.е. Изменение климата приведет к изменению окружающего мира (природы), а, значит, жизни человека. ( фрагмент из к\ф Колония)

Это фантастический фильм, а в реальности, как думаете, выживет человечество?

Как ни странно, но, прогнозируя будущее, ответ мы сможем найти в далеком прошлом.

В чем здесь противоречие? ( какой вопрос возникает?)

Как думаете, какую проблему мы должны решить, изучая глобальные изменения климата в д ревност и? Это поможет определить будущее человечества!!

Чтобы решить эту проблему, какие вопросы нам нужно выяснить, помогут пункты плана учебника

Предположения детей, учитель записывает на доске, разделив ее наполовину, показаполняется 1 пол.

Запись в словарь : Ледник – огромный слой льда толщиной около 2 км.(100 т.л.н. до 13 т.л.н.)

Р.- принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

активное слушание учителя

выдвижение предложений о теме урока

формулирования собственных ожиданий К- Высказывают предположения, допускают существование различных точек зрения.

Первичное усвоение новых знаний.

Но это будет необычная рыба: «мясо» мы нарастим с помощью слов. Голова – вопрос, кости верхние факт, нижние – факты.Хвост – ответ на вопрос-вывод.

работа парами или по 2 парты

Сделайте вывод («хвост»)

Что связывает потепление и эти орудия труда и передвидения? Составьте логическую цепочку, выбрав нужные аргументы. Какой вывод можете сделать?

Скажите- один человек смог бы выжить в этот период?

Такие коллективы стадами не назовешь! На смену человеческому стаду пришла родовая обшина. Она появилась с появлением нового типа человека.

40 т.л.н. появился человек современного типа. Как назывались эти люди?

В жесточайшей борьбе во время похолодания они победили неандертальцев 30 тыс.л.н. Установили господство на Земле

Чем же отличались от человека умелого?

Опираясь на п.2 подпиши названия картинок –признаков кроманьонца

Что означает слово родовая община кратко история 5 класс Задание: Почему так назвали новые коллективы людей, мы узнаем, познакомившись с содержанием п. 4§2, с. 13-14.

Запишите в тетрадь:

Значит, все имели одинаковые условия жизни, обязанности, поэтому не было неравенства. Все были равны. Подробнее о родовой общине узнаете на других уроках.

Запишите в словарь

Что означает слово родовая община кратко история 5 класс

Человек придумывал новые орудия труда из-за изменения условий жизни

Охота не всегда удачная, болезни.

Кроманьонцы. «homo sapiens» «человека разумного

Запись: 40т.л.н. – человек разумный:

4. мозг увелич.в 2 раза

Р-умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, проговаривают вслух последовательность производимых действий

П.- строят логическую цепь рассуждений, используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

К-высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, умеют работать в группах

Первичная проверка понимания

Когда началось похолодание?

Почему люди выжили в ледниковый период?

Сколько тыс л.н. появились «кроманьонцы? Лук и стрелы?

Какой совет дадите человечеству, чтобы выжить в будущих глобальных изменениях климата?

Совет:1.Новые жилища,2 Новые технологии3. Жить сообща

Планирование учебного сотрудничества

— поиск и выделение необходимой информации

— построение логической цепи рассуждения

Цель: применение способов действий, для закрепления ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Обратимся к палеонтологии – Что давал людям мамонт?

-составить Синквейн «Родовая община» (по определению и признакам)

мясо, жилище, нитки, одежда, кости – «отопит. батарея, свет»

П- умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

§2, таблица, на выбор

Рабочая тетрадь задание №5 или Рабочая терадь тетрадь – задание №6,

запись д\з в дневнике

Р.- принимают цель, содержание и способы выполнения дом. задания

Поставьте оценки себе в таблицу

Что означает слово родовая община кратко история 5 класс

К.- оценка и самооценка учебной деятельности

Источник

Конспект урока 5 класс тема: Родовые общины охотников и собирателей.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ИСТОРИЯ 5 КЛАСС УЧИТЕЛЬ: УМЕРОВА Э.Ю.

ТЕМА: « Родовые общины охотников и собирателей»

Цель урока: выяснить, как и по каким причинам стали появляться родовые общины;

— что способствовало появлению охоты, при помощи каких средств охотились первобытные люди

— подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни

Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний: Устный опрос

-Когда появились на Земле первобытные люди?

Где жили древние люди?

Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом современного человека.)

Чем отличались древние люди от животных?

Какие занятия существовали у первобытных людей?

Как первобытные люди познакомились с огнем?

Что огонь дал людям?

Задания на доске на логику

Палка- копалка, дубина, лук. Выберите лишнее и объясните свой выбор.

Подберите к каждому прилагательному из левой колонки, соответсвующее существительное из правой колонки.

Каменное а) человек

— сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру, рассмотрим родовую общину, её состав.

— Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

IV. Изучение нового материала

Первобытные люди по степенно расселились по холодным странам Европы и Азии.

Охота стала важнейшим занятием. Лук и стрелы.

— Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличился его мозг. Возникла речь.

Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.

Люди стали учиться выживать морозными зимами. Что им помогало в этом?

Прочитать пп. 1 § 2 на с. 13-14

Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; при- думали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)

Что же помогло человеку выжить в таких холодных условиях? Запишем :

2) изобретение новых орудий труда

3) научились шить одежду из шкур

4) пещеры и землянки стали использовать под жилище

2. Охота стала важнейшим занятием.

Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали палки- длинные и прочные, при помощи рубила их заостряли, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне.

Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущие хозяйство.

В таких коллективах основным принципом объединения являлось кровное родство. Все члены общины (и мужчины и женщины) были равны, они трудились сообща, владея совместным имуществом.

В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу. Археологические находки подтверждают, что люди, получившие, какие-либо увечья оставались равноправными членами общин и получали равную со всеми часть добычи. Власть в первобытных община принадлежала женщине.

5.Закрепление изученного материала

— Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жилищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)

6. Домашнее задание:

Параграф2 стр. 13, вопросы на стр. 17

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *