Что означает слово прихотливый 3 класс литературное чтение
Бедный третьеклассник или как учим
«Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.»
Меня поставили в тупик и многие другие выражения в этом стихотворении.
«День объятия раскинул.»
Ведь обычно «объятья раскрывают, широко раскинув руки». Нельзя «объятья» раскинуть.
«Меж заката и востока»
По старому анекдоту: « От забора и до обеда (рыть канаву)». Путаница обстоятельств места и времени. Здесь дальше идет слово «миг». То есть, явно про время говорится. Значит должно быть: «от заката до восхода». А еще, если очень хочется использовать слово «между», то «между западом и востоком» (существительные должны стоять не в родительном, как у автора, а в творительном падеже).
«Огнедышащее око».
Глаз, который дышит огнем, круто! Конечно, Поэзия.
Полезла в Интернет. Пришлось долго бедному школьнику потом объяснять полное содержание произведения. Получилось по смыслу, как бы подстрочный перевод:
«Зреет рожь над жарким полем,
И от поля и до поля
Гонит переменчивый ветер
Переливающиеся волны золотистой травы.
Робко месяц смотрит в глаза,
Очень удивлен, что день не кончился,
А наоборот, день ещё и часть ночи
Себе забрал.
Над безбрежным полем хлеба
От заката до восхода
Лишь на миг скрывает небо
Ослепляющее око
Обжигающего Солнца.
Дорогие авторы и проверяющие их академики РАН и РАобразования, а нельзя такую высокую Поэзию оставить для филологов и искушенных взрослых любителей высокого стиля?
Да, выучить стихи за 4 часа не удалось. Грустно. Но близко к смыслу, при случае, расскажем.
Значение слова «прихотливый»
1. Имеющий много прихотей, капризный, излишне требовательный. Прихотливый ребенок. □ Сыщи ей жениха, чтоб был хорош, умен, И в лентах, и в чести, и молод был бы он (Красавица была немножко прихотлива). И. Крылов, Разборчивая Невеста. Прейн был не особенно прихотливый человек и довольствовался всегда двумя комнатами. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо.
2. Причудливый, затейливый. Прихотливый узор. □ Извилистые края прихотливых облаков отливали расплавленным серебром. Куприн, Ночлег. Москва на языке сарматов, некогда живших на просторах России, означает «искривленная, крутящаяся». Это вполне согласуется с характером русла Москвы-реки — прихотливым, извилистым. Песков, Путешествие с молодым месяцем.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прихотли́вый
1. имеющий много прихотей, капризный, излишне требовательный
2. перен. причудливый, затейливый ◆ Когда великий лондонский мифограф Уильям Блейк завершал свое ученье у гравера на Грейт-Куин-стрит, напротив мастерской его работодателя сооружалось прихотливое здание масонской ложи. Питер Акройд, «Лондон», 2015 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова обагрить (глагол), обагрила:
Словарь к учебнику «Литературное чтение» УМК «Школа России»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Амбар – неотапливаемое строение для хранения зерна, муки.
Булатная броня- защитный слой, обладающий большой прочностью, благодаря булату( прочной стали).
Вещий – знающий, предсказывающий будущее.
Восвояси – на место постоянного жительства.
Грифель – палочка для письма на специальной доске, позже-стержень карандаша.
Держава – большое независимое и сильное государство
Диалог – разговор двух лиц.
Дух (в нем занялся ) – понятие означающее невещественное начало сознание, мышление.
Захватило дух (от высоты) – испытывать ощущения связанные с частотой дыхания, учащенным сердцебиением
Каурка –конь или лошадь каурой масти.
Кичка – старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, часто с двумя выдавшимися вперед остриями.
Коромысло – деревянная дуга с зарубками или крючками на концах, для ношения на плечах ведер и других тяжестей.
Кочережка – железный прут с загнутыми концами для перемешивания топлива в печи.
Кутерьма – суматоха, сумятица, хаос.
Кушак – пояс, из широкого длинного куска материи или шнура.
Кухарка – прислуга, готовящая пищу.
Лампадка – небольшой сосуд с фитилём на поплавке, наполняемый древесным маслом и зажигаемый перед иконами у православных и католиков.
Маркиз – дворянский титул.
Отложной (воротничок) – такой, который можно отогнуть.
Палаты (царские)- большой роскошный дом, дворец.
Пашня – вспаханное поле, используемое, под посевы сельскохозяйственных культур.
Пелена – то, что застилает, заволакивает что-либо, сплошной покров.
Пленять – привлекать к себе, восхищать, очаровывать.
Поварёшка – большая ложка для розлива жидкого кушанья.
Потешка – развлечение, забава.
Реплика – элемент сценического диалога.
Решето – предмет хозяйственной утвари в виде широкого деревянного обода с натянутой на одну сторону крупной сеткой.
Сенцы – нежилая часть дома, соединяющие жилое помещение с крыльцом или разделяет две половины дома.
Судомойка – работница, занимающаяся мытьём посуды.
Таратайка – легкая обычно двухколесная повозка с откидным верхом.
Тромбон – духовой медный музыкальный инструмент, представляющий собою длинную составную, дважды изогнутую трубку с широким раструбом и раздвижным механизмом или клапаном.
Тулуп – длинная свободного покроя с большим воротником запашная шуба мехом внутрь.
Чулан – подсобное помещение в жилом доме, кладовка.
Словарь к «Сказке о царе Салтане. » А. С. Пушкина для уроков литературного чтения
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение. 3 класс. Учебник, часть 1
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
…то на весь бы мир одна наткала я полотна.
В светлицу входит царь.
Царь…в тот же вечер обвенчался.
Обвенчаться – вступить в брак (стать мужем/женой) по церковному обряду.
Честной (пир) – установленный добрым обычаем.
Честные (гости) – почтенные, уважаемые, достойные почёта.
Дела вдаль не отлагая
– не откладывая дела на дальний срок.
С первой ночи понесла.
Понесла – стала беременной. В организме женщины начал развиваться ребёнок.
Наступает срок родин
Срок родин – день, когда должен родиться ребёнок.
Бог им сына дал в аршин
Аршин – русская мера длины, равная 71 см.
Шлёт с письмом она гонца
Сватья баба Бабариха
Едет с грамотой гонец…
Грамота – деловой документ или письмо.
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
И привёз гонец хмельной
Хмельной – пьяный, нетрезвый.
И пошёл на край долины
У моря искать дичины.
Дичина – дикие птицы.
Смотрит – видит дело лихо.
Бьётся лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней.
Зыбь – волнение (волны) на водной поверхности в отсутствие ветра.
Натощак – на голодный желудок.
Блещут маковки церквей
Маковка церкви – это купол (крыша) круглой или овальной формы.
Мать и сын спешат ко граду.
И царевича венчают
Совершают обряд, присваивая высокое звание князя.
И нарёкся: князь Гвидон
Пристань с крепкою заставой.
Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце.
Палата – большое богатое здание или помещение.
Престол – трон правителя (царя).
Венец – драгоценный головной убор, корона.
Новый город… с теремами.
Терем – дом в виде башни. Высокий богатый дом.
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
Ядро — внутренняя часть плодов и семян, заключённая в твёрдую оболочку.
Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение. 3 класс. Учебник, часть 1
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
С ободрённою душой
Князь пошёл к себе домой.
Ободрённый – от слова ободрить (внушить бодрость кому-либо, поднять настроение)
С ободрённою душой – с хорошим настроением.
Караул к нему (к дому) приставил.
Караул – воинское подразделение, несущее охрану чего-либо.
Девки сыплют изумруд
В кладовые и под спуд.
Спуд – тайник, хранилище, скрытое место.
Говорит царю ткачиха…
Исподтиха – незаметно, скрытно.
Окриветь – стать кривым, ослепнуть на один глаз.
Вот идёт молва правдива…
Молва – слухи (информация, которой обычно не стоит доверять, требующая проверки)
Выступает, будто пава …
Величавая – важная, гордая, внушающая к себе уважение.
Выступает, будто пава – говорят о женщине с горделивой осанкой и плавной походкой.
Подумай… не раскаяться б потом.
Князь пред нею стал божиться…
Что об этом обо всём
Передумал он путём.
Путём – как следует, толково.
Что готов душою страстной
Страстная душа – душа, в которой сильное чувство.
Просим твоего благословенья
Просим благословения – одобрения, разрешения на какое-либо дело.
А лежит нам путь далёк:
Восвояси на восток.
Отправиться восвояси – это значит туда, откуда приехал, пришёл (или к себе домой).
К нам он в гости собирался,
А доселе не собрался.
Доселе – до сих пор.
Всяк его усердно славит.
Усердно – сердечно, с любовью.
Но Салтан им не внимает…
Внимать – слушать с особым вниманием, принимать во внимание чьи-л. слова, проявляя готовность им следовать.
И в лазоревой дали
Лазоревый – лазурный (имеющий оттенок синего цвета)
У ворот блистают латы.
И свекровь свою ведёт…
Свекровь – мать мужа.
И дух в нём занялся
Дух занялся – захватило дух – стало тяжело, трудно дышать (от избытка чувств, сильных переживаний, ощущений…)
Их нашли насилу там.
Нашли насилу – нашли с большим трудом.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
«Сказка о царе Салтане. » А. С. Пушкина содержит много слов, которые непонятны ученикам начальных классов. Данный словарь поможет учителю в подготовке уроков по сказке. Учащиеся, пользуясь словарём, будут обогащать свою речь новыми словами, смогут понять и представить то, о чём написал поэт.
Общая информация
Похожие материалы
Единый орфографический режим по ведению ученических тетрадей в начальной школе
Воспитательное мероприятие «Прощай начальная школа»
Презентация к классному часу «Блокада Ленинграда» (3 класс)
Презентация о детях-героях инициативы «Горячее сердце» 4 класс
Развитие смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников
Художественное произведение «Рождественская сказка» 1-4 класс
Проверочная работа к разделу «У нас в школе» по учебнику для 2 класса «Литературное чтение» под ред. Г.С.Меркина
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5378476 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Страница 155 учебник литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 1 часть
1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова:…
Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны. Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.
В сказках о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.
Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.
2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:
3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
3. Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?
На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.
4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.
Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.
Смелый приступ — половина победы: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.
Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.
5. Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?
В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.
Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста». Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.
6. Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».
Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.
Можно ли назвать Зайца храбрым?
Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.