Что означает слово реквием
Значение слова «реквием»
1. Заупокойное католическое богослужение.
2. Музыкальное оркестрово-хоровое произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза.
[От первого слова латинского текста реквиема: requiem aeternam dona eis — покой вечный дай им]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РЕ’КВИЕМ, а, м. В католической церкви — заупокойная служба по умершем. || Музыкальное произведение траурного характера. Р. Моцарта. Р. Берлиоза. [По первому слову латин. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой].
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ре́квием
2. многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром для такого богослужения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова интенсионал (существительное):
Значение слова реквием
Словарь Ушакова
| Музыкальное произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза. (По первому слову лат. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой).
Культурология. Словарь-справочник
(нем. requiem ) – заупокойная месса. Реквиемы пишутся как на традиционные латинские тексты, так и на свободные варианты канонического текста, или на тексты нерелигиозного содержания.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Заупокойное католическое богослужение; траурное музыкальное произведение.
* ► Пушечные выстрелы 14/26 декабря были его [императора Александра I] печальным и своеобразным реквиемом. // Герцен. Исторические очерки //.* *
Словарь музыкальных терминов
(от лат. requies — покой) — траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших, принятая в католической церкви. В XVII—XVIII вв. реквием превратился в крупное циклическое произведение для солистов, хора и оркестра, утратив свое культовое значение. К лучшим образцам принадлежат реквием В. А. Моцарта, Дж. Верди, Г. Берлиоза, Л. Керубини, Ф. Листа, А. Дворжака, Г. Форе и др. Современные композиторы, отдавая дань жанру реквиема, отказываются от традиционного текста. К числу таких произведений принадлежит реквием Д. Кабалевского.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Музыкальное произведение для траурной церемонии.
Эстетика. Энциклопедический словарь
жанр многочастного музыкального произведения траурно-заупокойного характера, возникший в католической культуре. Название жанра произошло от начальных слов текста «Requiem aeternam» («вечный покой») Исполняется на латинском языке солистами капеллы в сопровождении хора, органа и оркестра. Включает, как правило, пять частей: 1) Requiem aeternam, 2) Dies irae, 3) Domine, 4) Sanctus, 5) Agnus Dei. В новое время под влиянием процесса секуляризации жанр реквиема устратил свой сугубо церковно-ритуальный характер. Развитие светского музыкального творчества и распространение концертного исполнительства привело к тому, что, во-первых, старинные реквиемы стали исполняться музыкантами вне храмов, перед светской публикой, а во-вторых, в жанре реквиема стали пробовать свои силы композиторы, чье творчество имело внецерковную направленность. Даже если они при создании реквиема выполняли конкретный заказ определенного лица, желавшего почтить память умершего, близкого ему человека, то и в таких случаях значимость музыкального произведения выходила за конфессиональные рамки. Так обстояло дело с реквиемами В. Моцарта, Г. Берлиоза, Дж. Верди, вошедшими в сокровищницу мирового музыкального искусства. В русле той же тенденции секуляризации возник парадоксальный феномен, когда церковно-ритуальный по своей природе жанр привлекал внимание композиторов, далеких от христианства и даже более того, творивших в условиях узаконенного государственного безбожия («Реквием» Д. Кабалевского).
◘ Лит.: Петрова А. Л. Реквием как философско-этическая концепция // Вестник научного атеизма. 1982, сб. 30.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
РЕКВИЕМ [ р э ], а, м.
1. У католиков: богослужение по умершему. Служить р.
2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. Р. Моцарта.
Что такое реквием?
Что такое реквием
Реквием — одно это слово звучит торжественно и трагично. Изначально реквиемом называли заупокойную мессу в католической Церкви латинского обряда. Слово «реквием» происходит от латинского requies «покой», «упокоение». Реквием действительно звучит спокойно и печально.
Реквием в музыке
Реквием звучит не только на заупокойных мессах.
Сегодня это — многочастное сочинение для хора (часто также солистов и оркестра), зачастую оно не связано с богослужением и звучит в светских музыкальных учреждениях. Композиторы, которые писали музыка для реквиема брали за основу распеваемые тексты, в то время как на заупокойной службе некоторые молитвы декламируют или просто читают.
В богослужении реквием традиционно был сложен из мелодий григорианского хорала. Это хоровое сочинение даже не сопровождалось музыкой.
Эпоха позднего Возрождения внесла свои коррективы: параллельно с григорианским «культовым» реквиемом стали возникать композиторские (авторские) реквиемы, например, знаменитый реквием Моцарта, которые предназначался не для церемонии погребения, а для публичныз концертных выступлений. Тем не менее, каждый реквием был приурочен к трагическому событию (война, природные катаклизмы, массовая гибель людей).
Структура реквиема для богослужения:
Композиторский реквием мог также содержать:
Реквием в других видах искусства
Слово «Реквием» мы часто можем встретить в названии поэтических произведений. Все они посвящены памяти почивших. Анна Ахматова писала свой «Реквием» о жертвах политических репрессий, а худохник Павел Корин написал картину «Реквием (Русь уходящая)», известен также кинофильм «Реквием по мечте» (воспоминания о мечте). Фильм посвящен трагедии наркотической зависимости.
Реквием Моцарта. Слушать
РЕКВИЕМ
Смотреть что такое «РЕКВИЕМ» в других словарях:
РЕКВИЕМ — Моцарта. Реквием Верди. Немецкий реквием Брамса. Военный реквием Бриттена. Каждый, наверное, не раз слышал эти слова, но не задумывался над тем, что же они означают. По латыни requiem aeternam вечный покой. Эти слова начало католической… … Музыкальный словарь
РЕКВИЕМ — (лат., от requies покой, отдых). Заупокойная обедня римско католической церкви, а также музыка к ней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕКВИЕМ в римско католич. церкви обедня по умершем, от… … Словарь иностранных слов русского языка
РЕКВИЕМ — (requiem, винительный падеж от латинского requies покой, отдых; начальное слово текста Requiem aeternam dona eis, Domine Вечный покой даруй им, Господи ), траурная заупокойная месса. В музыке 18 20 вв. близок оратории (реквиемы В.А. Моцарта, О.А … Современная энциклопедия
РЕКВИЕМ — РЕКВИЕМ, реквиема, муж. В католической церкви заупокойная служба по умершем. || Музыкальное произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза. (По первому слову лат. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой).… … Толковый словарь Ушакова
Реквием — (requiem, винительный падеж от латинского requies покой, отдых; начальное слово текста “Requiem aeternam dona eis, Domine” “Вечный покой даруй им, Господи”), траурная заупокойная месса. В музыке 18 20 вв. близок оратории (реквиемы В.А. Моцарта, О … Иллюстрированный энциклопедический словарь
реквием — богослужение, месса Словарь русских синонимов. реквием сущ., кол во синонимов: 3 • богослужение (21) • … Словарь синонимов
РЕКВИЕМ — (по начальному слову лат. текста Requiem aeternam dona eis Domine Вечный покой даруй им, Господи ), заупокойная месса. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди); с 17… … Большой Энциклопедический словарь
РЕКВИЕМ — «РЕКВИЕМ», СССР, Таллинфильм, 1984, цв., 73 мин. Психологическая драма. 1944 год. Действие происходит в Эстонии накануне ее освобождения от фашистов. После гибели матери и жены органный мастер Яан Прий отстраняется от участия в общественной жизни … Энциклопедия кино
Реквием — Реквием. (missa pro defunctis, Seelenmesse) католическая обедня поумершим: музыкальное сочинение для солистов, хора, оркестра или органа.Делится на следующие части: 1) Requiem aeternam, 2) Dies irae, 3)Domine, 4) Sanctus, 5) Anus Dei. Кроме того… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Реквием — (нем. requiem) – заупокойная месса. Реквиемы пишутся как на традиционные латинские тексты, так и на свободные варианты канонического текста, или на тексты нерелигиозного содержания. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Реквием – что означает это слово
Значение слова «реквием»
Слово «реквием» происходит от латинского «requies», что означает «покой». Это заупокойная месса, которую проводят католики, ее текст начинается как раз со слова «реквием».
В светской музыкальной традиции так называют жанр музыки, связанный с траурными событиями. На концертах подобное произведение исполняется хором как оратория вне связи с богослужением, хотя часто используются тексты молитв.
История заупокойной мессы
В IX веке, когда предположительно возник реквием, он существовал как одноголосное пение для хора; инструментальное сопровождение не предусматривалось. Его основой был грегорианский хорал, текст и форма исполнения которого были утверждены церковной традицией. В таком виде он единолично просуществовал до XV-XVI веков, когда композиторы начали писать свои версии реквиема.
Поначалу их исполняли только в церквях во время проведения похоронного обряда, но постепенно аудитория расширилась. Такая музыка стала исполняться и во время других траурных мероприятий, например, в память о жертвах какой-нибудь катастрофы или в честь павших героев. Известно имя первого композитора, сочинившего свой реквием – это был Иоанн Окегем, живший в XV в. Он использовал канонические тексты заупокойной мессы, но музыкально оформил их по-иному, нежели в грегорианском хорале.
После того, как немецкий патер Мартин Лютер прибил к дверям Виттенбергского собора свои знаменитые тезисы против продажи индульгенций, началась Реформация. Возникший в ходе ее протестантизм сильно изменил представление о церковной службе. Но отношение к заупокойной мессе не изменилось – она была перенята у католиков. Однако текст и музыка отличались от канонов. В середине XVII века Генрих Шютц написал «Концерт в форме немецкой заупокойной мессы», один из примеров протестантского реквиема.
Большой взлет этот жанр музыки пережил в XVIII веке в немецкоязычных странах, где тогда жила целая россыпь выдающихся композиторов. Наиболее яркий пример – «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта, произведение, ставшее последним сочинением этого гениального музыканта. Однако стоит заметить, что такие великие композиторы-протестанты, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, Л. ван Бетховен, игнорировали этот жанр. Теперь можно только предполагать, какие выдающиеся примеры реквиема могли бы написать эти мастера.
Начиная с XVIII века сочинение реквиема уже не было связанно с церковной обрядностью. Любое частное лицо могло заказать композитору подобное произведение. В связи с этим трудно не вспомнить таинственную историю, связанную с заказом заупокойной мессы Моцарту. Некоторые композиторы писали в этом жанре независимо от наличия заказа – либо по поводу своей личной утраты, либо просто, чтобы попробовать себя в сочинении подобной музыки. Здесь мы видим целую россыпь знаменитых имен: Ф. Лист, Дж. Верди, Ш. Гуно, А. Дворжак и другие.
Реквием в современный период
В ХХ веке жанр реквиема не был забыт. Композиторы обращались к нему, когда надо было выразить чувство скорби по поводу трагических событий, в память о жертвах войны. Но в современной интерпретации заупокойной мессы чаще всего используются не канонические тексты. Порой латынь перемежается со стихами классических и современных поэтов, написанных на их родных языках. Порой латинский текст вообще отсутствует.
В русской музыкальной традиции обращение к реквиему характерно именно для ХХ века. Произведения советских композиторов этого жанра были лишены религиозной составляющей, тексты – главным образом, пелись на русском языке, основная тема – память о павших героях. Таковы реквиемы Дмитрия Кабалевского, Альфреда Шнитке.
Современные рок-исполнители также используют реквием в своем творчестве, называя так свои альбомы и отдельные композиции. Хотя эти произведения весьма далеки от канонов заупокойной мессы, в них есть его отдельные элементы или намеки на них.
Структура реквиема
Построение заупокойной мессы никогда не было застывшей структурой. Расположение составляющих ее текстов могло меняться в зависимости от эпохи и принятых в данной культуре традиций. Композиторские реквиемы еще свободнее по своей структуре. Тем не менее реквием предполагает наличие песнопений ординария и проприя. Тексты ординария неизменны, т.к. связаны с литургическими службами. А проприй распевался во время праздников, поэтому тексты менялись в зависимости от каждого конкретного события.
В реквиемах, написанных композиторами, обычно исключались некоторые канонические части (тексты градуала, тракта, коммунио). При этом их могли дополнять антифоном «In paradisum», респонсорием «Libera me», мотетом «Pie Jesu». У разных композиторов были и иные изменения структуры реквиема.