Что означает слово религия 4 класс орксэ
Религия
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое религия
У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:
мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;
система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;
вера в сверхъестественное (в Бога);
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;
одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.
Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.
Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений. |
Главные признаки религии — это:
иррациональность — вера в абсолютную истинность;
догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;
ритуальность — молитвы и другие священнодействия;
вера в сверхъестественное;
Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.
Функции религии
Основные функции религии:
Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.
Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.
Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.
Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.
Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.
Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.
Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.
Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.
Примеры функций религии: самопроверка
Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.
В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.
При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.
В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.
Ранние формы религии
Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.
Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.
Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.
Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.
Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.
По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.
Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.
Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.
Современные религии
В наши дни выделяют три типа религиозных верований:
Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.
Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.
Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.
Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.
Христианство
Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.
Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.
Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.
Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.
В христианстве есть три направления:
Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.
Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.
Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.
Ислам
Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.
Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).
Наиболее крупных ветвей ислама — две:
Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.
Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.
Буддизм
Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.
В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.
Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.
Два основных течения буддизма:
Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.
Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе
Урок по теме «Культура и религия» по курсу ОРКСЭ(4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема «Культура и религия ».
Задачи урока : воспитание нравственности, толерантности, уважительного отношения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия».
Предметный результат: научатся правильно формировать понятие «религия», сформируют представление о мировых и национальных религиях.
Метапредметные результат : научатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, используя известные понятия и изученный материал; смогут сформировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
Личностный результат: сумеют воспитать чувство нравственности, толерантности, через игровые моменты, групповые формы работы развить мыслительную деятельность, умение выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; формировать культуру речи; воспитать уважение к истории и культуре всех народов.
Основные понятия : религия, ритуал, первобытные верования, древние религии, традиционные религии, национальные религии, мировые религии.
Оборудование урока: проектор, презентация, рабочие листы
Сценарий учебного занятия.
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я!
Сели ровно, всё достали,
Вспомним всё, что раньше знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу!
Настраиваются на работу на уроке.
Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке?
-Как вы понимаете слово «родина», «малая родина».
Какие культурные традиции вы знаете?
Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о традициях своей семьи, о вечных ценностях : милосердии, чести, нравственности.
Приводят примеры традиционных семейных праздников, среди которых есть и религиозные.
— формирование умения вступать в диалог
— оценивание своей работы и
Просмотр сюжета из мультфильма о религии
Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?
А как вы думаете каковы цели нашего урока?
Обучающиеся отвечают, что речь пойдет о религии.
— постановка учащимися цели
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.
А теперь посмотрите на доску и запишите тему сегодняшнего урока.
Тема: Культура и религия.
Мы говорили на прошлом уроке,что наша страна многонациональная и все, кто проживает на ее территории, бережно хранят традиции всех народов и национальностей. Мы уважительно относимся к каждой традиции.
Перед вами лежат рабочие листы. Возьмите лист №1.Надо написать все слова, которые относятся к слову религия.
Церковь, крест, священник, Рождество, Пасха, икона и др.
Как вы думаете, что такое религия?
Обучающиеся записывают тему в тетрадь.
опираясь на имеющиеся знания;
— выслушивать и принимать чужую позицию.
-классифицировать объекты по определенному признаку
Открытие новых знаний
Включение в систему знаний.
Рассказ учителя: Слово «религия» произошло от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Стр.7.
— Как вы поняли, что такое религия?
Сегодня религией называют такое явление в жизнилюдей, которое включает в себя:
– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…
– поведение людей в повседневной жизни;
– участие людей в религиозных действиях – ритуалах, обрядах (о них разговор на других уроках).
Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов. В древние времена основной частью обряда было принесение жертв богам. Позднее главным обрядом стала молитва.
Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать курс основы мировых религиозных культур и познакомимся подробно с разными религиями.
Возвращаемся к понятию «религия».
Ребята, давайте обсудим вопрос –почему одни религии называются мировыми, а другие национальными?
Религии существовали с древности. Верования самых древних людей называют первобытными верованиями. Постепенно, по мере того как развивался мир, возникло много различных религий. Свои религии возникли и в Египте, и в Сирии, и в Греции, и в Риме, и во многих других странах. Такие религии называют древними религиями.
Некоторые религии сохранились и до наших дней. Такие религии стали называть традиционными верованиями.
Со временем появились религии, которые называют мировыми. Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам. Сегодня мировыми религиями являются христианство, ислам и буддизм. Приверженцы этих религий живут во всех уголках мира.
Так же в нашей стране есть верующие, которые придерживаются других направлений в христианстве – католичества и протестантизма. У некоторых жителей России сохранились и традиционные верования. Немалое число жителей не исповедуют никакой религии.
Христианство, ислам, иудаизм, буддизм, традиционные верования народов Поволжья, Сибири, Дальнего Востока – важная часть культуры нашей страны. Ведь значительное число россиян являются верующими людьми, ведут религиозный образ жизни: верят в Бога, выполняют религиозные обряды, как того требует их вера.
Прочитайте текст на стр.8-9. Пометьте себе, какие же религии бывают.
Выпишите в тетради основные понятия.
религия – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.
После выполнения задания несколько человек отвечают на вопрос учителя.
Урок ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» по теме «Культура и религия» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры», 4 класс
«Культура и религия»
Цели урока: формирование первоначальных представлений о культуре и религии, о православной религии как истоке русской культуры; освоение основных терминов и понятий урока.
— познакомить детей с понятиями «культура», «религия», «православие»;
— рассмотреть взаимосвязь понятий «культура» и «религия»;
— создать условия для нравственного развития личности.
— учащиеся узнают, как человек создаёт культуру, о чём говорит религия; что истоки русской культуры — в православной религии;
— учащиеся задумаются над необходимостью соблюдения нравственных норм жизни (важно заботиться о других, любить друг друга, не лениться, не лгать).
Основные термины и понятия: культура, светская культура, религия, православие.
2. Актуализация необходимых знаний
— Какое имя носит наша страна?
— Как ещё уважительно мы называем Россию?
— О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке? (о культурных традициях)
— Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?
3. Организация познавательной деятельности
1) Постановка целей урока
— Прочитайте тему урока.
— Как вам кажется, о чём пойдёт речь на уроке?
— Какие слова в названии темы урока вам знакомы, а какие не знакомы?
— Попробуйте сформулировать задачу урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить? ( Что такое культура? Что такое религия?)
2) Знакомство с понятием «культура»
— Как вы думаете, что такое культура?
— Подберите слово на каждую букву слова «культура»
Л- личность, любовь, любознательность
Т- талант, традиции, трудолюбие
— Что же такое «культура»? Прочитайте в учебнике (первый абзац).
— Из какого языка пришло слово «культура»?
— Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?
— В словаре С.И.Ожегова написано:
Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Культура – это разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного.
Культура – это разводимое растение, а также клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях.
Культура – высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
— Какое из этих значений подходит к теме урока?
— Как вы поняли слова в учебнике: «Сегодня слово «культура» понимается более широко — это вообще всё, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым)»?
— Как соотносятся понятия «труд» и «культура»?
— Вспомните сказочных героев, которых можно назвать ленивыми. Почему? А трудолюбивыми? Почему?
— Можно ли вашу учёбу считать трудом и вкладом в развитие культуры? Почему?
— Можно ли сказать: «Культура умственного труда»? Относится ли это к вашей учёбе? Почему?
— Какие культурные ценности вы могли бы назвать?
— Прочитайте 3, 4, 5 абзацы. Что вас удивило?
— Культура передается через опыт одних людей другим. Культуру создают люди, а культура тем самым влияет на образ жизни, мыслей, чувств, способ общения друг с другом. Свою культуру человек не выбирает, он рождается с ней, дышит ею, в ней растет. Есть области культуры общие для всех людей, а есть различия в народных культурах.
— Как вы поняли, почему в мире культуры можно найти ответы на вопросы, которые важны для каждого человека?
— Помогает ли вам в жизни опыт других людей (например, опыт героев художественной литературы, художественных и документальных фильмов; опыт ваших родителей; опыт ваших друзей и т. д.)?
— Чему вы учитесь у них? Приведите примеры.
— Почему автор учебника пишет: «Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт»? Как вы это понимаете?
— Согласны ли вы с этим утверждением или нет? Почему?
— Какую культуру увидел арабский путешественник, прибыв в Россию?
— Что ему показалось странным в русской культуре?
— Что для вас оказалось новым в этом описании?
3) Знакомство с понятием «религия»
— Арабский путешественник так сказал о русском народе: «Несомненно, все эти люди святые!» Как вы думаете, почему?
— Напишите, какие слова вам приходят на ум, когда вы слышите слово «религия».
— Какие слова подобрали? (Церковь, священник, крест, праздники, Пасха, Рождество и т.д.)
— Слово «религия» произошло, как и слово «культура» от латинского слова.
— Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника с тр. 7 предпоследний абзац.
— Как вы поняли, что такое религия?
4) Что означает понятие «культурный человек»?
— Какие черты присущи культурному человеку?
— Каким словом в русском языке выражается благодарность?
— Послушайте небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
— Говорят «спасибо», что же ещё?
— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
— Что нового узнали об этом слове?
— Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.
— Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
— Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
3. Подведение итогов
— Вспомним тему урока.
— На какие вопросы искали ответ?
— Что такое культура? Что такое религия?
Верны ли утверждения? Обведите правильный ответ.
2. Любой предмет, созданный человеком, является частью культуры.
3. Культура влияет на мысли и чувства людей, на способы их самовыражения, общения и труда.
4. Культура у всех людей одинаковая.
5. Есть области культуры, общие для всех людей, для всей страны и даже для всего мира.
6. Всякая культура имеет духовную основу и связана с религией.
5. Домашнее задание: ответить на вопросы учебника
Культура и религия 4 класс ОРКСЭ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Культура и религия. 4 класс
Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.
Образовательная: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную;
учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
карточки для игры «Собери пазлы»;
Как вы понимаете слово «религия»?
Какие религии называются национальными?
Какие религии называются мировыми?
Какие религии считаются традиционными для России?
Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем поселке?
Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.
Ритуал – участие людей в религиозных действиях.
Национальные религии – это иудаизм, индуизм.
Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.
О чем мы будем говорить на уроке? Посмотрите в учебнике на стр. 8
Выступление учителя «Что такое культура?»
В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».
Предлагаю вам уже знакомую игру «Подбери слово».
В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».
Задание детям : рассмотрите фотографии на слайдах и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, они относятся?
(на слайдах: Кижи, кантеле, национальная карельская одежда, предметы быта карел)
Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка.
1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде – с духовной культурой.
Беседа с учащимися:
— Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?
— Что входит в понятие « культура поведения »? Какие черты присущи культурному человеку?
Работа с рассказом.
— Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)
— Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
— Говорят «спасибо», что же ещё?
— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
Беседа по вопросам:
— Что нового вы узнали о слове спасибо?
Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.
— Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
— Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
— Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?
— Зачем люди строили храмы?
Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?
6. Выступление учителя «Влияние религии на культуру».
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.
В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям. (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Мы до сих пор с удовольствием посещаем сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени, но известен по описаниям Иерусалимский храм в Израиле. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.
В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в Карелии много великолепных храмов. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.( слайд-шоу)
— Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
— А у нас в городе есть храм? Где он находится? Как называется?
В древности в храме ставили статуи того бога, которому этот храм был посвящен. (Учитель обращает внимание детей на фото на с.9 учебника)
Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах ( показ репродукций ). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.
(прослушивание: Рахманинов «Всенощное бдение»).
Связаны ли культура и религия между собой?
Закрепление основных понятий урока ( работа с тренажером в электронном пособии к учебнику «Основы мировых религиозных культур»)
Перескажи родителям или другим взрослым материал
урока 3 «Культура и религия».
Повтори понятия: религия, национальные религии, мировые религии, традиционные религии, культура, духовная культура, материальная культура.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение или презентацию по теме (на выбор):
1) «Памятники духовной культуры Карелии»,
2) «Памятники материальной культуры Карелии».