Что означает слово проведение в смысле божества
Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни?
Божественному сверхсовершенству известно все прежде того, как произойдет и до того, как закончится. Нам же, по причине многочисленных изменений, которые вызваны в нас грехопадением вместе с неосмотрительным и преступным поведением человека, все это кажется неизвестным, изменчивым и непостижимым.
Несмотря на то, что все подчинено Божественному Промыслу и Попечению,в зависимости от обстоятельств, времени, места, лиц и коварства сатаны, возможны изменения в установленном порядке вещей.
Но ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить его действия в отношении творения. Своими порочными действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов.
Божественная воля или Божественный совет, если рассматривать поочередно, проявляется в четырех видах.
Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность, благоволительная воля, то есть то, что по преимуществу хочет Бог.
Во-вторых, домостроительство, домостроительная воля, согласно которойв силу нашей немощи Бог нам отечески уступает.
В-третьих, уступка, уступительная воля, согласно с которой Бог вмешивается и вразумляет.
И, в-четвертых, многоплачевная богооставленность: когда человек живет в нераскаянном упорстве и безчувствии, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его.
Посредством Божественной воли всеспасительный Божественный Промысл реализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43).
Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения рассуждением.
В плачевном сем положении, в котором оказался человек после того, как сам отделил себя от любящего Бога, имеют место нападки и влияния сатаны, имеющего власть в этой долине плача, где мы живем. Право это мы ему уступили сами, оставив рай и последовав за ним.
Будучи по апостолу Павлу «князем века сего» (2 Кор. 4:4), адский змей никогда не перестает нападать и обольщать человека безстыдными предложениями. Нужно быть более внимательным и больше молиться, и особенно в наше время, когда дурной пример стал нормой и с помощью существующих средств передается мгновенно.
Следовательно, Божественный Промысл – есть всеспасительная забота и попечение, которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и имеющих быть, в настоящее время и в вечности.
Правда Божия также реализуется в сфере Божественного Промысла. Она вмешивается в жизнь человека тогда, когда в ней господствует неразумное начало. Так Правда Божия, являясь абсолютной, удерживает это неразумное начало для общей пользы в достижении человеком своего предназначения. Все, что существует, от начала своего творения предназначено к какой-то цели. И этот Божественный замысел не может измениться, потому, что Бог «вся премудростью сотворил».
Если же по наивности человека или демонским коварством первоначальная цель нарушается, тогда в силу последующего раскаяния человека и в зависимости от степени покаяния и исправления прегрешения место Божественного благоволения занимает Божественное домостроительство.
Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), предопределяет все согласно благоволительной Своей воле, что есть не что иное, как абсолютный и безошибочный путь для достижения нами своей цели, и Он может нам даровать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).
Когда человек заблуждается или пренебрегает своим долгом, Бог, вместо того, чтобы изменить Свое решение, лишив его милости, которую даровал, и отвергнув, как виноватого, вмешивается в целях вразумления, чтобы привести человека к исправлению. Это, согласно святым отцам, и представляют собой вразумительные или примирительные напасти. Оправдывается на практике изречение: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как к сыну своему» (Притч. 3:12).
Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс. 93:12). И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» (Пс. 118:67) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» (Пс. 117:18).
Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» (Быт. 8:21).
Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его.
Значение слова провидение
Словарь Ушакова
пров и дение, провидения, мн. нет, ср. (книж.). Действие по гл. провидеть. Дар провидения.
| перен. Само это верховное существо.
Энциклопедия иудаизма
Наблюдение Творца за всем происходящим во Вселенной и управление Им всеми событиями. Это одна из основ еврейской веры; вера в то, что Его волей создано все существующее, и под Его наблюдением все существует и все происходит, а не по естественной случайности. Философы различали в термине П. (гашгаха) два понятия: 1) предвидение Творцом заранее всего совершающегося во Вселенной; 2) Творец следит за всем происходящим и во всем проявление воли Его.
Из сказанного в Торе* следует, что еврей непреклонно верил в Божественное Провидение, во власть Его надо всем, что творится в мире, в то, что Бог определяет жизнь человека, жизнь личности и жизнь народов, в то, что Бог является первопричиной всех событий.
В эпоху Второго Храма вера в Божественное П. надо всем, что происходит в мире, была непреложна для народа. И так формулировали ее прушим* (фарисеи) и ученики их, танаим* и амораим*: «Все и всех питает Господь, благословенно Имя Его: от буйволов до вшей» (Шаб.CVII).
Четкое выражение веры в П. содержится в старинных молитвах: «Озаряющий милосердием землю и живущих на ней и по благости Своей возобновляющий ежедневно и постоянно бытие первозданное». Во втором благословении «Восемнадцати благословений» сказано: «Он питает жизнь благостью, в великой милости воскрешает мертвых, поддерживает падающих, исцеляет больных, и т. д.». А в новогодней молитве сказано: «Как пастух, проверяя стадо свое, подводит овец под посох свой, так и Ты проводишь, считаешь, определяешь и учитываешь души всех живущих, ставишь предел всякой твари и определяешь судьбы их».
Р. Саадья Гаон* пытался примирить веру в П. с понятием свободного выбора. Р. Иегуда Галеви* обращается к истокам иудаизма и утверждает, что существует П., определяющее всю историю Израиля. Рамбам* считал веру в П. одной из основ еврейской веры. Р. Хисдай Каршакаш уверен, что только высокоразвитые (в духовном отношении) народы удостаиваются вмешательства П. в их судьбы, а народы примитивные отданы во власть законов природы.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
провид’ение ( Рим.38:2 ; Рим.42:3 ) — промысел Божий, управление миром, предопределение, судьба.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Принятое в религии название судьбы; надежда как мировоззрение.
Библия: Тематический словарь
♦ забота Бога о мироздании и Его контроль за историческим развитием человечества
А. Прокомментированные темы
1. ПРОВИДЕНИЕ как тема:
2. ПЛАН БОЖИЙ как тема:
♦ послания к Ефесянам:
3. КОНТРОЛЬ БОЖИЙ как тема:
4. СВОБОДА БОЖИЯ как тема Иова:
Б. Забота Бога обо всем Его мироздании
1. Аспекты провидения Божия
♦ заботится о всех Своих созданиях:
♦ дает пищу всем Своим созданиям:
Пс 103:14,27,28; Пс 144:16; Мф 6:26
♦ оберегает Свои создания:
♦ определяет события истории:
Быт 50:20; Пс 32:10–19; Деян 2:22,23
♦ определяет пути людские:
Притч 16:1,9; Притч 19:21
♦ контролирует все происходящее:
Ис 40:22–26; Дан 4:32; Деян 17:26; Еф 1:11
Пс 67:9,10; Мф 5:45; Деян 14:15-17
♦ контролирует мельчайшие детали:
Иов 2:1–8; Ис 14:24–27; Ис 45:7; Ам 3:6
2. Средства контроля Божия
♦ Его могущественное слово:
В. Особая забота Бога о Его людях
Пс 90:1-16; Ис 31:5; Рим 8:35–39; 1Пет 3:12
2. Отдельные положения
♦ открывает сердца для веры в Благую Весть:
♦ контролирует отдельные события:
Быт 22:8,13,14; Пс 104:5-44; Пс 135:10–24; Ис 38:17
♦ благотворит тем, кто любит Его:
Г. Наш ответ на провидение Божие
1Цар 2:6-10; 1Пар 29:11,12
♦ смиряем себя перед ним:
Втор 8:2,3; Иов 1:20–22; Иов 42:1-6
♦ не беспокоимся о завтрашнем дне:
Мф 6:25–34; Мф 10:28-31
Словарь Ожегова
ПРОВИДЕНИЕ, я, ср. В религиозных представлениях: высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Воля провидения.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(филос.), иначе — промысел или промышление (греч. πρόνοια) — целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности. В философии учение о П. появляется с Сократом, понимавшим божество как мировой разум, действующий по идее добра. В богах народной религии Сократ был склонен видеть особые орудия провиденциального действия, каковым был и его личный демон. В мировоззрении Сократа чисто теистические элементы смешиваются с пантеистическими. Последние получили решительный перевес у стоиков (см.), которые много рассуждали о П., понимая под этим необходимую зависимость всего совершающегося от универсального разума как внутреннего существа или природы мирового целого; понятие П. переходит, таким образом, в понятие судьба (см.). Идея П. занимает большое место в александрийской философии, которая, оспаривая эпикурейское учение о случайности, старается также устранить и стоический фатализм. Филон, оставивший особое сочинение о П., обуславливает возможность провиденциального отношения Бога к миру посредствующей силой Логоса, создавшего мир и ведущего его к благу с помощью других подчиненных ему разумных сил. Это посредствующее действие необходимо потому, что само верховное Божество, будучи абсолютно неизменным, вневременным и т. д., не может иметь никакого непосредственного общения с временными происшествиями во вселенной. После Филона особенно занимался вопросом о П. Плутарх; он восставал против фатализма стоиков, как уничтожающего понятие возможности (все признавая одинаково необходимым), свободу воли, нравственную ответственность и делающего Божество причиной зла. П. определяется у Плутарха как «воля и мысль верховного Бога, заботящегося обо всем». Эта высшая воля осуществляется трояким образом. Устроение целой вселенной зависит прямо от самого Божества, от которого, однако, различается его исполнительная сила под именем мировой души ; возникновение и сохранение всех смертных существ есть дело «видимых богов» — светил небесных, — действующих по мировым законам; деяния и судьбы людей находятся под надзором и руководством «демонов» или гениев. Рок (ειμαρμένη) есть непреложный закон, в силу которого известные поступки связаны с известными последствиями; но совершение или несовершение того или другого поступка разумным существом зависит не от рока, а от собственной нравственной воли данного существа. По учению Плотина, наш низший мир душевно-материального бытия обусловлен высшей областью Ума и абсолютного Добра, оттуда имея все свое положительное содержание, поэтому все, у нас бывающее, представляет ту степень совершенства, какая только возможна по самой природе этой низшей области, т. е. в меру ее удаления от абсолютного совершенства. Внутренняя зависимость всего, что существует или происходит в нашем чувственном мире, от мира сверхчувственного и есть то, что Плотин называет П.: все имеет разумный смысл, поскольку все причастно абсолютному Уму, все — добро, поскольку первое основание всего есть само абсолютное Добро. В воззрении Прокла на П. более резко выступает положение, что виной зла — не высшие начала мироздания, а собственная воля конечных существ: «смертное животное само есть для себя причина зол». В средневековой философии — а также и новой — поскольку она сохранила теистический характер, — учение о П. большей частью зависит от схоластического догматизма с присущими ему антропопатизмами. Сюда принадлежат, например, нескончаемые рассуждения о том, распространяется ли П. Божие на частные и индивидуальные происшествия или же определяет только общий ход мировых событий. Самый вопрос держится, очевидно, на ребяческом представлении, что для Высшего Существа какие-нибудь частности существуют сами по себе, вне их истинной связи с целым, а целое — отвлеченно от своих частностей. Философское понимание П. затрудняется тремя существенными вопросами: 1) как согласовать вечность Божества с Его провиденциальным действием во временном мировом процессе? 2) Как согласовать непреложность провиденциального действия с нравственной ответственностью человека? 3) Как согласовать совершенное Добро — основание и цель провиденциального действия — с существованием зла и бедствий в мире? В исследовании и решении этих трех вопросов новая философия не показала значительных успехов сравнительно с древней (см. Свобода воли, Теодицея, Этика, Эсхатология).
Что такое Божественное провидение?
Божественное провидение является средством, при помощи которого Бог управляет всем во вселенной. Это включает вселенную в целом (Псалом 103:19), физический мир (Матфея 5:45), судьбу народов (Псалом 65:7), рождение и участь людей (Галатам 1:15), успехи и неудачи человека (Луки 1:52) и защиту верующих в Него (Псалом 3:8). Эта доктрина прямо противоречит теории о том, что вселенная управляется волей случая.
Цель Божественного провидения состоит в осуществлении Его воли. Чтобы обеспечить исполнение Своих планов, Бог руководит делами людей, используя естественный порядок во вселенной. Законы природы являются ничем иным, как иллюстрацией работы Бога во вселенной. Они как не имеют внутренней силы, так и не работают независимо. Это – правила и принципы, учрежденные Богом для управления миром.
Это же относится и к человеческому выбору. Мы, в прямом смысле, не являемся свободными выбирать или действовать отдельно от Божественной воли. Всё, что мы делаем, и всё, что мы выбираем, находится в полном согласии с Его волей – даже наши грешные намерения (Бытие 50:20). Бог контролирует наши решения и действия (Бытие 45:5; Второзаконие 8:18; Притчи 21:1), но Он совершает это таким образом, который не нарушает нашу ответственность как свободных моральных личностей и не подрывает реальность наших решений.
Доктрина о Божественном провидении может быть лаконично изложена следующим образом: «Бог из вечности, по намерению Своей собственной воли предопределил все, что должно произойти; в то же время, Бог ни в коем случае не является автором греха и не снимает ответственность с человека». В первую очередь, Бог осуществляет Свою волю при помощи вторичных средств (например, законов природы, человеческих решений и т.д.). Иными словами, Бог работает непрямо, используя эти средства.
Бог также иногда работает непосредственно. Эта работа является тем, что мы называем чудесами (то есть, сверхъестественные события). Чудо – это Божественное вмешательство, на продолжении краткого периода времени, в естественный порядок вещей для осуществления Своей воли и целей. Из двух примеров в книге Деяний Апостолов можно увидеть прямую и непрямую работу Бога по осуществлению Своей воли. В Деяниях 9 гл. мы читаем об обращении Савла из Тарса. При помощи ослепляющей вспышки света и голоса, услышанного только им, Бог навсегда изменил его жизнь. Бог желал использовать Павла для дальнейшего осуществления Своей воли, и Он применил прямые средства для обращения Павла. Поговорите с любым обращённым христианином, и вы, вряд ли услышите историю, похожую на эту. Большинство из нас приходят к Христу через услышанную проповедь, чтение книг или через продолжительное свидетельство друга или члена семьи. Кроме этого, обычно имеют место жизненные обстоятельства, которые готовят почву – потеря работы, утрата члена семьи, неудавшийся брак, вредная зависимость. Обращение Павла было непосредственным и сверхъестественным.
В Деяниях 16:6-10 мы также видим, как Бог осуществляет Свою волю непрямо. Это произошло во время второго миссионерского путешествия Павла. Бог хотел, чтобы Павел и его попутчики отправились в Троаду, но, следуя из Антиохии в Писидию, Павел решил отправиться на восток в Азию. Библия говорит, что Святой Дух запретил им говорить в Азии. Тогда они захотели отправиться на запад, в Вифинию, но Святой Дух опять воспрепятствовал им, поэтому в конечном итоге они направлялись в Троаду. Это было написано в ретроспективе, и, вероятно, в то время существовали определенные логические объяснения, почему они не могли отправиться в те два региона. Тем не менее, со временем они осознали, что именно Бог направлял их туда, куда Он хотел – это было провидением. Притчи 16:9 говорят об этом: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его».
С другой стороны, кое-кто может возразить, что идея о том, что Бог прямо или непрямо управляет абсолютно всем во вселенной, исключает любую возможность для свободной воли. Если Бог владеет полным контролем, как мы можем быть истинно свободными в принимаемых нами решениях? Иными словами, для того, чтобы понятие свободной воли имело смысл, должны быть некоторые аспекты «вне досягаемости» Божьего контроля – например, случайность человеческого выбора. В интересах дискуссии предположим, что это правда. Что же тогда? Если Бог не владеет полным контролем над всеми случайностями, тогда как Он может гарантировать наше спасение? Павел говорит в Послании к Филиппийцам 1:6, что: «начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Если Бог не контролирует все вещи, тогда это обещание и все другие библейские обетования несостоятельны. Мы не сможем быть полностью уверены, что доброе дело спасения, начатое в нас, будет доведено до конца.
Более того, если Бог не контролирует всё вокруг, тогда Он не владеет верховной властью, а если так, тогда Он не является Богом. Итак, цена удержания свободной воли вне пределов Божьего контроля ведет к тому, что Бог вовсе не является Богом. И если наша воля может превысить Божественное провидение, тогда кто, в конечном итоге, является Богом? Мы! То есть, очевидно, что это неприемлемо для тех, кто следует христианским или библейским убеждениям.
Божественное провидение не уничтожает нашей свободы. Оно, скорее, дает нам возможность использовать эту свободу должным образом.
Что такое Божественное провидение?
Божественное провидение или случайность?
Приветствую вас, дорогие читатели.
Извечный вопрос в нашей жизни – это не “быть или не быть”, который мучал Гамлета. А что управляет этим миром: Божественное провидение или случайность?
Когда я только стал христианином, у меня было очень много вопросов. Я постоянно задавал их верующим людям, которые уже что-то понимали в Библии и христианской вере. Но главная дилемма для меня заключалась в том, чтобы понять – кто или что управляет судьбой человека.
Многие люди называют разными словами события в жизни, которые происходят будто бы случайно. Это может быть рок, судьба, фатум или еще какие-то определения. Но суть, в общем-то, одна. Мы ли либо направляемы во всех ситуациях Божьей рукой, или ветер жизненных перемен несет нас как листок, упавший с дерева.
То ли мы сами принимаем решения и получаем, то, что имеем. То ли за нас решают неумолимый рок и несправедливая судьба. Или все же за всем стоит Всемогущий и Суверенный Бог.
Философы, верующие люди и атеисты спорят друг с другом, пытаясь доказать свою точку зрения. Но факты, как тающий снег в наших руках, утекают сквозь наши пальцы.
Что такое Божье провидение
Но мы, как христиане, опираемся на то, что Бог сотворил этот мир из ничего. И верующие разных деноминаций согласны, что Бог является Творцом нашей вселенной. Разногласия начинаются в вопросах, как Господь это сделал и продолжает ли Он участвовать в судьбе мира.
Я объясню, как понимаю слово “судьба”, чтобы не возникло недопонимания того смысла, который в него вкладываю. Просто, когда некоторые люди говорят: рок, фатум, судьба. Они подразумевают события, которые неизбежны и произойдут в любом случае, независимо от нашего желания. Но за этими жизненными событиями никто не стоит, кроме обезличенного понятия.
Но я верю в другую судьбу. Ту, которую предопределил для нас Бог. Именно Он стоит за всеми происшествиями, людьми и случайностями. Да, даже случайности в Божьем плане являются инструментом в Его руке.
С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих;
с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле:
Он создал сердца всех их и вникает во все дела их.
Давайте, определим, что такое Божественное провидение. Слово провидение происходит от латинского слова “providere”, буквально означающего «предвидеть». Но в его значении заложено нечто большее, чем просто знание о будущем. Оно подразумевает предопределение будущего.
Итак, теперь мы подходим к вопросу, который также тревожил умы философов и религиозных людей. Продолжает ли Бог присутствовать в этом мире и управлять им? Или же Он сотворил его и покинул на произвол судьбы?
Факт творения неопровержим, если посмотреть на все вокруг. Не нужно быть ученым, чтобы увидеть красоту и порядок, мудрость и любовь Бога к нам. Но неопровержим и факт, что Бог сохраняет, направляет и управляет этим миром.
Бог сохраняет и направляет мир
Но есть верующие люди, которые считают, что Бог сотворил мир, установил законы природы и покинул свое творение. Я слышал мнения, что Бог не участвует в жизни людей, а наблюдает за нами со стороны, не вмешиваясь в ход истории.
Получается, что Бог похож на часовщика, Который сделал часы, завел их, и они продолжают тикать. Только проблема в том, что часы часто ломаются. И если Господь не сохраняет мир и не управляет им, то мы в большей опасности, чем думаем.
Ведь, законы природы, однажды могут выйти из-под контроля. Солнце может взорваться, и мы останемся без света и тепла, как будто отключат свет в нашем доме. Вот только без солнечного света мы замерзнем и погибнем. Земля может столкнуться с метеоритами или произойдут другие катаклизмы. Мы все успели посмотреть фильмы про Армагеддон, и у нас достаточно фантазий на этот счет.
Если это правда, то Бог похож на Творца, который дал начало миру и подтолкнул его к движению, как мяч. И он продолжает катиться к неведомой ему цели. Но Господь не только начал движение вселенных, но и продолжает направлять их ход.
Если земля крутится вокруг солнца только потому, что Творец однажды направил ее, но не поддерживает дальнейшее движение. То завтра она может остановиться, как сломавшийся автомобиль на середине дороги.
Учение о Божественном проведении, учит нас тому, что Божественная рука направляет все в этом мире. Бог сохраняет каждый объект: планеты, растения, животных и людей. И управляет всем как полновластный хозяин в своем доме.
Сказано, что Бог сотворил все Своим Словом. И Он продолжает держать все существующее Своим Словом.
В послании Евреям 1:3 о Христе сказано: «…Держа все Словом силы Своей».
Греческое слово, переведенное здесь как «держать», – это слово φέρω – «нести». Оно означает не просто «держать» или «поддерживать». Оно обладает значением активного, властного контроля над вещью, переносимой с места на место. Иисус «постоянно несет все» в мире Словом Своей силы. Христос действенно вовлечен в труд провидения.
Наше представление о Боге будет слишком далеко от реальности, если мы предположим, что его творческий акт длился недолго и по сотворении мира окончательно завершился. Так думают язычники и невежды; мы непременно должны отмежеваться от них и заявить, что творческая сила Бога неизменно присутствует в мире — в нынешнем его состоянии, как и при сотворении.
У меня мама любит заниматься летом огородом на даче. Сажает картошку, огурцы, помидоры. Но год от года отличается. В этом году было много огурцов, а в прошлом их почти не было. Урожай и неурожай не в наших руках. Дождь и солнце не в нашей воле. Мы, конечно, научились предсказывать погоду. И в нашем городе во время праздников и парадов, стреляют из пушек по облакам, чтобы разогнать грозовые тучи. Но на климат это точно мало повлияет. Бог дает солнце и дождь, засуху и изобилие.
Есть одна юмористическая история про одного священнослужителя. Однажды священник собрался уехать в отпуск. Сосед предложил ему поливать газон во время его отсутствия. «Благодарю вас за заботу, — ответил священник, — но я уже принял другие меры в этом отношении». И затем, сосед после его отъезда увидел, что дождь льется на газон священника, а на примыкающие к нему дворы и участки не проливается.
Бог управляет миром
Когда я говорю, что Бог управляет этим миром, то имею в виду, что у Него есть цель. Господь хранит и направляет творение к Своей благой цели. И Бог использует законы природы, которые Сам установил.
Допустим, течет река в определенном направлении. И людям необходимо направить ее в другое русло. Так начинается строительство канала. Канал – это искусственное сооружение, в котором находится вода. Например, транспортные каналы. Они создаются для сокращения водных маршрутов. Могут соединять акватории двух океанов, морей, озер или рек. Люди не могут изменить природу реки, но могут направить воду в необходимое место.
Бог держит в Своей руке сердце каждого человека. И поворачивает его в нужном Ему направлении. Но кто-то сейчас возможно думает: А как же свободная воля человека? Я понимаю ваше желание защитить свободу людей. Я и сам, в начале христианской жизни, защищал ее с пеной у рта.
Нашу свободу даровал нам Бог. И никогда ее не забирал. Мы все действуем без принуждения. А если кого-то принуждают, то это уже называют рабством. Но Господь направляет нашу человеческую волю по необходимому Ему руслу, как реку.
Человек идет по жизни свободно, как ему хочется, поэтому мы ответственны за наши решения. Но Господь направляет наши ноги по пути, который Он определил.
Верховная власть Бога не противоречит свободной воле человека. Просто наша свобода не контролирует волю Бога. Но Господь контролирует творение и исполняет все, что запланировал и предопределил.
Мне иногда становится странно, когда говорят, что в стране происходят события, за которые президент не ответственен. Но с человеческой властью такое происходит.
Но наш Бог восседает на престоле и управляет этой вселенной.
Итак, прежде всего, надлежит признать следующее: когда речь идет о Божьем провидении, то вовсе не имеется в виду, что Бог праздно наблюдает с небес за происходящим на земле. Скорее Он подобен хозяину корабля, управляющему и распоряжающемуся всем на борту. Так что Провидение — это и рука Бога, и Его очи.
Божественное провидение в определенном смысле занимает центральное место в христианской жизни. Оно дает нам уверенность в том, что Бог присутствует и действует в жизни каждого из нас. Мы находимся на Его попечении и потому можем смотреть в будущее с доверием, зная, что ничто не происходит случайно.
Мы можем молиться, зная, что Бог слышит наши молитвы и отвечает на них. Мы можем смотреть в лицо опасности, зная, что происходящее не скрыто от Него, и Он не остается безучастным.