Что означает слово присно в молитве
Значение слова «присно»
ПРИ́СНО, нареч. ( обычно в сочетании со словом „ныне“: ныне и присно). Устар. Всегда. — Для меня лично вы всегда, ныне и присно — негодяй! Сергеев-Ценский, Валя.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Присно — деревня в Ветковском районе Гомельской области.
Присно 1 — деревня в Могилёвском районе Могилёвской области.
Присно 2 — деревня в Могилёвском районе Могилёвской области.
ПРИ’СНО, нареч. [церк.-слав.] (книжн.-церк.). Всегда.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
при́сно (наречие)
1. церк.-слав. высок. то же, что всегда ◆ «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков», — смиренно и певуче ответил старичок священник, продолжая перебирать что-то на аналое. Лев Толстой, «Анна Каренина»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова пепиньерка (существительное):
Синонимы к слову «присно»
Предложения со словом «присно»
Цитаты из русской классики со словом «присно»
Понятия, связанные со словом «присно»
Афоризмы русских писателей со словом «присно»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «присно»
Безначальнаго онаго и тихаго места, идеже несть печали, ни воздыхания, достигнути, Преподобие, желая, не дал еси себе зде покоя нимало, но присно день и нощь в делах всяких и жестоком житии трудолюбца подвизаяся пребываеши, тем желаемаго получил уже, Ипате.
Труд ваш не долог, а воздаяние вечно; злострадание коротко, а радование присно; тягота привременна, а упокоение бесконечно.
Но высшей формой мысли является мышление жизни вечной, присно помнящей, досконально знающей условия продолжения этой вечной жизни, а поэтому постоянно нарождающей причастность этой вечной жизни из себя, из ничего (ex nihil).
Что такое присно в молитве
Что такое присно в молитве
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Крепкий — сильный; Безсмертный — неумирающий, вечный.
Эту молитву мы читаем три раза в честь трех Лиц Святой Троицы. Эту молитву называют «Трисвятое», или «Ангельская песнь». Христиане стали употреблять эту молитву после 400 года, когда сильное землетрясение в Константинополе разрушило дома и селения и народ вместе с императором Феодосием II обратился к Богу с молитвой. Во время молебна один благочестивый отрок на виду у всех был поднят невидимой силой на небо, а потом невредимым опять опущен на землю. Он рассказал, что слышал на небе пение Ангелов: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный. Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил: помилуй нас, и землетрясение прекратилось. В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы — Бога Отца; Крепким — Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Бог Отец, хотя по человечеству Он страдал и умер; Бессмертным — Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем тварям дает жизнь и бессмертную жизнь людям. Так как в этой молитве слово святый повторяется три раза, то она и называется «Трисвятое».
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слава — хвала; ныне — теперь; присно — всегда; во веки веков — вечно, или в бесконечные веки.
В этой молитве мы ничего не просим у Бога, только славим Его, явившегося людям в трех Лицах: Отца, и Сына, и Святого Духа, Которым теперь и вечно принадлежит одинаковая честь прославления.
Перевод: Хвала Отцу, и Сыну, и Святому Духу, теперь, всегда и вечно. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Пресвятая — в высшей степени святая; Троице — Троица, три Лица Божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; грехи и беззакония — дела наши, противные воле Божией; посети — приди; исцели — излечи; немощи — слабости, грехи; имене Твоего ради — для прославления имени Твоего.
Перевод: Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи (Отче), прости нам грехи наши; Владыко (Сын Божий), прости беззакония наши; Святый (Дух), посети нас и исцели наши болезни, для прославления имени Твоего.
Господи, помилуй. (Трижды)
Помилуй — будь милостив, прости.
Это древнейшая и общая у всех христиан молитва. Мы ее произносим, когда вспоминаем наши грехи. Во славу Святой Троицы эту молитву мы произносим три раза. Двенадцать раз мы произносим эту молитву, испрашивая у Бога благословение на каждый час дня и ночи. Сорок раз — для освящения всей нашей жизни.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Отче — Отец; Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный; да — пусть; святится — прославляется; яко — как; на небеси — на небе; насущный — необходимый для существования; даждь — дай; днесь — сегодня, на нынешний день; остави — прости; долги — грехи; должником нашим — тем людям, которые согрешили против нас; искушение — соблазн, опасность впасть в грех; лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.
Эта молитва называется Господнею, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Потому эта молитва — самая главная молитва для всех.
Перевод: Отец наш Небесный! Да святится имя Твое; да приидет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день; и прости нам д€олги (грехи) наши, как и мы прощаем согрешившим против нас; и не допусти нас до соблазна, но избавь нас от лукавого (диавола).
Что такое присно в молитве
Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, то есть готовящиеся к принятию Св. Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Св. Причащения.
По окончании «трисвятого» читается очередной Апостол (апостольское чтение из книги Деяний св. апостолов, семи соборных апостольских посланий и четырнадцати посланий св. ап. Павла — по особому указателю). К внимательному чтению Апостола верующие приготовляются возгласами: «Вонмем» (будем внимать!) «Мир всем! Премудрость!» и пением прокимна — особого краткого стиха (переменяемого). Во время чтения Апостола совершается каждение в знак той благодати Св. Духа, с которою апостолы проповедали всему миру учение Иисуса Христа. На каждение, а также и на возглас священника «Мир всем!» нужно отвечать простым поклоном (без крестного знамения). Затем поется «аллилуиа» три раза с произношением особых стихов и читается очередное Евангелие (также по особому указателю), предваряемое и сопровождаемое пением радостной песни «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» — так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, как благовестие (Евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа. Апостол и Евангелие должны быть выслушаны с особенным вниманием, при наклоненной главе; хорошо делают те, кто предварительно знакомятся с этими чтениями дома. Пред началом чтения Апостола и Евангелия следует перекреститься, а по окончании — совершить крестное знамение с поклоном троекратно.
За сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который не согрешил бы в своей жизни, умоляем Праведного Судию даровать им Царство Небесное, где все праведные упокоеваются.
Словами «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся» начинается Литургия верных.
Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.
В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.
«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:» ) — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Внимание! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).
Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Богородичен текст молитвы
Неопытные христиане, приобретя молитослов и взглянув на него могут увидеть большое количество различных сокращений. Причем далеко не в каждом молитвослове можно встретить разъяснения, и дабы разобраться в них приходится обращаться за помощью к знакомым, которые в этом деле более опытны или же священнослужителю. Среди разных сокращений довольно часто можно увидеть слово Богородичен. А вот разобраться в том, что именно означает Богородичен текст молитвы в канонах, и как он расшифровывается — поможет наша статья.
Что это такое в молитвослове
Такое понятие, как Богородичен — представляет собой обращение к Пречистой Деве, подразумевающее собой канон, стих или же православное молитвословие. Как правило, самые лучшие стихиры и молебни входят в число ежедневных богослужений и являются неотъемлемой частью священнодействия, ибо они могут подразделяться на:
Верующие христиане очень почитают Небесную Царицу, ибо именно она произвела на свет Иисуса, Спасителя нашего, который в себе нес божественное и при этом был подобен обычному человеку. И именно это позволило людям отыскать путь к спасению, дав тем самым возможность по мере их причастности преобразиться в Всевышнего. И достижимым это стало только благодаря Пречистой Деве, т.к. еще задолго до воплощения, ею был свершен подвиг повиновения воли Господней. Воплощение Божьего сына и дарование спасения христианскому народу стало возможным именно благодаря этому поступку.
Помимо этого, Богоматерь и Богородичные молитвенные правила особенно почитаются также и за то, что она передает Вседержителю все прошения о вспоможении православных, которые сами стесняются лично обратиться к Нему.
Что такое присно в молитве
Хвалебная молитва Господу Богу
Молитва Господу Иисусу Христу
Молитва Святому Духу
Ангельская песнь Пресвятой Троице, или «Трисвятое»
Славословие Пресвятой Троице
Молитва Пресвятой Троице
Ангельское приветствие Божией Матери
Хвалебная песнь Богородице
Самая краткая молитва к Божией Матери
Молитва Животворящему Кресту
Молитва об усопших
Молитва перед учением
Молитва после учения
Молитва перед вкушением пиши
Молитва после вкушения пиши
Молитва на Литургии пред Святым Причащением
(Молитва святого Иоанна Златоуста)
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый (или первая) есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.
Вечери Твоей тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела.
Отпуст
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и святаго (помяни Святаго настоящаго дня) и всех святых, помилуй нас. Аминь. (три поклона).
Похожие главы из других книг
Тропарь, ектения и отпуст
Тропарь, ектения и отпуст За стихирами стиховными на малой вечерне непосредственно следует Ныне отпущаеши, Трисвятое с Отче наш, тропарь воскресный с Богородичным его и ектения сокращенная сугубая (называемая «малою») из 4 прошений: начального (вступительного), прошения
ОТПУСТ
ОТПУСТ Чин отпуста Начинается чин отпуста (. ). К нему открываются царские двери (закрытые со внесением в алтарь Евангелия по целовании пред каноном) [851], о чем здесь Типикон не делает замечания, но что указано в 7 гл. в чине вечерни (в старых уставах об этом замечено и
Отпуст в собственном смысле
8. В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила?
8. В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила? Вопрос:В последовании молитв на сон грядущим в большинстве молитвословов после молитвы святого Иоанникия «Упование мое Отец…» следует «Достойно есть» и отпуст, а затем ещё несколько молитв.
В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила?
В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряНе только богослужебный устав Церкви, но и различные молитвенные правила сформировались в монастырях. С этим, повидимому, связан
ЗАУПОКОЙНЫЙ ОТПУСТ
ЗАУПОКОЙНЫЙ ОТПУСТ Отпуст на панихиде, как и на всех почти заупокойных последованиях, один: Воскресный из мертвых Христос истинный Бог наш. Молитвослов иерейский в службе заупокойной делает неясное и не имеющее основания в других богослужебных книгах указание: отпуст:
Ектении и Отпуст Утрени
Ектении и Отпуст Утрени После Великого Славословия и тропаря по нем, произносится Сугубая ектения, начинающаяся прошением: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости твоей, молимтися, услыши и помилуй!» За этой ектенией следует непосредственно Просительная ектения,
Отпуст
Отпуст Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и святаго (помяни Святаго настоящаго дня) и всех святых, помилуй нас. Аминь. (три
Благословение и отпуст
Благословение и отпуст Священник, обращаясь к народу: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.Л. Аминь.Св. Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе [15].До отдания же Пасхи после «Слава Тебе» иерея, лик
Что такое присно в молитве
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды) Слава, и ныне:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо не находя для себя никакого оправдания, мы, грешные, приносим Тебе, как Владыке, эту молитву: помилуй нас.
Молитва первая, святого Макария Великого, к Богу Отцу
Молитва вторая, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу
Молитва третья, ко Пресвятому Духу
Молитва четвертая, святого Макария Великого
Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста
(24 молитвы, по числу часов дня и ночи)
Господи, не лиши меня небесных Твоих благ.
Молитва восьмая, ко Господу нашему Иисусу Христу
Молитва девятая, ко Пресвятой Богородице,
Петра Студийского
Молитва десятая, ко Пресвятой Богородице
Молитва одиннадцатая, ко святому Ангелу хранителю
Молитва святого Иоанникия
Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды)
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.
Молитва святого Иоанна Дамаскина
Не ужели мне одр сей гроб будет — не сейчас ли уже будет моим гробом эта постель (это ложе).
Просветиши днем — просветишь (разум, очи сердечные) светом Твоего учения. В другом смысле — дашь мне еще один день для покаяния.
Се — вот.
Ми — мне.
Злое же творя не престаю — однако (же) не перестаю (не прекращаю) творить злые дела.
Вем убо — ведь знаю же.
Яко — здесь: что.
Или хощу, или не хощу — или хочу, или же не хочу (спасения).
Аще бо праведника спасаеши — потому что если Ты спасаешь праведника.
Ничтоже велие — в этом нет ничего великого (велий — великий).
И аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно — и если помилуешь чистого, в этом нет ничего удивительного.
Достойни бо суть- потому что они достойны.
Удиви милость — яви дивную милость Твою.
О сем — здесь: в этом, этим.
Да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию — дабы из-за моих злых дел я не лишился бы Твоей неизреченной благости и милосердия.
Якоже хощеши, устрой о мне вещь — так, как Ты хочешь, исправь мою жизнь.
Просвети очи мои, Христе Боже, да не усну сном смертным, да не скажет враг мой, что одолел меня.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту:
Что такое присно в молитве
З. Все на свете чье?
З. А все, что нам нужно, дает нам кто?
З. Все нам дает Бог и дает нам все хорошее, потому что Он нас любит. А кто людям дает что-нибудь хорошее, того люди бранят или хвалят?[1]
З. Бог всегда дает все, что нам нужно, и умные люди всегда хвалят Бога. Мы людей хвалим слова-ми, и Бога можно хвалить словами. Как называются наши слова к Богу?
З. Значит, люди хвалят Бога чем?
Молитва заучивается сначала хором, а потом поодиночке [2].
«Слава» как сказать по-другому?
З. Когда мы говорим молитву: Слава Тебе, Боже наш … кому мы молимся?
З. Что мы делаем этой молитвой?
З. Этой молитвой мы хвалим одного Бога. А в скольких Лицах существует Бог?
З. Назовите три Лица Святой Троицы.
На этот вопрос должны ответить несколько учеников, чтобы могло быть усвоено значение славянского слова. То же самое делается при заучивании и других славянских слов.
В этой молитве кому говорится «слава»?
У. Отцу и Сыну и Святому Духу.
З. Когда эта «слава» говорится?
У. Ныне и присно и во веки веков.
З. А как в молитве говорят слово «верно»?
З. Прибавим это слово к молитве и прочитаем ее всю.
Следует чтение, а потом заучивание молитвы.
Сегодня мы с вами говорили, что все на свете Божие; Бог нас любит, дает нам все, что нам нужно. Мы за это хвалим Бога молитвами. Когда хвалим Бога, то говорим: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Бог в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, а потому хвалим Бога еще другой молитвой: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Теперь вы, дети, знаете четыре молитвы и читайте их утром и вечером, когда молитесь Богу. Когда узнаете еще другие молитвы, тогда читайте и их, а я вам скажу, когда какие молитвы нужно читать.
Что такое присно в молитве
ПРАВИЛО ЧТЕНИЯ МОЛЕБНЫХ КАНОНОВ
По обычнем начале 1 мiрянин глаголет: М олитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. 2 А минь.
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. А минь.
П ресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
О тче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. 5
Г осподи помилуй (12). С лава, и ныне.
Г осподи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля, безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой. Не отврати лица Твоего от мене и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, Господи, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь Твой, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене ради Твоего, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши из печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся, стужающие души моей, яко аз раб Твой есмь.
С лава, и ныне. А ллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды, с поклонами).
Б ог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне. 7
И споведуйтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.
О бышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им.
Н е умру, но жив буду и повем дела Господня.
К амень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших (и к каждому стиху припеваем: Б ог Господь: ).
Таже, тропарь празднику, коему изволиши пети, глаголи дважды, С лава, и ныне: паки той же.
Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. А минь.
Посем канон ему же изволиши, празднику или святому. 9
По 3-й песни катавасия 11 и поклон, посем: Г осподи помилуй (трижды, с поклонами).
Посем седален, С лава, другой седален, если есть, И ныне, Богородичен.
По 6-й песни та же катавасия, Г осподи, помилуй, 3-жды, С лава, и ныне.
Посем кондак [и икос, если есть].
По 9-й песни поем Д остойно есть: или задостойник сей, на глас 8:
Посем, Т рисвятое и по О тче наш: (молитвы от С вятый Боже: до О тче наш: и молитвы И исусовой включительно.)
Тропарь празднику. С лава, и ныне, кондак ему же.
Аще ли канон святому, то прежде тропарь святому. С лава, кондак ему же (ищи по 6-й песни). И ныне, Богородичен воскресный, по гласу тропаря.
Приложи и молитву святому, если есть.
Ч естнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
С лава, и ныне. Г осподи помилуй (трижды), Г осподи благослови (с поклонами), и отпуст:
Г осподи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и святаго (имя рек, имуже канон пелся), и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец.
И по отпусте молимся о здравии и о спасении, глаголя трижды:
М илостиве Господи, спаси и помилуй рабы Твоя (имена их), [поклон]
избави их от всякия скорби, гнева и нужды, [поклон]
от всякия болезни, душевныя и телесныя, [поклон]
прости им всякое согрешение, вольное и невольное, [поклон]
и душам нашим полезная сотвори. [поклон]
[1] Обычное начало включает в себя поклоны, полагаемые перед началом любого молитвословия. Подробнее о поклонах смотри в “Приложении”.
[2] Данный возглас заменяет священническое “Благословен Бог наш:” при совершении службы мiрянами.
[3] Когда написано “Слава”, следует читать: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”.
[4] Когда написано “И ныне”, следует читать: “И ныне и присно и во веки веков. Аминь.”
[5] После “Отче наш” священник читает возглас “Яко Твое есть Царство:”. При отсутствии священника мiрянам следует читать здесь Иисусову молитву. Надо, впрочем, заметить, что в наше время эта традиция основательно забылась, и по “Отче наш” мiряне обычно не читают возгласа вовсе.
[6] Заменяет Великую ектению, читаемую священником.
[7] “Бог Господь:” и последующие стихи возглашает канонарх или возглавляющий службу, а хор поет к каждому стиху “Бог Господь:” на глас последующаго тропаря.
[8] Так как данные пояснения предназначены для начинающих, то здесь приведен самый простой случай, когда читается только один канон. Вообще, на молебне могут петься также два или три канона.
[9] Пояснения к канону смотри в приложении.
[10] Есть впрочем, и другая практика, когда каноны поются с ирмосами. В любом случае, если канонов несколько, ирмос поется (если поется) только у первого.
[11] Катавасия — краткое песнопение, замыкающее песнь. См. в “Приложении”.
[12] Из службы праздника.
О чтении молебных канонов.
Перед началом и по окончании любого молитвословия рекомендуется совершить следующие поклоны:
Б оже, милостив буди мне грешному. [поклон]
С оздавый мя, Господи, помилуй мя. [поклон]
Б ез числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. [поклон]
Д остойно есть, яко воистинну, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим, и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. [поклон земной]
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу [поклон]
И ныне и присно и во веки веков. Аминь. [поклон]
Г осподи, помилуй [трижды]. Г осподи, благослови. [поклон]
Или хотя бы первые три из них.
Молитвенное последование перед каноном включает в себя два псалма — 142 и 50. Если они не приведены в тексте молебна, их следует взять из Псалтири.
После 3-й и 6-й песней читается катавасия — песнопение, замыкающее песнь. К канонам Господу: И збави от бед рабы Твоя, Милостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, Милостивому Избавителю всех Владыце Господу Иисусу. К канонам Пресвятей Богородице: С паси от бед рабы Твоя, Богородице, яко мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и Предстательству. П ризри благосердием, Всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь. К канонам святым: М оли Бога о нас, святый имя рек, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.
(а по дониконовской практике катавасия читается после каждой песни)
После 3-й песни могут быть седальны — тропари в честь святого, названные так потому, что раньше при исполнении их и следовавших за ними святоотеческих чтений было принято сидеть. Последний седален (как и вообще последний тропарь) посвящен обычно Пресвятей Богородице, и потому называется Богородичен.
После 6-й песни и катавасии следует кондак и иногда икос.
В великие праздники читается задостойник праздника.
После канона вновь читается Т рисвятое и по О тче наш: тропарь и кондак празднику или святому, 40 раз Г осподи помилуй (заменяющие сугубую ектению, читаемую, когда служит священник), затем может быть молитва святому, и затем обычное окончание с отпустом.
Есть древняя практика после отпуста молиться о здравии (например, тех, о ком пелся молебен), читая трижды с поклонами “ М илостиве Господи, спаси и помилуй. ” (см. в тексте). Всего 15 поклонов. При совместном молении старший прочитывает первую часть молитвы и произносит имена, а остальные хором дочитывают остальное (“Избави их от всякия скорби. ” и далее до конца.)
По окончании молебна следует положить те же поклоны, что и в начале.
[*] Если молебен совершают несколько человек, возглавляющий читает эту часть отпуста так: “. святых Ангелов, хранителей наших, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец”.