Что означает слово пророк

Пророк

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Греч. слово профетес, которым в НЗ передается понятие пророк», означает «глашатай», «вещатель», причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. в евр. яз. словом нави (возможно, «вещатель», «глашатай», но скорее всего «призванный») иногда встречаются слова роэ (в Синод. пер. – «прозорливец», 1Цар. 9:9 ; 1Пар. 9:22 ; 1Пар. 29:29 ), хозэ (в Синод, пер. – «прозорливец», 2Цар. 24:11 ; «провидец», Ам. 7:12 ; оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто «человек Божий» ( 1Цар. 2:27 ; 3Цар. 12:22 ). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророч. служения.

II. ПРОРОК В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) вряд ли можно говорить о едином образе П. в ВЗ. В истории Израиля П. должен был возвещать народу Божью волю, «ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам. 3:7 ).П. надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его. Переломным моментом в истории про-роч. служения стало вавил. пленение. После него П. (Аггей, Захария, Малахия) больше говорили о новых спасит. деяниях Бога, хотя в их пророчествах присутствовали и слова о суде; перед пленом же П. редко обращались к народу со словами ободрения. Можно выделить несколько основных причин, побуждавших Бога направлять в мир Своих посланников. Это: а) искажение веры в Бога Израиля и смешение ее с чуждыми культами (см., напр., Иез. 8:6 ); б) утрата израильтянами веры в своего Господа, когда это было связано с событиями политич. жизни (напр., Ис. 7:1–9 ); в) отступление от Божьих заповедей, касающихся отношений к бедным ( Ис. 5:8 ; Мих. 2:1 ). По поручению Господа П. предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля ( Иер. 3:7 ; Иер. 4:1–4 ; Иоил. 2:12 ). Они грозили Божьим судом в случае непослушания ( Ам. 4:6–13 ). Т.о., П. – это люди, которые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой – знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. П. – это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через которую Бог общается с ним. В пророч. служении отразилось ⇒ избрание Израиля, его особая роль среди других народов. Предназначение П. заключается именно в том, чтобы вновь и вновь – в словах милости и в словах гнева – высвечивать особую миссию Израиля как народа Божьего;

2) к числу П. относятся авторы пророч. книг (от Исаии до Малахии) и целый ряд др. ветхозаветных П.: ⇒ Авраам ( Быт. 20:7 ), ⇒ Моисей ( Втор. 18:15–18 ; Втор. 34:10 ), ⇒ Аарон ( Исх. 7:1 ), ⇒ Самуил ( 1Цар. 3:20 ), ⇒ Гад ( 1Цар. 22:5 ), ⇒ Нафан ( 2Цар. 7:2 ), ⇒ Ахия ( 3Цар. 11:29 ), ⇒ Самей ( 3Цар. 12:22 ), ⇒ Иуй ( 3Цар. 16:7 ; 2Пар. 19:2 ), ⇒ Илия и ⇒ Елисей, ⇒ Михей ( 3Цар. 22:9 ), а также ⇒ Иоанн Креститель ( Мф. 3:7–11 ; ср. Мф. 11:13 ). Упоминаются по именам и пророчицы: ⇒ Мариамь ( Исх. 15:20 ), ⇒ Девора ( Суд. 4:4 ), ⇒ Алдама ( 4Цар. 22:14 ) (⇒ Олдана) и ⇒ Анна ( Лк. 2:36 ); в Ис. 8под словом «пророчица» подразумевается жена Исаии. См. также хронол. таблицы в приложении;

3) известно, что во времена Самуила ( 1Цар. 10:5.10 ; 1Цар. 19:20 ), Илии ( 4Цар. 2:3.5.15 ) и Елисея ( 4Цар. 4:38–41 ; 4Цар. 6:1 ) существовали т.наз.»школы П.» – служение и тесное общение нескольких пророков. Несколько таких групп, очевидно, объединялись вокруг Самуила ( 1Цар. 19:20.24 ) или Елисея ( 4Цар. 4:38 ), которые, по кр. мере в отдельные периоды, руководили ими. Через одного из таких «сынов пророческих» ( 3Цар. 20:35 ) Господь говорил с Ахавом; но во многих случаях такое «пророчество», хотя и исходило от изливавшегося на П. Духа Божьего, видимо, все же не бьио прямым и ясным ( 1Цар. 10:10 ; 1Цар. 19:20–24 );

Сам Бог направлял и наставлял его во всем, в т.ч. и в вопросах личной жизни. Так, Он предписал Осии и Исаии вступить в брак, дал имена их детям ( Ос. 1 ; Ис. 8:1–4 ). Если полученное от Бога поручение противоречило собств. устремлениям П., это могло вызвать в его душе острый внутр. конфликт ( Иер. 20:7 ; Ос. 1 ). Для народа Израиля П. – это полномочный посланник Бога. Поскольку служение П. – это служение стража ( Иез. 3:17 ; Иез. 33:7 ), а его слово – это предостережение от греха, обличение греха ( Ис. 1:2 ; Иер. 7 ; Ос. 4:1 ) и возвещение суда ( Ис. 5:1 ; Ам. 2:4 ), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким ( Иер. 1:17 ). В результате П. живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения П. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть офиц. должностью, – а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные ист. периоды Бог воздвигал для Своего народа нового П.

III. ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) слова П. всегда строго связаны с теми историч. моментами, в контексте которых они произносятся (см. Агг). Это нисколько не умаляет их актуальности для нашего времени, но не позволяет утверждать, что все П. возвещали одну и ту же весть. Каждый П. должен передать людям врученное ему Богом особое послание. Тем не менее существует несколько центральных понятий, вокруг которых кристаллизуется пророч. слово;

2) дабы указать на имеющиеся у них полномочия говорить от имени Бога, П. нередко начинали свою речь словами «так говорит Господь» еяр.неум яхве, «речение Яхве»; Ис. 1:24 ; Иер. 29 идр.;

3) во многих случаях весть П. – это призыв к ⇒ обращению от греха и к послушанию Богу ( Иез. 3:19 ). С призывом к обращению связана и угроза суда. Только послушание и обращение позволяют Израилю избежать Божьего гнева. Орудием суда Божьего могут быть язычники: ассирийцы, вавилоняне или соседние с Израилем народы ( Ис. 7:1 ; Ис. 9:8 ; Иер. 21:4 ; Иер. 28 ). Ист. катастрофы – это не что иное, как исполнение Божьего суда над Его народом. Задача П. состоит в том, чтобы раскрыть духовную сторону этих событий ( Иер. 27:12 ; ср., однако, Ис. 44 – Ис. 45:7 );

4) пророч. слово обращено к будущему. Оно всегда говорит о Божьих деяниях, совершаемых Господом для Его народа и через Его народ. Несмотря на грехи людей. Бог хранит верность Своему народу и избавляет его от греха Своим новым творением. Поэтому в пророч. речах все более явственное звучание приобретает весть о Том, Кто положит новое начало всему, о Мессии (⇒ Остаток; ср. ниже, 111,8). Так П. становятся живым доказат-вом верности Бога и предвестниками событий, связанных с приходом Мессии;

5) Божье послание может быть передано по-разному: через краткий призыв, через песнь ( Ис. 5:1 ) или произнесенную речь ( Иер. 7:1 ); слово Бога может быть передано прямо ( Ам. 7:16 ; Агг. 2:2 ) или через символич. действие ( Ис. 20 ; Иер. 28 ; Иер. 32 ). Нередко П. получают Божье откровение в видениях, но чаще передаваемая Богом весть излагается после вступит, слов П.: «И было ко мне слово Господа. »; сведений же о способе восприятия откровения в Библии нет (⇒ Пророчество, II). Письм. изложение всегда вторично ( Иер. 36 ), оно лишь «протоколирует» действия пророка;

6) в пророч. слове явной становится и «всеобщность» Бога. Слово П. обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд. Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;

7) пророч. слово требует от людей веры и вынуждает их к принятию решения. Это явствует из противопоставления лжепророков и П. истинных ( Иер. 28 ). Нет внешних признаков, по которым можно отличить верное слово от ложного. Верное пророчество подтверждается исполнением ( Иер. 28:9 ), а ложное раскрывается разоблачением ( Втор. 18:22 );

8) пророч. слово, независимо от времени, когда оно было сказано, указывает на Божье новое начало, на Иисуса Христа ( Ис. 9:6 ; Ис. 11:1 ; Ис. 53 ; Иер. 23:5 ; Зах. 9:9 ). Т.о., так или иначе все П. говорили об одном – о Божьем Новом Завете ( Иер. 32:32 ).

IV. НОВОЗАВЕТНЫЕ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ

НЗ видит в Иисусе окончат. исполнение пророч. слова, завершение Божьего откровения, для передачи которого и призваны П. ( Евр. 1:1 ). Евангелисты расценивали события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, как исполнение слов П. ( Мф. 2:5 ; Мф. 3:3 ; Мф. 21:4 ; Рим. 14:9–11 ). В 1Петр. 1:10–12 новозаветный взгляд на П. представлен наиб. полно. Иисус предстает здесь как некогда сокровенная, а теперь явленная миру Личность, о Которой провозвещали все П.

V. ПРОРОКИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Пророч. служение существует и в НЗ. Как церк. служители, новозаветные П. упоминаются сразу вслед за апостолами 1Кор. 12:28 ; Еф. 4:11 ), вместе с к-ры-ми (ср. 1Кор. 14:37 ; 2Петр. 3:2 ) они составляют основу Церкви ( Еф. 2:20 ; Еф. 3:5 ). Как в ВЗ слово П. служило дополнением к Закону ( 4Цар. 17:13 ), так и в НЗ учение апостолов ( Деян. 2:42 ; ср. ⇒Евангелие от Матфея, 1,2) дополняется посылаемым через П. откровением Божьей воли, которое касается либо данного момента ( Деян. 21:10–14 ), либо будущих событий ( Деян. 11:28 ). Целью пророч. служения всегда было укрепление Церкви ( Деян. 15:32 ), достижение ею совершенства ( Еф. 4:11–16 ).

Источник

Значение слова пророк

Словарь Ушакова

прор о к, пророка, муж.

Фразеологический словарь русского языка

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Православие. Словарь-справочник

1. Человек, предсказывающий будущее.

2. Лицо, возвещающее людям слово назидания, увещания и утешения по особому внушению Святого Духа (см. 1 Кор. 14, 3).

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

По воззрениям различных религий, провозвестник и истолкователь воли богов; предсказатель будущего.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

В Писании упомянуты по именам следующие пророки:

Авдий (не назван пророком),

Агей ( Езд.5:1 ; Агг.1:1 ),

Адда ( 2Пар.12:15 ; 2Пар.13:22 ),

Азария ( 2Пар.15:1 ) (не назван пророком),

Амос ( Ам.7:14 ) («не пророк и не сын пророка»),

Ананий ( 2Пар.16:7 ) (прозорливец),

Анания ( Иер.28:1 ) (лжепророк),

Асаф ( 2Пар.29:30 ) (прозорливец),

Ахав ( Иер.29:21 ) (лжепророк),

Вариисус ( Деян.13:6 ) (лжепророк),

Варнава ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Давид (не назван пророком),

Елдад ( Чис.11:26 ) (не назван пророком),

Елиезер ( 2Пар.20:37 ) (не назван пророком),

Еман ( 1Пар.25:5 ) (прозорливец),

Енох ( Иуд.1:14 ) (не назван пророком),

Идифун ( 2Пар.35:15 ) (прозорливец),

Иезекииль (священник — Иез.1:3 ),

Иеремия ( Иер.28:5 ; Мат.2:17 ) (из священников — Иер.1:1 ),

Ииуй ( 2Пар.19:2 ) или Иуй ( 3Цар.16:12 ),

Иозиил ( 2Пар.20:14 ) (левит, пророком не назван),

Иоиль ( 2Пар.9:29 ) (прозорливец),

Иона ( 4Цар.14:25 ; Мат.12:39 ),

Исаия ( 4Цар.20:1 ; Мат.3:3 ),

Луций ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Малахия (пророком не назван),

Манаил ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Михей ( Иер.26:18 ; Мих.1:1 ) (пророком не назван),

Модад ( Чис.11:26 ) (пророком не назван),

Моисей ( Втор.18:15 ; Втор.34:10 ),

Наум (пророком не назван),

Осия (пророком не назван),

Савл ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Самуил ( 1Цар.3:20 ; Деян.13:20 ),

Саул ( 1Цар.10:11 ) («во пророках», см. пророчествовать),

Седекия ( Иер.29:21 ) (лжепророк),

Симеон ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Софония (пророком не назван),

Урия ( Иер.26:20 ) (пророком не назван),

Хозай ( 2Пар.33:19 ) (пророком не назван),

Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:

пророк ( Чис.12:6 ) ( Суд.6:8 ) ( 2Пар.25:15 ),

некоторые пророки ( Деян.13:1 ),

прочие пророки ( Неем.6:14 ) (лжепророки),

человек Божий ( 1Цар.2:27 ) ( 3Цар.13:1 ) ( 3Цар.20:28 ) ( 2Пар.25:7 ),

50 сынов пророческих ( 4Цар.2:7 ),

100 пророков ( 3Цар.18:13 ),

400 пророков ( 2Пар.18:5 ) (лжепророки),

сонм пророков ( 1Цар.10:5 ),

весь израильский народ (патриархи) ( 1Пар.16:22 ).

Пророками также названы в 3Цар.18:19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).

В Библии, в четвертом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шестнадцати пророков, которые делятся на «больших» (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и «малых» (остальные). Когда говорится «закон и пророки» ( Мат.22:40 ; Рим.3:21 ), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества — до Иоанна ( Мат.11:13 ), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе.

Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).

Православный энциклопедический словарь

провозвестник воли Божией.

Православная энциклопедия

человек, по особому внушению Святого Духа умеющий предсказывать будущее и говорить людям слова назидания, утешения и увещевания.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Тот, кто говорит вместо или прежде кого-то. Желание пророчествовать сродни болезни, однако верующие видят в нем чудо. «Надо признать, что у пророков самая неблагодарная работа», – пишет Вольтер. Ведь успех пророчества более чем зыбок. И, если человек говорит от имени Бога, как разобраться, кто перед нами – пророк или сумасшедший? Провидец или фанатик? И как узнать, правду ли он говорит? «Пророчество – трудное искусство, – много позже заметил Вуди Аллен, – особенно когда оно касается будущего». Не лучше ли заняться настоящим? И вместо того, чтобы пророчествовать о будущем, готовить его?

Библия: Тематический словарь

А. Прокомментированные темы

1. ПРОРОКИ как тема:

2. ИСПОЛНЕНИЕ как тема:

Евангелия от Матфея:

Б. Как становились пророками

непосредственный призыв Бога:

Ис 6:8; Иер 1:4,5; Ам 7:14,15

1Цар 10:6,9-11; 1Цар 19:23,24

поставление другим пророком:

присоединение к группе пророков:

4Цар 2:3,5,7; 4Цар 6:1-4

В. Что совершали пророки

1. Передавали послания от Бога людям

они утверждали: «Так говорит Господь»:

2. Были стражами над людьми:

Иер 6:16,17; Иез 3:16-21

3. Обличали грехи царей:

2Цар 12:1-12; 3Цар 18:18,19

4. Объявляли суд над людьми:

3Цар 21:20–24; Ис 2:6-21; Иер 4:5-18

5. Предсказывали будущее:

3Цар 17:1; Деян 11:28

Ис 65:17–25; Иоил 2:28–32; Мих 5:2–5; Лк 24:25-27

6. Призывали людей к покаянию:

4Цар 17:13; Иер 18:11; Ам 5:4–6,14,15

7. Подавали надежду людям:

Иер 23:3–8; Ам 9:11–15; Соф 3:9-17

Дан 2:17–45; Дан 3:9-28

9. Записывали послания Божии:

Иер 30:2; Авв 2:2; Откр 1:11,19

Г. Способы определить истинного пророка

исполнение пророчеств в полноте:

Втор 18:21,22; Иер 28:1-17

соответствие пророчеств Слову Божию:

Втор 13:1–3; 3Цар 22:17–28,37; 1Ин 4:1-3

ведение пророком богобоязненной жизни:

Иер 23:9-18; 2Пет 2:1–3,13-18

Д. Отношение к пророкам

2Пар 36:16; Деян 7:52

иногда бросали в темницы:

2Пар 18:25,26; Иер 37:15,16

3Цар 19:10; Мф 21:35,36; 1Фес 2:15

Е. Иисус Христос — последний пророк Божий

исполнил Божие обетование о пророке:

Втор 18:15,18; Деян 3:21–23; Деян 7:37

исполнил все пророчества Ветхого Завета:

Мф 5:17; 2Кор 1:20; 1Пет 1:10,11

называл себя пророком:

учил Словам Божиим:

Ин 7:16; Ин 12:49,50; Евр 1:1,2

Он — Слово Божие во плоти:

Ж. Пророки в Новозаветной церкви

Деян 11:28; Деян 21:10

двенадцать человек в Ефесе:

1Кор 13:2; 1Фес 4:13-17

2. Пророческий дар — дар Духа

упомянут Петром в день Пятидесятницы:

1Кор 12:10; 1Кор 14:1; Еф 4:11

отличен от дара учительства:

Деян 13:1; 1Кор 12:28; Еф 4:11

3. Функции пророков в церкви

служили основанием церкви:

их дар предпочтителен говорению на языках:

послание должно назидать церковь:

послание должно дойти до неверующих:

послание должно испытываться другими пророками:

1Кор 14:29–32; 1Фес 5:19,20; 1Ин 4:1

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG prophet)

тот, кто обращается от имени Бога к народу Бога. Наиболее известны еврейские пророки, чьи писания содержатся в Ветхом Завете.

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

Prophet

Посредник между Богом и людьми, который принимал прямое откровение от Бога и открывал Божью волю людям.

Словарь Ожегова

ПРОРОК, а, м.

1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории прошедшее, настоящее и будущее. Книги пророков (излагаемые в Библии). П. Илья. П. Иоанн Предтеча (торжественно провозгласивший пришествие Иисуса Христа).

2. перен. Тот, кто пророчит, предсказывает чтон.

Нет пророка в своём отечестве (книжн.) о верных суждениях, уме, к-рые у себя, среди своих часто оказываются не оценены [по евангельскому сказанию, передающему слова Иисуса Христа о том, что не почитать пророка могут разве что только в своём доме или в своём отечестве].

| ж. пророчица, ы (устар. и ко 2 знач. ирон.).

| прил. пророческий, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Литература. Knobel, «Der Prophetismus der Hebräer» (1837); Kö ster, «D. Propheten d. A. u. N. Test.» (1838); Tholuck, «D. Propheten und ihre Weissagungen» (2 изд., 1860); Ewald, «D. Propheten d. A. Bundes» (2 изд., 1867); Robertson Smith, «The prophets of Israel» (1882); А. Лопухин, «Библейская история при свете новейших исследований и открытий» (СПб., 1892—95).

Источник

ПРОРОК

Смотреть что такое «ПРОРОК» в других словарях:

«Пророк» — «ПРОРОК», одно из последних и наиболее значит. стих. Л. (1841), завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорич. изображение поэта гражданина в образе пророка характерно для декабрист. поэзии (Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер). Та же метафора… … Лермонтовская энциклопедия

пророк — См … Словарь синонимов

Пророк — Пророк ♦ Prophète Тот, кто говорит вместо или прежде кого то. Желание пророчествовать сродни болезни, однако верующие видят в нем чудо. «Надо признать, что у пророков самая неблагодарная работа», – пишет Вольтер. Ведь успех пророчества более … Философский словарь Спонвиля

ПРОРОК — ПРОРОК, пророка, муж. 1. По воззрениям различных религий провозвестник и истолкователь воли богов, божества (книжн.). Ветхозаветные пророки. «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока.»… … Толковый словарь Ушакова

ПРОРОК — и пр. см. прорекать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ПРОРОК — англ. prophet; нем. Weissager/Prophet. 1. Прорицатель, говорящий от имени Бога и предсказывающий будущее, вдохновленный божеством. 2. Харизматический лидер. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

пророк — прор’ок глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (срн. Исх.7:1 2). Священное Писание пророком называет и Авраама… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

пророк — прор’ок глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (·срн. Исх.7:1 2). Священное Писание пророком называет и Авраама… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Пророк — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

Источник

ПРОРОК

Проро́к (гр. προφήτης, лат. propheta), сонм ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. Пророк – это лицо, говорящее от имени Бога, сообщающий народу Божий слова; эти слова могут быть как пророчеством в узком смысле, т.е. предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением. В Св. Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, т.е. пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе. Как говорится в Книге пророка Амоса, “Господь Бог сказал – кто не будет пророчествовать?” (Ам. 3,8).

Христос (равно как затем и апостолы) постоянно ссылается в Своей проповеди на “закон и пророков”, показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община “чад Божиих”. Об этом говорит апостол Петр в день Пятидесятницы, приводя слова пророка Иоиля: “И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать” (Деян. 2, 18).

Почитание ветхозаветных пророков как христианских святых возникает в древней церкви чрезвычайно рано, являясь, видимо, продолжением и переосмыслением культа пророков в ветхозаветной религии. Со временем в восточной церкви (в отличие от западной) появляются празднования ветхозаветным святым, в православном календаре память всех ветхозаветных святых (включая пророков) празднуется в неделю перед Рождеством Христовым, и вместе с тем в отдельные дни чествуются отдельные пророки: Самуил, Иоад, Илия и Елисей, шестнадцать пророков, оставивших писания. По свидетельству св. Кирилла Иерусалимского (+ 386 г.), уже в древней литургии в ходатайственной молитве после совершения Евхаристии среди святых назывались и ветхозаветные пророки (как это имеет место и в современных литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого). В православной традиции в честь ветхозаветных пророков вынимается на проскомидии вторая частица из “девятичинной” просфоры – в честь “Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея; святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков”.

Источник

ПРОРОК

пророк м. 1) а) Провозвестник и истолкователь воли Бога, богов (по воззрениям различных религий). б) перен. Тот, кто имеет непререкаемый авторитет в чем-л. 2) Предсказатель будущего.

пророк
м.
prophet
нет пророка в своём отечестве — no man is a prophet in his own country

Пророк — библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божией — как в Ветхом, так и в Новом Завете. Еврейское название пророка нави означает «провозвестника, объявляющего чью-либо волю», а перев. греческое προφήτης — того, кто говорит от лица кого-либо, в данном случае — Бога. В дальнейшем значении — пророк это человек, предвидящий (через особые откровения свыше) и предсказывающий будущее. Патриархи были в то же время пророками или провозвестниками воли Божией, и таковыми ясно называются Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и др. ветхие праведники. С течением времени пророчество делается исключительной принадлежностью или даже должностью особого класса людей, которые составляют собой своего рода общества, или так называемые «сонмы». Особое развитие пророчество в этом смысле получает со времен пророка и судьи Самуила, который дал стройную организацию пророческим сонмам, или школам, сделав их источником нравственно-просветительного воздействия на народ. Эти сонмы представляли собой общины, которые состояли из учителей, или отцов, и учеников, имели все общее, жили в строжайшей религиозно-нравственной дисциплине и совершали торжественные процессии, сопровождая их пением и музыкой. Из этих общин или школ вышли непреклонные хранители и ревнители завета, бесстрашные обличители идолопоклонства — закаленные мужи, которые не боялись говорить правду в лицо царям и потому хотя большей частью заканчивали жизнь мученической смертью, однако, по временам пользовались огромным влиянием и уважением, заставлявшим и гордых царей прибегать к ним за советом в трудные дни. Со времен Самуила пророки идут непрерывной чередой почти через всю ветхозаветную историю; но наивысшего развития пророчество как общественная сила достигло во времена знаменитых пророков Илии и Елисея, когда сонмы или школы их насчитывали сотни преданных учеников и когда учителя или главы их оказывали огромное влияние не только на общественную жизнь своего народа, но и далеко за пределами своей страны (например Елисей, Иона и др.). В пророческих школах производилось правильное религиозно-нравственное воспитание, к которому примыкали и такие образовательные предметы, как пение, музыка, письменность, счисление и пр. Впоследствии из этих школ выходили пророки-писатели, которые оставили после себя богатую литературу, изумляющую силой и красотой восторженного слова. Из пророческой литературы составились пророческие книги — из которых четыре принадлежат великим пророкам Исайе, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу и двенадцать малым пророкам — Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софонии, Аггею, Захарии и Малахии (см.). И. Христос ставил их рядом с законом Моисея. «Закон и пророки» — сделалось типическим выражением для обозначения всей сущности Ветхого Завета. С наступлением эпохи Нового Завета пророчество потеряло свое первоначальное значение, и хотя есть известия о нескольких пророках, но это уже слабые отголоски минувшего величия. Среди 27 книг новозаветного канона пророческий характер имеет только одна — Апокалипсис, или Откровение Иоанна. Литература. Knobel, «Der Prophetismus der Hebräer» (1837); Kö ster, «D. Propheten d. A. u. N. Test.» (1838); Tholuck, «D. Propheten und ihre Weissagungen» (2 изд., 1860); Ewald, «D. Propheten d. A. Bundes» (2 изд., 1867); Robertson Smith, «The prophets of Israel» (1882); А. Лопухин, «Библейская история при свете новейших исследований и открытий» (СПб., 1892—95). А. Л.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *