Что означает слово прощение
Прощение
I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2) НЗ передает понятие «прощение», «прощать» греч. глаголом афиэми и сущ. афесис и харидзомай; при этом последнее слово в данном значении встречается только у Павла, а первое – в других новозаветных посланиях. В остальных случаях глагол афиэми означает «отсылать», «отпускать» ( Мф. 13:36 ), «оставлять», «покидать» ( Мк. 13:34 ; Рим. 1:27 ; Откр. 2:4 ),атакже «допускать» ( Мф. 3:15 ),«раз-вязывать»( Ин. 11:44 ), испускать» ( Мф. 27:50 ). кроме того, это слово является юридич. термином, означающим «освободить кого-либо от правовых обязательств» (ср. Мф. 18:27.32 ; 1Кор. 7:11 ). Исходя из этого слово афи-эми еще в Септуагинте, а затем и в НЗ употреблялось для обозначения понятия «прощать» ( Мф. 6:12 ; Мк. 2:7.10 ; Ин. 2:12 ). Очень редко употреблявшееся, помимо Библии, слово афесис встречается в Лк. 4 (в Синод, пер. – «освобождение» и «свобода»); Мк. 1:4 ; Мф. 26 (в Синод, пер. – «оставление»). Харид-зомаи означает прежде всего «услужить кому-либо», «подарить что-то» ( Лк. 7:21 ; Деян. 27:24 ; Рим. 8:32 ), а также «выдать (человека)» ( Деян. 25:11,16 ). То, что Павел постоянно употребляет это слово в значении «прощать» – как в отношении Бога, так и в отношении людей ( Еф. 4:32 ; Кол. 3:13 ), – очевидно, связано с тем, что глагол харидзомай имеет общий корень с сущ. жарке, «милость». Т.о., уже само это слово призвано указывать на то, что П. совершается исключит, по ⇒ милости Бога.
II. СУЩНОСТЬ ПРОЩЕНИЯ
1) П. у израильтян означало продление срока уплаты долга (⇒ Субботний год). К полному П. долгов беднякам призывал Неемия во время восстановления стен Иерусалима ( Неем. 5:9–12 ). Вопрос о П. возникает, когда человек, совершив проступок в отношении другого человека или нарушив Божью заповедь, страдает от последствий своих неверных действий и стремится к освобождению от этой вины. «Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне» ( Пс. 37:5 ). Это бремя может быть столь тяжким, что человек уже не может поверить, что получит П. Ибо ⇒вина человека необратима. Во-первых, никакой греховный, сопряж. с виной поступок нельзя обратить вспять, он навсегда входит в нашу жизнь, сопровождая человека и в вечности (ср. Откр. 14:13 ), вплоть до последнего Суда (ср. Мф. 16:27 ; Рим. 2:6 ; 1Петр. 1:17 ; Откр. 20:12 ). Из-за своих грехов человек оказывается Божьим противником: «Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» ( Исх. 20:5.6 ). Бог милосерден, но Его милосердием не смягчается и не отменяется Его неприятие греха. Об это неприятие разбились оба царства израильтян: Израильское ( 4Цар. 17:7–23 ) и Иудейское ( 4Цар. 24:20 ), ибо Господь не желал более прощать их грехи ( 4Цар. 24:3.4 );
2) именно потому, что вина греха столь тяжела и ее нельзя ни отменить, ни устранить ничем, кроме П., оно не должно и не может быть одностор. действием. П. возможно только как отношение между двумя личностями. Тот, перед кем человек провинился, прощает, т.е. объявляет через свободное и милостивое волеизъявление, что он со своей стороны не считает более соверш. проступок бременем, отягощающим взаимоотношения. Благодаря этому шагу тот, кто находился в плену своей вины, освобождается от нее – не в такой степени, чтобы она была обращена вспять и все ее последствия были устранены, но все же настолько, чтобы отношения между этими двумя личностями могли начаться заново и чтобы вторая сторона, получив П. своей вины, обрела возможность новой жизни, особенно в том случае, если прощающей стороной является Бог. Эту возможность, которую ему предоставляет Бог, человек должен использовать в полной мере ( Пс. 129:4 ; ср. Пс 50 ). Такова цель долготерпения ( Неем. 9:17 ; Ис. 55:6.7 ) и суда Божьего ( 2Пар. 7:13–14 ; Иер. 36:3 ). В конечном счете Бог простит весь Свой народ ( Ис. 33:24 ; Иер. 31:34 ; Иер. 50:20 ; ср. Иез. 16:63 );
3) в ВЗ Бог в значит, степени связал Свое П. с совершаемым через священника ⇒ очищением (111,2) ( Лев. 5:10.16.18 ), как сказано в Евр. 9:22 : «Без пролития крови не бывает прощения». Из этого следует, что П., которое Бог дарует из милосердия и любви, нисколько не умаляет Его святости и праведности;
4) вся глубина и тайна П., являющегося безвозмездным даром Божьим, открывается в НЗ. Бог не может не замечать греха, а должен реально лишить его силы и устранить. Жизнью и смертью Сына Божьего Иисуса Христа совершается окончат. ⇒ очищение (Ш,4), основа всякого, в т.ч. и ветхозаветного прощения (⇒ Жертва, IV); Он – наш ходатай перед Отцом ( Ин. 2:1 ), ходатайствующий за нас пред Богом ( Евр. 7:25 ; Рим. 8:34 ). Если Иоанн Креститель возвещал близость наступления Царства Божьего ( Мф. 3:2 ) и проповедовал крещение покаяния для П. грехов ( Мф. 3:11 ; Мк. 1:4 ), то с Иисусом это Царство реально явилось к людям ( Мф. 12:28 ). Поскольку Иисус пришел, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10:45 ),0н облечен властью прощать грехи ( Мк. 2:5.10 ; Лк. 7:48 ), однако Его противники, фарисеи, еще полностью находившиеся в плену ветхозаветных установлений, не признавали Его полномочий на это П. ( Мк. 2:6.7 ). Кровь Иисуса – кровь «нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ); во Христе «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его ( Еф. 1:7 ; Ин. 2:12 ). Поэтому Он свободно общается с мытарями и грешниками ( Мф. 9:9–13 ; ср. Мф. 21:28–32 ) и приглашает всех их к Отцу (ср. Лк. 14:23.24 ). Он просит у Своего Отца о П. даже для тех, кто распинал Его ( Лк. 23:34 ), и со Своего креста дарует прощение иудеям ( Деян. 13:38 ) и язычникам ( Деян. 10:43 ; Деян. 26:17–18 ),неся им спасение (ср. Пс. 32:1.2 ), мир и радость ( Деян. 8:39 );
5) принес. Иисусом П. грехов теперь через благовествование Его посланников, которые до этого сами получили П. (ср. Ин. 21:15–17 ; 1Тим. 1:12–16 ), должно передаваться далее ( Лк. 24:47 ), и не просто как весть, но и как реальная сила: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:23 ; ср. Иак. 5:14–16 и ⇒ Ключ, 11,4). Но эта власть никоим образом не означает полной свободы учеников прощать или не прощать кому-то грехи, она может быть использована только под непосред. Руководством Св. Духа.
III. НЕОБРАТИМОСТЬ ПРОЩЕНИЯ
1) Бог напоминает каждому человеку об обязанности прощать своих должников ( Мф. 6:12.14 ; Мк. 11:25 ; Лк. 6:37 ; Лк. 11:4 ; Еф. 4:32 ; Кол. 3:13 ), а также строго предостерегает от непримиримости: «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:15 ). Даже если брат ваш семь раз в день согрешает против вас и просит простить его, ему нельзя отказать в этом ( Лк. 17:3.4 ). Выражение «семь раз» в данном случае говорит лишь о том, что прощать можно неоднокр., и ни в коей мере не обозначает количеств, предел для П. ( Мф. 18:21.22 ). Притча о лукавом рабе ( Мф. 18:23 ) показывает, как отсутствие снисхождения к просьбе другого ( Мф. 18:28–30 ) препятствует П. собств. грехов ( Мф. 18:32–35 ). Это еще раз (см. выше, 11,1) убеждает нас в том, что вина представляет собой нечто необратимое и что ее последствия остаются и после получения П. Раб не принял даров, ему новых отношений с господином, т.к. сам был немилосерден, и потому его вина была восстановлена в полном размере, он вновь оказался в плену у нее ( Мф. 18:34 ); 2) дар П. обязывает человека быть послушным Господу, вот почему были тщетны неискренние и своекорыстные просьбы о П., с которыми обращались к Богу фараон ( Исх. 10:16–20 ) и Саул ( 1Цар. 15:24–26 ). Не может быть прощено и хуление Св. Духа ( Мк. 3:28–30 ; ⇒ Хула, 111,4). Послание к Евреям предупреждает о невозможности обновления покаянием людей, отпадших от Господа ( Евр. 6:4–6 ; Евр. 10:26.27 ; Евр. 12:15–17 ). Насколько строго Бог придерживается этих принципов, показывает слово, сказанное Господом Своему народу при заключении завета: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его, и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего; ибо имя Мое в Нем» ( Исх. 23:20.21 ). Народ Израиля сам навлек на себя суд своим непослушанием – в пустыне, в земле обетованной – вплоть до пленения – и, наконец, своим отказом принять Христа. Поэтому Павел предостерегает на примере истории своего народа: «Итак видишь благость и строгость Божью: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божьей; иначе и ты будешь отсечен» ( Рим. 11:22 ). А это означает, что верующие должны ежедневно и вовеки жить только милосердным прощением Божьим.
Значение слова прощение
Словарь Ушакова
прощ е ние, прощения, мн. нет, ср.
2. Помилование, отмена наказания за какую-нибудь вину, за какой-нибудь проступок. Просить прощения. Заслужить прощение.
Педагогический терминологический словарь
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 227)
Энциклопедия иудаизма
Возводящему клевету на ближнего нет прощения. Йом Кипур сам по себе не искупает провинность человека перед ближним, поэтому люди просят друг у друга П. за день до наступления Йом Кипур. По мнению хазал*, человеку следует простить виновного и примириться с ним. Если виновный просил П. трижды и не был прощен, то, по мнению р. Ханины, он больше не должен просить П.
П. задолженности считается равносильным возвращению долга.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Прощение не означает признания невиновности, как не означает и желания забыть о причиненной обиде, сделать вид, что ее не было, – это невозможно и неправильно. Прощение – не забвение, иначе оно было бы нарушением верности самому себе, да и просто неосторожностью. Простить значит отказаться от мести или ненависти, а иногда и от стремления судить. Это добродетель справедливости (ведь судить следует без ненависти) и милосердия.
Библия: Тематический словарь
♦ извинение человеческих грехов и недостатков
ПРОЩЕНИЕ как тема послания к Филимону:
Б. Прощение у людей
1. Примеры прощения
♦ Исав — своего брата Иакова:
♦ Иосиф — своих братьев:
♦ отец — блудного сына:
♦ Иисус — Своих врагов:
♦ Стефан — своих врагов:
♦ Павел — отпавших от него:
2. Требуется от христиан:
Мф 18:35; Лк 11:4; Еф 4:32; Кол 3:13
В. Прощение нас Богом
1. Почему прощает Бог
♦ по Своему состраданию:
♦ по Своей благодати:
♦ через пролитие крови:
♦ предвещалось ветхозаветными жертвами:
♦ исполнено кровью Христа:
Кол 1:14; Кол 2:13,14; Евр 9:14,28
♦ Иисус может прощать грехи:
3. Что происходит с нашими грехами
♦ не вспоминаются более:
♦ не существуют более:
Пс 50:3,4,7,9; Ис 44:22; Деян 3:19
4. Как мы получаем прощение
♦ исповедуя свои грехи:
♦ раскаиваясь в наших грехах:
♦ уверовав во Христа:
Лк 24:47; Деян 10:43; Деян 13:38
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG forgiveness)
прощение проступка или освобождение от него. Восстанавливает добрые отношения с Богом, другими людьми или с самим собой после греха или отчуждения.
Словарь Богословских Терминов (Майерс)
• Forgiveness
Юридическое действие Бога, состоящее в устранении обвинений против грешника вследствие того, что искупление грехов уже было совершено.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: амнистия (оф.), помилование
Ant: обвинение, непрощение
Словарь Ожегова
ПРОЩЕНИЕ, я, ср.
2. То же, что извинение (во 2 знач.).
• Прошу прощения (разг.) виноват, извините.
ПРОЩЕНИЕ
Смотреть что такое «ПРОЩЕНИЕ» в других словарях:
ПРОЩЕНИЕ — ПРОЩЕНИЕ отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб. Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в… … Философская энциклопедия
прощение — Извинение, помилование, милость, пощада, пардон, амнистия. Ср … Словарь синонимов
ПРОЩЕНИЕ — ПРОЩЕНИЕ, прощения, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. простить в 1 и 2 знач. прощать (книжн.). Прощение грехов. Прощение обид. Прощение долга. 2. Помилование, отмена наказания за какую нибудь вину, за какой нибудь проступок. Просить прощения.… … Толковый словарь Ушакова
Прощение — Прощение ♦ Pardon Прощение не означает признания невиновности, как не означает и желания забыть о причиненной обиде, сделать вид, что ее не было, – это невозможно и неправильно. Прощение – не забвение, иначе оно было бы нарушением верности… … Философский словарь Спонвиля
прощение — ПРОЩЕНИЕ, извинение, устар. отпущение ПОВИННЫЙ, извинительный ПРОЩАТЬ/ПРОСТИТЬ, извинять/извинить, миловать/помиловать ИзвинЯтьсЯ/извинитьсЯ, устар. виниться/повиниться … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ПРОЩЕНИЕ — «ПРОЩЕНИЕ», Россия Украина, ЮПИТЕР 4, 1992, цв., 110 мин. Мелодрама. Юная пара, не желая того, оказывается перед фактом рождения ребенка. Им предлагают продать его богатой бездетной семье. Обманутая возлюбленным, мать соглашается, но при родах… … Энциклопедия кино
ПРОЩЕНИЕ — Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. Евангелие от Луки, 6, 37 Легче простить врага, чем друга. Уильям Блейк Святое Писание велит нам прощать врагов, но о друзьях там ничего такого не… … Сводная энциклопедия афоризмов
прощение — извинение человеческих грехов и недостатков А.Темы в Библии ПРОЩЕНИЕ как тема послания к Филимону: Флм 17 Б. Прощение у людей 1. Примеры прощения Исав своего брата Иакова: Быт 33:4 Иосиф своих братьев: Быт 50:15 21 отец блудного сына: Лк 15:17 24 … Библия: Тематический словарь
Прощение — избавление от горечи и обид на кого бы то ни было и обретение собственной свободы и от зла и всего дурного в себе. Прощение всегда связывают с чудесным исцелением от тягостного сознания своего несовершенства, от чувства вины перед тем, кому хотел … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПРОЩЕНИЕ — Сон, в котором у вас слезно просит прощения блудный муж, предвещает напрасные хлопоты, ваше опасение окажется напрасным и все обернется к лучшему. Если просят прощение дети – это благоприятный знак, ваш авторитет возрастет и вам поручат… … Сонник Мельникова
Что означает прощение?
В Евангелии есть такие слова:
Похожие вопросы
3 Ответа
Когда Поместные Церкви в ссоре, то наступление мира между ними определяется восстановлением общения, в частности евхаристического общения.
Да, прощение это восстановление общения. Иначе получается, что кто-то из поссорившихся в сердце не простил.
Покаяние, это акт примирения. Например, через покаяние мы находим мир Богом.
Но когда нет покаяния, то не нужно держать зла на обидчика. Как и Бог не имеет зла на нас, поливая дождём добрых и злых. Поливая дождём злых, он просто не откликается на их сетования.
Благодарю за ответ. Правильно ли я понял, что прощение (как восстановление добрых отношений) возможно только при условии покаяния обидчика, а не держать зла — нужно без всяких условий?
Холодность в отношениях вызывает желание разобраться в их причинах. Это требует переосмысления поступков и времени.
Не держать зла, это — здороваться, открыть дверь, помочь в мелочах, исполнять договорённости, что были до ссоры. Тем самым не сжигаются мосты, по которым можно наладить отношения, что должно быть нашей личной праведной целью.
Отказ от разговора и общения, (например при необходимости используя «ой, секунду, сейчас подойду», или «мама написала, извините»), даёт пищу для размышлений, ставит обидчика в тупик, при наличии одновременной искренней вежливости и учтивости с вашей стороны.
Это требует времени, но в результате я несколько раз возвращал отношения.
Мне кажется, связь прощения и покаяния в приведенных словах Христа не в том, что для прощения обязательно покаяние, прощение может быть и без покаяния обидчика. Но вот если есть покаяние, прощение должно быть обязательно.
И стоит отметить, что Лопухин в своем толковании на эти стихи Евангелия фиксирует внимание именно на начале: «Наблюдайте за собою». Он говорит, что тут Господь указывает на опасность показать другим пример своим бесчувствием, если «не обнаруживать прощающей любви в отношении к согрешающему брату». То есть важно видеть, прощаем ли мы, когда нас просят о прощении, способны ли многократно прощать тем, кто, вопреки извинениям, снова обижает нас, и снова просит прощения. Ибо, глядя на нас, и другие устанавливают себе рамки дозволенного.
А восстанавливать или нет общение – это уже вопрос нравственного совершенства.
В самом упрощенном смысле, прощение – это именно нежелание зла, отказ от мщения и возмездия, от гнева, ненависти, чувства оскорбленности и обиженности.
И в таком понимании прощение не подразумевает под собой обязательное восстановление общения с обидчиком. Тут важно именно не вспоминать согрешения, не пестовать в себе чувство обиды, а в идеале – молиться за обидчиков.
Последствия обиды могут быть такими, что даже при условии покаяния виновника, устранить их и начать общение заново в той же степени близости для обиженного человека предельно сложно или даже невозможно. И восстанавливать или нет полноценные отношения в таком случае – это решение человека, которое он свободно принимает, исходя из своей готовности, нравственной зрелости и т.д.
А также важно, покаялся ли обидчик, желает ли он сам здоровых отношений. Если обратиться к толкованию, данному блж. Феофилактом Болгарским, то он говорит, что тот, кто не выслушал твою обиду и не покаялся, будет тебе как мытарь и язычник, а не брат. То есть простить (не желать зла) должно и врага. Но делать его братом (восстанавливать общение) – не надо. Но тут именно о тех, кто не покаялся, кто упорствует в грехе.
Если же речь идет о прощении попросившего его простить, то всего лишь нежелания зла с ограничением общения тут будет явно недостаточно. Ведь даже если понимать прощение лишь как отсутствие наказания, это означает, что отторжение человека (как вид наказания) недопустимо.
«Однако с позиции нравственного совершенства «недостаточно не мстить (это было в Ветхом Завете) – будем делать все для обидевших нас, как для искренних друзей, как для самих себя. Мы подражатели Того, Который после распятия употреблял все меры для (спасения) распявших» (свт.Иоанн Златоуст).
А если человеку по милости Божией удается полностью стереть в своей душе память об обиде, то вообще ничто не будет препятствовать восстановлению отношений.
То есть для нравственного совершенства недостаточно прощения как отсутствия наказания или желания возмездия. Необходимо еще и присовокупить любовь к ближнему и милость. А значит, полноценное прощение подразумевает и примирение, восстановление полноценного общения.
То есть целесообразно воспринимать прощение как процесс духовной работы, в котором можно выделить определенные степени с позиции нравственного совершенства или, может быть, полноты прощения.
Значение слова «прощение»
1. Действие по глаг. простить—прощать (в 1 и 2 знач.). Для этого прекрасного создания было какое-то бесконечное наслаждение прощать и миловать; как будто в самом процессе прощения Алеши она находила какую-то особенную, утонченную прелесть. Достоевский, Униженные и оскорбленные. Я узнал всю ее жизнь, я был ее судьею, и я простил ей все, что, по мнению людей, нуждается в прощении. Гаршин, Надежда Николаевна.
2. Милость к провинившемуся, снисходительность к вине; помилование. Просить прощения. □ [Гарнизонные солдаты] подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение. Пушкин, Капитанская дочка. — Прости, прости, Фома! забудь. — повторял дядя умоляющим голосом. — «Прости!» Но к чему вам мое прощение? Достоевский, Село Степанчиково.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Согласно свидетельствам древних, один из древнегреческих Семи мудрецов, Питтак, когда к нему привели убийцу его сына, отпустил его со словами «Лучше простить, чем раскаяться». По версии Гераклита, это Алкея он отпустил со словами: «Лучше простить, чем мстить».
«Ведь делать ошибки — неизбежно, но не легко заслужить прощение у людей», — отмечал Демокрит.
В Библии в Новом Завете — в Евангелии см. Молитву Господнюю (Отче наш), а также в Послании к Ефесянам: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).
Прощение долга в современном ГК РФ является одним из способов прекращения обязательств.
Прощение в психотерапевтическом смысле — это не оправдание обидчика, а “способность отпустить навязчивые размышление об хищническом поведении обидчика, а также желания какой-либо формы возмездия”.
ПРОЩЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. простить в 1 и 2 знач. — прощать (книжн.). П. грехов. П. обид. П. долга. 2. Помилование, отмена наказания за какую-н. вину, за какой-н. проступок. Просить прощения. Заслужить п. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
проще́ние
1. действие по значению гл. прощать, простить
2. результат такого действия; помилование, отмена наказания за какую-либо вину, за какой-либо поступок ◆ Обещал им полное прощение, говорил о родине и сам верил. Ю.Н. Тынянов, «Смерть Вазир-Мухтара», 1928 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова исторгаться (глагол), исторгается: