Что означает слово провокация
ПРОВОКАЦИЯ
Смотреть что такое «ПРОВОКАЦИЯ» в других словарях:
ПРОВОКАЦИЯ — (лат.). 1) вызов на поединок. 2) в судопроизводстве то же, что апелляция. 3) подстрекательство на преступление с целью выдачи преступника в руки властей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОВОКАЦИЯ… … Словарь иностранных слов русского языка
провокация — побуждение, возбуждение, подстрекательство Словарь русских синонимов. провокация сущ., кол во синонимов: 4 • возбуждение (58) • … Словарь синонимов
Провокация — (Provocatio ad populum) в римском государственном правеапелляция в уголовных вопросах от магистрата к народу. Право апелляцийотносится к числу древнейших прав римского гражданина; есть основанияпредполагать, что оно существовало уже в эпоху царей … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ПРОВОКАЦИЯ — (от латинского provocatio вызов), подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т.д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия … Современная энциклопедия
ПРОВОКАЦИЯ — (от лат. provocatio вызов) подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т. д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия … Большой Энциклопедический словарь
ПРОВОКАЦИЯ — ПРОВОКАЦИЯ, и, жен. 1. Предательское поведение, подстрекательство кого н. к таким действиям, к рые могут повлечь за собой тяжёлые для него последствия. Устроить провокацию. Не поддаваться на провокацию. 2. Агрессивные действия с целью вызвать… … Толковый словарь Ожегова
Провокация — (Provocatio ad agendum) в гражданском процессепонуждение истца к предъявлению иска, вопреки общему правилу, в силукоторого предъявление или непредъявление иска и самый срок предъявленияпредоставлены всецело усмотрению истца. От рим. процесса к… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ПРОВОКАЦИЯ — (от лат. provocatio вызов) англ. provocation; нем. Prov ocation. 1. Подстрекательство, побуждение отдельных индивидов, соц. групп или организаций к действиям, наносящим ущерб к. л. 2. Предательские действия проникших в к. л. организацию агентов,… … Энциклопедия социологии
Провокация — (от лат. provocatio вызов) подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т. д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И..… … Политология. Словарь.
ПРОВОКАЦИЯ
Смотреть что такое «ПРОВОКАЦИЯ» в других словарях:
ПРОВОКАЦИЯ — (лат.). 1) вызов на поединок. 2) в судопроизводстве то же, что апелляция. 3) подстрекательство на преступление с целью выдачи преступника в руки властей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОВОКАЦИЯ… … Словарь иностранных слов русского языка
ПРОВОКАЦИЯ — ПРОВОКАЦИЯ, провокации, жен. (лат. provocatio вызов). 1. В капиталистических странах система борьбы господствующего класса с революционным движением, состоящая в том, что политическая полиция засылает в ряды революционных организаций (или вербует … Толковый словарь Ушакова
провокация — побуждение, возбуждение, подстрекательство Словарь русских синонимов. провокация сущ., кол во синонимов: 4 • возбуждение (58) • … Словарь синонимов
Провокация — (Provocatio ad populum) в римском государственном правеапелляция в уголовных вопросах от магистрата к народу. Право апелляцийотносится к числу древнейших прав римского гражданина; есть основанияпредполагать, что оно существовало уже в эпоху царей … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ПРОВОКАЦИЯ — (от латинского provocatio вызов), подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т.д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия … Современная энциклопедия
ПРОВОКАЦИЯ — (от лат. provocatio вызов) подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т. д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия … Большой Энциклопедический словарь
Провокация — (Provocatio ad agendum) в гражданском процессепонуждение истца к предъявлению иска, вопреки общему правилу, в силукоторого предъявление или непредъявление иска и самый срок предъявленияпредоставлены всецело усмотрению истца. От рим. процесса к… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ПРОВОКАЦИЯ — (от лат. provocatio вызов) англ. provocation; нем. Prov ocation. 1. Подстрекательство, побуждение отдельных индивидов, соц. групп или организаций к действиям, наносящим ущерб к. л. 2. Предательские действия проникших в к. л. организацию агентов,… … Энциклопедия социологии
Провокация — (от лат. provocatio вызов) подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т. д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И..… … Политология. Словарь.
Провокация
Провока́ция — действие или ряд действий с целью вызвать ответное действие / бездействие провоцируемого(ых), как правило, с целью искусственного создания таким образом тяжелых обстоятельств или последствий для провоцируемого(ых). Субъект, совершающий провокации, называется провокатором. Так как провокации основываются на особенностях психологии человека и его поведении как социального существа, они изучаются психологией и социологией.
Содержание
Обзор
Провокация может быть одним действием или рядом взаимосвязанных действий. В свою очередь действия могут быть направлены как непосредственно на провоцируемого, так и на его окружение. Ряд разнонаправленных провокационных действий позволяют определить взаимосвязи, а также силу и принципы работы таких взаимосвязей между провоцируемым и его окружением. Провокационные действия, проводимые в определенный промежуток времени, позволяют определить порог восприимчивости провоцируемого к раздражителям и силе раздражителей.
Провокации занимают важное место в маркетинге, военном деле, искусстве, политике, в отношениях между отдельными людьми, группами людей, между юридическими лицами и государствами. В политике провокации часто ориентированы на реакцию общественного мнения, негативную в отношении противника. В частности, среди методов провокации может быть совершение неблаговидных действий под видом своего противника, нанесение урона его известным оппонентам, с целью вызвать реакцию сочувствия в общественном мнении. В военном деле провокацией может быть ложное отступление, создание иллюзии незащищенности какого-либо своего фланга, с целью заманить противника в ловушку.
В политических целях государства могут жертвовать частью войск, провоцируя противника на открытую атаку, чтобы получить повод к войне.
Провокации применяются и правоохранительными органами, хотя во многих странах это незаконно. Примеры таких провокаций — проверочная закупка или продажа наркотических средств, когда инициатором совершения преступления выступает не подозреваемый, а правоохранители. Провокатором преступления является то лицо, от которого исходит инициатива на его совершение.
Провокаторами называли обычно секретных сотрудников специальных служб (в особенности охранных отделений Российской империи), которые подстрекали революционеров совершить какие-либо преступные действия для того, чтобы они затем были арестованы и осуждены. Зачастую революционеры называли провокаторами всех секретных сотрудников (осведомителей) охранных отделений, даже если их роль сводилась только к сообщению информации о революционерах.
Значение слова «провокация»
1. Подстрекательство, побуждение кого-л. (отдельных лиц, групп, организаций и т. д.) к таким действиям, которые повлекут за собой тяжелые, гибельные для них последствия. Военная провокация. || Предательские действия тайных агентов полиции с целью шпионажа и подстрекательства революционных организаций к таким действиям, которые должны привести к ослаблению, к разгрому этих организаций.
2. Мед. Искусственное возбуждение, усиление каких-л. явлений, признаков болезни. Провокация приступа малярии.
[От лат. provocatio — вызов]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1) Подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций к действиям, которые повлекут за собой тяжёлые, иногда губительные последствия.
2) Предательские действия, совершаемые частными агентами полиции и реакционных партий (провокаторами), направленные на разоблачение, дискредитацию и в конечном счёте на разгром прогрессивных, революционных организаций. (БСЭ Третье издание, Том 21)
Провокация в медицине — действие, приводящее к болезненному (напр. целиакия), или аллергическому состоянию. Может использоваться как диагностическая процедура (например Реакция Пирке).
Провокация в Римской республике — право апелляции к народу гражданина, осуждённого консулом или претором.
Провокация (устаревшее, от лат. Provocatio ad agendum) — в гражданском праве понуждение истца к предъявлению иска вопреки общему правилу, в силу которого предъявление или непредъявление иска и самый срок предъявления предоставлены всецело усмотрению истца.
Провокация — действия одного государства по отношению к другому для создания видимости законности начала военного конфликта или других агрессивных действий.
ПРОВОКА’ЦИЯ, и, ж. [латин. provocatio — вызов]. 1. В капиталистических странах — система борьбы господствующего класса с революционным движением, состоящая в том, что политическая полиция засылает в ряды революционных организаций (или вербует из числа неустойчивых членов этих организаций) своих тайных агентов, к-рые осведомляют полицию о деятельности революционеров и революционных организаций, выдают полиции революционеров, а также вызывают революционные организации на такие действия, к-рые могут вести к их разгрому. || Предательская деятельность тайных агентов какого-н. из капиталистических государств, проникших с целью шпионажа и вредительства в чужую страну. 2. Умышленный вызов, подстрекательство с какой-н.
Открытая п. войны фашистами. В этом вопросе скрывалась п. 3. Искусственное возбуждение, вызов каких-н. явлений болезни (мед.). П. приступа малярии.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
провока́ция
1. истор. юр. в римском государственном праве — апелляция в уголовных вопросах от магистрата к народу
2. подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т. п. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия ◆ Совершенно ясно, кому была выгодна эта провокация: спровоцировав редактора на публикацию заведомой клеветы, органы для большей убедительности избили его сына. Артём Тарасов, «Миллионер», 2004 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тогда у диссидентов было правило, что, если на них нападают, они, подозревая, что это провокация с целью их самих обвинить в хулиганстве, демонстративно поднимают руки и не оказывают сопротивления. Владимир Войнович, «Замысел», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
3. агрессивные действия с целью вызвать военный конфликт ◆ Эта бомбёжка ― несомненная провокация, и именно такого грандиозного масштаба она и должна быть, чтобы повергнуть в панику слабонервных людей. Александр Чаковский, «Блокада», 1968 г. (цитата из НКРЯ)
4. мед. искусственное возбуждение каких-либо признаков болезни
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: завёртываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова провокация
Словарь Ушакова
| Предательская деятельность тайных агентов какого-нибудь из капиталистических государств, проникших с целью шпионажа и вредительства в чужую страну.
2. Умышленный вызов, подстрекательство с какой-нибудь целью. Открытая провокация войны фашистами. В этом вопросе скрывалась провокация.
3. Искусственное возбуждение, вызов каких-нибудь явлений болезни (мед.). Провокация приступа малярии.
Политическая наука: Словарь-справочник
(от лат. provocatio вызов)
подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т. д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия.
Альтернативная культура. Энциклопедия
(лат. provocatio — вызов) — дерзкие, эпатажные поступки автора по отношению к публике и власти, предусматривающие негативную реакцию последних (возмущение, протест, требование запрета), следствием которой, однако, становится перверсивное признание предложенного творческого жеста, либо же заострение общественного внимания на затронутой автором проблеме.
Отсюда лукавство исполнителя П., балансирующего между поношениями и лаврами, но жаждущего все- таки лавров. И его двусмысленность, обусловленная нуждой в скандале определенного толка, при большом резонансе не дающем «убийственных последствий». История художественных П. — хроника публичных действий, производимых обычно радикалами определенных направлений.
Один из отцов П. — французский певец-эстрадник Аристид Брюан, благодаря которому с середины 1880-х годов кабаре «Мирлитон» обзаводится примечательной вывеской «. для тех, которые любят, чтобы их оскорбляли» (он выступал с дубинкой в руках и в шляпе, названной Ж. Куртелином «скатертью дорога»). Высокого уровня совершенства П. достигает в авангардном искусстве 1910-1920-х годов. «В публику полетели лампа, стул, колокольчик»,— сообщается в газетном отчете по поводу диспута о «Бубновом валете» (в октябре 1913 года). С футуристов начинается (но ими не ограничивается) практика внутрифракционных разборок — П. в пределах узкого круга посвященных. Провокационная деятельность дадаистов характеризуется флегматичным парадоксализмом и медитативностью (по свидетельству современников, вот каковым был их типичный вечер: «Бретон хрустел спичками. Арагон мяукал, Супо играл в прятки с Тцара, в то время как Пере и Шаршун ежесекундно пожимали друг другу руки»). Сюрреализм, наследующий Дада, возвращается к практике эскалации громогласных скандалов, число которых исчисляется десятками (среди наиболее заметных: манифест «Откройте тюрьмы, распустите армию», 1925, разгром «Бара Мальдорор», 1930, коллективная декларация в поддержку отцеубийцы Виолетты Нозьер, 1933). Отсюда же и первые недоразумения, суть которых коренится в самом методе П.: инициатива может быть с легкостью перехвачена оппонентом. «Как столь провокационный фильм мог собрать полные залы?» — вопрос, заданный Арагоном на коллективном судилище Бунюэлю по поводу «Андалузского пса», имел свое логическое продолжение в ультиматуме Бретона: «Вы с полицией или с нами?»
И реакция Бунюэля, предложившего разбить молотком набор сценария в буржуазном издательстве Gallimard. Проблема, описывающая эту ситуацию, также свойственна политической П. со времен Азефа. Напряженность ее снимается со значительным увеличением свободы нравов, отменой цензуры и т. п., что ставит под вопрос саму правомерность существования искусства П. Ныне культивировать П. в западном обществе под силу незаурядным одиночкам (вроде Т. Бернхарда, умудрившегося удостоиться от министра культуры обвинения в национальном оскорблении на церемонии вручения писателю Австрийской государственной премии в 1968 году).
Непременное условие художественной П. — существование хотя бы относительно «открытого общества», однако не на стадии стирания большинства нравственных критериев. Но даже в этом случае находится предлог для П., скажем, исходя из проблематики феминизма, переоценки нацистского прошлого — вроде скандала, учиненного Даниэлем Ольбрыхским на фотовыставке в Варшаве в конце 1990-х годов. С другой стороны, тоталитарные режимы сами охотно прибегают к П. (фильм Фейта Харлана «Еврей Зюсс», 1940, вызвавший в Третьем рейхе новую вспышку антисемитизма; по инструкции Гиммлера его должен был посмотреть каждый член СС и сотрудник полиции). В более мягкой форме — в хрущевском погроме выставки МОСХа (1962). При том художники советского андерграунда обычно избегали П., с которой легко спутать некоторые их судорожно-экспозиционые акции, имеющие оборонительную окраску («был ли это акт отчаяния, безвыходности, дерзости?» — вопрошает участник «бульдозерной выставки » 15 сентября 1974 года в Москве). Или же артисты вынуждены были открещиваться от возникших инцидентов («Шум длился еще некоторое время и кончился дракой в публике без нашего участия »,— резюмирует в газетном письме-оправдании А. Введенский, описывающий вечер «чинарей» в Институте истории искусств 28 марта 1928 года).
Первый, «героический» этап отечественного постмодерна немыслим без искусства П., фигуры которого приобрели символические очертания: Кулик, Бренер, Осмоловский, Тер-Оганян. Одна из самых громких П. — убиение свиньи в московской галерее «Риджина» 1992 года на акции под названием «Пятачок делает подарки», однако, имеет аналоги и в западном опыте. Экология, политика, область бытовой комильфотности — питательная среда для отечественной П., реже фигурирует религиозная проблематика («На краю света » Арсена Савадова в киевской галерее «Бланк-арт», 1993). Настойчивые приверженцы искусства П. — Игорь Дюрич и Игорь Подольчак (львовский Фонд Мазоха), деятельность которых порой переходит за границы родного ареала (рассылка более чем пяти тысячам берлинцев с фамилией Мюллер поздравительных открыток на 9 Мая) или же подвергается репрессиям со стороны бойцов Национальной гвардии (запрещение групповой выставки «Киевские художественные встречи»). Недавний московский аналог — разгром выставки «Осторожно, религия!» православными ортодоксами в музее Сахарова. П. и сейчас может быть задействована культурным истеблишментом, что проявилось во время раскрутки посредственного фильма Ю. Ильенко «Мазепа» (2002), но в этом случае есть смысл говорить об аберрации самого термина.
СМ.: Мат, Перфоманс, Ситуационизм, Хэппенинг, Цензура.
* Томас Никлас Бернхардт (1931, Геерлен, Нидерланды — 1989, Вена) — австрийский прозаик, драматург, поэт, «гадкий утенок» немецкоязычной словесности. Учился музыке и вокалу актерскому мастерству, страдал от чахотки. Начал публиковаться с 1952 года. Лауреат многих отечественных и зарубежных литературных премий. Соч.: романы «Мороз» (1963), «Растерянность» (1966), «Известняк» (1969), «Корректура» (1974), «Подвал. Избавление» (1976), «Вдох. Решение» (1978), «Холод. Изоляция» (1980), «Старые мастера» (1985), пьес «Невежда и сумасшедший» (1972), «Президент и Минетти» (1975), «Иммануил Кант» (1978), «Перед отставкой. Комедия о немецкой душе» (1979) и др. Вышеназванный скандал не единственный в его жизни, следует также назвать: снятие с фестивального репертуара в Зальцбурге пьесы «Корифеи» и судебное разбирательство в связи с романом «Причина. Намек» (1975), арест тиража романа «Лесосека» (1984), политическая обструкция вокруг пьесы «Площадь героев», требование выдворить автора за пределы страны (1988). *